Научная статья на тему 'Дилерство и франчайзинг: что выбрать при создании бизнеса?'

Дилерство и франчайзинг: что выбрать при создании бизнеса? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1064
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНШИЗА / FRANCHISE / ФРАНЧАЙЗИНГ / FRANCHISING / ФРАНЧАЙЗИ / FRANCHISEE / ФРАНЧАЙЗЕР / FRANCHISOR / РОЯЛТИ / ROYALTIES / ФОРМА БИЗНЕСА / FORM OF BUSINESS / ДИЛЕРСТВО / DEALERSHIP / МАРКА / BRAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Честнова Людмила Владимировна

Актуальность и цели. В статье предметом рассмотрения являются понятия франчайзинга и дилерства. Тема актуальна, потому что условия рыночного экономического строя предполагают наличие частного бизнеса, а одними из видов частного бизнеса являются франчайзинг и дилерство, которые приобретают все большую популярность. Цель данной работы: поиск общих характерных черт и различий, анализ данных форм бизнеса в теоретическом материале и на российском практическом опыте, выявление и обоснование плюсов и минусов двух бизнес-схем. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа официальных данных с электронных ресурсов. Особое значение в данной работе уделяется рейтинговой информации с деловых порталов, таких как БиБосс и АвтоБизнесРевю; анализ некоторых данных сделан на основе информации с официального сайта Российской Ассоциации Франчайзинга. Результаты. Исследовано становление и развитие франчайзинга и дилерства, проанализирована ситуация с данными бизнес-схемами в России. Выявлена растущая популяризация сотрудничества с мировыми брендами. Выводы. Франчайзинг включает в себя лучшие черты других видов организации бизнеса: уверенность в завтрашнем дне, прибыльность, независимость. Это позволяет малому, начинающему бизнесу очень быстро развиваться, что и подтверждает международная практика. Дилерство это возможность увеличения капитала для опытных бизнес-деятелей. Здесь можно получить большие доходы, но и в большей степени возрастает риск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEALERSHIP AND FRANCHISE: WHAT TO CHOOSE WHEN CREATING A BUSINESS?

Background. In the article considered are the concepts of franchising and dealership. The topic is relevant to the fact that the conditions of the market economic system suggest the existence of a private business, and one of the kinds of private businesses become increasingly popular franchise and dealership. The goal of this study: searching for common features and differences, analysis of forms of business in the theoretical material on the Russian experience, the identification and justification of the pros and cons of the two business models. Materials and methods. The research objectives were achieved based on the analysis of official data from electronic resources. Of particular importance in this work is given to the rating information with business portals, such as BigBoss, Avtobiznese, the analysis of some data were based on data from the official website of the Russian Association of Franchising. Results. Investigated the formation and development of franchising and dealership, the situation analyzed data business schemes in Russia... Background. In the article considered are the concepts of franchising and dealership. The topic is relevant to the fact that the conditions of the market economic system suggest the existence of a private business, and one of the kinds of private businesses become increasingly popular franchise and dealership. The goal of this study: searching for common features and differences, analysis of forms of business in the theoretical material on the Russian experience, the identification and justification of the pros and cons of the two business models. Materials and methods. The research objectives were achieved based on the analysis of official data from electronic resources. Of particular importance in this work is given to the rating information with business portals, such as BigBoss, Avtobiznese, the analysis of some data were based on data from the official website of the Russian Association of Franchising. Results. Investigated the formation and development of franchising and dealership, the situation analyzed data business schemes in Russia. Identified the growing promotion of cooperation with international brands, and purchase licenses. Conclusions. The franchise includes the best features of other types of business organization: confidence in the future, profitability, independence. This allows small, budding business growing very fast, which is confirmed by international practice. The dealership is able to increase its capital from experienced business leaders. Here you can get a lot more income, but also to risk much more. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Дилерство и франчайзинг: что выбрать при создании бизнеса?»

УДК 658.9

ДИЛЕРСТВО И ФРАНЧАЙЗИНГ: ЧТО ВЫБРАТЬ ПРИ СОЗДАНИИ БИЗНЕСА?

Л. В. Честнова

DEALERSHIP AND FRANCHISE: WHAT TO CHOOSE WHEN CREATING A BUSINESS?

L. V. Chestnova

Аннотация. Актуальность и цели. В статье предметом рассмотрения являются понятия франчайзинга и дилерства. Тема актуальна, потому что условия рыночного экономического строя предполагают наличие частного бизнеса, а одними из видов частного бизнеса являются франчайзинг и дилерство, которые приобретают все большую популярность. Цель данной работы: поиск общих характерных черт и различий, анализ данных форм бизнеса в теоретическом материале и на российском практическом опыте, выявление и обоснование плюсов и минусов двух бизнес-схем. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа официальных данных с электронных ресурсов. Особое значение в данной работе уделяется рейтинговой информации с деловых порталов, таких как БиБосс и АвтоБизнесРевю; анализ некоторых данных сделан на основе информации с официального сайта Российской Ассоциации Франчайзинга. Результаты. Исследовано становление и развитие франчайзинга и дилерства, проанализирована ситуация с данными бизнес-схемами в России. Выявлена растущая популяризация сотрудничества с мировыми брендами. Выводы. Франчайзинг включает в себя лучшие черты других видов организации бизнеса: уверенность в завтрашнем дне, прибыльность, независимость. Это позволяет малому, начинающему бизнесу очень быстро развиваться, что и подтверждает международная практика. Дилерство - это возможность увеличения капитала для опытных бизнес-деятелей. Здесь можно получить большие доходы, но и в большей степени возрастает риск.

Ключевые слова: франшиза, франчайзинг, франчайзи, франчайзер, роялти, форма бизнеса, дилерство, марка.

Abstract. Background. In the article considered are the concepts of franchising and dealership. The topic is relevant to the fact that the conditions of the market economic system suggest the existence of a private business, and one of the kinds of private businesses become increasingly popular franchise and dealership. The goal of this study: searching for common features and differences, analysis of forms of business in the theoretical material on the Russian experience, the identification and justification of the pros and cons of the two business models. Materials and methods. The research objectives were achieved based on the analysis of official data from electronic resources. Of particular importance in this work is given to the rating information with business portals, such as BigBoss, Avtobiznese, the analysis of some data were based on data from the official website of the Russian Association of Franchising. Results. Investigated the formation and development of franchising and dealership, the situation analyzed data business schemes in Russia. Identified the growing promotion of cooperation with international brands, and purchase licenses. Conclusions. The franchise includes the best features of other types of business organization: confidence in the future, profitability, independence. This allows small, budding business growing very fast, which is confirmed by international practice. The dealership is able

to increase its capital from experienced business leaders. Here you can get a lot more income, but also to risk much more.

Key words: franchise, franchising, franchisee, franchisor, royalties, form of business, dealership, brand.

В условиях глобализации экономики, усиления конкуренции между производителями, захвата рынков транснациональными компаниями все большую актуальность приобретают такие формы бизнеса, как франчайзинг и дилерство. Особенно актуальна данная тема для стартаперов, так как данные виды бизнеса кажутся наиболее доступными и быстро приносящими выгоду. Рассмотрим понятия франчайзинга и дилерства и их характеристики.

Франшиза - это право на создание коммерческой фирмы, продажу товаров и оказание услуг по лицензионному соглашению [1], т.е. при покупке франшизы используются товарный знак и технология компании - владельца товарного знака, а продавец франшизы продает свое имя и успешную бизнес-модель, при этом помогая в бизнесе не только поставкой товара, но и обучением персонала, подбором удачного места для ведения предпринимательства, разделением рисков и т.д. Франчайзер (продавец франшизы), как правило, но не всегда получает так называемое роялти - денежную компенсацию за использование патента.

Существует несколько форм франчайзинга. Первая форма, в которой появился франчайзинг, - прямая (рис. 1). В этом случае продавец франшизы передает права и марку строго на тот адрес, определенную территорию, которые сам выбрал. По данной форме договора франчайзинга франчайзи ограничен территорией и не имеет права передачи франшизы третьему лицу.

При последовательной форме франчайзинга франчайзер может получить право на несколько франшиз и ими распоряжаться, в том числе выдавать несколько франшиз.

Рис. 1. Прямая форма франчайзинга (схема составлена автором)

Суть формы франчайзинга на основе распределительной территории заключается в том, что франчайзи на определенной закрепленной территории берет на себя права главной компании и может заключать договора. При данной форме франчайзи прибегает к помощи субфранчайзи, который должен на определенной территории в определенный срок по договору создать определенное количество франчайзинговых точек.

Форма субфранчайзинга предполагает создание связи франчайзер-франчайзи-субфранчайзи. Здесь между тремя лицами заключается договор, суть которого в том, что франчайзер передает часть прав франчайзи и свободу выбора для территории работы. В данном случае франчайзи выступает как отдельная компания для своих субфранчайзи.

Самой крупной формой франчайзинга является мастер-франчайзинг (рис. 2). В этой форме предпринимательской деятельности мастеру-франчайзи предоставляют право работы на большой территории с правом передачи третьим лицам с целью развития сети франчайзинговых точек - независимых юридических лиц. Часто это происходит на международной арене, когда франчайзер одной страны дает право продавать свою марку франчайзи другой страны для развития своей сети.

Рис. 2. Форма франчайзинга - мастер-франчайзинг (схема составлена автором)

Плюсы франчайзинга очевидны: получение готовой бизнес-модели, оказание помощи при ведении бизнеса, обучение персонала, маркетинговая поддержка и, что очень важно, разделение рисков.

Россия является лидером по росту количества франчайзинговых компаний (98 % за последние три года) [2]. По данным Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), на территории страны работает более 30 000 франчайзинговых точек и около 750 франчайзеров. Данная организация существует в России с 1997 г., активно помогает франчайзерам и сплачивает их, следовательно, в данной форме бизнеса не только продавец самой франшизы является гарантом, но и РАФ, которая работает на мировом уровне.

/

d /

/ /

*

ф

1995 1 эзе 1ЭЭ7 1998 1 999 2000 2001 2002 2003 2001 2005 2006 2007 2008 2009 201 0

Годы

Рис. 3. Оценка количества франшизных сетей по РФ [3]

По рис. 3 видно, что с 1995-го по 2002 г. нарастание франшизных сетей шло более медленным темпом, чем с 2002-го по 2010 г. Это говорит о нарастающей популярности данного вида бизнеса в России.

Первые франшизы России были проданы компаниями «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб», первая иностранная франшиза - корпорацией «Баскин Роб-бинс».

Третий год подряд деловой портал БиБосс.ру публикует «Топ-100 франшиз России» - первый и самый полный рейтинг франчайзинговых предложений, основанный на объективных данных, полученных от франчайзеров и из независимых источников. Первое место занимает сеть детских товаров «БЕГЕМОТиК» [4]. По мнению руководителей проекта, эти магазины являются наиболее перспективными для инвестиций. На втором месте - одна из крупнейших российских сетей универсамов шаговой доступности «Пятерочка», на третьем - крупнейшая в мире сеть фастфуда «Subway». В десятку лидеров 2014 г. вошли также франшизы из сферы питания - «33 пингвина» (сеть по производству и продаже мороженого) и «Стардог^» (сеть закусочных), а также представители розничной торговли - «МТС», «Oodji», «Expetro!».

Перейдем к другим понятиям - дилерство и дилер. Дилер - это физическое лицо или фирма, которые от своего имени перепродают товары. Дилер -это самостоятельная сторона в сделке, и третьи лица вступают в юридические отношения только с ним, а не с заводом-изготовителем товаров, которые он реализует. Прибыль дилера образуется за счет разницы в ценах покупки и продажи, он может заключать договора с клиентом на ряд услуг, связанных с маркетингом [1]. Но в определении нет ни слова о разделении рисков и о какой-либо помощи в бизнесе, т.е. если купили товар, значит, обязаны продать его в определенный срок. Продавца товара не всегда интересует бизнес-план, и есть ли он вообще, хотя поставщик дилера может обеспечить сертификатами и рекламными буклетами.

Дилерская деятельность очень распространена, и формы этой деятельности самые разнообразные. На рынке могут действовать «официальные дилеры» какого-либо завода-изготовителя техники на основе соглашения с ним. По такому соглашению-договору дилеру предоставляется право именовать себя на рынке «официальным дилером» определенного завода-изготовителя, но при этом дилер действует юридически от своего имени, со своей моделью бизнес-плана, на свой счет и риск.

Использование в этих случаях имени завода-изготовителя представляет собой «франшизу», т.е. льготу, которую производитель предоставляет дилеру на основе «франшизного соглашения». И снова затрагивается тема франчайзинга.

В рамках дилерства и в зависимости от сферы деятельности лиц, участвующих во франчайзинге, выделяют семь типов систем [5]:

1) производство - производство;

2) производство - оптовая торговля;

3) производство - розничная торговля;

4) оптовая торговля - оптовая торговля;

5) оптовая торговля - розничная торговля;

6) розничная торговля - розничная торговля;

7) предприятие обслуживания - предприятие обслуживания.

Перечисленные выше типы франшизы часто сочетаются с признаками

договора об исключительном сбыте. При этом могут наблюдаться различные модификации соглашений, но с условием сохранения одного из ключевых элементов франчайзинга, а именно: права завода-изготовителя на контроль деятельности дилеров в целях обеспечения надлежащей поддержки качества и стандартов товара, работ, услуг, продаваемых под маркой производителя.

На сегодняшний день дилерство является весьма прибыльной формой сотрудничества, а также выгодной и перспективной формой построения бизнеса. Наиболее частым и прибыльным видом сотрудничества в России является бизнес по продаже машин. Автомобильный дилерский центр - это распространенный вид посредничества. В табл. 1 приведен рейтинг городов-миллионников и количество автомобильных дилерских центров. Из данной таблицы видно, что нет города-миллионника, где бы не существовало хотя бы 10-20 дилерских центров по купле-продаже автомобилей.

Таблица 1

Рейтинг городов-миллионников [2]

Город Численность населения, чел. Дилеры иномарок На 1 ДЦ приходится, чел.

1 2 3 4

1. Екатеринбург 1 396 074 78 17 898

2. Ростов-на-Дону 1 103 733 57 19 364

3. Казань 1 176 187 60 19 603

4. Пермь 1 013 887 49 20 692

5. Воронеж 1 003 638 47 21 354

6. Уфа 1 077 719 50 21 554

7. Нижний Новгород 1 259 921 57 22 104

8. Самара 1 171 598 50 23 432

Окончание табл. 1

1 2 3 4

9. Челябинск 1 156 201 49 23 596

10. Волгоград 1 018 790 41 24 849

11. Санкт-Петербург 5 028 000 197 25 523

12. Москва 11 979 529 437 27 413

13. Красноярск 1 016 385 36 28 233

14. Омск 1 160 670 33 35 172

15. Новосибирск 1 523 801 42 36 281

В России журналом «АвтоБизнесРевю» составлен рейтинг «Топ-10 ведущих дилерских холдингов за первое полугодие 2014 г.». Согласно данному рейтингу, лидирующую позицию занимает группа компаний «Рольф». В первой половине 2014 г. компания продала более 40 тыс. новых автомобилей, увеличив результат на 11 %. На втором месте оказалась группа компаний «Автомир», продав почти 35 тыс. автомобилей, уменьшив продажи на 12 %. Замыкает десятку «Фаворит Моторс», где продажи составили 13 200 автомобилей и произошло увеличение продаж на 3 % (табл. 2).

Таблица 2

Динамика продаж ведущих дилерских холдингов за первое полугодие 2014 г. (топ-10) [6]

Дилер Объем продаж Динамика ( %)

Рольф 40589 11

Автомир 34818 -12

Мейджор 30800 -9

Дженсер 29966 10

Ттс 26673 -2

Агат 16100 -10

Самара-авто 15900 1

Независимость 14080 -22

Авилон 13650 -6

Фаворит-моторс 13200 3

Топ-10 235776 -3

Попробуем определить плюсы и минусы двух бизнес-схем, проведя краткое сравнение дилерства и франчайзинга (табл. 3).

Таблица 3

Плюсы и минусы для дилера и франчайзи

Дилер Франчайзи

Владение своей собственностью + +

Не нужно вкладывать большой начальный капитал - +

Есть ли независимость от других фирм + +

Вы хозяин своего бизнеса, Вас не могут уволить + +

Нет риска потерять свои собственные деньги - +

Нет боязни личной ошибки в построении схемы бизнеса - +

Есть возможность воспользоваться чужим опытом для максимальной эффективности - +

Сравнительный анализ двух бизнес-схем:

1. Выход на рынок. Вначале дилер работает с малоизвестным брендом, ищущим выход на новые локальные рынки. Это значит, что ему придется самостоятельно заботиться об обозначении себя и о рекламе на своем локальном рынке. Все это требует вложения средств в маркетинговые исследования и рекламу. Затем появляется возможность получать неограниченную прибыль, благодаря монополизации продаж. Франчайзи получает готовые бизнес-план, поведенческие и рекламные стратегии и зачастую работает с раскрученным и узнаваемым на рынке брендом. Стартовать здесь несколько легче, но возможна конкуренция с другими франчайзи данной марки, за исключением случаев, когда за франчайзи закрепляется эксклюзив на определенную территорию.

2. Стартовый капитал. Любое дело начинается с поиска финансовых средств. В случае дилерства нужно или иметь доступные активы, или брать займы, что не всегда получается. При покупке франшизы кредитные организации намного легче дают кредиты, но еще в качестве бонуса в некоторых случаях сам договор франшизы включает в себя предоставление кредита на развитие франчайзинговой деятельности.

3. Ведение деятельности. В своей основе дилер предоставлен сам себе: сам решает, как, где и каким образом необходимо реализовать товар. В таком случае все финансовые и нефинансовые потери он берет полностью на себя. Деятельность франчайзи достаточно строго определена - он получает консалтинговые услуги, возможность обучить персонал и работает по плану, который уже доказал свою финансовую эффективность и состоятельность.

Как видно из табл. 3 и из аналитического материала, франчайзинг включает в себя лучшие черты других видов организации бизнеса: уверенность в завтрашнем дне, прибыльность, независимость. Это позволяет малому, начинающему бизнесу очень быстро развиваться, что и подтверждает международная практика. Во франчайзинге практически нет минусов. Конечно, если его правильно выбрать. Дилерство - это возможность для уже опытных бизнес-деятелей увеличить свой капитал. Здесь можно получить большие доходы, но и риск возрастает в несколько раз.

Список литературы

1. Коноплицкий, В. Толковый словарь экономических терминов «Это бизнес» / В. Коноплицкий, А. Филина. - Киев : Альтерпресс, 1996. - 448 с.

2. Официальный сайт Ассоциации «Российские автомобильные дилеры». - URL: www.asroad.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Официальный сайт Российской ассоциации франчайзинга. - URL: www.rusfranch.ru

4. Официальный сайт Бибосс. - URL: www.beboss.ru

5. Научная электронная библиотека. - URL: www.elibrary.ru

6. Официальный сайт «АвтоБизнесРевю» - URL: abreview.ru

Честнова Людмила Владимировна

студентка,

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского E-mail : bagira6@inbox.ru

Chestnova Ludmila Vladimirovna student,

Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky

УДК 658.9 Честнова, Л. В.

Дилерство и франчайзинг: что выбрать при создании бизнеса? / Л. В.

Честнова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. -№ 4 (12). - С. 85-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.