Научная статья на тему 'Дифференциальный подход к изучению критического отношения к себе детей младшего школьного возраста'

Дифференциальный подход к изучению критического отношения к себе детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
754
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ САМООТНОШЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / INDIVIDUAL DIFFERENCES / CRITICAL ATTITUDE TO SELF / PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Архиреева Т. В.

В статье приводятся данные эмпирического исследования индивидуальных различий критического самоотношения детей младшего школьного возраста. Основаниями для выделения индивидуальных различий послужили уровень общего критического самоотношения, уровни критического самоотношения по отдельным областям Я-концепции, уровни реальных самооценок. Результаты исследований подтвердили связь критического самоотношения и личностных характеристик ребенка. Характер полученных связей выявил благоприятные и неблагоприятные для ребенка типы критического самоотношения. Так, благоприятными для детей, являются те варианты Я-концепции, когда дети имеют высокие оценки своего Я-реального и либо в большей мере, либо вполне удовлетворены собой, при некотором повышении критичности к себе по отдельным параметрам. Такие дети эмоционально уравновешены, оптимистичны, жизнерадостны, социально смелы, общительны. Наиболее неблагоприятными для младших школьников являются типы Я-концепций с высокой или крайне высокой критичностью, а также с низкой критичностью, сопровождаемой низкими самооценками Я-реального. Для таких детей характерны эмоциональная неустойчивость, беспокойство, нетерпеливость, пессимистичность и напряженность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIAL APPROACH TO THE STUDY OF CRITICAL ATTITUDE TO SELF OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The findings of empirical study of individual differences in critical attitude to self in primary school children are discussed in the paper. The level of general critical attitude to self, levels of critical attitude to self in separate domain of self-concept, levels of esteem of realistic self were basis for finding of individual differences in self-concepts. The study has shown that there are linkages between types of attitude to self and personality traits. The character of the obtained relations revealed favorable and unfavorable to the child types of critical attitude to self. So, the options of self-concept are considered child-friendly, if children have high levels of esteem of realistic self, or more or less satisfied with themselves, being critical of themselves in individual parameters. Such children are emotionally balanced, optimistic, cheerful, socially courageous, and sociable. The most unfavorable for children of primary school age are types of self-concepts with high or very high criticality, and with low criticality, combined with low levels of esteem of realistic self. These children are emotionally unstable, anxious, restless, pessimistic, and tense.

Текст научной работы на тему «Дифференциальный подход к изучению критического отношения к себе детей младшего школьного возраста»

УДК 159.922.7

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КРИТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т. В.Архиреева

DIFFERENTIAL APPROACH TO THE STUDY OF CRITICAL ATTITUDE TO SELF OF PRIMARY

SCHOOL CHILDREN

T.V.Arkhireeva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, ArxireevaT@yandex.ru

В статье приводятся данные эмпирического исследования индивидуальных различий критического самоотношения детей младшего школьного возраста. Основаниями для выделения индивидуальных различий послужили уровень общего критического самоотношения, уровни критического самоотношения по отдельным областям Я-концепции, уровни реальных самооценок. Результаты исследований подтвердили связь критического самоотношения и личностных характеристик ребенка. Характер полученных связей выявил благоприятные и неблагоприятные для ребенка типы критического самоотношения. Так, благоприятными для детей, являются те варианты Я-концепции, когда дети имеют высокие оценки своего Я-реального и либо в большей мере, либо вполне удовлетворены собой, при некотором повышении критичности к себе по отдельным параметрам. Такие дети эмоционально уравновешены, оптимистичны, жизнерадостны, социально смелы, общительны. Наиболее неблагоприятными для младших школьников являются типы Я-концепций с высокой или крайне высокой критичностью, а также с низкой критичностью, сопровождаемой низкими самооценками Я-реального. Для таких детей характерны эмоциональная неустойчивость, беспокойство, нетерпеливость, пессимистичность и напряженность.

Ключевые слова: индивидуальные различия, критическое самоотношение, младшие школьники

The findings of empirical study of individual differences in critical attitude to self in primary school children are discussed in the paper. The level of general critical attitude to self, levels of critical attitude to self in separate domain of self-concept, levels of esteem of realistic self were basis for finding of individual differences in self-concepts. The study has shown that there are linkages between types of attitude to self and personality traits. The character of the obtained relations revealed favorable and unfavorable to the child types of critical attitude to self. So, the options of self-concept are considered child-friendly, if children have high levels of esteem of realistic self, or more or less satisfied with themselves, being critical of themselves in individual parameters. Such children are emotionally balanced, optimistic, cheerful, socially courageous, and sociable. The most unfavorable for children of primary school age are types of self-concepts with high or very high criticality, and with low criticality, combined with low levels of esteem of realistic self. These children are emotionally unstable, anxious, restless, pessimistic, and tense.

Keywords: individual differences, critical attitude to self, primary school children

Дифференциальная психология — это раздел психологической науки, изучающий особенности отдельных индивидов или групп людей, объединяемых каким-нибудь общим признаком (возраст, пол и т.д.) [1]. Такой подход к исследованию психологических явлений имеет давние корни. При этом первоначаль -но исследования, основанные на таком подходе, были обращены к тем индивидуальным различиям, кото -рые обусловлены биологическими детерминантами. Так, Б.М.Теплов в 60-е годы утверждал, что исходным предметом исследования психологии индивидуальных различий являются те свойства нервной сис-темы, которые составляют природную основу индивидуально-психологических различий как в области характера (темперамент), так и в области способно -стей [2]. Эта традиция продолжается и в современной психологии. Но совершенно очевидно, что индивиду-

альные различия существуют и в тех личностных структурах, развитие которых в большей мере детерминировано социальным фактором. В частности, на наш взгляд, индивидуальные различия должны существовать и в самосознании личности, а также в ее Я-концепции.

Необходимость знания индивидуальных особенностей Я-концепции детей обусловлена запросами практики. При разработке коррекционных программ часто одной из задач подобной работы ставится задача формирования позитивной Я-концепции. Предполагается, что положительная Я-концепция является условием психологического здоровья и благополучия личности. Причем вопрос о том, что положительная Я-концепция может отличаться у разных людей в зависимости от пола и возраста, не ставится. Анализ коррекционных программ, где реализуется цель ста-

новления положительной Я-концепции, показывает, что вместо собственно положительной Я-концепции специалисты пытаются повысить самооценку тех людей, которые нуждаются в психологической помощи. Иными словами, понятия «положительная Я-концепция» и «высокая самооценка» считаются синонимами.

Мы полагаем, что такое упрощенное понимание «позитивной Я-концепции» является неправомерным. Я-концепция — это системное образование, имеющее структуру, в которую входит множество компонентов, сложным образом взаимодействующих друг с другом. Исходя из этого, мы полагаем, что следует определить, какими должны быть характеристики «позитивной Я-концепции».

Мы будем считать положительной ту Я-концепцию, которая способствует субъективному благополучию личности. Проблема благополучия в отечественной психологии только начинает рассматриваться. Связь Я-концепции и благополучия также пока не привлекала серьезного внимания отечественных психологов, но такие исследования есть за рубежом. Там активно исследуется вопрос о том, как связаны между собой такая характеристика Я-концепции как постоянство в личностных чертах и благополучие [3, 4]. В отечественной психологии некоторые исследования в этом направлении все же проводились. Так, А.М.Прихожан [5] обнаружила, что Я-концепция подростков может быть причиной их тревожности.

В настоящее время в работах, посвященных развитию Я-концепции детей младшего школьного возраста, ее связь с благополучием не рассматривается. Но видимо, только при исследовании такой связи можно делать выводы, какая именно Я-концепция является позитивной для детей.

Наше исследование посвящено определению того, существуют ли индивидуальные особенности Я-концепции ребенка младшего школьного возраста, и каково их значение для личности ребенка. В исследовании принимало участие 147 ребенка — учащихся 3-их классов, из них 73 мальчика и 74 девочки. Наши предыдущие исследования показали, что основным новообразованием Я-концепции детей младшего школьного возраста является критическое отношение к себе, основанное на расхождении Я-реального и Я-идеального [6]. Было показано, что в таком отношении можно выделить содержание, то есть имеющую особую структуру систему представлений о себе — Я-реальное, а также критерии отношения к себе — Я-идеальное. Критическое отношение к себе отражает отношение между этими двумя модальностями, причем можно говорить об общем критическом отношении, а также о критичности по отношению к отдельным областям собственного Я.

Критическое отношение к себе изучалось с помощью разработанной нами методики [6]. Были подобраны 27 характеристик личности и особенностей поведения ребенка. Отбор характеристик проводился в несколько этапов. Сначала дети описывали себя в сочинении на тему: «Какой Я». Далее проводился анализ содержания этих сочинений, в результате которого были выделены называемые самими детьми

черты личности и особенности поведения детей. Составленный список предъявлялся далее учащимся начальной школы, чтобы они оценили степень выраженности у себя перечисленных характеристик. Полученные данные подвергались обработке с помощью факторного анализа, что позволило оставить в первоначальном списке 27 характеристик, входящих в значимые факторы с наибольшими факторными весами. В состав этого списка вошли характеристики, отражающие силу характера (1-й фактор: твердость или мягкость, аккуратность, трудолюбие и др.), активность (2-й фактор: подвижность, веселость, занятия спортом, умение постоять за себя и др.), социально нормативные характеристики (3-й фактор: честность, жадность, уравновешенность и др.), качества, обеспечивающие ребенку школьную успешность — школьная компетентность (4-й фактор: ум, наличие способностей, старательность, ленивость или ее отсутствие и др.), а также характеристики, делающие ребенка привлекательным в глазах взрослых — инфантильная привлекательность (5-й фактор: ласковость, заботливость, доброта, вежливость, стремление помогать родителям по дому, красота и др.) В данном исследовании мы предлагали детям этот список характеристик дважды, первоначально с инструкцией оценить себя, а второй раз — оценить, каким он хотел бы быть. В результате обработки данных мы исследовали как общую критичность ребенка по отношению к себе, основанную на расхождении показателей Я-реального и Я-идеального, так и критичность по отдельным областям содержания (идентичностям): в отношении твердости своего характера, своей активности, своей социальной нормативности, школьной компетентности и инфантильной привлекательности.

В результате было обнаружено 10 кластеров, характеризующих различные типы критического самоотношения ребенка младшего школьного возраста.

Первый тип Я-концепции характеризуется средним уровнем общей критичности по отношению к себе при неравномерном распределении критичности по отношению к отдельным областям своего Я. Младшие школьники испытывают некоторую неудовлетворенность по отношению к своей физической активности, социальной нормативности и школьной компетентности. При этом самооценки этих аспектов Я-реального находятся у детей на среднем уровне. Кроме этого, выявляется высокий уровень удовлетворенности собой при повышенных самооценках реального Я в отношении своей привлекательности для взрослых.

Второй кластер включает 13 случаев. Я-концепция этого типа также характеризуется средним уровнем общей критичности по отношению к себе и неравномерным распределением критичности в отношении отдельных областей своего Я. Но в отличие от предыдущего типа, дети с Я-концепцией второго типа в значительной степени не удовлетворены уровнем своей привлекательности для взрослых, причем их самооценки по показателю «инфантильная привлекательность» также немного снижены. Возможно, что выявленные у детей с Я-концепцией этого типа несколько повышенный уровень удовлетворенности

собой в отношении твердости своего характера и высокие самооценки по этому показателю, являются своеобразной компенсацией их недостаточной привлекательности для взрослых.

Я-концепция третьего типа встречается у 22 детей. Для нее характерен повышенный, но еще находящийся в границах статистической нормы общий уровень критического отношения к себе. Критичность в отношении таких областей своего Я, как твердость характера, физическая активность, социальная нормативность, школьная компетентность, повышена, а в отношении своей привлекательности для взрослых — высока. Самооценки Я-реального по первым четырем показателям находятся на среднем уровне, а по последнему показателю — на низком.

В четвертый кластер вошло 8 случаев. У детей с Я-концепцией такого типа обнаруживается так же, как и в предыдущем случае, повышенная критичность, но по структуре критического отношения они различаются. В Я-концепции четвертого типа наблюдается повышение неудовлетворенности собой относительно твердости своего характера и школьной компетентности при повышенной удовлетворенности своей привлекательности для взрослых. Реальные оценки своего Я также неравномерны: низкие по отношению к твердости характера и школьной компетентности, средне-высокие в отношении физической активности и социальной нормативности, значительно повышенные в отношении своей привлекательности для взрослых.

Я-концепция пятого типа (в пятый кластер вошло 18 случаев) характеризуется равномерно пониженной критичностью при несколько повышенных оценках своего Я-реального. При этом все оценки остаются на границе статистической нормы.

У детей с Я-концепцией шестого типа (24 случая) также сниженный, но находящийся в границах нормы, уровень общего критического самоотношения. При этом критичность снижена неравномерно. Дети в большей мере удовлетворены такими аспектами своего Я, как социальная нормативность, школьная компетентность и инфантильная привлекательность. На среднем уровне у них выражена неудовлетворенность твердостью характера и показателями физической активности. Все самооценки Я-реального у детей с Я-концепцией этого типа повышены, но в более значительной степени повышены самооценки своей школьной компетентности и привлекательности для взрослых.

Седьмой тип Я-концепции (в седьмой кластер вошли 13 случаев) характеризуется высоким, выше статистической нормы, уровнем общего критического отношения к себе при равномерном повышении критичности ко всем аспектам своего Я. Самооценки Я-реального у детей с такой Я-концепцией снижены по всем показателям, кроме оценки твердости характера. Ребенок оценивает уровень твердости своего характера достаточно высоко, но он этим не доволен.

Я-концепция восьмого типа встречается в 21 случае. Главной ее чертой является низкий, значительно ниже статистической нормы, уровень как общей, так и частной критичности. Ребенок вполне

удовлетворен собой. Все самооценки Я-реального у ребенка находятся на высоком уровне.

Два оставшихся типа Я-концепции на нашей выборке встречаются значительно реже, чем все описанные выше. Девятый кластер составляют 5 случаев. Отличительной чертой Я-концепции этого типа является очень высокая критичность, в значительной степени превышающая границы нормы. При этом в структуре Я-концепции выделяется крайне высокий уровень неудовлетворенности своей привлекательностью в глазах взрослых и крайне низкие самооценки по всем показателям, входящим в этот фактор. При этом высокая степень неудовлетворенности собой обнаруживается и в отношении других областей своего Я, самооценки этих областей Я-реального низки.

Последний тип Я-концепции (5 случаев) можно определить как «ложную» удовлетворенность собой. Для Я-концепции такого типа характерны низкие показатели расхождения Я-реального и Я-идеального, то есть низкие показатели критического отношения к себе, но при этом эта провозглашаемая удовлетворенность сопровождается крайне низкими оценками своего Я-реального по всем показателям. Причем самооценки Я-реального даже более низкие, чем в предыдущем случае.

Далее мы пытались определить, как тип Я-концепции связан с особенностями личности ребенка, и какие ее типы имеют неблагоприятные для ребенка последствия, а какой можно считать позитивным. Для этого мы сопоставляли тип Я-концепции и особенности личности ребенка, определяемые опросником Р. Кеттелла [7]. Связь между ними определялась с помощью однофакторного дисперсионного анализа. Были обнаружены связи между типом Я-концепции и такими факторами опросника Р.Кеттелла, как а) С «Сила Я — слабость Я» (Б = 2,97; p = 0,00), б) D «Возбудимость — флегматичность» (Б = 3,30; р = 0,00), в) Б «Беспечность — озабоченность» (Б = 2,50; р = 0,01), г) Н «Смелость — робость» (Б = 2,65; р = 0,01), д) р4 «Напряженность — расслабленность» (Б = 4,11; р = 0,00). При этом характер связей был различным.

Полученные результаты со всей очевидностью позволяют говорить о том, что наиболее неблагоприятными для младших школьников являются 7-й, 9-й и 10-й типы Я-концепций. Высокая или крайне высокая критичность Я-концепции связаны с эмоциональной неустойчивостью, беспокойством, нетерпеливостью, пессимистичностью, напряженностью, раздражительностью в эмоциональной сфере ребенка и с проявлениями у него осторожности, робости и застенчивости в общении с людьми. Для детей с низкой критичностью, сопровождаемой низкими самооценками реального Я, характерны те же черты, но при этом в отличие от детей с высокой критичностью, у них выражены беспечность и жизнерадостность. Совершенно очевидно, что дети с названными типами Я-концепций, нуждаются в психологической помощи. При этом можно полагать, что коррекция Я-концепции 10-го типа будет наиболее сложной, поскольку ребенок не хочет признавать имеющихся проблем.

Некоторое эмоциональное неблагополучие — высокий уровень внутренней напряженности — обнаруживается и у младших школьников с Я-концециями 1-го и 2-го видов. Оба они показывают средний уровень критичности, но различаются по ее структуре. Для Я-концепции первого типа при среднем уровне всех показателей характерно повышение неудовлетворенности уровнем своей школьной компетентности, а для второго типа — неудовлетворенность уровнем своей привлекательности для взрослых, но при значительном повышении удовлетворенности твердостью своего характера. Мы полагаем, что для определения того, нуждаются ли эти дети в помощи и в какой именно, необходимо более детальное их изучение. Хотелось бы обратить особое внимание на детей с Я-концепцией второго типа. Обнаруживается, что они эмоционально устойчивы, обладают социальной смелостью. Обратившись к показателям их успеваемости, обнаружилось, что в этой группе ее средний балл очень высок — 4,40. Складывается впечатление, что эти дети компенсируют своими успехами имеющуюся у них, по их мнению, недостаточную привлекательность для взрослых. Видимо, высокий уровень требований к себе и вызывает у детей повышенное напряжение.

Наиболее благоприятными для ребенка, согласно нашим данным, являются Я-концепции 5-го, 6-го и 8-го типов. Дети либо в большей мере, либо вполне удовлетворены собой, хотя иногда возможно повышение критичности по некоторым параметрам до среднего уровня, а их оценка своего Я-реального либо повышена, либо высока. Они эмоционально уравновешены, оптимистичны, жизнерадостны, социально смелы, общительны.

Я-концепции с повышенной критичностью, по нашим данным, не всегда сопровождаются неблагополучием. Так, Я-концепции 3-го и 4-го типов, отличительными характеристиками которых является повышенная, но в пределах нормативного разброса, критичность к себе, не свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии. Так, повышенная критичность, в структуре которой делается акцент на неудовлетворенности своей привлекательностью для взрослых, вполне компенсируется повышенным оптимизмом и жизнерадостностью. При повышенной общей критичности Я-концепции дифференцирован-ность ее показателей также может служить компенсаторным механизмом. Мы обнаружили, что если при общей повышенной критичности ребенок в большей мере не удовлетворен своей школьной компетентностью, то это вполне может быть компенсировано и не вызывать негативных последствий, если ребенок вполне удовлетворен уровнем своей привлекательности для взрослых.

В заключение можно сказать, что наше предположение о том, что у детей младшего школьного возраста выражены индивидуальные различия Я-концепций, основанных на критическом самоотношении, подтвердилось. Основаниями для выделения индивидуальных различий в Я-концепции послужили уровни критического самоотношения, уровни реальных самооценок, а также структура ее содержания. Результаты исследований подтвердили связь типа Я-концепции, основанной на критическом самоотношении и личностных характеристик ребенка, позволяющих определить ее позитивность или негативность.

1. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., 1982. 320 с.

2. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Избранные труды: В 2-х т. М., 1985. T.II. С.169-198.

3. Donahue E. M., Robins R.W., Roberts B.W. & John O.P. The divided self: Concurrent and longitudinal effects of psychological adjustment and social roles on self-concept differentiation // Journal of Personality & Social Psychology. 1993. N64. P.834-846.

4. Sheldon K.M., Ryan R.M., Rawsthorne L.J. & Ilardy B. Trait self and true self // Journal of Personality & Social Psychology. 1997. N73. P.1380-1393.

5. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

6. Архиреева Т.В. Самосознание и Я-концепция ребенка. Великий Новгород: НовГУ, 2002. 191 с.

7. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Верификация адаптированного личностного опросника Р.Кеттелла (CPQ) // Психологические методы исследования личности в клинике. Л., 1978. С.70-76.

References

1. Gippenreiter Yu.B., Romanova V.Ya. (eds). Psihologiya in-dividualnyh razlichii. Teksty [The psychology of individual differences. Texts]. Moscow, 1982. 320 p.

2. Teplov B.M. Tipologicheskie svoistva nervnoi sistemy i ih znachenie dlya psihologii [Typological properties of the nervous system and their importance for psychology]. Selected works in 2 vols. Moscow, 1985, vol. II, pp. 169-198.

3. Donahue E.M., Robins R.W., Roberts B.W. & John O.P. The divided self: Concurrent and longitudinal effects of psychological adjustment and social roles on self-concept differentiation. Journal of Personality & Social Psychology, 1993, no. 64, pp. 834-846.

4. Sheldon K.M., Ryan R.M., Rawsthorne L.J. & Ilardy B. Trait self and true self. Journal of Personality & Social Psychology, 1997, no. 73, pp. 1380-1393.

5. Prihojan A.M. Psihologiya trevojnosti: doshkolnyi i shkolnyi vozrast [Psychology of anxiety: preschool and school age]. Saint Petersburg, Peter Publ., 2007. 192 p.

6. Arkhireeva T.V. Samosoznanie i Ya-koncepciya rebenka [Self-awareness and self-concept of the child]. Velikiy Novgorod, NovSU Publ., 2002. 191 p.

7. Aleksandrovskaya E.M., Gilyaweva I.N. Verifikaciya adapti-rovannogo lichnnostnogo oprosnika R.Kettella (CPQ) [Verification of the adapted personality questionnaire R.Cattella (CPQ)]. Psihologicheskie metody issledovaniya lichnosti v klinike [Psychological research methods of personality in the clinic]. Leningrad, 1978, pp. 70-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.