Научная статья на тему 'Динамическая игрушка и воспитание ребенка'

Динамическая игрушка и воспитание ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ ИГРУШКА / DYNAMIC TOY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГ / EDUCATOR / НАРОДНАЯ ИГРУШКА / FOLK TOY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ИГРУШКА / NATIONAL DYNAMIC TOY / ШУМОВАЯ ИГРУШКА / TOY NOISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севрюкова Н.В.

Статья посвящена роли динамической игрушки в воспитании ребенка. Динамическая игрушка помогает ребенку в освоении окружающего мира, создает мозаику ощущений, чувств, эмоций. Развитие фантазии ребенка, организация мыслительных механизмов ребенка связаны с динамической игрушкой. В статье определены формы освоения ребенком динамической игрушки. Для иллюстрации своих размышлений о месте и роли игрушки в воспитании ребенка автор рассматривает динамические игрушки народных художественных промыслов России: богородскую и городецкую игрушку. Статья предназначена педагогам и родителям, поможет определиться с выбором динамической игрушки в образовательных учреждениях разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamic toys and education of the child

The article focuses on the role of dynamic toys in a child's upbringing. Dynamic toy helps the child to learn the world, creates a mosaic of sensations, feelings and emotions. The development of the child's imagination, organization of child mental mechanisms related to the dynamic toy. The article defines the shape of the dynamic development of the the child toys. To illustrate his thoughts about the place and the role of toys in the upbringing of the child the author examines the dynamic toys folk crafts of Russia: Bogorodskaya and Gorodetsky toy. This article is intended for teachers and parents, will help determine the choice of dynamic toys in educational institutions of different levels.

Текст научной работы на тему «Динамическая игрушка и воспитание ребенка»

Humanity space International almanac VOL. 5, No 4, 2016: 539-550

Динамическая игрушка и воспитание ребенка

Н.В. Севрюкова

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской

академии образования»

119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 1

Federal State Budget Research Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education» Pogodinskaya str. 8, building 1, Moscow 119121 Russia e-mail: nadsevr@yandex.ru

Ключевые слова: динамическая игрушка, воспитание, педагог, народная игрушка, национальная динамическая игрушка, шумовая игрушка. Key words: dynamic toy, education, educator, folk toy, national dynamic toy, toy noise.

Резюме: Статья посвящена роли динамической игрушки в воспитании ребенка. Динамическая игрушка помогает ребенку в освоении окружающего мира, создает мозаику ощущений, чувств, эмоций. Развитие фантазии ребенка, организация мыслительных механизмов ребенка связаны с динамической игрушкой. В статье определены формы освоения ребенком динамической игрушки. Для иллюстрации своих размышлений о месте и роли игрушки в воспитании ребенка автор рассматривает динамические игрушки народных художественных промыслов России: богородскую и городецкую игрушку. Статья предназначена педагогам и родителям, поможет определиться с выбором динамической игрушки в образовательных учреждениях разного уровня.

Abstract: The article focuses on the role of dynamic toys in a child's upbringing. Dynamic toy helps the child to learn the world, creates a mosaic of sensations, feelings and emotions. The development of the child's imagination, organization of child mental mechanisms related to the dynamic toy. The article defines the shape of the dynamic development of the the child toys. To illustrate his thoughts about the place and the role of toys in the upbringing of the child the author examines the dynamic toys folk crafts of Russia: Bogorodskaya and Gorodetsky toy. This article is intended for teachers and parents, will help determine the choice of dynamic toys in educational institutions of different levels. [Sevryukova N.V. Dynamic toys and education of the child]

Ребенок стремится освоить окружающий мир. Будет ли у ребенка освоение мира деятельное, направленное на развитие инициативы и предприимчивости или ребенок будет пассивным, безынициативным наблюдателем происходящих событий вокруг него зависит от многих причин. Среди них можно выделить:

- культура родителей;

- личность педагога;

- выбор игрушек, с которыми общается ребенок (чтобы воспитать его физически здоровым, духовно сильным, добрым и отзывчивым, справедливым и настойчивым);

- приобщения ребёнка к традициям, социокультурным ценностям, принятым в семье и обществе.

Дети любят много и разнообразно двигаться, активно реагируя на происходящее вокруг, при этом ребенок стремится получать новую информацию через движение. Движение лежит в основе деятельности ребенка. Слова «движение» и «динамика» синонимичны. Словарь иностранных слов дает следующее определение: «Динамика - состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов» (КСВС, 1950: 112). Исходя из этого определения, движение влияет на ход развития ребёнка, а влияние действующих факторов - это влияние окружающей среды, родителей, педагогов и, конечно, влияние тех игрушек, в которые ребёнок играет.

Организация воспитательного процесса не должна игнорировать это свойство ребенка при выборе игрушек: лучше отдавать предпочтение динамической игрушке. Попробуем проследить, какое влияние на ребенка оказывает общение с динамической игрушкой, и может ли повлиять такой тип конструкции игрушки на воспитание личности ребенка.

Организаторам воспитательного процесса, педагогам и родителям, надо точно понимать дефиницию понятия «игрушка». Можно обратиться к очень точному и ёмкому определению игрушки, который дал основатель Музея игрушки Н.Д. Бартрам: «Игрушка - радость ребенка, не умеющего еще читать, она развивает его творчество, наблюдательность, приучает к образам и формам...» (Словари и энциклопедии на Академике).

В этой цитате делается упор на эмоционально открытое, свободное, радостное состояние ребёнка при общении с игрушкой, что дает возможность ребёнку легко и заинтересованно относится к познанию окружающего мира, создает условия для развития творческой личности ребенка.

Приведем другое определение игрушки: «Игрушка -предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы и образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества.» (Словари и энциклопедии на Академике). Поэтому можно охарактеризовать динамическую игрушку как средство воспитания и как методический материал для освоения окружающего мира.

Систематизация динамической игрушки выстраивается по характеру конструкции, определяющей характер движения:

1 Игрушки-каталки, имеющие в основе конструкции подвижные колёса. Такие игрушки можно катать, передвигая по поверхности. В зависимости от конструкции каталки можно тянуть за привязанную к игрушке веревочку или толкать игрушку вперед - для этого предусмотрена палочка, за которую можно держаться. Игрушки могут быть разного назначения и размера. Маленькие - настольные, ребенок их катает на плоскости. Большие - напольные, оседлав их и отталкиваясь ногами, ребенок на них катается. К таким игрушкам, например, относят коня-каталку, машину-каталку и т.д.

2. Игрушки-качалки, которые ребёнок раскачивает или сам качается. В основе конструкции таких игрушек предусмотрена скобка-качалка внизу игрушки. «Качалки» могут быть настольные и напольные. Широко распространенный образ такой игрушки - конь-качалка.

3. Игрушки, которые можно крутить на поверхности (волчок, юла и др.). В конструкции этого вида игрушки происходит превращение поступательного движения во вращательное движение (волчок). Эти игрушки ярко раскрашивают концентрическими полосами, чтобы при кручении возникали разные интересные оптические иллюзии, что развивает фантазию ребенка.

4. Крутящиеся «Карусели». Разные конструкции каруселей позволяют следить за движением фигурок по кругу.

5. «Самостоятельно» лазающие, кувыркающиеся и ходячие игрушки имеют разные конструктивные решения (систему сообщающихся ниточек или палочек, смещенный центр тяжести и т.д.).

В образах динамической игрушки есть необходимая информация, которую должен узнать ребенок, освоить, присвоить и нести по жизни. Если у ребенка есть выбор между статичной и динамичной игрушкой, то ребенок в 80% выбирает динамическую игрушку. Ребенка привлекает даже подвижность одной детали, но предпочтение отдается динамической игрушке с комплексом взаимосвязанных подвижных деталей. Например, машину или повозку с крутящимися колесами можно возить или тянуть за собой, можно крутить волчок и т.д.

Динамическая игрушка вводит ребенка в мир, который раскрывается по-особому, создает мозаику ощущений, чувств, эмоций. Динамическая игрушка развивает фантазию ребенка, организует мыслительные механизмы ребенка. Успешность этого процесса зависит от личности педагога и от той атмосферы доверия и сотворчества, которая должна быть между педагогом и ребенком. В.А. Сухомлинский говорил о практике педагога: «Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура, как плоть и кровь культуры педагогической. Важнейший источник воспитания чувств педагога - это многогранные эмоциональные отношения с детьми в едином, дружном коллективе.» (Сухомлинский, 1974: 11). Направить знакомство детей с игрушками необходимо так, чтобы дети, прониклись художественным образом, смыслом игрушки, узнали что-то новое.

При этом педагогу надо обладать и оперировать эстетическими понятиями, связанными с народной культурой, народными промыслами, чтобы передать их ребенку в доступной форме. «Эстетическое развитие средствами народной культуры предполагает:

- теоретическую подготовку - получение знаний,

изучение теорий, научных исследований, изучение различных форм национального декоративно-прикладного искусства;

- практическое обучение ремеслу - участие в художественном творчестве подразумевает не просто знакомство с тем, как выполняется та или иная операция, а владением мастерством с привлечением традиционных приемов обработки материалов, характерным для каждого промысла...

- систематическое общение с художественной культурой и постижение ее языка, общение с национальными изделиями декоративно-прикладного искусства народов России в разных форматах (образовательном, музейном, интернет-ресурсе, бытовом и т.д.);

- наличие среды промысла, возможность погружения в национальную культуру, личная заинтересованность молодого человека, его слияния со средой» (Севрюкова, 2015: 114-115).

Существует ряд народных художественных промыслов, которые изготавливают динамическую игрушку. Среди них изделия Городецкого народного промысла и Богородской игрушки.

Немаловажная роль в детской игре отводится различным повозочкам на колесиках. В арсенале народных мастеров есть различные композиции динамической игрушки - повозок, карет, тележек, запряженных одной или несколькими лошадьми; но чаще всего встречаются повозки, запряженные тройкой лошадей. На примере повозки-тройки - разберем влияние динамической игрушка на воспитание ребенка.

Эта игрушка представляет собой вырезанные из дерева три лошадки, запряженные в повозку и поставленные на колесики. Ребенок может возить «Тройку» по полу, а может и тянуть за привязанную веревочку. Эти игрушки не часто встречаются в игротеке детского сада или в коробке для игрушек современного ребенка. Подобные игрушки настолько сейчас редки, что перешли из разряда детских игрушек в разряд сувениров; чаще всего «Тройки» входят в коллекцию любителей игрушек.

Такой тип запряжки лошадей характерен для России. Огромные расстояния между населенными пунктами с легкостью могла преодолевать упряжка трех лошадей.

Центральная лошадка - коренник выделяется своей мощью, а боковые - пристяжные - своей пластикой, выгнутыми дугой шеями, с развивающимися гривами. Уже в возрасте дошкольного детства до ребёнка надо донести красоту «тройки», ритмы по-разному расположенных лошадей, красоту и пластику игрушки, яркость окраски возка. Возок выполнен с лавочкой, на нее можно удобно посадить любимую куклу или мягкую игрушку.

И вот начинается игра. Один ребенок тянет тройку за веревочку - надо чтобы тройка неслась, быстро «бежала», перемещалась по полу, а другие - следят за тем, чтобы «седоки» не вывались из возка. Забота сначала о кукле, о любимой игрушке - это воспитание милосердия, заботы, благодарности и памяти о близком человеке, подарившем ее и т.д. Таким образом, ребенок в игре уже делает маленький шаг по пути становления Человека (с большой буквы, личностью), который уже в детстве будет волноваться о безопасности любимой куклы, а взрослея, сможет позаботиться и о родном близком человеке, которому нужна помощь.

Но игра не будет полной, если дети не придумают и не расскажут, куда несется «Тройка». Надо не просто тянуть веревочку и быстро бежать вперёд. Необходимо придумать, куда везти ездоков, пассажиров возка - в гости - тогда ехать не торопясь, степенно, чтобы праздничный наряд не помялся, а прическа не растрепалась или по спешному делу (какому? - надо тоже придумать!) тогда, непременно надо спешить и стараться, чтобы тройка неслась очень быстро, но и о безопасности не забывать.

С помощью художественного образа повозки-тройки, по мере взросления ребёнка, можно интересно представить и рассказать историю России, историю транспорта и коневодства, познакомить с традициями народной культуры, народных гуляниях и катаниях на тройках в санях на Рождество и Масленицу и т. д.

Зерно интереса к прекрасным созданиям природы -лошадям, зароненное в детстве, зачастую перерастает в мощный росток профессионального отношения к лошадям. Этот интерес ребенка, возможно, приведет его в дальнейшем к выбору

профессии, которая будет связана с этими прекрасными животными. Велико количество разных профессий, так или иначе связанных с лошадьми. Это творческие профессии -художники (Н.Е. Сверчков, А.О. Орловский К.С. Петров-Водкин и др.), скульпторы (П.К. Клодт, А.Н. Бурганов и др.); работники сельского хозяйства, ветеринары, работники ипподромов и медики (иппотерапия - лечение при помощи лошадей), военные и полицейские, цирковые актеры и др.

Для современного ребенка восприятие образа «Тройки» не так уж прост: в повседневной жизни запряженных таким образом лошадей он не увидит. Поэтому ребенка непременно надо отвести на праздник, в парк, на выставку, где происходит катание на тройках или на лошадях. Покатать ребенка в повозке, запряженной лошадками, чтобы ребенок поблагодарил лошадку - сам покормил морковкой лошадку и погладил ее бархатные губы. Полученного эмоционального запаса, впечатлений от общения, зрительного восприятия будет достаточно для того, чтобы «Тройка» стала одной из любимых игрушек ребёнка. Игрушка «Тройка» - может стать составной частью национального воспитания ребенка.

В мире глобализации, где все становится «общим» - от «Общего рынка», до «Объединенной Европы», происходит вымывание национальных представлений, уход от национальных традиций. Ребёнка, живущего в России, надо с малых лет приобщать к пониманию уникальности нашей страны, к ее традициям, воспитывать ребенка патриотом своей Родины. И это не должно быть «дутым», пустым утверждением. Это должно быть действительно воспитание, направленное на освоение национальных традиций, национальных фольклорных мотивов. Национальная народная игрушка должна была доступна для ребёнка, как дома, так и в учреждениях дошкольного воспитания.

О необходимости бороться с денационализацией в воспитании детей и молодежи, писал русский философ и педагог В.В. Зеньковский: «Национальное воспитание не есть развитие сентиментального поклонения России и её культуре. Не есть накопление знаний о России, не можно видеть свою цель в развитии национального романтизма: его цель в том,

чтобы развить идею служения родине и подготовить к этому служению» (Зеньковский, 2003: 379).

Конечно, можно увидеть в игрушке «Тройке», «развитие национального романтизма» - «развесистую клюкву», которая расцветает пышным цветом на прилавках сувенирных магазинов. Но при правильном выстроенном воспитании, ребенок почувствует интерес не только к этой национальной игрушке. Он сможет оценить и оригинальность конструкции, красоту динамической игрушки народных промыслов России.

Народная динамическая игрушка отличается от других игрушек (механических заводных, электрических, радиоуправляемых и т.д.) тем, что даже самый маленький ребёнок может самостоятельно играть с ними, безопасность конструкции игрушки предусмотрена, отработана и выверена несколькими поколениями мастеров. Народная игрушка выполняется из природного материала, который безопасен для здоровья ребенка. Художественный образ, который заложен в игрушке, несет положительные эмоции, активно влияет на воспитание ребёнка.

Мы остановимся на Богородской игрушке - народном художественном промысле, выпускающем резную деревянную динамическую игрушку. Любимые герои мастеров Богородского промысла - животные средней полосы России (медведи, зайцы, лисы и т. д.). Очень часто художники создают уникальные игрушки по мотивам русских народных сказок («Колобок», «Репка» и др.). Это простые для понимания ребёнка лаконичные композиции, с изображением животных или человека, полны выразительности и юмора. Для игрушки характерно образное решение, условность отвлеченности от конкретных явлений жизни, «то, редкое, доступное только народному искусству сочетанию реальности с поэтическим преувеличением, со сказочным вымыслом» (Мальцев, 1981: 125).

Конструктивной особенность Богородской динамической игрушки являются несложные приспособления, обеспечивающие движения элементов игрушки:

- на подвешенном за нитки балансе;

- на движущихся параллельных планках;

- на двигающихся, закрепленных крестообразно планках,

на разводах;

- на подставке с кнопкой, закрепленной внутри пружиной-проволокой в виде спирали.

Традиционная игрушка для Богородского промысла -«Курочки на кругу» или «Клюющие курочки» - под действием круговых движений противовеса начинают дружно (или не очень дружно) клевать. Как ребенок сумеет руководить противовесом, так и будет действовать игрушка. Получается игра - исследование - открытие; и на каждом этапе игры -воспитание какого-то качества характера. Конструктивную особенность этой игрушки легко проследить, и ребёнку будет понятно, как она устроена. Нитки, которые скрепляют противовес и детали видны. Даже неисправность игрушки -случайная запутанность нитей, что случается не так уж редко, формирует у детей усидчивость, внимание и спокойствие, умение распутывать нити. Открытие состоит в том, что уже в «нежном» возрасте можно руководить процессом игры, а результат будет зависеть только от прилежания и усилий самого ребенка. А какой этот процесс будет - игрушечным или настоящим - зависит от возраста и желания ребенка копировать действия взрослых и помогать им.

Богородская динамическая игрушка - индивидуальная игрушка. Индивидуальные игрушки развивают у ребенка способность и умение играть одному, при этом, не отвлекая взрослых и самостоятельно (по мере возможности и в соответствии с возрастом), осваивая окружающий мир. В индивидуальной игре развивается умение придумывать и проигрывать такие ситуации, когда ребенку интересно побыть наедине с игрушкой. Например, осваивая игрушку с противовесом «Зайчик, плетущий кружево», ребенок расширяет свои понятия о народных художественных промыслах. В руках у Зайчика - коклюшки, инструмент для плетения кружева, а рядом на подставке располагается валик, на котором уже вырисовывается кружево. Традиции кружевоплетения на Руси имеют глубокие корни, и с помощью игрушки происходит ненавязчивое приобщение ребенка к этому виду народных художественных промыслов.

Динамическая игрушка с фигурами, закрепленными на

двигающихся, закрепленных крестообразно планках -«разводы». Эта подвижная конструкция позволяет менять перестроения фигур, то группируя в плотный строй, то разворачивая практически в линию. Ребенок может сначала наблюдать, как действуют «разводы», а освоив систему движения игрушки, руководит различными перестроениями строя солдат, конницы или следит за деятельность учителя и школьников и т. п.

Материал, из которого мастера вырезают Богородскую игрушку, - хорошо высушенное дерево - липа, ольха, осина, береза. Этот материал обладает свойством: при ударе, даже самом незначительном, слышан негромкий, но звонкий звук. Мастера используют это свойство дерева, придумывая такой сюжет игрушки, где действие разворачивается через мелодику звука - через ритм последовательных ударов. Это и курочки, которые стучат клювиками о подставку «Курочки на кругу», это и удары молоточков о наковальню «Кузнецы» и т.п. Как мы видим, в конструкции динамической игрушки заложены возможности шумовой игрушки. Такие игрушки позволяют развивать у детей чувство ритма, которое пригодится в разных творческих занятиях (музыкой, танцами, изобразительным искусством и дизайном, народным искусство и т. п.).

Мастера Богородского промысла нашли разные подходы в решении художественного образа игрушек для разных возрастных категорий детей. Для самых маленьких - простые однофигурные композиции, для детей постарше и подростков -сложные многофигурные композиции. Но существует и феномен Богородской игрушки - дети и взрослые готовы играть динамической игрушкой, радуются простым и выразительным подвижным фигуркам. Таким образом, Богородская игрушка -игрушка универсальная, она для детей разных возрастов и забава для взрослых.

На каждом возрастном этапе педагогам важно найти формы освоения динамической игрушки, которые будут интересны детям, в соответствии с психологическими особенностями ребенка, уровню сформированности личности ребенка. Можно выделить следующие формы освоения ребенком динамической игрушки:

- непосредственное объяснение педагогом и показа возможностей движения динамической игрушки: ориентирует младших дошкольников, т.к. опыта игры с такой игрушкой нет, его надо приобретать;

- самостоятельное освоение ребенком возможности динамической игрушки; возможно лишь тогда, когда освоены игрушки, с аналогичным типом движения: подходит для детей старшего дошкольного возраста или младшего школьного возраста - в зависимости от степени развития ребёнка;

- комбинаторная форма - педагог объясняет возможности игрушки не до конца, предоставляя возможность ребенку самому додумать, спрогнозировать динамические возможности игрушки. В этом случае педагогом выстраивается перед ребенком проблемная игровая ситуация, которая поможет освоению-открытию возможностей динамической игрушки детям младшего школьного возраста и подросткам.

Художественный образ Богородской игрушки способствует развитию художественного воображения, дает простор фантазии ребенка и формирует его абстрактное мышление. Формировать абстрактное мышление ребенка надо как можно раньше, т.к. активизируется его творческое отношение к освоению окружающего мира. Обратимся к символу Богородской игрушки - игрушка на планках «Кузнецы». В Музее игрушки представлены аккуратно раскрашенные «Кузнецы»: мужик в одежде - темных портках и красной рубахе, а медведь покрашен коричневой краской -значит это, бурый медведь. Этот же сюжет мастера делают «в белье» - то есть в не раскрашенном виде. В игрушке достаточно условно переданы особенности складок одежды мужика и шерсть медведя. И эту условность в решении художественного образа педагогу надо донести до ребёнка. При внимательном рассмотрении игрушки ребенок увидит характерную резьбу. При помощи резьбы мастер обозначает складки на рубахе мужика и шерсть лохматого медведя. Ребенок, подключив фантазию, еще и «увидит», что неокрашенный медведь - это медведь именно бурый, живущей в средней полосе России.

Таким образом, динамическая игрушка помогает решать следующие воспитательные задачи:

- развитие у детей эмоциональной отзывчивости, умение видеть и воспринимать художественный образ динамической игрушки, выражать свое отношение к игрушке;

- формирование представлений о культуре своего народа и уважение культуры других народов;

- приобщение к красоте и выразительности художественного образа динамической игрушки, развитие чуткости в общении с игрушкой, обогащение словарного запаса в игровой ситуации;

- расширение и обогащение представлений детей о мире животных, птиц, о взаимоотношении человек с миром природы.

ЛИТЕРАТУРА

Зеньковский В.В. 2003. Педагогические сочинения. Сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский; общ. науч. ред. и вступ. ст. Е.Г. Осовского. Саранск: Тип. «Крас. Окт.». 808 с. - Педагогическ. б-ка Рос. зарубежья. Т. 2. Краткий словарь иностранных слов. М.: Государственное издательство

иностранных и национальных словарей, 1950. 456 с. Мальцев Н.В. 1981. Современные проблемы Богородской игрушки. - В сб. Творческие проблемы современных народных мастеров. Составитель и научный редактор И.Я. Богуславская. Ленинград: Художник РСФСР. 376 с.

Севрюкова Н.В. 2015. Мотивация в освоении национального декоративно-прикладного искусства студентами художественного вуза. -Инициативы XXI века. №4: 114-115. Сухомлинский В.А. 1974. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа. 288 с. Словари и энциклопедии на Академике. - URL: Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/89606/Игрушка.

Получена/Received: 29.09.2016 Принята/Accepted: 11.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.