Научная статья на тему 'Дилемма макроэкономической политики в условиях открытой экономики'

Дилемма макроэкономической политики в условиях открытой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1516
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ВНУТРЕННЕЕ РАВНОВЕСИЕ / ВНЕШНЕЕ РАВНОВЕСИЕ / ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС / СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ / ПОЛИТИКА СОКРАЩЕНИЯ РАСХОДОВ / ПОЛИТИКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РАСХОДОВ / MACROECONOMIC POLICY / GOVERNMENT DEBT / BUDGET DEFICIT / INTERNAL BALANCE / EXTERNAL BALANCE / BALANCE OF PAYMENTS / CURRENT ACCOUNT / EXPENDITURE-REDUCING POLICY / EXPENDITURE-SWITCHING POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холопов Анатолий Васильевич

В статье анализируются проблемы проведения макроэкономической политики в странах с открытой экономикой при наличии значительного внешнего долга и дефицита платежного баланса по текущим операциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Macroeconomic Policy Dilemma in an Open Economy

The article analyses the problems of macroeconomic policy implementation in an open economy with substantial external debt and current account deficit.

Текст научной работы на тему «Дилемма макроэкономической политики в условиях открытой экономики»

ЭКОНОМИКА

Дилемма макроэкономической политики в условиях открытой экономики

А.В. Холопов

В статье анализируются проблемы проведения макроэкономической политики в странах с открытой экономикой при наличии значительного внешнего долга и дефицита платежного баланса по текущим операциям.

Экономические проблемы, с которыми столкнулся сегодня ряд стран, и прежде всего страны еврозоны, хорошо известны: значительный государственный долг, превышающий размеры ВВП, и фактическая неспособность этих стран обслуживать свою задолженность, что ставит их на грань дефолта и последующего выхода из Европейского валютного союза (зоны евро). Причины этих проблем в целом понятны: значительный бюджетный дефицит, отсутствие при проведении правительством экономической политики должной финансовой дисциплины и ответственности, что привело к неоправданному раздуванию государственных расходов.

Пути выхода из этой кризисной ситуации также на первый взгляд очевидны. С одной стороны, чтобы не стать банкротом, нужно срочно получить финансовую помощь от других стран (прежде всего от партнеров по еврозоне) и МВФ. С другой стороны, правительствам стран-должников необходимо одновременно переходить к политике жесткой бюджетной экономии. В этом направлении сегодня и развиваются события. Ни для кого не секрет, что реализация этих мер дело крайне непростое. И средства требуются огромные, что чревато возник-

новением новых проблем уже для стран-доноров. И резкое сокращение государственных расходов в странах-должниках неизбежно затронет социально чувствительные статьи бюджета, что не может не вызвать существенного роста социальной и, следовательно, политической напряженности в стране.

Однако решение долговой проблемы на практике оказывается даже более трудной задачей, если учесть особенности экономического положения, в котором оказались страны-должники. Рассмотрим этот вопрос на примере двух стран еврозоны - Греции и Португалии, которые за последнее время привлекли к себе особое внимание1.

Таблица 1

Размеры государственного долга. (в % от ВВП)

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Греция 98,9 101,2 107,3 107,4 112,6 129,0 144,5 165,4 170,7

Порту- галия 57,5 62,5 63,7 68,3 71,6 83,1 93,3 107,8 119,1

Источник: International Monetary Fund. Fiscal Monitor. October, 2012. (www.imf.org/external/pubs/ft/fm/2012/02)

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что проблема государственного долга у Греции и Португалии серьезно обострилась после

Холопов Анатолий Васильевич - д.э.н., профессор, декан факультета международных экономических отношений МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]

финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. И это вполне естественно, ибо государственный долг представляет собой накопленный бюджетный дефицит, так как в условиях кризиса и снижения уровня совокупного дохода соответственно сокращаются и налоговые поступления в казну. А это, в свою очередь, автоматически приводит к увеличению дефицита и, следовательно, долга.

Однако здесь легко попасть в известную логическую ловушку: “Post hoc ergo propter hoc” (“После этого - значит по причине этого”). Очевидно, что кризис способствовал обострению долговой проблемы, но ее причины надо искать глубже. Достаточно посмотреть на размеры структурного дефицита государственного бюджета указанных стран (см. табл. 2), при расчете которого устраняется влияние циклических колебаний экономики, то есть оценивается вероятное состояние бюджета при условии, что в экономике достигнута полная занятость и величина ВВП соответствует своему потенциальному значению.

Таблица 2

Структурный дефицит государственного бюджета (в % от потенциального ВВП)

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Греция -8,5 -6,7 -8,7 -10,6 -13,9 -18,6 -12,1 -8,3 -4,5

Порту- галия -5,8 -6,1 -3,8 -4,1 -5,3 -9,3 -9,0 -6,6 -4,1

Источник: International Monetary Fund. World Economic Outlook. October, 2012. Statistical Appendix. (www.imf.org/external/

pubs/ft/weo/2012/02)

Мы видим, что разбалансированность государственных финансов у рассматриваемых стран имеет место в течение длительного периода времени и уже давно эти страны нарушают Маастрихтские критерии, согласно которым для вступления страны в еврозону дефицит бюджета у нее не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг должен быть менее 60% ВВП. Наличие существенного и, что самое главное, ставшего хроническим структурного дефицита свидетельствует о том, что в этих странах накопились структурные проблемы и нарушилось внутреннее макроэкономическое равновесие.

Состояние внутреннего равновесия определяется как такое желаемое состояние экономики, когда полностью используются имеющиеся ресурсы и, соответственно, достигнута полная занятость. Однако сегодня, несмотря на то что острая фаза финансовоэкономического кризиса 2008-2009 гг. уже пройдена и мировая экономика хотя и медленно, но все же выходит из рецессии, а в большинстве развитых стран уровень безработицы постепенно снижается, в рассматриваемых странах этот показатель не только крайне высок, но и продолжает расти (см. табл. 3).

Очевидно, что в этих условиях проведение политики сокращения государственных расходов и повышения налогов, необходимой для уменьшения дефицита государственного бюджета, приведет к дальнейшему сжатию внутреннего

спроса и росту безработицы, то есть усугубит внутреннее неравновесие. Решать проблему государственного долга станет еще труднее и экономически, и политически.

Таблица 3

Уровень безработицы (в %)

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Греция 10,5 9, 8, 8,3 Г-^ 7, 9,4 12,5 17,3 23,8

Порту- галия 6,7 40 7, 1-^ 7, <о 8, 40 7, 1-0 9, 10,8 12,7 15,5

Разви- тые страны 6, 6,3 5, 5, 5, <о 8, 8, 7, <о 8,

Источник: International Monetary Fund. World Economic Outlook. October, 2012. Statistical Appendix. (www.imf.org/external/

pubs/ft/weo/2012/02)

Однако, чтобы понять всю сложность решения этой проблемы, необходимо обратить внимание, что речь идет об открытых экономиках, активно включенных в систему мирохозяйственных связей. В открытой экономической системе нормальное (сбалансированное) развитие внешнеэкономических связей является необходимым условием нормального (эффективного) функционирования национальной экономики. Если же рассматривать открытость экономики с точки зрения модификации задач, стоящих перед государственной экономической политикой, то важнейшей характеристикой открытой экономической системы является наличие при проведении такой политики значительных внешнеэкономических ограничений. Это означает, что проблема внутреннего равновесия вообще и государственного долга в частности не может быть эффективно решена без учета проблемы внешнего экономического равновесия.

В отличие от внутреннего равновесия внешнее макроэкономическое равновесие неоднозначно определяется в современной экономической науке, хотя всегда связывается с определенным состоянием платежного баланса страны в целом и особенно счета текущих операций. В зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой, желательным (и в этом смысле равновесным) может быть наличие как дефицита, так и активного сальдо баланса текущих операций.

В частности, если приоритетной задачей государственной политики является обеспечение экономического роста, то неизбежным следствием такой политики становится увеличение внутреннего спроса, рост физических объемов импорта и, как правило, ухудшение баланса текущих операций. Такой дефицит по счету текущих операций можно рассматривать как внешнее равновесие, поскольку состояние платежного баланса соответствует целям экономического развития. Однако равновесное состояние в данном случае должно предполагать, что уровень дефицита по текущим операциям поддерживается в определенных пределах, при которых финансирование дефицита (включая финансирование за счет валютных резервов)

будет как осуществимым (в том плане, что его можно будет реально обеспечить), так и устойчивым.

Когда речь идет об устойчивости финансирования, имеется в виду, что наличие хронического дефицита по текущим операциям может привести к такому накапливанию внешнего долга, что его обслуживание превратится в самостоятельную проблему с кумулятивным эффектом. В этом случае дальнейшее финансирование дефицита по текущим операциям становится затруднительным или даже невозможным, поскольку, с одной стороны, сокращаются возможности получения новых кредитов, а с другой - большая часть новых заимствований идет на погашение задолженности по ранее полученным кредитам.

Аналогично, если у страны значительные размеры внешней задолженности, желательным (и в этом смысле равновесным) становится наличие положительного сальдо по текущим операциям. Счет текущих операций показывает, насколько в целом увеличиваются чистые внешние активы страны или сокращается внешний долг. Если совокупные внутренние расходы страны меньше совокупного дохода и счет текущих операций имеет положительно сальдо, увеличиваются ее ликвидные требования к внешнему миру, что позволяет решать проблему внешнего долга.

До тех пор пока у страны имеется дефицит счета текущих операций, национальные сбережения оказываются меньше валовых внутренних инвестиций, и поэтому данная страна фактически является заемщиком и ее внешний долг нарастает. Из этого следует, что решение проблемы внешнего неравновесия, то есть хронического отрицательного сальдо счета текущих операций платежного баланса, является важной составной частью решения общей долговой проблемы страны наряду с устранением дефицита государственного бюджета. Иными словами, решению проблемы государственного долга Греции и Португалии могло бы помочь наличие у них положительного сальдо баланса текущих операций. Однако применительно к рассматриваемым странам мы имеем дело с ситуацией так называемого двойного дефицита (twin deficit), когда хронический дефицит государственного бюджета сопровождается столь же хроническим дефицитом счета текущих операций платежного баланса (см. табл. 4).

Таблица 4 Сальдо счета текущих операций платежного баланса (в % от ВВП)

2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Греция -6,8 -5,8 -7,6 -11,4 -14,6 -14,9 -11,1 -10,1 -9,8

Порту- галия -10,2 -8,3 -10,3 -10,7 -10,1 -12,6 -10,9 -10,0 -6,4

Источник: International Monetary Fund. World Economic Outlook. October, 2012. P. 207.

Итак, мы видим, что в рассматриваемых странах накопился целый букет серьезных макроэкономических проблем. Наличие

огромного государственного долга сопровождается нарушением как внутреннего, так и внешнего макроэкономического равновесия. В этих условиях требуется соответствующая координация мер внутренней и внешней экономической политики. Задачей такой политики должно быть изменение соотношения между основными макроэкономическими показателями, в частности разницы между совокупными доходами и расходами, основными компонентами платежного баланса, а также бюджетными расходами и поступлениями.

Арсенал мер макроэкономической корректировки может включать в себя прежде всего политику, направленную на регулирование величины и структуры совокупного спроса: кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику, а также внешнеторговую политику и политику валютного курса. Однако одновременное использование этих инструментов макроэкономического регулирования может давать неоднозначные и даже противоречивые результаты с точки зрения воздействия на внутреннее и внешнее экономическое равновесие, в том числе с учетом последствий для развития экономики в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Рассмотрим теоретические аспекты решения проблемы согласования внутреннего и внешнего равновесия. Для правильного выбора адекватных средств достижения поставленных целей важным является концептуальное разделение экономики на отрасли, производящие товары, реализуемые на внешнем рынке, и отрасли, продукция которых в сферу внешнеторгового оборота не поступает2. Товары, являющиеся объектом международной торговли, в свою очередь, подразделяются на экспортируемые и импортируемые. Обратим внимание, что экспортируемые товары включают в себя не только продукцию текущего экспорта, но и ее близкие субституты, которые продаются на внутреннем рынке. Аналогично импортируемые товары включают в себя текущий импорт, а также продукцию отечественной промышленности, конкурирующую с импортом. Если абстрагироваться от транспортных издержек, то в современных условиях все большего снижения внешнеторговых барьеров внутренние цены на товары, являющиеся объектом международной торговли, не должны существенно отклоняться от мировых цен. С этой точки зрения важное отличие товаров, не реализуемых на внешнем рынке, состоит в том, что их цены определяются соотношением спроса и предложения на внутреннем рынке3.

Величина экспорта страны определяется избыточным предложением экспортируемых товаров по сравнению с внутренним спросом на них, а величина импорта определяется избыточным спросом на импортируемые товары по сравнению с их производством отечественными производителями. Из этого следует, что счет текущих операций будет

сбалансирован, если внутренний избыточный спрос на экспортируемые и импортируемые товары будет равен нулю. Если же избыточный спрос на товары, реализуемые на внешнем рынке, больше нуля, то счет текущих операций сводится с дефицитом. Предполагая, что на рынке товаров, не являющихся объектом международной торговли, существует примерное равновесие (то есть спрос на эти товары равен предложению), можно сделать вывод, что при дефиците счета текущих операций в экономике наблюдается общий избыток внутреннего спроса: совокупные внутренние расходы превышают величину совокупного дохода.

Таким образом, поскольку сальдо счета текущих операций представляет собой разницу между совокупным доходом (валовым национальным располагаемым доходом) и совокупными внутренними расходами, то это в значительной мере определяет направления государственной макроэкономической политики при наличии внешнего неравновесия. Если перед экономикой стоит задача сокращения отрицательного сальдо счета текущих операций, то необходимо либо сократить внутренние расходы, либо увеличить объемы производства.

Обычно уменьшить внутренние расходы легче, чем увеличить производство. По этой причине политика, проводимая в отношении внутренних расходов, используется государством как средство краткосрочной корректировки, когда быстрое уменьшение размеров дефицита баланса текущих операций становится настоятельно необходимым. Очевидный путь решения этой проблемы - сокращение внутреннего спроса путем проведения ограничительной денежно-кредитной или бюджетно-налоговой политики.

Во многих случаях источником чрезмерного спроса на внутреннем рынке служит государственный или, в более широком плане, общественный сектор. Сочетание сокращения расходов общественного сектора с увеличением доходов государства (сокращение дефицита государственного бюджета) является, по-видимому, самым коротким путем для сокращения внутреннего спроса. Кроме того, путем повышения налогов могут быть сокращены потребление домашних хозяйств и частные инвестиции. В качестве альтернативы бюджетно-налоговым инструментам политика сокращения размеров спроса может использовать методы воздействия на денежные агрегаты - к примеру, повышение процентной ставки.

В этом случае, с одной стороны, внутренний спрос на импортируемые товары сократится, и размеры импорта уменьшатся. С другой стороны, сократится внутренний спрос и на экспортируемые товары, что может создать стимулы для увеличения экспорта. Излишний внутренний спрос на товары, реализуемые на внешнем рынке, таким образом, уменьшится, то есть чистый экспорт будет увеличиваться, и внешнее равновесие начнет восстанавливаться. Одновременно

при сокращении государственных расходов или увеличении налогов уменьшается дефицит государственного бюджета. Казалось бы, долговая проблема начинает успешно решаться.

Обратим, однако, внимание, что такая политика управления спросом одновременно оказывает мощное воздействие и на внутреннее равновесие: сократится также спрос на товары, не являющиеся объектом международной торговли. Это неприятный, но неизбежный побочный результат проведения такой макроэкономической политики. Каковы последствия сокращения внутреннего спроса? Величина совокупного спроса, как известно, влияет и на уровень цен, и на реальные объемы производства. Однако следует иметь в виду, что в современных условиях цены на многие товары весьма неэластичны в сторону понижения, по крайней мере в краткосрочном периоде4.

Поэтому вполне правомерным будет предположить, что сокращение внутреннего спроса приведет не к падению цен на товары, не являющиеся объектом международной торговли, а к возникновению их избыточного предложения, увеличению товарно-материальных запасов и, как следствие, к сокращению объемов их производства и увеличению безработицы в соответствующих отраслях. Она же, как мы уже видели, в рассматриваемых странах и так находится на критически высоком уровне. Другими словами, попытки восстановления внешнего равновесия путем воздействия на величину совокупных расходов с большой долей вероятности могут привести к еще большему нарушению внутреннего равновесия.

Различные способы сокращения внутренних расходов, кроме того, имеют свои негативные последствия, которые правительство должно учитывать при принятии решения о восстановлении внешнего равновесия. Сокращение государственных расходов означает свертывание ряда государственных программ, а значит, и отказ от достижения целей, которые стояли перед этими программами. Увеличение налогов или урезание субсидий, как уже было сказано выше, может нанести ущерб уровню жизни населения и спровоцировать социальную и политическую напряженность в обществе. Ограничительная денежно-кредитная политика приведет к повышению процента и сокращению частных инвестиций, что негативно скажется на долгосрочных тенденциях экономического роста.

Обратим внимание еще на один важный аспект рассматриваемой проблемы: нельзя решить две макроэкономические задачи -восстановление и внутреннего, и внешнего равновесия, используя лишь один инструмент макроэкономической политики5. Причем вопрос заключается не только в количестве используемых инструментов, но и в их характеристиках. Нельзя одновременно добиться внешнего и внутреннего равновесия

без использования по крайней мере двух разных по характеру воздействий на экономику инструментов политики: одного, направленного на изменение величины внутренних расходов, другого - на изменение их структуры с точки зрения распределения спроса между товарами, являющимися объектом международной торговли, и товарами, реализуемыми только на внутреннем рынке. Иначе, как уже было показано, сокращение внутреннего спроса, улучшая состояние платежного баланса, одновременно обостряет проблему безработицы.

В такого рода ситуациях наряду с политикой сокращения расходов (expenditure-reducing policy) необходимо использовать политику, способную увеличить спрос (как внутренний, так и внешний) на отечественные товары и услуги, не увеличивая при этом совокупные внутренние расходы на все товары и услуги (как отечественные, так и импортные). Подобный результат может быть достигнут путем проведения так называемой политики переключения расходов (expenditure-switching policy), нацеленной на изменение относительных цен иностранных и отечественных товаров как для резидентов, так и для нерезидентов. Это политика, которая увеличивает внутреннюю цену экспортируемых и импортируемых товаров относительно цен товаров, реализуемых только на внутреннем рынке. Возникает "эффект переключения" спроса. Принципиальное различие между политикой сокращения расходов и политикой переключения расходов состоит в том, что в первом случае улучшение счета текущих операций происходит путем снижения уровня совокупного дохода и занятости, тогда как во втором случае восстановление внешнего равновесия сопровождается ростом дохода и занятости.

Политика переключения расходов может осуществляться путем использования целого ряда инструментов, включая прежде всего те, которые используются для корректировки обменного курса (девальвация, валютные интервенции, валютные ограничения). Также могут использоваться меры внешнеторговой политики (таможенные тарифы на импорт, нетарифные торговые ограничения, экспортные субсидии), которые позволяют исправить существующие ценовые искажения, создающие излишние стимулы для потребления импортных товаров.

В результате использования политики переключения расходов происходят изменения в структуре производства и внутренних расходов. В сфере производства ресурсы начнут перемещаться в отрасли, производящие экспортируемые товары и товары, конкурирующие с импортом. Это будет способствовать сокращению избыточного предложения товаров, реализуемых только на внутреннем рынке, и восстановлению внутреннего равновесия. Одновременно предложение экспортируемых и импортируемых товаров будет увеличиваться, уменьшая избыточный спрос на них и улучшая счет текущих

операций. Что касается структуры внутренних расходов, то изменение относительных цен приведет к увеличению спроса на товары внутреннего потребления, что будет способствовать сокращению их избыточного предложения, а также избыточного спроса на экспортируемые и импортируемые товары.

Таким образом, политика переключения расходов может погасить негативные последствия политики сокращения расходов. Уменьшение совокупных внутренних расходов привело к избыточному предложению товаров, реализуемых только на внутреннем рынке, а политика переключения расходов восстановила равновесие в этом секторе экономики. В то же время и уменьшение внутренних расходов, и политика переключения расходов сократили избыточный спрос на экспортируемые и импортируемые товары и, следовательно, улучшили состояние счета текущих операций.

Обратим внимание, что политика переключения расходов сама по себе также недостаточна, поскольку не приведет к улучшению счета текущих операций. Как уже было показано, в результате проведения такой политики первоначально повышаются относительные цены товаров, реализуемых на внешнем рынке. Спрос на них понизится, а их предложение увеличится, и счет текущих операций начнет улучшаться. Однако все это окажет негативное воздействие на рынок товаров, не являющихся объектом международной торговли. На этом рынке возникнет избыточный спрос (как результат эффекта переключения), и в то же время ресурсы из этих отраслей начнут переходить туда, где цены стали выше. Учитывая то, что цены могут быть достаточно эластичными в сторону повышения, все это приведет к росту цен. В результате относительная цена товаров, реализуемых только на внутреннем рынке, возрастет, и счет текущих операций снова ухудшится.

Инфляция, нежелательная сама по себе, кроме того, подрывает процесс восстановления внешнего равновесия. Повышение внутренних цен приводит к росту реального обменного курса национальной валюты, и это сводит на нет результаты политики переключения расходов. Поэтому, чтобы быть действенной с точки зрения поставленных целей, политика переключения расходов должна сочетаться с политикой сокращения расходов.

Необходимо обратить внимание, что политика переключения расходов в сочетании с политикой сокращения расходов может снизить дефицит по текущим операциям и способствовать сокращению внешней задолженности не только потому, что изменяется величина и структура спроса. Важнейшим результатом становится перемещение ресурсов между производством различного типа отечественных товаров и услуг, т.е. начинают происходить позитивные структурные сдвиги в экономике. Другими словами, политика переключения расходов

воздействует на среднесрочные и долгосрочные тенденции развития экономики. В частности, снижение курса национальной валюты вызывает рост стимулов к производству товаров на экспорт или способных конкурировать с импортными.

В странах, где производство находится ниже своего потенциального уровня из-за высокой безработицы и неэффективного размещения ресурсов, политика переключения расходов может одновременно повлиять на увеличение производства, улучшая его структуру. Поэтому такая политика в состоянии оказать благотворное воздействие на рост экономики. Казалось бы, вот он, рецепт лечения тяжелых экономических недугов, поразивших Грецию и Португалию, а также все другие страны, оказавшиеся в аналогичном положении, - разумное сочетание политики сокращения расходов и политики переключения расходов позволяет сократить дефицит бюджета, увеличить экспорт, сократить импорт, улучшить состояние платежного баланса и таким образом снизить как внутренний, так и внешний долг.

Более того, одновременно начинают решаться структурные проблемы экономики, и, следовательно, создается фундамент для нормального развития экономики в будущем. Но, как говорится, гладко было на бумаге... Проблема в том, что эти страны входят в еврозону, а значит, проводить самостоятельную валютную политику и изменять курс евро они не могут. Более того, и Греция, и Португалия являются членами ВТО, и проведение активной протекционистской внешнеторговой политики, направленной на ограничение импорта и стимулирование экспорта, неизбежно вступит в противоречие с нормами и правилами этой организации. Получается, что в современных условиях для стран еврозоны проведение политики переключения расходов крайне затруднено.

Есть ли выход из этой сложной ситуации? Очевидно, есть, если вспомнить, что состояние счета текущих операций платежного баланса и особенно объемы экспорта и импорта товаров и услуг зависят не от номинального, а от реального валютного курса. Другими словами, для того чтобы осуществить необходимую политику переключения расходов, надо понизить реальный валютный курс. Как обстоит сегодня дело с этим важнейшим макроэкономическим показателем в рассматриваемых нами странах?

Таблица 5 Изменение реального эффективного валютного курса (2005 г. - 100 %)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Греция 100 103,1 105,5 104,2 104,5 103,2 103,7

Порту- галия 100 101,7 101,2 100,7 98,1 99,3 100,4

Источник: International Monetary Fund. World Economic Outlook. October, 2012. Statistical Appendix. (www.imf.org/external/

pubs/ft/weo/2012/02)

Мы видим, что и в Греции, и в Португалии реальный эффективный валютный курс не только не снижается, но даже немного растет, а

значит, пока этот фактор также работает против решения долговой проблемы. Можно ли понизить реальный валютный курс? Приведенные в табл. 5 данные о реальном эффективном валютном курсе рассчитаны как отношение измеренных в одной валюте с помощью номинального валютного курса затрат труда на единицу продукции (unit labor costs) в обрабатывающей промышленности в данной стране и в странах-торговых партнерах. Поскольку номинальный валютный курс (курс евро), как уже было сказано, рассматриваемые страны понизить не могут, значит, для понижения реального валютного курса надо уменьшать затраты труда на единицу продукции, то есть повышать эффективность производства.

Конечно, если бы целью макроэкономической политики были краткосрочное улучшение состояния платежного баланса или краткосрочная стабилизация внутреннего равновесия, то политика воздействия на совокупный спрос (путем изменения его величины или структуры) в большинстве случаев являлась бы вполне достаточной. Но если наличие значительного государственного долга является результатом серьезного нарушения внутреннего и внешнего равновесия, то программы макроэкономической стабилизации должны ставить перед собой и более широкие цели, включая полное и эффективное использование имеющихся производственных мощностей, достижение устойчивости платежного баланса в среднесрочной перспективе, а также улучшение показателей среднесрочного и долгосрочного роста экономики.

Другими словами, достижение макроэкономической сбалансированности и решение долговой проблемы тесно связаны с необходимостью решения среднесрочных и долгосрочных экономических проблем путем проведения политики стимулирования предложения. Повышение эффективности работы экономики, структурные преобразования, ускорение темпов роста представляют собой лучший способ решения проблем внешней задолженности и платежного баланса, позволяющий избежать принятия жестких стабилизационных мер по сокращению внутреннего спроса, которые могут быть неприемлемыми для правительства по политическим или социальным причинам.

Каков же общий вывод? Он, очевидно, заключается в том, что быстрого решения у долговой проблемы нет, особенно в условиях участия страны в валютном союзе. Конечно, придется существенно сокращать государственные расходы и повышать налоги, то есть идти на крайне непопулярные меры, что ряд стран уже вынуждены делать. Но даже если в условиях неизбежных протестов со стороны широких слоев населения и острой критики со стороны политической оппозиции правительствам этих стран удастся выдержать выбранный курс и реализовать политику жесткой экономии, все равно надежное решение долговой проблемы требует серьезных мер по повышению эффективности и конку-

рентоспособности национальной экономики. Это задача долгосрочная, а значит, даже если еврозоне удастся сохранить целостность, в ней в обозримом будущем останутся слабые звенья, которые могут провоцировать возникновение новых кризисных потрясений.

Kholopov A.V Macroeconomic Policy Dilemma in an Open Economy.

Summary: The article analyses the problems of macroeconomic policy implementation in an open economy with substantial external debt and current account deficit.

----------- Ключевые слова --------------------

Макроэкономическая политика, государственный долг, дефицит бюджета, внутреннее равновесие, внешнее равновесие, платежный баланс, счет текущих операций, политика сокращения расходов, политика переключения расходов.

------------- Keywords --------------

Macroeconomic policy, government debt, budget deficit, internal balance, external balance, balance of payments, current account, expenditure-reducing policy, expenditure-switching policy.

Примечания

1. Следует подчеркнуть, однако, что аналогичные проблемы обостряются и в целом ряде других стран еврозоны (Испании, Италии, Ирландии, Кипре, Словакии).

2. В англоязычной экономической литературе для обозначения этих двух групп товаров используются общепринятые термины "traded goods" (или "tradables") и "non-traded goods" (или "non-tradables"). В русскоязычной экономической литературе устоявшегося перевода этих терминов пока нет.

3. К отраслям, производящим продукцию, не являющуюся объектом международной торговли, относятся, прежде всего, сфера услуг, а также отрасли, продукция которых не подлежит сколько-нибудь продолжительному хранению (например, свежий хлеб). Следует отметить, что четкую границу между этими двумя категориями продуктов провести бывает сложно, поскольку возможность вовлечения того или иного товара в сферу внешнеторгового оборота зачастую зависит от величины транспортных издержек.

4. Причины такой односторонней эластичности цен представляют собой отдельную, важную и до сих пор весьма дискуссионную проблему, анализ которой выходит за рамки данной статьи. Здесь мы можем лишь отметить, что одной из важнейших причин такой односторонней эластичности цен является возрастающее несовершенство рынков - как товаров и услуг, так и факторов производства.

5. Этот принцип был первоначально сформулирован в виде концепции "две цели - два инструмента', которая была предложена видным английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике Дж. Мидом (J.E. Meade. The Balance of Payments. - London: Oxford University Press, 1951). Более полное обоснование и эконометрическое доказательство этот принцип получил в трудах другого Нобелевского лауреата- голландского экономиста Я. Тинбергена, который показал, что количество инструментов макроэкономической политики должно быть не меньше числа целей политики, для достижения которых эти инструменты используются (J. Tinbergen. On the Theory of Economic Policy. - Amsterdam: North Holland, 1952).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.