Научная статья на тему 'Динамическая модель идеализации равномерно функционирующей экономики'

Динамическая модель идеализации равномерно функционирующей экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / РОЛИ АГЕНТА ЭКОНОМИКИ / ECONOMY / ПРАКСИОЛОГИЯ / PRAXEOLOGY / ПРОЦЕНТ / INTEREST / ROLES OF THE AGENT OF ECONOMY / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / MANUFACTURER / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / ПОКУПАТЕЛЬ / ПРОДАВЕЦ / ИЗОБРАЖАЮЩИЕ ТОЧКИ / ТОЧКИ-СЛЕДЫ / ОБРАЗ / AN IMAGE / THE BUYER THE SELLER / REPRESENTING POINTS / POINTS TRACES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Николай Геннадьевич, Васильев Дмитрий Николаевич

Актуальность и цели. В экономике существует множество понятий, которые никак не могут быть продемонстрированы на простых и понятных моделях, что существенно затрудняет их правильное и однозначное понимание, особенно в процессе изучения экономики и, самое главное, при попытке моделирования бизнес-процессов. Это связано с отсутствием наглядных моделей человеческой деятельности, которая лежит в основе экономики. Целью данной работы является демонстрация возможностей использования компьютерного симулятора супервзаимодействий, визуализирующего свои изменяющиеся состояния в виде наблюдаемого образа в качестве модели равномерно функционирующей экономики или априорной дедуктивной системы, существенно упрощающей и ускоряющей понимание экономических явлений. Материалы и методы. Для реализации поставленной в работе цели был использован симулятор супервзаимодействий, представленный в работах [1, 2]. Результаты. Выявлена и продемонстрирована сущность представлений Л. Мизеса о равномерно функционирующей экономике. Объясняется одно из фундаментальных понятий экономики, каковым является понятие процента. Выводы. Для визуализации представлений о человеческой деятельности недостаточно описаний или теорий. Для визуализации понятий или получения концептуальных моделей человеческой деятельности и явлений, связанных с ней, необходима организация в машине реальных процессов, обеспечивающих условия возникновения на экране динамически существующих наблюдаемых и измеряемых образов, временные характеристики которых могут служить однозначному определению процента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC MODEL OF IDEALIZATION OF IN REGULAR INTERVALS FUNCTIONING ECONOMY

Background. In economy there is a set of concepts which can not be shown on simple in any way and clear models, that essentially complicates their correct and unequivocal understanding, is especial during studying economy and, the most important, at attempt of modelling of business processes. It is connected to absence of evident models of human activity which underlies economy. Nevertheless, recently for reception of those even more often address to the quantum mechanics. The purpose of the given work is demonstration of opportunities of use of a computer simulator superinteractions, rendering the varied conditions as an observably (a notice) image as model of in regular intervals functioning economy or the aprioristic deductive system essentially simplifying and accelerating understanding of economic events. Materials and methods. For realization of the purpose put in work the simulator of superinteractions [1, 2]. Results. Submitted in works was used. The essence of representations of L... Background. In economy there is a set of concepts which can not be shown on simple in any way and clear models, that essentially complicates their correct and unequivocal understanding, is especial during studying economy and, the most important, at attempt of modelling of business processes. It is connected to absence of evident models of human activity which underlies economy. Nevertheless, recently for reception of those even more often address to the quantum mechanics. The purpose of the given work is demonstration of opportunities of use of a computer simulator superinteractions, rendering the varied conditions as an observably (a notice) image as model of in regular intervals functioning economy or the aprioristic deductive system essentially simplifying and accelerating understanding of economic events. Materials and methods. For realization of the purpose put in work the simulator of superinteractions [1, 2]. Results. Submitted in works was used. The essence of representations of L. Mizes about in regular intervals functioning economy is revealed and shown. One of fundamental concepts of economy whom the concept of interest is speaks. Conclusions. For visualization of representations about human activity there are not enough descriptions or theories. The organization is necessary for visualization of concepts or reception of conceptual models of human activity and the phenomena connected to it(her) in the machine of the real processes providing conditions of occurrence on the screen dynamically existing observably(notice) and measurement of images which time characteristics can serve unequivocal definition of interest. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Динамическая модель идеализации равномерно функционирующей экономики»

УДК 681.5

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИДЕАЛИЗАЦИИ РАВНОМЕРНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ

Н. Г. Васильев, Д. Н. Васильев

DYNAMIC MODEL OF IDEALIZATION OF IN REGULAR INTERVALS FUNCTIONING ECONOMY

N. G. Vasil'ev, D. N. Vasil'ev

Аннотация. Актуальность и цели. В экономике существует множество понятий, которые никак не могут быть продемонстрированы на простых и понятных моделях, что существенно затрудняет их правильное и однозначное понимание, особенно в процессе изучения экономики и, самое главное, при попытке моделирования бизнес-процессов. Это связано с отсутствием наглядных моделей человеческой деятельности, которая лежит в основе экономики. Целью данной работы является демонстрация возможностей использования компьютерного симулятора супервзаимодействий, визуализирующего свои изменяющиеся состояния в виде наблюдаемого образа в качестве модели равномерно функционирующей экономики или априорной дедуктивной системы, существенно упрощающей и ускоряющей понимание экономических явлений. Материалы и методы. Для реализации поставленной в работе цели был использован симулятор супервзаимодействий, представленный в работах [1, 2]. Результаты. Выявлена и продемонстрирована сущность представлений Л. Мизеса о равномерно функционирующей экономике. Объясняется одно из фундаментальных понятий экономики, каковым является понятие процента. Выводы. Для визуализации представлений о человеческой деятельности недостаточно описаний или теорий. Для визуализации понятий или получения концептуальных моделей человеческой деятельности и явлений, связанных с ней, необходима организация в машине реальных процессов, обеспечивающих условия возникновения на экране динамически существующих наблюдаемых и измеряемых образов, временные характеристики которых могут служить однозначному определению процента.

Ключевые слова: экономика, праксиология, процент, роли агента экономики, производитель, потребитель, покупатель, продавец, изображающие точки, точки-следы, образ.

Abstract. Background. In economy there is a set of concepts which can not be shown on simple in any way and clear models, that essentially complicates their correct and unequivocal understanding, is especial during studying economy and, the most important, at attempt of modelling of business - processes. It is connected to absence of evident models of human activity which underlies economy. Nevertheless, recently for reception of those even more often address to the quantum mechanics. The purpose of the given work is demonstration of opportunities of use of a computer simulator superinteractions, rendering the varied conditions as an observably (a notice) image as model of in regular intervals functioning economy or the aprioristic deductive system essentially simplifying and accelerating understanding of economic events. Materials and methods. For realization of the purpose put in work the simulator of superinteractions [1, 2]. Results. Submitted in works was used. The essence of representations of L. Mizes about in regular intervals functioning economy is revealed and shown. One of fundamental concepts of economy whom the concept of interest is speaks. Conclusions. For visualization of representations about human activity there are not enough descriptions or theories. The organization is necessary for visualization of concepts or reception of conceptual models of human activity and the phenomena connected to it(her) in the machine of the real processes providing conditions of occur-

rence on the screen dynamically existing observably(notice) and measurement of images which time characteristics can serve unequivocal definition of interest.

Key words: economy, praxeology, interest, roles of the agent of economy, the manufacturer, the consumer, the buyer the seller, representing points, points - traces, an image.

Введение

Опыт многовековой истории человеческих отношений в социуме, в частности экономических отношений между людьми, показал малую эффективность любых попыток построить модели таких отношений, которые позволяли бы предсказывать их развитие. Основной причиной неудач является отсутствие адекватных методов моделирования живых систем, в частности человеческой деятельности, носителем которой является человек. Существует множество экономических теорий, включая математические, являющиеся лишь описаниями этой деятельности, сущность которой динамична, осуществляется в настоящем и всегда ускользает от описаний, которые являются апостериорными и статичными. В данной работе приводится пример динамической модели равномерно функционирующей экономики, или априорной дидактической системы, описание которой дал Л. Мизес в своем трактате «О человеческой деятельности». В качестве основы для построения такой модели используется симулятор супервзаимодействий, разработанный автором еще в 1997 г. и описанный в работах [1, 2] под названием компьютерной универсальной абсолютной системы КАУС, а далее - компьютерной системы, обладающей собственными способностями КСС.

Экономическая интерпретация динамически существующего образа как равномерно функционирующей экономики

При описании работы компьютерного симулятора появился язык, состоящий из терминов, которые имеют понятное содержание, потому что то, что они обозначают, визуализируется на экране и может наблюдаться. Терминами этого языка, а точнее тезауруса, являются изображающая точка (ИТ), точка-след ИТ, структура из точек-следов, образ, динамично существующий на экране, дуги, полюс, радиус-вектор и т.п. Все это имеет реальное воплощение в машине и всегда легко проверяемо и воспроизводимо в любом компьютере. В таком случае нам никто не запретит компоненты генерируемого на экране образа (ИТ и структуры из их точек-следов) называть ролями человека, в которых он может выступать, являясь агентом экономической системы, тем более что основных ролей тоже четыре. Ими являются производитель, потребитель, покупатель и продавец. Эти четыре роли одного человека, заметим, каждого человека, каким-то образом сосуществуют в нем. Предположив, что эти роли, сосуществуя в человеке, тоже осциллируют, что совершенно естественно, переходя из одной в другую в зависимости от условий, в которые он попадает, воспользуемся представленным в [1, 2] симулятором для визуализации этих ролей и проведения экспериментов с носителями этих ролей, каковыми в жизни являются люди. Другими словами, будем интерпретировать наблюдаемый динамично существующий образ как представление о модели человека, представленного его ролями. Но так как взаимодействия между людьми это и есть экономика, то, по сути, мы будем изучать экономику, используя ролевую модель человека, т.е. человека, представленного различными ролями, в которых он может вступать во взаимодействия с другими такими же людьми, но обладающими своими ролями (рис. 1).

Рис. 1. Интерпретация компонентов динамично существующего образа в терминах ролей экономического агента

На рис. 1 можно видеть, что названия выделенных ролей начинаются с одной буквы П. Поэтому для простоты и по аналогии с изображающими точками ИТ будем называть их П1-П4, а ролевую модель экономического агента - моделью четырех П.

Другим способом интерпретации все того же динамично существующего на экране образа, на самом деле модели понятия «система» или модели знака по Ю. С. Степанову [3], показанного на рис. 2, может быть модель «кругооборот капитала», в котором выделенными оказываются тоже четыре компонента: домохозяйства, фирмы и два типа рынков (рис. 2).

Рис. 2. Схема кругооборота капитала

Рассмотрим интерпретацию данного динамически существующего и наблюдаемого образа как понятия системы. Для интерпретации сменяющих друг друга состояний системы воспользуемся праксиологическими представлениями Л. Мизеса, которые, как известно, не имеют модели, кроме концептуальной, которая существует только в сознании человека [4]. Кстати, по мнению Л. Мизеса, концепция капитала, понятие капитала или идея капитала «не имеет соответствия в физической вселенной материальных предметов. Ее нет нигде, кроме мыслей планирующих людей». Поэтому приведенная схема кругооборота капитала является схемой понятия, капитала, идеи капитала. В связи с этим, если образ осциллирующих структур строящихся в симуляторе супервзаимодействий движущимися ИТ соответствует этой схеме, что очевидно, то в нем можно наблюдать два процесса, имеющих противоположные направления вдоль окружности; в экономике их называют финансовым потоком и потоком товаров и услуг. Эти потоки формируются четырьмя компонентами, обозначенными как домохозяйство, фирма и два типа рынков, являющиеся компонентами экономической системы. В таком случае симулятор супервзаимодействий действительно может интерпретироваться как понятие, и понятие капитала в частности, т. е. разработанный симулятор супервзаимодействий позволяет экспериментально и путем наблюдения работать с нашими человеческими понятиями. Как известно, человек свои понятия может только понимать, но не видеть.

Известно, что основной вопрос, на который пытается ответить экономика, звучит следующим образом: какие силы заставляют множество действующих индивидов вести себя таким образом, что реализуются цели, намеченные неумолимым развитием этих целостностей? [4]. Экономика, строящаяся на основе теории выбора и предпочтений, это наука о любом виде человеческой деятельности, изучением которой занимаются в рамках праксиологии и каталлактики - науки об обмене. Однако необходимо заметить, что в качестве инструмента этой науки использовалось исключительно человеческое мышление. В связи с отсутствием праксиологических инструментов везде, где они были бы необходимы, автор просто апеллирует к праксиологии или каталлатике и не более, подразумевая при этом, что человек знает и понимает, о чем идет речь. Интуитивно автор анализируемого труда понимал, что существует нечто стоящее раньше, некоторое априори, порождающее все кривые, законы и уравнения экономики, которые экономисты в огромном количестве порождали в надежде получить всеохватывающую модель экономики, которую он называл априорной дедуктивной системой. Но таким нечто является человек и его способность быть/мыслить и осуществлять определенные действия, которые он моделирует, называя такие модели просто праксиологическими и наделяя их категорией времени. В данной работе в качестве такой модели предлагается использовать перенесенные в машину супервзаимодействия (организованные визуализируемые в ней супервзаимодействия) и дающие возможность не только наблюдать их, но и экспериментально исследовать, применяя те же методы, что и для исследования реальной экономики, как бы тестировать их. Л. Мизес критикует существующие подходы в экономике, в рамках которых пытаются выделить идеальные функции или роли, которые человек выполняет в рамках рыночного взаимодействия. Он говорит: «В живом и деятельном человеке неизбежно сочета-

ются несколько функций. Он никогда не является просто потребителем. В дополнение к этому он предприниматель, землевладелец, капиталист, рабочий или лицо, живущее за счет потребления перечисленных выше субъектов. Более того, очень часто функции предпринимателя, землевладельца, капиталиста и рабочего сочетаются в одном человеке». В связи с этим четыре типа ролей и их осцилляции, визуализируемые используемым симулятором на своем экране в виде превращений одного типа (в данном случае номера ИТ) в другой и эквивалентные той деятельности, которая лежит в основе природы и человека, могут оказаться вполне уместными в экономических рассуждениях и их визуализации.

Для демонстрации возможностей разработанного симулятора воспользуемся визуализацией такого понятия, как процент, первоначальный процент. Его природа непосредственно связана с изменениями времени и понятиями ближайшего будущего и далекого будущего, которые в народе образно называют «синицей в руке» и «журавлем в небе» соответственно. Трудность объяснения природы процента, даже по мнению Л. Мизеса, можно подтвердить его словами: «Вклад комплиментарных факторов производства в результаты технологического процесса - причина их ценности для людей; он (процент) объясняет цены на них и полностью учитывается в процессе их определения. Не остается никакого неучтенного остатка, который мог бы объяснить процент». Прокомментируем данную фразу с использованием интерпретации четырех компонент симулятора или ролевой модели человека, модели четырех П (см. рис. 1) как комплиментарных факторов производства. Л. Мизес в ходе рассуждений о проценте использует понятие «идеальной конструкции равномерно функционирующей (статической) экономики». Правда, здесь скорее всего закралась ошибка перевода, так как функционирующая конструкция не может быть статичной, она может быть стационарной и потому статичной лишь по форме, но не по внутренней динамике существования этой формы. Поэтому обратим внимание на другую характеристику этой конструкции - термин «равномерно функционирующий». Данное определение полностью подходит для характеристики динамично существующего и генерируемого симулятором образа, представленного на рис. 3.

■■I.....

Обра) Агента

экономики -человека X

%

Рис. 3. Фрагмент процесса существования имитационной модели функционирующей

экономики по Л. Мизесу

На рис. 3 приведен фрагмент состояния процесса существования имитационной модели равномерно функционирующей экономики или, как еще ее называет Л. Мизес, априорной дедуктивной системы. Объясняется это тем, что все дуги, обозначенные на рис. 3 номерами ролей, растут одновременно и формируются равномерно распределенными в пространстве и времени своего появления вдоль образа окружности точками-следами. Все точки-следы каждой ИТ появляются на экране через строго определенные отрезки времени и на строго определенных расстояниях друг от друга. Эти расстояния, или приращения, называются ставкой процента. Растущие длины этих структур, составляемые из точек-следов и запоминаемые на экране, можно рассматривать как запасы каждого из компонентов экономической системы. Эти компоненты и запасы вслед за Мизесом можно разделить на два класса: класс, состоящий из хордовой пары П1-П4, т.е. производителя и продавца, которые Л. Мизес называет капиталистическими накоплениями или запасами, и класс простых накоплений или запасов, пара П2-П3, потребителя и покупателя соответственно. Таким образом, в симуляторе супервзаимодействий сбережениями называются оставленные и запомненные (не стертые) структуры из точек-следов каждого компонента, каждой ИТ. Точки-следы П1 и их количество характеризуют запасы производителя или произведенные им за прошедшее время товары. Количество точек-следов П4 - это денежные запасы продавца. Количество точек-следов П3 - это запасы денег у покупателя. И, наконец, количество точек-следов П2 - это количество конечных продуктов у потребителя. Можно заметить, что денежные запасы образуют диаметрально противоположную пару, равно как и товарные запасы. Такое положение отражает тот факт, что один человек не может одновременно быть и продавцом, и покупателем, или один человек не может быть одновременно и покупателем, и потребителем. Человек не может купить товар у себя самого. Один человек, являющийся носителем разных ролей, может их реализовывать пусть с малой временной задержкой, но лишь по очереди. Поэтому каждая ИТ в модели супервзаимодействия или модели равномерно функционирующей экономики, как правило, является отдельным человеком.

Рассмотрим, как функционирует такая система равномерно функционирующей экономики, воспользовавшись другим фрагментом процесса существования симулятора супервзаимодействий, называемым смешанным (рис. 4). Как было сказано, вероятность обнаружения именно такого состояния устремлена к 1, значит, это характерное состояние моделируемой экономики. Так, например, производитель П1 (дуга номер 1) начинает расходовать запасы продавца (двигаться и замещать, превращать цвет (качество) ранее желтой дуги (дуги 4) в квадранте IV на точки дуги 1) тем, что продавая ему свой товар (свои запасы), будет получать у продавца деньги, которые являются запасом продавца. Данный процесс иллюстрируется тем, что точки П1 (роль производителя) начинают двигаться в IV квадранте по точкам-следам, оставленным П4 - продавцом (поглощать запасы продавца), а точки-следы П4 будут двигаться по запасам производителя П1, также поглощая их. Этот процесс можно наблюдать в следующем состоянии динамично существующего образа.

Рис. 4. Процесс существования идеальной, равномерно функционирующей модели

экономики, по Мизесу, в представлении симулятором супервзаимодействий. Стрелками показаны направления развития деятельности различных компонент (ролей)

Из приведенного фрагмента следует, что продавцы П4 скупают запасы производителя, уменьшая их. Действительно, длина дуги П1 в первом квадранте уменьшается, а П4 растет. Заметим, что запасами производителей являются товары. Производители П1 уменьшают денежный запас продавцов, продавая им свои товары. Запасами продавцов являются деньги. Действительно, длина дуги П4 в IV квадранте уменьшается, а П1 растет. Аналогичные процессы происходят между покупателями и потребителями. Потребители П2 уменьшают запасы покупателей П3. Запасами покупателей являются деньги. А покупатели П3 уничтожают запасы потребителей П2. Запасами потребителей являются товары. Потребители частично превращаются в покупателей, «проев» свои товарные запасы, а покупатели - в потребителей, расходуя свои денежные запасы и приобретая товары.

Такова модель равномерно функционирующей экономики, которую обсуждает Мизес. Явным отличием данной модели от идеальной равномерно развивающейся экономики у Мизеса является тот факт, что в ней есть явно выделенные прошлое, будущее и настоящее, причем для каждого из компонентов данной динамичной конструкции. Каждый из участников данного супервзаимодействия, называемого экономикой, имеет ближайшее будущее и отдаленное будущее. И, как утверждает Л. Мизес, в равномерно функционирующей экономике не может исчезнуть разница в оценке ценности удовлетворения потребностей в различные периоды будущего. Данное утверждение Мизеса наглядно демонстрируется известной поговоркой: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Поэтому люди приписывают большую ценность яблоку, имеющемуся сегодня, чем яблоку, которое у них появится через 10 или 100 лет. Что является ближайшим и отдаленным будущим для каждой роли, показано на рис. 4. Ближайшим будущим («синицей») для каждой из ролей является тот фон, по которому движется ИТ, визуализирующая определенную роль. Например, для производителя П1 (формирующийся активный процесс) ближайшим будущим являются запасы продавца, которые были созданы им раньше (фоновые точки-следы П4 или его история, прошлое).

Чем же является отдаленное будущее («журавль») для каждой из ролей в данной модели?

Известно, что каждый продавец желал бы общаться не с покупателем, а с потребителем, потому что покупатель может оказаться перепродавцом, но зато это - «синица». Поэтому производитель будет продавать свои товары продавцу, который сразу выплачивает деньги. Почему потребитель более желателен для производителя? Потому что потребитель точно уничтожит продукт без остатка, поэтому спрос не пострадает, но это даже не «журавль». Таким образом, отдаленным будущим для производителя П1 является дуга П3, но в III квадранте. Производитель желал бы продавать свою продукцию не продавцу, но это «синица», а покупателю, но это «журавль», и т.д. В данной системе равномерно функционирующей экономики есть и такие отношения, которые невозможны в принципе. Например, производитель хотел бы продавать свою продукцию сразу потребителю. В модели это означало бы, что П1 (производитель) оставляла бы свои точки-следы, замещая их на точках следах, оставленных П2 (запасы потребителя). Однако, как мы знаем, П1 и П2 - компоненты диаметрально противоположной пары. При одинаковой скорости развития всех четырех структур такое невозможно в принципе. То же можно сказать и о паре П3-П4, т.е. о покупателях и продавцах. Ведь не может покупатель купить у себя самого или продавец продать себе самому.

Итак, ставка первоначального процента есть отношение некоторой суммы денег, имеющейся сегодня, к сумме, доступной позже и считающейся ее эквивалентом. Она определяет время ожидания (задержку), необходимую для производства или накопления. На приведенном фрагменте состояния равномерно функционирующей экономики это отношение длины дуги П3 в третьем квадранте к длине дуги П4 в четвертом квадранте. Изменение этого отношения или первоначального процента и размер сбережения - это две стороны одного и того же явления. На приведенном фрагменте таким явлением считаются сбережения потребителя или товары П2 - дуга в третьем квадранте, которая с двух сторон окружена дугами, сформированными разными людьми, с одной П3 - покупателем, а с другой П4 - продавцом.

Для ответа на вопрос, почему человек делает выбор в пользу ближайшего будущего («синицы») по сравнению с отдаленным будущим («журавлем»), рассмотрим другое состояние равномерно функционирующей экономики в представлении симулятора супервзаимодействий (рис. 5).

Рис. 5. Обоснование выбора человека в пользу ближайшего будущего («синицей») по сравнению с отдаленным будущим («журавлем»)

Из приведенного на рис. 5 фрагмента процесса существования экономических отношений явно следует ответ на вопрос, почему человек отдает предпочтение ближайшему будущему по сравнению с отдаленным. Длина или оценка, которую производитель П1 может получить сейчас или в ближайшем будущем (длина П4 в IV квадранте), больше, чем оценка, которую он может получить сейчас за отдаленное будущее (длина дуги П3 в III квадранте).

Если вернуться к рис. 5, процентом вне зависимости от того, как называть его - ценностью или просто длиной дуги, составленной из точек-следов ИТ, принадлежащей определенной роли П, как на рисунке, является отношение взаимного определения ценности настоящих благ (на рис. 5 обозначено как «синица в руке») к будущим (на рис. 5 обозначено как «журавль в небе»). Легко заметить, что принадлежат они разным ролям, т.е. ставка процента определяет меру или единичный размер, в количестве которых измеряется время, необходимое как на накопление запасов, так и на их потребление, расходование.

Итак, Л. Мизес определяет первоначальный процент как категорию человеческой деятельности. Ставка процента применительно к рассматриваемой модели является приращением Дф, определяющим или задающим количество точек, из которых строится образ окружности единичной длины. А так как на появление каждой точки расходуется определенное время, названное нами квантом времени, то получается, что это единица измерения времени в данной системе, но привязанная к абсолютному или внешнему времени. Но так как в рассматриваемой модели или симуляторе равномерно функционирующей экономики каждая точка-след отделена от другой на время, измеряемое в количестве таких квантов времени, и они визуализируются с помощью расстояний между точками-следами ИТ или П, то мы можем наблюдать самые различные пути достижения как производственных целей, так и накопительных или расходных потребительских.

Безусловно то, что ставка процента может появляться и в конкретных рыночных сделках, причем она может сильно отличаться от первоначальной ставки процента, но в таком случае для функционирования экономики ставка процента должна выполнять согласующую роль для ставок процента, возникающих, например, по ссудам. Первоначальная ставка процента должна выступать в качестве величины, по отношению к которой должны быть кратными все другие возникающие величины, включая рыночные ставки процента. Это условие стационарности существования экономики.

Модель равномерно функционирующей экономики, представленная в виде динамично существующего образа (полного спектра), предполагает выполнение следующих предположений:

- обращение товаров опосредуется нейтральными деньгами;

- сбережение, накопление капитала и определение процентных ставок не затрудняются институциональными препятствиями;

- все экономические процессы протекают в рамках равномерно функционирующей экономики.

Образ, генерируемый симулятором супервзаимодействий, позволяет не только увидеть все явления, присущие такому состоянию экономики, но и измерить всевозможные отношения, в частности первоначальный процент,

наблюдать ответы на вопросы, например, почему люди отдают временные предпочтения и почему в экономике возникают именно такие отношения, а не какие-то другие.

Выводы

Визуализируемый в симуляторе динамично существующий образ позволяет человеку-руководителю одним взглядом охватить состояние управляемой им системы и принять правильное решение по поводу использования тех или иных управляющих воздействий.

Подход к визуализации состояний существующих объектов может быть использован в ВРМ-системах в качестве рационального управляемого процесса (РУП), для которого сегодня создано множество моделей, но ни одна не удовлетворяет заказчиков в полной мере. В бизнес-информатике подход, основанный на использовании такой системы визуализации, наконец-то позволит снять барьер [5], существующий между заказчиком (представителем бизнеса или бизнесменом) и ГГ-производителем ВРМ-систем, так как предоставит бизнесмену удобный инструмент, не требующий знания программирования.

Данная работа, пожалуй, впервые демонстрирует возможность визуализации того, что необходимо понимать, причем не в виде описаний, как это делается в математике и других науках, а в виде реальных процессов.

Список литературы

1. Васильев, Н. Г. Математическая модель псевдоорганизма. КАУС - путь к созданию искусственного интеллекта / Н. Г. Васильев // Сознание и физическая реальность : Междунар. журн. Естествознание. - 1998. - Т. 1, № 4. - С. 37-42.

2. Васильев, Н. Г. Построение оператора (агента) технической системы на основе разработки компьютерной системы визуализации, трансформации и переработки информации монография / Н. Г. Васильев. - Пенза : Приволжский Дом знаний, 2012. - 264 с.

3. Степанов, Ю. С. Семиотика / Ю. С. Степанов ; Академия наук СССР, Институт языкознания. - М. : Наука, 1971.

4. Мизес, Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Л. Ми-зес. - 2-е испр. изд. - Челябинск : Социум, 2005. - 878 с.

5. Федотов, Н. Г. Субъектно-ориентированный подход в бизнес-информатике / Н. Г. Федотов, Н. Г. Васильев // Модели, системы, сети в природе, экономике и в обществе. - 2015. - № 3 (15).

Васильев Николай Геннадьевич

кандидат технических наук, доцент, кафедра экономической кибернетики, Пензенский государственный университет E-mail: director.2010@mail.ru

Васильев Дмитрий Николаевич руководитель сетевой инфраструктуры и ИБ, ООО «Национальные Дата-Центры» E-mail: md_net@mail.ru

Vasil'ev Nikolay Gennad'evich candidate of technical sciences, associate professor,

sub-department of economic cybernetics, Penza State University

Vasil'ev Dmitriy Nikolaevich head of Network and Information security LLC, «National Data Centers»

УДК 681.5 Васильев, Н. Г.

Динамическая модель идеализации равномерно функционирующей экономики / Н. Г. Васильев, Д. Н. Васильев // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 4 (16). - С. 13-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.