Научная статья на тему 'Дидактика электронного обучения'

Дидактика электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2000
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГФОРМЫ / E-LEARNING / DIDACTICS / EDUCATIONAL PARADIGM / EDUCATIONAL MODEL / EDUCATIONAL CONTEXT / EDUCATIONAL ORGANIZATIONAL FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенников Сергей Александрович

В статье рассматриваются причины появления новой (постиндустриальной) образовательной парадигмы и влияние ИКТ на образовательные модели. Даны основы дидактики современного образования. Обосновывается важность управления образовательным контекстом. Предложена иерархическая модель использования контекста в образовательном процессе. Выделены дидактические принципы управления образовательной средой как совокупностью профессиональной, учебной и социальной сред. Составлен перечень оргформ, которые могут использоваться при реализации моделей смешанного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern e-learning didactics

The article considers reasons behind the development of a new postindustrial educational paradigm and the effects of ICT on educational models. The basic principles of modern education didactics are presented. The importance of educational context management is shown. A hierarchic model for educational context is proposed. The author identifies didactic principles of educational environment management as a combination of professional, learning and social environments and lists the organizational forms applicable to implementation of blended learning models. Contextual, andragogic and developing approaches are regarded as the general.

Текст научной работы на тему «Дидактика электронного обучения»

дренные в отечественных учебных заведениях. Победители конкурса определены в номинациях «Методика», «Контент», «Педагогический сценарий» и «Образовательный проект».

Всего в конференции “MOSCOW Education Online 2010” приняли участие более 400 российских специалистов и иностранных экспертов, представлявших порядка 100 высших и средних учебных заведений и около 40 компаний-производителей.

Литература

1. Рубин Ю.Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. М.: Мар-кет ДС, 2009.

2. Браун А., Бимроуз Дж. Инновационные

образовательные технологии (Проблемы практического использования) // Высшее образование в России. 2007. № 4.

3. Самойлов В.А., Семкина Т.А. UNIQUE -

Европейский знак качества в e-Learning // Высшее образование в России. 2008. № 11. С. 50-56.

4. www.hextlearn.eu

5. http://www.sevaq.eu/

6. Elliott J. Action Research for Educational

Change. Milton Keynes (OUP), 1991; Hudson B. An overview of the nature, approach, activities and techniques of action research in the context of ICT use. Umea University, 2008.

7. http://open-quality.org/

RUBIN YU, SOBOLEVA E. E-LEARNING QUALITY MANAGEMENT ACCORDING TO EUROPEAN STANDARDS

In this article some e-learning quality standards and European projects on e-learning quality assessment are considered.

Keywords: E-learning, standards, quality assurance, quality assessment.

с.а. щенников, профессор, Дидактика

ректор электронного

Международный институт г

менеджмента ЛИНК обучения

В статье рассматриваются причины появления новой (постиндустриальной) образовательной парадигмы и влияние ИКТ на образовательные модели. Даны основы дидактики современного образования. Обосновывается важность управления образовательным контекстом. Предложена иерархическая модель использования контекста в образовательном процессе.

Выделены дидактические принципы управления образовательной средой как совокупностью профессиональной, учебной и социальной сред. Составлен перечень орг-форм, которые могут использоваться при реализации моделей смешанного обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, дидактика, образовательная парадигма, образовательная модель, образовательный контекст, образовательные оргформы.

Актуальность заявленной темы обус- наиболее консервативным элементом обще-

ловлена очевидным фактом неспособности ства, его принципы остаются неизменными

образования в его традиционном понима- несколько столетий, со времен зарождения

нии и воплощении подготовить человека к ростков промышленной революции и появ-

продуктивной жизни в современных обще- ления дидактики Я. Коменского. К ключе-

ственно-экономических условиях. вым причинам, порождающим новые треНа фоне стремительных изменений об- бования к образованию, относятся следу-

щественной жизни образование оказалось ющие:

• радикальное ускорение темпов обновления знаний и рост их разнообразия;

• усиление конкуренции во всех сферах деятельности, включая рынок труда;

• повышение риска от принятия решений и степени неопределенности в ситуациях, где выстраиваются и реализуются индивидуальные жизненные стратегии и стратегии совместной деятельности людей.

В основе динамики современного образования лежит диалектическое противоречие: общество ожидает от него обеспечения, с одной стороны, стабильности и преемственности, с другой - развития, которое приобретает все более инновационный характер.

Непрерывный поток изменений, в котором оказался человек, сформировал вызов, связанный с необходимостью приобретать новые компетенции на протяжении всей жизни и «через всю жизнь ». Как следствие, образовательные модели, которые навязывались человеку “на всю жизнь”, начиная с первого классного урока и заканчивая формальным институтским циклом, становятся абсолютно неприемлемыми. В настоящее время можно говорить о появлении новой, постиндустриальной парадигмы образования [1]. Основополагающие идеи, лежащие в ее основе, даны в табл. 1. в оппозиции принципам классической парадигмы.

чения в современном образовании в отрыве от анализа контекста образовательной парадигмы, малопродуктивно. Нет также смысла обсуждать специфические проблемы «электронной дидактики» вне общеди-дактическихподходов. При этом уяснение общих идей неклассической постиндустриальной парадигмы на сегодня представляется наиболее актуальной задачей.

Дело в том, что электронное обучение, будучи примененным в рамках классической парадигмы - через технологическое совершенствование традиционной университетской модели, - приводит лишь к усилению имеющихся противоречий и делает признаки ее кризиса еще более выпуклыми (внедрение е^еагшгщ в данном случае понимается как «помещение» профессора в веб-среду). Неудача ряда проектов электронного обучения кроется не в техническом несовершенстве, а в ущербности базовой образовательной модели, в рамках которой происходит внедрение новых технологий. Здесь можно провести аналогию с провалом «телевизионных университетов »: их неудача не есть свидетельство низкого качества телевизионных каналов либо самих по себе лекций. Корни кроются в ограниченности классно-урочной модели как таковой.

Сильнейшим аргументом в поддержку

Таблица 1

Классическая парадигма Неклассическая парадигма

1. Основная миссия образования - подготовка подрастающего поколения к жизни и труду 1. Основная миссия образования - обеспечение условий самоопределения и самореализации личности

2. Человек - простая система 2. Человек - сложная система

3. Знания - из прошлого («школа памяти») 3. Знания - из будущего («школа мышления»)

4. Образование - передача ученику известных образцов знаний, умений, навыков («образцева-ние») 4. Образование - созидание человеком мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры

5. Ученик, студент - объект педагогического воздействия, обучаемый 5. Ученик, студент - субъект познавательной деятельности, обучающийся

6. Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого 6. Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося

7. «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого 7. Активная, творческая деятельность обучающегося

Исследование эффективности совре- неклассической парадигмы стали современных образовательных технологий и, в менные теории управления знаниями в

частности, роли и места электронного обу- организациях. Основополагающие идеи

современной дидактики и теорий управления знаниями, по существу, смыкаются: признается значительное разнообразие видов знаний (помимо научных), определяющих успешное поведение людей, а также многообразие механизмов создания, потребления и обмена знаниями. При этом чрезвычайно важной оказывается деятельностная интерпретация знания как формы и результата целенаправленной (индивидуальной или групповой) деятельности, осуществляемой в определенном контексте, а его свойства (адекватность, ценность, полнота и т.п.) ставятся в зависимость от компетентности субъектов деятельности.

Необходимым условием формирования современной образовательной модели является осмысленное це-леполагание.

Опираясь на имеющиеся в педагогической науке позиции, можно

уровень) - понимание сущности явлений, их теоретическая интерпретация, способность видеть противоречия, самостоятельно формулировать и разрешать проблемные ситуации,проблемы и задачи.

Данные уровни (рис. 1) соответствуют продвижению обучающегося по ступеням: от знания через понимание к творческой деятельности и к развитию универсальных способностей личности, т.е. от получения первых научных представлений до создания индивидуального образовательного продукта.

Поведенчески-

деятельностный

Информационный уровень

уровень

Творческий (способностный) уровень

Личностно-смысловой уровень

ЗНАТЬ

Знакомство и

понимание

теорий

УМЕТЬ

Применение теорий для решения стандартных задач

ВЛАДЕТЬ

Применение

способов

деятельности,

мыслительных

стратегий для

решения

нестандартных

задач

БЫТЬ

Установки, ценности, отношение к миру, делу,

другим, себе

Обучение""

Образование

Знать и понимать, Знать, как делать Знать,что делать Знать и понимать,

что и как знать какжить

Рис. 1. Идея развития компетентности

выделить четыре уровня развития познавательных возможностей (способностей) обучающихся:

• ЗНАТЬ (онтологический уровень) -распознавание концепций, теорий, идей как результат запоминания соответствующей информации;

• УМЕТЬ (поведенческо-деятельно-стный уровень) - воспроизведение усвоенного содержания обучения, применение известных теорий для решения типовых учебных задач;

• ВЛАДЕТЬ (способностный уровень) - умение применять полученные знания для решения нестандартных задач в изменяющейся обстановке;

• ТВОРИТЬ (личностный, смысловой

Можно выделить, по крайней мере, три причины необходимости «восхождения» от

информационного уровня целеполагания к личностно-смысловому. Во-первых, в современных условиях от человека требуется продуктивное поведение, чему отнюдь не способствуют репродуктивные образовательные модели. Во-вторых, для людей становится все более важным не то, что они делают, а то, кем они являются, или их представления о том, кем они являются. В-третьих, успех совместной деятельности определяется не только совокупностью индивидуальных компетенций, но и наличием общих идеологических моделей, ценностей, установок, проявляющихся через организационную культуру.

Предложенная классификация уровней целеполагания не является единственной, однако принципиально важна иерархичность целей и их устремленность к бытийно-смысловому уровню. Дифференциация целей создает почву для обоснованного выбора педагогических методов и средств и в конечном счете позволяет выбрать образовательную модель. При этом отличительной особенностью современных образовательных моделей является открытость, прозрачность границ между учебной и профессиональной деятельностью обучающегося.

Процесс целеполагания при таком понимании образования, в отличие от традиционного обучения, не ограничивается постановкой учебных целей; последние формулируются здесь в контексте противоречий и проблем профессиональной деятельности специалиста. Не секрет, что большинство образовательных программ чаще всего ненамеренно ограничивают цели (а следовательно, и результаты) обучения максимум первыми двумя уровнями. Отсюда необоснованное отождествление безграничных технологических возможностей работы с информацией с надеждой на повышение полезности образования. Развитие педагогики, направленное на достижение целей более высокого уровня, является драйвером инноваций в образовательных системах. При этом инновационный потен-

циал ИКТ может использоваться для достижения новых образовательных целей и не быть самоцелью.

В традиционной образовательной парадигме, где доминирует лекционная форма работы, голова профессора рассматривается как уникальное хранилище сокровенных знаний. При этом само образование выступает как «интерфейс» между полем книжных знаний, отраженных в наборе учебных дисциплин, и головой студента.

В электронном обучении доступ к контенту существенно упрощен, возможности его выбора приумножаются буквально ежечасно. В состязание по созданию различных средств электронного обучения и электронных модулей включились специализированные фирмы, имеющие возможность нанимать для производства «отчуждаемого » контента не только преподавателей вузов, но и специалистов-практиков. В дальнейшем не исключены дифференциация и перераспределение функций на уровне всего образования. Одновременно ведущие учебные заведения выставляют свои курсы в открытом доступе (в МИМ ЛИНК таких курсов выставлено около 50).

Между тем конкретные преимущества формируются, на наш взгляд, не за счет уникального контента, а за счет способности формирования и управления контекстом. Именно контекст придает контенту ценность знаний.

Здесь уместно процитировать Г. Минц-берга: «Нигде и никогда вы не найдете в управлении единственного правильного пути, нет универсального “практического” решения проблемы... Придется снова вернуться к черепу с костями и отпечатывать этот угрожающий знак на всех публикациях, посвященных приемам управления: “Внимание! Опасно, если применять вне контекста”». Предупреждение адресовано бизнес-образованию. Однако может быть в разумной степени распространено и за его пределы.

Итак, мы полагаем, что в настоящее время главным становится не контент, а кон-

текст. Конкуренция между учебными заведениями перемещается в пространство вовлечения, создания, измерения и управле-

ния контекстом. При таком подходе происходит смещение акцента с дизайна и информационного наполнения контента, а также с коммуникационно-технологических средств его доставки в сторону процесса сопровождения (delivery). Это значит, что без эффективного «тьюторинга» усилия «дизайнеров» в большинстве случаев будут напрасны.

Нужно также подчеркнуть, что при этом образовательная среда формируется как единство социальной, производственной и учебной сред. На рис. 2 показана многоуровневая модель использования контекста в образовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целенаправленное управление контекстом при использовании электронного обучения сопровождается двумя особыми обстоятельствами. Первое обстоятельство связано с индивидуальным стереотипом восприятия лавинообразной информации. Отмечено, что под влиянием “информаци-

онного натиска” у части людей размывается адекватное восприятие реальности. Реальность подменяется сиюминутностью (latest). Люди с недоразвитым системным мышлением находятся во власти «свежих новостей» в их вульгарной и тривиальной форме. Это порождает невнимание и недоверие к собственному опыту, ощущениям, идеям. Второе соображение взято из области социальной психологии и связано со спецификой бурно развивающихся виртуальных сообществ (community) как наблюдаемых (идентифицируемых) организмических моделей поведения и общения, основанных на дружбе, знакомствах, признании ритуалов, общем понимании, языке. Community противоречат традиционному обществу (society), демонстрирующему гипериндивидуализм,а также механистические, конкурирующие недолговечные взаимоотношения.

Учет этих обстоятельств позволяет расширить границы привычного педагогического репертуара. Трансформируется само образовательное пространство. Полноценное поддержание, присутствие и управление “on-line learning community” возможно только при наличии образовательного сообщества, а также сообществ практиков и виртуального сообщества (рис. 3). Первое сообщество поддерживается тьютор-ской средой, методистами, директорами курсов. Второе - администраторами, руководителями региональных центров, маркетологами. Виртуальное сообщество -

Рефлексия способов анализа и преобразования контекста

Преобразование реального контекста

Анализ реального контекста обучающегося

Моделирование контекста в пространстве учебной деятельности

Изучение контекста, заданного кейсом

Описание чужого контекста либо опыта преподавателя Мысленное моделирование контекста преподавателем

Ограничение контекста пространством научной дисциплины

Рис. 2. Уровни включенности контекста в образовательную деятельность

Образовательные

Сообщества

практики

Сообщества

on-line

обучающихся

Виртуальное

сообщество

Рис. 3. Образовательное пространство как объединение сообществ

неотъемлемый атрибут современной ассоциации выпускников.

Таким образом, основы дидактики электронного обучения должны пониматься в терминах деятельности, выходящей за рамки традиционной трактовки образовательного процесса. Здесь можно выделить следующие дидактические принципы, носящие универсальный характер.

Принцип деятельности. Деятельностная сторона образования должна превалировать над информационной. Это означает, что содержание учебных материалов выстраивается вокруг основных видов деятельности обучающегося, а организация процессов обучения основывается на рефлексии обучающимся собственного опыта и результатов своей учебной деятельности.

Принцип поддерживающей дружественной среды. Возможность осуществления определенных коммуникаций в Интернете позволяет снимать психологические барьеры (страх перед взятой на себя ответственностью и боязнью неудачи) и в итоге способствует раскрепощению обучающегося.

Принцип личностно-опосредованного взаимодействия. Преимущества технологии электронного обучения наиболее эф-

фективно раскрываются в моделях смешанного обучения (blended learning), где обязательным элементом является непосредственное общение обучающегося c тьютором. Только в «живом» общении можно отслеживать динамику изменения потребностей студента и траекторию его раз-вития;проводить экспертизу творческих результатов деятельности, решения нестандартных ситуаций; способствовать развитию креативных, коммуникативных и рефлексивных способностей.

Принцип открытости коммуникативного пространства. Организация образовательного процесса посредством интерактивных и оперативных занятий, реализуемых путем использования компьютерных телекоммуникаций, способствует открытости коммуникаций с точки зрения доступности создаваемого обучающимися образовательного продукта. Это дает дополнительные возможности для обсуждения результатов деятельности обучающихся и предоставления обратной связи в виде рекомендаций по развитию созданного образовательного продукта. Использование разнообразных средств: графики, анимации, звука и цвета, специальных эффектов, гипертекстов - позволяет проявлять и развивать индивидуальный творческий подход к создаваемым продуктам.

Принцип индивидуального подхода. В условиях резкого увеличения объема информации задачей обучающегося становится не запоминание, а отбор, конструирование личностно-ориентированного содержания, соответствующего индивидуальным потребностям каждого, что харак-

терно для развивающего подхода к образованию.

Разнообразие образовательной деятельности реализуется через совокупность оргформ, далеко не исчерпывающий список которых приведен ниже.

• Офф-лайн семинар (конференция)

• Передача полномочий

• Практическое занятие

• Презентация

• Проектно-аналитическая сессия

• Работа над проектом

• Работа с кейсами

• Ротация

• С амостоятельная работа

• Семинар

• Стажировка или производственная практика

• Тренинг

• Тьюториал

• Участие в проектах

• Индивидуальная защита проектов

• Групповая защита проектов

• Экзамен

• Вебинар

• Видеоконференция

• Видеолекция

• Виртуальная консультация

• Виртуальный тьюториал

• Воскресная школа

• Выполнение контрольных работ

• Деловая игра

• Консультация

• Конференция

• Коучинг

• Круговая обратная связь

• Лабораторная работа

• Лекция

• Мастер-класс

• Наставничество

• Образовательная экспедиция

• Образовательное состязание

• Семинар (конференция)

Работа в различных оргформах требует наличия у тьюторов (фаси-литаторов) особого набора компетенций, существенно отличающих-

ся от компетенций преподавателя, читающего лекции либо ведущего семинары. Однако эта тема - предмет отдельного рассмотрения.

В целом в основу современной дидактики электронного обучения в системе непрерывного образования следует положить как минимум три подхода.

Контекстный подход (обсуждался выше) рассматривает образовательную деятельность как модель динамического движения деятельности обучающихся. При этом выделяется три типа учебной деятельности: академический тип (традиционный подход), квазипрофессиональная деятельность (например, деловые игры и т.п.) и учебно-профессиональная деятельность (выполнение конкретных проектов, связанных с реальной практикой обучающихся).

Андрагогический подход предполагает учет особенностей обучения взрослых (физиологические, психологические характеристики, социальное положение, нравственная зрелость, экономическая зависимость или независимость, жизненный опыт, уровень самосознания и, что особенно важно, возможности ответственного самоуправления своей деятельностью).

Развивающий подход - это прежде всего целостный взгляд на личность обучающегося, где знания рассматриваются как средство, а не как самоцель. Результатом учебной деятельности является проявление

неких универсальных способностей, прежде всего мыслительных, коммуникативных, творческих, рефлексивных и формирование мышления - системного, процессного и критического. Главное здесь - не возможность решения данной конкретной задачи, а освоение способов решения задач определенного класса, причем в изменяющейся среде, с изменяющимися граничными условиями. При этом базовой становится деятельность продуктивная и творческая, деятельность же репродуктивная выполняет вспомогательную функцию.

В заключение подчеркнем, что затрону-

тые вопросы имеют принципиальное значение для стратегического самоопределения как отдельных учебных заведений, так и системы отечественного образования в целом. С дальнейшим развитием технологических средств актуальность обоснованного позиционирования электронного обучения в пространстве дидактических возможностей будет только возрастать.

Литература

1. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002.

SHCHENNIKOVS. MODERN E-LEARNING DIDACTICS

The article considers reasons behind the development of a new postindustrial educational paradigm and the effects of ICT on educational models. The basic principles of modern education didactics are presented. The importance of educational context management is shown. A hierarchic model for educational context is proposed.

The author identifies didactic principles of educational environment management as a combination of professional, learning and social environments and lists the organizational forms applicable to implementation of blended learning models.

Contextual, andragogic and developing approaches are regarded as the general.

Keywords: e-learning, didactics, educational paradigm, educational model, educational context, educational organizational forms.

Г.П. СЕМЕНОВА, доцент Северо -Западный государственный заочный технический университет

Подготовка инженерных кадров с помощью ДОТ

(опыт, результаты, перспективы)

Подготовка технических специалистов связана с наличием в вузе весьма дорогостоящих учебно-научных лабораторий, составляющих материально-техническую базу для формирования практических навыков будущих специалистов. Опыт СЗТУ в области разработки и внедрения инновационных образовательных технологий демонстрирует возможность и целесообразность практического применения дистанционных технологий подготовки инженерно-технических специалистов без отрыва от производства.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные обучающие технологии, система менеджмента качества, комплексирование технологий, управление качеством, инженерное образование, распределенная аудитория, компетенции.

В условиях экономического кризиса использование традиционных форм безотрывного обучения (вызов студентов-заоч-ников на две-три сессии в году, неоднократный выезд преподавателей универси-

тета в длительные командировки в структурные подразделения университета для организации учебного процесса на месте) существенно затруднено. Это обусловлено рядом факторов, и в первую очередь - от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.