ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОК С ПСИХОНЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Калоерова В.Г., Середенко Л.П., Зенин О.К., Добровольская Н.А., Таранова Н.А.
Донецкий национальный медицинский университет им.М.Г орького Донецкий государственныйинститут здоровья, физического воспитания и спорта
Аннотация. Разработана дифференцированная методика лечебной физкультурыдля реабилитации студентокс психоневротическимирасстройствами средствами физической ку льтуры Методика может быть использована в профилактических целях. Проведенные исследования позволили существенно дополнить и конкретизировать методику занятий ЛФК в зависимости от вышеуказанных особенностей психоневротических состояний и физического статуса студенток Представленная методика дифференцированной лечебной физкультуры исключает осложнения, позволяет оптимизировать как процесс реабилитации, так и профилактику этих нарушений.
Ключевые слова: студенты психоневротическиерасстройства, методика лечебной физкультуры Анотація. Калоєрова В.Г., Середенко Л.П., Зенін О.К., Добровольська Н.А., Таранова Н.А. Диференційована методика лікувальної фізкультури для реабілітації студентів з психоневротичними розладами. Була розроблена диференційована методика лікувальної фізкультуридля реабілітації студентів з психоневротичними розладами засобами фізичної культури Методика може бути використана в профілактичних цілях. Проведені дослідження дозволили істотно доповнити й конкретизуватиметодику занять ЛФК залежно від вищевказаних особливостей психоневротичних станів і фізичного статусу студенток Представлена методика диференційованої лікувальної фізкультури виключає ускладнення, дозволяє оптимізувати як процес реабілітації, так і профілактику цих порушень.
Ключові слова: студенти психоневротичні розлади, методика лікувальної фізкультури
Annotation. Kaloerova V.G., Seredenko L.P., Zenin O.K., Dobrovolska N.A., Taranova N.A. Differentiated method of medical physical training for the rehabilitation of students with psychoneurological disorders. A
differentiated method of medical physical training for the rehabilitation of students with psychoneurological disorders is developed. A method can be used in prophylactic aims. The conducted researches have allowed to supplement and render concrete essentially procedure of occupations TPT in dependence on the above-stated habits of psychoneurotic states and the physical status студенток The introduced procedure of differentiated physiotherapy exercises eliminates complications, allows to optimize both process of an aftertreatment, and preventive measures of these violations. Keywords: students, psychoneurological disorders, method of medical physical training.
Введение.
По данным Всемирной организации здравоохранения, число лиц с невротическими нарушениями за последние 70 лет возросло более, чем в 20 раз, и различные формы неврозов встречаются у 80% населения разных стран. Причинами такого резкого увеличения количества лиц, страдающих нарушениями психоневротического и психосоматического статуса организма следует считать значительное ускорение современного темпа жизни, большие информационные нагрузки, негативные социальные преобразования, ухудшениеэкологической среды, условий жизни и др. В настоящее время психоневротические нарушения по темпам роста опережают целый ряд соматических заболеваний.
Следует особо выделить такую группу риска, как учащаяся молодежь Так, у студенток снижение адаптационных способностей нервной системы ускоряется на фоне гиподинамии и возрастающих информационных нагрузок, особенно в период сессии, что приводит к значительному увеличению нервнопсихического и эмоционального напряжения, а впоследствии к развитию различных невротических расстройств.
Идея единства психического и физического рассматривается еще со времен И.М. Сеченова. В работах целого ряда авторов убедительно доказана эффективность применения лечебной физкультуры (ЛФК) при невротических расстройствах [3, 4, 7].
Однако в большинстве работ отсутствует четкая регламентация использования ЛФК с учетом степени снижения функциональногосостояния нервно-мышечного аппарата, психической работоспособности варианта дезадаптации ЦНС, нарушений мозговой и центральной гемодинамики При назначении ЛФК, как правило, не проводится количественная оценка психофизиологических параметров, как в покое, так и после выполнения физической нагрузки Использование того или иного двигательного режима при отсутствии соответствующих объективных показаний к его назначению, несомненно, может привести к дальнейшему истощению центральной нервной системы (ЦНС) и нервно-мышечного аппарата, срыву адаптационных механизмов или к недостаточно эффективному процессу реабилитации.
Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.
Формулирование целей работы.
Целью исследования является разработка дифференцированной методики лечебной физкультуры для реабилитации студентокс психоневротическимирасстройствами
Задачи исследования:
1. Оценить влияние занятий ЛФК со студентами с помощью различных психотестов тестов на внимание,
кратковременную память.
2. Определить психофизиологические показатели, такие, как скорость зрительно - моторной и слухо -моторной реакции, показатели теппинг - теста, кистевой динамометрии.
Результаты исследо вания.
Для уточнения значимости влияния вышеуказанных факторов в группе студенток 1-2 курсов в возрасте 17 - 19 лет (18 чел.) со средним уровнем физической работоспособности по данным теста РWC17o в течение трех недель через день проводились занятия ЛФК по общепринятой методике в рамках тренирующего двигательного режима (тренировочная ЧСС составляла в среднем 150 - 160 уд/мин.) [1].
По результатам наблюдений данный двигательный режим оказался неадекватным и вызывал у студенток жалобы на головные боли, головокружение, сердцебиение, повышенную утомляемость, повышение или снижение артериального давления в покое, снижение общей работоспособности У некоторых студенток помимо этого, появлялась выраженная раздражительность, ухудшение сна. При этом была выявлена отрицательная динамика психотестов показателей сенсомоторных процессов: замедление моторной реакции на свет и на звук, данных теппинг - теста, тестов на внимание и кратковременную память, показателей динамометрии.
Другая группа (20 чел.) с аналогичными исходными показателями и характером учебной нагрузки также в течение трех недель занималась лечебной физкультурой в рамках щадящего двигательного режима (тренировочная ЧСС составляла 130 - 140 уд/мин.). На занятиях упражнения динамического характера чередовались с непродолжительными изометрическими напряжениями отдельных мышечных групп и последующей их релаксацией, а также с упражнениями на координацию, равновесие, внимание и некоторыми специальными дыхательными упражнениями [2, 9]. Последующее обследование этой группы студенток выявило субъективное улучшение самочувствия, контактности, настроения, реже отмечалась бессонница, беспричинная тревожность. Психофизиологические показатели по сравнению с предыдущими также улучшились, в частности, возросли показатели кратковременной памяти, концентрации внимания, сократилось время зрительно- и слухо - моторной реакции и др.
Полученные результаты убедительно свидетельствовали о необходимости при назначении ЛФК более дифференцированно оценивать, как общий, так и неврологический статус организма лиц с невротическими расстройствами. В связи с этим в дальнейшем при выборе двигательного режима, направленности занятий ЛФК и применения тех или иных специальных физических упражнений нами учитывались результаты углубленного неврологического и психофизиологического обследования В частности, учитывались степень расстройства психической работоспособности, показатели состояния нервных процессов и состояния нервно-мышечного аппарата, ведущий синдром заболевания и вариант дезадаптации ЦНС, а также состояние мозговой и центральной гемодинамики.
В дальнейшем для оценки функциональных возможностей нервной системы студенток и выбора двигательного режима использовался способ, предложенный Левченко К.П. [3]. Способ предусматривает выполнение 5-ти минутной велоэргометрической нагрузки мощностью 75 Вт. До и после нагрузки регистрируются психофизиологические показатели: время зрительно-моторной реакции, быстрота действия (теппинг-тест), динамометрия правой кисти, тесты на внимание (время пересчета 25 цифр по таблице Шульце) и кратковременная память (запоминание цифр, слов).
При ухудшенииболее 50% регистрируемых показателей после нагрузки рекомендовался щадящий режим занятий ЛФК (прирост пульса во время занятия на 40-50% от максимального). При ухудшении менее 50% изучаемых показателей использовался щадяще-тренирующий режим (прирост пульса более 50-60% от максимального). Мощность и продолжительность нагрузки в процессе занятий ЛФК подбирались с учетом функционального состояния сердечно-сосудистойсистемы. В дальнейшем коррекция двигательного режима и методики занятий осуществлялась в зависимости от динамики психофизиологических показателей и показателей сердечно-сосудистойсистемы, как в покое, так и после физической нагрузки.
Так, по нашим наблюдениям и наблюдениям ряда авторов [7, 8] эффективность использования лечебной физкультуры при невротических расстройствах во многом зависит от соответствия форм и средств ведущему клиническому синдрому, варианту дезадаптации ЦНС и нарушенным нервным процессам.
В связи с этим у студентокс невротическими расстройствами при ведущем астеническом синдроме, встречающемся более, чем в 85% случаев, с преобладанием гиперстении лечебная физкультура была направлена на снятие напряженности, седативное воздействие, активация внимания, улучшение зрительных и слуховых восприятий и пр. Для решения этих задач использовалась лечебная гимнастика пластической направленности со спокойным музыкальным сопровождением, с включением элементов йоги, китайской гимнастики «ци-гун», упражнений с умеренным силовым и изометрическим напряжением, на координацию и внимание (табл. 1).
Таблица 1
Схема занятия лечебной гимнастики при гиперстеническом типе невротических расстройств
№ Задачи раздела Содержание раздела Время Методические указания
1 У силение гемодинамики в тканях мозга. Седативное воздействие на психо-эмоциональное Вводная часть И.П. лежа. Статическое грудное и брюшное дыхание в чередовании с упражнениями для дистальных 7 мин. Дыхание глубокоес периодическими задержками на выдохе по 4-5 сек. Темп движений
состояние; У меренное тонизирующее воздействие на ЦНС. отделов конечностей и на координацию! медленный и средний.
2 У лучшить быстроту и ко ординацию движений, активизировать внимание. Основная часть И. п. сидя. Упражнения с мячами на координацию 5мин. Чередоватьс динамическим дыханием и задержкой на выдохе.
3 Коррекция состояния позвоночника. У лучшение мозговой гемодинамики и микроцирку ляции паравертебральных зон. И. п. лежа, сидя, стоя Простые упражнения для корпуса и конечностей, коррегирующие, самовытяжение позвоночника для тренировки вестибулярного аппарата. Локальная релаксация отдельных мышечных групп 8-10 мин. Соотношение динамических, дыхательных и в расслаблении 1:1:2. Индивидуальный подбор упражнений для шейного отдела позвоночника.
4 Выработка навыка взаимодействия У силениесостояния экстраверсии. И. п. сидя, стоя Подвижные игры с мячом, малыми набивными мячами командного типа. 8-10 мин. Использовать паузы отдыха, дыхательные упражнения.
5 Обучение навыкам саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния Заключительная часть И.п. лежа, сидя. Аутогенная тренировка 5-7 мин. Добиваться максимального мышечного расслабления.
У студенток с преобладанием гипостении в процессе занятий использовались такие формы, как ритмическая гимнастика с тонизирующим музыкальным сопровождением подвижные игры, облегченные варианты спортивных игр, что позволяло снизить депрессивные реакции, повысить выносливость, эмоциональный фон и энергетический потенциал организма (табл. 2)
Таблица2
Схема занятия лечебной гимнастики при гипостеническом типе невротических расстройств
№ Задачи раздела Содержание раздела Время Методические указания
1 У силениеседативного влияния на ЦНС. У силение мозговой гемодинамики. У лучшение функционального состояния ЦНС. Вводная часть Статические дыхательные упражнения с задержками на вдохе и с удлинением выдоха. Полное дыхание. Чередовать с простыми движениями для конечностей и с расслаблением 5-7 мин Дыхательные движения ритмичные без мышечного напряжения. Соотношение упражнений 1:1.
2 У лучшить саморегуляцию нервно-мышечного аппарата. Активизировать внимание. Повысить вестибу лярную устойчивость. Основная часть И.п. сидя. Упражнения с дозированным изометрическим напряжением и расслаблением. Упражнения для повышения вестибулярнойустойчивости (повороты и наклоны корпуса) в чередовании с дыхательными упражнениями и локальной мышечной релаксацией. 5-7 мин. При выполнении дыхательных упражнений акцент на удлиненный вдох Периодически использовать задержки дыхания на вдохе длительностью 7-10 с. Темп движений средний, степень мышечного напряжения средняя.
3 У лучшить функциональное состояние ЦНС. Нормолизовать микроцирку ляцию паравертебральных зон позвоночника. У силить мозговую гемодинамику. И.п. сидя, стоя, лежа. Простые упражнения с предметами, не сложные танцевальные упражнения пластического характера (варианты китайской пластической гимнастики) в чередовании с упражнениями на расслабление. Подвижные игры средней интенсивности эстафетного типа. 8-10 мин. 5 мин. Чередование упражнений динамических, дыхательных и в расслаблении 1:1:2. Постепенное увеличение количества упражнений и повторений упражнений для шейного отдела позвоночника.
4 У силить концентрацию внимания на внешние Подвижные игры средней интенсивности с мячом, обручами Чередовать с ходьбой в среднем темпе с
раздражители или эстафетного типа 5 мин. акцентом на ритмичное дыхание
5 У лучшить саморегуляцию. нервномышечного аппарата. Овладеть навыками мышечной релаксации. Заключительная часть И.п. лежа, сидя. Упражнения на концентрацию внимания. Локальное и полное мышечное расслабление 5-7 мин. Использовать упражнения в зеркальном воспроизведении и по вербальным установкам.
В исследовании Левченко К.П. [3] установлено, что при любых вариантах астенического синдрома наблюдается ухудшение функции вертебробазилярной системы кровоснабжения мозга. У студенток эти нарушения усугубляются длительным пребыванием в вынужденной рабочей позе. Наличие нарушений мозгового кровообращения косвенно можно выявить с помощью проб Ромберга, пальце-носовой, пробы де Клейна (резкие повороты головы). При отрицательных результатах этих проб необходимо уточнить степень этих нарушений с помощью реоэнцефалографии (РЭГ) или ультразвуковойдоплерографии (УЗДГ).
При снижении амплитуды РЭГ или УЗГД до 25% по сравнению с фоновой, что соответствует первой степени нарушений кровообращения в позвоночной артерии, особых ограничений при движениях в шейном отделе позвоночника не требуется При второй степени (снижение амплитуды от 25 до 50%) для мышц шеи и головы использовались упражнения преимущественно статического характера в чередовании с простыми динамическими упражнениями с числом повторений каждого из них не более 3-4 раз. При третьей степени (снижение амплитуды более, чем на 50%) применялись статические упражнения для мышц шеи, с постепенным включением динамических упражнений в положении лежа на спине.
Кроме того, для стимуляции мозгового кровообращения, которое как правило, ухудшается при всех вариантах невротических расстройств, нами использовалось дифференцированное выполнение дыхательных упражнений с учетом их влияния на вегетативную нервную систему [9]. При гиперстеническом варианте дезадаптации применяли поверхностное ритмичное дыхание с задержкой дыхания на выдохе, что приводило к усилению ваготонических влияний, а также обеспечивало седативный эффект. При гипостеническом типе нарушений дозированная задержка дыхания выполнялась на вдохе, такие задержки стимулировали усиление тонуса симпатического отдела нервной системы и оказывали возбуждающее действие на организм.
При составлении комплексов упражнений для конкретной формы занятий ЛФК выбор специальных упражнений и их сочетаний осуществлялся с учетом ослабленных нервных процессов и состояния нервномышечного аппарата. Так, с целью улучшениярегуляции мышечного тонуса включались упражнения в режиме чередований изометрического напряжения с последующим расслаблением отдельных мышечных групп. Например, сгибание и разгибание стопы, голени, бедра, предплечья, плеча и т.п. При этом разгибание выполняется с максимальным напряжением мышц разгибателей длительностью 5-7 с, а расслабление производится максимально быстро, затем наоборот. Общая длительность выполнения таких упражнений составляет 10-15 минут. Их включали либо через день, либо ежедневно в зависимости от субъективного ощущения степени утомления. Кроме того, для улучшения состояния нервно-мышечного аппарата использовались упражнения силового характера, с сопротивлением, на тренажерах.
Известно, что при невротических состояниях, особенно в условиях гиподинамии, ухудшается функциональное состояние большинства анализаторов. Для нормализации состояния вестибулярногоаппарата, мозжечка, зрительного анализатора, коры больших полушарий и улучшения мышечно-суставного чувства включались сочетания упражнений на координацию и равновесие, точность воспроизведения движений и внимание, а также упражнения игрового характера с мячом - броски в цель с места, в движении, простые и усложненные ведения и передач мяча.
В группе студенток занимавшихся на протяжении семестра лечебной физкультурой с учетом всех вышеописанных методических подходов у 63% студенток произошло существенное улучшение общего состояния, а у 16% удалось полностью купировать невротические расстройства, повысить умственную и физическую работоспособность. У остальных студентоквыраженной динамики не произошло.
Выводы.
1. Проведенные исследования позволили существенно дополнить и конкретизировать методику занятий ЛФК в зависимости от вышеуказанных особенностей психоневротических состояний и физического статуса студенток
2. Представленная методика дифференцированной лечебной физкультуры исключает осложнения, позволяет оптимизировать как процесс реабилитации, так и профилактику этих нарушений
Перспективы дальнейших исследований. Для последующей коррекции методики необходимо изучить динамику психоэмоционального статуса и реакцию организма студентокв процессе всего периода обучения в вузе.
Литература
1. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистойсистемы \Под ред. Виноградовой Г.С. М.: Медицина, 1996. - 367 с.
2. Кузнецова Т.Д., Левитский П.М., Язловецкий В.С. Дыхательные упражнения в физическом воспитании. -К.: Здоровье, 1989. - 136 с.
3. Левченко К.П. Способ определения адекватной физической нагрузки для больных неврозом и
психопатией Авторское свидетельство № 1657147, 1988.
4. Левченко К.П. Способ повышения функционального состояния больных с невротическими расстройствами: пат.РФ №2087129; опубл 1996.
5. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей \ Под ред. А.Ф.Каптелина, И.П.Лебедевой - М.: Медицина, 1995. - 400 с.
6. Лечебная физическая культура Справочник / Под ред. В.А.Епифанова - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина, 2001. - 592 с.
7. Мошков В.М. Лечебная физкультурав клинике нервных болезней. - М.: Медицина, 1997. - 357 с.
8. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культурыи спорта. - К.: Здоровья, 1989. - 272 с.
9. Синяков А.Ф. Г имнастика дыхания. - М.: Знание, 1991. - 93 с.
10. Триняк Н.Г. Управление дыханием и здоровье. - Киев: Здоровья, 1991. - 160 с.
Поступила в редакцию 07.04.2008г.