УДК 343.1 Руденко Александр Викторович
доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой криминалистики и правовой информатики Кубанского государственного университета
Завьялов Владимир Александрович
преподаватель кафедры криминалистики
и правовой информатики
Кубанского государственного университета
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЙ «ТАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ» И «ТАКТИЧЕСКАЯ КОМБИНАЦИЯ»
Rudenko Alexander Viktorovich
D.Phil. in Law, Associate Professor, Head of Criminalistics and Legal Information Science Department, Kuban State University
Zavyalov Vladimir Aleksandrovich
Lecturer, Criminalistics and Legal Information Science Department, Kuban State University
CONCEPTUAL DIFFERENTIATION OF 'TACTICAL OPERATION' AND 'TACTICAL COMBINATION'
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о соотношении понятий «тактическая операция» и «тактическая комбинация», описаны различные подходы к определению и соотношению указанных категорий, имеющиеся в современной отечественной криминалистической науке. Авторы приходят к выводу, что более емким понятием для обозначения комплекса следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий является понятие «тактическая операция».
Summary:
The article discusses correlation of the concepts of tactical operation and tactical combination, reviewing different approaches in the modern criminalistics science, which define and differentiate the categories. The authors conclude that the 'tactical operation' term is more comprehensive for denotation of a complex of investigative activities.
Ключевые слова:
криминалистическая тактика, тактическая операция, тактическая комбинация, тактические комплексы, тактический прием, тактический риск, тактическое решение.
Keywords:
criminalistics tactics, tactical operation, tactical combination, tactical technique, tactical risk, tactical decision.
В следственной практике успешно совокупно применяется производство следственных и иных процессуальных действий, оперативно-разыскных мероприятий с целью решения различного рода задач предварительного расследования и достижения его целей.
Из анализа позиций ученых-криминалистов можно судить о неопределенности понятия вышеуказанного явления. Точки зрения по данному вопросу можно объединить в две группы: первая определяет исследуемое явление как тактическую комбинацию, вторая - как тактическую операцию.
Проанализируем позиции ряда ученых - приверженцев того или иного взгляда на рассматриваемую проблему.
Ярким представителем первой является Р.С. Белкин, который описанное выше явление определяет как тактическую комбинацию, под которой понимает следующее: «...определенное сочетание тактических приемов или следственных действий, преследующее цель решения конкретной задачи расследования и обусловленное этой целью и следственной ситуацией» [1, с. 210]. Далее Р.С. Белкин указывает, что в случае использования в тактической комбинации и оперативно-разыскных действий она будет именоваться оперативно-тактической [2, с. 211].
Также Р.С. Белкин выделяет два вида тактических комбинаций: простые (элементарные) и сложные. Под простыми тактическими комбинациями он понимает систему тактических приемов, применяемых при производстве одного следственного действия, а содержание сложных комбинаций определяет как систему отдельных следственных действий [3, с. 213].
Целиком и полностью позицию Р.С. Белкина разделяет и Д.Д. Каплун, который свои доводы подтверждает семантическими отличиями терминов «комбинация» и «операция» [4, с. 210].
А.Г. Филиппов придерживается схожей позиции и под тактической комбинацией понимает «сочетание определенных следственных действий, проводимых с целью решения конкретной промежуточной тактической задачи расследования» [5, с. 318]. Сочетание следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий образует понятие «оперативно-тактическая комбинация» [6, с. 319].
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
А.М. Годовникова под тактической комбинацией понимает «сочетание следственных действий, оперативно-разыскных и иных мероприятий и реализуемых при их производстве тактических приемов, связанных с выяснением вопросов, входящих в предмет доказывания, и направленных на решение определенной локальной задачи расследования преступлений, разрешение которой с учетом вида исследуемого преступления и ситуации его расследования другим образом нерационально и невозможно» [7, с. 14].
Представителем второго направления в определении совокупности следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, которые именуют данное явление «тактической операцией», является А.В. Дулов, который под тактической операцией понимает «совокупность следственных, оперативных, ревизионных и иных действий, разрабатываемых в процессе расследования по единому плану под руководством следователя с целью реализации такой тактической задачи, которая не может быть решена производством по делу отдельных следственных действий» [8, с. 44].
В свою очередь, В.И. Шиканов определяет тактическую операцию как «систему согласованных между собой следственных, оперативно-разыскных мероприятий и иных действий, предпринятых в полном соответствии с требованиями норм уголовно-процессуального закона правомочными должностными лицами для выяснения вопросов, входящих в предмет доказывания по расследуемому уголовного делу» [9, с. 17].
Л.Я. Драпкин предлагает следующее определение тактической операции: «...это подсистема следственных действий, организационно-подготовительных, иных действий и оперативно-разыскных мероприятий, проводимых по единому плану и направленных на решение отдельных промежуточных задач, подчиненных общим целям расследования уголовного дела» [10, с. 19].
Следует отметить, что традиционно в криминалистической литературе под тактической комбинацией понимается совокупность тактических приемов, применяемых при производстве отдельного следственного действия [11, с. 183; 12, с. 265].
Одной из основных задач, стоящих в настоящее время перед наукой криминалистикой, является выработка более емкой позиции, отражающей закономерности, содержательную сторону исследуемого события.
Данные попытки ранее предпринимались неоднократно. Р.С. Белкин в своих работах указывает, что позиция ученых, поддерживающих наличие в научном обиходе термина «тактическая операция», не обоснована и отличается от его, так как Л.Я. Драпкин, В.И. Шиканов и А.В. Дулов рассматривают тактическую операцию как систему следственных и иных действий, а не как систему приемов в рамках одного действия. Далее Р.С. Белкин указывает на то, что концепция тактической операции не включает в себя понятия тактических приемов, а концепция тактических комбинаций включает их в себя как частный случай [13, с. 210].
М.П. Малютин указывает, что недопустимо называть одним термином два различных понятия, поскольку они неодинаковы по объему [14, с. 28].
С данной точкой зрения, безусловно, можно согласиться, так как тактический прием является содержательным наполнением следственного действия, средством повышения эффективности следственного действия. Следует отметить, что не тактический прием определяет выбор следственного действия следователем, а следственное действие и задачи, решаемые им, определяют выбор тактического приема. В связи с чем позиция Л.Я. Драпкина и др. является, на наш взгляд, более верной.
Для разрешения указанной научной дискуссии необходимо обратиться к этимологическому значению терминов «комбинация» и «операция».
Так, в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой комбинация определяется как «сочетание, взаимное расположение чего-либо. Сложный замысел, система приемов для достижения чего-нибудь» [15, с. 280].
В этом же словаре дано определение термина «операция», под которым понимаются «координированные действия разнородных войск, объединенных единой целью. Отдельное действие в ряду других подобных (к примеру, банковская операция)» [16, с. 445].
Обратимся к Советскому энциклопедическому словарю: «Комбинация (от позднелат. combination - «соединение») - 1. Сочетание, взаимное расположение чего-либо (напр. К. цифр). 2. Совокупность объединенных единым замыслом приемов, действий и т. п. 3. Ухищрение, уловка <...»> [17, с. 606].
Операция в указанном издании энциклопедического словаря определяется следующим образом: «Операция (от лат. operatio - «действие») - 1. Совокупность ударов, боев, сражений, согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту, проводимых оперативными объединениями одного или неск. видов вооруж. сил по единому замыслу и плану для решения оперативных или стратегических задач. <...» 3. Законченное действие или ряд связанных между собой
действий, направленных на решение определенной задачи (напр. хирургическая О. резекция желудка)» [18, с. 927].
Проанализировав вышеприведенные определения, приходим к выводу, что основной отличительной чертой термина «операция» является последовательность каких-либо действий, объединенных единой целью, планом. В свою очередь у термина «комбинация» отсутствуют такие признаки, как последовательность, единство целей, задач и плана. Следует также обратить внимание на то, что составители Советского энциклопедического словаря указывают, что под комбинацией понимаются некие ухищрения, хитрости.
Если рассматривать данные категории через призму криминалистики и необходимости найти ответ на рассматриваемый дискуссионный вопрос, то следственные действия, оперативно-разыскные мероприятия, организационные и иные действия в своей совокупности проводятся спланированно, последовательно, решают единую задачу и направлены на достижение единой цели, носят алгоритмизированный характер.
Данный вывод легко подтвердить и имеющимися криминалистическими рекомендациями по проведению той или иной тактической операции. К примеру, при выявлении и установлении факта получения должностным лицом взятки проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия: допрос (опрос) заявителя (свидетеля), оперативный эксперимент, осмотр места происшествия, получение образцов для сравнительного исследования, допрос (опрос) взяткополучателя, дополнительный допрос (опрос) заявителя (свидетеля), назначение и производство ряда судебных экспертиз. Если переставить местами вышеуказанные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия или же исключить одно из таковых, то есть нарушить их последовательность, то станет невозможным установить обстоятельства, существенные для установления наличия или отсутствия признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 290, 204 УК РФ, и, соответственно, будет невозможно принять законное, объективное решение. Более того, из последовательности следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий видно, что они преследуют одну конкретную цель: изобличение взяткополучателя.
Таким образом, приходим к выводу, что к такому явлению, как совокупность следственных действий, оперативно-разыскных и организационных мероприятий, необходимо применять термин «тактическая операция», который более широко и емко учитывает особенности следственной деятельности.
Ссылки:
1. Белкин P.C. Курс криминалистики : в Зт. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М., 1997.
2. Там же. С. 211.
3. Там же. С. 213.
4. Каплун Д.Д. Соотношение понятий «тактическая операция» и «тактическая комбинация» в современной криминалистике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2013. №3(29) : в 2ч. Ч. II.
5. Криминалистика. Полный курс : учеб. для бакалавров / под общ. ред. А.Г. Филиппова. М., 2013.
6. Там же. С. 319.
7. Годовникова А.М. Основные тактические комбинации при выявлении и расследовании взяточничества и коммерческого подкупа : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2012.
8. Дулов A.B. Тактические операции при расследовании преступлений. Минск, 1979.
9. Шиканов В.И. Теоретические основы тактической операции в расследовании преступлений. Иркутск, 1983.
10. Криминалистическая тактика : учеб. пособие для академического бакалавриата / под ред. Л.Я. Драпкина. М., 2015.
11. Криминалистика : учеб. для бакалавров / отв. ред. Е.П. Ищенко. М., 2015.
12. Криминалистика : учеб. для вузов / под ред. A.A. Хмырова, В.Д. Зеленского. Краснодар, 1998.
13. Белкин P.C. Указ. соч. С. 210.
14. Малютин М.П. Тактические приемы в расследовании преступлений. М., 2009.
15. Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1994. 928 с.
16. Там же. С. 445.
17. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1983.
18. Там же. С. 927.