Научная статья на тему 'Дилемма инноватора'

Дилемма инноватора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экспозиция Нефть Газ
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артур Дженерес

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дилемма инноватора»

38 ОБОРУДОВАНИЕ 14 (34) июнь 2007 г. ЭКСПОЗИЦИЯ

Проблемы влияния инноваций затрагивают не только рынки высоких, но и рынки «низких» технологий в медленно изменяющейся среде. Интрапритирование термина «технология», означающего процессы, с помощью которых организация превращает труд, капитал, сырье и информацию в продукты или услуги более высокой стоимости, для рассматриваемого в этой статье материала весьма широко, однако необходимо для всестороннего понимания влияния технологических процессов на то место, которое занимают те или иные компании в своей рыночной нише.

ДИЛЕММА ИННОВАТОРА

Рассматривая инновации в узкой рыночной нише динамометрического инструмента, мы убедились, что в связи с выходом на российский рынок всех ведущих производителей динамометрического инструмента индустриального класса общие проблемы инноваций обострились в этой подотрасли оснастки и оборудования. Более того, на российском рынке эта проблема обострилась как нигде в мире. Именно это позволяет рассматривать российский рынок динамометрического инструмента как своеобразный барометр отношения низкотехнологичных рынков к инновациям, что и будет рассмотрено в данной статье.

Итак, небольшой экскурс в историю. В 1995 году первой на российский рынок выходит немецкая компания Gedore с динамометрическим инструментом высоких моментов, производимых английской компанией Norbar под торговой маркой Rahsol. Ассортимент этого предложения был достаточно невелик - это мультипликаторы (ручные усилители крутящих моментов) и пневматические динамометрические гайковерты, покрывающие весь моментный ряд. К 1997 году на российском рынке уже присутствовали такие компании как HYTORC Hydraulic Torque Tool и ENERPAC с гидравлическими моментными ключами, параллельно с ними появляется первый российский производитель гидравлических ключей компания Энерпред, однако на тот момент она могла предложить рынку ключ с максимальным моментом 6000 Нм, что явно было недостаточно для существенной конкуренции. В 2000 году первую попытку выхода на российский рынок делает немецкая компания «Maschinenfabrik Wagner GmbH» представляющая свою продукцию под торговой маркой «PLARAD», предлагая рынку весь спектр динамометрического инструмента: мультипликаторы, пневматические и электрические динамометрические гайковерты, гидравлические ключи и тензорные домкраты. Это был первый производитель полной номенклатуры высокомо-ментного динамометрического инструмента.

В 2001 году на российском рынке появляется компания Norbar как самостоятельный игрок и начинает конкурировать с Gedore по одному и тому же инструменту, но под разными торговыми марками. В 2003 ... 2005 годах на рынок вышли еще ряд компаний, предлагающих потребителю различный ассортимент динамометрического инструмента, в том числе уже ранее представленного под другими торговыми марками. Завершилось покорение российского рынка выходом в 2005 году двух крупнейших производителей максимального ассортимента высокомоментно-го динамометрического оборудования. Это немецкая компания Alki-Technik GmbH и английская компания W.Christie. В довершение всего компания Gedore стала торговать гидроключами американской компании TorcUp, а компания Alki-Technik вывела эти же американские ключи под своей маркой, помимо двух выше названных компаний этими же американскими ключами торгует английская компания Hi-Force. Несведущему человеку это покажется странным и непонятным, однако кооперация в этом сегменте так же достигла высочайшего уровня. По оценкам независимых экспертов отраслевых ассоциаций, до 60% динамометрического инструмента производится по аутсорсингу.

Таким образом, к настоящему моменту конкуренция на этом рынке достигла своего максимума, так как концентрация предложений не соответствует платежеспособному спросу. Однако в силу очевидных причин, которые здесь не имеет смысла раскрывать, производители надеются на резкий рост платежеспособного спроса на данное оборудование.

В таких условиях у производителя есть один способ конкурентной борьбы - это предложить потребителю наиболее отвечающий его потребностям товар. Однако все производители в стремлении производить лучшие продукты, чтобы вытеснить с рынка конкурентов и добиться лучших цен и норм прибыли, опережают нужды рынка: они дают потребителям больше, чем им нужно, или то,

за что они не готовы платить.

И вот именно в этих условиях вопрос, по какому инновационному пути, какие технологии, поддерживающие или подрывные, выберут для своего развития те или иные компании, и будет определять, что они могут предложить своим потребителям.

Большинство компаний производителей динамометрического инструмента идут по пути поддерживающих технологий. Характерным примером такого поведения является маркетинговая политика компании №гЬаг, которая с 1990 не проводила коренного обновления производственной программы, будучи уверенной в том, что ее клиентам не нужен другой инструмент. Заложником этой политики стала и компания Gedore, продающая продукцию Norbar под торговой маркой Rahsol. В это время компании W.Christie, PLARAD и А1кьТесЬ|тк дважды предлагали рынку полное обновление программы пневматических гайковертов. Применяя новые материалы из смежных отраслей, компания W.Christie смогла более чем в 2 раза снизить массу инструмента и добиться на новых материалах интегрированного показателя качества (в том числе по надежности и точности) не уступающего инструменту №гЬаг, А1кь ТесЬ|тк, PLARAD (таблица 1). Необходимо отметить, что интегрированный показатель качества Norbar сильно отстает от конкурентов, а у остальных участников сравнительной таблицы интегрированный показатель держится на одном уровне.

Заметны разницы в технологическом подходе различных компаний и при разработке электрогайковертов. Так большинство производителей электрогайковертов применяют схему управления максимальным моментом затяжки через управление мощностью электродвигателя, и только А1кьТе-сЬ|^к и W.Christie применили управление электродвигателем через «обратную связь», позволяющую выключать электропривод непосредственно после достижения значения фактического момента затяжки. Однако

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПНЕВМОГАЙКОВЕРТОВ

Таблица 1 а Таблица 1 б

Параметры W.Christie C-RAD 27 Norbar Pneutorque 27 (PT2700) PLARAD 1 DPA 25TL 1 Параметры W.Christie C-RAD 34 Norbar Pneutorque 27 (PT2700) Alkitronic CL315

Диапазон моментов 550-2700 880-2700 300-2500 Диапазон моментов 880-3400 Нм 880-3400 Нм 1180-3460 Нм

Масса 5,7 кг 14,5 кг 7,7 кг Масса 6,5 кг 14 кг 9 кг

Скорость 10 об/мин 5 об/мин 9 об/мин Скорость 8,5 об/мин 5 об/мин 4 об/мин

Присоединительный квадрат 1" 1" 1" Присоединительный квадрат 1" 1" 1"

тип конструкции пистолетная линейная пистолетная тип конструкции пистолетная линейная пистолетная

Длина 265 мм 437 мм 367 мм Длина 284 мм 424 мм 330 мм

Диаметр 76 мм 108 мм 98 мм Диаметр 78 мм 119 мм 88 мм

ЭКСПОЗИЦИЯ 14 (34) июнь 2007 г.

ОБОРУДОВАНИЕ 39

в оборудовании последних двух фирм есть весьма принципиальные различия. Так Alki-Technik в качестве датчика фактического момента затяжки применил магниторези-стивные измерители упругих деформаций выходного вала. Эти приборы очень точны, но столь же дороги. Компания W.Christie для снятия значения фактического момента затяжки применила хорошо известные всем прочнистам тензометрические датчики. Эти датчики можно устанавливать на пневматические, аккумуляторные и гидравлические гидрогайковерты роторного и возвратно-поступательного привода. Точность этих датчиков 2,5% против 1% у Alki-Technik, а стоимость € 1000 против € 3500 у Alki-Technik. Безусловно, существуют различные задачи в различных сегментах рынка, и в этих сегментах нужен 1% точности затяжки резьбовых соединений, и Alki-Technik, как никто другой, с успехом может решить эту задачу, а для всех остальных W.Christie, применяя поддерживающие технологии, ориентируется на ценовой фактор. Здесь нужно отметить, что общепризнанным стандартом точности в динамометрическом высокомоментном инструменте считается погрешность ± 3% ... 5%.

Интересен также принцип компоновки, который W.Christie применила при разработке электрогайковерта с целью снижения его стоимости. Эта компоновка принципиально отличается от всех конкурентных аналогов: в ней блок управления располагается отдельно не в корпусе гайковерта, как у всех конкурентов, а в отдельном чемодане. Такая компоновка имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести малую массу самого инструмента, надежность блока управления и низкую стоимость гайковерта по сравнению с конкурентами. Однако и минусы достаточно весомы, и основной из них - наличие двух мест, из которых состоит инструмент, это ограничивает его применение на высотных работах. Компания Alki-Technik пошла по другому пути компоновки своего инструмента. Она постаралась миниатюризировать компоненты электрогайковерта, чтобы все уместилось в небольшом по размеру и массе корпусе. Безусловно, ей это удалось, но клиент заплатит за это весьма значительную сумму.

Для полноты картины необходимо отметить, что все фирмы производители инструмента предлагают уникальные продукты из своего ассортимента, предназначенные для узкой рыночной ниши. Так Alki-Technik предлагает ручные мультипликаторы с магниторези-стивными датчиками фактического момента, компания «Maschinenfabrik Wagner GmbH» - взрывозащищенные станции по I классу защиты, Norbar и Rahsol - динамометрические ключи с электронной индикацией. Компания W.Christie предлагает аккумуляторные динамометрические гайковерты. Эти гайковерты не обеспечивают той общепринятой нормы точности в 3% . 5%, в базовой комплектации аккумуляторные гайковерты дают 7% ... 10% отклонений от наминала. Однако если этот гайковерт оснастить тензометрическим датчиком, то такой комплект обеспечивает погрешность в 2,5%. Аккумуляторные гайковерты оказались весьма востребованы. Также востребованными оказались и гидроключи с роторным приводом. Их особенность в том, что они могут работать с любой гидростанцией, даже гидростанцией тяжелого грузовика

или трактора, а в качестве рабочей жидкости может быть использована однопроцентная смесь масла с водой (даже морской). Это изделие первоначально разрабатывалось для Вооруженных Сил, однако было принято и многими другими группами потребителей, в том числе буровиками, геологами и строителями трубопроводов. Этот инструмент абсолютно взрывобезопасен и надежен.

Неоднозначная с точки зрения инноваций сложилась ситуация и с гидравлическими ключами с ограничением по крутящему моменту возвратно-поступательного действия. На сегодня потребителю предложены три группы гидроключей, характеризуемых по массе и материалу. Гидроключи также ориентированы на две разные группы потребителей.

Первая группа - это ключи, корпус которых изготовлен из высоколегированных сталей. Они характеризуются тремя факторами: высокая прочность, высокая масса и низкая стоимость. Эта группа развивается в рамках поддерживающих технологий и ориентирована на потребителей, использующих эти ключи при стационарной (цеховой) сборке, гарантируя потребителю универсальность, надежность и низкую стоимость комплекта оборудования. Такие ключи предлагают GBC Industrial Tools и W.Christie. Конструкция ключей предусматривает возможность смены рабочего инструмента при наличии одного привода (рис.1).

I

-a g

№ п/п Номенклатурный номер Наименование

1 CCR 20 Гидроключ в сборе

2 CCR 20 001 Гидропривод

3 CCR 20 101 Кассета привода

4 CCR 20 A/F (S) Сменная кассета под гайку

5 CCR 20 400 Реактивная опора

Рис. 1

Вторая группа - это ключи, изготовленные из титановых сплавов, характеризуются высокими прочностными характеристиками, низкой массой и очень высокой стоимостью. Применение титановых сплавов лишь на первый взгляд можно рассматривать в качестве инновации. На самом деле это типичный вариант поддерживающих технологий, т.к. замена материала на более дорогой не изменила рынка потребителей этого инструмента. В нем по-прежнему заинтересован потребитель, производящий монтажные работы на высоте и в труднодоступных местах.

Настоящим инновационным прорывом на этом рынке стало появление гидравлических ключей, изготовленных из алюминиевых сплавов. Это ключи были первоначально ориентированы на взрывобезопасные и подводные работы, в первую очередь в южных морях. Будучи более дешевыми, чем титановые, одновременно они были менее прочными, и в результате заняли свою узкую нишу (подводные работы). Но в дальнейшем за последние 15 лет, с развитием металлургии, алюминиевый сплав претерпел коренное изменение. Сегодня прочностные характеристики этого сплава не уступают титаносо-держащим сплавам по таким параметрам, как временное сопротивление - ств, предел текучести - ст0,2, относительное удлинение - б. Гидроключи из алюминия по-прежнему остаются более дешевыми, чем титановые. При этом не уступают им по надежности и долговечности. Ключи в алюминиевом корпусе выпускают TorcUp и W.Christie. Таким образом, ключи в алюминиевом корпусе стали успешно конкурировать и на других сегментах рынка; по данным компании W.Christie, сегодня она представлена во всех сегментах (на стационарном сборочном производстве, высотном и подводном монтаже). Ей принадлежит более 12% рынка высотного монтажа, до 35% рынка подводного монтажа и 20% стационарного монтажа. Такими успехами не может похвастаться ни одна компания в мире. Таких успехов компания W.Christie добилась за счет грамотной маркетинговой инновационной политики. Рассматривая себя прежде всего как конструкторскую и инновационную фирму, компания W.Christie одинаково активно работает с подрывными и поддерживающими технологиями. Она единственная компания, предлагающая своим клиентам гидравлические ключи в металлическом и алюминиевом корпусах. Формулируя одну из своих стратегических задач как предоставление своим потребителям высококачественного инструмента по доступным ценам, постоянно работает над улучшением интегрированных показателей качества во всех модельных рядах и для всех рынков.

Проанализировав объективные показатели всех названных в этой статье компаний, производящих динамометрический инструмент, независимые эксперты Ше-фелдского университета выделили среди них компанию W.Christie. Они однозначно свидетельствуют, что 40-летняя компания W.Christie переживает новый взлет благодаря успешному решению проблемы инноваторов. Мы считаем, что компания W.Christie - достойный пример для подражания другим компаниям.

Авторы статьи выражают глубокую благодарность г-ну Клеймону М. Кристенсону, автору одноименной монографии, за научный и всесторонний анализ влияния новых технологий на рынки и компании.

Авторы статьи выражают благодарность компаниям ТВЦ Юнифос, Метакон РИМ и АВА Гидросистема за исчерпывающую информацию о состоянии российского рынка динамометрического инструмента.

Артур ДЖЕНЕРЕС (Arthur Generous) университет г. Шефелда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.