Научная статья на тему 'Дилеммы британской дипломатии в связи с началом гражданской войны в Йемене (сентябрь 1962 г. -февраль 1963 г. )'

Дилеммы британской дипломатии в связи с началом гражданской войны в Йемене (сентябрь 1962 г. -февраль 1963 г. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / GREAT BRITAIN / ЙЕМЕН / YEMEN / ГАРОЛЬД МАКМИЛЛАН / HAROLD MACMILLAN / АДЕН / ADEN / КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / COLONIAL POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Румянцев Владимир Петрович

Анализируется позиция Великобритании в отношении антимонархического переворота в Йемене в 1962 г. Британское руководство решало дилемму: признать ли республиканский режим в Сане и начать выстраивать отношения с новым режимом или поддержать роялистов, как того требовали колониальные интересы Лондона на юге Аравии? Великобритания выбрала второе и в итоге вынуждена была покинуть Аден, утратив рычаги влияния на ситуацию в Йемене. Статья написана на основе неопубликованных архивных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dilemmas of British diplomacy in connection with the outbreak of the civil war in Yemen (September 1962 - February 1963)

The article examines the position of Great Britain towards the outbreak of the civil war in Yemen in September 1962 February 1963. The aim of the article is to identify the reasons of the United Kingdom's refusal to recognize the Republican regime in Sanaa. The article is written on the basis of unpublished archival documents. In September 1962, the anti-monarchist revolution occurred in Yemen. This Arab country became a republic. Because of proclamation of Yemen Arab Republic (YAR) the British leaders faced a dilemma: whether to accept the republican regime in Yemen and begin to build relations with a new regime, or to support the royalists in accordance with British colonial interests in the south of Arabia. Initially, Harold Macmillan's government took a wait-and-see attitude. It did not want to recognize the YAR at least until mid-November of 1962, when the hearings on the unification of Aden and the Federation of South Arabia in the House of Commons were due to end. The British government stated that the republican authorities in Sanaa did not control the entire territory of Yemen. The Prime Minister of the United Kingdom indicated the reason for the British fluctuations in the form of a conflict between the short-term and the long-term interests of the UK. The interests of the next few years, such as the preservation of British influence in Aden, were considered more important than the long-term goal of establishing cooperation with the forces of Arab nationalism. Harold Mac-millan saw a compromise between these conflicting interests in recognizing the YAR de facto and promised to recognize it de jure when the Egyptian troops were withdrawn from Yemen. As a result, the republican authorities in Sana closed the British diplomatic mission in Yemen. A few years later, the United Kingdom was forced to leave Aden and lost much of its political leverage in Yemen. Nowadays, the United Kingdom risks to repeat the same mistakes, getting involved, even indirectly, in the dangerous game led by some regional forces in Yemen.

Текст научной работы на тему «Дилеммы британской дипломатии в связи с началом гражданской войны в Йемене (сентябрь 1962 г. -февраль 1963 г. )»

Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 53

УДК 327(410)

Б01: 10.17223/19988613/53/21

В.П. Румянцев

ДИЛЕММЫ БРИТАНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ЙЕМЕНЕ (СЕНТЯБРЬ 1962 г. - ФЕВРАЛЬ 1963 г.)

Анализируется позиция Великобритании в отношении антимонархического переворота в Йемене в 1962 г. Британское руководство решало дилемму: признать ли республиканский режим в Сане и начать выстраивать отношения с новым режимом или поддержать роялистов, как того требовали колониальные интересы Лондона на юге Аравии? Великобритания выбрала второе и в итоге вынуждена была покинуть Аден, утратив рычаги влияния на ситуацию в Йемене. Статья написана на основе неопубликованных архивных документов.

Ключевые слова: Великобритания; Йемен; Гарольд Макмиллан; Аден; колониальная политика.

Пока Йемен являлся теократической монархией, он, по сути, находился на периферии бурной политики Арабского Востока. Все изменилось, когда 19 сентября 1962 г. умер имам Йемена А. Яхья. Ему наследовал сын М. Аль-Бадр, но продержался у власти он совсем недолго - в ночь с 26 на 27 сентября 1962 г. королевская гвардия во главе с полковником А. Салялем свергла нового имама, провозгласив создание Йеменской Арабской Республики (ЙАР). М. Аль-Бадру удалось бежать на север страны, где проживали преданные монархии племена. В Йемене началась гражданская война, в которой новую власть поддерживало в основном городское население западной и южной части страны, а свергнутого имама - некоторые племена горной местности севера и востока. Ситуация в роялистском лагере была запутанной. На должность имама претендовал еще и дядя Аль-Бадра принц Хасан. Обоим претендентам удалось договориться между собой о разделе власти в случае успеха в борьбе за возвращение трона. Договоренность эта была хрупкая и объяснялась задачей консолидации промонархических сил. На деле скрытое соперничество между М. Аль-Бадром и Хаса-ном сохранялось.

Новую арабскую республику поддержал Египет, который моментально стал оказывать ей военную помощь. Вмешательство Каира в йеменские события вызвало протест со стороны Иордании и Саудовской Аравии. И Амман, и Эр-Рияд выразили готовность оказать помощь имаму и восстановить монархию в Йемене. К своим планам они рассчитывали привлечь западные страны.

Реакция Великобритании на события в Йемене была тревожной. Лондон беспокоился из-за того, как переворот в Сане скажется на положении дел на юге Аравии, где располагалась британская колония - Аден и находившиеся под защитой Лондона протектораты, объединенные в виде Федерации Южной Аравии (ФЮА). Великобритания решила помочь принцу Хаса-ну, оказывая ему содействие в поездке в британский протекторат Бейхан, откуда он планировал перебраться в Йемен, чтобы возглавить антиреспубликанское движение [1].

Министр по делам колоний Д. Сэндис разъяснял, что дальнейшая помощь Хасану должна поступать от арабских стран, а не от Великобритании, в противном случае открытая британская поддержка брата умершего имама А. Яхья станет подобна для Соединенного Королевства «поцелую смерти», она ополчит против Лондона весь арабский мир. Д. Сэндис выразил надежду на то, что если принцу Хасану удастся захватить контроль хотя бы над частью территории Йемена, то ситуация в этой арабской стране может измениться [2].

Успех британской политики в отношении Йемена зависел от подхода США к вопросу о признании ЙАР. Как сообщал британский посол в Вашингтоне Д. Ормс-би-Гор, Соединенные Штаты пока не спешили с признанием новой арабской республики, но все зависело от развития гражданской войны в Йемене. Если республиканцам удалось бы добиться эффективного контроля над большей частью Йемена, то, как прогнозировал британский дипломат, США «захотят быть среди тех, кто первым (из западных стран - В.Р.) признает» ЙАР. В таком случае, по утверждению Форин-офис, вся структура британского влияния в Персидском заливе и Южной Аравии окажется перед угрозой краха. Однако время, необходимое для кристаллизации британского подхода к Йемену, было - республиканские власти заявили, что дипломатические миссии тех стран, которые не признают ЙАР, могут пока оставаться в стране на правах гостей [3]. Это позволяло сохранять определенную гибкость британских действий в Йемене.

Решение Великобритании оказать тайную поддержку принцу Хасану вызвало недовольство в Вашингтоне. Небезосновательно американское руководство считало, что вмешательство Лондона в йеменские дела на стороне роялистов приведет лишь к увеличению численности египетских экспедиционных войск и к вовлечению в гражданскую войну Советского Союза.

К середине октября 1962 г. республиканцы в Йемене установили контроль почти над всей территорией страны за исключением горной местности на востоке и пообещали, пока в частном порядке, придерживаться

всех международных обязательств, принятых имаматом. Тем не менее Соединенные Штаты не торопились с признанием ЙАР, чтобы лишить египетского президента Г. А. Насера иллюзии легкой победы в Йемене [4].

Позиция США стала вызывать все большую тревогу Великобритании. Д. Ормсби-Гор с горечью констатировал: «Госдепартамент неоправданно верит в свою способность сдержать египетское смутьянство» [5]. Неожиданным подспорьем для Лондона стал Карибский кризис, на время заслонивший собой все прочие проблемы американской внешней политики. Решение о признании республиканского Йемена откладывалось. Тем временем стало ясно, что британская политика скрытой поддержки принца Хасана не приносила ожидаемых результатов. Г. Макмиллан писал в дневнике: «Эффект наших "тайных" операций весьма незначительный» [6]. Нужно было либо отказаться от этой политики и признать ЙАР, либо расширять военную помощь роялистам.

Мнения среди британских дипломатов и политиков о дальнейших действиях Соединенного Королевства в Йемене разделились. За признание республиканского режима в Сане активно выступал поверенный в делах Великобритании в Йемене К. Ганди. Его поддерживал британский посол в Каире Г. Били и большая часть экспертов Форин оффис. Их аргументом было то, что восстановление монархии в Йемене невозможно, и что рано или поздно Лондону придется иметь дело с республиканцами. Признавая ЙАР, Великобритания получила бы возможность влиять на руководство постмонархического Йемена, что позволяло рассчитывать и на корректировку политики Саны в отношении ФЮА и Адена. Непризнание же, доказывали сторонники признания ЙАР, усилит подозрительность йеменской республики в отношении замыслов «коварного Альбиона», укрепит позиции наиболее радикальных республиканских лидеров, что неминуемо скажется на положении дел в Адене и повысит зависимость Саны от Каира. «И вообще, - задавался вопросом К. Ганди, - можем ли мы быть уверены в том, что реставрация монархии в долгосрочной перспективе будет на руку нашей политике в Адене? Старый режим был хорош для нас тем, что он был непопулярный и непривлекательный. Реставрация [монархии] возможна лишь при резком росте ее популярности (среди йеменского населения - В.Р.)», но тогда, уверял британский дипломат, неизбежна ирредентистская политика нового имама в отношении ФЮА и Адена [7]. К этой же позиции склонялся и министр иностранных дел Великобритании А. Дуглас-Хьюм.

Противоположной точки зрения придерживалась группа влиятельных британских политиков во главе с Д. Сэндисом, П. Торнейкрофтом и Дж. Эмери. В Ближневосточном регионе их взгляды всецело разделялись губернатором Адена Ч. Джонстоном. Оппоненты британского министерства иностранных дел доказывали, что признание ЙАР вызовет разочарование в действиях

Великобритании со стороны султанов и эмиров протекторатов, а также королевских дворов хашимитов и саудитов. Союзники Лондона в этом регионе отвернутся от него. Победа республиканцев в Йемене приведет к ускоренному вытеснению англичан из Адена. Цепная реакция последует в Маскате, Бахрейне, Катаре, Кувейте, разрушены будут основы нефтяной политики Соединенного Королевства на Ближнем и Среднем Востоке. Сопротивление же действиям Г.А. Насера позволит поквитаться с ним за Суэцкий кризис, поскольку имеются все основания считать, что Йемен станет ловушкой для египетского лидера. Сторонников этих взглядов вскоре стали именовать «Аденской группой».

22 октября 1962 г. Ч. Джонстон прибыл в Лондон для участия в обсуждении ситуации в Южной Аравии. Губернатор Адена сравнил положение дел в Йемене с эпизодами средневековой истории Шотландии: новопровозглашен-ное правительство контролирует лишь столицу и города равнин, в то время как в горах власть находится в руках вождей племен, организующих чувствительные набеги на территории, контролируемые правительством [8].

Картина, нарисованная Ч. Джонстоном, не совсем соответствовала информации, которая поступала в Фо-рин-офис. Существовали данные о том, что республиканцы эффективно контролировали все основные коммуникации Йемена, а сопротивление роялистов было разрозненным и локальным. «В этих условиях будет крайне трудно отрицать, что республика отвечает основным требованиям, необходимым для признания», -подчеркивалось британским МИДом. - «В любом случае мы не должны быть в числе первых, кто признает (ЙАР - В. Р. ), но к признанию нужно быть готовыми» [9]. 22 октября американское посольство сообщало из Лондона о готовности британского правительства признать йеменскую республику, «поскольку шансы роялистов стремительно тают, и это делает признание Великобританией ЙАР неизбежным» [10].

23 октября на заседании правительства Великобритании было решено, что Соединенное Королевство готово «в принципе» признать ЙАР, но к этому шагу нужно подготовить правителей ФЮА и Адена [11]. Однако кабинету министров Г. Макмиллана пришлось отойти от данного решения в связи с появлением информации о налете йеменской (а на самом деле - египетской) авиации на территорию Бейхана. Срочно вернувшийся в Аден Ч. Джонстон сообщал, что, по мнению Верховного совета ФЮА, бомбардировка Бейхана не была случайной, а эмир Бейхана телеграфировал губернатору, что, если Великобритания не предпримет ответных действий в адрес Йемена, он пересмотрит свое решение о членстве его эмирата в ФЮА [12]. Несмотря на заверения официальной Саны, что налет на Бейхан был совершен по ошибке и виновные в этой оплошности будут наказаны, правительство Великобритании решило отложить признание ЙАР, по крайней мере до того дня, пока оно не убедится, что инциденты, подобные бейханскому, не повторятся [13].

Существовали и другие соображения, объяснявшие затягивание признания Йеменской Арабской Республики. В конце октября в Лондон вернулся член палаты общин, бывший эксперт британской разведки по специальным операциям подполковник Н. Маклин, совершивший тайную поездку в Йемен в районы роялистского сопротивления. Его доклад произвел большое впечатление на британское правительство. Н. Ма-клин сообщал, что моральное состояние сторонников имама превосходное («все, с кем я говорил, убеждены, что скоро они захватят Сану»); А. Саляля поддерживает отнюдь не все йеменцы, поскольку «даже те, кто не в восторге от имама, против Саляля, т. к. он привел египтян»; Г. А. Насеру ни за что не сломить сопротивление горных племен, которых не смогли завоевать в свое время даже турки («гораздо лучшие воины, чем египтяне»). Вывод британского политика сводился к ряду рекомендаций: 1) Великобритания не должна признавать ЙАР, по крайней мере до тех пор, пока А. Саляль не докажет, что может обходиться без поддержки Каира, а без нее республиканский режим не выживет; 2) нужно добиваться ухода египетских войск из Йемена; 3) Соединенному Королевству следует оказывать военную помощь имаму, особенно в авиатехнике [14]. Оптимизм подполковника Н. Маклина, казалось, подтверждался информацией о том, что роялистские силы совершили ряд удачных набегов на колонны египетских войск [15].

Выжидательная позиция британского руководства по вопросу о признании ЙАР была продиктована еще и желанием не выступать с подобными инициативами до завершения к середине ноября 1962 г. слушаний в палате общин по вопросу объединения Адена и Федерации Южной Аравии. В итоге официальная позиция правительства Г. Макмиллана была озвучена лордом-хранителем печати Э. Хитом, который, выступая в парламенте 31 октября, заявил, что кабинет министров не считает, что республиканские власти эффективно контролируют территорию Йемена, но это не следует воспринимать как проявление враждебности Лондона к республиканскому режиму в Сане [16].

Британское правительство все же решило прозондировать позицию лидеров ФЮА на предмет их отношения к возможному признанию Лондоном ЙАР, при условии официального обещания Саны не вмешиваться в дела ее южных соседей. Реакция руководства федерации была негативной, что привело правительство Г. Макмиллана к выводу о том, что потеря доверия со стороны глав протекторатов является слишком высокой ценой, которую пришлось бы заплатить за признание республиканского Йемена [17].

Преимущества, которые несла гражданская война в Йемене для британской дипломатии, находил и личный секретарь Г. Макмиллана Ф. де Зулуета. Потеря британского консульства в Таизе в случае окончательного отказа признать ЙАР будет компенсирована восстановлением дипломатических отношений с Саудовской

Аравией, разорванных в середине 1950-х гг. из-за конфликта вокруг оазиса Эль-Бурайми, причем без всякой предварительной согласованности по вопросу об оазисе, считал он. «Это будет неплохой исход для нас, но лучше еще какое-то время поиграть с йеменцами», -заканчивал свою памятную записку Ф. де Зулуета, к мнению которого обычно прислушивался Г. Макмил-лан [18].

Эта «игра» не ограничивалась только дипломатическими маневрами. В ответ на подрывную деятельность йеменских спецслужб на территории ФЮА, Ч. Джонсон получил разрешение санкционировать минирование дорог на территории Йемена, сопредельной с землями британских протекторатов «пропорционально количеству мин, обнаруженных на нашей территории» [19]. Данное решение явилось ответом на давление со стороны Бейхана, требовавшего акций возмездия за налет египетской авиации.

18 января 1963 г. произошло официальное вхождение Адена в ФЮА, а через два дня в Лондоне начались консультации по вопросу о политике в Йемене. К. Ганди доказывал, что правительству не следует так серьезно относиться к предъявляемым Саной претензиям на Аден. Это - традиция йеменской политики, отказ от которой приведет к обвинениям (и в первую очередь со стороны роялистов) в предательстве национальных интересов Йемена. Британский дипломат уверял руководство Соединенного Королевства, что даже спустя 4 месяца непризнания нельзя сказать, что йеменцы решительно настроены враждебно по отношению к Великобритании. «Имам Ахмед отказывался принимать каких-либо британских дипломатов с 1957 по 1962 г., а сейчас у нас есть возможность встречаться и говорить с любым из министров (правительства А. Саляля -В.Р.)», - защищал свою точку зрения К. Ганди [20].

Выступление поверенного в делах Великобритании в Йемене не поколебало позиции «Аденской группы» в британском правительстве. А. Дугласу-Хьюму с его достаточно мягким характером было сложно в одиночку противостоять Д. Сэндису, П. Торнейкрофту и Дж. Эмери. К тому же, когда речь заходила о британских отношениях с Г. А. Насером, Г. Макмиллан больше склонялся к мнению «ястребов».

Премьер-министр обозначил причину британских колебаний в виде конфликта между краткосрочными и долгосрочными интересами Соединенного Королевства. Интересы ближайших лет - сохранение британского влияния в Адене - признавались им превалирующими над задачей долгосрочной перспективы -налаживание сотрудничества с силами арабского национализма. Компромисс между этими конфликтующими интересами виделся Г. Макмиллану в признании ЙАР де факто, обещая признать де юре, когда будут выведены египетские войска [21].

Британское руководство предпочло тянуть с признанием ЙАР как можно дольше и в результате, как записал в дневнике Г. Макмиллан, «йеменская пробле-

ма (как и многие подобные ей) разрешилась сама собой! Республиканцы устали ждать и закрыли дипломатическую миссию Великобритании». Это случилось 17 февраля 1963 г., и от такого исхода, как полагал Г. Макмиллан, следовало ожидать неприятностей в будущем, но британский лидер утешал себя тем, что «в арабской политике все может поменяться внезапно, в ней ни в чем нельзя быть уверенным» [22].

Действия в угоду краткосрочным британским интересам на юге Аравии в ущерб долгосрочным целям дорого обошлись Великобритании. Ослабление позиций Лондона в Адене стало происходить темпами, повлиять на которые британская дипломатия была уже не

в силах. Гражданская война в Йемене продолжилась, ею постепенно оказался охвачен весь юг Аравийского полуострова. В конечном итоге в 1967 г. правительство Г. Вильсона заявило об уходе, больше напоминавшем бегство Соединенного Королевства из Адена. Итогом вмешательства Великобритании в гражданскую войну в Йемене в начале 1960-х гг. на стороне роялистов стало то, что из всех арабских территорий, когда-либо находившихся под контролем Великобритании, ее влияние сейчас наименее устойчиво как раз в Йемене, что вынуждает нынешнее британское руководство действовать через региональных игроков, решая свои задачи на юге Аравии.

ЛИТЕРАТУРА

1. The National Archives of the United Kingdom (TNA). PREM 11/3877. Dundee to H. Macmillan. September 28, 1962.

2. TNA. PREM 11/3877. D. Sandys to C. Johnston. October 4, 1962.

3. TNA. PREM 11/3877. From Washington to Foreign Office. October 3, 1962; From Foreign Office to Washington. October 6, 1962; C. Gandy to For-

eign Office. Tel. № 143. October 6, 1962.

4. John F. Kennedy Library (JFKL). National Security Files. Box 207. Yemen. General. 10/16/62-10/31/62. "United States Position on Recognition of

Yemen Arab Republic, October 17, 1962"; R. Komer to J.F. Kennedy. October 18, 1962.

5. TNA. PREM 11/3877. From Washington to Foreign Office. October 11, 1962.

6. Harold Macmillan Papers (HMP). Diaries. Oxford. The Bodleian Library. MSS. Macmillan. Second Series. dep. d. 47. October 19, 1962.

7. TNA. PREM 11/3877. C. Gandy to Foreign Office. Tel. № 144. October 10, 1962.

8. Macmillan H. At the End of the Day, 1961-1963. L. : Macmillan, 1973.

9. TNA. AIR. 19/1001. From Foreign Office to Washington. October 22, 1962.

10. JFKL. National Security Files. Box 207. Yemen. General. 10/16/62-10/31/62. D. Bruce to D. Rusk. October 22, 1962.

11. TNA. CAB 130/189. Minutes of Meeting Held at Admiralty House on Friday, 26th October, 1962.

12. TNA. AIR 19/1001. C. Johnston to the Secretary of State for Colonies. Tel. № 908. October 23, 1962.

13. TNA. CAB 130/189. Minutes of Meeting Held at Admiralty House on Friday, 26th October, 1962. Cabinet. "The Yemen".

14. TNA. AIR 19/1063. Report on Visit to the Yemen, 27th - 30th October 1962 by L.-C. N. McLean.

15. TNA. PREM 11/3878. From Foreign Office to Washington. October 27, 1962; CAB 130/189. Cabinet. "The Yemen". October 31, 1962.

16. Great Britain. Parliament. Parliamentary Debates. House of Commons. Official Report. Fifth series. Vol. 666. L., 1962. Col. 166.

17. TNA. PREM 11/3878. D. Sandys to C. Johnston. November 1, 1962; C. Johnston to D. Sandys. Tel. № 1033. November 8, 1962.

18. TNA. PREM 11/3878. P. de Zulueta to H. Macmillan. November 7, 1962.

19. TNA. DEFE 25/128. D. Sandys to C. Johnston. November 2, 1962.

20. TNA. PREM 11/4357. Record of Meeting Held at № 1 Carlton Gardens at 4.00. P.M. on January 20 [1963].

21. TNA. CAB 130/189. Cabinet. "The Yemen". February 5, 1963.

22. HMP. dep. d. 48. February 17, 1963.

Rumyantsev Vladimir P. National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: rumv@mail.ru DILEMMAS OF BRITISH DIPLOMACY IN CONNECTION WITH THE OUTBREAK OF THE CIVIL WAR IN YEMEN (SEPTEMBER 1962 - FEBRUARY 1963)

Keywords: Great Britain; Yemen; Harold Macmillan; Aden; colonial policy.

The article examines the position of Great Britain towards the outbreak of the civil war in Yemen in September 1962 - February 1963. The aim of the article is to identify the reasons of the United Kingdom's refusal to recognize the Republican regime in Sanaa. The article is written on the basis of unpublished archival documents.

In September 1962, the anti-monarchist revolution occurred in Yemen. This Arab country became a republic. Because of proclamation of Yemen Arab Republic (YAR) the British leaders faced a dilemma: whether to accept the republican regime in Yemen and begin to build relations with a new regime, or to support the royalists in accordance with British colonial interests in the south of Arabia. Initially, Harold Macmillan's government took a wait-and-see attitude. It did not want to recognize the YAR at least until mid-November of 1962, when the hearings on the unification of Aden and the Federation of South Arabia in the House of Commons were due to end. The British government stated that the republican authorities in Sanaa did not control the entire territory of Yemen. The Prime Minister of the United Kingdom indicated the reason for the British fluctuations in the form of a conflict between the short-term and the long-term interests of the UK. The interests of the next few years, such as the preservation of British influence in Aden, were considered more important than the long-term goal of establishing cooperation with the forces of Arab nationalism. Harold Mac-millan saw a compromise between these conflicting interests in recognizing the YAR de facto and promised to recognize it de jure when the Egyptian troops were withdrawn from Yemen. As a result, the republican authorities in Sana closed the British diplomatic mission in Yemen. A few years later, the United Kingdom was forced to leave Aden and lost much of its political leverage in Yemen. Nowadays, the United Kingdom risks to repeat the same mistakes, getting involved, even indirectly, in the dangerous game led by some regional forces in Yemen.

REFERENCES

1. The National Archives of the United Kingdom (TNA). Dundee to H. Macmillan. September 28, 1962. PREM 11/3877.

2. The National Archives of the United Kingdom (tNa). D. Sandys to C. Johnston. October 4, 1962. PREM 11/3877.

3. The National Archives of the United Kingdom (TNA). From Washington to Foreign Office. October 3, 1962. PREM 11/3877.

4. John F. Kennedy Library (JFKL). Yemen. General. 10/16/62-10/31/62. "United States Position on Recognition of Yemen Arab Republic, October 17,

1962". National Security Files. Box 207.

5. The National Archives of the United Kingdom (TNA). From Washington to Foreign Office. October 11, 1962. PREM 11/3877.

6. Harold Macmillan Papers (HMP). Diaries. Oxford. The Bodleian Library. MSS. Macmillan. Second Series. dep. d. 47. October 19, 1962.

7. The National Archives of the United Kingdom (TNA). C. Gandy to Foreign Office. Tel. № 144. October 10, 1962. PREM 11/3877.

8. Macmillan, H. (1973) At the End of the Day, 1961-1963. London: Macmillan.

9. The National Archives of the United Kingdom (TNA). From Foreign Office to Washington. October 22, 1962. AIR. 19/1001.

10. John F. Kennedy Library (JFKL). Yemen. General. 10/16/62-10/31/62. D. Bruce to D. Rusk. October 22, 1962. National Security Files. Box 207.

11. The National Archives of the United Kingdom (TNA). Minutes of Meeting Held at Admiralty House on Friday, 26th October, 1962. CAB 130/189.

12. The National Archives of the United Kingdom (TNA). C. Johnston to the Secretary of State for Colonies. Tel. № 908. October 23, 1962. AIR 19/1001.

13. The National Archives of the United Kingdom (TNA). Minutes of Meeting Held at Admiralty House on Friday, 26th October, 1962. Cabinet. "The Yemen". CAB 130/189.

14. The National Archives of the United Kingdom (TNA). Report on Visit to the Yemen, 27th - 30th October 1962 by L.-C. N. McLean. AIR 19/1063.

15. The National Archives of the United Kingdom (TNA). From Foreign Office to Washington. October 27, 1962; CAB 130/189. Cabinet. "The Yemen ". October 31, 1962. PREM 11/3878.

16. Great Britain. (1962) Parliament. Parliamentary Debates. House of Commons. Official Report. Fifth series. Vol. 666. Col. 166.

17. The National Archives of the United Kingdom (TNA). D. Sandys to C. Johnston. November 1, 1962; C. Johnston toD. Sandys. Tel. №1033. November 8, 1962. PREM 11/3878.

18. The National Archives of the United Kingdom (TNA). P. de Zulueta to H. Macmillan. November 7, 1962. PREM 11/3878.

19. The National Archives of the United Kingdom (tNa). D. Sandys to C. Johnston. November 2, 1962. DEFE 25/128.

20. The National Archives of the United Kingdom (TNA). Record of Meeting Held at №1 Carlton Gardens at 4.00. P.M. on January 20 [1963]. PREM 11/4357.

21. The National Archives ofthe United Kingdom (TNA). Cabinet. "The Yemen". February 5, 1963. CAB 130/189.

22. HMP. dep. d. 48. February 17, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.