Научная статья на тему 'Дихотомия гражданской и духовной власти по святителю Тихону Задонскому'

Дихотомия гражданской и духовной власти по святителю Тихону Задонскому Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
святитель Тихон Задонский / митрополит Иларион Киевский / гражданская власть / духовная власть / Saint Tikhon of Zadon / Metropolitan Hilarion of Kyiv / civil power / spiritual power

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евгений Мельников

Автор сравнивает учение о власти святителя Тихона Задонского с идеями митрополита Илариона Киевского и, благодаря этому, выявляет характерные новоевропейские черты в восприятии власти у святителя Тихона, которые заключаются в том, что государственная власть не зависит от духовной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Евгений Мельников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dichotomy of Civil and Spiritual Power according to St. Tikhon of Zadon

The author compares the doctrine of the power of St. Tikhon of Zadon with the ideas of Metropolitan Hilarion of Kyiv and, thereby, reveals specific new european features in the perception of power by St. Tikhon in the fact, that a state power does not depend on a spiritual one.

Текст научной работы на тему «Дихотомия гражданской и духовной власти по святителю Тихону Задонскому»

УДК 2-6 иерей Евгений Мельников,

магистр богословия, и. о. заведующего кафедрой богословия Екатеринодарской духовной семинарии

Дихотомия гражданской и духовной власти по святителю Тихону Задонскому

Аннотация. Автор сравнивает учение о власти святителя Тихона Задонского с идеями митрополита Илариона Киевского и, благодаря этому, выявляет характерные новоевропейские черты в восприятии власти у святителя Тихона, которые заключаются в том, что государственная власть не зависит от духовной.

Ключевые слова: святитель Тихон Задонский, митрополит Иларион Киевский, гражданская власть, духовная власть.

Библиографическое описание:

Мельников, Е. (иерей; магистр богословия). Дихотомия граждан-

и и гр г\ / и т-ч и

ской и духовной власти по святителю Тихону Задонскому / иерей Евгений Мельников. - Текст: непосредственный // Хризостом : научно-просветительский журнал Екатеринодарской духовной семинарии. - 2023. - № 1 (5). -С. 24-29. - Библиогр.: С. 29 (6 назв.)

UDC 2-6 Evgeny Melnikov, priest

Master of Theology, Acting Theology department head of Kuban Theological Seminary

Dichotomy of Civil and Spiritual Power according to St. Tikhon of Zadon

Annotation. The author compares the doctrine of the power of St. Tikhon of Zadon with the ideas of Metropolitan Hilarion of Kyiv and, thereby, reveals specific new european features in the perception of power by St. Tikhon in the fact, that a state power does not depend on a spiritual one.

Key words: Saint Tikhon of Zadon, Metropolitan Hilarion of Kyiv, civil power, spiritual power.

Задонский подвижник стоял у истоков новоевропейской традиции понимания власти в истории русской святости. Это достаточно важно в силу того, что есть серьёзные основания полагать, что именно с него идёт традиция русской святоотеческой письменности, внутри которой человек выражает свой опыт богообщения при помощи философской парадигмы Нового времени. Высказанный тезис может подтвердить тот факт, что три наиболее крупных автора синодального периода (святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и Филарет Дроздов) читали и глубоко чтили творения Задонского подвижника.

Немаловажное значение имеет тот факт, что святитель Тихон - очень популярный автор в среде православного народа. Об этом свидетельствуют многократные переиздания его произведений. Так, в дореволюционный период полный корпус собрания сочинений Святителя Тихона Задонского переиздавался пять раз.

Весьма любопытным может быть и тот факт, что в советское время позиция Церкви по отношению к государственной власти пусть и не прямо, но основывалась на апелляции к трудам святителя Тихона. Так, в ЖМП в качестве итога анализу учения святителя Тихона о братолюбии написано: «.. .отношения между гражданами и правителями в государстве также строятся на взаимном уважении, любви и благом попечении. Христианин должен быть хорошим гражданином своего отечества, защищать его»1.

Таким образом, учение Задонского подвижника о власти представляется довольно любопытным для проведения сравнительного анализа со средневековой теоцентрической доктриной власти. Важность данного исследования заключается прежде всего в том, чтобы рассмотреть инновационные для своего времени взгляды святителя Тихона Задонского, которые в наше время воспринимаются как нечто привычное, неновое. Именно поэтому в работе проводится сравнительный анализ восприятия власти святителем Тихоном с идеями митрополита Илариона Киевского. Последний был представителем типичной средневековой культуры, поэтому с его восприятием власти будет любопытно сопоставить взгляды святителя Тихона, сравнить два видения мира, и, благодаря этому, выявить характерные новоевропейские черты в восприятии власти у святителя Тихона.

Гипотезой, которая будет отстаиваться в настоящей работе будет утверждение о том, что святителю Тихону присущ специфический новоевропейский взгляд на государственную власть как на независимый от власти духовной институт.

1 Сергеенко А., прот. О братолюбии в сочинениях русских святителей. Св. Тихон Задонский // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 11.

Прежде всего обратимся к трактату митрополита Илариона Киевского. В его «Слове» выражается интересная, нехарактерная для современного сознания установка. Она выражается в том, что для него нет никакого различия между светской и религиозной формой проявления власти. Наиболее характерно эта установка проявляется в том, как киевский митрополит оценивает значение князя Владимира. Здесь стоит внимательно проследить, с кем сравнивает равноапостольного князя Иларион: «Хвалит ... Римская страна ... Петра и Павла ... Восхвалим же и мы ... великого князя земли нашей Владимира»2.

В процитированном тексте очевидно отсутствие чёткой демаркации между апостолами и князем Владимиром. Он у митрополита такой же светоч истинной веры и богопознания, как и святые апостолы. В этом смысле Иларион находится в едином континууме с византийскими отцами Церкви, канонизировавшими святого Константина, на параллели с которым явно указывает киевский святитель, по мнению современных исследователей. Ещё С. С. Аверинцев писал о том, что с IV века в истории Римской империи можно наблюдать переход от космоцентрической мировоззренческой позиции к теоцентризму3. Таким образом, Иларион Киевский выступает перед нами как автор, находящийся ещё в русле этой традиции.

на соединение богословской и политической мысли указывает также Д. С. Лихачёв4. Можно сказать, что митрополит Иларион формулирует «церковно-политическую доктрину», одинаково оценивающую как власть Церкви, так и власть государства. Две эти величины неразрывны в сознании Илариона. Не может быть настоящей власти без благочестивого христианского правителя, как и христианство нуждается в хорошей форме власти. И хотя киевский святитель положительно оценивает языческое государство до принятия крещения, это лишь форма закрепления авторитетности христианского правления: христианин Владимир велик потому, что принял христианство добровольно, а иначе языческое государство, обладавшее достаточной военной силой, могло отстоять свою мировоззренческую позицию.

Итак, согласно Илариону Киевскому, нет деления власти на светскую и церковную. Обе формы власти имеют одну цель и внутреннее содержание, единое предназначение, различаясь лишь структурно. Истинная власть та, которая христианская, или та, которая готова христианство принять. Это типично средневековый теоцентрический подход к власти.

2 Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т. Т. 1: Х1-Х11 века / РАН; ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: Наука, 1997. С. 42.

3 Аверинцев, С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 17-64.

4 Лихачёв, Д. С. Великое наследие // Избранные работы. Т. 2. Л., 1987. С. 30-42.

У святителя Тихона наблюдается немного иная картина. Прежде всего стоит отметить, как это делает отец Павел Хондзинский5, что у задонского подвижника, во всяком случае, с первого взгляда, нет различия в плане содержания власти, различие идёт только в плане формы: «Обеих властей, гражданской и духовной цель должна быть не иной, как благое состояние подвластных и слава имени Божия»6. Однако, это не совсем справедливо. для святителя два вида власти хотя и следуют одинаковым принципам, но существенные задачи стоят перед ними различные.

Если у Илариона на первом месте стоят деятели Церкви - апостолы, то у святого Тихона речь первым делом идёт о власти гражданской. В плане подчинения очень любопытная деталь: монарх подчинён лишь Богу, а пастырская власть находится в зависимости от вышестоящих иерархических инстанций. Вершина иерархических инстанций времён жизни задонского угодника - император. Таким образом, отношение равенства и византийской симфонии властей меняются на подчинение церковной власти светскому правителю.

для правителя у святителя нет требования к следованию истинному христианскому учению. Правитель, конечно, должен быть примером подданным, молиться Богу и так далее, но как правитель он не классифицируется с точки зрения соответствия его христианской идентификации: «.тот истинный и полезный властелин, кто добросовестный и разумный.»7. Совесть и разумность - вот главные критерии, по которым оценивает светскую власть святитель Тихон. Это позволяет ему впервые с периода гонений, пожалуй, заговорить о возможном неподчинении власти, если она предписывает нечто, противное христианской вере: «что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй, а в противном не слушай»8. Сама постановка проблемы святителем показывает, что он вполне может принять ситуацию, когда обладать властью может тот, кто не принимает христианство в качестве личной религиозной позиции.

духовная же власть не имеет никаких обязанностей по отношению к управлению государством. Безусловно, на этом делает акцент сам святитель Тихон, хорошая работа духовной власти формирует добропорядочного гражданина, но принципиальных задач по части государственного управления духовная власть не осуществляет. Более того, церковная власть подчинена власти гражданской.

5 Хондзинский, П. (прот.) Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. Историко-богословское исследование : монография. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 52.

6 Тихон Задонский, свт. Собрание творений. Т. 4. М.: Общество им. Свт. Игантия Брянчанинова. С. 802.

7 Там же. С. 805.

8 Там же. С. 810.

Таким образом, первой по преимуществу властью для Тихона Задонского является власть гражданская. В этом можно констатировать отход его позиции от позиции средневековой симфонии. Гражданское правление оценивается по критериям, не имеющим строго христианской идентичности как единственно возможной. В принципе, под понятия совестливости и разумности может быть введена любая форма правления от ислама до атеизма.

По этим признакам можно констатировать, что отношение святителя Тихона к проблеме власти носит типичный новоевропейский характер.

Список использованных информационных ресурсов

1. Аверинцев, С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью / С. С. Аверинцев // Из истории культуры средних веков и Возрождения : сборник / Отв. ред. В. А. Карпушин. - Москва: Наука,1976. - С. 17-64.

2. Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т. Т. 1: Х1-Х11 века / РАН. ИРЛИ (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997. - 542 с.

3. Лихачёв, Д. С. Избранные работы. В 3 томах. Том 2. Великое наследие / Дмитрий Сергеевич Лихачёв. - Ленинград, Худож. лит : Ленингр. отд-ние, 1987. - 493,[2] с.

4. Сергеенко, А. прот. О братолюбии в сочинениях русских святителей. Св. Тихон Задонский / протоиерей А. Сергеенко // ЖМП. - 1965. - № 11.

5. Тихон Задонский, свт. Собрание творений. В 5 т. Том 4: Об истинном христианстве / святитель Тихон Задонский. - Москва : Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2011. - 991 с. — (Святоотеческое наследие).

6. Хондзинский, П. (прот.) Святитель Филарет Московский: богословский синтез эпохи. Историко-богословское исследование : монография / протоиерей Павел Хондзинский. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.