Научная статья на тему 'Дихотомизм ментальных аспектов традиционной духовной культуры в постмодернистский период'

Дихотомизм ментальных аспектов традиционной духовной культуры в постмодернистский период Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
93
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / MENTAL ASPECTS / ДИХОТОМИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / DICHOTOMISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдуллаева Элита Султановна, Нагой Анжела Аслановна

Авторы анализируют изменения ментальных аспектов традиционной духовной культуры в постмодернистский период. В работе представлен дихотомичный характер традиционной духовной культуры в современный период развития, в котором получила распространение философия постмодерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dichotomism of mental aspects of traditional spiritual culture during the postmodern period

The authors analyze changes in mental aspects of traditional spiritual culture during the postmodern period. The paper presents the dichotomic nature of traditional spiritual culture during the contemporary period of development in which the postmodern philosophy gained distribution.

Текст научной работы на тему «Дихотомизм ментальных аспектов традиционной духовной культуры в постмодернистский период»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 316.72 ББК 60.028 А 13

Э.С. Абдуллаева,

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета, г. Грозный, тел.: +79288906628; e-mail: elita8881@mail.ru

А.А. Нагой,

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, тел.: +79627627555, e-mail: likabohema@gmail.com

ДИХОТОМИЗМ МЕНТАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ ПЕРИОД

(Рецензирована)

Аннотация. Авторы анализируют изменения ментальных аспектов традиционной духовной культуры в постмодернистский период. В работе представлен ди-хотомичный характер традиционной духовной культуры в современный период развития, в котором получила распространение философия постмодерна.

Ключевые слова: ментальные аспекты, дихотомизм, постмодернизм, традиционная культура, массовая культура.

E.S. Abdullaeva,

Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of the Theory and Technology of Social Work, Chechen State University, Grozny, ph.: +79288906628; e-mail: elita8881@mail.ru

A.A. Nagoy,

Candidate of Cultural Science, Associate Professor, Associate Professor of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University, ph.: + 79627627555, e-mail: likabohema@gmail.com

DICHOTOMISM OF MENTAL ASPECTS OF TRADITIONAL SPIRITUAL CULTURE DURING THE POSTMODERN PERIOD

Abstract. The authors analyze changes in mental aspects of traditional spiritual culture during the postmodern period. The paper presents the dichotomic nature of traditional spiritual culture during the contemporary period of development in which the postmodern philosophy gained distribution.

Keywords: mental aspects, dichotomism, postmodernism, traditional culture, mass culture.

В начале XXI века происходят изменения, которые повлияли на ментальные аспекты этнической

культуры современного периода. Изменилось социальное пространство, а следовательно - и формы

взаимодействия человека. Наша жизнь стала кардинально отличаться от жизни предшествующих поколений. Люди перестали быть привязаны только к одному типу хозяйства, который наиболее подходит к местному ландшафту и природным условиям. Изучение прошлого и настоящего в ментальном аспекте позволяет раскрыть сущность модификаций социума и его культуры, проблемы и перспективы развития [1; 187].

Претерпевают изменения и «мыслительные модели», так называемые ментальные установки. Ведь к новым условиям существования необходимы и универсальные скоростные схемы мыслительных операций. Данные изменения актуализируют наше внимание к исследованию процессов трансформации ментальных аспектов в современной духовной культуре.

Философия постмодернизма, распространившаяся в современном мире, показывает нам кардинальные сдвиги, произошедшие в социуме. Она прочно внедряется в массовую культуру через эмоциональные и чувственные компоненты культуры и имеет как положительные, так и отрицательные функции. Начнем с положительного влияния. «Постмодернизация» масскульта решает целый комплекс проблем современного общества. Она создает через массовое потребительство разрыв между стратами в обществе. Благодаря ее влиянию исчезает дистанция между банкиром и студентом. Например, по утрам они пьют кофе одной марки, разрекламированной по телевидению.

С другой стороны, «постмодернизация» массовой культуры способствует приспособлению людей к социокультурным изменениям, происходящим молниеносно в современном мире. Постоянное стремление к чувственным удовольствиям и зрелищам отвлекает от политических и экономических потрясений. Но здесь мы отметим и отрицательный

аспект подобного отвлечения. Человек современной культуры привыкает и адаптируется к постоянным стрессам, не рефлексируя по «незначительным» мелочам, таким, как, например, смена внешней политики государства.

Положительные аспекты «постмодернизации» массовой культуры проявляются также в создании некоей особой сети глобального информационного пространства, обладающего своими законами и позволяющего обратить внимание на самые острые или незначительные проблемы людей.

Другой положительный аспект, который может показаться также и отрицательным, заключается в доступности знаний, относящихся к сугубо специальным сферам науки и отраслям промышленности. Многие «продукты» массмедиа обладают, по сути, социализирующими факторами и позволяют ребенку быстрее освоить социокультурное пространство без родителей и учителей, заменяя их. Чаще всего ребенок выполняет все требования родителей и «вознаграждается» просмотром любимых мультфильмов, где главные персонажи и транслируют эталон поведения для будущего гражданина.

Ранее существовавшие модели коммуникаций, которые представляли собой непосредственные межличностные отношения, заменили в современном мире формами опосредованного общения. Они привносят новые паттерны поведения и осмысления социокультурной реальности. Этнокультурные ценности рассматриваются как устаревшая модель мира.

Ментальные установки, как правило, укореняются в детстве и естественно формируют особое отношение к значимым вопросам человеческого бытия. То есть люди получают в «наследство» особенность восприятия мира, которое можно приумножить собственным опытом. Менталитет во многом является повседневной практикой,

психическим багажом наших предков. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания [2; 75]. Традиции образуют «коллективную память» общества и культуры, тот «резервуар» нетленных образов, к которым обращаются из поколения в поколение члены той или иной социальной группы [3; 235].

Однако многие современные молодые люди идентифицируют себя не частью культурного прошлого, а неким новым образованием с рациональным взглядом на мироустройство по отношению к предыдущим поколениям людей. Подобная дихотомия отражает суть ментальных аспектов любой этнической культуры. Ведь, по сути своей, ментальные установки этносов есть форма адаптации людей к существовавшей прежде социальной реальности, соответственно, в них должен присутствовать потенциал для дальнейшего развития и приспособления в изменяющемся социокультурном мире.

Этническая культура сама по себе обладает способностью к диверсификации. В современном мире для нее есть место, так как стремление к идентификации и универсализации одновременно составляет ядро духовной культуры любого этноса. Например, система понятий, отличающихся от смысловых категорий других этносов, может раскрыть богатство или одновекторность восприятия определенной общности людей. Если задаться целью и найти идентичные символы психоэмоциональных форм восприятия реальности, то мы сможем провести параллели у изолированных друг от друга общностей людей. То, что представляется нам естественным, слагается из сочетания так называемого векторального набора, который представляет собой синтез врожденных свойств психики и желаний человека. Ментальные установки, как правило, формируются за счет

людей, обладающих одновекторным восприятием информации. Их всегда было больше - по отношению к людям, способным на многогранные психоэмоциональные переживания.

Современная культура предлагает нам такое разнообразие психических нагрузок для человека, благодаря увеличивавшимся формам общения и получения информации, что становится очевидным ее стремление создать определенное большинство людей, способных «чувствовать» [4; 13]. Философия гедонизма, получившая распространение в современном постиндустриальном мире, привела к появлению:

- «изнеженного» комфортом человека, не способного к созиданию и не обладающего практическими навыками к выживанию вне конкретной социальной среды;

- людей, которые «избегают» непосредственного общения, так как опосредованные формы выступают в качестве основного языкового инструмента, без которого они не способны к межличностному взаимодействию. Язык, как известно, играет ведущую роль в сохранении и передаче накопленных духовных ценностей. «Слово объединяет объекты в известные системы, иначе говоря, кодирует наш опыт» [5; 31]. Люди в современном обществе часто не могут выразить свои мысли и эмоции, соответственно, не могут транслировать опыт предыдущих поколений, но создают альтернативный формат общения, который все быстрее становится универсальным.

Общество, как нам известно, функционирует как ментальное пространство, и современная духовная этническая культура представляет собой в этом аспекте синтез многих ментальных установок и идей. Такое разнообразие ментальных программ должно привести к созданию универсальной схемы, «понятной» многим. Но это очередная утопия. Ее привлекательность состоит в том, что она: является целеполага-ющей и «идеальной» в том смысле,

что направлена на всеобщее благо; способствует сплоченности социума под эгидой определенной картины мира (иначе говоря: создание одно-векторного восприятия реальности); способствует адаптации людей к изменяющейся социокультурной реальности; способна к дальнейшему саморазвитию.

Подобные утопии о всеобщем благе существовали на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Люди чаще, чем думают, живут в мире абстракций, мифов. Рациональные люди также живут мифами, ведь рационализм, по сути, является тоже мифом, так называемым эталоном познания. В заключение подведем итоги нашей работы:

1. Менталитет современного человека - это не статическое образование, он постоянно меняется. Из-за несоответствия прежнего образа мыслей и современных

эмоциональных переживаний людей касательно повседневных задач и происходит диссонанс.

2. Любая этническая культура в современный период выполняет дихотомические функции, направленные на:

а) выработку универсальных символов, позволяющих выразить многообразие форм восприятия социальной реальности;

б) последующую консервацию выработанных культурных ценностей.

Духовная культура каждого этноса при всей сокровенной уникальности смыслов и форм внутренне тяготеет к целостному началу, универсуму. Ее ментальные аспекты врастают во всеобщие связи мироздания, и человек одновременно может принадлежать и к определенной этнической среде, и к человечеству в целом.

Примечания:

1. Санжеева Л.В. Менталитет как конструкция модели мира // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 5 (11), ч. 1. С. 185-188.

2. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М., 1989. Вып. 1. С. 75-89.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007.

4. Абдуллаева Э.С. Антропологический кризис и трансформация жизненных ценностей чеченской молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1. С. 13-15.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.

References:

1. Sanzheeva L.V. Mentality as a model of the world's model // Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Problems of theory and practice. Tambov: Gramota, 2011. No. 5 (11), Part 1. P. 185-188.

2. Gurevich A.Ya. The problem of mentalities in contemporary historiography // General History: Discussions, New Approaches. M., 1989. Iss. 1. P. 75-89.

3. Culturology: a textbook / ed. by Yu.N. Solonin, M.S. Kagan. M.: Vysshee obrazovanie, 2007.

4. Abdulaeva E.S. Anthropological crisis and transformation of vital values of Chechen youth // Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Problems of theory and practice. Tambov: Gramota, 2016. No. 1. P. 13-15.

5. Luriya A.R. Language and consciousness. M.: MSU Publishing house, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.