Научная статья на тему 'Диджитализация сделок как предмет правового регулирования в Российской Федерации'

Диджитализация сделок как предмет правового регулирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
право / правовое регулирование / цифровизация / цифровые технологии / сделки / форма сделок / условия действительности сделок / электронная торговля / электронная подпись / машиночитаемая доверенность / цифровая экономика / электронный документ / электронный документооборот / law / legal regulation / digitalization / digital technologies / transactions / form of transactions / conditions of validity of transactions / electronic commerce / electronic signature / machine-readable power of attorney / digital economy / electronic document / electronic document management.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельникова Юлия Владимировна, Волосович Владимир Николаевич

Введение: базой нормативно-правового регулирования применения электронных документов в РФ является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.) [1] и ряд документов, принятых в рамках ее исполнения. При этом несмотря на активную нормотворческую работу в сфере применения электронного документооборота остаются не познанные особенности сущности цифровизации сделок реализуемые с помощью электронных документов. Цель: рассмотреть особенности и различные варианты регулирования на основе существующих правовых конструкций цифровизации сделок. Методологическая основа: совокупность диалектического и системного методов исследования позволил авторам рассмотреть в цифровых сделках потенциальную, внутренне присущую им цель их существования, внедрение новелл законодательства, повышающих информационную безопасность при совершении цифровых сделок. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно особенностей правового применения электронных документов в цифровых сделках. Выводы: в исследовании сделан вывод, что электронную форма сделок или цифровые сделки можно считать и признавать при наличии некоторых условий действительными сделками, приравненными к сделкам, совершенным в простой письменной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF TRANSACTIONS AS A SUBJECT OF LEGAL REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article considers some issues of legal regulation of digitalization and transactions in electronic computer networks. The legislation in the sphere of electronic commerce is analyzed. The peculiarities of concluding contracts in electronic space are studied. The article considers a number of problems of the electronic form of the contract. The authors put forward a number of practical recommendations concerning modern legal regulation in this sphere of legal relations

Текст научной работы на тему «Диджитализация сделок как предмет правового регулирования в Российской Федерации»

Диджитализация сделок как предмет правового регулирования в Российской Федерации

Мельникова Юлия Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» E-mail: 84995016973@bk.ru

Волосович Владимир Николаевич.

соискатель, ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», руководитель контрактной службы E-mail: volosovich81@gmail.com

Введение: базой нормативно-правового регулирования применения электронных документов в РФ является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.) [1] и ряд документов, принятых в рамках ее исполнения. При этом несмотря на активную нор-мотворческую работу в сфере применения электронного документооборота остаются не познанные особенности сущности цифровизации сделок реализуемые с помощью электронных документов. Цель: рассмотреть особенности и различные варианты регулирования на основе существующих правовых конструкций цифровизации сделок. Методологическая основа: совокупность диалектического и системного методов исследования позволил авторам рассмотреть в цифровых сделках потенциальную, внутренне присущую им цель их существования, внедрение новелл законодательства, повышающих информационную безопасность при совершении цифровых сделок. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно особенностей правового применения электронных документов в цифровых сделках. Выводы: в исследовании сделан вывод, что электронную форма сделок или цифровые сделки можно считать и признавать при наличии некоторых условий действительными сделками, приравненными к сделкам, совершенным в простой письменной форме.

Ключевые слова: право, правовое регулирование, цифрови-зация, цифровые технологии, сделки, форма сделок, условия действительности сделок, электронная торговля, электронная подпись, машиночитаемая доверенность, цифровая экономика, электронный документ, электронный документооборот.

Развитие технологий создало уникальные возможности для разностороннего использования их в различных областях социально-экономических отношений. С появлением новых технических средств для записи и обработки информации стала возрастать важность вопросов, связанных с появлением новых правовых норм и законодательства. Эти вопросы включают в себя регулирование правоотношений, связанных с использованием электронных документов и исполнением обязательств заключенных цифровым (электронным) способом.

В современном мире результаты развития информационных технологий постепенно внедряются в отдельные нормы права, такие как электронные подписи, электронные формы сделок, электронные платежи и другие.

Стоит отметить, что эволюция и правовых норм, и существующих технологий в корне схожи и заключаются в последовательности действий, необходимых для достижения определенных результатов. Немецкий философ Освальд Шпенглер, чьи интересы включали математику, науку и искусство и их связь с его органической теорией истории, отмечал устойчивые взаимосвязи и явные аналогии между правовым мышлением и точными науками [2, т. 2 с. 86].

В настоящий момент осуществление юридически значимых действий в онлайн-среде осуществляется на сайтах информационных систем (или «виртуальных площадок») с заранее определенными сценариями действий участников. Предоставленные пользователям возможности в виртуальном мире представляют собой технически созданные модели поведения с заранее прописанными определенными алгоритмами человеческой активности, которые ориентированы на наиболее стандартное и традиционное поведение человека и основаны на сборе и анализе информации.

В наше время процесс создания виртуальных моделей поведения участников гражданско-правовых отношений является накопительным, содержащим множество альтернативных сценариев действий участников. Каждый из возможных сценариев необходимо учесть в программном коде или должна быть возможность задать собственные настройки, соответствующие поведению живого человека. Важно отметить, что юридически значимые действия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, носят международный характер.

Говоря о развитии цифровизации, необходимо обратить внимание на электронные сделки и в целом на электронную торговлю. Развитие цифровой

5 -о

сз ж

■с

торговли не требует специальной законодательной проработки электронных договоров как отдельной формы сделок. Законодательная система Российской Федерации в настоящий момент соответствует вызовам диджитализации и не требует дополнительных изменений в отношении электронных сделок наряду с обычными письменными, хотя и не содержит единого и общего определения документов и их разновидностей, что может привести к различным толкованиям на разных уровнях регулирования.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 77-фЗ «Об обязательном экземпляре документов» [3] дает определение «документа», как материального носителя с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Такое толкование понятия «документ» выглядит довольно ограниченным, не охватывающим всего спектра обычного применения в современной юридической литературе.

В пункте 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4] закреплено определение «документированной информации» как зафиксированной на материальном носителе путем документирования информации с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или ее материальный носитель. Мы видим, что законодатель отличает его от понятия документа.

В то время как на уровне подзаконных актов, например, в ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 [5], понятие документ интерпретируется всего лишь как одна из форм сохранения информации.

Пунктом 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дано определение электронного документа как документированной информации, представленной в электронной форме. При этом электронная форма раскрывается как способность восприятия человеком с помощью электронных вычислительных машин, а также передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Это вызывает интерес, поскольку пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации [6] указывает на возможность заключения договора в форме электронного документа, подписанного электронными подписями сторон. Условием заключения сделки в виде электронного документа является возможность воспроизведе-] ния содержания такой сделки в неизменном виде 2 на материальном носителе при условии возмож-~ ности достоверно определить лицо, подписавшее сэ такой документ электронной подписью. ^ Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона ^ от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном

деле в Российской Федерации» [7] дано понятие архивного документа как материального носителя с зафиксированной на нем информацией.

В то же время утвержденный Приказом Рос-стандарта от 17 октября 2013 года № 1185-ст ГОСТ Р 7.0.8-2013 [8] не конкретизирует форму носителя архивного документа.

Очевидна несогласованность нормативно-правовых актов различных уровней в определении таких понятий как документ, архивный документ, электронный документ. Потенциально диссонанс в определении указанных понятий может создавать различные интерпретации в случае возникновения спорных ситуаций, особенно если документом в данном случае является договор хозяйствующих субъектов.

Современная инновационная экономика требует диджитализации информации (в тои числе договоров и государственных контрактов), их перевод из документарного в оцифрованный вид, создания архивов в структурированной машиночитаемый форме с новыми способами управления и доступа к данным как в частном, так и в публичном секторах экономической жизни общества. При этом конкретизация и согласованность данных понятий позволила бы более четко обозначить границы ответственности электронных оферентов, акцептантов, архивистов, специалистов служб делопроизводства и иных лиц, оформляющих и взаимодействующих с документами в электронной форме, которые по своей юридической природе могут признаваться сделками.

В настоящее время в иностранных источниках широко распространено понятие «электронная коммерция», в России же чаще упоминается «электронная торговля». При этом указанные понятия так же не имеют единого определения и поэтому имеются варианты различного толкования и, следовательно, восприятия различными участниками общественных отношений. С точки зрения программиста и технического писателя Максима Отставнова [9, с. 16] электронная торговля представляет собой торговлю товарами (информацией в текстовом, графическом или аудио форматах), которые могут быть переданы и определены в цифровой форме. Такое понятие электронной торговли является очень узконаправленной точкой зрения, не отражающей всю палитру возникающих общественных отношений.

Во-первых, предметом сделки в электронной торговле могут быть любые оборотоспособ-ные объекты гражданских прав, данное понятие не ограничивается торговлей исключительно нематериальными товарами. В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, к таким объектам относятся вещи, иное имущество, в том числе имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; нематериальные блага.

С нашей точки зрения более полное определение электронной торговли дает к.ю.н. Нина Соловя-ненко, которая определяет электронную торговлю как «совокупность вопросов, связанных с коммерческими отношениями, включая (но не ограничиваясь ими) следующие виды сделок: купля-продажа, поставки, соглашения о распределении продукции, портовые представительства или агентства, факторинг, лизинг, проектирование, консультации, инжиниринг, инвестиционные контракты, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, банковские услуги, совместное предпринимательство и другие формы коммерческого и промышленного сотрудничества, а также перевозки грузов и пассажиров воздушным, морским, железнодорожным транспортом» [10, с. 18].

Исходя из изложенного мы можем прийти к заключению, что ключевой особенностью электронной торговли является именно форма сделки, а именно механизм ее заключения, она применима к самым разными объектам договоров, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством, при этом сущность и содержание правоотношений между сторонами договора остаются неизменными.

В процессе цифровой трансформации и введением в оборот новых технических механизмов заключения контрактов, выявилась потребность формирования специального алгоритма подтверждения существования договорных отношений, проверки содержания документов, заключенных в электронной форме, формирования нормативной базы, связанной с процессом заключения электронных договоров.

Так в конце 1970-х годов американские математики У. Диффи и М. Хэллмэн предложили использовать электронную подпись для подтверждения подлинности электронных документов. В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью (иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения), в порядке, установленном федеральными законами в целях заключения гражданско-правовых договоров, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, рассматривается как обмен документами.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-Ф3 «Об электронной подписи» [11] (далее - Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соот-

ветствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Электронная подпись (ЭП) выполняет те же функции, что и традиционная собственноручная подпись лица на документе (указывает на физическое лицо, которое ее поставило, выражает согласие или разрешение этого лица на совершение сделки), обладает высокой степенью криптологи-ческой защиты, обеспечивает достоверность и целостность документа.

Электронный документ обретает юридическую значимость, а значит может быть использован в качестве доказательства, только после подписания электронными подписями сторон, при этом электронные подписи являются обязательным элементом любой сделки, заключаемой в электронной форме.

В случае изменения договора, заключенного в электронной форме в виде документа, подписанного электронными подписями, информация о его изменении отображается в его свойствах, или же электронный документ после изменений теряет прикрепленные к нему при подписании электронные подписи и отображается как неподписанный. Эта особенность позволяет предотвратить изменение договора без согласия всех сторон.

Описанные выше особенности создания и применения цифровой подписи обеспечивают эффективное исполнение трех ключевых функций этого важнейшего механизма цифровизации договорных правоотношений:

1) удостоверение конкретного лица (в том числе полномочий представителя хозяйствующего субъекта), подписывающего документ электронной подписью;

2) электронная подпись имеет правовую силу, равнозначную собственноручной подписи ее владельца, что позволяет фиксировать волеизъявление конкретного лица в соответствии с действующим законодательством;

3) электронная подпись благодаря механизмам криптографической защиты является высокоустойчивой к подделке.

Одним из основных изменений, вводимых в целях повышении степени криптографической защиты электронных подписей, предполагалось введение машиночитаемых доверенностей, подтверждающих полномочия доверенного лица при подписании документов от имени доверителя.

Электронная (машиночитаемая доверенность (МЧД) - это электронный документ, который организация (ИП) оформляет на имя своего представителя (который не обязательно является ее сотрудником). Доверенность подтверждает право пред- р ставителя подписывать электронные документы Д доверителя своей личной электронной подписью. Ч

m

Необходимо отметить, что внедрение машино- К читаемых доверенностей долгое время откладыва- S лось в связи с необходимостью создания техноло- у гической инфраструктуры. А

Экспериментальная технология для единого хранения машиночитаемых доверенностей была запущена ФНС России в 2021 году, при этом была выбрана наиболее стабильная модель, построенная на блокчейн-технологии.

В результате очередных с 1 сентября 2023 года изменений Закона об электронной подписи в августе 2023 года [12] удостоверяющие центры выдают квалифицированные электронные подписи (КЭП) исключительно оформленные на физическое лицо, а в случае если это физическое лицо является представителем организации или индивидуального предпринимателя обязательно применение машиночитаемой доверенности. При этом был установлен переходный период, который заканчивается 31 августа 2024 года.

В результате изменений Закона об электронной подписи в настоящий момент можно выделить следующие особенности:

1) существует понятие подписи юридического лица (индивидуального предпринимателя), которые выпускаются удостоверяющими центрами Федеральной налоговой службы России;

2) работники, не являющиеся руководителями, подписывают документы электронными подписями, оформленными на них как на физическое лицо;

3) для подписания рабочих документов электронными подписями физических лиц, не являющихся руководителями, применяются машиночитаемые доверенности;

4) сертификаты юридических лиц, выданные сотрудникам, будут действовать до 31 августа 2024 года. После этой даты подписанные ими документы не будут иметь юридической силы. В обязательном порядке понадобится сертификат физического лица в паре с машиночитаемой доверенностью.

Необходимо обратить внимание на то, что если юридически значимое действие совершается доверенным (уполномоченным) лицом, действующим на основании машиночитаемой доверенности, таким доверенным лицом может быть не только сотрудник организации-доверителя, но и иное лицо.

По новым правилам сотрудник организации (физическое лицо) подписывает электронный документ собственной электронной подписью физического лица, которую он может использовать за рамками должностных обязанностей, например, при доступе к порталу госуслуг, запросе личной информации в государственных органах и так далее и не будет передавать свой ключ электронной подписи ключ иным лицам.

С 1 сентября 2024 года для подписания документов доверенному лицу необходима машиночитаемая доверенность (МЧД), которая определяет полномочия сотрудника и подписывается квалифицированной электронной подписью юридического лица.

Как и доверенность, выданная в традиционной (бумажной) форме, машиночитаемая доверенность может быть отозвана.

ФНС создал распределенный реестр для хранения машиночитаемых доверенностей, в котором можно проверить статус доверенности: срок действия и статус (отозвана или нет). Однако передавать информацию в реестр или нет - решает организация, при этом если доверенность хранится в реестре, то контрагенту будет проще проверить валидность подписания документа, а отправитель может указать ссылку на МЧД в реестре и не отправлять ее в пакете документов.

В соответствии с заявленными целями развития цифровой экономики России долю электронного документооборота до 2025 года планируется довести до 90%. Также продолжает внедряться и обеспечиваться ведомственный (СЭД) и межведомственный (МЭДО) электронный документооборот с применением электронной подписи.

Таким образом, правильно выстроенный и аргументировано закрепленный порядок электронного (цифрового) документооборота и цифровизации сделок должны стать результатом планомерной и системной деятельности в рамках правовой политики государства. Нами рассмотрены только некоторые особенности понятийного аппарата, правового регулирования и применения электронных средств в сделках.

Литература

1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ № 203 от 09.05.2017. Доступ из справ.-пра-вовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.07.2024).

2. Шпенглер О. Закат Европы: очерки мифологии мировой истории / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1998. Т. 2. С. 86

3. Об обязательном экземпляре документов [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 77-ФЗ от 29.12.1994. Доступ из справ.-пра-вовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.07.2024).

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.07.2024).

5. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы [Электронный ресурс]: ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 (утв. Приказом Росстандарта от 26.03.2019 № 101-ст). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.07.2024).

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: № 51-ФЗ от 30.11.1994. Доступ из справ.-правовой сис-

темы «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.07.2024).

7. Об архивном деле в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ Доступ из справ.-пра-вовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.07.2024).

8. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения [Электронный ресурс]: ГОСТ Р 7.0.8-2013 (утв. Приказом Госстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.07.2024).

9. Отставнов М. Банки. Интернет. Право // Банковские технологии. 1997. № 9. С. 16.

10. Соловяненко Н. Совершение сделок путем электронного обмена данных // Хозяйство и право. 1997. № 6. С. 18.

11. Об электронной подписи [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 63-ФЗ от 06.04.2011. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.07.2024).

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 457-ФЗ от 04.08.2023. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 19.07.2024).

DIGITALIZATION OF TRANSACTIONS AS A SUBJECT OF LEGAL REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Melnikova Yu.V., Volosovich V.N.

K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University), Federal center for preparation of the sports reserve

This article considers some issues of legal regulation of digitalization and transactions in electronic computer networks. The legislation in the sphere of electronic commerce is analyzed. The peculiarities of concluding contracts in electronic space are studied. The article considers a number of problems of the electronic form of the contract. The authors put forward a number of practical recommendations concerning modern legal regulation in this sphere of legal relations.

Keywords: law, legal regulation, digitalization, digital technologies, transactions, form of transactions, conditions of validity of transactions, electronic commerce, electronic signature, machine-readable power of attorney, digital economy, electronic document, electronic document management.

References

1. On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030 [Electronic resource]: Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of 05/09/2017. Access from the reference and legal system "Consultant Plus" (date of access: 07/19/2024).

2. Spengler O. Decline of Europe: essays on the mythology of world history / Transl. with German, intro. Art. and note K.A. Svasya-na. M.: Mysl, 1998. T. 2. P. 86

3. On the legal deposit of documents [Electronic resource]: Federal Law No. 77-FZ of December 29, 1994. Access from the reference and legal system "Consultant Plus" (date of access: 07/19/2024).

4. On information, information technologies and information protection [Electronic resource]: Federal Law No. 149-FZ of July 27, 2006. Access from the reference and legal system "Consultant Plus" (date of access: 07/19/2024).

5. National standard of the Russian Federation. System of standards on information, librarianship and publishing. Information and documentation. Document management. Part 1. Concepts and principles [Electronic resource]: GOST R ISO 15489-12019 (approved by Order of Rosstandart dated March 26, 2019 No. 101-st). Access from the reference and legal system "Consultant Plus" (date of access: 07/19/2024).

6. Civil Code of the Russian Federation (part one) [Electronic resource]: No. 51-FZ dated November 30, 1994. Access from the reference and legal system "Consultant Plus" (date of access: 07/19/2024).

7. On archival affairs in the Russian Federation [Electronic resource]: Federal Law of October 22, 2004 No. 125-FZ Access from the legal reference system "Consultant Plus" (date of access: 07/19/2024).

8. National standard of the Russian Federation. System of standards on information, librarianship and publishing. Record keeping and archiving. Terms and definitions [Electronic resource]: GOST R 7.0.8-2013 (approved by Order of Rosstandart dated October 17, 2013 No. 1185-st). Access from the reference and legal system "Consultant Plus" (date of access: 07/19/2024).

9. Otstavnov M. Banks. Internet. Law // Banking technologies. 1997. No. 9. P. 16.

10. Solovyanenko N. Transactions through electronic data exchange // Economy and Law. 1997. No. 6. P. 18.

11. On electronic signature [Electronic resource]: Federal Law No. 63-FZ of 04/06/2011. Access from the reference and legal system "Consultant Plus" (date of access: 07/19/2024).

12. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation [Electronic resource]: Federal Law No. 457-FZ of 08/04/2023. Access from the reference and legal system "Consultant Plus" (date of access: 07/19/2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.