УДК 338.532.4.024
Песоцкая Е.А.
Московский финансово-юридический университет (г. Москва, Россия)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТАРИФОВ ПО ОБЪЕМАМ ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ КАК ШАГ К ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫМ ТАРИФАМ ДЛЯ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Аннотация: в статье рассматривается механизм дифференциации тарифов на электрическую энергию для населения по объемам электропотребления как возможный путь решения проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
Ключевые слова: дифференциация потребления, перекрёстное субсидирование, тариф, население, прочие потребители.
Введение дифференциации тарифов на электрическую энергию для населения в зависимости от объемов электропотребления по сути законодательных норм направлено на предотвращение не бытового потребления электрической энергии по сниженным тарифам домашними хозяйствами, и прежде всего потребления связанного с осуществлением майнинга цифровой валюты. Общеизвестно, что тариф на электрическую энергию для населения значительно ниже экономически обоснованного уровня, а компенсация недостающей части затрат сетевых компаний восполняется посредством механизма перекрестного субсидирования, перераспределяющего расходы на передачу электрической энергии между различными категориями потребителей.
Однако, сложившаяся динамика применения перекрестного субсидирования в тарифном регулировании электроэнергетики давно вышла из под контроля и превысила регламентированные рамки, превратившись в одну
из самых спорных экономических тем. При этом, рассматриваются варианты как легализации на законодательном уровне фактически достигнутой величины перекрестного субсидирования в сетевом комплексе, так и возможные механизмы ее снижения.
Дифференциация тарифов населения по объемам потребляемой электрической энергии как раз является таким потенциальным инструментом снижения величины перекрестного субсидирования.
Дифференцированный тариф населения предусматривает ступенчатое увеличение в зависимости от объемов потребляемой электрической энергии домохозяйством от полностью льготного уровня до уровня, при котором не образуется составляющая перекрестного субсидирования, а в итоге до уровня экономически обоснованного тарифа равного или выше тарифу прочего потребителя.
Соответствующие данной логике границы диапазонов электропотребления населением установлены для первого диапазона - не выше 3900 кВт*ч в месяц, для второго диапазона - не выше 6000 кВт*ч. При этом неустановленные законом минимальные границы диапазонов предлагают региональным властям активно использовать инструмент дифференцированных по объемам электропотребления тарифов, устанавливая границы диапазонов ниже предложенного уровня, с целью сокращения региональной величины перекрестного субсидирования в процессе тарифного регулирования, вплоть до ее полной ликвидации с учетом предоставления возможности применения сниженного тарифа в рамках адресной социальной поддержки отдельным категориям населения.
Таким образом, дифференциация тарифов на электрическую энергию для населения по объемам потребления это первый шаг к переходу на оплату данной категорией потребителей электрической энергии по экономически обоснованному тарифу, который вполне может сложиться выше тарифа прочих потребителей.
И этот шаг, может быть воспринят населением позитивно только в случае, если он будет коррелироваться с общим снижением тарифной нагрузки за счет ликвидации перекрестного субсидирования, с экономически справедливым формированием затрат сетевых компаний и, как следствие, будет способствовать очевидному сдерживанию инфляционных процессов в экономике страны. В противном случае, может стать серьезным фактором социальной напряженности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»;
3. Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 № 1469 «Об установлении лимита энергопотребления при осуществлении майнинга цифровой валюты ..., и о внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178»;
4. Концепция внедрения механизмов тарифообразования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на долгосрочный период (утв. Аппаратом Правительства РФ 29.06.2021 N 6571п-П51)
Pesotskaya E.A.
Moscow University of Finance and Law (Moscow, Russia)
DIFFERENTIATION OF TARIFFS ACCORDING TO VOLUME OF ELECTRICITY CONSUMPTION BY POPULATION
AS STEP TOWARDS ECONOMICALLY SOUND TARIFFS FOR ALL CATEGORIES OF CONSUMERS
Abstract: the article considers the mechanism of differentiation of tariffs for electric energy for the population in terms of electricity consumption as a possible way to solve the problem of cross-subsidization in the electric power industry.
Keywords: consumption differentiation, cross-subsidization, tariff, population, other consumers.