7. Nakhodkin M. D., Vasilenko G V., Bocharov V. I., Kozorezov M. A. Proektirovanie tyagovyh ehlektricheskih mashin. Uchebnik. (Design of traction electric machines. The Textbook). Moscow.: Transport, 1976. - 624 p.
8. Leshchev A. I., Matekin S. S., Usvizky S. A., Kirillov V. S. Ehlektrovoz dvojnogo pitaniya EP10: osobennosti konstrukcii i ehlektricheskih skhem (Electric dual power ЭП10: design and electrical circuits). Lokomotiv - The Locomotive, 1999, no. 11, pp. 28 - 32.
9. Zaharov V. I., M. A. Komorowski M. A., Luzikov P. M. EHlektrovoz dvojnogo pitaniya EP10: osobennosti konstrukcii i ehlektricheskih skhem (Electric Locomotive dual power EP10: design features and electrical circuits). Lokomotiv - The Locomotive, 2000, no. 1, pp. 30 - 32.
10. Inkov Yu. M., Rotanov N. A., Feoktistov V. P., Chausov O. G. Preobrazovatel'nye po-luprovodnikovye ustrojstva podvizhnogo sostava (Converter semiconductor devices of rolling stock). Moscow: Transport, 1982. - 263 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Плаксин Алексей Владимирович
Западно-Сибирская железная дорога - филиал ОАО «РЖД».
Вокзальная магистраль, д. 12, г. Новосибирск, 630004, Российская Федерация.
Ведущий инженер дорожного топливно-энергетического центра.
E-mail: Plaksin.av@mail.ru
Plaksin Alexey Vladimirovich
The West Siberian railway - branch of JSC «RZD». 12, Vokzalnaya Magistral, Novosibirsk, 630004, the Russion Federation.
Leading engineer of road fuel and energy centre. E-mail: Plaksin.av@mail.ru
Швецов Семен Васильевич
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).
Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС.
Тел.: +7 (3812) 31-34-19. E-mail: 89040708125@yandex.ru
Shvetsov Semen Vasilyevich
Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx av., Omsk, 644046, the Russion Federation.
Ph. D., associate professor of the department «Rolling stock of electric railways», OSTU. Phone: +7 (3812) 31-34-19 E-mail: 89040708125@yandex.ru
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Плаксин, А. В. Пути повышения энергетической эффективности пассажирских электровозов при эксплуатации на равнинных участках железных дорог [Текст] / А. В. Плаксин, С. В. Швецов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. -2017. - № 3 (31). - С. 43 - 54.
Plaksin A. V., Shvetsov S. V. Ways to improve energy efficiency passenger locomotives when operating on the plains rail ways. Journal of Transsib Railway Studies, 2017, vol. 31, no. 3, pp. 43 - 54. (In Russian).
УДК 625.032
В. Г. Солоненко, Н. М. Махметов, С. Е. Бекжанова, И. С. Коптлеуов
Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева (КазАТК), г. Алматы, Казахстан
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ПРОИЗВОДСТВА ТОО «КВК» НА ТЕЛЕЖКАХ МОДЕЛИ 18-9996
Аннотация. Изложены некоторые результаты динамических испытанй полувагонов с двухосными тележками ZK1. Выполнены сравнительные расчеты по исследованию влияния тележек на основные динамические показатели.
54 ИЗВЕСТИЯ. Транссиба №,п3(371)
Ключевые слова: тележка, динамические качества, испытания, вертикальная динамика, колесная пара.
Vladimir G. Solonenko, Narzankul M. Makhmetova, Saule Е. Bekzhanova, Ibray S. Koptleuov
Kazakh Academy of Transport and Communicatoins named after M.Tynyshpaev, Almaty,
The Republic of Kazakhstan
DYNAMIC CHARACTERISTICS OF THE FREIGHT RAILCARS, PRODUCTION LLP «KBK» ON CARTS OF MODEL 18-9996
Abstract. In this article outlined some results of dynamic tests of the gondola with biaxial bogies ZK1 type. Done the comparative calculations for the study the influence of carriages to the main dynamic performances.
Keywords: cart, dynamic quality, test, vertical dynamics.
Снижение динамической нагружености экипажей во время движения является одним из основных резервов оптимизации технико-экономических показателей железнодорожных перевозок и повышения их конкурентоспособности, позволяющих ускорить доставку и улучшить условия транспортировки грузов [1].
В последнее время с ростом объемов грузовых перевозок и в связи с поэтапным переходом к подвижному составу нового поколения актуальной стала задача по созданию новой тележки для грузовых вагонов.
Оценка динамических качеств грузовых вагонов с тележками модели 18 -9996 производилась по нормированным динамическим показателям: коэффициент вертикальной динамики рамы тележки Кдв, коэффициент горизонтальной динамики рамы тележки Кдг, коэффициент запаса устойчивости от схода вагона с рельсов КУ [2].
Среди мер, направленных на обеспечение устойчивости движения вагонов, и прежде всего наиболее массовых - грузовых, существенную роль играют конструкция и состояние тележек, особенно тех, которые оборудованы диагональными связями между их боковинами.
Вагоны модели 12-9941 произведены в ТОО «Казахская вагоностроительная компания». Их двухосные тележки типа ZK1 (модель 18-9996) рассчитаны на осевую нагрузку 25 тс и скорость движения в порожнем и груженом состоянии, равную 120 км/ч. Конструкция тележки с диагональными связями, упруго-катковыми скользунами, адаптерами, резиновыми амортизаторами и касетными подшипниками в буксовом узле приведена на рисунке 1.
Результаты обработки опытных данных показали, что динамические показатели, характеризующие ходовые качества вагона, не превышают допускаемых значений [3]. В пределах нормы находятся коэффициент запаса поперечной устойчивости вагона от опрокидывания при движении в кривых участках пути, ускорения кузова в вертикальном и горизонтальном поперечном направлениях в порожнем и груженом состоянии вагона, коэффициент конструктивного запаса прогиба рессорного подвешивания с учетом максимальной нагрузки от оси на рельсы, а также коэффициент запаса устойчивости колеса от схода с рельса для всех доверительных вероятностей (таблица 1).
Опытные заезды проводились на прямом участке пути Жидели - Бирлик со следующими характеристиками: рельсошпальная решетка - 1840 шп./км, рельсы - Р65, шпалы железобетонные, скрепление Foslo, состояние пути согласно замерам путеизмерительного комплекса составляло 10 баллов. Для проведения комплексных испытаний по воздействию на путь нескольких единиц подвижного состава в поезд были включены два вагона модели 12 -9941 производства ТОО «КВК» - порожний и груженый, вагоны модели 12-9920 производства КНР - порожний и груженый, маневровый тепловоз CKD-6E производства КНР и локомотив-толкач ВЛ80с. В процессе проведения испытаний на этом участке пути было проведено 48 заездов со скоростями от 50 до 110 км/ч. На участке кривой малого радиуса R =
i№ 3(31) Л Л л ч ИЗВЕСТИЯ Транссиба SS
=2017
400 м Чокпар - Айлайгир было проведено 15 заездов со скоростями 25 - 80 км/ч. В таблице 1 приведены наиболее характерные экспериментальные данные из журнала регистрации испытаний.
кладка адаптера
Рисунок 1 - Тележка двухосная типа 2К-1(модель 18-9996)
Таблица 1 - Экспериментальные данные по определению коэффициента вертикальной динамики первой и второй ступени
Замер Скорость, км/ч Вагон № 61369336 (порожний) Вагон № 60995123 (груженый)
КД1пр КД1л КД2 КД1пр КД1л КД2
1 550 max 1 0,303 0,226 0,155 0,737 0,518 0,421
max 2 0,262 0,173 0,118 0,749 0,457 0,272
max 3 0,241 0,185 0,11 0,615 0,351 0,318
CP 0,267 0,195 0,128 0,703 0,442 0,337
2 660 max 1 0,187 0,346 0,119 0,391 0,293 0,247
max 2 0,184 0,319 0,118 0,743 0,38 0,351
max 3 0,233 0,448 0,162 0,831 0,592 0,484
CP 0,198 0,371 0,133 0,655 0,422 0,361
3 7 70 maxi 0,145 0,198 0,087 0,542 0,338 0,157
max2 0,202 0,205 0,147 0,819 0,490 0,366
max3 0,231 0,175 0,131 0,522 0,431 0,238
0,193 0,193 0,122 0,628 0,399 0,254
4 90 maxi 0,219 0,237 0,161 0,674 0,701 0,661
max2 0,153 0,152 0,106 0,615 0,301 0,229
max3 0,149 0,181 0,123 0,527 0,377 0,370
0,174 0,190 0,130 0,605 0,459 0,420
5 110 maxi 0,225 0,247 0,172 0,685 0,725 0,681
max2 0,173 0,164 0,127 0,625 0,315 0,238
max3 0,157 0,183 0,133 0,538 0,387 0,386
0,185 0,198 0,144 0,616 0,475 0,435
56 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 3(31) ОСИ7
2UI 7
На рисунках 2 - 5 приведены экпериментальные данные, полученные на опытном участке Жидели - Берлик при движении со скоростями 50 - 90 км/ч. Полученные данные фиксировались измерительным комплексом М1С-26 и датчиками ускорений АР-37.
Рисунок 2 - Коэффициент вертикальной динамики первой ступени рессорного подвешивания полувагонов 12-9941 при движении по прямому участку пути, мм
Рисунок 3 - Коэффициент вертикальной динамики второй ступени рессорного подвешивания полувагонов 12-9941 при движении по прямому участку пути
На рисунках 6, 7 приведены результаты ходовых динамических испытаний со скоростью до 120 км/ч. Коэффициенты вертикальной и горизонтальной динамики определены и приведены с доверительной вероятностью 0,999. Пунктирными линиями показаны зависимости для
№ 3(31) ■2017
ИЗВЕСТИЯ Транссиба
груженого состояния полувагона, сплошными линиями - для порожнего. Линиями без маркеров показаны допускаемые значения для соответствующих показателей.
Рисунок 4 - Вертикальные и горизонтальные ускорения рамы тележки полувагонов 12-9941 при движении по прямому участку пути, м/с2
Рисунок 5 - Вертикальные и горизонтальные ускорения кузова полувагонов 12-9941 при движении по прямому участку пути, м/с2
ИЗВЕСТИЯ Транссиба
№ 3(31) =2017
Результаты динамических испытаний показали, что коэффициент вертикальной динамики для порожнего вагона с увеличением скорости до 110 км/ч увеличивается или изменяется незначительно, а для груженого вагона увеличивается, не превышая допустимых значений, что обусловлено прежде всего конструктивными особенностями двухосных тележек типа 2К-1 (189996).
а б
Рисунок 6 - Зависимости коэффициентов вертикальной (а) и горизонтальной (б) динамики от скорости при движении на прямом участке пути Жидели - Берлик
— ■ - - кдв груж; —■— - кдв порожн; — — - [кдв] груж; ^^^ - [кдв] порожн _- кдг груж; —- кдг порожн; ™ - [кдг] груж; ^^^ - [кдг] порожн
а б
Рисунок 7 - Зависимости коэффициентов вертикальной (а) и горизонтальной (б) динамики от скорости при движении по кривой радиусом 400 м на отрезке Чокпар - Айла-айгир
Список литературы
1. Динамические качества грузовых вагонов, имеющих тележки с диагональными свзями / Е. П. Блохин, К. Т. Алпысбаев и др. // Вестник СНУ им. В.Даля. - Северодонецк. - 2012. -№ 5 (176). - С. 56 - 63.
2. Солоненко, В. Г. Исследование параметров пути и ходовых частей вагона на силы взаимодействия / В. Г. Солоненко, Н. В. Ивановцева, Н. Т. Мусагитов // Магистраль. - 2012. - № 4 (62). - С. 31 - 37.
3. ГОСТ 33211-2014 Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам / ОАО «ВНИИЖ». - М., 2016. - 54 с.
References
1. Blokhin E. P., Alpysbaev K. T., Granovsky R. B., Dzichkovsky E. M., Krivchikov A. E., Federov E. F. Dynamic qualities of freicht cars witch trolleys with diagonal links [Dinamicheskie
!№ 3(31) ИЗВЬС1ИЯ 1ранссиЬа 59
=2017 —_
kachestva gruzovykh vagonov, imeiushchikh telezhki s diagonal'nymi svziami]. Vestnik SNU im. V.Dalia - Bulletin of SNU im. V. Dalya, 2012, no. 5 (176), p. 56 - 63.
2. Solonenko V. G., Ivanovtseva N. V., Musagitov N. T. Study of the parameters of the track and the running parts of the car on the forces of interaction [Issledovanie parametrov puti i khodovykh chastei vagona na sily vzaimodeistviia]. Magistral' - Highway, 2006, no. 4 (62), p. 31 - 37.
3. Vagony gruzovye. Trebovaniia kprochnosti i dinamicheskim kachestvam, GOST 33211-2014 (Freight cars. Requirements for strength and dynamic qualities). Moscow, OAO «VNIIZh», 2016, 54 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Солоненко Владимир Гельевич
Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева (КазАТК).
Ул. Шевченко, 97, г. Алматы, 050013, Республика Казахстан.
Доктор технических наук, профессор кафедры «Подвижной состав», КазАТК. E-mail: v.solonenko@mail.ru
Solonenko Vladimir Gel'evich
Kazakh Academy of Transport and Communications. M.Tynyshpaev (KazATK).
Shevchenko Street, 97, Almaty, 050013, Republic of Kazakhstan.
Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department «Rolling Stock», KazATK. E-mail: v.solonenko@mail.ru
Махметова Нарзанкул Мусаевна
Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева (КазАТК).
Ул. Шевченко, 97, г. Алматы, 050013, Республика Казахстан.
Доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортное строительство», КазАТК. E-mail: makhmetova_n1958@mail.ru
Makhmetova Narzankul Musaevna
Kazakh Academy of Transport and Communications. M.Tynyshpaev (KazATK).
Shevchenko Street, 97, Almaty, 050013, Republic of Kazakhstan.
Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of «Transport Construction», KazATK. E-mail: makhmetova_n1958@mail.ru
Бекжанова Сауле Ертаевна
Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева (КазАТК).
Ул. Шевченко, 97, г. Алматы, 050013, Республика Казахстан.
Доктор технических наук, профессор кафедры «Организация перевозок», КазАТК.
E-mail: makhmetova_n1958@mail.ru
Bekzhanova Saule Ertaevna
Kazakh Academy of Transport and Communications. M.Tynyshpaev (KazATK).
Ul. Shevchenko, 97, Almaty, 050013, Republic of Kazakhstan.
Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department «Organization of Transportation», KazATK. E-mail: makhmetova_n1958@mail.ru
Коптлеуов Ибырай Сакенович
Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева (КазАТК).
Ул. Шевченко, 97, г. Алматы, 050013, Республика Казахстан.
Магистрант кафедры «Подвижной состав», КазАТК.
E-mail: ybrai31@gmail.com
Koptleuov Ibray Sakenovich
Kazakh Academy of Transport and Communications. M.Tynyshpaev (KazATK). Ul. Shevchenko, 97, Almaty, 050013, Republic of Kazakhstan.
Graduate student of the Department «Rolling Stock», KazATK.
E-mail: ybrai31@gmail.com
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Динамические характеристики грузовых вагонов, производства ТОО «КВК» на тележках модели 18-9996 [Текст] / В. Г. Солоненко, Н. М. Махметов и др. // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. -Омск. - 2017. - № 3 (31). - С. 54 - 60.
Solonenko V. G., Makhmetova N. M., Bekzhanova S. E. Koptleuov I. S. Dynamic characteristics of the freight railcars, production LLP «KBK» on carts of model 18-9996. Journal of Transsib Railway Studies, 2017, vol. 31, no. 3, pp. 54 - 60. (In Russian).
60 ИЗВЕСТИЯ. Транссиба "L3^