Научная статья на тему 'Дидактика технологического образования: социальные аспекты изучения технологий'

Дидактика технологического образования: социальные аспекты изучения технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ / TECHNOLOGICAL EDUCATION / DIDACTICS OF TECHNOLOGICAL EDUCATION / TYPES OF TECHNOLOGY / HIGH TECH / STUDYING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махотин Д.А., Твердынин Н.М.

Раскрывается одна из дидактических проблем технологического образования, связан-ная с изучением технологий в подготовке обучающихся. Авторы предлагают научное обоснование взаимосвязи высоких, традиционных, устаревших и архаичных техноло-гий. Делается вывод о том, что выбор технологий в содержании обучения зависит не только от дидактических, но и от социальных и экономических причин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactics of technological education: learning technology and it’s social aspects

The article expands one of didactical problems of technological education, problem that is related to learning about technology and teaching students. Authors present the scientic conception that describes the connection between high, traditional, old and archaic technology.

Текст научной работы на тему «Дидактика технологического образования: социальные аспекты изучения технологий»

УДК 37.031.4

Д.А. МАХОТИН, Н.М. ТВЕРДЫНИН

ДИДАКТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Раскрывается одна из дидактических проблем технологического образования, связанная с изучением технологий в подготовке обучающихся. Авторы предлагают научное обоснование взаимосвязи высоких, традиционных, устаревших и архаичных технологий. Делается вывод о том, что выбор технологий в содержании обучения зависит не только от дидактических, но и от социальных и экономических причин. Ключевые слова: технологическое образование, дидактика технологического образования, виды технологий, высокие технологии, изучение технологий в образовании.

The article expands one of didactical problems of technological education, problem that is related to learning about technology and teaching students. Authors present the scientific conception that describes the connection between high, traditional, old and archaic technology.

Keywords: technological education, didactics of technological education, types of technology, high tech, studying technology.

Модернизация технологического образования, в котором на современном этапе развития школы в соответствии с научно-техническим и социальным развитием общества заинтересованы разные целевые группы потребителей и заказчиков, поднимает проблемы, во многом носящие дидактический характер, в частности, такие как:

• научное обоснование и разработка нового содержания технологического образования;

• изучение современных (в том числе и высоких) технологий и технических систем;

• выделение основных форм учебной и трудовой деятельности школьников;

• отбор наиболее эффективных для достижения целей технологического образования форм и методов обучения, способов и систем формирова-

© Махотин Д.А., Твердынин Н.М., 2017

ния практических (технологических) умений и навыков в процессе предметно-практической и проектно-иссле-довательской деятельности.

Ключевым вопросом содержания технологического образования становится то, какие технологии должны изучать школьники на уроках технологии в обновленном содержании обучения. Отдавать ли приоритет изучению высоких технологий с ориентацией на перечень перспективных, которые станут основой производства в новом технологическом укладе к 2035-2040 гг., определяя общий уровень технического развития общества. Или же необходимо, как и в прежних программах технологической подготовки школьников, изучать традиционные технологии обработки конструкционных материалов -древесины, металлов, тканей, - которые представляют фундамент производства индустриального общества и позволяют школьникам на их примере

осваивать основы созидательной преобразовательной деятельности и универсальные технологии, такие как проектирование, конструирование, исследование? При этом, конечно, можно говорить и о включении в содержание учебного материала знаний о высоких технологиях, научных достижениях в области техники и технологиях, прорывных технологиях с небольшими исследовательскими работами и возможностью понаблюдать эти технологические процессы с помощью экскурсий либо виртуально.

Выбор того или иного пути развития содержания технологического образования зависит не только от социального заказа или мнения экспертных групп, но и от научного исследования данного вопроса, которое может предложить те или иные классификации существующих технологий, критерии их отбора в содержании обучения, обосновать необходимые условия и проблемы их изучения в технологической подготовке обучающихся.

Несмотря на то что однозначной классификации технологий сегодня не существует, многие авторы в своих исследованиях и научно-методических публикациях говорят о существовании так называемых высоких, современных или традиционных, устаревших или архаичных технологий.

Представленный авторский взгляд на взаимосвязь различных видов технологий в динамике научно-технического и опосредованно социального развития общества схематически изображен на рисунке.

Двойные стрелки между прямоугольниками характеризуют ту тесную взаимосвязь и взаимодействие, которыми связаны все четыре вида техно-

логий. Без такого взаимодействия сама схема и предлагаемая классификация теряет смысл. Стрелки справа от прямоугольников показывают то влияние, которое оказывают более современные технологии на уже существующие. Например, принципиально новый материал может качественно улучшить уже имеющиеся конструкции и технологии их производства. Иллюстрацией этого может служить появление надувных резиновых камер, что в конце девятнадцатого - начале двадцатого века буквально «поставило на колеса» велосипеды, мотоциклы и автомобили, изменив транспорт и в целом транспортную систему. До этого все попытки по созданию движущихся по земле «самобеглых» устройств, оканчивались неудачей, хотя и был наработан достаточно большой инженерно-конструкторский капитал. Дальнейшее развитие авто-, мото- и велоконструкций привело к необходимости активизировать поиски новых материалов, поскольку изначальное сырье для производства резины - природный каучук - не могло добываться в необходимых и все время возрастающих масштабах. Именно поэтому была создана технология получения искусственного каучука, которая для первой половины прошлого века, безусловно, должна быть отнесена к сфере высоких технологий.

Пунктирные стрелки, расположенные слева от прямоугольников, отвечают тем связям, которые возникают, когда какое-либо техническое устройство или технологический прием, относящиеся к архаичным технологиям, могут быть востребованы на новом уровне научно-технического развития. Это важно не только по отношению к собственно технической состав-

ляющей, но и учебно-методической, связанной с логической последовательностью обучения технике и технологиям.

Примером подобных связей может

быть необходимость обучения будущих моряков, которым предстоит плавать на современных кораблях, вязанию морских узлов и приемам обращения с парусами.

Соотношение различных видов технологий в динамике общественного развития

Размер прямоугольников на рисунке иллюстрируют относительное соотношение различных видов технологий относительно друг друга, но при этом следует учитывать, что ни о каких абсолютных значениях, отвечающих площадям данных прямоугольников, речь не идет. Практически в каждый исторический период данное соотношение будет изменяться. Естественно, что доля высоких (для конкретного исторического момента) технологий практически никогда не станет доминирующей, поскольку при их массовом внедрении они перейдут в категорию современных технологий. При этом те разработки и способы их создания, которые начнут осваиваться производством как перспективные, а иногда будут находиться лишь в стадии «обкатки» в различных научно-технических центрах, пополнят сегмент высоких технологий. Те же из со-

временных технологий, которые в ходе научно-технического развития вытесняются из массового производства, но продолжают достаточно широко использоваться в быту, постепенно переходят в разряд традиционных. Наконец, технологии, которые уже практически не используются вследствие их низкой эффективности, но имеют определенное социально-культурное значение, переходят в разряд архаичных.

Иллюстрацией взаимосвязи всех четырех рассмотренных видов технологий могут служить те из них, которые применяются в деревообработке. Высокоточный инструмент с уникальными программами, благодаря которым из дерева можно получать сложные профили с идеальной поверхностью и толщиной, не превышающей толщину бумажного листа, - пример высоких технологий. Современные станки

с ЧПУ, используемые для массового производства мебели и обеспечивающие изменение размеров по желанию заказчика с точностью до миллиметра, - пример современных технологий. Обычное использование пилы и рубанка - пример традиционных технологий. Примером же архаичных технологий в этом случае служат те, которые используются при реконструкции древних исторических артефактов, например древних деревянных судов или жилищ. Это отказ от работы пилой и рубанком (их заменяют топор и скобель).

Естественно, что на процесс применения тех или иных технологий максимально влияют экономические факторы. Более новые технологии часто не могут быть внедрены, поскольку изначальные расходы на новое оборудование и материалы слишком велики. Именно поэтому принципиально новые технологии достаточно часто впервые получают распространение в военной сфере, где стремление получить преимущество над противником любой ценой может оправдывать расходы на технические новшества. Но данный вопрос при всем его многообразии и неоднозначности выходит за рамки данной статьи.

Необходимо также отметить такой социальный аспект, который достаточно сильно влияет на предпочтения, возникающие при изучении всех без исключения видов техники и технологий. Образовательное пространство представляет в социальном плане среду с высокой степенью неоднородности. Изучение высоких технологий является приоритетным не только для профессионального образования, но и для общего и дополнительного образования, поскольку социальный заказ на

качественно новых специалистов позволяет улучшить материальную базу учебных заведений и за счет появления новых направлений и специализаций увеличить прием обучаемых или сохранить его на прежнем уровне. Преподавательский корпус (как и всякая социальная структура, находящаяся в стратификационном поле) стремится сохранить свои позиции без изменений и поэтому заинтересован в тиражировании специалистов по уже отработанным схемам. Одновременно, обучаемые стремятся к получению более модных профессий, которые, как правило, связаны с перспективными, передовыми технологиями.

Бюрократические же структуры пытаются отчитаться в выполнении социально-политического заказа (внедрение высоких и современных технологий в процесс подготовки) и одновременно не заниматься этой деятельностью в реальных масштабах, поскольку данная работа часто требует ломки существующих шаблонов, пересмотра нормативной базы и реальной деятельности по созданию соответствующих специализированных мастерских и лабораторий, подготовки специалистов, разработке методического обеспечения.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что процесс внедрения обучения инновационным технологиям в образование и создания качественно нового, часто также инновационного методического обеспечения, представляет не просто сложный многостадийный процесс, но и является при этом процессом многофакторным. Он зависит не только от научно-технических характеристик и параметров учебного процесса, но и от целого ряда социальных и экономических причин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кальней В.А., Махотин Д.А. Технологическое образование в постиндустриальном обществе // Вестник РМАТ. 2015. № 3. С. 68- 76.

2. Махотин Д.А., Кальней В.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 65-68.

3. Махотин Д.А. Технологическая грамотность обучающихся как результат общего образования // Профильная школа. 2015. Т. 3. № 2. С. 8-15.

4. Твердынин Н.М., Махотин Д.А. Техно-

логическое образование в современном социуме: монография. М.: Агентство «Мегаполис», 2012.320 с.

5. Твердынин Н.М. Социальные проблемы, порождаемые несовершенством современного технологического образования // Информации - Коммуникации - Общество (ИКО -2016): труды XIII Всероссийской научной конференции. 21-23 января 2016 г. СПб.: Изд. СПбГЭТУ, 2016. С. 322-325.

6. Твердынин Н.М. Технознание и техно-социум: взаимодействие в образовательном пространстве: монография. М.: Агентство «Социальный проект», 2008. 320 с.

УДК 371.7

А.К. СИВЦЕВА, С.Н. ФИЛИППОВА

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Приводится обоснование необходимости формирования у молодежи субъектности как выражения психологических качеств самостоятельности, уверенности в собственных силах, активного поведения и физической подготовленности на основе проведенного авторами педагогического эксперимента. Субъектность является важнейшей личностной основой формирования здорового образа жизни и учебно-познавательной активности учащихся и студентов.

Ключевые слова: субъектность, активность, здоровый образ жизни, здоровье, физическая культура, туризм, факторы риска нездорового образа жизни.

In the publication there are proved the necessity of shaping young people's subjectivity as the expression of psychological features of self-dependence, self-confidence, active behavior and physical fitness, which is based on the authors' pedagogical experiment. Subjectivity is the most important personal basis ofshaping healthy life-style, cognitive and educational activity ofstudents.

Keywords: subjectivity, activity, healthy life-style, health, physical training, tourism, risk factors of unhealthy life-style.

Социально-экономическое развитие нашей страны предъявляет новые требования к качеству воспитания и образования учащихся и студентов. Перед общеобразовательной и профессиональной школой ставятся совершенно новые учебные и воспитательные задачи в условиях обновления всех сторон жизни общества, назревшей необходимости перехода от экономики потребления к экономике созидания. Появляется необходимость в формировании нового типа мышления, активного стиля деятельности, ориентированного на более эффективное решение производственных, социальных, культурных задач во всех сферах жизни человека и общества [7]. Актуализируется общественная потребность в воспитании человека как уникальной личности - творца своей судьбы, активного профессионала и гражданина. Поэ-

© Сивцева А.К., Филиппова С.Н., 2017

тому особую значимость сегодня приобретает субъектная выраженность индивида, исследование процесса развития человека как субъекта, становления его потребности самореализации. В связи с этим воспитание и обучение приобретают статус общественных влияний - субъективирующей, развивающей и формирующей направленности [1]. Воспитательные воздействия могут быть эффективными лишь в том случае, когда личность осознает и принимает их, проявляет сотрудничество с педагогами в личностном развитии и активность в личностных преобразованиях. Таким образом, приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектно-сти учащихся и студентов по отношению к себе, ко всем своим действиям, к обществу [3].

В подростковом и раннем юношеском возрасте происходит интенсивное развитие личности. Это период об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.