Научная статья на тему 'Дихотомия западного и восточного типов культуры'

Дихотомия западного и восточного типов культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1072
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЙ И ЗАПАДНЫЙ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ / СОБСТВЕННОСТЬ НА ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермишина Надежда Дмитриевна

В статье рассматриваются элементы культуры с позиции дихотомии западного и восточного типов. На примере анализа всех элементов и проявлений культуры средневекового европейского общества делается вывод о том, что деление на западный и восточный типы культуры имеет условный характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DICHOTOMY OF THE WESTERN AND EAST TYPES OF CULTURE

In the article culture elements from a position of a dichotomy of the western and east types are considered. On the example of the analysis of all elements and manifestations of culture of medieval European society the conclusion that division into the western and east types of culture has conditional character is drawn.

Текст научной работы на тему «Дихотомия западного и восточного типов культуры»

УДК 316.722

НД. Ермишина ДИХОТОМИЯ ЗАПАДНОГО И ВОСТОЧНОГО ТИПОВ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассматриваются элементы культуры с позиции дихотомии западного и восточного типов. На примере анализа всех элементов и проявлений культуры средневекового европейского общества делается вывод о том, что деление на западный и восточный типы культуры имеет условный характер.

Ключевые слова: восточный и западный типы культуры, собственность на основные средства производства, социальный идеал.

NatezMa MsMna DICHOTOMY OF THE WESTERN AND EAST TYPES

OF CULTURE

Annotation. In the article culture elements from a position of a dichotomy of the western and east types are considered. On the example of the analysis of all elements and manifestations of culture of medieval European society the conclusion that division into the western and east types of culture has conditional character is drawn.

Keywords: east and western types of culture, property on fixed assets of production, a social ideal.

В современных гуманитарных науках весьма популярны дискуссии о правомерности разделения культуры на восточный и западный типы. Среди ученых существуют мнения о несостоятельности такого разделения, но также популярна точка зрения о необходимости выделять особенности и характерные черты культур Запада и Востока.

В культурологии понятие восточного и западного типов культуры имеет, несомненно, условное значение. Дихотомия Восток - Запад сложилась в глубокой древности. В настоящее время в период всеобщей интеграции намечается тенденция к универсализации национальных экономик, подчинению народных традиций общепринятым нормам. Однако и сейчас в культурологии применяется принцип определения типов культуры по региональному признаку. Это позволяет выделить основные черты культурного развития определенной эпохи или народа. Выработались общепринятые характеристики восточного и западного типов культуры: по политическому устройству общества, по особенностям экономического развития, по отношению общества к власти, по представлению о богах, по основным чертам в искусстве [2, с. 186195]. Эти характеристики подтверждаются классическими примерами из жизни крупнейших регионов Древнего Мира. Примером восточного типа культуры являются государства Древнего Востока - Египет, Китай, Месопотамия, Индия. Хотя территориально Египет располагается скорее к югу от Европы, чем к востоку. Тем не менее, по основным характеристикам египетская культура, начиная от Древнего царства до завоевания его Александром Македонским, представляет собой пример восточного типа культуры. В период античности сложился Западный тип культуры. В классическом варианте он представлен греческими городами-государствами и Римской республикой. Основные черты культурного развития в этих регионах сохранялись в последующие века, хотя и с некоторыми изменениями.

Однако при детальном исследовании культуры определенного региона мы неизбежно находим противоречия в понятиях восточные и западные черты культуры. В странах Европы могут наблюдаться восточные черты. Или, наоборот: в некоторых восточных государствах - западные. Важно отметить, что основные черты западного и восточного типов культуры надо воспринимать лишь как тенденцию. Например, стремление государств западного типа культуры к установлению республиканской формы правления следует понимать именно как стремление, а не как обязательное условие. После распада Римской империи в Европе стали создаваться варварские королевства с монархической формой правления. Но, уже начиная с XIII в. на юге Европы, на Апеннинском полуострове отдельные города, такие как Венеция, Флоренция, переходят к республиканской форме правления. Стремление установить республику наблюдается именно в европейских странах.

© Ермишина Н.Д., 2015

Наиболее ярким примером сочетания восточных и западных черт является культура средневековой Европы. Некоторые артефакты культурного развития этого западного общества характерны для культуры восточного типа. Определению основных черт культуры европейского средневековья и будет посвящена данная работа.

Характерной чертой при определении восточного и западного типов культуры является понятие пространства. В восточном мире оно делилось на сакральное и мирское. В западном типе культуры с древности сложились другие представления. В период античности, когда сформировались основные доминанты западного типа культуры, пространство представлялось единым космосом. Сакральное не выделялось в особый мир. В европейских государствах люди верили в то, что боги общались с людьми. Это отражено в греческой мифологии. Олимпийские боги спускались на землю, могли присутствовать среди людей не только духовно, но и физически, могли вступать в брак с людьми, отчего на свет появлялись герои - полубоги-полулюди. Однако в следующий период европейской истории, который принято называть средневековьем, такое общение человека с сакральным миром исчезло из менталитета. И дело не только в переходе от язычества к монотеизму. Изменилось само отношение к Богу. Он стал недосягаем для человека. Если герои античности бросали вызов богам, соревновались с ними в силе, ловкости и смекалке, то идеал средневековья - человек, смиренно принимающий удары судьбы, посылаемые Богом. С Богом не спорили, ему не возражали. Такое понятие сакрального мира ближе к характеристике восточного типа культуры. И все же следует отметить, что Бог в христианском средневековье представлялся человекоподобным, также как боги античности. Ведь по Библии Бог сотворил человека по образу и подобию своему, а Иисус Христос, как одна из ипостасей единого Бога, родился в облике человека и воспринимался как вочеловечившийся Бог. Такое представление о Боге характерно для западного типа культуры, так как при становлении этого типа в античной Греции и в Древнем Риме господствовало антропоморфное представление о богах. На Востоке же боги чаще всего изображались с зооморфными чертами или искаженными человеческими (несколько рук и ног, наличие крыльев, сильно измененная форма головы и т. д.). Таким образом, отношение к сакральному в европейском средневековье сочетает и западные и восточные черты.

Особо надо отметить политическое устройство Европы в период средневековья. Для Европы этого периода было свойственно тяготение к монархии. Стремление обществ западного культурного типа к установлению республиканской формы правления как бы приостанавливается именно в период средневековья. С V по XV века в Европе возникают, распадаются и вновь объединяются королевства. И, наконец, к концу средневековья начинают образовываться национальные государства. Кроме отдельных итальянских городов-республик все эти государства имели монархическую форму правления. Однако эту черту средневекового общества нельзя однозначно отнести к восточному культурному типу. На Древнем и средневековом Востоке характерным признаком политического устройства общества была деспотия, при которой правитель не только не подчинялся любому другому органу власти и опирался в своем правлении на военную силу, но и имел исключительное право на жизнь и имущество любого своего подданного. Однако в Западной Европе даже при сильном монархе его правление никак нельзя назвать деспотическим. Король не распоряжался жизнью и имуществом вассалов своих вассалов, он не мог отобрать у феодала его феод, не мог казнить дворянина без суда.

Отношение европейского общества к своему правителю также имеет западные черты. На Востоке долгое время в правителе видели Бога. Египетские фараоны считались сыном солнечного бога, китайский император был сыном Бога Неба, цари Аккада, Ассирии и Вавилона в Месопотамии объявляли себя богами и т. д. Такое отношение сохранялось в некоторых регионах Востока и в средневековье, а в Японии вплоть до второй половины XX в. В средневековых европейских государствах, несмотря на то, что власть короля считалась данной Богом, правитель государства воспринимался все же человеком. Ему не отдавали божеских почестей, ему не посвящались храмы.

При характеристике восточного и западного типов культуры важно и их экономическое развитие. На Востоке долгое время не складывался внутренний рынок. Торговля развивалась в основном внешняя. Также для восточных государств характерно отсутствие частной собственности на основные средства производства. В западном типе культуры в области экономики со времен античности укрепились рыночные отношения и частная собственность на средства производства. Однако средневековые европейские страны отличались натуральным характером хозяйства, отсутствием рыночных

отношений вплоть до позднего средневековья, что придает экономике стран этого периода восточные черты. Причем однозначно нельзя характеризовать особенности экономики европейского средневековья как черты восточного типа культуры. В средневековой Европе строго соблюдалась частная собственность на основные средства производства, каковыми являлись земельные владения феодалов. А это характерный признак экономики западного культурного типа.

В развитии искусства в средневековых европейских государствах особенно ярко проявлялись восточные. В архитектуре и романский, и готический стили отвечали основным доминантам развития искусства восточного типа культуры - сакральности, монументальности, каноничности. Сакраль-ность выражалась в том, что в средневековом обществе все виды искусства служили христианской церкви. Монументальность проявлялась в основном в архитектуре. Однако живопись и скульптура в средние века составляла с архитектурой единое целое, и поэтому воспринимались также монументально. Также все художественные произведения должны были отвечать установленным канонам. В отличие от восточных обществ художественные каноны европейского средневековья были более динамичны, но, тем не менее, они обязательно соблюдались.

В литературных произведениях обязательно присутствовала религиозная составляющая, что можно характеризовать как сакральность. Основными произведениями были Библия, жития святых, молитвослов, произведения христианских философов и поэтов. Когда к середине средневековья стали записываться легенды о доблестных рыцарях, создаваться рыцарские куртуазные романы, их герои представлялись стойкими христианами, или были наказываемы Богом за какие-то прегрешения. Даже древняя кельтская легенда о короле Британии Артуре, возникшая, по всей видимости, до принятия христианства, со временем превратила его в доблестного рыцаря-христианина, сражавшегося с язычниками - германскими племенами [1]. В основе артуровских легенд лежат кельтские эпические сказания о прославленном вожде бриттов, в которых прослеживается связь Артура с языческим богом кельтов Браном. К XI веку эти легенды были переосмыслены и записаны с учетом сложившихся рыцарских традиций. Король Артур стал защитником христианских доблестей, а его рыцари Круглого стола совершали подвиги в поисках чаши Грааля, в которую предположительно собрал кровь Иисуса Христа его тайный последователь Иосиф Аримафейский. Для средневековой литературы также характерен и принцип каноничности. Все жития святых составлялись по установленному образцу. В рыцарских романах существовали определенные правила - описания подвигов, жертвования собой во имя долга и чести, обязательных наказаний за совершенный грех, страданий от любви. Даже связанность большинства сюжетов о рыцарях поисками Грааля тоже является своего рода образцом, на основе которого средневековые авторы описывали приключения того или иного героя.

Наиболее ярко сакральность, монументальность и каноничность проявились в средневековой архитектуре. Основная часть построек периода средневековья относится к церковной архитектуре. Это, прежде всего, храмы и монастыри. Светские здания, в основном жилые помещения, конечно, сооружались, но они не были так прочны, практически не украшались, в их постройке не выдерживался определенный художественный стиль. Даже в укрепленных замках феодалов самым красивыми помещениями были храм или часовня.

Храмы строились как фортификационные сооружения, поэтому и романские и готические соборы явно были монументальными. В средневековой Европе храмы были самыми высокими ориентирами местности. Готические соборы создавались настолько величественными, что один город мог позволить себе постройку только одного храма. Его строили всем миром, часто в течение нескольких поколений [4]. К тому же церковная архитектура должна была возвеличивать церковь, королевство, город.

Существовали строгие каноны архитектурных сооружений. Храмы, построенные в средневековье, имели купол, обязательный алтарь в восточной части, с западной стороны две сторожевые башни, а также другие обязательные архитектурные детали. Архитектурные стили средневековья, и романский, и готический, сами по себе представляли своеобразные каноны. Готический храм имел в основании форму католического креста, тяжесть купола распределялась на специальные наружные упорные арки -аркбутаны. Живопись имела сакральный характер. Светская живопись отсутствовала до последних веков средневековья. Фрески, мозаика, иконы создавались на библейские темы. На их сакральный характер указывает также их месторасположение - внутреннее убранство храмов и монастырей.

Монументальность в живописи выражена менее определенно: лишь большие поверхности стен в романских храмах, сплошь украшенные фресками или мозаикой, а также витражи в огромных

готических окнах соборов выглядят монументально. Также для живописи средневековья характерна строгая определенность канонов: обратная перспектива, плоскостность изображений, нейтральный фон, определенный облик святых.

Те же восточные черты в искусстве характерны и для скульптуры средневековой Европы. Изображались святые, Дева Мария, распятие Христа. Скульптура украшала романские и готические соборы. Вместе с архитектурными деталями скульптура храмов воспринималась единым комплексом, поэтому выглядела монументально. Так же, как и в живописи, в скульптуре соблюдались строгие каноны. Они были разные для романской и готической эпох, но неукоснительно выполнялись. В романских соборах скульптурные изображения ставились внутри помещения вдоль стен, имели грубые черты, одевались в натуральные одежды. В готических храмах скульптура украшала не только алтари, но и стены, башни и перекрытия с внешней стороны. Следует особо обратить внимание на отношение к личности и обществу в европейском средневековье. Если для Востока характерно выражение «личность - ничто, а общество - все», то для западного типа культуры определяющей доминантной являются интересы личности, а общество представляется, лишь как совокупность отдельных личностей. В этом отношении средневековое западное общество лишь условно можно отнести к западному типу культуры. Личность имела значение только в случае, если она относилась к высшему слою общества. Личностью могли быть только предводители - короли, герцоги, графы. Недаром в средневековой литературе только благородные рыцари совершают подвиги, защищают слабых, верно служат своему сюзерену и церкви. За простолюдином не признается право на индивидуальность.

Цель существования общества в средневековой Европе понималась как приближение к божественному идеалу. С точки зрения классического понимания восточного и западного типов культуры такое положение было свойственно восточному типу культуры, для которого было характерно стремление к духовному совершенству, истовость религиозного поиска [3, с. 47]. То же самое было и в средневековой Европе. Недаром с определенной легкостью можно было призвать людей в дальние походы на защиту христианских ценностей. В знаменитых крестовых походах участвовали не только рыцари, но массы простых людей. Истории известен даже «детский» крестовый поход. Однако в этом же примере есть и истинно западная черта. Если для Востока главной ценностью бытия является постижение высшего сакрального смысла, то для западной культуры главным оказалось достижение конкретной цели. В данном случае - конкретные военные походы ради освобождения гроба Господня.

И все же, отличительной чертой общественного сознания была сосредоточенность на духовном, что характерно для восточного типа культуры. Средневековый человек искренне верил, что конец света наступит в реально обозримом будущем. Его ожидали, если не в текущем году, то через несколько лет обязательно. Конца света не боялись, как и не боялись смерти. Боялись другого - умереть, не успев покаяться. Социальный идеал - бескорыстный рыцарь, служащий высокому долгу. Такой идеал скорее напоминает образец конфуцианской этики [3, с. 46-48].

Таким образом, культура средневековой Европы, относясь к западному культурному типу не только по территориальному признаку, но и по многим своим характеристикам - государственному устройству, отношению к правителю государства, преобладанию частной собственности на основные средства производства, представлениям о Боге, - все же имеет большое количество характерных тенденций, условно определяемых как восточные. В экономике - это преобладание натуральной системы хозяйства. В политике - отсутствие стремления к республиканской форме правления. В искусстве наиболее ярко проявились монументальность, сакральность и каноничность. В идеологии - смирение перед Богом. Для европейского общества характерна сосредоточенность на духовном идеале, истовость религиозного поиска вплоть до самоотречения.

Библиографический список

1. Воронова, Г. Е. Легенды о короле Артуре / Г. Е. Воронова. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 64 с.

2. Ермишина, Н. Д. Культурология : учебное пособие для вузов / Н. Д. Ермишина. - М. : Академический проект, Трикста, 2006. - 432 с. - (Gaudeamus). - ISBN . 5-902358-78-7.

3. Семеникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л. И. Семеникова. - М. : Интерпракс, 1994.

4. Хейзинга, Й. Осень средневековья. Сочинения в 3-х т. Т.1 / Й. Хейзинга. - М. : Издательство Ивана Лим-баха, 2011. - 768 с. - ISBN 978-5-89059-166-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.