УДК [391.1+391.2]:7.011.26:91(571.15)(=512)
И. Н. Зуев, аспирант Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
z_ilya@list.ru
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОСТЮМНОГО КОМПЛЕКСА НАРОДОВ АЛТАЯ ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ
Аннотация. Научное изучение национального костюмного комплекса народов Алтая имеет многолетнюю историю. Исследователи, акцентируя своё внимание на тех или иных аспектах изучаемого явления, пренебрегают мифоритуальной основой вопроса. Однако именно этнокультурный и религиоведческий методы исследования, с точки зрения автора статьи, в настоящее время гносеологически наиболее продуктивны. Миф для человека архаичного племенного общества -живое объяснение субстанциально-генетических основ его вселенной, всего его мира, миф «оплодотворяет» все сферы деятельности, в том числе и хозяйственную.
Ключевые слова: народы Алтая, традиционный костюм, мифология, межкультурные связи, ритуал, бытовые особенности, традиционные причёски, функции костюма.
Дошедшие до нас описания и изображения предметов материальной культуры Алтая и комплекса традиционного алтайского костюма, в частности, позволяют считать, что декоративное оформление соответствующих памятников зачастую имело сакральную функцию, и было воплощением комплекса мифоритуального знания, характерного для данного этноса. Изучение костюмного этнического комплекса позволяет также выявить древнейшие формы художественной выразительности, то есть «архетипические формы искусства, в том числе искусства архаического» [1, с. 40]. В период же новейшего времени в комплексе народного костюма, практически не подверженного влиянию «больших стилей» исторических эпох, до сих пор находят художественное воплощение практически утратившие былой смысл и назначение формы. Поэтому почти повсеместно комплекс традиционного костюма в своем декоративном оформлении оперирует архаическими мотивами и образами, хоть, зачастую, и утратившими для современного человека сакральный смысл.
На основе специфики культуры и быта у алтайцев можно выделить две основные этнические группы: южную и северную. К племенам южной группы относятся: теленгиты, телеуты, алтай -кижи. Наиболее крупные группы сосредоточены в Онгудайском, Усть-Кокшенском, Шебалин-ском, Элекманарском и Майминском аймаках (районах). К северным алтайцам относятся следующие родоплеменные группы: кумандинцы, тубалары, челканцы, шорцы. Расселены они в Туро-чакском аймаке (районе), а также за пределами Республики Алтай.
По мнению ряда видных этнографов и искусствоведов, традиционный костюм практически любой этнической группы являлся своеобразным отражением мифологической космологии и космогонии, то есть мы можем рассматривать традиционный костюм и его элементы как своеобразную модель мироздания, с присущими ей специфическими чертами и особенностями.
Можно считать универсальными для маркирования зон мироздания в традиционной мифологии народов Алтая (верхний, средний и нижний) принципы употребления и использования цветов: красного, белого и синего [2, с. 345]. «Обязательные» белый, красный, синий цвета присутствуют на характерных для населения Алтая жертвенных лентах «ялама», символизирующих, помимо прочего, жертвенную одежду [2, с. 345]. На знаменитом персидском ворсовом ковре из Пазырыка у знатных всадников в одежде видим те же цвета - белый (фон рубахи), синий (штаны) и красный (туфли) и вертикальные полосы на рубахе; их размещение на одежде также соответствует символике основных сословий [2, с. 346].
Несомненно, на культуру, обычаи и традиции, в том числе и в одежде, оказало влияние этническое окружение, межкультурное взаимодействие. В культуре южных алтайцев прослеживается влияние тюрков, кыпчаков, монголов, китайцев. Много сходства можно отметить в материальной культуре южных алтайцев с наследием казахов, киргизов, тувинцев и других тюркоязычных народов.
Л. П. Потапов писал: «Если в мужской одежде алтайцев, в частности, халате, совпадение проявляется с казахами, особенно по линии терминологии (алт. чокпек, каз. шокпен) или для овчинной шубы (алт. и каз. - тон), то в женской одежде большое сходство обнаруживается с киргизами. Зимняя одежда телеуток (тон), например, совершенно такая же, как старинная киргизская женская шуба -ичик. Для алтайцев и киргизов характерно ношение опояски из ткани (кур), и т. д.» [3, с. 41].
В культуре северных алтайцев наблюдается сходство с культурой русских, населяющих Алтай в различные исторические периоды, и с обскими уграми (хантами и манси). Как отмечал Л. П. Потапов: «Распашная верхняя одежда кумандинцев (как и челканцев и шорцев) совершенно одинакова по покрою и по материалу (самодельный холст из волокна кендыря или крапивы) с соответствующей верхней одеждой сургутских хантов (среднее и нижнее течение Оби), а также нарымских селькупов» [3, с. 63]. Также аналогии народной культуры северных алтайцев с культурой хантов и манси дает сопоставление орнамента. Исследовавший этот вопрос С. В. Иванов пришел к заключению, что прямолинейный геометрический орнамент, характерный для домотканых и вязаных изделий кумандинцев и шорцев, распространён и у южной группы хантов, у южных манси и у нарымских селькупов. Однако не стоит забывать, что в период установления соответствующих межкультурных связей русские, хотя и считались православными (скорее старообрядческого православия), но также обладали собственной мифологической системой пантеистического толка. Отсюда мы можем сделать вывод, что алтайцы контактировали с представителями мифологических систем иного порядка и содержания.
Конечно, мы не можем не учитывать материальные причины различий в костюмах народов юга и севера Алтая, было бы неуместным объяснять это только мифологическими и космологическими особенностями. Но, традиционная мифология, постоянное обращение к паре оппозиционных богов алтайской мифологии (Ульгень - бог верхнего мира, Эрлих - бог нижнего мира), постоянное следование ритуалам, призывание на помощь родовых шамано, позволяет высказать смелое предположение, что именно мифология для народов Алтая стала своего рода этносвязующим стержнем.
Рассмотрим различия между южными и северными алтайцами в сфере их традиционной хозяйственной деятельности. У южных алтайцев выделяются следующие культурно-хозяйственные традиции: кочевое и полукочевое пастбищное скотоводство, развитое молочное хозяйство, которое составляло основу их питания. Культурно-хозяйственные традиции северных алтайцев основаны на пешей охоте на зверя, таёжном рыболовстве, мотыжном земледелии, собирательстве дикорастущих растений. Хозяйственный комплекс отразился в особенностях конструкции и декора национальной одежды алтайцев. В этом отношении наблюдается резкое отличие в конструкции и декоре традиционной одежды у обеих групп алтайцев.
Подробно рассмотрим особенности верней одежды алтайских племен. Эта тема многократно исследовалась, предметы одежды хорошо описаны, нет оснований не доверять данным, приводимым уважаемыми авторами.
Анализ необходимо проводить с учетом территориально-географических различий, ведь различным территориям свойственны и различные погодные условия: если для южных алтайцев основным средством передвижения круглогодично была верховая и вьючная лошадь, то и традиционная одежда, в частности, зимняя шуба, была приспособлена к верховой езде на лошади. Так, шуба была длинной, её полами можно было укрыть ноги при верховой езде. Чтобы длинные полы не мешали при ходьбе, телеуты, например, пристегивали их на пуговицы под подмышками. Шубы шили из овчины шкур коз и косуль, молодого марала, верх шуб покрывали бархатом, сукном, китайским шелком, атласом, хлопчатобумажной тканью - в зависимости от достатка семьи, наличия выбора ткани у купцов. Если шуба сверху не была полностью покрыта тканью, то нагрудная часть левой полы, край подола и манжеты обшивались широкой полосой однотонной темной ткани, бархата или сукна.
У северных алтайцев, также как и у южных, имели распространение головные уборы из войлока. Наиболее были распространены шапки трех видов: шапка Борук - она составляла часть промыслового костюма охотника. Второй вид - войлочная шапка с высоким околышем из загнутых вверх полей и приплюснутым верхом. Третий вид - войлочная шапка, имевшая форму усеченного конуса, «снаружи её обшивали шкурой утробного детеныша марала, а верх шапки -бумажной тканью, подклад состоял из лоскутов разных мехов» [4, с. 12].
Таким образом, можно прийти к выводу, что головные уборы соотносились с сакральным верхом, что подчеркивает горизонтальное трехмирие в мифологии алтайцев. Шапка являлась и специфическим символом верхнего мира, знаком принадлежности к нему (вспомните высокие головные уборы царей и знати, к примеру, в допетровской Руси), но также являла собой своеобразный «щит», оберегая того, кто её носит. Шапка алтайского шамана символизировала как принадлежность шамана к определенной этнической группе, так и являлась также символическим носителем плодородия. Хотелось бы напомнить характерный жест бросания шапки оземь после шаманского камлания.
Непременный элемент женского убранства и у южных, и у северных алтайцев - серьги. «Серьги алтайцы покупали у китайских, монгольских и русских купцов. Серьги носили, как правило, медные или оловянные. Интересную форму имели женские серьги у южных алтайцев: к мочке прикреплялась тонкая медная или серебряная проволока, изогнутая в форме «латинского на нижнем изгибе прикреплен пучок лебединого пуха и тяжелые нити стеклянных бус, пуговиц и раковин, соединяющие, словно цепь, обе серьги» [5]. Подобные серьги с подвесками и цепочками из бусин бытовали у телеутов до конца XIX - начала ХХ веков. По данным Е. П. Зайцевой, для разных этнических групп алтайцев характерны были различные формы серег. У женщин алтай-кижи были серьги с кольцевыми подвесками, шаровидными или каплевидными бусинами, диско-видными фигурными подвесками с цветными вставками. У телеутов бытовали серьги с кольцами, дисковидными и треугольными подвесками с тремя нитками бусин [6, с. 20-37]. Серьги с подвесками были характерны и для многих тюркоязычных народов Саяно-Алтая и Сибири. Исследователи, в частности, Потапов, отмечает, что все украшения были посвящены определенным духам и божествам, например, все украшения девушек, особенно при наступлении фертильного возраста, были посвящены богине Умай (Умай-эне), которая являлась своеобразной помощницей в родовспоможении и рождении большого количества детей в семье. Мифологически оправданы практически все украшения и декоративные элементы причесок алтайского костюма: серьги, кольца, накосники, подвески, браслеты. Обязательной деталью убранства девушки-невесты были серьги. А. Ю. Борисенко отмечает: «в языках Алтая невесту называли сыргалык-сыргалу (буквально: «имеющая серьги», «с серьгами»). Тюркская традиция - наделять украшения особыми свойствами, сохранились до этнографической современности. Эстетическая и дифференцирующая функции украшений были неразрывно связаны с символикой плодородия. Обращает на себя внимания обычай телеутов прокалывать ушные мочки девочкам непременно в начале весны, когда реки разливались и у черемухи набухали почки. Если ко времени прокалывания цвет с кустов черемухи уже опал, операция откладывалась до следующего года [5].
Итак, подробный обзор особенностей традиционного костюмного комплекса южных и северных алтайцев демонстрирует ряд существенных различий:
Различия в характере и типе скотоводства и охоты у данных народов, а также отсутствие у южных алтайцев ткачества проявились в некоторой степени в такой составляющей материальной культуры, как одежда. Алтайцы севера более южных алтайцев контактировали с пришлым русским населением, то есть в большей степени воспринимали черты иной культуры, включаю манеру одеваться и принципы изготовления одежды. С севера Алтая была начата прозелитисткая христианская деятельность (то есть навязывание новой мифологической системы).
Но, по нашему мнению, все вышеназванные причины не могут в полной степени объяснить динамику конструирования народного костюма в этом регионе. Мифология, космология, транслируемая устно, являлась своего рода самоидентификацией алтайцев, народа, не имевшего письменности. Испытывая в разные исторические периоды культурную экспансию соседних народов, именно собственный пантеон, развитая мифология позволили сохранить национально-культурную идентичность. Наличествование племенных шаманов как носителей мифоритуальной культуры, частое и ритуально структурированное «призывание» божеств и духов верхнего и нижнего миров (камлание) позволяют говорить, что в комплексе одежды в целом, а особенно в части орнаментирования и декорирования элементов костюма, непременно проявлялась функция «обережности». Миф о «трехмирии» реальности [4, с. 11] диктовал условия и при изготовлении одежды, и при её декорировании. Представители разных миров в мифах и сказках Алтая описываются с характерными особенностями в одежде, по которым их можно маркировать.
Человек «Среднего мира» не должен носить на себе атрибуты и знаки иных миров, то есть для духов местности костюм человека должен быть узнаваем, чтобы по ошибке духи не причинили какого-либо вреда, или не переместили насильно человека в параллельно существующий в мифологической реальности мир. Отдельного исследования, несомненно, заслуживает комплекс ритуальной одежды и атрибутики шамана. Обобщение и анализ вышеизложенного материала показывает, что не только материальная культура и её факторы оказали влияние на конструкцию и декорирование национального костюма южных и северных алтайцев. Значительную роль в этом сыграли мифологические представления и особенности космогонии и космологии народов Алтая.
Список литературы
1. Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. - Киев : София, 1998. - 480 с.
2. Яценко, С. А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. - Москва : Восточная литература, 2006. - 644 с.
3. Потапов, Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев : историко-этнограф. очерк. -Ленинград : Наука, 1969. - 196 с.
4. Анохин, А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии // Сборник Музея антропологии и этнографии при Российской академии наук. - Ленинград : Изд-во Рос. академии наук, 1924. - Т. 4, вып. 2. - 147 с.
5. Борисенко, А. Ю. Украшения и принадлежности женского костюма из позднесредневекового погребения Чоба-Баш в Горном Алтае / А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худяков // Древности Алтая : [межвуз. сб. науч. тр.]. - Горно-Алтайск : [Б. и.], 2003. - № 11. - С. 160-169.
6. Алтайский национальный костюм / вступ. ст. Е. Зайцевой. - Горно-Алтайск : Горно-Алт. отд-е Алт. кн. изд-ва, 1990. - 96 с.
Ilya N. Zuev, Postgraduate Altai State University (Barnaul, Russia)
z_ilya@list.ru
DIFFERENTIATION OF THE ALTAI ETHNOSES' COSTUME COMPLEX ON GEOGRAPHICAL GROUND
Abstract. Scientific studying of the Altai ethnoses' ethnical costume complex of has a long history. Researchers' efforts were aimed at one or another aspects of studied phenomenon but none of them never looked on the issue through the lenses of a myth and a ritual. But on the author's opinion, an ethnic and cultural method and methods that are used by today's religious studies are the most fruitful epistemologi-cally now. For an archaic human, a myth can explain some basics of his being, his macrocosm, all his world; a myth pears right through all spheres of his activities.
Keywords: ethnic communities of the Altai territory, folk costume, mythology, intercultural relations, a ritual, housekeeping peculiarities, traditional hair-style, functions of an ethnic costume.
УДК 003.081.1:003. 053:37.011.31Голованов"1950-е-1960-е"
И. Б. Каланчина, научный сотрудник Центральная городская библиотека им. Оралхана Бокея
(Усть-Каменогорск, Казахстан) nikitina_irina58@mail.ru
ФЁДОР ГОЛОВАНОВ И ЕГО МЕТОДИКА УПРОЩЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ШРИФТА
Аннотация. Статья раскрывает основные этапы биографии Фёдора Григорьевича Голованова (1921-1976 гг.), участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., педагога и учёного,