Научная статья на тему 'Дифференцированный подход к развитию инфраструктуры производства и реализации продукции пчеловодства в Иркутской области'

Дифференцированный подход к развитию инфраструктуры производства и реализации продукции пчеловодства в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОДУКЦИЯ ПЧЕЛОВОДСТВА / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / КООПЕРАТИВ / DIFFERENTIATED APPROACH / HIVE PRODUCTS / IRKUTSK REGION / COOPERATIVE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Винокуров Геннадий Михайлович, Одинокова Елена Олеговна

Рассмотрен дифференцированный подход к развитию инфраструктуры производства и реализации продукции пчеловодства в зависимости от ресурсного потенциала территории Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Винокуров Геннадий Михайлович, Одинокова Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED APPROACH TO INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF PRODUCTION AND SALES OF HIVE PRODUCTS IN THE IRKUTSK REGION

The authors study differentiated approach to infrastructure development of production and sales of hive products which depends on resource potential of the territory of the Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход к развитию инфраструктуры производства и реализации продукции пчеловодства в Иркутской области»

УДК 338.439.4:638.16(571.53) Г. М. ВИНОКУРОВ

ББК 65.321.885(2Рос-4Ир) доктор экономических наук, профессор,

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

Е. О. ОДИНОКОВА

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПЧЕЛОВОДСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрен дифференцированный подход к развитию инфраструктуры производства и реализации продукции пчеловодства в зависимости от ресурсного потенциала территории Иркутской области.

Ключевые слова: дифференцированный подход; продукция пчеловодства; Иркутская область; кооператив.

G. M. VINOKUROV

Doctor of Economics, Professor, Irkutsk State Academy of Agriculture

E. O. ODINOKOVA

Irkutsk State Academy of Agriculture

DIFFERENTIATED APPROACH TO INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF PRODUCTION AND SALES OF HIVE PRODUCTS IN THE IRKUTSK REGION

The authors study differentiated approach to infrastructure development of production and sales of hive products which depends on resource potential of the territory of the Irkutsk region.

Keywords: differentiated approach; hive products; Irkutsk Region; cooperative.

Иркутская область расположена на большой территории с разными природноклиматическими условиями и различным уровнем развития производства продукции пчеловодства. Поэтому для каждого района в регионе должен быть сформирован индивидуальный подход к развитию инфраструктуры производства и реализации продукции пчеловодства.

Потенциалом для производства продукции пчеловодства, с одной стороны, являются природно-климатические условия, наличие трудовых и материальных ресурсов, а с другой стороны, — количество пчелосемей и их продуктивность. Сложившееся положение таково, что результаты оценки районов с позиции обеспеченности трудовыми и материальными, а также естественными медоносными ресурсами практически одинаковые. Однако культурные медоносы представляют больший интерес, поскольку они сконцентрированы

и полностью обеспечены транспортными путями. При этом необходимо учитывать экономический эффект от опыления пчелами энтомофильных сельскохозяйственных культур. Следует отметить, что продуктивность пчелосемьи во многом зависит от природноклиматических условий, сложившихся в определенном году, а также технологии ее содержания. Поэтому, по нашему мнению, для оценки потенциала за основу целесообразно взять обеспеченность районов медоносами и численность пчелосемей. Кроме того, целесообразно использовать не только площади медоносных растений, но и их нектаропро-дуктивность. В результате ранжирования этих показателей сформированы четыре группы административных районов региона (табл. 1).

Первая группа обладает наибольшим потенциалом для роста объемов производства продукции пчеловодства, так как содержит на своей территории наибольшее в области коли-

© Г. М. Винокуров, Е. О. Одинокова, 2013

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

чество пчелосемей. Кроме того, эти районы располагают значительными естественными и культурными медоносными ресурсами.

Таблица 1

Зависимость от обеспеченности районов медоносами и численности пчелосемей в Иркутской области

Вторая группа имеет средний потенциал, что связано либо с отсутствием культурных медоносов, либо небольшим количеством пчелосемей. Тем не менее, данная группа районов обладает потенциалом для устойчивого роста объемов производства продукции пчеловодства.

Третью группу составили районы, в которых низкая численность пчелосемей и отсутствуют культурные медоносы.

В четвертую группу вошли районы с наименьшим потенциалом для роста объемов производства продукции пчеловодства, что связано с более суровыми природно-климатическими условиями, которые сдерживают развитие отрасли в этих районах.

Наряду с оценкой ресурсного потенциала с целью организации в регионе предприятий инфраструктуры необходимо оценить в районах уровень производства товарного меда. В результате ранжирования показателей объемов реализации меда сформированы четыре группы районов региона (табл. 2).

Рассмотрев районы региона как в зависимости от имеющегося потенциала для производства продукции пчеловодства, так и в зависимости от уровня производства товарного меда, получены определенные результаты, представленные в виде сводной таблицы (табл. 3).

В первую группу вошли районы с большим потенциалом для роста объема производства продукции пчеловодства, а также являющиеся основными производителями продукции

пчеловодства в регионе. Ко второй группе относятся районы, которые обладают достаточным потенциалом для производства продукции пчеловодства, но производят ее в небольшом количестве. В третьей группе находятся районы, которые не обладают необходимым потенциалом и практически не производят продукцию пчеловодства.

Таблица 2

Зависимость от объемов реализации меда в Иркутской области

Группа Район

Первая Заларинский, Иркутский, Куйтунский, Черемховский, Боханский, Нукутский

Вторая Нижнеудинский, Тайшетский, Тулунский, Усть-Удинский, Аларский, Осинский, Эхирит-Булагатский

Третья Ангарский, Жигаловский, Балаганский, Чунский, Братский, Зиминский, Качугский, Усольский, Нижнеилимский, Усть-Илимс-кий, Шелеховский, Баяндаевский

Четвер- тая Киренский, Слюдянский, Казачинско-Ленс-кий, Ольхонский, Усть-Кутский, Бодайбинский, Катангский, Мамско-Чуйский

Таблица 3

Потенциал производства и объемы реализации продукции пчеловодства в Иркутской области

Группа Район

Первая Заларинский, Иркутский, Куйтунский, Черемховский, Боханский, Нукутский

Вторая Нижнеудинский, Тайшетский, Тулунский, Усть-Удинский, Аларский, Осинский, Эхирит-Булагатский, Ангарский, Братский, Слюдянский, Балаганский, Зиминский, Качугский, Усольский, Чунский, Шелеховский, Усть-Илимский, Нижнеилимский

Третья Жигаловский, Баяндаевский, Киренс-кий, Казачинско-Ленский, Ольхонский, Усть-Кутский, Бодайбинский, Катангский, Мамско-Чуйский

Потребители не всегда имеют возможность покупать мед в большом объеме. Обычно необходимо небольшое количество натурального меда. В связи с этим, а также на основе проведенных исследований, целесообразно в первой группе организовать сельскохозяйственные потребительские кооперативы с диверсифицированным характером деятельности (снабжение, фасовка, первичная переработка и сбыт), что позволит улучшить условия функционирования хозяйств населения, будет являться стимулом для роста объемов производства продукции пчеловодства и увеличению доходов сельского населения.

Группа Район

Первая Заларинский, Иркутский, Куйтунский, Черемховский, Аларский, Боханский, Нукутский, Эхирит-Булагатский

Вторая Ангарский, Братский, Балаганский, Зиминс-кий, Качугский, Нижнеудинский, Тулунский, Усольский, Усть-Удинский, Осинский, Тайшетский, Слюдянский

Третья Усть-Илимский, Чунский, Шелеховский, Баяндаевский, Нижнеилимский, Жигаловский

Четвер- тая Казачинско-Ленский, Киренский, Ольхонский, Усть-Кутский, Бодайбинский, Катангский, Мамско-Чуйский

Известия ИГЭА. 2013. № 1 (87)

Во второй группе необходимо создать сельскохозяйственные предприятия, которые позволят увеличить производство конкурентоспособной продукции пчеловодства, а также решить социально-экономические проблемы жителей села. В последней группе районов необходимо осуществлять посев энтомофильных культур и обеспечивать потребности местного населения в пчелопро-дуктах за счет собственного производства.

В качестве одного из условий производства в регионе конкурентоспособной продукции пчеловодства, на наш взгляд, является создание пчеловодческого кластера. Сущность понятия «кластер» заключается в объединении отдельных элементов в единое целое для выполнения конкретной функции и реализации поставленной цели. Кластеры охватывают значительное количество разного рода независимых организаций, важных для конкурентной борьбы, а именно: поставщиков специального оснащения, новых технологий, услуг, сырья, дополнительных продуктов и т.д.

Основоположник кластерной концепции М. Портер под кластером понимает группу близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса, характеризующихся общностью направлений деятельности и дополняющих друг друга [1].

Успешное развитие кластера в пчеловодстве зависит от наличия следующих факторов:

1. Развитый спрос на продукцию пчеловодства.

2. Необходимые ресурсы, интенсивно используемые в отрасли.

3. Поставщики оборудования.

Экономический эффект от создания пчеловодческого кластера обусловлен:

- производственной кооперацией, позволяющей эффективно использовать совокупный потенциал партнеров;

- повышением эффективности работ в области сбыта, а также процесса обеспечения производства оборудованием на основе установления долгосрочных партнерских связей;

- уменьшением затрат на маркетинговые исследования, рекламу, участие в торговых ярмарках и конференциях;

- более скорыми изменениями в технологии.

В кластер целесообразно включить организации инфраструктуры, которые предоставляют торговые, маркетинговые, информационные, образовательные и научно-исследовательские услуги. Основу кластера составят предприятия по производству продукции пчеловодства.

Полагаем, что создание в Иркутской области предприятий инфраструктуры и объединение их в пчеловодческий кластер позволит улучшить условия функционирования предприятий, производящих продукцию пчеловодства, что в свою очередь будет способствовать увеличению производства этой продукции в исследуемом регионе.

Список использованной литературы

1. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер ; пер. с англ. В. Д. Щетинина. — М. : Между-нар. отношения, 1993. — 896 с.

References

1. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya / M. Porter ; per. s angl. V. D. Shchetinina. — M. : Mezhdunar. otnosheniya, 1993. — 896 s.

Информация об авторах

Винокуров Геннадий Михайлович — доктор экономических наук, профессор, кафедра финансов и анализа, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, e-mail: [email protected].

Одинокова Елена Олеговна — аспирант, кафедра финансов и анализа, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, e-mail: [email protected].

Authors

Vinokurov Gennadii Mikhailovich — Doctor of Economics, Professor, Chair of Finance and Analysis, Irkutsk State Academy of Agriculture, Molodezhnyi settlement, Irkutsk Region, Irkutsk Oblast, 664038, e-mail: [email protected].

Odinokova Elena Olegovna — post-graduate student, Chair of Finance and Analysis, Irkutsk State Academy of Agriculture, Molodezhnyi settlement, Irkutsk Region, Irkutsk Oblast, 664038, e-mail: [email protected].

Известия ИГЭА. 2013. № 1 (87)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.