Научная статья на тему 'Дидактико-методологический потенциал обучения китайской живописи тушью как фактор развития полихудожественной образовательной среды в системе дополнительного образования'

Дидактико-методологический потенциал обучения китайской живописи тушью как фактор развития полихудожественной образовательной среды в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ ТУШЬЮ / ДИДАКТИКО-МЕ-ТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИЛОСОФИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КИТАЯ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CHINESE INK PAINTING / DIDACTIC-METHODOLOGICAL POTENTIAL / PHILOSOPHY OF FINE ART OF CHINA / POLYART EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SYSTEM OF ADDITIONAL ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ху Цзидун

В статье актуализируется проблематика выявления дидактико-методологического потенциала обучения китайской живописи в системе дополнительного художественного образования. Автор рассматривает данную проблему с позиций необходимости разработки инновационных образовательных тенденций в художественном образовании. Инновационность данных тенденций актуализируется автором в концептах формирования полихудожественной образовательной среды, обеспечивающей обогащение культурного опыта обучающихся и его интеграцию в собственную творческую изобразительную деятельность. В статье рассматриваются философско-мировоззренческие основания китайской традиционной живописи. Автор выявляет философские принципы художественно-эстетической деятельности, обусловливающие взаимосвязь в живописи трех основных составляющих: образа, каллиграфии, слова (поэзии), подчеркивая общность оснований исторического развития каждого из этих компонентов. В статье обосновывается стилистическое единство китайской живописи тушью и китайской каллиграфии посредством формирования особой роли каллиграфической линии в традиционном изобразительном искусстве. Автором выявлены основные аспекты дидактико-методологического потенциала обучения китайской живописи тушью в системе дополнительного художественного образования. Обоснована значимость обучения китайской живописи тушью для развития полихудожественной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC-METHODOLOGICAL POTENTIAL OF TEACHING CHINESE PAINTING IN CARBON AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF A POLYART EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN A SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article actualizes the problem of revealing the didactic-methodological potential of teaching Chinese painting in the system of additional art education. The author considers this problem from the standpoint of the need to develop innovative educational trends in art education. The innovativeness of these trends is updated by the author in the concepts of the formation of a multi-artistic educational environment, which enriches the cultural experience of students and its integration into their own creative visual activity. The article discusses the philosophical and ideological foundations of Chinese traditional painting. The author reveals the philosophical principles of artistic and aesthetic activity that determine the relationship in painting of three main components: image, calligraphy, word (poetry), emphasizing the common ground of the historical development of each of these components. The article substantiates the stylistic unity of Chinese ink painting and Chinese calligraphy through the formation of a special role of the calligraphic line in traditional fine art. The author identifies the main aspects of the didactic-methodological potential of teaching Chinese ink painting in the system of additional art education. The importance of teaching Chinese ink painting for the development of a multi-artistic educational environment is substantiated

Текст научной работы на тему «Дидактико-методологический потенциал обучения китайской живописи тушью как фактор развития полихудожественной образовательной среды в системе дополнительного образования»

Дидактико-методологический потенциал обучения китайской живописи тушью как фактор развития полихудожественной образовательной среды в системе дополнительного образования

Ху Цзидун,

аспирант, Московский государственный областной университет, кафедра педагогики E-mail: 1286974640@qq.com

В статье актуализируется проблематика выявления дидакти-ко-методологического потенциала обучения китайской живописи в системе дополнительного художественного образования. Автор рассматривает данную проблему с позиций необходимости разработки инновационных образовательных тенденций в художественном образовании. Инновационность данных тенденций актуализируется автором в концептах формирования полихудожественной образовательной среды, обеспечивающей обогащение культурного опыта обучающихся и его интеграцию в собственную творческую изобразительную деятельность. В статье рассматриваются философско-миро-воззренческие основания китайской традиционной живописи. Автор выявляет философские принципы художественно-эстетической деятельности, обусловливающие взаимосвязь в живописи трех основных составляющих: образа, каллиграфии, слова (поэзии), подчеркивая общность оснований исторического развития каждого из этих компонентов. В статье обосновывается стилистическое единство китайской живописи тушью и китайской каллиграфии посредством формирования особой роли каллиграфической линии в традиционном изобразительном искусстве. Автором выявлены основные аспекты дидактико-методологического потенциала обучения китайской живописи тушью в системе дополнительного художественного образования. Обоснована значимость обучения китайской живописи тушью для развития полихудожественной образовательной среды.

Ключевые слова: китайская живопись тушью, дидактико-ме-тодологический потенциал, философия изобразительного искусства Китая, полихудожественная образовательная среда, система дополнительного художественного образования.

о с

U

сэ см о см

<3

В условиях современных социокультурных реалий высокое внимание к самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни предопределяет расширение опыта личности за счет привлечения в свою жизнедеятельность более, чем одну (собственную) картину понимания мира [2].

Плюралистичность этих взглядов, интерпретируемая в творческой деятельности человека, создает тот богатый внутренний мир, в контексте которого личность становится способной интегрировать культурный опыт человечества через призму собственного восприятия, самооценки и самовыражения. Это является наиболее важным в настоящий момент, когда расширение культурных границ (большую роль в котором оказывает сближение человечества посредством искусства) предвосхищает действенную взаимосвязь, выражающуюся, с одной стороны, в восприятии иного культурного опыта как автономного уникального феномена, способного обогатить собственный творческий культурный опыт, а с другой, выразить себя посредством его потенциала, чтобы интегрировать в него (инокультурный опыт) собственную интерпретацию происходящего [3; 5].

Такое понимание искусства и художественно-эстетической деятельности является наиболее важным для изобразительного искусства, которое на протяжении всех веков существования человечества привнесло в картину мира удивительный и уникальный по содержанию объем знаний и путей совершенствования человека через мир прекрасного.

Говоря о мировоззренческом и обучающем потенциале изобразительного искусства, необходимо отметить, что одним из крупнейших ответвлений художественно-изобразительной интерпретации образов окружающей действительности, раскрывающим в своем контексте особую философию мироустройства, является изобразительное искусство Китая. Его история уникальна и специфична [6; 8].

Китайская живопись позволяет абсолютно под иным углом взглянуть на проявление в живописном творении осознания сущности окружающего мира и особой роли художника в нем. Живопись же тушью, реализующая императив моно-хромности как способа «описания» разнообразия окружающей действительности рукой художника, познавшего ее путь с помощью кисти, олицетворяет по сути творческий акт так, как бы бытие возникало из небытия: твердое движение, моно-

хромная гамма (которая в умелой кисти «распадается» на сотни оттенков), значимость символа и т.п., все это отражает особую глубину передаваемого в изобразительном искусстве Китая.

Китайская живопись тушью позволяет наиболее точно познать один из основных философских принципов художественно-эстетической деятельности, который провозглашает отсутствие видимых границ между прекрасным и не прекрасным, бытием и небытием, нейтральным и колористичным. Напротив, отсутствие разнообразной палитры наталкивает на осмысление более глубокого понимания сути передаваемого естества, позволяет увидеть ту высокую степень созерцательности художника и его проникновения в первооснову явлений и вещей, которые позволяют одним движением кисти «сказать» утвердительно и неоспоримо о самом главном.

Такая философская интерпретация китайской живописи тушью ставит ее на одну ступень с языком, словом, их поэтическим слиянием. Это подтверждается тем, что такие понятия как живопись, поэзия, каллиграфия в истории китайского искусства имеют одно фундаментальное идеологическое основание.

Формула слияния китайской мудрости в искусстве, представленная в этих трех ипостасях, говорит об автономности и в то же время тесном взаимодействии живописи и поэзии, живописи и каллиграфии, каллиграфии и поэзии и т.д. Сила кисти, наблюдаемая в линии, олицетворяет силу сказанного художником слова, а оно, в свою очередь, раскрывает силу и духовную сущность его личности. Живопись тушью позволяет увидеть эту силу наиболее явно: в силуэтных линиях, элементах соединений, соприкосновении штриха и пространства и т.п. [1; 7].

Китайская живопись тушью как первооснова письменности дала миру еще один способ существования особой художественной философии знание которой способно сделать современное художественное образование вмещающим невероятную безграничность передаваемого смысла, раскрывающегося в линии.

Живопись тушью как интегративное sein в первозданной Божественной сущности, из которого рождается смысл, слово и его образ: эта эволюция иероглифичной китайской письменности раскрывает графический облик процессов, вещей, явлений и пр., будучи обусловленной уникальной формой существования первоначального художественного образа.

Таким образом, произведение, выполненное в технике китайской живописи тушью, требует не только созерцания, но и прочтения, а также создания внутренней картины понимания передаваемого художником образа от лица, воспринимаемого данное художественное произведение (рис. 1 а, б, в, г).

Так, например, в произведениях читаются: • «духовность» (а), обусловленная скрытым

смыслом изображаемого и дающая при вос-

приятии возможность «досказать» произведение с позиций проникновения и понимания философии искусства;

«естественность» (б), которая всегда обращена к природе как первооснове изначальной красоты;

«простота», указующая на естественный ход творения, четкость и правильность линий, продуманность силуэта и т.п.; «таинственность и сакральность» как сочетание, проявленное в обычном, но не укладывающееся в унифицированные рамки, делающее творчество метафоричным, неограничивающим свободу и направляющим к пониманию его глубинного смысла.

Рис. 1. Иносказательный смысл в китайской живописи тушью

Стилистическое единство китайской живописи тушью и китайской каллиграфии обусловили формирование особой роли каллиграфической линии в традиционном изобразительном искусстве. Живопись тушью является особым алфавитом, с помощью которого пишутся образные сказания, раскрывающие подчас смысл сложных и масштабных творений и событий.

Таким образом, китайская живопись тушью является не просто специфическим жанровым выражением традиций в области изобразительной деятельности. Ее необходимо рассматривать как богатейший дидактический и методологический

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

потенциал, который отвечает современным требованиям дополнительного художественного образования, формируя полихудожественную образовательную среду, обладающую проникающей тенденцией культурного сближения человечества на основе философско-мировоззренческих начал и их символической художественности.

Дидактико-методологический потенциал китайской живописи тушью раскрывается в таких важнейших аспектах как:

• совершенствование изобразительной творческой деятельности художника нетрадиционными художественными способами: различными видами кистей (круглая, тяжелая, ровная, изменчивая и т.д.) и туши (густая, прозрачная, набрызг, высветленная и пр.); самостоятельное изобретение уникальных методов работы тушью и кистью на основе понимания принципов китайской живописи [4];

• развитие возможностей сочетания различных техник в рамках формирования индивидуального стиля, в основу которого положены различные формы линий, пятен, силуэтов и т.д.; каждое изображение может быть получено путем уникального сочетания возможностей кисти и туши;

• усвоение богатейшего опыта формирования философско-исторических оснований китайской живописи как интегративного феномена, в котором взаимодействуют и взаимосуществуют основные культурные элементы: образ, слово, письмо;

• познание канонов и критериев китайского живописного искусства и оперирование художественными образами при их воплощении в изобразительной деятельности;

• формирование эстетических ценностей художника, свободного от логико-рассудительных формальных поисков, как это предписывают традиции китайской живописи и т.д.

Говоря о развитии полихудожественной образовательной среды в системе дополнительного художественного образования, необходимо отметить, что становятся важными исторические ретроспективные подходы, обогащающие систему художественного образования уникальностью глубоких императивов поликультурными основами живописного искусства.

Критерий глубины и самобытности китайской живописи тушью позволяет по-новому взглянуть на окружающий мир, многогранность которого может быть уникально передана с помощью простых вещей.

Своеобразный минимализм, проявленный в линии, пятне и монохромной гамме, позволяет художнику самовыразиться наиболее уникальным способом, избегая принципа искусственного втор-5 жения в искусстве.

§ Наитие художника, делающее его кисть интуитивной и управляемой на данной основе, проявляем ется как со-творение, руководимое истинным за-5В мыслом живописи.

Литература

1. Богаделина М.Е. Особенности пейзажного жанра в китайской живописи тушью XX-XXI вв. // Манускрипт. - 2018. - № 8 (94). -С. 97-101.

2. Калабухова Е.В. Изобразительное искусство как средство познания мира: художественное и научное обобщение // Культурная жизнь Юга России. - 2016. - № 4. - С. 40-45.

3. Лисьих Л.В. Стратегия и тактика культурного развития личности на уроках изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Между-нар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 124-126.

4. Люй Цзинь. Развитие живописи тушью в китайских детских иллюстрированных книгах: традиция и современность // Молодой ученый. - 2017. - № 29. - С. 100-106.

5. Сиднева Т.Б. Граница как пространство взаимодействия культур и ее значение для современной культурологии (в диалоге с М.С. Каганом) [Электронный ресурс] // Взаимодействие культур и современная культурология. -С. 446-448. - URL: https://docviewer.yandex.ru/ view/0/?page=1

6. У Гуаньюй. Изобразительное искусство древнего Китая: истоки и значение // Молодой ученый. - 2017. - № 7. - С. 576-579.

7. Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Метафизика природы: искусствоведческий анализ Т. Бурк-хардта китайской пейзажной живописи // Искусство Евразии. - 2017. - 3 (6). - С. 104-113.

8. Ян Гуан. Из истории развития художественного образования и традиционной живописи Китая // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 1. - С. 197-201.

didactic-methodological potential of teaching Chinese painting in carbon as a factor of the development of a poly-art educational environment in a system of additional education

Hu Jidong,

Moscow state regional university

The article actualizes the problem of revealing the didactic-methodological potential of teaching Chinese painting in the system of additional art education. The author considers this problem from the standpoint of the need to develop innovative educational trends in art education. The innovativeness of these trends is updated by the author in the concepts of the formation of a multi-artistic educational environment, which enriches the cultural experience of students and its integration into their own creative visual activity. The article discusses the philosophical and ideological foundations of Chinese traditional painting. The author reveals the philosophical principles of artistic and aesthetic activity that determine the relationship in painting of three main components: image, calligraphy, word (poetry), emphasizing the common ground of the historical development of each of these components. The article substantiates the stylistic unity of Chinese ink painting and Chinese calligraphy through the formation of a special role of the calligraphic line in traditional fine art. The author identifies the main aspects of the didactic-methodological potential of teaching Chinese ink painting in the system of additional art education. The importance of teaching Chinese ink

painting for the development of a multi-artistic educational environment is substantiated.

Keywords: Chinese ink painting, didactic-methodological potential, philosophy of fine art of China, polyart educational environment, system of additional art education.

References

1. Bogadelina M.E. Features of the landscape genre in Chinese ink painting of the XX-XXI centuries. // Manuscript. - 2018. -No. 8 (94). - P. 97-101.

2. Kalabukhova E.V. Art as a means of understanding the world: artistic and scientific generalization // Cultural life of the South of Russia. - 2016. - No. 4. - P. 40-45.

3. Lisikh L.V. Strategy and tactics of the cultural development of the individual at the lessons of fine art in the elementary grades of a comprehensive school // Actual problems of modern ped-

agogy: materials of the VI Intern. scientific conf. (Ufa, March 2015). - Ufa: Summer, 2015. - P. 124-126.

4. Lu Jin. The development of ink painting in Chinese children's illustrated books: tradition and modernity // Young Scientist. -2017. - No. 29. - P. 100-106.

5. Sidneva T.B. Border as a space for the interaction of cultures and its significance for modern cultural studies (in dialogue with M.S. Kagan) [Electronic resource] // Interaction of cultures and modern cultural studies. - S. 446-448. - URL: https://docview-er.yandex.ru/view/0/?page=1

6. Wu Guangyu. Fine Art of Ancient China: Origins and Importance // Young Scientist. - 2017. - No. 7. - P. 576-579.

7. Fotieva I.V., Shishin M. Yu. Metaphysics of nature: an art criticism analysis by T. Burkhardt of Chinese landscape painting // Art of Eurasia. - 2017. - 3 (6). - P. 104-113.

8. Yang Guang. From the history of the development of art education and traditional painting of China // Theory and practice of social development. - 2013. - No. 1. - P. 197-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.