Научная статья на тему 'Дифференциация концептуальных интерпретаций понятия «Коммуникация» в современной философии'

Дифференциация концептуальных интерпретаций понятия «Коммуникация» в современной философии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
587
523
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / ЭНТРОПИЯ / НЕГЭНТРОПИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ДИАЛОГ / COMMUNICATIONS / THE COMMUNICATIONS THEORY / ENTROPY / NEGENTROPY / EXISTENCE / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гладкова Зоя Владимировна

Раскрываются основные направления изучения процессов коммуникации в современной философской мысли. Рассматриваются взгляды на природу коммуникации классиков социальной и философской мысли XX века К. Ясперса, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, М. Мак-Люэна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCE OF INTERPRETATIONS THE CONCEPT "COMMUNICATION" IN CONTEMPORARY PHILOSOPHY

Basic trends in contemporary philosophical thoughts concerning communication processes study are described in the article. Views on communication environment of XX century social and philosophical thoughts classical authors like Karl Jaspers, Niklas Luhmann, Jürgen Habermas and Herbert McLuhan are examined.

Текст научной работы на тему «Дифференциация концептуальных интерпретаций понятия «Коммуникация» в современной философии»

УДК 001:316.77

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

З.В. ГЛАДКОВА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.

Раскрываются основные направления изучения процессов коммуникации в современной философской мысли. Рассматриваются взгляды на природу коммуникации классиков социальной и философской мысли XX века К. Ясперса, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, М. Мак-Люэна.

Ключевые слова: коммуникация, теория коммуникации, энтропия, негэнтропия, экзистенция, диалог.

В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому не случайно природа, особенности, тенденции развития коммуникационных феноменов привлекают внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др. Термин «коммуникация» (лат. сошшишсайо - «делаю общим, связываю») появляется в научной литературе в начале XX века. А наиболее активно процессы общения начали изучаться с середины XX века. Введение в научный обиход понятия коммуникации обязано исследованиям в области кибернетики и теории информации. Новаторские представления математиков Клода Элвуда Шеннона и Норберта Винера о трансляции и обмене информации способствовали возникновению теории коммуникации и её широкому распространению за пределы точных наук. Близкие по духу концепции коммуникации разрабатывались и ранее, например, в лингвистике Романом Якобсоном, рассматривающим речевое событие как коммуникацию. В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое создано с помощью кода. Контекст в указанной модели связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой; понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации. Модель Якобсона в различных ее вариантах сегодня применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. Современная социолингвистика, теория коммуникации и социология коммуникации также заимствовали модель Якобсона для описания коммуникативных процессов. Эвристическая ценность рассматриваемой модели заключается в том, что в ней учитывается не только сам язык, но и пользователь языка, и включенный наблюдатель. Однако эту схему нельзя перевести в количественные понятия, как это делал К. Шеннон. Модель Шеннона включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации. Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник (например, в технической области - телефон). Эти технологические термины метафорически с успехом применялись и в других моделях коммуникативного взаимодействия. Помимо указанных терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности. Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недос-

тающую информацию. Понятие же избыточности, повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, то есть, средства против энтропии, чаще всего демонстрируют именно на примере естественных человеческих языков. Считается, что все языки приблизительно наполовину избыточны: можно уничтожить половину слов текста или стереть половину слов в радиовыступлении, но при этом все же сохранится возможность понять содержание сообщения в целом. Разумеется, есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. В особенности трудно понимать в условиях шума сообщение, использующее малознакомый код.

Статичность модели Шеннона была восполнена понятием обратной связи (feedback). Это понятие позволяло сделать модель более близкой к реальности человеческого взаимодействия в коммуникации. Его введение было связано с развитием идей кибернетики, теоретические основы которой были изложены в одноименной работе Н. Винера. Модель стала более динамичной. Для того чтобы модель коммуникации в большей степени соответствовала потребностям в других областях, помимо телеграфной, выдвигались и другие динамические теории коммуникации. Например, психологом Теодором М. Нькомом была разработана более подвижная модель коммуникации, отражавшая взаимодействие участников коммуникативного акта, главным образом, его когнитивного, эмоционального и артистического аспектов.

Подход К. Шеннона и Н. Винера базировался на новой трактовке понятия знания и привел к пересмотру многих традиционных представлений в этой области. Заслуга математиков заключается в том, что они смогли придать понятию знания квантифицируемый и операционали-зируемый математический вид. Шеннону удалось связать информацию с теорией вероятности и математической интерпретацией теории энтропии. Математическое понятие информации было определено путем вычисления измерений в степени неопределенности разных состояний системы. Благодаря серьезному переосмыслению понятия знания социальная теория смогла выйти за рамки традиционной гносеологической проблематики, сменить парадигмальные установки в познании общества. В частности, идеи Никласа Лумана почерпнуты непосредственно из математических кибернетических теорий.

Луман рассматривает теорию коммуникации в качестве основы всей теории социальных систем, отождествляя коммуникацию и общество. В то же время Луман разрывает с традиционным представлением о коммуникации как передаче сообщения от передатчика к приемнику. Вместо этого коммуникация понимается как целостный процесс, который определяется именно посредством своей функции - создания социальных систем.

Коммуникация является в трактовке Лумана процессом тройной селекции: информации, сообщения и понимания. Вначале из ряда возможных событий селектируется одно в качестве информации, затем выбирается определенное действие, чтобы сообщить эту информацию и, наконец, в различии между селекциями информации и сообщения, происходит понимание. Вместе с пониманием завершается коммуникативный акт.

Информация в интерпретации Лумана является не структурой, а событием. Луман определяет информацию как «событие, которое меняет состояние системы» [2, с. 71]. Когда информация появляется, она не исчезает бесследно, а оставляет структурный эффект, изменяя состояние системы. Реагируя на это изменение, меняется вся система. Луман подчеркивает, что информация всегда функционирует как «новое», создающее смысл. Повторение новости уже не несет информации.

В этой модели нет места для передатчика и приемника информации. Коммуникацию можно разложить, приписывая ее деятельному источнику, персоне, и тем самым трактуя ее как действие по передаче сообщения. Луман подчеркивает, что концепция коммуникации как сообщения, а значит, как социального действия, является упрощением модели коммуникации. Персоны -это адреса, к которым приписывается коммуникация, а не творцы коммуникации. Коммуникация в этой концепции - сам себя репродуцирующий процесс. Луман приходит к провокативно-

му тезису: «Люди не могут коммуницировать, даже их мозг не может коммуницировать, даже сознание не может коммуницировать. Только коммуникация может коммуницировать»[2, с. 71]. О людях, как субъектах и объектах коммуникации, в лумановской модели не заходит речи потому, что коммуникация моделируется на совершенно ином уровне, описывается иным понятийным языком.

Почему вообще происходит коммуникация по Луману? Пока коммуникация продолжается, она продуцирует все новые коммуникативные примыкания. В самовоспроизведении коммуникации и процессировании смысла нет никакого «смысла». Коммуникация существует только пока коммуницируется. В то же время Луман говорит о «невероятности коммуникации». Само-репродукция и продолжение коммуникации в каждый момент вовсе не очевидны: то, что происходит понимание, и что понимаемое принимается, по логике вещей имеет ничтожную вероятность. Беспрерывность коммуникации обеспечивается медиумами коммуникации, среди которых на первом месте находится язык. Луман отмечает выдающуюся способность языка, который способен обеспечить продолжение коммуникации благодаря тому, что его коммуникативные функции практически невозможно игнорировать участникам коммуникации. В то же время коммуникация не завязана на языковые формы. Коммуникация может происходить и без слов. Язык, являясь произвольно конструируемой системой, способен создавать системы высокой комплексности и служит наиболее удобной формой для передачи смысла.

В числе первых к проблеме общения, которое затрагивает потаенные глубины человеческой личности, в XX веке обратился Карл Ясперс. В коммуникации он видел путь к подлинно человеческому существованию и придавал ей настолько важное значение, что свод его трудов уместно назвать «философией коммуникации» [5, с. 1]. Основной сферой приложения позитивистского типа мировоззрения, по Ясперсу, является наука. Но по Ясперсу, мир вообще нельзя мыслить как предмет, как объект познания или место приложения практического действия. Человека же нельзя рассматривать объективно, как это делала предшествующая философия. Но как можно понять человека? Человека, по Ясперсу, надо понять как экзистенцию. Ясперс рассматривает коммуникацию как один из основных моментов экзистенции. Что есть человек и что есть для человека, обретается в коммуникации. Поскольку не существует экзистенции вне коммуникации, постольку вне коммуникаций не может быть и свободы. Вступление в коммуникацию - разумеется, экзистенциальную является условием свободы личности. С точки зрения Ясперса, коммуникация - это не то общение, в котором человек играет определенные социальные роли. В экзистенциальной коммуникации обнаруживается, что такое сам "актер", кто играет разные роли. Экзистенция, по Ясперсу, не может быть опредмечена, но она может сообщаться с другой экзистенцией, и коммуникация, возможность сообщения с другим индивидом, возможность быть понятым, услышанным и является критерием, по которому свободу и экзистенцию можно отличить от произвола и своеволия.

Значительный шаг в развитии теории коммуникации сделал Юрген Хабермас. Прежде всего следует отметить, что у немецкого философа коммуникационный подход предполагает более широкое понимание и употребление самого понятия «коммуникация», которое рассматривается им не столько как односторонний механизм функционирования системы распространения информации с помощью технических средств и мощнейшее орудие манипуляции общественным сознанием, широко используемое разного рода идеологиями, сколько как способ осуществления связи и взаимодействия людей в социальной сфере, отличительной чертой которого является продуктивный, конструктивный диалог. В диалогической форме может быть представлена и коммуникация между обществом и наукой.

По мнению Хабермаса диалог должен осуществляться через открытые рациональные структуры коммуникаций как процесс критико-рефлексивного обсуждения актуальных социальных проблем и способов их решения. В качестве его важнейших предпосылок и основных принципов предполагается не только высокий уровень критической рефлексии, но также и понимание ситуации, правильная мироориентация, способность к рациональному социальному

прогнозированию. Эти принципы легли в основу одного из центральных понятий теории Хабермаса - коммуникативной рациональности, - которое вводится им для обозначения процедуры рационально-критического обсуждения социальных проблем. Как объект философского и методологического анализа коммуникативная рациональность относится к типу неклассической рациональности, являясь одной из ее конкретных современных форм. Главной ее целью оказывается не воспроизведение социальных образцов и механизмов, а создание новых подходов к социальной реальности, а также выявление новых норм, ценностей и содержащихся в них культурных смыслов, которые могли бы послужить ориентирами как для развития общества, так и самого человека [3, с.239].

В качестве главной особенности коммуникативной рациональности следует отметить то, что в теоретических конструкциях, прежде всего гипотетических, основной смысл коммуникации соотносится с выработкой проективно-конструктивного отношения к социальной реальности, направленного на коммуникативную практику, т. е. на формирование (но в идеале и на осуществление) новых целей, социальных программ и проектов. Понимаемая таким образом коммуникация в гипотетических конструкциях рассматривается в качестве средства для достижения общественной гармонии и нового исторического консенсуса.

Важнейшей характерной чертой коммуникативной рациональности является требование того, чтобы проективные концепции проверялись в практическом дискурсе. Осуществление скоординированных конкретных действий в заданном направлении является ее конечной целью. Такое богатое понятийное содержание дает основание рассматривать коммуникативную рациональность не только как идеальную теоретическую конструкцию, ставящую своей целью производство теоретического знания, но и как социокультурную модель. Имея лишь гипотетический статус, она, тем не менее, представляет собой форму конкретной социальной ориентации. В частности, Хабермас связывает с коммуникативной рациональностью дальнейшее развитие в современном гражданском обществе процессов демократизации, активизации общественности, эффективности социальных институтов и др. [3, с.242].

Вторая половина XX века - это начало новой эры, переход к электронным медиа. Новые СМИ или новые медиа - термин, который в конце прошлого века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных медиа, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Конвергенция и мультимедийные редакции стали обыденными элементами сегодняшней журналистики. Речь идет прежде всего о цифровых технологиях. Новые тенденции в коммуникативных процессах связаны с компьютеризацией общества, поскольку до 80-х гг. ХХ века медиа полагались на аналоговые носители. Критика книгопечатания и восторг перед электронными медиа звучат почти вызовом для современной интеллектуальной элиты. Ведь представление об отупляющем воздействии телевидения и интеллектуальном верховенстве печатного слова - неприкасаемый миф, сотворенный в последнее столетие руками интеллектуальной элиты в целях компенсации обескураживающего поражения книги перед видеокадром. Именно по такому ди-сурсу мир узнал канадского философа и критика Герберта Маршалла Мак-Люэна. Исследования Мак-Люэна открывают целый пласт научной литературы, получившей название «теории масс-медиа». Эти исследования рассматривают феномен коммуникации через призму медиа коммуникации. Еще Н. Луман фиксировал, что реальность масс-медиа становится основополагающей сферой человеческого существования, через которую почти невозможно пробиться к реальности подлинной. Мак-Люэн занимается именно этой проблемой - исследует то, каким образом на нас воздействуют медиа коммуникации.

Мак-Люэн начинает с вопроса «что такое коммуникация»? И отвечает на него просто, как звучит название одной из его книг: «Средство коммуникации - это сообщение». Понять это, по его мнению, непросто, поскольку обычно начинают пытаться понять, что несет в себе сообще-

ние. Оно ничего не несет, точнее, несет в себе другое средство. Содержанием кино, считает Мак-Люэн, является роман, содержанием романа речь и т.д. Одно средство дает место другому средству сообщения. Именно посредством сообщений, заложенных в природе медиа, в их формах воздействия на психику, происходит формирование сознания.

По Мак-Люэну, возникновение письменности, а в Новое время создание типографского станка Гуттенбергом привели к тому, что человек начал переживать вещи как следующие одна за другой (подобно буквам в тексте), линейно и последовательно, способом, характерным для визуального восприятия, в отличие от слухового. На смену «племенному» человеку, жителю деревни, пришел человек «типографский и индустриальный». В культурах «галактики Гуттен-берга» линия, ряд (логика, сборочный конвейер, цепочка команд) стали основной моделью организации любого приложения сил.

Появление электрических и электронных средств массовой коммуникации (телеграф, телефон, радио, телевидение) превратило современный мир в новую, «глобальную деревню», в которой все, что происходит, сразу же - благодаря практически мгновенному распространению электрического или радиосигнала - становится известно всем ее жителям, а каждое новое событие сопрягается с другими. Согласно Мак-Люэну, электронные СМК способствуют децентрализации мирового общества и осуществлению максимального разногласия по всем вопросам, что приводит к нарастанию нестабильности и потенциальной взрывоопасности современного мира. На закате «книжной эры» необходимо расстаться с традиционными формами мышления и способами социальной, политической и экономической организации. Для управления этим миром необходимы инженерные, технологические методы менеджмента, подобные тем, что используются в управлении современной экономикой.

Проведенный анализ показал многообразие концептуальных подходов, раскрывающих разные аспекты понятия «коммуникация». Резюмируя, приходим к выводу, что в настоящее время термин «коммуникация» интерпретируется в трех основных ракурсах: а) как средство связи любых объектов материального и духовного мира; б) как общение - передача информации от человека к человеку, от одной социальной группы к другой; в) как передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него. Понятие коммуникации демонстрирует такой спектр тем и интерпретаций, что возникает вопрос, не является ли это понятие еще слишком молодым и неустоявшимся в науке? Надо признать правомерность такого вопроса, отражение в его содержании реальной когнитивной ситуации, сложившейся вокруг понятия коммуникации. Однако отмеченное в данной статье многообразие концептуальных интерпретаций свидетельствует и о другом: обращаясь к коммуникации, мы имеем дело с феноменом и понятием, имеющим глубочайшее философское значение. С понятием, способным оказаться в фокусе самых разнообразных подходов, вобрать в себя целый комплекс интересных концепций. Коммуникация не просто появляется в нашей жизни как новый предмет или элемент, например, интернет. Коммуникация была и будет всегда, но ее всеохватывающий, всеобщий характер проявлен только в современное время, требующее философского осмысления этого феномена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009.

2. Назарчук А.В. Общество как коммуникация в трудах Никласа Лумана // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С.65-73.

3. Наука глазами гуманитария / отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: Прогресс-Традиция, 2005.

4. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие. - Воронеж, 2003 [Электронный ресурс]. иКЬ: http://kachkine.narod.rU/CommTheory/2/WebComm2.htm.

5. Феномены человеческого бытия. Одиночество, коммуникация, любовь [Электронный ресурс]. иКЬ: http://heatpsy.narod.ru/05/demo.html (дата обращения 04.10.2010).

6. Экзистенциализм [Электронный ресурс]. иКЬ: http://nrc.edu.ru/ph/r7/ (дата обращения 08.10.2010).

DIFFERENCE OF INTERPRETATIONS THE CONCEPT "COMMUNICATION"

IN CONTEMPORARY PHILOSOPHY

Gladkova Z.V.

Basic trends in contemporary philosophical thoughts concerning communication processes study are described in the article. Views on communication environment of XX century social and philosophical thoughts classical authors like Karl Jaspers, Niklas Luhmann, Jürgen Habermas and Herbert McLuhan are examined.

Key words: communications, the communications theory, entropy, negentropy, existence, dialogue.

Сведения об авторе

Гладкова Зоя Владимировна, окончила Московский государственный технический университет гражданской авиации (2008), аспирант кафедры ГиСПН МГТУ ГА, автор 9 научных работ, область научных интересов - философия науки, теория коммуникации, связи с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.