Научная статья на тему 'ДИНА НУРПЕИСОВА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА ЖЕНЩИН-КЮЙШИ В КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ'

ДИНА НУРПЕИСОВА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА ЖЕНЩИН-КЮЙШИ В КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1622
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
музыкальная культура / кюйши / домбра / поэт / музыкант / композиторТоктаган Аитолкын / musical culture / kuishi / dombra / poet / musician / composer

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Токтаган Аитолкын, Баженеева Сания, Абдинуров Алиби

Сведения об истории искусства кюя1 казахского народа упоминаются в рукописях с XIII века. Развитие кюя как отдельное направление искусства достигло своего пика в XV–XVI веках. В этот период в сердцах народа звучали кюи с произведениями жырау-поэтов Доспанбет, Шалкииз, Казтуган. Через искусство кюя мы можем понять культурно-социальную и политическую обстановку людей, живших в давние времена. Можно сказать, что до XIX в. право профессионально заниматься кюем принадлежало мужской общине. Представительница женской общины, профессионально занимавшаяся искусством кюя, появилась во второй половине XIX в. Данная статья посвящена рассмотрению роли и места женщин в традиционной музыкальной культуре казахов. Особое внимание в работе уделяется жизни и творчеству Дины Нурпеисовой (1861–1955) – выдающейся домбристки2-кюйши, ученице великого композитора Курмангазы. В частности, приводятся новые факты, позволяющие уточнить некоторые моменты из ее биографии. Актуальность статьи заключается в научном осмыслении следов жизни первой в истории Казахстана женщины-музыкального композитора. Дина Нурпеисова внесла большой вклад в формирование классической школы кюя, повысив его творческий уровень. С ее именем неразрывно связаны новшества по переработке казахского музыкального искусства в послереволюционный период и его адаптации к оркестрам. Сегодня в Казахстане около половины профессиональных занимающихся искусством кюя приходится на женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DINA NURPEISOVA AS A REPRESENTATIVE OF KUISHI WOMEN IN KAZAKH MUSICAL CULTURE

Information about the history of kui art of the Kazakh people is mentioned in manuscripts since the 13th century. The development of kui as a separate art trend reached its peak in the 15th-17th centuries. During this period, kui sounded in the hearts of the people with the works of zhyrau poets Dospanbet, Shalkiiz and Kaztugan. Through the art of kui, we can understand the cultural, social and political environments of the people who lived in times long past. It can be said that until the 19th century, the right to be professionally engaged in kui music belonged to the male community. It was only in the second half of the 19th century that a representative of the female community became professionally engaged in the art of kui. This article is devoted to the role and place of women in the traditional musical culture of the Kazakhs. Special attention is paid to the life and creative work of Dina Nurpeisova (1861-1955) who was an outstanding dombrist-kuishi and a student of the great composer Kurmangazy. In particular, new facts are presented that allow us to clarify some points from her biography. The relevance of the article lies in the scientific understanding of the life path of the first female music composer in the history of Kazakhstan. Dina Nurpeisova made a great contribution to the formation of the kui classical school by raising its creative level. Innovations in arranging the Kazakh musical art during the post-revolutionary period and its adaptation for orchestras are inextricably linked with her name. Today, in Kazakhstan, about half of the professional kui artists are women.

Текст научной работы на тему «ДИНА НУРПЕИСОВА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА ЖЕНЩИН-КЮЙШИ В КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ»

ОБЗОРЫ

да да да да да да да да да да да да да да да да да да дада да да да да да да да да да да да да да да да

DOI 10.24412/2223-0564-2021-3-65-71 А. Токтаган, С. Баженеева, А. Абдинуров УДК 781.7+929

ДИНА НУРПЕИСОВА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА ЖЕНЩИН-КЮЙШИ В КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация

Сведения об истории искусства кюя1 казахского народа упоминаются в рукописях с XIII века. Развитие кюя как отдельное направление искусства достигло своего пика в XV-XVI веках. В этот период в сердцах народа звучали кюи с произведениями жырау-поэтов Доспанбет, Шалкииз, Казтуган. Через искусство кюя мы можем понять культурно-социальную и политическую обстановку людей, живших в давние времена. Можно сказать, что до XIX в. право профессионально заниматься кюем принадлежало мужской общине. Представительница женской общины, профессионально занимавшаяся искусством кюя, появилась во второй половине XIX в. Данная статья посвящена рассмотрению роли и места женщин в традиционной музыкальной культуре казахов. Особое внимание в работе уделяется жизни и творчеству Дины Нурпеисовой (1861-1955) - выдающейся домбристки2-кюйши, ученице великого композитора Курмангазы. В частности, приводятся новые факты, позволяющие уточнить некоторые моменты из ее биографии.

Актуальность статьи заключается в научном осмыслении следов жизни первой в истории Казахстана женщины-музыкального композитора. Дина Нурпеисова внесла большой вклад в формирование классической школы кюя, повысив его творческий уровень. С ее именем неразрывно связаны новшества по переработке казахского музыкального искусства в послереволюционный период и его адаптации к оркестрам. Сегодня в Казахстане около половины профессиональных занимающихся искусством кюя приходится на женщин.

Ключевые слова: музыкальная культура, кюйши, домбра, поэт, музыкант, композитор Aitolkyn Toktagan, Sania Bazheneeva, Alibi Abdinurov

DINA NURPEISOVA AS A REPRESENTATIVE OF KUISHI WOMEN IN KAZAKH MUSICAL CULTURE

Токтаган Аитолкын, магистр искусств, PhD докторант Казахского национального университета искусств (Нур-Султан), e-mail: posygan1988@yandex.kz

Баженеева Сания, магистр искусств, старший преподаватель кафедры музыкального образования, Казахский национальный университет искусств (Нур-Султан), e-mail: bazheneyeva7@hotmail.com

Абдинуров Алиби, магистр искусств, старший преподаватель кафедры композиции, Казахский национальный университет искусств (Нур-Султан), e-mail: a-alibi@mail.ru

Toktagan Aitolkyn, PhD student at the Kazakh National University of Arts (Nur-Sultan), e-mail: posy-gan 1988@yandex. kz

Bazheneeva Sania, Master of Arts, Lecturer at the Department of Music Education, Kazakh National University of Arts (Nur-Sultan), e-mail: bazheneyeva7@hotmail.com

Abdinurov Alibi, Master of Arts, Senior Lecturer at the Department of Composition, Kazakh National University of Arts (Nur-Sultan), e-mail: a-alibi@mail.ru

1 Кюй- музыкальный жанр, инструментальное произведение. Кюйши - создатель и исполнитель этих произведений

2 Домбра - казахский национальный струнно-щипковый инструмент

Abstract

Information about the history of kui art of the Kazakh people is mentioned in manuscripts since the 13th century. The development of kui as a separate art trend reached its peak in the 15th-17th centuries. During this period, kui sounded in the hearts of the people with the works of zhyrau poets Dospanbet, Shalkiiz and Kaztugan. Through the art of kui, we can understand the cultural, social and political environments of the people who lived in times long past. It can be said that until the 19th century, the right to be professionally engaged in kui music belonged to the male community. It was only in the second half of the 19th century that a representative of the female community became professionally engaged in the art of kui. This article is devoted to the role and place of women in the traditional musical culture of the Kazakhs. Special attention is paid to the life and creative work of Dina Nurpeisova (1861-1955) who was an outstanding dombrist-kuishi and a student of the great composer Kurmangazy. In particular, new facts are presented that allow us to clarify some points from her biography.

The relevance of the article lies in the scientific understanding of the life path of the first female music composer in the history of Kazakhstan. Dina Nurpeisova made a great contribution to the formation of the kui classical school by raising its creative level. Innovations in arranging the Kazakh musical art during the post-revolutionary period and its adaptation for orchestras are inextricably linked with her name. Today, in Kazakhstan, about half of the professional kui artists are women.

Key words: musical culture, kuishi, dombra, poet, musician, composer

Введение

С 30-х до 90-х годов ХХ в. в средствах массовой информации на примере кюйши Дины Нур-пеисовой описывалось бесправное положение женщин в дореволюционном Казахстане. Общеизвестно, что в советской историографии принято считать права человека периода царской России вне реальности. Согласно материалам печати того времени, женщины казахского народа, не имевшие особой культуры, достигли счастливой жизни лишь после образования СССР. Во всех газетах и журналах Дина Нурпеисова упоминалась в качестве примера казахской женщины, которая обрела свободу благодаря Советскому правительству.

В настоящее время такой подход преодолен. Тем не менее, благодаря широкой пропаганде данный взгляд на положение женщин в обществе стал чем-то привычным, он глубоко вошел в сознание людей. В результате мы воспринимаем Дину Нурпеисову как феномен, уникальный в казахской музыкальной культуре.

Конечно, она действительно обладала особым дарованием, не случайно в народе ее называют «Мать кюя» (по аналогии с Курмангазы - «Отец кюя»). Однако Дина - не единственный представитель искусства кюя. То, что в казахской традиционной культуре женщины-кюйши выступали наравне с мужчинами - явление привычное. В дореволюционном Казахстане роль женщины в обществе была высокой. Свидетельством высокого социального положения женщины (матери, девушки, дочери) могут служить сохранившиеся имена выдающихся казахских певиц, по-

этов, акынов, кюйши, батыров-воительниц. И конечно же, среди них особое место занимает выдающаяся домбристка-кюйши Дина Нурпеисова. Одна из задач современного кюеведения состоит в том, чтобы освободить биографию Дины от старых наносных представлений и описать творческий путь кюйши, основывясь на объективных данных.

Дискуссия

В 1938 г. в газете «Социалистический Казахстан», посвященном Международному женскому дню 8 марта, говорится: «Великая Октябрьская Социалистическая революция, советское правительство, партия Ленина-Сталина дала женщинам истинное право; предоставила им настоящую свободу и счастливую жизнь». В другой статье говорится: «Раньше домбра Дины была подобно заике, которая не умела разговаривать. Она была полна горя и страданий, многие инструменты того времени лишь вздыхали, словно родники кюя были наполнены черным песком. Нежные женские руки были затвердевшими, из-за этого их искусство не струилось свободно. Домбра того времени звучала мрачно, горестно». Такие публикации, встречавшиеся почти во всех периодических изданиях советского времени, создавали образ дореволюционных казахских женщин как несчастных, бесправных, забитых. Одна из них - Дина Нурпеисова. Судя по материалам советской печати, ее искусство расцвело лишь после переезда в Алматы (1937 г.), когда ей было уже за 76 лет, лишь после этого ее домбра стала звучать ярко и во всю мощь. Насколько это соответствует действительности? Чтобы от-

ветить на этот вопрос рассмотрим исторические материалы, ставшие доступными в постсоветский период.

Еще при жизни Дина Нурпеисова была удостоена нескольких правительственных наград, победителем крупных музыкальных соревнований. Ее ордена и медали, победы в искусстве, благодарные отзывы, напечатанные на страницах газет и журналов - все это преподносилось как крупное достижение советской действительности. Но, как нам представляется, творческие достижения кюйши-женщины нельзя рассматривать в отрыве от ее личной жизни и материнской судьбы, о которой мало знали в те времена.

Методы

В связи с полным описанием жизненного пути конкретного человека в статье широко использовался биографический метод. Кроме того, мы опирались на метод исторической преемственности в определении истинной картины явлений, имевших место в разные исторические эпохи.

Результаты

Дина Нурпеисова родилась в 1861 г. в местности Жанакала Западно-Казахстанской области. На домбре начала играть с 3-х лет, а к 9-ти годам ее имя стало известно по всей округе. С детства Дина росла свободной, сама была выского роста и крупного телосложения, одевалась по-мужски и играла только с мальчиками. В народе существуют рассказы о том, как она участвовала в мужских соревнованиях по борьбе. Игре на домбре обучалась у великого кюйши, «отца кюев» Курмангазы [1, с. 18]. В 19 лет выходит замуж, но при этом не оставляет занятия на домбре. По некоторым данным, «В девятнадцать лет на собственной свадьбе, устав от пустой суеты окружающих, она, говорят, ударила по струнам своей домбры и полилась такая дивная мелодия, что заставила притихнуть и опомниться разгулявшийся аул жениха. Она назвала этот кюй «Оттын даурен», с горечью выразив мимолетность молодости, необратимость времени» [1, с. 20]. Позже, в одной из встреч с Курмангазы учитель порекомендовал 27-летней Дине начать сочинять собственные кюи. Первыми сочинениями Дины стали кюи, одноименные с произведениями выдающихся представителей Западно-Казахстанской традиции - Курмангазы, Даулеткерея и Туркеша. Со стороны Дины это был смелый поступок. Так, например, само исполнение, не говоря уже о сочинении, сложного во многих отношениях кюя «Байжума» под силу не каждому кюйши.

Возможно существует несколько причин, по которым Дина обратилась к сочинению одноименных кюев. Во-первых, кюйши была смелой и в жизни, и в искусстве, поэтому она, по-видимому, и решила проверить свои возможности на сложных кюях. Во-вторых, исполнение чужих произведений было недостаточно для выражения собственных мыслей и переживаний, поэтому она, возможно, и решила сочинить свой вариант одноименного кюя.

Возвращаясь к теме о роли женщин в казахском обществе можно задаться вопросом: как можно назвать женщину бесправной, зависимой, когда она в молодости соревновалась с мужчинами по борьбе, даже в замужестве не бросала домбру и сочиняя одноименные кюи бросала вызов своим учителям и наставникам? Дина - выдающаяся кюйши-композитор, мать 13 детей, уже это обстоятельство свидетельствует о стойкости ее характера. Не всякая женщина в те сложные времена совмещала воспитание 13 детей с высоким искусством. Своей исполнительской деятельностью она оберегла детей от неминуемой голодной смерти [12, с. 163]. Народ высоко ценил ее искусство и сделал все, чтобы семья ее выжила. Об этом свидетельствует воспоминание известного домбриста Кали Жантлеуова - земляка Дины Нурпеисовой. Ему и Уахапу Кабиго-жину было 12-13 лет, когда в 1914 г. на андреевском базаре в ауле Тайпак состоялось творческое состязание Дины со знаменитым кюйши Маме-ном. «На кошме, постеленном на повозке сидела Дина с домброй, украшенной перьями филина, народ преподносил ей деньги, завернутые в платочки. Вечером мы с Уахапом пришли в дом, где должно было состояться состязание. Первой выступила Дина, которая удивила зрителей необычными приемами штриховых ударов. Через некоторое время Дина уехала по неотложным семейным делам. Такова была ее женская судьба. А Мамен остался в доме до утра и играл свои кюи удовлетворяя желание зрителей» - говорит Кали [9, с. 86]. После того вечера Кали и Уахап, до сих пор увлекавшиеся пением, теперь твердо решили заняться искусством домбрового кюя.

Приведенное воспоминание свидетельствет и о том, что народ, несмотря на трудные голодные времена, высоко ценил искусство кюя. В традиционном обществе представителей культуры особо не делили по половым признакам. Народ одинаково ценил творческую личность, будь то женщина или мужчина. Иначе разве была бы

у Дина Нурпеисовой возможности вступить в состязание с именитым Маменом.

Инструментальное состязание у казахов относится к высшему виду музыкального искусства. Оно наравне доступно и мужчинам, и женщинам. В истории сохранилось много имен женщин и девушек, искусство которых не уступало, а порой и превосходило уровень мужчин. Так, например, в народе бытует рассказ о состязании знаменитого кюйши Таттимбета с девушкой из рода найман, которая была известна в своей округе как непревзойденная домбристка. Когда они сыграли весь свой репертуар, Таттимбет тут же сочиняет очередной кюй и выходит победителем. Этот кюй он называет «Сылкылдак» (Смеющаяся) и посвящает своей сопернице [5, с. 162]. Из рассказа остается неясным, действительно ли девушка не смогла сочинить еще один кюй или проявила уважение к именитому кюйши. Рассказ заканчивается тем, что через некоторое время девушка вышла замуж и сидя за свадебным занавесом играла тот самый кюй Таттимбета «Сылкыл-дак» [5, с. 162].

Традиционно воспитанные казахские девушки старались не унизить достоинство своих соперников и часто добровольно признавали себя побежденными. Мужчины же иногда пользовались воспитанностью соперниц и одерживали победу недозволенными приемами, например, игрой на домбре пальцами ноги. Разумеется, девушка не могла ответить ему тем же приемом.

Состязание между джигитом и девушкой было распространено на всей территории Казахстана. До сих пор в народе с восхищением говорят о состязании Кулшара с девушкой из рода та-бын, кюйши Баганалы с девушкой по имени Мат-карима, Абикена с Аккыз, Сугура с Мафрузой. О высоком мастерстве девушки Науша говорит тот факт, что она смело вступила в состязание сразу с двумя именитыми кюйши - 60-летним Ес-баем и 40-летним Тогызбаем. Пословица гласит: «Талант не оглядывается на возраст». Известный кюйши Кулшар вынужден был состязаться с молодой девушкой и старушкой одновременно. Не выдержав это испытание Кулшар вынужден был ретироваться [9,с.52].

Долгое время семья Дины жила за счет ее искусства. В первые годы советской власти положение дел в обществе не только не улучшалось, а, напротив, ухудшилось. Оно было связано с несправедливостью местных чиновников, неоправ-

данно высокими налогами, своеволием местных представителей советской власти. Об этом вспоминает одна из родственников Дины - Багила Бишаева: «В 1920 году устанавливается советская власть. В это время начинается преследование Дины и ее детей. Из-за этого ее большая семья была вынуждена переехать в Астраханскую область» [11, с. 177].

1920-е годы - это не только установление советской власти в Казахстане, но и неспокойное время гражданской войны. К тому же причиной ее переезда к берегам Каспийского моря, как и многих других казахов, послужило начало массового голода. Дина со свой семьей обосновалась в местности Азау Кызылжарского (Красноярского) района, что находится на границе с Россией. Переезд из родных мест (западно-казахстанского Бекетай кума) дался Дине нелегко. Но для нее важнее было спасти детей от голодной смерти. В песках Нарын кума «Дина спасала детей тем, что собирала зерна растительности кумаршык и варила из них кашу и пекла хлеб [1, с. 69].

Это было время «коллективизации населения» - вспоминает Л. Капашев [3, с. 81].

Через некоторое время семья Дины переезжает в небольшой аул, относящийся к аульному совету Козлова Володарского района. Согласно сведениям Л. Капашева, «Местность, где проживала Дина находилась в полтора километра от аула Козлова, позже эту местность стали называть в честь великой кюйши «аулом Дины» (Ди-ановкой)» [3, с. 82]. Об этом говорит и кюйши Едиге Набиев, уроженец этих мест: «До переезда в Алматы Дина Нурпеисова проживала в местности Диановка Володарского района, которая была названа в честь кюйши. До сих пор в этом ауле проживают одни казахи» [2, с. 106].

Название Диановка в честь Дины Нурпеисо-вой встречается и в воспоминаниях других людей: «Моя бабушка, мать отца, родом из села Ди-ановка, в детстве и юности ей довелось слушать выступления Дины Нурпеисовой - ученицы Кур-мангазы Сагырбаева» [7, с. 49].

По сведениям Л. Капашева, «Старший сын Дины Журунбай становится членом колхоза «Кызыл ту» (Красное знамя) и работает там животноводом. ... В тот артель входит и бабушка. В 20-30-ые годы активно начинается работа клуба. Проходит съезд женщин малых народов, там участвует и наша бабушка. Одним из событий в жизни 67 летней бабушки было выступление на

сцене этого клуба. После трудного рабочего дня она выходила на сцену и играла для членов арте-ля. Об этом рассказывал житель того аула, одноклассник Агжан апай - аксакал Амир Ибрашев» [6, с. 302].

Это был настоящий праздник. Тем более председатель колхоза пригласил знаменитую на всю округу домбристку Дину Нурпеисову из с. Диановка, ставшую народной артисткой КазССР, заслуженным деятелем Республики Казахстан, дважды награжденной орденом Трудового Красного знамени» [1, с. 89].

Мы долгое время считали первым крупным выступлением Дины на Всеказахстанском слете народных исполнителей в Алмате. На самом деле Дина в 1936 г. выступала в городе Волода-ровка на региональной Олимпиаде, где собралось около 200 казахских музыкантов, приехавших со всех районов и аулов. Там Дина заняла первое место [7, с. 49].

В настоящее время именем Дины названа одна из улиц центра Володарского района. Также ее именем названа улица и Дом культуры села Козлово. Директор этого Дома культуры, руководитель ансамбля домбристов и клуба «Поиск» Кимади Оразалиев много сделал для открытия музея Дины Нурпеисовой. В музее хранится информация о том, что Дина Нурпеисова награждена в 1934 г. Почетными грамотами Володарского районного комитета, а в 1937 г. - Красно-Ярским комитетом народных депутатов [7, с. 50].

Кардинальные изменения в жизни Дины свя-заня с именем Кали Жантлеуова. Именно он впервые сообщил А.К. Жубанову3 о том, что знаменитая ученица великого Курмангазы жива и ныне проживает в Астраханской области. По поручению А.К. Жубанова Смагул Кошекбаев отправился за Диной и в 1937 г. перевез ее вместе с семьей в Алматы [1, с. 145].

Для 76-летней Дины переезд в Алмату было делом непростым. Однако, помня о завете своего учителя передать искусство кюя молодому поколению, она не могла не воспользоваться этой возможностью: «Принимая домбру великого Кур-мангазы я поклялась ему, что выполню его заветы. Теперь вижу, что настало время осуществить мечту Курмангазы и других кюйши. Я твердо согласилась быть наставником молодых талантов» [1, с. 102].

Дальнейшая жизнь Дины теперь была связана с культурной столицей Казахстана - Алма-той. Оставшуюся жизнь она посвятила пропаганде и распространению наследия своего учителя. К. Ахмедияров в своих воспоминаниях говорит: «Перед отправлением в путь Дина собрала весь аул и сказала волнуясь: «Не для себя еду, а ради духа Курмангазы» [6, с. 302].

После отъезда Дина никогда не возвращалась в родные края, но всегда скучала по ним. Она говорила: «...Получила награды, записала все кюи, ездила в Ташкент, Москву, видела Жам-была, пусть теперь возвращают меня в свой дом. Соскучилась по родине. У меня осталась единственная мечта - пройтись по земле Байбека, испить прозрачную воду из колодца Нарын кума» [4, с. 206].

Искусство - это особый талант. В народе говорят: «Искусство - дар свыше». Оно дается не каждому, а если дано, то не каждый способен распознать его и развить. Непременным условием развития искусства в традиционном обществе было живое общение. Только так могли совершенствовать свое мастерство кюйши, акыны, певцы и другие представители искусства, только так они могли обогатить свой репертуар. Приезд в аул известных певцов, кюйши превращался в своебразный праздник. Каждый казах считал для себя честью принимать таких гостей.

В отличие от мужчин, женщинам такие поездки давались нелегко. Не потому, что им запрещалось заниматься искусством, а потому, что на их плечах лежали заботы по дому и хозяйству. Однако женщины, если и не могли свободно разъезжать по аулам, то по крайней мере общались в своей среде. Поэтому сторонние наблюдатели приходили к выводу о том, что «в казахском обществе женщины были бесправными, зависимыми от мужчин, подобно рабыням». Такие мнения возникали из-за незнания особенностей традиционного казахского общества.

Казахи с особым уважением относились к женщинам. Существует пословица «Сын растет глядя на отца, дочь растет глядя на мать». Женщина - мать будущего поколения, именно поэтому она пользовалась особым уважением. Девочку, будущую мать, казахи уважали как представителя другого рода или племени (жатж^рт), т.к. она рано или поздно выйдет замуж за пред-

3 Советский и казахский музыковед, композитор, дирижер, народный артист Казахской ССР.

ставителя другого рода. Братья всегда были готовы защитить честь своей сестры. Поэтому девочки росли в окружении любви и заботы. Казахские женщины никогда не закрывали лицо, не надевали паранджу и хиджаб. На голову они надевали платок, который никак не является признаком мусульманской веры, платок это - требование традиционного общества, это уважение к себе и окружающим [10, с. 128]. До сих пор существует традиция уважительного отношения к женским волосам, поэтому их необходимо было прикрывать, упавшие волосы тщательно собирались и сжигались (чтобы люди не наступили на них, «иначе голова будеть болеть»). Существует пословица: «Краса девушки - волосы». Поэтому казахские девушки украшали волосы металлическими подвесками (шолпы), которые кроме всего прочего призваны были защитить от сглаза. Ношение платка также преследует гигиеническую цель.

Дина Нурпеисова всегда носила высокий головной убор, который назывался «ак жаулык, ки-мешек». По словам очевидцев, она бережно относилась к этому убору, перед концертом сама завязывала его [5, с. 164]. В традиционных условиях жизни такие уборы носили пожилые женщины, свободные от домашних работ. К женщинам в таких головных уборах относились с особым почтением.

Воспитанию девушек казахи уделяли большое внимание. От нее требовалось быть скромной, почтительной к старшим, нежной и внимательной. Так девушку с детства готовили к замужеству. С детства для нее готовили приданое, в которое входило все необходимое для самостоятельной семейной жизни.

Бытующая пословица «две половинки - одно целое» свидетельствет о равноправии мужчины и женщины, вступающих в брак. Тем не менее, женщина перед мужчиной никогда не показывала свой характер, не перечила ему и всегда проявляла уважение. Но когда нужно было (например, когда мужчины отправлялись на войну) женщины сами с оружием в руках могли защитить себя и детей от врагов или хищных зверей [9, с. 41].

Дуалистическое мировоззрение глубоко укоренилось в сознании казахов. Например, оно отчетливо проявляется в процессе изготовления юрты. Согласно традиции, мастер не изготавливает двери для своей юрты, это считается дур-

ным предзнаменованием. Если молодоженам юрту предоставляют родители невесты, то двери к ней должны дать родители жениха. Так в одной юрте соединяют свою судьбу не только жених и невесте, но и представители двух разных родов. На мужскую и женскую половину делится и внутренность юрты [12, с. 36].

Известно, что впервые брюки придумали кочевники. Тем не менее, казахские женщины не надевали брюки, несмотря на удобство сидеть в них на коне. Лишь в отдельных случаях родители позволяли маленьким девочкам одеваться по-мужски (например, когда в семье не было мальчиков или когда ее особо баловали). Но когда приходило время выйти замуж, девушки переодевались в женское платье.

Исследователь Дмитрий Мадигожин в статье «Конец семьи?» объясняет запрет на ношение брюк женщинам следующими обстоятельствами. В открытой степи женское платье заметно издали. Согласно степным законам, враги не убивали женщин и детей. Этот закон действовал и в военное время. Женщин и детей победители забирали с собой. Каждый род был заинтересован в увеличении своей численности, чем многочисленнее был род, тем весомее было его влияние на других. Поэтому одним из приоритетов традиционного общества было сохранение и приумножение женщин и детей [11, с. 164].

Итак, роль женщины в казахском обществе не ограничивалась домашними заботами. Они часто выступали советниками мужчин, а при необходимости наравне с ними выступали против врагов. Известны случаи, когда родом или племенем руководили женщины.

Заключение

Подытоживая вышеизложенное, можем утверждать, что свободу казахским женщинам дала вовсе не советская власть. Женщины всегда были свободными в традиционном казахском обществе, и свой талант проявили во всех областях искусства, наравне с мужчинами выступали в песенно-поэтическом и инструментальном состязаниях. Их игра на домбре отличалась особой выразительностью и проникновенностью. Именно этим они внесли вклад в развитие домбрового искусства.

Среди перечисленных домбристок, исключительное место принадлежит ученице великого Курмангазы, Народной артистке Казахстана, «человеку века» Дине Нурпеисовой. Своим твор-

чеством она не только подытожила достижения западно-казахстанского домбрового искусства, но и создала на их основе свою оригинальную исполнительскую школу. Именно благодаря Дине Нурпеисовой мы имеем возможность познакомиться с достижениями западно-казахстанской традиции кюя.

Творчество Дины - это своебразный мост, соединяющий современное развитие домбровой музыки с ее классическим прошлым. Кроме того, ее творчество наглядно представляет высокий уровень женского исполнительства в прошлом. В настоящее время искусство Дины Нурпеисовой не только вдохновляет, но и служит примером для современных домбристок. Особую, непреходящую ценность имеют записи кюев Курманга-зы, Даулеткерея и других в исполнении Дины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бисенова Г. Дина кюйши. Алматы: Жалын, 2004. 276 с.

2. Джумалиева Т.К. Казахские акыны: Восток-Запад, в контексте единого культурного пространства. Алматы, 2010. 231 с.

3. Елеманова С.А. Казахское традиционное песенное искусство. Алматы: Дайк-пресс, 2000. 188 с.

4. Казахская культура. Энциклопедический справочник. Алматы: Аруна Ltd., 2005. 321 с.

5. Кожахметова Ж.А. Айтыс - искусство импровизации // Простор. 2008. № 6. С. 160-165.

6. КокишеваМ.Т. Симфонический кюй: к вопросам истории и типологии жанра // Изв. НАН РК. Серия общественных и гуманитарных наук. 2016. № 2. С. 299-306.

7. Копбаева Л.Я. Казахский кюй в контексте традиционных жанров музыки Средней Азии. дис. ... канд. иск. Москва, 1991. 189 с.

8. Котлова Г. К. Кюй в системе жанров композиторского творчества Казахстана. Алматы: Альянс-2, 2004. 244 с.

9. Кузембаева С.А. Лекции по истории казахской музыки. Алматы: Рауан, 2005. 232 с.

10. Omarbayev Y., Khazretali T., Zulpikharova E., Kumganbayev Zh. Muslim women under Soviet rule in Central Asia (Turkistan): Soviet gender practice // Woman in Russian Society. 2020. No. 4. P. 126-135.

11. Сабырова А.С. Зарождение и развитие музыкального искусства номадов в связи с историческими этапами культуры. Алматы, 2014. 396 с.

12. СейдимбекА. Казахское искусство кюя. Астана: Кюлтегин, 2002. 832 с.

REFERENCES

1. Bisenova, G. Dina kuishi [Dina kuishi]. Almaty: Zhalyn, 2004. 276 p. (in Kazakh).

2. Dzhumalieva, T.K. Kazakhskie akyny: Vostok-Zapad, v kontekste edinogo kulturnogo prostranstva [Kazakh akyns: East-West, in the context of a single cultural space]. Almaty, 2010. 231 p. (in Russ.).

3. Elemanova, S.A. Kazakhskoe traditsionnoe pesennoe iskusstvo [Kazakh traditional song art]. Almaty: Dayk-press, 2000. 188 p. (in Russ.).

4. Kazakhskaya kultura [Kazakh culture]. Entsiklopedicheskiy spravochnik. Almaty: Aruna Ltd., 2005. 321 p. (in Russ.).

5. Kozhakhmetova, Zh.A. Aitys - iskusstvo improvisatsii [Aitys as the art of improvisation]. Prostor - Expanse, 2008, no. 6, pp. 160-165. (in Russ.).

6. Kokisheva, M.T. Simfonicheskiy kui: k voprosam istorii i tipologii zhanra [Symphonic kui: On the history and typology of the genre]. Izv. NANRK. Seriya obshchestvennykh i gumanitarnykh nauk - Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Ser. Social Sciences and Humanities, 2016, no. 2, pp. 299-306. (in Russ.).

7. Kopbaeva, L.Ya. Kazakhskiy kui v kontekste traditsionnykh zhanrov muzyki Sredney Azii [Kazakh kui in the context of traditional genres of Central Asian music]. PhD Thesis in Art Criticism. Moscow, 1991. 189 p. (in Russ.).

8. Kotlova, G.K. Kui v sisteme zhanrov kompozitorskogo tvorchestva Kazakhstana [Kui in the system of genres of composers' creative work in Kazakhstan]. Almaty: Alyans-2, 2004. 244 p. (in Russ.).

9. Kuzembaeva, S.A. Lektsii po istorii kazakhskoy muzyki [Lectures on the history of Kazakh music]. Almaty: Rauan, 2005. 232 p. (in Russ.).

10. Omarbayev Y., Khazretali T., Zulpikharova E., Kumganbayev Zh. Muslim women under Soviet rule in Central Asia (Turkistan): Soviet gender practice. Woman in Russian Society, 2020, no. 4, pp. 126-135. (in English).

11. Sabyrova, A.S. Zarozhdenie i razvitie muzykalnogo iskusstva nomadov v svyazi s istoricheskimi etapami kultury [The origin and development of the musical art of the nomads in connection with the historical stages of culture]. Almaty, 2014. 396 p. (in Russ.).

12. Seydimbek A. Kazakhskoe iskusstvo kuya [Kazakh art of kui]. Astana: Kyultegin, 2002. 832 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.