Научная статья на тему 'Динамические процессы в урбанонимической номинации (на примере названий жилых комплексов)'

Динамические процессы в урбанонимической номинации (на примере названий жилых комплексов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
480
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНОМАСТИКА / СОБСТВЕННОЕ ИМЯ / ГОРОДСКОЕ ОНИМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / УРБАНОНИМ / ОЙКОДОМОНИМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Разумов Р.В.

В статье рассматривается история появления в ономастическом пространстве Российской Федерации названий жилых комплексов. Автор относит данный тип собственных имен к одной из разновидностей урбанонимов ойкодомонимам. Названия жилых комплексов выполняют не только адресную, но и рекламную функции, поэтому они занимают промежуточное положение между классическими урбанонимами и рекламными именами. Названия жилых комплексов возникают в результате искусственной номинации; они отражают вкус номинаторов, не ограниченный юридическими нормами. Автор анализирует структуру названий жилых комплексов, выделяет в них две части: урбанонимический термин и онимическую часть. В российских городах преобладают два урбанонимических термина: жилой комплекс и микрорайон. Автор выделяет 3 основных принципа номинации жилых комплексов: указание на расположение объекта, отражение особенностей внешнего вида, подчеркивание престижности объекта. Отмечается необходимость выработки общих принципов создания и экспертизы названий жилых комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC PROCESSES IN URBANONYMIC NOMINATION (WITH REFERENCE TO NAMES OF RESIDENTIAL COMPLEXES)

The article considers the origin of names for residential complexes in Russian onomastic space. The author treats this type of proper names as a variation of urbanonyms oikodomonyms (names of buildings). The names of residential complexes have not only an address function but also an advertising one thus occupying an intermediate position between classical urbanonyms and advertising names. The author notes that residential complexes acquire names as a result of artificial nomination reflecting the taste of the nominators and not limited by any legal rules. The author analyses the structure of the names dividing them into two parts: urbanonymic term and onymic part. It is noted in the article that the two urbanonymic terms prevailing in Russian cities are residential complex and residential district. The author indicates3 main principles in naming residential complexes: location of the object, features of exterior appearance, prestigiousness of the object. The necessity of designing general principles for naming residential complexes and the expertise of the names is mentioned in the article.

Текст научной работы на тему «Динамические процессы в урбанонимической номинации (на примере названий жилых комплексов)»

УДК 811.161.1'373.211

Р.В. Разумов*

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УРБАНОИИМИЧЕСКОЙ НОМИНАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НАЗВАНИЙ ЖИЛЫХ КОМПЛЕКСОВ)

В статье рассматривается история появления в ономастическом пространстве Российской Федерации названий жилых комплексов. Автор относит данный тип собственных имен к одной из разновидностей урбанонимов — ойкодомонимам. Названия жилых комплексов выполняют не только адресную, но и рекламную функции, поэтому они занимают промежуточное положение между классическими урбанонимами и рекламными именами. Названия жилых комплексов возникают в результате искусственной номинации; они отражают вкус номинаторов, не ограниченный юридическими нормами. Автор анализирует структуру названий жилых комплексов, выделяет в них две части: урба-нонимический термин и онимическую часть. В российских городах преобладают два урбанонимических термина: жилой комплекс и микрорайон. Автор выделяет 3 основных принципа номинации жилых комплексов: указание на расположение объекта, отражение особенностей внешнего вида, подчеркивание престижности объекта. Отмечается необходимость выработки общих принципов создания и экспертизы названий жилых комплексов.

Ключевые слова: ономастика, собственное имя, городское онимическое пространство, урбаноним, ойкодомоним.

Начало 2000-х гг. характеризуется активизацией процессов номинации как классических (улиц, проспектов, площадей и т. п.), так и новых типов городских объектов. В указанный период появились разряды собственных имен, не представленные ранее в российском ономастиконе. Анализ их становления, безусловно, представляет интерес, поскольку позволяет судить о существующих языковых вкусах номинато-ров, не отягощенных предшествующей традицией и сложившимися ономастическими стереотипами. К числу собственных имен, формирование которых позволяет судить об ономастических представлениях современного общества, относятся и названия жилых комплексов.

До начала 2000-х гг. в российском ономастиконе практически не были представлены названия зданий. Показательно, что термин ойкодомоним, предназначенный для обозначения подобных онимов, впервые был зафиксирован лишь во 2-м издании «Словаря русской ономастической терминологии» Н.В. Подольской [1, с. 88]. Первые статьи, посвященные данному разряду урбанонимов, также появились лишь в 1980— 1990-е гг. [2; 3]. Как показал наш анализ [4], термин ойкодомоним вводился Н.В. Подольской для обозначения исторических названий зданий и сооружений, функционирующих в текстах путеводителей, исследованиях по архитектуре, искусству, истории.

* © Разумов Р.В., 2016

Разумов Роман Викторович (rvrazumov@list.ru), кафедра русского языка, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 150000, Российская Федерация, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108.

Экономические преобразования 1990—2000-х гг. привели к началу строительства зданий и комплексов зданий по индивидуальным проектам. Это обусловило начало формирования нового типа собственных имен — названий жилых комплексов. На наш взгляд, для обозначения данного типа онимов может быть использован термин ойкодомоним.

Впервые к рассмотрению названий жилых комплексов мы обратились в 2006 г. [5] на заре формирования данного типа собственных имен. Интересно, что параллельно с нами данный тип онимов был рассмотрен и волгоградской исследовательницей М.Я. Выходцевой [6]. Впоследствии названия жилых комплексов рассматривались Т.П. Соколовой [7].

Цель настоящей статьи — описать основные тенденции развития названий жилых комплексов. Материал для исследования был собран в специализированных изданиях и на интернет-сайтах о недвижимости. Большинство проанализированных онимов зафиксировано в Москве, поэтому название этого города нами не указывается; во всех остальных случаях мы будем упоминать название населенного пункта, в котором создан урбаноним.

Группа названий жилых комплексов начала формироваться в начале 2000-х гг. Первоначально подобные собственные имена появились в Москве и Санкт-Петербурге, затем они стали создаваться в провинции. Наиболее широко названия жилых комплексов представлены в двух российских столицах. По данным Т.П. Соколовой, на ноябрь 2004 г. в Москве было зафиксировано около 300, а на февраль 2010 г. — около 900 онимов [7, с. 364]. По нашим данным, в Ярославле в мае 2006 г. существовало 11 подобных названий, а в мае 2016 г. — 64 онима. Возникновение названий жилых комплексов не связано с онимическим типом населенного пункта (о типологии онимических систем см. [8]). Например, в Ярославской области подобные онимы представлены лишь в Ярославле, но не зафиксированы в Рыбинске, который также имеет статус большого города. В Московской области и Краснодарском крае названия жилых комплексов зафиксированы не только в больших, но и в малых городах. Например, в Геленджике, имеющем статус малого города, отмечено более 20 подобных топонимов.

Названия жилых комплексов возникают в результате процесса искусственной номинации, поэтому в них отражается ономастический вкус номинаторов, в качестве которых выступают сотрудники строительных компаний, рекламных и нейминговых агентств. Создание подобных онимов не регламентируется какими-либо юридическими документами, не требует предварительных согласований, экспертиз, а также регистрации в органах исполнительной и законодательной власти. Например, ни одно из названий жилых комплексов в Ярославле не рассматривалось на заседаниях местной топонимической комиссии, так как подобная процедура не предусмотрена действующим муниципальным и федеральным законодательством.

Основная сфера использования названий жилых комплексов — рекламные сообщения в средствах массовой информации, специализированных изданиях о недвижимости, на интернет-сайтах. Создатели подобных собственных имен используют их для формирования у потенциального потребителя желания приобрести такую недвижимость: «Действительно, красивое, не похожее на другие название дома продолжает использоваться жильцами и надолго входит в обиход. Приятно думать, что ты живешь не просто в доме по конкретному адресу, а в доме с ярким поэтическим названием (выделено мной. — Р.В ), и с гордостью сообщать об этом друзьям» [9].

Названия жилых комплексов занимают пограничное место в ономастическом пространстве, поскольку выполняют как адресную, так и рекламную функции. Включение указанных названий в адресные базы данных, употребление в качестве ориенти-

Динамические процессы в урбанонимической номинации (на примере названий жилых комплексов)

ров в городском пространстве сближает их с урбанонимами. Активное использование при создании подобных урбанонимов разнообразных моделей рекламной номинации (наличие в структуре онимической части метафорических названий, прецедентных онимов, слов с положительной семантикой и др.), преимущественное функционирование в рекламных текстах сближает их с другими рекламными именами.

Названия жилых комплексов состоят из двух частей: урбанонимического термина и собственно онимической части.

Первая часть названия — урбанонимический термин — указывает на статус строения. Для его обозначения номинаторами используются два основных наименования: жилой комплекс (далее — ЖК) и микрорайон. Урбанонимический термин может быть расширен за счет введения в его состав дополнительных компонентов: элитный жилой комплекс, жилой комплекс бизнес-класса, жилой комплекс клубного типа и др. Прочие наименования (жилой дом, апартаменты, клубный дом и др.) встречаются реже и фиксируются преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Интересно, что в Москве нами отмечены случаи появления искусственных терминов, придуманных в строительных фирмах: веллхаус (Веллхаус на Дубровке и Веллхаус на Ленинском) и мортонград (мортонград Бутово и мортонград Путилково). Основной урба-нонимический термин может сочетаться с другим урбанонимическим термином, введенным в онимическую часть названия. В качестве дополнительного наименования используются слова дом (ЖК«Венский дом»), квартал (ЖК«Английский квартал»), парк (ЖК «Магнолия Парк»), посад (ЖК «Воронцовский посад»), усадьба (ЖК «Тихвинская усадьба»), плаза (ЖК «Тверская плаза»), палаты (ЖК «Палаты Муравьевых»), слобода (ЖК«Арбатская слобода», Коломна), хаус (ЖК«Аркада-хаус») и др. Собранные нами материалы показывают, что количество названий жилых комплексов с дополнительным термином в онимической части постепенно сокращается.

Онимическая часть названия необходима для выполнения онимом различительной функции. Анализ собранного языкового материала позволил выделить 3 основных принципа создания названий.

Во-первых, онимический компонент названия может указывать на особенности расположения жилого комплекса. Эта функция названия, как правило, реализуется через указание на другой, уже известный городской объект: улицу (ЖК «Московская слобода» —— Московский проспект, Ярославль), район (ЖК «Крылатские огни» <— микрорайон Крылатское), парк (ЖК«Покровский берег» <— парк Покровское-Стрешнево); поселок (ЖК«БарвихаХиллс» <— поселок Барвиха), станцию метро (ЖК «Чкаловский» <— станция метро «Чкаловское», Санкт-Петербург), значимый городской объект (ЖК «Златоустье» <— церковь Иоанна Златоуста, Ярославль) и др. Иногда попытки трансформировать исходный оним в название жилого комплекса приводят к возникновению неудачных названий, провоцирующих ономастические конфликты. В качестве примера подобных онимов Т.П. Соколова приводит названия ЖК «Патриарх» (расположен рядом с Патриаршими прудами) и ЖК «Katrin House» /«Катрин-Хаус» (дом расположен на улице Екатерины Будановой, название увековечивает память о летчице, Герое России, участнице Великой Отечественной войны) [10, с. 117].

Указание на местоположение жилого комплекса может осуществляться через апелляцию номинатора к фоновым знаниям горожанина (ЖК «Академия Люкс» и ЖК «Академия Палас» <— проспект Вернадского; ЖК «Премьер» <— улица Косыгина). Для этого в онимической части могут использоваться разнообразные прецедентные имена: ЖК «Гусарская баллада» <— микрорайон Фили; ЖК «Каменный цветок» <— улица Бажова и др.

Анализ времени появления названий жилых комплексов показывает, что доля онимов-указателей среди урбанонимов Москвы постепенно увеличивается. Одной из причин отмеченной тенденции является удобство их использования в качестве адресного объекта. Правда, следует отметить, что в провинциальных городах количество подобных онимов сравнительно невелико.

Во-вторых, онимический компонент может отражать особенности внешнего видя здания. Обычно в названии жилого комплекса подчеркивается высота здания: ЖК«Высокий берег» (Екатеринбург), ЖК«Доминанта», ЖК«Вертикаль», а также его расположение в окружении зеленых насаждений: ЖК «Яблоневый посад» (Ярославль), ЖК «Изумрудная долина» и др. Особенности жилого комплекса могут обыгрываться и при помощи метафорических названий: ЖК «Алые паруса» (комплекс расположен на берегу реки, стены зданий имеют розовый цвет), ЖК «Голубой топаз» (Ярославль, стены зданий комплекса окрашены в синий цвет), ЖК «Авангард» (в названии отражена необычная для подобных сооружений окраска стен зданий). Заметим, что количество подобных онимов во всех городах сравнительно невелико. Анализ времени создания названий жилых комплексов показывает, что их количество постепенно сокращается.

В-третьих, онимическая часть может подчеркивать престижность объекта: информировать потенциального потребителя о его высоком статусе, создавать положительный облик. Этот эффект достигается с помощью введения в состав онимической части традиционных для рекламных имен слов золото (ЖК «Золотая гавань», Санкт-Петербург; ЖК «Золотая набережная», Псков), серебро (ЖК «Серебряные зеркала», Санкт-Петербург), звезда (ЖК «Звезда Фабрициуса»; ЖК «Новая звезда»); новый (ЖК «Новая Звезда»; ЖК «Новый дом в Сокольниках») и др. Созданию благоприятного впечатления помогает использование лексики с семантическими компонентами 'растительный мир' (ЖК «Кедры»; ЖК «Калина»); 'драгоценный камень' (ЖК «Голубой топаз», Ярославль; ЖК «Малахит»); 'эталон, образец' (ЖК «Парадный квартал», Санкт-Петербург; ЖК «Петроградский эталон», Санкт-Петербург). Необходимо отметить и широкое употребление в подобных именах собственных экзотизмов и варваризмов: ЖК «Авеню, 77»; ЖК «Apart Ville Fitness & Spa Resort», ЖК «Course House», ЖК «Petrovsky Apart House», ЖК «Ля Дефанс», микрорайон «Сакраменто» (все — Москва), ЖК«Ле Грандъ» (Санкт-Петербург) и историзмов (ЖК«Палаты Муравьевых» и др.). Анализ времени появления названий показывает, что и в Москве, и в провинции количество названий, содержащих неосвоенные заимствования, устаревшую лексику, постепенно сокращается.

Престижность жилого комплекса может подчеркиваться с помощью использования разнообразных прецедентных имен: антропонимов (ЖК «Багратион», ЖК «Люмьер», ЖК «Александр Невский», ЖК «Утесов» и др.), топонимов (ЖК «Солнечный берег», ЖК «Лазурный берег» и др.), ойкодомонимов (ЖК «Ласточкино гнездо», ЖК «Трианон», ЖК «Эльсинор» и др.), названий литературных произведений и кинофильмов (ЖК «Дворянское гнездо», ЖК «Синяя птица» и др.), имен литературных героев (ЖК «Онегин», ЖК «Ассоль» и др.). Использование в качестве названий для жилого комплекса прецедентных имен обуславливает необходимость введения в -текст рекламы дополнительной информации, мотивирующей его выбор: «Величественность образа и монументальность идеи, гармоничный силуэт и чистота линий, поэзия современной архитектуры, вобравшая в себя наследие эпохи Возрождения — это жилой комплекс "Леонардо " — яркий архитектурный ансамбль на Юго-Западе Москвы»»; « "Живу в Онегине" — такой визитной карточки будет достаточно, чтобы раз и навсегда обозначить свое положение в свете. Высокое положение» [9].

Требуется дальнейшее проведение комплексного исследования названий жилых комплексов с тем, чтобы выявить особенности в их номинации в различных городах

Динамические процессы в урбанонимической номинации (на примере названий жилых комплексов)

и регионах. Необходимо выработать общие принципы их создания и экспертизы, рассмотреть возможность предварительного рассмотрения подобных онимов в городских топонимических комиссиях.

Библиографический список

1. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1988. 192 с.

2. Подольская Н.В. Имена внутри и около города // Всесоюзная научно-практическая конференция «Исторические названия — памятники культуры» (17—20 апреля 1989 г.). М., 1989. С. 69-70.

3. Подольская Н.В. Названия зданий — часть городской культуры // Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. XXV. Ономастика. Кн. 1. Ч. 1. М., 1993. С. 134—140.

4. Разумов Р.В. Ойкодомонимы: место в ономастическом пространстве // Восточно-украинский лингвистический сборник им. Е.С. Отина: сборник научных трудов. Вып. 1 (16). Донецк, 2016. С. 150—160.

5. Разумов Р. В. Названия жилых комплексов — новая разновидность урбанонимов // Ономастика Поволжья: материалы X международной конференции. Уфа, 2006.

С. 160—163.

6. Выходцева М.Я. Названия жилых комплексов на ономастикой карте города // Ономастика Поволжья: материалы X международной конференции. Уфа, 2006. С. 123—125.

7. Соколова Т. П. Тенденции эргонимической номинации // Ономастика Поволжья: сборник материалов XII международной научной конференции. Казань, 2010. С. 364—367.

8. Разумов Р.В. Типология городских онимических систем Российской Федерации // Региональная ономастика: Проблемы и перспективы исследования. Витебск, 2016. С. 31—34.

9. Как и для чего строящимся домам присваиваются имена? URL: http://www.mr7.ru/ articles/52905/ (дата обращения: 04.01.2013)

10. Соколова Т. П. Нейминговая экспертиза: организация и производство. М., 2016. 208 с.

References

1. Podolskaia N.V. Slovar' russkoi onomasticheskoi terminologii [A Dictionary of Russian onomastic terminology]. Moscow, 1988, 192 p. [in Russian].

2. Podolskaia N.V. Imena vnutri i okolo goroda [Names in and around the city]. In: Vsesoiuznaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia «Istoricheskie nazvaniia — pamiatniki kul'tury» (17—20 aprelia 1989 g.): tezisy dokladovi soobshcheniia [All-Union scientific-practical conference "Historical names — cultural monuments" (17-20 April 1989)]. Moscow, 1989, pp. 69—70 [in Russian].

3. Podolskaia N.V. Nazvaniia zdanii — chast' gorodskoi kul'tury [Names of the buildings — a part of urban culture]. In: Materialy k serii «Narody i kul'tury». Vyp. XXV. Onomastika. Kn. 1. Ch. 1 [Materials for the series "Peoples and cultures". Vol. XXV. Onomastics. Book 1. Part. 1]. Moscow, 1993, pp 134—140 [in Russian].

4. Razumov R.V. Oikodomonimy: mesto v onomasticheskom prostranstve [Oikodomonym: its place in onomastic space]. Vostochnoukrainskii lingvisticheskii sbornikim. E.S. Otina: sbornik nauchnykh trudov [East-Ukrainian collection of linguistic papers named after E.S. Otin: collection of scientific papers]. Vol. 1(16). Donetsk, 2016, pp. 150—160 [in Russian].

5. Razumov R.V. Nazvaniia zhilykh kompleksov — novaia raznovidnost' urbanonimov [Names of residential complexes — a new kind of urbanonyms]. In: Onomastika Povolzh'ia: materialy Xmezhdunarodnoi konferentsii [Onomastics of the Volga region: proceedings of the X international conference]. Ufa, 2006, pp. 160—163 [in Russian].

6. Vykhodtseva M.Ia. Nazvaniia zhilykh kompleksov na onomasticheskoi karte goroda [Names of residential complexes on the onomastic map of the city]. In: Onomastika Povolzh'ia: materialy Xmezhdunarodnoi konferentsii [Onomastics of the Volga region: proceedings of the X international conference]. Ufa, 2006, pp. 123—125 [in Russian].

7. Sokolova T.P. Tendentsii ergonimicheskoi nominatsii [Ergonymic nomination trends]. In: Onomastika Povolzh'ia: sbornik materialov XII mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii

[Onomastics of the Volga region: The collection of materials of XII international scientific conference]. Kazan, 2010, pp. 364—367 [in Russian].

8. Razumov R.V. Tipologiia gorodskikh onimicheskikh sistem Rossiiskoi Federatsii [Typology of city onymic systems of the Russian Federation]. In: Regional'naia onomastika: Problemy i perspektivy issledovaniia [Regional onomastics: Problems and prospects of research]. Vitebsk, 2016, pp. 31-34 [in Russian].

9. Kak i dlia chego stroiashchimsia domam prisvaivaiutsia imena? [How and why newly built houses are given names]. Retrieved from: http://www.mr7.ru/articles/52905/ (accessed 04.01.2013) [in Russian].

10. Sokolova T.P. Neimingovaia ekspertiza: organizatsiia i proizvodstvo [Naming expertise: organization and performance]. Moscow, 2016, 208 p. [in Russian].

R. V. Razumov*

DYNAMIC PROCESSES IN URBANONYMIC NOMINATION (WITH REFERENCE TO NAMES OF RESIDENTIAL COMPLEXES)

The article considers the origin of names for residential complexes in Russian onomastic space. The author treats this type of proper names as a variation of urbanonyms — oikodomonyms (names of buildings). The names of residential complexes have not only an address function but also an advertising one thus occupying an intermediate position between classical urbanonyms and advertising names. The author notes that residential complexes acquire names as a result of artificial nomination reflecting the taste of the nominators and not limited by any legal rules. The author analyses the structure of the names dividing them into two parts: urbanonymic term and onymic part. It is noted in the article that the two urbanonymic terms prevailing in Russian cities are residential complex and residential district. The author indicates 3 main principles in naming residential complexes: location of the object, features of exterior appearance, prestigiousness of the object. The necessity of designing general principles for naming residential complexes and the expertise of the names is mentioned in the article.

Key words: onomastics, proper name, city onymic space, urbanonym, oikodomonym (names of buildings).

Статья поступила в редакцию 06/VI/2016.

The article received 06/VI/2016.

* Razumov Roman Viktorovich (rvrazumov@list.ru), Department of the Russian Language, K.D. Ushinsky State Pedagogical University, Yaroslavl, 108, Respublikanskaya street, Yaroslavl, 150000, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.