ДИДАКТИКА И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
А.В. Гагарин
Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Проспект Вернадского, дом 84, корп. 1, Москва, Россия, 119606
В предлагаемой статье определена ключевая миссия учебной дисциплины «Методология и методы социально-психологического исследования» в профессиональной подготовке психолога посредством систематизации уже имеющейся теоретико-прикладной подготовки и опыта практической деятельности, а также предоставления реальной возможности для осмысления/переосмысления дальнейшего собственного профессионального и личностного пути. В этом контексте раскрыты дидактические и практические аспекты реализации дисциплины (целесодержательные, компетентностные, учебно-содержательные, структурно-организационные, образовательно-технологические, учебно-информационные, образовательно-рефлексивные, информационно-методические).
Ключевые слова: социально-психологическое исследование, планирование и организация, психолог, профессиональная подготовка, дидактика, опыт реализации.
Учебная дисциплина «Методология и методы социально-психологического исследования» — важная и неотъемлемая часть теоретико-методологической и прикладной профессиональной подготовки психолога. Ее содержание априори предполагает интегративный характер, поскольку ее ключевая миссия в том, чтобы подготовить практика, обладающего как теоретической базой — в плане осмысления, так и прикладной — в плане организации конкретного (социально-психологического) исследования в структуре той или иной сферы психолого-практической деятельности.
В 2014—2015 уч. г. мы разработали и апробировали оригинальную версию данной дисциплины, адресованную студентам очной формы, обучающимся по программе «Психология служебной деятельности» в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. В данном варианте «дидактической адаптации» дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин, ее общая трудоемкость составила 144 часа (4 кредитные единицы). Однако несомненно, что данная дисциплина с той или иной долей корректировки целей, задач, перечня компетенций, соответствующего содержания, технологических форм и методов, может быть успешно реализована и на таких уровнях подготовки как магистратура и аспирантура по направлению «Психология».
Оригинальность замысла, а также методическая новизна предлагаемого курса обусловлена тем, что дисциплина в соответствии с учебным планом читается на том этапе обучения в высшем учебном заведении, когда студент приступает к планированию собственного научного исследования (выпускной квалификаци-
онной работы). В это время большинство студентов не имеют четкого представления о специфике системного планирования и выполнения выпускной работы в целом о миссии такого исследования в личностно-профессиональном развитии специалиста и в частности о важном этапе систематизации уже имеющейся теоретико-прикладной подготовки и полученного в условиях учебных практик опыта профессиональной деятельности как о реальной возможности для осмысления/ переосмысления дальнейшего собственного личностного и профессионального пути.
В связи с этим системообразующая дидактическая идея указанной «адаптации» связана с организацией в рамках преподавания дисциплины, начиная с первого занятия, системной работы с «идеальной» (формально-логической) схемой научного исследования (рис. 1).
Рис. 1. Идеальная» (формально-логическая) схема научного исследования
При этом осмысление формальной логики построения и осуществления теоретического и эмпирического социально-психологического исследования происходит посредством совместного взаимодействия в системе «преподаватель — студент», которое нацелено на реальное планирование студентом собственного выпускного исследования (на основе интеграции имеющейся теоретико-практической подготовки и опыта, а также полученной новой учебно-профессиональной информации в течение семестра), включающего выявление проблемы в изучении социально-психологического явления, формулировку соответствующей темы, определение методологических характеристик исследования с их письменной фиксацией в формате процедурно-методологической схемы (таблица).
Таблица
Процедурно-методологическая схема научного исследования
Тема Содержит в себе формулировку объекта и предмета исследования, указание на цель исследования и его завершенность, сущность проблемы исследования
Проблема Определяется в формате противоречия (противоречивой ситуации, которая требует своего решения) или вопроса «Что до сих пор неизвестно науке в определенной области исследования?»
Цель Логически вытекает из проблемы
Объект Процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбирается для изучения (общее)
Предмет То, что находится в границах объекта (частное)
Гипотезы Гипотеза 1 Гипотеза 2 Гипотеза 3
Задачи Задача 1 Задача 2 Задача 3
Положения новизны Положение новизны 1 Положение новизны 2 Положение новизны 3
Методы Методы 1 Методы 2 Методы 3
База Теоретическая база Теоретическая/ эмпирическая база Эмпирическая база
Защищаемые положения Защищаемое положение 1 Защищаемое положение 2 Защищаемое положение 3
Параграфы Параграф 1 Параграф 2 Параграф 3
Выводы Вывод 1 Вывод 2 Вывод 3
Общее заключение с научно-практическими рекомендациями
Наш опыт показывает, что такая «дидактическая адаптация» не только повышает заинтересованность студентов в изучении дисциплины, но и способствует образовательной рефлексии собственных целей, задач и результатов, ожидаемых по окончании вузовской подготовки. А указанные схемы (см. рис. 1, таблицу) служат дидактической опорой для разработки каждым студентом стратегии индивидуальной учебно-исследовательской деятельности в ходе подготовки выпускной квалификационной работы.
Исходя из вышесказанного, принципиально важно то, что схема, представленная в таблице, используется как основа для выполнения двух заданий к зачету, которые студенты получают уже на первых двух вводных занятиях. Так, в текущем учебном году студентам было предложено провести процедурно-методологический анализ одной из защищенных диссертаций по социальной психологии и заполнить бланк указанной схемы по его итогам (задание первое); раз-
работать в процессе освоения дисциплины «Методология и методы социально-психологического исследования» процедурно-методологическую схему (план-проспект) собственного выпускного исследования (задание второе). На заключительном занятии студенты докладывали о результатах проведенного процедурно-методологического анализа диссертации по социальной психологии, а также презентовали собственное спланированное научное исследование.
Основная цель дисциплины — сформировать у студентов знания, умения и навыки, позволяющие методологически корректно планировать и проводить валидное научное социально-психологическое исследование, строить соответствующие обзоры научной литературы, формулировать исследовательские гипотезы и задачи исследования, выбирать и использовать в практике конкретные методы и методические приемы социально-психологического исследования (в том числе теоретические и эмпирические, неинструментальные и инструментальные), осуществлять сбор и обработку данных, формировать непротиворечивую интерпретацию полученных результатов и обоснованные выводы, подготавливать отчеты о проделанной работе.
Как уже было отмечено ранее, учебная дисциплина «Методология и методы социально-психологического исследования» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин программы подготовки психолога (специалитет). Это может свидетельствовать прежде всего о том, что формируемая в процессе освоения этой дисциплины профессионально-психологическая культура и компетентность специалиста психологии должны войти органичной и неотъемлемой составной частью в структуру его профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины логически связно с содержанием дисциплин «Методологические основы психологии», «Социальная психология» и «Психодиагностика» и служит «компетентностной» базой, прежде всего, для эффективной научно-исследовательской работы студента, успешной подготовки и защиты им выпускной квалификационной работы.
В этой связи практическая реализация дисциплины принципиально, содержательно, технологически и методически направлена на освоение студентами личностно-профессиональных (общекультурных, собственно профессиональных и социально-личностных компетенций). При этом под компетенцией понимается «способность и готовность человека самостоятельно применять в том или ином контексте различные элементы знаний и умений» (определение OECD в рамках общеевропейского процесса формирования «Европейской системы квалификаций»).
Освоение студентом общекультурных компетенций в рамках данной дисциплины (ОК-8) предполагает прежде всего развитие способности владеть культурой научного мышления, анализировать логику рассуждений и высказываний. К этому следует добавить освоение компетенций, связанных с эффективным использованием на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, выбором адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы; переоценкой накопленного опыта, анализом своих возможностей; оформление, представлением в устной и письменной форме результатов выполненной работы.
Освоение профессиональных компетенций предполагает в научно-исследовательской деятельности развитие следующих способностей: обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК-20); осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования (ПК-21); планировать и организовывать проведение эмпирических исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований (ПК-22); готовить научные отчеты, обзоры, публикации и рекомендации по результатам выполненных исследований (ПК-23); планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований (ПК-24).
Анализ содержания и специфики курса «Методология и методы социально-психологического исследования», его целей и задач как учебной дисциплины, привел нас к необходимости конкретизировать перечисленные выше компетенции. И в данном случае следует говорить о личностно-профессиональных компетенциях когнитивного и функционального характера.
Освоение профессиональных компетенций когнитивного характера предполагает продуктивное использование психологом в профессиональной деятельности теорий и понятий, а также «скрытых знаний», приобретенных в опыте. В процессе освоения дисциплины студенты расширяют знания, ориентирующие их в социально-психологической теории, приобретают знания в области методологии социально-психологического исследования, специфики его основных этапов и процедуры в целом; основных параметров оценки и способов достижения его объективности, достоверности и валидности.
Освоение профессиональных компетенций функционального характера предполагает умения, навыки, «ноу-хау», а также то, что человек должен уметь делать в профессиональной сфере.
Специалист-психолог должен уметь: анализировать логику рассуждений и высказываний; обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования; осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования; планировать и организовывать проведение эмпирических исследований, обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения, анализировать и интерпретировать результаты исследований.
Специалист-психолог должен владеть навыками разработки рабочих планов и программ проведения научных исследований и методических разработок, подготовки отдельных заданий для исполнителей; подготовки научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований; планирования и организации и психологического сопровождения внедрения полученных разработок.
В плане расширения перечня компетенций, которые определены действующим ФГОС ВПО и которые должен приобрести каждый студент в рамках освоения
рассматриваемой дисциплины, следует сказать о важности и необходимости формирования и компетенций социально-личностных, как то: компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятель-ностного характера.
Исходя из вышесказанного, мы определили соответствующее содержание курса, включающего четыре образовательных блока, которые обозначены нами как лекционно-практические модули (ЛПМ).
ЛПМ-1. Методологические аспекты социально-психологического исследования и особенности его планирования. Вводное лекционно-практическое занятие: методология, метод и методика социально-психологического исследования; методологические принципы социально-психологического исследования; система теоретических, эмпирических и прикладных методов социально-психологического исследования. Некоторые особенности теоретических методов социально-психологического исследования (проектирование, моделирование, интерпретация литературных источников; анализ, синтез, обобщение, типологизация, индукция, дедукция, мысленное моделирование): построение контент-матрицы на примере анализа понятия «Личность»; теоретическое моделирование на примере создания проекта развивающей образовательной системы. Методологическая (системная) структура теоретического и эмпирического исследования, универсальная формально-логическая схема психологического исследования. Особенности планирования конкретного (теоретико-эмпирического) социально-психологического исследования, его этапы и программа. Общая схема научного исследования: процессуальные особенности, основные требования к организации теоретико-эмпирического исследования. Процедурно-методологическая схема конкретного социально-психологического исследования [1].
ЛПМ-2. Неинструментальные методы социально-психологического исследования. Психодиагностика личности в процессе общения: по физическому облику (антропологические, физиологические, функциональные, паралингвистические, тактильно-кинестезические особенности); по социальному облику (особенности внешности и ролевого поведения, речевые, экстралингвистические, проксеми-ческие, деятельностно-поведенческие особенности). Интегративная опорная схема для психодиагностики личности в процессе общения с ней. Физиогномика: экспресс-оценка черт личности по антропологическим и антропометрическим признакам; составление физиогномического портрета личности. Психографология: экспресс-оценка черт личности по почерку и автографу; составление психографологического портрета личности [3; 8; 13].
ЛПМ-3. Инструментальные (психодиагностические) методы социально-психологического исследования. Психология общения: определение навыков эффективного общения; восприятие и понимание людьми друг друга; оценка коммуникабельности; диагностика особенностей поведения в конфликте. Психология личности и межличностных отношений: социально-психологическая диагностика ценностно-смысловой сферы личности; социально-психологическая диагностика мотивационной сферы личности; процедуры измерения установок; диагностика социально-психологических установок личности; социально-психоло-
гическая диагностика когнитивных и Я-характеристик личности: самоотношений и отношений; личность и межличностные отношения; социально-психологическая диагностика социальных отношений. Психология руководителя: лидерство и руководство: единство и различие; стиль и ролевая направленность деятельности руководителя. Психология групп: социально-психологический уровень развития группы; социально-психологический климат в группе; социально-психологическая диагностика статусно-ролевых характеристик личности [2; 4; 7; 9-12]
ЛПМ-4. Планирование теоретического и эмпирического социально-психологического исследования. Особенности и требования к организации научного исследования, формулировка его темы (критерии выбора, требования, типичные ошибки). План-проспект и план-структура. Теоретическое исследование, его этапы и планирование. Особенности сбора первичной научной информации. Эмпирическое исследование, его планирование и методы. Отражение программы эмпирического исследования в его формальной структуре. Этапы (программа) эмпирического исследования и особенности планирования его содержания. Эксперимент в психологии: противоречия и точки зрения. Эксперимент в общей системе методов психологического исследования, его роль и место в системе конкретного психологического исследования. Социально-психологический эксперимент: сущность, виды, структура, содержание. Особенности планирования, организации, проведения различных видов эксперимента. Системная композиция научного исследования и подготовка его разделов (актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, эмпирическая база, методы исследования, положения новизны, теоретическая значимость, защищаемые положения, практическая значимость, апробация, выводы по главам, заключение). Системная композиция научного доклада. Особенности публичной защиты и презентации результатов. Подготовка научных публикаций (статьи в рецензируемых журналах). Подготовка тезисов выступлений на научных конференциях [5].
Каждый указанный лекционно-практический модуль в структурно-организационном плане включает, как правило, несколько спаренных занятий, объединенных единой проблематикой. Так, в оригинальной версии ЛПМ-1 (введение, методология), ЛПМ-2 (неинструментальные методы социально-психологической диагностики), ЛПМ-3 (инструментальные методы социально-психологической диагностики) восемь четырехчасовых занятий, а ЛПМ-4 (планирование и организация теоретико-эмпирического социально-психологического исследования) включают каждый по четыре четырехчасовых занятия.
Как уже было отмечено ранее, зачет по учебной дисциплине «Методология и методы социально-психологического исследования» проводится в формате устной рефлексии курса: обсуждение результатов процедурно-методологического анализа конкретного социально-психологического исследования; обсуждение и корректировка процедурно-методологических схем собственных выпускных исследований.
В информационно-методическом отношении дисциплина обеспечена специально созданным для этого электронным дидактическим ресурсом «Методология и методы социально-психологического исследования» [5], где представлена пол-
ная ее версия в электронном формате, что дает возможность и для самостоятельного дистанционного ее освоения.
Далее, поскольку реализация компетентностного подхода в высшем образовании (в том понимании, в котором он активно развивается сегодня в отечественной практике) направлена на широкое использование активных/интерактивных форм, то в образовательно-технологическом плане все занятия построены на основе интерактивного педагогического взаимодействия и включают совместное выполнение конкретных практических заданий по актуальным проблемам и вопросам планирования социально-психологического исследования.
Учитывая это обстоятельство и тот факт, что в результате освоения курса каждый студент должен спланировать собственное конкретное социально-психологическое исследование и такое планирование осуществляется непрерывно и совместно с преподавателем (начиная с определения проблемы и формулировки предполагаемой темы и заканчивая разработанной процедурно-методологической схемой как стратегическим документом для учебно-исследовательской деятельности), мы не считаем дидактически обоснованным выделять лекцию, практическое занятие, семинар, круглый стол как самостоятельные организационные формы.
В данном случае продуктивным (в плане конечного результата) становится формат проведения занятия именно как лекционно-практического. Будучи инте-гративным, он включает такие элементы активных/интерактивных форм, как обсуждение, дискуссия, беседа, индивидуальное практическое задание, в основе которых лежит механизм устной и письменной рефлексии учебного содержания. При этом устная рефлексия содержания дисциплины побуждается как в специально организованном, так и в стихийном обсуждении проблемы.
Учитывая приоритет первой позиции (целенаправленная педагогическая организация таких форм обучения), дидактической опорой для определения «верного» (в тематическом, теоретическом, прикладном плане) направления устной и письменной рефлексии могут служить специальные дидактические карты (опорные схемы), подготовленные, например, с позиций того или иного направления психологической науки и практики (рис. 2), а также частные дидактические схемы, выполненные на их основе (рис. 3).
Социально-психологическое исследование (СПИ):
процесс получения новых научных знаний об объекте СПИ:
А.
Г
Человек/личность в группе, его/ее социально-психологические взаимодействия
Процессы Механизмы Условия Факторы
межличностного взаимодействия межгруппового взаимодействия и т.д.
_.._)
поведения и деятельности развития личности в группе развития конкретной группы
V
предмет СПИ
Рис. 2. Дидактическая карта (опорная схема) «Социально-психологическое исследование»
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ». КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК: «РАЗРАБОТКАТЕМЫ ВЫПУСКНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
«_»(тема)
процесс получения новых научных знаний об объекте: Л
( Человек... Процессы: Механизмы: Л
КАКОГО/ИХ Т-ЯВЛЕНИЯ/ИЙ?
Условия:
Факторы:
J
V предмет
Рис. 3. Дидактическая карта (опорная схема) «Разработка темы выпускного исследования»
Механизм письменной рефлексии содержания дисциплины лежит в основе другого (интерактивного) элемента курса, о котором говорилось выше, — самостоятельной разработки в рамках планирования собственного теоретического и эмпирического исследования по предполагаемой теме выпускной квалификационной работы ее процедурно-методологической схемы (см. таблицу) и фиксации в письменной форме его (исследования) соответствующих методологических характеристик. Задание к письменной рефлексии (в нашем варианте это два случая: 1 — осмысление проблематики собственного выпускного исследования; 2 — анализ предложенной диссертации по социальной психологии в рамках подготовки к зачету (см. выше)) при общей своей свободе конструктивно дополняется за-данностью с учетом ее актуальности, особенностей студента (имеющийся личный профессиональный опыт), соответствие специальности (психология управления, клиническая психология и т.д.), наличием теоретической и эмпирической базы, возможностью выполнения в конкретном образовательном учреждении. Принципиальное значение данной формы в том, что она актуализирует и системно направляет деятельность студента по подготовке выпускной квалификационной работы, позволяет ему задуматься (зачастую впервые) над темой собственного научного изыскания, предварительно сформулированной в совместной деятельности с преподавателем в рамках курса.
Очевидно, что осмысление студентом той или иной актуальной проблематики социально-психологических исследований, тех или иных вопросов современной социальной психологии в целом, в том числе в процессе совместного планирования собственного исследования, может быть затруднено в связи с недостаточным уровнем базовой подготовки, в частности по общей и социальной психологии. Поэтому важно, что реализация рекомендуемой нами дидактической поддержки [5] при соответствующем педагогическом сопровождении постепенно выводит студентов на иной (системный и рефлексивный, а не хаотичный и интуитивный) уровень планирования и организации собственного научного иссле-
дования, приводит к развитию культуры устного выступления, умения слушать и слышать других, оценивать собственные возможности, а в идеале — к определению себя как субъекта профессиональной подготовки «здесь и сейчас», к актуальной и осмысленной потребности в ней как важнейшей детерминанте личностного и профессионального движения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Анцупов А.Я. и др. Проблемы психологического исследования. — М.: Студия «Этника», 2007. [Ancupov A.Ja. i dr. Problemy psikhologicheskogo issledovanija. — M.: Studija «Etnika», 2007].
[2] БатаршевА.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. [BatarshevA.V. Psikhodiagnostika sposobnosti k obshheniju, ili Kak opredelit organizatorskie i kommunikativnye kachestva lichnosti. — M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999].
[3] Зазыкин В.Г. Психология проницательности. — М.: Изд-во РАГС, 2002. [Zazykin V.G. Psikhologija pronicatelnosti. — M.: Izd-vo RAGS, 2002].
[4] Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Отв. ред.
A.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. — М.: ИП РАН, 1990. [Metodiki socialno-psihologicheskoj diagnostiki lichnosti i gruppy / Otv. red. A.L. Zhuravlev, YA. Khashhenko. — M.: IP RAN, 1990].
[5] Методология и методы социально-психологического исследования. — [Электронный ресурс]. — URL: http://eco-anthropology.ru/metodologiya-i-metody-spi/ (дата обращения 16.02.15) [Metodologija i metody socialno-psikhologicheskogo issledovanija. — [Elektronnyj resurs]. — URL: http://eco-anthropology.ru/metodologiya-i-metody-spi/ (data obrashhenija 16.02.15)]
[6] Научное исследование (теория и методика): Учеб. пособие / Под ред. В.В. Лебединского. — М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. [Nauchnoe issledovanie (teorija i metodika). Ucheb. posobie / Pod red. V.V Lebedinskogo. — M.: Izd-vo MNEPU, 1995].
[7] Общая психодиагностика: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. [Obshhaja psihodiagnostika: Ucheb. posobie / Pod red. A.A. Bodaleva, V.V Stolina. — M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1987].
[8] Панасюк А.Ю. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. [Panasjuk A.Ju. A chto zhe v dejstvitelnosti na ume u Vashego sobesednika? — Rostov n/D.: Feniks, 2007].
[9] Потемкина О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности / Под ред. В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной // Методы психологической диагностики. — М., 1993. — С. 79—86. [Potemkina O.F. Metody diagnostiki socialno-psikhologicheskih ustanovok lichnosti / Pod red. YN. Druzhinina, T.V Galkinoj // Metody psikhologicheskoj diagnostiki. — M., 1993. — S. 79—86].
[10] Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. [Prikladnaja socialnaja psikhologija / Pod red. A.N. Suhova, A.A. Derkacha. — M.: Izd-vo prakticheskoj psihologii; Voronezh: Izd-vo NPO «MODJeK», 1998].
[11] Социально-психологический практикум: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.
B.В. Гриценко. — Балашов: Николаев, 2014. [Socialno-psikhologicheskij praktikum: Uchebno-metodicheskoe posobie / Avt.-sost. YV Gricenko. — Balashov: Izd-vo Nikolaev, 2014].
[12] Фетискин Н.П., Миронова Т.И. Социально-психологическая диагностика личности и группы: Психодиагностический практикум. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. [Fetiskin N.P., Mironova T.I. Socialno-psikhologicheskaja diagnostika lichnosti i gruppy: Psikhodiagnosticheskij praktikum. — Kostroma: Izd-vo KGU im. N.A. Nekrasova, 2001].
[13] Фулфер М. Искусство чтения по лицу. — Мн.: Поппури, 2006. [Fulfer M. Iskusstvo chtenija po litcu. Mn.: Poppuri, 2006].
DIDACTICS AND EXPERIENCE OF TEACHING THE COURSE "THE METHODOLOGY AND TECHNIQUES OF SOCIAL PSYCHOLOGICAL RESEARCH"
A.V. Gagarin
Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 84/1, Pr. Vernadskogo, Moscow, Russia, 119606
The submitted article defines the key mission of the training course «The methodology and techniques of socio-psychological research» for the professional education of the psychologist. This training is based on: a) systematization of the relevant theoretical and practical base; b) the experience of one's professional activities; c) an opportunity to reflect on one's own professional and personal development. The didactic and practical aspects of the realization of the training course (informative, competency-based, academic content, structural and organizational, educational and technological, educational-reflexive, information and methodological) have been disclosed.
Key words: social psychological research, planning and organizing, psychologist, training, didactics and teaching experience.