Научная статья на тему 'Дифференцированный подход к развитию регионального рынка молока и молочной продукции'

Дифференцированный подход к развитию регионального рынка молока и молочной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / МОЛОКО / MILK / НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ / NOVOSIBIRSK REGION / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севастеева И. А.

В статье предложен авторский подход к дифференциации рынка молока и молочной продукции Новосибирской области на основе территориального принципа, в соответствии с которым определены рынок городской агломерации (г. Новосибирск и пригороды), сельский рынок (районы Новосибирской области, за исключением пригородов). Для обоснования разделения приведена сравнительная характеристика выделенных подвидов рынков. Использованные параметры сравнения (количественные и качественные) показывают, что рынок городской агломерации более монополизирован, чем сельский, это отражают величины таких показателей, как индекс Херфиндаля-Хиршмана I n четырехдольный показатель концентрации CR4 -Concentration Ratio (на рынке городской агломерации они выше более чем в 2 раза) и др. Степень концентрации потребителей на рынке молока и молочной продукции городской агломерации в 3 раза больше, чем на сельском рынке, одновременно городское население тратит на покупку молочных продуктов на 259 руб./мес. больше. Объем товарных ресурсов на городском рынке за 2013 г. составил 1505 т/сут., на сельском 1175 т/сут. Однако из общего числа организаций региона, производящих молочные продукты, только в 18 % мощности загружены полностью. Максимальное использование производственных мощностей (100 %) отмечено в зонах, находящихся в пределах оптимальной транспортной доступности до конечного потребителя, то есть в городской агломерации. Необходимость дифференциации методики прогнозирования развития спроса и предложения на рынке молока и молочной продукции обусловлена значительными отличиями системы экономических отношений складывающихся между производителями, переработчиками и потребителями на рынке молока и молочной продукции городской агломерации и на сельском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF REGIONAL MARKETS MILK AND MILK PRODUCTS

Given the author’s approach to the differentiation of milk and dairy products Novosibirsk region based on the territorial principle, according to which the defined urban agglomeration (market of Novosibirsk and its suburbs), rural market (Novosibirsk Region). To substantiate the said division, comparative characteristics identified subspecies markets. The proposed comparison parameters ( quantitative and qualitative ) show that the market is monopolized by the urban agglomeration of more than rural, it reflects factors such as the Herfindahl -Hirschman In, Chetyrehdolny concentration ratio CR4 Concentration Ratio ( urban agglomeration in the market more than 2 times higher ), etc. The degree of concentration of consumers in the market of milk and milk products in the urban agglomeration of 3 times higher than the same figure for the rural market, the urban population spends on the purchase of dairy products to 259 rub. / month. more than rural. The volume of commodity resources in the urban market for 2013 amounted to 1505 tons / day., At the village 1175 t / d., However, production capacity analysis showed that the total number of organizations in the region, producing dairy products, only 18 % of capacity loaded completely. Maximum capacity utilization ( 100% ) is represented in the zones are in optimal transport accessibility to the end user. The need to differentiate the development of methods to predict the demand for and supply of milk and dairy products due to serious differences emerging system of economic relations between producers, processors and consumers in the market of milk and milk products and for the urban agglomeration of the rural market of milk and milk products.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход к развитию регионального рынка молока и молочной продукции»

УДК 631.1

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

И.А. СЕВАСТЕЕВА, ст. преподаватель Новосибирский государственный аграрный университет, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160 E-mail: [email protected]

Резюме. В статье предложен авторский подход к дифференциации рынка молока и молочной продукции Новосибирской области на основе территориального принципа, в соответствии с которым определены рынок городской агломерации (г. Новосибирск и пригороды), сельский рынок (районы Новосибирской области, за исключением пригородов). Для обоснования разделения приведена сравнительная характеристика выделенных подвидов рынков. Использованные параметры сравнения (количественные и качественные) показывают, что рынок городской агломерации более монополизирован, чем сельский, это отражают величины таких показателей, как индекс Херфиндаля-Хиршмана П четырехдольный показатель концентрации CR4 -Concentration Ratio (на рынке городской агломерации они выше более чем в 2 раза) и др. Степень концентрации потребителей на рынке молока и молочной продукции городской агломерации в 3 раза больше, чем на сельском рынке, одновременно городское население тратит на покупку молочных продуктов на 259 руб./мес. больше. Объем товарных ресурсов на городском рынке за 2013 г. составил 1505 т/сут., на сельском - 1175 т/сут. Однако из общего числа организаций региона, производящих молочные продукты, только в 18% мощности загружены полностью. Максимальное использование производственных мощностей (100%) отмечено в зонах, находящихся в пределах оптимальной транспортной доступности до конечного потребителя, то есть в городской агломерации. Необходимость дифференциации методики прогнозирования развития спроса и предложения на рынке молока и молочной продукции обусловлена значительными отличиями системы экономических отношений складывающихся между производителями, переработчиками и потребителями на рынке молока и молочной продукции городской агломерации и на сельском рынке. Ключевые слова: рынок, молоко, Новосибирская область, дифференциация.

Развитие рынка молока и молочной продукции -непрерывный процесс. На скорость и масштабы изменений большое влияние оказывают экономические, социальные и культурные факторы, дифференциация потребления на основе социально-экономических составляющих и эволюция потребностей в результате ускорения темпа жизни и др. [1].

Несмотря на активное развитие рыночных отношений в стране, построение организационно-экономических взаимоотношений между участниками рынка молока и молочной продукции остается на достаточно низком уровне. Его текущее состояние характеризуется хаотичными взаимосвязями на различных подвидах рынка, не проработанностью понятийного аппарата, отсутствием технических регламентов на появляющиеся новинки, низким уровнем стимулирования производителей к повышению объемов предложения, что стало особенно важно после вступления России в ВТО. Снижение таможенно-тарифной защиты привело в 2012 г. к росту импорта молока и сливочного масла на треть, а сливок с сахаром - почти в 2 раза [2].

По нашему мнению, рынок сырого молока нельзя рассматривать обособленно от рынка молочной продукции, поскольку предложение на одном служит спросом для другого, а экономические отношения отличаются тесной корреляцией.

Для решения вопроса эффективного развития рынка молока и молочной продукции Новосибирской области необходимо разработать систему экономически выгодного взаимодействия его участников (сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций, потребителей) с учетом особенностей функционирования рынка, а также факторов, влияющих на объем спроса и предложения молока.

Цель нашего исследования - разработка рекомендаций по развитию регионального рынка молока и молочной продукции на основе применения дифференцированного подхода к его оценке.

Условия, материалы и методы. В процессе исследования использовали экономико-статистический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, графический, анкетирование, интервьюирование и другие методы экономических исследований.

Информационные материалы взяты из источников Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, годовых отчетов сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций АПК Новосибирской области, нормативных актов, кроме того, использованы результаты лично проведенных опросов и анкетирований.

Согласно выделенным Н.М. Розановой критериям, определяющим географическую ограниченность товарного рынка в рамках региона, и результатам проведенных исследований рынок молока и молочной продукции Новосибирской области, на наш взгляд, можно классифицировать на следующие подвиды [3]:

сельский - система экономических отношений, складывающихся между производителями, переработчиками и потребителями на сельской территории, за исключением пригородной зоны, характеризующаяся спецификой места продаж, ценой (включающей транспортные расходы), структурой ассортимента и иной культурой потребительского поведения;

городской агломерации - система экономических отношений, складывающаяся между теми же участниками на территории городской агломерации.

Сравнительный анализ ассортимента молочной продукции на городском и сельском рынках Новосибирской области проводили с использованием расчетных показателей, определяющих степень концентрации отраслевого товарного рынка (индекс Херфиндаля-Хиршмана, четырехдольный показатель концентрации CR4 - Concentration Ratio, коэффициент Лернера, коэффициент относительной концентрации организаций на региональном рынке и показатель неравнозначности конкурентов), и выборочного опроса 197 сельских жителей и 223 жителей г. Новосибирска и пригорода с выявлением ряда количественных и качественных характеристики выделенных подвидов рынка.

На основании выделенных факторов с использованием метода Дельфи и балльной оценки была определена степень их влияния на спрос и предложение на разных подтипах рынка молока и молочной продукции.

Таблица 1. Сравнительная характеристика сельского и городского рынка молока и молочной продукции Новосибирской области

Характеристика

Сельский

Городской

Количественные

Объем товарных ресурсов рынка мо- 1175 почной продукции, т/сут. (2013 г.) Уровень годового дохода потребите- 322,9 пей, тыс. руб. (2012г.) Степень концентрации потребителей, %25 Индекс Херфиндаля-Хиршмана I

Четырехдольный показатель концентрации CR4 - Concentration Ratio, % Коэффициент Лернера

Коэффициент относительной концентрации организаций на региональном рынке

Степень неравномерности распределения долей между участниками рынка ПНК

Структура ассортимента

Место продажи

0,14 (средняя интенсивность конкуренции, низкая концентрация рынка)

41 (низкоконцентрированная олигопо-пия)

0,5 (рынок монополистической конкуренции) 0,65 (средняя)

1505 480,2 75

0,35 (низкая интенсивность конкуренции, высокая концентрация рынка)

90,7 (высококонцентрированная

олигополия)

0,71 (рынок олигополии)

0,25 (высокая)

Производитель

Упаковка

Количество новинок на рынке Степень развития инфраструктуры

109,4 (ниже среднего)

Качественные

Традиционные молочные продукты (молоко, сметана, творог, кефир)

Небольшие продуктовые магазины, личные подсобные хозяйства

Мелкие производители молочной продукции, расположенные в районах области; фермерские хозяйства; личные подсобные хозяйства; в меньшей степени крупные холдинги по производству молочной продукции Полипак, продукция без упаковки, те-трапак

Ограничено консервативностью потребления Низкая

587,9 (высокая)

Широкий ассортимент молочной продукции, молочные продукты с использованием различных добавок; йогурты; сыры

Крупные супермаркеты, рынки, специализированные молочные магазины, небольшие продовольственные магазины Крупные холдинги, в незначительной степени мелкие производители молочной продукции

Тетрапак, яркая пластиковая упаковка различной формы, стеклянная тара, полипак Множество новинок от разных производителей Высокая

Результаты и обсуждение. Сравнительный анализ показал, что разница между объемом товарных ресурсов в пользу рынка городской агломерации г. Новосибирска составляет 330 т/сут., а степень концентрации потребителей на этом рынке выше, чем на сельском, в 3 раза.

Наиболее важный фактор, определяющий развитие агропродовольственного рынка, - спрос [5]. Непосредственное влияние на него оказывает уровень доходов населения (чем он выше, тем более разнообразно потребление). Среднемесячный доход в расчете на одно городское домохозяйство превышает величину этого показателя в селе на 13,1 тыс. руб. Кроме того, место проживания оказывает непосредственное влияние на размер потребительских расходов. Сельские жители ориентируются на продукты в более низком ценовом сегменте. С ростом доходов предпочтения смещаются в сторону более дорогих новых молочных продуктов (йогурты, сывороточные продукты, творожные десерты и др.). Городские жители тратят на покупку молочных продуктов на 259 руб./мес. больше, чем сельские, потому что последние имеют возможность удовлетворять часть потребностей засчетличных подсобных хозяйств.

На основании результатов расчета таких параметров, как индекс Херфиндаля-Хиршмана (In), четырехдольный показатель концентрации CR4 - Concentration Ratio, коэффициент Лернера (L), коэффициент относительной концентрации организаций на региональном рынке (Кокр) и показатель неравнозначности конкурентов (ПНК) можно сделать вывод, что сельский рынок молока и молочной продукции - рынок монополистической конкуренции с низким уровнем концентрации организаций, осуществляющих переработку молока. К числу наиболее крупных предприятий можно отнести ОАО «Татарский маслокомбинат», ОАО «Маслодельный комбинат «Чановский», ОАО «Мол-комбинат Утянский» и др., которые, тем не менее, нельзя назвать монополистами. Рынок молока и молочной продукции городской агломерации - олигополистический, представленный двумя основными крупными производителями (ОАО «Компания Юнимилк», ОАО «Вимм-Билль-

Таблица 2. Анализ загрузки мощностей производителей молочной продукции

Зона 2011г. 2012г. 2013г.

производственная мощность, т/сут загрузка, % производственная мощность, т/сут загрузка, % производственная мощность, т/сут загруз-ка,%

г. Новосибирск 485,8 70,4 550,0 78,2 1100 100

Пригород 226,0 75,0 277 48,5 405,0 63,0

Центральная зона 108,0 82,6 117,0 84,6 95,0 68,6

Кулундинская зона 210,0 45,0 320,0 35,1 390,0 44,4

Барабинская зона 608,7 19,4 682,8 23,4 690,0 23,6

Таблица 3. Факторы, влияющие на развитие рынка молока и молочной продукции

Фактор Обо-значение Городской агломерации Сельский Соотношение

Факторы, влияющие на спрос

Организационно- Ассортимент продукции на

экономические рынке А 10 5 А >А

Качество товара К 7 8 К <

Реклама (наличие и качество

информации о товаре) Р 10 4 Р>Р

Сезон продаж Сз 8 7 Сзг >Сз г с

8,75 6,0

Социально- Число потребителей Чп 10 8 Чп >Чп

экономические Доходы потребителей Дп 10 6 Дп>Дпе

Изменение структуры и числа

потребителей ИЧп 6 5 ИЧп =ИЧп

Цена товара Ц 10 6 Ц>ЦС

Изменение денежных доходов

потребителей ИДп 6 5 ИДпг>ИДпс

Изменение экономической по-

литики ИП 6 5 ИПг> ИПс

8,0 5,8

Психологические Вкусы потребителей, мода Вк 10 5 Вкг >Вкс

Ожидания потребителей Ож 10 4 Ож = Ожс

Полезность продукта Пл 6 10 Пл1" <Плс

Культура питания Кл 5 10 Кл< Клс

7,75 7,25

Внешнеторговые Изменение цены товара ИЦ 9 7 ИЦг >ИЦс

Изменение ассортимента про-

дукции ИА 10 7 ИАг >ИАс

9,5 7,0

Среднее значение по факторам предложения Мт -

тах (0-10) 8,6 6,5

Факторы, влияющие на предложение

Социально- Наличие спроса С 10 8 С >С

экономичес- Изменение цен на конкури-

кие рующие продукты ИЦ 9 7 иц=ицс

Выход на рынок новых фирм НФ 10 4 НФ >НФ гс

(Ч 9,7 6,3

1 Политические Политика государства (субси-

еш дии) П 6 6 Пг =Пс

н Изменение экономической по-

т литики ИП 5 5 ИПг=ИПс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,5 5,5

Внешнеторго- Изменение цены товара ИЦ 10 7 ИЦг >ИЦС

вые Изменение ассортимента про-

дукции ИА 10 6 ИАг >ИАс

10 6,5

Организа- Цена товара Цт 10 6 Цтг =Цтс

ционно-эко- Изменения издержек произ-

номические водства (цена ресурсов, но-

е вые технологии, налоги) Изд 7 7 Издг = Издс

Выручка от реализации това-

X н ра В 4 4 Вг = Вс

аз сх 7,0 5,7

^ Ресурсные Наличие трудовых, денежных

X т и материальных ресурсов О 10 10 О > О г с

Наличие мощностей Р 10 7 Рг >Рс

Наличие транспортной инфра-

структуры Т 10 4 Тг >Тс

10 7

Среднее значение по факторам предложения Мт -

тах (0-10) 8,3 7,0

Данн»), с высоким уровнем концентрации организаций по переработке молока и низким уровнем конкуренции. Таким образом, в период исследований для сельской территории характерно более равномерное распределение производственных мощностей между рыночными субъектами, чем в городской агломерации.

Сравнительный анализ качественных характеристик показал, что сельский рынок молока и молочной продукции

более консервативен, чем рынок городской агломерации, с точки зрения потребительских предпочтений. Значительную его часть занимают личные подсобные хозяйства, в которых в 2012 г. было произведено 26% надоенного молока, что обусловливает присутствие на рынке натуральных продуктов. Большинство сельских жителей сохраняет верность традиционным продуктам - молоку, кефиру, творогу и сметане. Рынок городской агломерации напротив - чувствителен к изменениям, как характеристик продукта, так и упаковки, что определяет широкий ассортимент и благоприятное отношение к новинкам. На городском рынке большим спросом пользуются новинки, приготовленные с использованием сложных технологий (мацун - национальный армянский кисломолочный продукт; Вю баланс; черника-мюсли с орешками, которые подаются в отдельной емкости вместе с основным продуктом; козий сыр в рассоле с травами «Сибирская козочка»; напиток сывороточный освежающий с соком тропических фруктов и др.).

Эффективность деятельности производителей молочной продукции в рыночных условиях определяется объемами ее производства и продажи, размерами прибыли. Рост перечисленных показателей на предприятии возможен при развитии производственной мощности и увеличении степени ее использования.

Анализ динамики загрузки мощностей организаций по зонам расположения молокоперерабатывающих предприятий свидетельствует, что большая их часть в Ку-лундинской зоне занимается только заготовкой и охлаждением сырого молока.

Предприятия, расположенные в Барабинской зоне Новосибирской области, максимально удаленные от областного центра, используют производственные мощности в меньшей степени (в 2013 г. 23,6%), что объясняется их значительным моральным и физическим износом.

Сокращение объемов производства молочной продукции вызвано, с одной стороны, снижением поголовья скота молочного и мясо-молочного направления в хозяйствах населения и крупнотоварных предприятиях региона, с другой,

ростом конкуренции со стороны федеральных и иностранных перерабатывающих организаций с вытекающей невостребованностью местного сырого молока. В результате последнего возникает вопрос об эффективности производства этого продукта в Новосибирской области [6].

Максимальное использование производственных мощностей по объему и ассортименту выпускаемой продукции характерно для г. Новосибирска, пригорода и центральной зоны Новосибирской области (в 2013 г. 100, 63 и 68,6% соответственно), то есть при условии оптимальной транспортной доступности до конечного потребителя.

Рынок молока и молочной продукции городской агломерации подвержен большему влиянию факторов спроса и предложения. Среднее значение по факторам спроса на этом рынке составило 8,6, против 6,5 на сельском (табл. 3). Особенно заметна разница влияния таких факторов как ассортимент продукции, вкусы потребителей, мода (на рынке городской агломерации в 2 раза выше), реклама (наличие и качество информации о товаре), ожидания потребителей (разница составила 6 пунктов).

Среднее значение по факторам, оказывающим влияние на предложение, на рынке городской агломерации превышает величину этого показателя для сельского рынка на 1,3.

Особое внимание здесь следует уделить такому фактору, как наличие инфраструктуры, уровень которого для городского рынка выше, чем для сельского, в 2 раза и более. Значительное влияние выделенных факторов на развитие рынка городской агломерации предопределяет необходимость индивидуализации методики прогнозирования развития спроса и предложения на рынке молока и молочной продукции.

Выводы. В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Дальнейшая эволюция рынка молока и молочной продукции Новосибирской области возможна только при индивидуальном подходе к формированию направлений его развития на основе территориального деления на рынок городской агломерации и сельский рынок.

Выделенные количественные (объем товарных ресурсов рынка молочной продукции, уровень годового дохода потребителей, степень концентрации потребителей и др.) и качественные (степень развития инфраструктуры, количество новинок на рынке, структура ассортимента и др.) характеристики позволили обосновать территориально-экономическую дифференциацию рынков. Каждая из них показывает разницу между выделенными подвидами рынка молока и молочной продукции. При этом степень неравномерности распределения долей между участниками рынка ПНК для рынка городской агломерации превышает величину этого показателя для сельского более чем в 5 раз, четырехдольный показатель концентрации CR4 - Concentration Ratio - более чем в 2 раза, что отражает отличия рынков по степени монополизации и характеризует большую подверженность этому явлению рынка городской агломерации.

Важный фактор экономического роста отрасли -организация интенсивного использования наличных производственных мощностей особенно это актуально для Барабинской зоны, в которой их загруженность в 2013 г. не превышала 23,6 %.

Для рынка молока и молочной продукции городской агломерации необходима эффективная ассортиментная политика с учетом вкусов и ожидания потребителей. Молочная продукция относится к товарам повседневного спроса и слабо зависит от уровня цен на нее, но в борьбе за потребителя производитель должен расширять ассортимент, изменять качество, форму подачи продукта и др. Конкурентная борьба особенно обостряется в условиях активного присутствия на рынке зарубежных производителей, представляющих новинки, характерные для их уровня потребления.

Одно из приоритетных направлений развития сельского рынка молока и молочной продукции - улучшение инфраструктуры (транспортной, логистической, информационной). Успешное решение этой задачи позволит ослабить напряженность (на этом подвиде рынка) с дефицитом кадров, материальных и финансовых ресурсов.

Литература.

1. Елисеева Т.В., Севастеева И.А. Прогноз развития рынка молока и молочной продукции на основе обеспечения продовольственной безопасности региона в условиях ВТО// Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-3 (41-3). С. 264-266.

2. Воздействие вступления России во Всемирную торговую организацию на развитие сельского хозяйства Сибири / Е.В. Рудой, Д.И. Шарков, Н.В. Григорьев, Д.А.Денисов // Вестн. НГАУ. 2013. №3 (28). С.133-136.

3. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. М.: Юрайт, 2010. С.29-30.

4. Ахметшина Л.Г. Конъюнктурное исследование регионального продовольственного рынка // Аграрный вестник Урала. 2009. №11 (65). С. 24-27.

5. Современное состояние агропродовольственного рынка Сибири / А.Т. Стадник, Е.В. Рудой, Г.В. Исаева, Л.А. Цветкова // Вестн. НГАУ. 2011. №5(21). С.96-99.

6. Севастеева И.А., Мусаева Б.З. Анализ использования производственных мощностей по переработке молока в Новосибирской области//Перспективные направления устойчивого развития экономики сельского хозяйства: материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2014. С.144-146.

DIFFERENTIATED APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF REGIONAL MARKETS MILK

AND MILK PRODUCTS

I.A. Sevasteeva

Novosibirsk State Agrarian University, Russia, Novosibirsk, st. Dobrolyubova, 160

Summary. Given the author's approach to the differentiation of milk and dairy products Novosibirsk region based on the territorial principle, according to which the defined urban agglomeration (market of Novosibirsk and its suburbs), rural market (Novosibirsk Region). To substantiate the said division, comparative characteristics identified subspecies markets. The proposed comparison parameters ( quantitative and qualitative ) show that the market is monopolized by the urban agglomeration of more than rural, it reflects factors such as the Herfindahl -Hirschman In, Chetyrehdolny concentration ratio CR4 - Concentration Ratio ( urban agglomeration in the market more than 2 times higher ), etc. The degree of concentration of consumers in the market of milk and milk products in the urban agglomeration of 3 times higher than the same figure for the rural market , the urban population spends on the purchase of dairy products to 259 rub. / month . more than rural. The volume of commodity resources in the urban market for 2013 amounted to 1505 tons / day . , At the village - 1175 t / d . , However, production capacity analysis showed that the total number of organizations in the region , producing dairy products, only 18 % of capacity loaded completely. Maximum capacity utilization ( 100% ) is represented in the zones are in optimal transport accessibility to the end user. The need to differentiate the development of methods to predict the demand for and supply of milk and dairy products due to serious differences emerging system of economic relations between producers, processors and consumers in the market of milk and milk products and for the urban agglomeration of the rural market of milk and milk products. Keywords: market, milk, Novosibirsk region, differentiation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.