УДК 528.4
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА С УЧЕТОМ ИХ ВИДА И ЦЕЛИ КАДАСТРА
Виктор Николаевич Клюшниченко
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
Анастасия Олеговна Киселева
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
В статье дано обоснование необходимости совершенствования подхода к представлению характеристик недвижимого имущества с учетом цели кадастра и вида недвижимого имущества. Это позволит сформировать «закрытые» наборы характеристик для каждой цели кадастра и вида объекта, учитываемого в кадастре.
Ключевые слова: недвижимое имущество, государственный кадастр недвижимости, характеристики недвижимого имущества, дифференцирование характеристик кадастра объектов недвижимости, цели кадастра, налоговый кадастр, правовой кадастр, многоцелевой кадастр.
DIFFERENTIATION OF REAL PROPERTY CHARACTERISTICS TAKING INTO ACCOUNT THEIR TYPE AND PURPOSE OF CADASTRE
Victor N. Klyushnichenko
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)344 -31-73, e-mail: [email protected]
Anastacia O. Kiseleva
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Senior lecturer, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)344 -31-73, e-mail: [email protected]
The authors substantiate the necessity of a new approach to real property characteristics taking into account the purpose of cadastre and the type of real property. This permits formation of "closed' sets of characteristics for each purpose of cadaster and the type of unit subject to cadastral registration.
Key words: real property, state real-estate cadaster, real property characteristics, differentiation of real property units characteristics, purposes of cadastre, taxation cadastre, legal cadastre, multipurpose cadastre.
Реформирование земельных отношений в России обусловлено необходимостью создания эффективного государственного кадастра недвижимости (ГКН). Функции, структура и методы его ведения должны соответствовать тре-
бованиям рыночной экономики, формируемой в настоящее время [1]. Согласно мероприятий, обозначенных в дорожной карте «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав», планируется интеграция систем государственной регистрации прав и государственного кадастра недвижимости [2,3]. В результате к 2018 году в России должна быть создана единая учетно - регистрационная система, наполненная достоверной кадастровой информацией обо всех объектах недвижимости, расположенных на территории Российской Федерации. Цель интеграции данных систем заключается в формировании государственной информационной системы, обеспечивающей налогообложение, рациональное использование земли и других объектов недвижимости, а также развитие рынка недвижимого имущества и инвестиционную деятельность. Таким образом, вопросы определения уникальных характеристик объектов и дополнительных сведений, а также совершенствования системы показателей, содержащих эти характеристики, является важной научной задачей [4, 11,12, 14, 15]. Реализация указанной задачи необходима также для проведения государственной кадастровой оценки, методика которой требует доработки с учетом приоритета характеристик объектов.
Прописанные в ст. 7 Федерального закона № 221 о государственном кадастре недвижимости характеристики недвижимого имущества содержат ряд недостатков, поскольку они не:
- «привязаны» к объектам учета (земельный участок, здание, сооружение, объект незавершенного строительства, помещение);
- дифференцированы с учетом цели кадастра;
- представляют конкретный объект недвижимости в полном объеме в соответствии с целью кадастра.
Кроме вышеперечисленного, представленные в этой статье характеристики имеют «открытый» характер, что допускает их вариации в зависимости от наличия информации в кадастре.
Приведенные недостатки оказывают отрицательное влияние на систему управления земельно - имущественными отношениями, поскольку приводят, в ряде случаев, к необоснованному занижению налогооблагаемой базы [5,6].
В соответствии с вышеизложенным целью данной работы является разработка предложений по дифференцированию характеристик, обеспечивающих релевантность информации в соответствии с целью кадастра и вида недвижимого имущества. Для достижения данной цели необходимо разработать систему основных и дополнительных характеристик, обеспечивающих полноту описания объектов недвижимости. Набор основных характеристик позволяет назначить каждому виду объектов фиксированное значение характеристик с учетом поставленной цели. Набор дополнительных сведений может быть использован для решения дополнительных задач, например, для определения кадастровой стоимости, выставления объекта на продажу.
Анализируя современные тенденции развития кадастра передовых зарубежных стран можно сделать вывод, что кадастр функционирует по одному из
трех направлений: налоговый (фискальный), правовой или многоцелевой. Кадастр в этих странах обеспечивает:
1. Создание налогооблагаемой базы (формирование единого налога на имущество).
2. Заявителей правами на недвижимое имущество, гарантированное государством.
3. Реализацию двух вышеперечисленных целей. При этом появляется возможность предоставления органам власти всех уровней полной информации, обеспечивающей эффективное управление [8-10,13].
Кадастр формируется по принципу от простого к сложному: от налогового к многоцелевому. Поэтапное создание кадастра обеспечивает его завершение, что является главным для эффективного кадастра [3,6]. Налог на имущество является одним из основных доходов практически всех развитых стран. Например, в странах с высоким уровнем дохода (США, Канада, Франция), налог на имущество составляет более половины всех налоговых поступлений в местные бюджеты. В этих странах налог на имущество составляет 2,5 % от внешнего валового продукта или 17 % от всех налоговых поступлений. Налог на имущество (местный налог), устанавливается в этих странах органами местного самоуправления, и составляет главную часть доходов местных бюджетов, что позволяет осуществлять социально - экономическое развитие территории [11]. Кроме того, данный налог может быть направлен на обеспечение рационального использования земли, что несомненно является необходимым условием для сохранения жизнедеятельности народов любой страны.
Налогообложению подлежат объекты недвижимости не зависимо от форм собственности. В настоящее время кадастр в России ведется по заявительному принципу, что не позволяет в полной мере реализовать функцию налогообложения. Поэтому необходимо проведение сплошной инвентаризации за счет средств органов местного самоуправления, как это реализовано в Италии [7].
Кадастр во многих странах базируется на принципах открытости, достоверности и полноты информации, а также стабильности системы. По-нашему мнению эти принципы для Российского кадастра необходимо усилить принципом ответственности, который действует практически во всех зарубежных странах, а геодезисты и работники кадастровых ведомств дают присягу работать честно. Отсутствие принципа ответственности в Российской Федерации за ошибки предыдущих ведомств усложняет процессы государственного кадастрового учета на современном этапе, поскольку имеют место наложения (пересечения) границ ранее учтенных земельных участков, что отрицательно сказывается на материальных и временных затратах заявителей. Таким образом, если нет возможности в связи с многократным изменением названия кадастрового ведомства выяснить причину ошибки и ее автора, то ответственность за их устранение должна возлагаться на действующую кадастровую службу, а не исправляться за счет заявителей.
Кадастровая система Российской Федерации предназначена для обслуживания населения и реализации функций по формированию баз данных на не-
движимость, поэтому ее можно назвать открытой. Участниками этой системы являются правообладатели (физические и юридические лица и т.д.), а также территориальные управления Росреестра и подведомственные им учреждения, кадастровые инженеры, органы власти всех уровней, правоохранительные и налоговые органы, многофункциональные центры, нотариальные конторы и владельцы информационных ресурсов различных министерств и ведомств.
Информация об объектах недвижимости, учитываемых в кадастре, содержится в документах:
- подготавливаемых в процессе кадастровой деятельности (межевой и технический планы, акты обследования, градостроительные документы);
- выдаваемых органом кадастрового учета (кадастровый паспорт, кадастровая выписка, справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости);
- создаваемых в процессе кадастрового учета (кадастровые дела, кадастровые карты, реестр недвижимого имущества);
- формируемых в процессе государственной регистрации прав (единый государственный реестр прав, правоудостоверяющие документы).
Подводя итог под вышесказанным необходимо отметить, что характеристики, представленные в ст. 7 Федерального закона № 221, необходимо систематизировать с учетом поставленных целей: для регистрации прав или для решения задач налогообложения. В некоторых странах эти задачи независимы друг от друга. Таким образом, целесообразно систематизировать данные характеристики в соответствии с поставленными целями. Набор характеристик, вносимых в кадастр, присущих конкретному объекту, может меняться в зависимости от решаемой задачи или выполняемой над объектом операции: постановка на учет, снятие с учета, внесение характеристик. Такой подход обеспечит ускорение процедуры кадастрового учета и поступления налогов. Что касается второй цели, то она может быть отложена до момента совершения с недвижимым имуществом сделки или передачи его по наследству, оформления дарственной и так далее.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Законы. О Государственном кадастре недвижимости [Текст]: федер. закон № 221- ФЗ. - Новосибирск: Сиб. ун-т. изд. - во, 2008. - 54 с.
2. Утверждена дорожная карта «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». - Режим доступа: https://rosreestr.ru/wps/portal/ccnews?news_id=19963&news_line_id=1. — Загл. с экрана.
3. Карпик А. П., Ламерт Д. А., Обиденко В. И. Реализация "дорожной карты": пути повышения качества пространственного описания объектов государственного кадастра недвижимости // Геодезия и картография. - 2013. - № 12/1. - С. 45-49.
4. Киселева А.О. Автореферат на соискание уч. степени канд. техн. наук. - Новосибирск, 2014.
5. Карпик А. П., Колмогоров В. Г., Рычков А. В. Разработка критериев оценки качества кадастровых данных // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 133-136.
6. Карпик А. П., Новоселов Ю. А., Рычков А. В. Разработка методики качественной и количественной оценки кадастровой информации // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. -2013. - № 4/С. - С. 137-142.
7. Алакоз, В. В. Государственный кадастр недвижимости - основные проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rachz.ru/gkn_probl.html. - Загл. с экрана.
8. Ларссон, Герхард. Регистрация прав на землю и кадастровые системы. [Текст]. -Великий Новгород: ФКЦ «Земля», 2002. - C. 53.
9. Simpson, S. «Land Law and Registration» - Англ. - Режим доступа: http://www.landadmin.co.uk/LandLawRegistration.htm, стр. 21.
10. Zevenbergen, J. «Systems of Land Registration. Aspects and Effects», Nederlandse Commissie voor Geodesie Netherlands Geodetic Commission, Delft, 2002 - Англ. - Режим доступа: http://ncg.knaw.nl/Publicaties/Geodesy/pdf/51Zevenbergen.pdf.
11. Киселева А. О., Клюшниченко В. Н. О систематизации структуры показателей объектов кадастра недвижимости // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - № 2. -С. 87-89.
12. Клюшниченко В. Н., Киселева А. О. Система характеристик объектов государственного кадастра недвижимости // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. -С. 79-83.
13. Ламерт Д. А. Система управления и оценки земельных ресурсов в развитых странах // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. - С. 3-10.
14. Ильиных А. Л., Киселева А. О. Системный подход к геоинформационному обеспечению кадастра недвижимости и мониторинга земель // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). -Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. - С. 162-167.
15. Ветошкин Д. Н. Повышение качества и доступности государственных услуг в сфере ведения кадастра недвижимости путем организации государственно-частного партнерства // Вестник СГГА. - 2011. - Вып. 3 (16). - С. 66-74.
©В.Н. Клюшниченко, А.О. Киселева, 2015