REFERENCES
1. Batrova, O.F., Blinov, V.I., Voloshin, I.A. and others (2008), National Framework of Qualifications of the Russian Federation: Recommendations, Federal Institute for the Development of Education, Moscow.
2. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2016), "Impact Design their own path of Professional Development on the Effectiveness of Training Coaches in Various Sports", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 197-201.
3. Pruzhinin, K.N. and Pruzhinina, M.V. (2014), "Professional and Social Self-Determination as a Basis for the Future Direction of Teaching Activities", Psychological, pedagogical and medico-biological aspects of physical education: collective monograph, Yurydychna literature, Odessa, pp. 136147.
4. Rusakov, A.A. (2016), "Integrated course in the process of forming a professional style future teacher at the Pedagogical University", News of Volgograd State Pedagogical University, No. 3 (107), pp. 65-68.
Контактная информация: 954959@bk.ru
Статья поступила в редакцию 31.08.2017
УДК 376.32
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ АДАПТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск,
Мария Владиславовна Бутузова, аспирант, Бурятский государственный университет (БГУ), Улан-Удэ
Аннотация
В статье представлен личностно-ориентированный подход на уроках адаптивной физической культуры со слепыми и слабовидящими детьми 11-12 лет. Проанализированы и обобщены результаты реализации этого подхода в процессе адаптивного физического воспитания школьников.
Ключевые слова: координационные способности, слепые и слабовидящие школьники, личностно-ориентированная направленность.
DIFFERENTIATION OF ADAPTIVE EDUCATIONAL PROCESS FOR BLIND AND PARTIALLY SIGHTED TRAINEES
Marina Victorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Nikolayevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Irkutsk State University, Irkutsk, Maria Vladislavovna Butuzova, the post-graduate student, Buryat State University, Ulan-Ude
Annotation
The article presents the personality-oriented approach at the lessons of the adaptive physical culture with blind and visually impaired children aged 11-12. The results of this approach application in the process of the adaptive physical education of schoolchildren have been analyzed and summarized.
Keywords: coordination abilities, blind and visually impaired schoolchildren, person-oriented orientation.
ВВЕДЕНИЕ
Не достаточный двигательный потенциал слепых и слабовидящих обучающихся говорит о том, что на уроках адаптивной физической культуры необходимо делать ак-
цент на воспитании физических качеств и координационных способностей данной категории обучающихся. Это обстоятельство вызывает необходимость дополнения занятий новыми методическими формами и приемами при обязательном учете принципов дифференциации и индивидуализации обучения [1].
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В адаптивном образовательном процессе были разработаны вариативные карточки, которые представляли собой специально продуманный ассортимент разнообразных по форме выполнения учебных заданий в парах, подгруппах или индивидуально; и выбора инвентаря: мяч, гимнастическая палка, скакалка, фитбол, обруч, гантели и без инвентаря. Карточки давали возможность учащемуся самому выбрать из предложенного необходимый ему инвентарь, форму работы, а также добавить к ним другие по своему усмотрению. Вариативные карточки являлись для нас важным источником информации об индивидуальной избирательности и возможностях. Так обучающиеся проявляли свою индивидуальность, делая самостоятельный, осознанный, свободный выбор. Таким образом, индивидуальные различия детей не только не являются препятствием, но, напротив, выступают необходимым условием достижения поставленной цели [2; 3]. Следовательно, личностно-ориентированное обучение исходит из принципа, что все дети в классе равноценны, но в связи со степенью нарушения зрения, каждый ребенок имеет свои сложности, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности обучающегося.
Представленный личностно-ориентированный подход по всем разделам программы, также включал в себя: специально подобранные и модифицированные для обучающихся с нарушением зрения блоки подвижных игр. Которые распределялись в процентном соотношении по частям урока и всем разделам программы: блоки игр для развития ориентации в пространстве, выносливости, гибкости, быстроты движений, способности к сохранению равновесия.
Педагогическая поддержка являлась важным моментом в учебно-воспитательном процессе, так как реализация педагогических приемов основана на помощи учащимся более глубоко познать свои возможности и максимально их использовать. Это давало детям возможность чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе, создавало условия успеха и преодоление «комплекса неполноценности».
На основе результатов тестирования, прослеживается уровень развития координационных способностей: наибольшие темпы прироста выявлены в развитии способности к сохранению равновесия - 46.8 и в пробе Яроцкого - 11.6. Из проведенных 8 тестов, только в двух темпы прироста (реагирующая способность - 0.4, кинестетическое дифференцирование - 1.1).
Высокие темпы развития координационных способностей в результате использования игр объясняется тем, что сама по себе игровая деятельность связана с проявлением активных движений в постоянно меняющейся обстановке, умением ориентироваться в пространстве, находить оптимальные решения двигательных задач в конкретный момент.
Эффект воздействия применяемого личностно-ориентированного подхода на занятиях адаптивной физической культурой выявлялся психодиагностической методикой САН и методикой реактивной и личностной тревожности. Среднестатистические данные уровня самочувствия повысились на 0.3, активности - 05, настроения - 0.2, что свидетельствует о благополучном, устойчивом и положительном состоянии незрячих и слабовидящих школьников.
Уровень среднестатистических данных как личностной, так и реактивной тревожности понизился на 4 и 7 единиц соответственно, что свидетельствует о благоприятном влиянии развития координационных способностей на тревожность учащихся, повыше-
нию благоприятного психологического климата в коллективе.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что дифференциация в адаптивном образовательном процессе, реализуемого со слепыми и слабовидящими обучающимися, является целесообразным и оправданным, что подтверждается результатами исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Личностно-ориентированная направленность адаптивного образовательного процесса незрячих и слабовидящих школьников / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин, В.Р. Кузекевич, М.В. Бутузова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 229233.
2. Пружинин, К.Н. Преемственность основных элементов системы непрерывности профессионального образования в области физической культуры и спорта / К.Н. Пружинин // Вестник Бурятского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2011. -Выпуск 13. - С. 117-121.
3. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма, Иркутский филиал. -Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.
REFERENCES
1. Pruzhinina, M.V., Pruzhinin, K.N., Kuzekevich, V.R. and Butuzova, M.V. (2016), "Personality-Oriented Orientation of the Adaptive Educational Process of Blind and Visually Impaired Schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 1, pp. 229-233.
2. Pruzhinin, K.N. (2011), "Continuity of the Main Elements of the System of Continuing Professional Education in the Field of Physical Culture and Sport", Bulletin of the Buryat State University. Physical Culture and sport, Issue 13, pp. 117-121.
3. Pruzhinina, M.V., Kishinsky, A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk, Russian Federation.
Контактная информация: 954959@bk.ru
Статья поступила в редакцию 31.08.2017
УДК 355.23
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Владимир Владимирович Пыж, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой, Павел Алексеевич Федоров, магистр, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье авторы, на основе комплексного анализа различных источников, отражающих состояние развития кадетского образования, выделили ряд тенденций, присущих современной системе кадетских образовательных учреждений.
Ключевые слова: кадетское образование, кадет, государственная служба.