По регрессивным зависимостям, описывающим количество подаваемого воздуха в животноводческое помещение при работе трактора на дизельном топливе, природном газе и с установкой каталитического нейтрализатора получили следующие выражения в функциях времени, м3/ч:
Удт - -0,04т+ -I- 0,05т3 - 5,5т2 -I- 0,9Т + и,4 ; (14) - -0 ОЗг - 0 - : Зг: - 7:- 13 6; (15) 0™ = -0,011т" + 0,24т' - 1,57т2 + 2,541+4,9- (16)
Таким образом, одновременное применение в качестве топлива природного газа и каталитического нейтрализатора отработавших газов приводит к снижению уровней загрязнения атмосферы животноводческого помещения в 15,95 раза, что приводит к выполнению норм предельно допустимых концентраций.
УДК
Ключевые слова: линейный электромагнитный двигатель, ударная машина, динамические характеристики, механические аккумуляторы энергии.
Библиографический список
1. Лиханов В.А. Разработка и исследование инженерно-технических средств охраны труда и окружающей среды путем снижения токсичности и дымности отработавших газов трактора класса 6кН при эксплуатации в животноводческих помещениях: автореф. дис. ... канд. техн. наук / В.А. Лиханов. - Л.; Пушкин, 1982. -19 с.
2. Маликова Н.С. К вопросу совершенствования организации воздухообмена в животноводческом помещении / Н.С. Маликова // Механизация технологических процессов в животноводстве: сб. науч. тр. / Алтайский СХИ. — Барнаул, 1989. — С. 62-65.
3. Новоселов А.Л. Последствия эксплуатации дизелей в животноводческих помещениях в зимних условиях / А.Л. Новоселов // Соверш. технологии и средств ме-ханиз. сельскохоз. пр-ва: сб. науч. тр. — Новосибирск, 1986. — С. 128-131.
Анализ существующих ударных машин с импульсными линейными электромагнитными двигателями (ЛЭМД) подтверждает эффективность однообмоточных
621.313.3
К.М. Усанов, В.А. Каргин, И.В. Трубенкова
ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОДНООБМОТОЧНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ УДАРНЫХ МАШИН С РАЗЛИЧНЫМИ РАБОЧИМИ ЦИКЛАМИ
конструкции с упругим возвратным элементом, например, пружиноИ (рис. 1а) [1]. Конструктивно схожеИ с рассматриваемыми является машина с пружинным и гравитационным накопителями, в котороИ рабочий ход обеспечивается деИствием сил тяжести якоря и деформированной электромагнитом пружины (рис. 1б) [2].
В настоящей работе приводятся полученные экспериментально результаты сравнительного анализа динамики рабочих циклов ударных машин, выполненных по конструктивным схемам (рис. 1). В качестве исследуемоИ физическоИ модели в эксперименте использован однообмоточ-ный импульсный ЛЭМД переносной удар-ноИ машины для погружения стержневых элементов в грунт [3].
В конструктивной схеме (рис. 1а) конечная скорость рабочего и возвратного движений якоря, определяющая энергетические показатели машины, существенно зависит от параметров питающего импульса напряжения и возвратной пружины, и они выбраны так, чтобы обеспечивалось равенство конечных скоростей якоря при рабочем и холостом ходах.
При проведении экспериментов и обработке результатов обеспечивалось вертикальное положение и неподвижность корпуса машины; неизменность характеристик питающего импульса напряжения и пружины; соответствие окончания и появления тока в обмотке моментам остановки якоря, совершающего рабочий или холостой ход.
На рисунке 1а мгновенные значения действующих на якорь результирующих
сил на рабочем fрх и холостом ходе f соответствуют выражениям
d Ч
/Р
РХ =
= /эм - fnp + т§ ;
fxx = т
^Че dt2
= fnp - mg '
(1) (2)
где /эм, /пр — сила электромагнитная и
пружины;
т — масса якоря;
д — ускорение свободного падения. В соответствии с рисунком 1б значение сил на этапе рабочего /рх и холостого
/х движений определяются с учетом (1)
и (2)
¡1 = /пР + т = /хх + т; (3)
/X = /эм - ¡пр - ^ = ¡рх - . (4)
V
а
■J
, Л-
8„
Sa
4
F
1 Э-li
k ,У
1
Г пр
V
V
mg
б
Рис. 1. Конструктивные схемы электромагнитных машин:
1 — устройство передачи энергии;
2 — комбинированный якорь-боек;
3 — металлический стержень; 4 — обмотка;
6 — пружина
d Ч
Значения ускорении ai = ^ 2 , скоростей vt и временных интервалов ti рабочего и возвратного движений определены следующим образом
а,
d2ô f
dt2
m
V+i =
t+i =
^2atAâ + (+i - V )
a
(5)
где i, I + 1 — номер участка на кривой силы, скорости.
Для наглядности сравнения и удобства дальнейшего анализа эффективности рассматриваемых машин результаты представлены в относительных единицах:
2
Г = 5/ 5б,
* V = V/Vб^'
* t = t/tб;
Р = Р / Рб
(6)
В качестве базисных величин приняты: рабочий ход якоря 5б, вес /б = mg, время tб и конечная скорость vб его свободного падения с высоты 56, мощность движения якоря рб = /б ■ ^б ■
Зависимости /*(t*) , V*(/*) , Р*(t*)
для интервалов холостого и рабочего ходов сравниваемых конструктивных схем ударных машин (рис. 1) представлены на
рисунках 2, 3.
б
Рис. 2. Динамические характеристики рабочего цикла машины: а — рабочий ход электромагнитом; б — холостой ход электромагнитом
Оценим динамическую эффективность интервалов цикла, реализуемых электромагнитом и пружиной. Сопоставим относительные значения действующих на якорь сил, значений механической мощности, диаграммы изменения скорости и относительные продолжительности рабочего и холостого ходов якоря (рис. 2, 3).
р*
*
0,1 0,2 0,3 0 Г 1рх А 0,
к ^ л
б
Рис. 3. Динамические характеристики рабочего цикла машины: а — рабочий ход пружиной; б — холостой ход пружиной
Динамические характеристики / (t ),
V (t ), Р (t ) рабочего и холостого ходов, реализуемых электромагнитом (рис. 2) или пружиной (рис. 3), схожи. Различия характеристик определяются сочетанием знаков слагаемых динамического усилия
!рх или согласно (1)-(4).
Диаграммы / *(t*), V*(t *) , Р* (t *) электромагнита (рис. 2) представлены двумя характерными участками. Начальные участки характеризуются неинтенсивным нарастанием параметров и занимают
почти половину интервала движения t
рх
или t . Конечные участки представлены интенсивным возрастанием величин и
а
имеют характерную форму остроконечных, с крутыми фронтами, импульсов.
J,* у * ,
При этом максимальные значения f (t )
п* / * \
или P (t ) не совпадают во времени и с моментом окончания хода якоря.
Вид рассматриваемых зависимостей объясняется инерционностью преобразования в электромагните электрической энергии в магнитную и накопления ее некоторого запаса в рабочих зазорах до начала движения якоря, а также возрастающим противодействием сил fM, fnp и mg результирующего динамического усилия /" и особенно f в соответствии с
иХ J XX
(4).
Для движения, реализуемого пружиной и определяемого соотношениями (2), (3),
зависимости f (t ), v (t ), P (t ) слабо нелинейны и монотонны (рис. 3).
Рабочий и холостой ход якоря с участием пружины всегда начинается действием максимального и постепенно убывающего усилия (рис. 3). При этом интенсивность
* / * \
изменения скорости v (t ) и мощности
г»* / * \
движения P (t ) не меньше, чем у электромагнита, и остается почти неизменной на всем ходе якоря, а максимальное зна-
v * Т~) *
чение показателей V и P соответствует моменту его остановки (удара). Это особенно заметно при рабочем ходе машины с пружинным и гравитационным накопителями, где движущее динамическое усилие обеспечивается согласным действием сил fnp и mg в соответствии с (3).
Сравнение характеристик рабочих ходов якоря (рис. 2), реализуемых по рисунку 1, показывает, что в машине с накопителями (рис.1б) максимальное усилие, конечная скорость якоря и мощность движения в 1,4; 1,2; 1,9 раза превосходит те же показатели для традиционной
схемы (рис. 1а), а продолжительность рабочего хода сокращается в два раза.
Таким образом, в машине (рис. 1б), где движение создается пружинным аккумулятором максимальным начальным и убывающим по ходу усилием при согласном действии составляющих fnp и mg,
рабочий ход представляется эффективным и предпочтительным в динамическом отношении. Изменение пространственного положения машины и согласное действие пружинного и гравитационного аккумуляторов позволяют без увеличения подводимой мощности повысить динамическое усилие и мощность рабочего движения якоря, сократить его продолжительность по сравнению с традиционной схемой (рис. 1а). Эта конструктивная схема может успешно применяться при создании ударных машин, питаемых от источников ограниченной мощности при повышенных требованиях к мощности и быстродействию при рабочем ходе якоря. При наличии фиксатора конструкция позволяет «хранить» энергию после зарядки механического аккумулятора и использовать ее, например, на объектах без электроснабжения.
Библиографический список
1. Ряшенцев Н.П. Электромагнитные прессы / Н.П. Ряшенцев, Г.Г. Уваров, А.В. Львицын. — Новосибирск: Наука; Сиб. отд-ние, 1989. — 216 с.
2. Усанов К.М. Линейный импульсный электромагнитный привод машин с автономным питанием: монография / К.М. Усанов, Г.Г. Угаров, В.И. Мошкин. — Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2006. — 284 с.
3. Усанов К.М. Силовая электромагнитная импульсная система для погружения стержневых элементов в грунт / К.М. Усанов, В.А. Каргин // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. — 2005. — № 3. — С. 59-61.
+ + +