Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ'

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ехлакова Е.А., Тимофеев Р.А.

В статье исследуются уровни социальной защиты личности, а также критерии этих уровней. Рассматривается целесообразность дифференциации жизненных уровней раз- ных категорий людей в зависимости от их социально-профессионального труда в условиях трансформации индустриального общества в информационное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ехлакова Е.А., Тимофеев Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATION AND CRITERIA OF LEVELS OF LIFE AND SOCIAL PROTECTION OF POPULATION

The article examines the levels of social protection of the individual, as well as the criteria of these levels. Expediency of differentiation of vital levels of different categories of people depending on their social and professional work in the conditions of transformation of industrial society into information is considered.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И КРИТЕРИИ УРОВНЕЙ ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Ехлакова Е.А., Тимофеев Р.А.

ЕХЛАКОВА Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета, ведущий научный сотрудник Центра системных исследований, Казань, Российская Федерация. E-mail: g-v@mail.ru ТИМОФЕЕВ Роман Андреевич - кандидат экономических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета, Казань, Российская Федерация. E-mail: timofeyff@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуются уровни социальной защиты личности, а также критерии этих уровней. Рассматривается целесообразность дифференциации жизненных уровней разных категорий людей в зависимости от их социально-профессионального труда в условиях трансформации индустриального общества в информационное.

Ключевые слова: социальная защита, общество, государство, жизненный уровень, рыночная экономика.

Для цитирования: Ехлакова Е.А., Тимофеев Р.А. Дифференциация и критерии уровней жизни и социальной защиты населения // Экономические системы. 2018. Том 11. № 1 (40). С. 49-55. DOI 10/29030/2309-2076-2018-11-1-49-55

Социальная защита личности может осуществляться в том или ином обществе на различных ступенях его исторического развития далеко не одинаковым образом, в разном объеме и с разной степенью гарантированности. В данной связи возникает проблема классификации (выделения и определения) уровней социальной защиты личности, что, в свою очередь, предполагает нахождение и определение критериев этих уровней [4].

Мы можем выделить, определить и обосновать следующие уровни социальной защиты личности, а также критерии этих уровней.

Первый уровень социальной защиты - порог социального минимума. Данный уровень является предельно минимальным. Если он не обеспечивается в обществе, то в нем быстро и интенсивно работают деструктивные социальные процессы, когда оно не может ни функционировать, ни развиваться в нормальном русле. Такое общество нестабильно. В нем неизбежно развиваются социальные конфликты, заканчивающиеся потрясением и социальной революцией. В итоге одни режимы власти, а часто и общественный строй, сменяются другими таким образом, что в итоге в обществе наконец обеспечивается уровень социальной защиты не ниже, чем на пороге социального минимума. Критерий порога социального минимализма - социальная защита на пределе, предотвращающая стихийный взрыв массового недовольства, но не обеспечивающая здоровую и продолжительную жизнь.

Второй уровень социальной защиты - порог физиологического минимума. Данный уровень социальной защиты не следует отождествлять с уровнем, гарантирующим удовлетворение элементарных физиологических потребностей

Экономические системы. 2018. № 1

Economic Systems. 2018. №. 1

организма, обеспечивающих его выживание, но не создающих условий для здорового в физиологическом отношении образа жизни.

Обеспечение физиологического выживания слабеющего, хиреющего организма из-за крайней скудости средств существования относится не ко второму, а к первому (начальному) уровню нашей классификации. На втором же уровне социальной защиты (пороге физиологического минимума) речь идет о здоровых физиологических потребностях личности в соответствии с обеспечением здоровой и продолжительной жизни.

На рассматриваемом уровне такое обеспечение должно быть гарантировано каждому члену общества на всех ступенях его жизненного цикла, начиная с детства. При этом если уровень оплаты труда работника недостаточен, чтобы обеспечить этот уровень социальной защиты для неработающих членов его семьи (детей, больных, престарелых), то государство из своих социальных фондов должно выделять соответствующие ресурсы на цели данного обеспечения.

На предыдущих этапах человеческой истории (рабовладение, феодализм, капитализм эпохи первоначального накопления капитала) общество и государство могли позволить себе опускать уровень социальной защиты ниже порога физиологического минимума, до порога социального минимума, за счет очень высокого уровня рождаемости. Это сопровождалось естественным отбором среди бедных слоев населения, когда в неблагоприятных условиях существования выживали наиболее сильные, физически крепкие личности, передавая свои положительные качества по наследству [1].

В современных условиях, при массовом распространении образования и культуры, в ходе трансформации индустриального общества в информационное, неизбежно усиливается личное, индивидуальное начало в системе социальных отношений. Соответственно, люди в большей степени живут для себя и в меньшей степени - для детей. Два, даже один ребенок в семье, нередко вообще отсутствие детей, все больше становится социальной нормой. При этом современная личность центр тяжести социальной защиты давно перенесла с рождения и воспитания детей в качестве фундамента обеспечения ее в старости на свой собственный труд или предпринимательскую активность, накопление частной собственности в той или иной форме, социальную поддержку государства.

В данной ситуации снижение уровня социальной защиты личности ниже порога физиологического минимума объективно приводит к деградации народонаселения со всеми вытекающими последствиями для общества и государства.

Применительно к ряду стран, в том числе и современной России, порог социального минимума характеризуется значительно меньшей степенью и абсолютной величиной социальной защиты, чем порог физиологического минимума. Еще раз напомним, что под физиологическим минимумом мы понимаем вовсе не тот набор средств к существованию, без которого человек умирает в течение всего нескольких месяцев, а такую их совокупность, которая в физиологическом отношении обеспечивает здоровую и продолжительную жизнь.

В России подавляющее большинство населения смирилось с тем, что его жизненный уровень оказался ниже уровня физиологических потребностей современного человека. Здесь порог физиологического минимума значительно превосходит порог социального минимума. Однако в развитых странах Запада порог социального минимума существенно выше, чем порог физиологического минимума [3].

После распада СССР реальный уровень жизни основной массы населения в странах Запада практически не растет и даже снижается. В условиях нарастания глобализации западные страны переносят производства в страны с дешевой и притом дисциплинированной и достаточно квалифицированной рабочей силой.

Одновременно в страны Запада импортируются как неквалифицированная, так и высококвалифицированная рабочая сила, согласная работать за много меньшую зарплату, чем принято в этих странах. В итоге вызревает угроза резкого снижения жизненного уровня и социальной защиты коренных жителей стран Запада.

Это может породить волну социального протеста, следствием которого является смена режима власти и его политики в направлении перехода от участия в глобальной либерализации экономики к протекционизму национального народного хозяйства.

Тем самым в недрах современного глобализма зреет угроза его разрушения со стороны развитых стран Запада, хотя именно они его породили. Однако, результатом глобализации является неэквивалентное перекачивание природных ресурсов и труда из стран третьего мира в пользу Запада. Ослабление этого процесса, не говоря уже о его прекращении, на порядок снизит уровень жизни и социальной защиты населения стран Запада, что явит собой угрозу опускания ниже порога социального минимума уже с другой стороны [2].

Третий уровень социальной защиты - уровень человеческого достоинства. Критерием данного уровня социальной защиты личности является гарантированное обеспечение этой защиты на уровне потребностей человека, ставших общественной нормой экономики достаточно развитой страны.

Рассматриваемый уровень социальной защиты является результирующей ряда объективных и субъективных факторов. Их набор, а также их взаимодействие носят исторически конкретный характер применительно к той или иной стране на определенном этапе ее развития.

По мере увеличения экономического благосостояния общества растут роль и значение субъективных факторов. Это возрастание приходит не только в положительном, но и в отрицательном направлении. Последнее особенно характерно для потребительского образа жизни, сознательно и целеустремленно генерируемого в рыночно-капиталистическом хозяйстве ради увеличения объемов и номенклатуры рыночного спроса путем массового зомбирования психики людей, начиная буквально с младенческого возраста.

Уровень человеческого достоинства внутренне, органически связан с образом жизни человека. Здоровому в физическом, духовно-психологическом отно-

Экономические системы. 2018. № 1

Еоопото Эуз!етз. 2018. N0. 1

шении образу жизни соответствует и образ человеческого достоинства. В отличие от этого, образу жизни, пораженному болезнью потребительства, соответствует деформация критериев и индикаторов человеческого достоинства. В частности, оно во многом сводится к наличию престижных предметов потребления и пользованию престижными услугами, многие из которых не только не нужны для благоденствия человека, здорового в духовно-психологическом и физическом отношении, но и крайне вредны ему.

Конечно, элемент престижности потребления нельзя сбрасывать со счета при определении уровня человеческого достоинства современного человека, ведущего здоровый образ жизни, как в духовно-психическом, так и физическом отношении.

Так, некачественные предметы потребления, начиная от жилья и средств транспорта и заканчивая одеждой и обувью, предметами бытовой техники, не соответствуют критериям человеческого достоинства. Однако все возможные потребительские излишества, связанные с их особо престижным характером, внушаемым людям через рекламу и другими способами, ничего общего не имеют с критериями и индикаторами подлинного человеческого достоинства и соответствующего ему образа жизни. Особо богатый человек, купающийся в престижной роскоши, удовлетворяющий свои маленькие прихоти, вовсе не являет собой воплощение человеческого достоинства, тем более его идеал.

Четвертый уровень социальной защиты - нормативно-целевой уровень. Критерием здесь является социальная защита на уровне обеспечения материальных и духовных потребностей личности, который становится всеобщим по мере социально-экономического и духовного развития общества в соответствии с его целевыми нормативными установками.

Социальная защита личности на этом уровне превосходит уровень ее защиты в соответствии с критериями человеческого достоинства.

На нормативно-целевом уровне средствами социальной защиты личности гарантируется обеспечение удовлетворения ее материальных и духовно-психологических потребностей в основном со стандартами, ставшими всеобщими.

Данные стандарты находят свое выражение в определенных нормативах потребления, а общество в лице государства придерживается целевых установок по гарантированному обеспечению этих нормативов каждому гражданину страны.

Достижение обществом данного уровня социальной защиты личности возможно при определенных условиях:

- во-первых, при наличии достаточно высокого уровня социально-экономического и духовно-культурного развития страны;

- во-вторых - устойчивости эффективного развития экономики и социально-культурной сферы;

- в-третьих - господстве в стране социально-экономической и политической системы, миссией которой является обеспечение и возрастание духовного и материального благосостояния членов обществ в соответствии с их творчески-

созидательным потенциалом, уровнем профессиональной подготовки, результативностью труда.

Рассматриваемый уровень социальной защиты личности недостижим в принципе в полностью либерализованной рыночной экономике. Лишь в интегрированной (смешанной) экономике, органически сочетающей в себе рыночные и плановые методы хозяйствования, притом обладающей четко выраженной социальной направленностью, можно прийти к данному уровню социальной защиты.

Абстрактно достижение такого уровня социальной защиты личности можно представить в планово-распределительной системе хозяйствования. Однако в исторически конкретном ключе рассмотрения проблемы это осуществить невозможно. Ведь планово-распределительная система хозяйствования имеет свое объективное оправдание лишь в качестве мобилизационной системы в чрезвычайных обстоятельствах, т.е. в условиях угрозы войны, военных действий, природного бедствия, разрухи экономики и т.п., что несовместимо с четвертым уровнем социальной защиты личности, который весьма высок.

В то же время по принципу «лучшее враг хорошего» рассматриваемый уровень социальной защиты личности необходимо неуклонно поднимать по мере поступательного социально-экономического и духовно-культурного развития общества.

Пятый социальной защиты личности - статусный уровень. Критерием в данном случае является социальная защита на уровне обеспечения материальных и духовных потребностей личности, которые соответствуют ее социально-профессиональному статусу, достигнутому общественно полезным трудом.

Если предыдущий, четвертый уровень социальной защиты личности является наивысшим уровнем в отношении людей, занимающих нижний этаж социально-экономической иерархии общества, то пятый уровень связан с обеспечением социальной защиты личности на всех последующих этажах этой иерархии при условии, что достижение соответствующего этажа обусловлено общественно полезным трудом.

Сама идея социальной защиты личности в гуманном обществе, озабоченном не только перспективами подрастающих поколений активно работающих граждан, но и судьбой ушедших на заслуженный отдых, заключается в том, чтобы гарантировать человеку, достигшему определенного уровня жизни за счет своего труда, сохранение этого уровня в случаях болезни, старости, изменения спроса в обществе на его профессию и т.п. [4].

Очевидно, что жизненный уровень ученого, деятеля культуры, руководителя, при всех прочих равных условиях, должен быть на порядок выше, чем уровень жизни рядового работника. Уравниловка в потреблении является худшим элементом в социальной организации общества. Нося мифический характер, уравниловка в случаях попыток воплотить эту утопию в жизнь крайне отрицательно сказывается на общественном развитии.

Следовательно, необходимо признать целесообразность значительной дифференциации жизненных уровней разных категорий людей в зависимости от их

Экономические системы. 2018. № 1

Economic Systems. 2018. No. 1

социально-профессионального труда, это особенно важно в условиях трансформации индустриального общества в информационное, когда главным, решающим видом производительного труда становится именно интеллектуальный труд, а в интеллектуальной сфере один работник может оказаться результативнее другого не только в разы, но и в сотни и тысячи раз. Соответственно, вознаграждение за труд и уровень жизни работников качественно различной эффективности должны отличаться весьма и весьма существенно.

При этом, как только такое различие приобретает социально устойчивый характер, работник внутренне срастается с достигнутым им уровнем жизни. Гуманному обществу следует во всех случаях, когда работник по независящим от него причинам (болезнь, старость и др.) уже не может трудиться на прежнем уровне эффективности, обеспечить гарантии сохранения в целом уже достигнутого трудом образа жизни.

Разумеется, сказанное не относится к биржевым спекулянтам и т.п., обогатившимся на рискованных сделках, а затем разорившихся в ходе дальнейшей игры на бирже. Речь идет исключительно о людях, достигших своего жизненного уровня своим трудом, заслугами перед обществом, а также и об иждивенцах [3].

Источники

1. Ехлакова Е.А. Собственность и теневая экономика. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.

2. Ехлакова Е.А. Собственность и труд, оптимизация воздействия государства по критерию повышения качества жизни. М.: ИТК «Дашков и К°», 2009.

3. Ехлакова Е.А. Труд, собственность, качество жизни и воздействие государства на экономику. М.: ИТК «Дашков и К°», 2008.

4. Ларионов И.К., Ларионова И.И., Ехлакова Е.А. Труд, собственность, государство и качество жизни. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006.

DIFFERENTIATION AND CRITERIA OF LEVELS OF LIFE AND SOCIAL PROTECTION OF POPULATION

Ekhlakova E.A., Timofeev R.A.

EKHLAKOVA Elena A. - candidate of economic sciences, assistant of professor in Kazan State University, leading researcher of the Center System research, Kazan, Russia. E-mail: g-v@mail.ru TIMOFEEV Roman A. - candidate of economic sciences, assistant of professor in Kazan State University, Kazan, Russia. E-mail: timofeyff@yandex.ru

Abstract. The article examines the levels of social protection of the individual, as well as the criteria of these levels. Expediency of differentiation of vital levels of different categories of people depending on their social and professional work in the conditions of transformation of industrial society into information is considered.

Keywords: social protection, society, state, standard of living, market economy.

For citation: Ekhlakova E.A., Timofeev R.A. Differentiation and criteria of levels of life and social protection of population. Economic Systems. 2018. Vol. 11. No. 1 (40). P. 49-55. DOI 10/29030/2309-2076-2018-11-1-49-55

References

1. Ekhlakova E.A. Property and the shadow economy. Moscow: IVTs «Marketing», 2005.

2. Ekhlakova E.A. Property and labor, optimizing the impact of the state on the criterion of improving the quality of life. M.: ITK « Dashkov & Co.», 2009.

3. Ekhlakova E.A. Labor, property, quality of life and the impact of the state on the economy. M.: ITK «Dashkov & Co.», 2008.

4. Larionov I. K., I. I. Larionova, E. A. If the Labor, property, the state and quality of life. Moscow: IVTs "Marketing", 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.