Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МООК И ТЕХНОЛОГИИ "ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА" ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МООК И ТЕХНОЛОГИИ "ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА" ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МООК / СМООК / ХМООК / ТЕХНОЛОГИЯ "ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА" / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Л.В., Мартынова Ю.В.

В статье дается дидактическое обоснование реализации МООК и технологии «перевернутого класса» при обучении французскому языку в педагогическом вузе. Высшее профессиональное образование в настоящее время обязано следовать тем тенденциям и вызовам, которые отвечают требованиям формирующегося информационного общества. Неотъемлемой его частью становится развитие дистанционного обучения, использование которого позволяет повысить качество образования. Цель статьи - описание использования технологии «перевернутого класса» с применением таких относительно новых инструментов обучения, как Массовые Открытые Онлайн Курсы (МООК). Теоретический этап исследования предполагал анализ отечественной и зарубежной педагогической и методической литературы, образовательных стандартов и опыта решений по заявленной проблеме исследования. Для подтверждения эффективности результатов эксперимента применены методы эмпирических исследований (наблюдение и сопоставление). С целью подтверждения эффективности использовались качественные методы исследования. Авторы проанализировали существующие виды МООК (сМООК, хМООК). Опираясь на результаты проведенного анализа возможностей МООК в системе высшего образования и изучив особенности использования технологии «перевернутого класса», был разработан сМООК «Методика обучения французскому языку», целью которого стало повышение эффективности подготовки студентов педагогического университета к будущей профессиональной деятельности. Практическая значимость статьи заключается в обращении к работам отечественных и зарубежных исследователей в области разработки МООК и технологии«перевернутого класса», а также создании сМООК для изучения методики обучения французскому языку. Данная статья будет полезна практикам - преподавателям иностранного языка при обучении методике будущих педагогов, а также студентам, изучающим методику обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC JUSTIFICATION FOR IMPLEMENTING MOOCS AND THE “FLIPPED CLASSROOM” TECHNOLOGY IN THE FRAMEWORK OF CONTINUAL TEACHER TRAINING

The article provides a didactic justification for the implementation of MOOCs and the «flipped classroom» technology in the framework of continual pedagogical education. Higher professional education is currently obliged to follow the trends and challenges that meet the requirements of the emerging information society. An integral part of it is development of distance learning, the use of which can improve the quality of education. The purpose of the article is to describe the implementation of the «flipped classroom» technology using relatively new teaching tools such as Mass Open Online Courses (MOOCs). The theoretical stage of the study involved the analysis of domestic and foreign pedagogical and methodical literature, standards of education and experience in solving the stated research problem. To confirm the effectiveness of the experimental results, empirical research methods (observation and comparison) were applied. In order to confirm the effectiveness, qualitative research methods were used. The authors analyzed existing types of MOOCs (cMOOC, xMOOC). Based on the results of the analysis of the potential of MOOCs in the higher education system and having studied the features of using the technology of the «flipped classroom», a course «Methodology for teaching the French language» was developed. Its aim consists of increasing the efficiency of students training at a pedagogical university for future professional activities. The practical significance of the article lies in referring to the works of domestic and foreign researchers in the field of developing MOOCs and the «flipped classroom» technology, as well as creating CMOOCs for studying the methods of teaching the French language. This article will be useful for professionals involved in educating students the methodology of a foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МООК И ТЕХНОЛОГИИ "ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА" ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 372.881.1 Л. В. Мещерякова, Ю. В. Мартынова DOI: 10.24412/2225-8264-2021-2-26-31

Л. В. Мещерякова, Ю. В. Мартынова ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МООК И ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье дается дидактическое обоснование реализации МООК и технологии «перевернутого класса» при обучении французскому языку в педагогическом вузе. Высшее профессиональное образование в настоящее время обязано следовать тем тенденциям и вызовам, которые отвечают требованиям формирующегося информационного общества. Неотъемлемой его частью становится развитие дистанционного обучения, использование которого позволяет повысить качество образования. Цель статьи - описание использования технологии «перевернутого класса» с применением таких относительно новых инструментов обучения, как Массовые Открытые Онлайн Курсы (МООК). Теоретический этап исследования предполагал анализ отечественной и зарубежной педагогической и методической литературы, образовательных стандартов и опыта решений по заявленной проблеме исследования. Для подтверждения эффективности результатов эксперимента применены методы эмпирических исследований (наблюдение и сопоставление). С целью подтверждения эффективности использовались качественные методы исследования. Авторы проанализировали существующие виды МООК (сМООК, хМООК). Опираясь на результаты проведенного анализа возможностей МООК в системе высшего образования и изучив особенности использования технологии «перевернутого класса», был разработан сМООК «Методика обучения французскому языку», целью которого стало повышение эффективности подготовки студентов педагогического университета к будущей профессиональной деятельности. Практическая значимость статьи заключается в обращении к работам отечественных и зарубежных исследователей в области разработки МООК и технологии «перевернутого класса», а также создании сМООК для изучения методики обучения французскому языку. Данная статья будет полезна практикам - преподавателям иностранного языка при обучении методике будущих педагогов, а также студентам, изучающим методику обучения иностранному языку.

Ключевые слова: дистанционное обучение, МООК, сМООК, хМООК, технология «перевернутого класса», смешанное обучение.

ысшее профессиональное образование в

В настоящее время обязано следовать тем тенденциям и вызовам, которые отвечают требованиям

формирующегося информационного общества. Неотъемлемой его частью становится развитие дистанционного обучения в различных формах: e-leaming (дистанционное обучение) в чистом виде, m-leaming (мобильное обучение), blended-learning (смешанное обучение),

«перевернутые классы» (flipped classroom), Массовые Открытые Онлайн Курсы (МООК), Корпоративные Открытые Онлайн Курсы (COOC), Маленькие Частные Онлайн Курсы (SPOC), «серьезные игры» (Serious Games) и т.д. Онлайн-обучение позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы обучающихся при освоении материала.

М. Сидир определяет дистанционное обучение как «организованную структуру, завершенную, признанную как таковую ее субъектами, которая учитывает личностные особенности с индивидуальной и коллективной точки зрения и основывается на взаимодополняющих и

множественных обстоятельствах обучения, таких как время, место, человеческая и технологическая педагогическая медиация и наличие соответствующих ресурсов» [6]

Развитие дистанционного образования в российских высших учебных заведениях преследует три главные цели:

• педагогическая: гибкость и адаптивность, модульность обучения, индивидуализация, прием разных категорий лиц;

• стратегическая: привлечение обучающихся, повышение мотивации, положительное влияние, обмен знаниями;

• экономическая, политическая, культурная: рост значимости отечественного образования, повышение конкурентоспособности российской высшей школы на мировом образовательном рынке.

При этом в центре структуры дистанционного обучения находится именно педагогическая составляющая, поскольку организация процесса обучения в соответствии с новыми потребностями и запросами общества реализуется, прежде всего, посредством организации дидактического и методического компонента образования, а также с помощью организации тьюторской поддержки и педагогического сопровождения.

Рис.1. Педагогическая составляющая дистанционного обучения

Содержание и объем цифровых ресурсов и применяемого дистанционного обучения, учебным

цифрового контента, положенных в основу планом и программой осваиваемой дисциплины, а

методического компонента дистанционного также индивидуальными запросами обучающихся и обучения, определяются, прежде всего, видом методикой преподавания.

В центре структуры дистанционного обучения

ш=> Педагогическая составляющая Цифровые ресурсы

-

Содержание структури рованное, распланированное, интерактивное, организованное

Ресурсы для преподавания

Ресурсы для обучения

Библиография, вебография

Упражнения (разные формы)

Тесты для самопроверки

Рис. 2. Цифровые ресурсы в основе дистанционного обучения

В центре структуры дистанционного обучения

|«=|> Педагогическая составляющая

д—^ Производство цифрового контента

Преследуемая цель: интеропера Цельность и автоматическое распространение

обучение

Сописание модуль модуль модуль | модуль модуль модуль (

(^п реамбуп^) _ __

Материал дп&. скачивания /

(элемент) / /^лемект) /

раздел раздел

раздел

| Краткая справка 11 иллюстрация | тест

Рис. 3. Производство цифрового контента для дистанционного обучения

Признавая важность и необходимость развития дистанционного обучения в современном мире, нельзя забывать о значимости очного обучения в системе высшего образования, поскольку только личный контакт преподавателя и обучающегося может способствовать развитию самостоятельности и способности к созданию собственного образовательного и профессионального маршрута. Исходя из этого мы считаем именно смешанное обучение наиболее перспективной и гибкой формой реализации индивидуальных потребностей обучающихся и требований системы высшего профессионального образования в цифровую эпоху.

В современной методической науке проблеме дистанционного обучения с использованием МООК уделяется значительное внимание. Авторами термина MOOК стали Дэвид Кормиер из канадского Университета острова принца Эдуарда и Брайен Александер из Национального института технологий в либеральном образовании.

Поскольку в ходе непрерывного педагогического образования реализация массовых открытых онлайн-курсов будет наиболее успешной при совместной деятельности преподавателей и обучающихся, многие методисты отмечают необходимость работы в рамках смешанного обучения.

Для достижения целей смешанного обучения целесообразно использовать педагогическую технологию «перевернутого класса», авторами которой являются учителя химии Джонатан Бергманн и Аарон Самс.

Рассмотрим определение понятия Blended Learning, или смешанное обучение - это образовательная концепция, в рамках которой студент/школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии [1].

Реализация смешанного обучения в вузе становится возможной с развитием таких относительно новых инструментов обучения, как Массовые Открытые Онлайн Курсы (МООК) и технология «перевернутого класса».

Основной характеристикой МООК является открытость обучения для всех, свободный доступ к ресурсам.

Развитие МООК привело к выделению двух основных типов курсов: сМООК и хМООК. С точки зрения Т. Бейтса, в реализации хМООК, также как и в очном формате обучения, преподавателям предоставляются широкие возможности

самостоятельного выбора структуры и формы подачи материала, но в большинстве случаев они ограничены возможностями платформ. сМООК при этопмре

опирается на принципиально иную философию организации учебного процесса - это автономная позиция обучающегося, разнообразие инструментов, участников, содержания курсов и сфер знания, которым они посвящены, а также подлинная интерактивностью (включая совместную работу, общение, формирование нового знания) и открытость (в отношении доступа, действий и оценки) [3].

cМООК и xМООК имеют разную целевую аудиторию обучающихся. cМООК лучше всего подходят для самостоятельных студентов. xМООК организуют процесс обучения с опорой на подготовленные материалы с заранее определенными результатами, которых нужно достичь, и зачетами как свидетельством успешного завершения обучения [2].

Таким образом, хМООК могут быть представлены на платформах, используемых в российских высших учебных заведениях в качестве основных систем управления образованием, таких как Moodle.

Опираясь на результаты проведенного анализа видов и возможностей МООК в системе высшего образования, мы посчитали целесообразным разработку открытого онлайн курса «Методика обучения французскому языку», который можно отнести к сМООК, исходя из его характеристик. Данный курс совмещает несколько целей:

- подготовка студентов педагогического университета к будущей профессиональной деятельности за счет создания и реализации цифрового контента обучающего ресурса;

- реализация целей смешанного обучения за счет включения в образовательный процесс элементов очного обучения (освоение студентами дисциплин в рамках учебного плана) и дистанционного обучения (использование всех возможностей онлайн-обучения как в пределах образовательного портала университета, так и на сторонних ресурсах);

- повышение мотивации и конкурентоспособности обучающихся в соответствии с новыми задачами и требованиями информационного общества.

Разрабатываемый курс будет представлен на российской платформе Stepik, позволяющей бесплатно размещать открытые онлайн курсы. Данная платформа не имеет ограничений ни по количеству авторов курса, ни по количеству участников, позволяет участникам курса не только обсуждать выполняемые задания, но и участвовать в разработке и модерации курса, а также обмениваться накопленными знаниями и делиться полученными компетенциями, что в полной мере соответствует характеристикам сМООК.

Основные характеристики разрабатываемого курса гавлены в таблице 1.

Таблица 1

МООК «Методика преподавания французского языка»

Задания Инструментарий Средства коммуникации

• индивидуальные (задания, тесты, вопросники); • коллективные (проекты, дискуссионные группы) • образовательный портал ОмГПУ; • сторонние ресурсы (сайты, другие МООК); • дискуссионные форумы; • цифровые социальные сети • информационные страницы; • информационные письма, электронные письма; • события в сети (вебина-ры и т.д.)

Отметим, что предлагаемый курс реализуется в совместной деятельности преподавателей и обучающихся в рамках смешанного обучения. Следовательно, мы не предполагаем переносить все содержание обучения в онлайн-формат. Для достижения целей смешанного обучения, приведенных выше, нами предлагается реализовать педагогическую технологию «перевернутого класса», появившуюся в 2007 году. Авторами технологии перевернутого класса являются учителя химии Джонатан Бергманн и Аарон Самс [5].

Суть технологии «Перевернутый класс» состоит в том, что педагог записывает новую лекцию, затем он размещает ее на ресурсе, который доступен всем обучающимся. К лекции могут прилагаться задания, которые авторы данной технологии рекомендуют разрабатывать для того, чтобы обучающийся мог самостоятельно проверить насколько выданный педагогом материал был им усвоен. После изучения материала по данной технологии преподавателю необходимо обсудить пройденную тему. Для этого можно предложить выполнить упражнения, провести дискуссию, разработать проект.

В зарубежной методике выделяют три формы перевернутого обучения:

• Классическая модель. Суть данной модели состоит в том, что педагог знакомит студента заранее с тем материалом, с которым ему предстоит работать.

• «Продвинутая» модель. Эта модель носит условное название и предполагает, что студенты самостоятельно находят информацию по теме, а затем готовят тезисы, вопросы для обсуждения, которые они представят аудитории.

• Системная или комбинированная модель. Системная модель предполагает комбинирование первых двух моделей. Суть данной модели состоит в изменении последовательности изучения теории и практики.

Представив краткую характеристику трех моделей перевернутого класса, мы считаем, что последняя является наиболее интересной и отличной от модели традиционного обучения. Схожим для всех трех моделей будет только изменение функций преподавателя. Педагог, используя технологию перевернутого класса, оказывает педагогическую поддержку студенту, является организатором различных видов деятельности студента, выполняет роль консультанта.

Рассматривая системную модель

перевернутого класса, мы выделили ее основные компоненты, которые педагог должен принять во

внимание при подготовке урока по сценарию «перевернутого» класса:

1. Когнитивный. Преподаватель должен определить объем знаний, которые получат студенты.

2. Деятельностный. Этот компонент включает в себя все, что связано с практической работой студентов (поиск информации по теме, выполнение заданий, разработка материалов по теме и т.д.).

3. Организационный. Содержание данного компонента отражает деятельность преподавателя, который должен разработать или найти видео лекции и задания к ним, представить вспомогательные материалы, алгоритмы, шаблоны, которые помогут студентам при выполнении работ.

5. Оценочный. Преподавателю необходимо выработать систему оценивания работ студентов, продумать по каким критериям будет осуществляться выставление отметок. Студент должен заранее знать систему оценивания своей работы.

6. Рефлексивный. Данный компонент предполагает наличие обратной связи с обучающимися, что позволит преподавателю более детально продумать систему своей работы и уделить достаточно внимания каждому ученику.

Подробно изучив сущность технологии перевернутого класса, отметим, что данная технология может быть успешно использована при обучении иностранному языку в вузе, поскольку она отвечает требованиям современного ФГОС ВО +++, где большое количество часов отведено на самостоятельную работу студентов, а перевернутое обучение предусматривает значительное увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Таким образом, реализация МООК и технологии «перевернутого класса» в условиях современного непрерывного педагогического образования не только позволяет студенту педагогического вуза выстроить свой индивидуальный маршрут обучения, реализовав при этом необходимые познавательные и профессиональные потребности, а преподавателю вуза - реализовать индивидуальный подход к каждому студенту, но и помогает будущему педагогу увидеть в действии механизмы организации учебного процесса, которые будут ему необходимы в профессиональной деятельности в школе. Вынужденные условия массового перехода школ и вузов на дистанционное обучение обнажили ряд существенных проблем в организации процесса онлайн обучения, часть из которых может быть успешно решена с помощью МООК и технологии «перевернутого класса».

Библиографический список

1. Андреева, Н.В., Рождественская, Л.В., Ярмахов, Б.Б. Шаг школы к смешанному обучению. «Рыбаков фонд», «Открытая школа». Москва. 2016. - 282 С. — Текст : непосредственный

2. Шерман, Я. От "подрыва" к инновациям: о будущем МООК // Вопросы образования. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ot-podryva-k-innovatsiyam-o-buduschem-mook (дата обращения: 29.09.2019)

3. Bates, T. Comparing xMOOCs and cMOOCs: philosophy and practice. URL: https://www.tonybates.ca/2014/10/13/comparing-xmoocs-and-cmoocs-philosophy-and-practice/ (дата обращения: 29.09.2019)

4. Downes, S (2007, February 6). Msg. 30, Re: What Connectivism Is. Connectivism Conference: University of Manitoba. Message posted to http://ltc.umanitoba.ca/moodle/mod/forum/discuss.php?d=12 (Дата обращения: 23.09.2019)

5. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every DayInternational Society for Technology in Education, 2012. URL: http://i-lib.imu.edu.my/NewPortal/images/NewPortal/CompE-Books/Flip-Your-Classroom.pdf (Дата обращения: 15.09.2019)

6. Sidir, M. La communication éducative et les TIC : épistémologie et pratiques Coll. Traité des sciences et techniques de l'information, série : environnements et services numériques d'information, Cachan, Hermès Sciences-Lavoisier, 406 p. - 2009.

References

1. Andreeva N.V., Rozdestvenskaya L.V., Yarmakhov B.B. Shag shkoly v smeshannoe obuchenie [Step of the school to the blended learning]. Moscow: "Rybakov fond", "Otkrytaya shkola" 2016. 282 p.

2. Sherman Y. Ot "podryva" k innovatsiyam: o buduschem MOOK// Voprosy obrazovania. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-podryva-k-innovatsiyam-o-buduschem-mook (Accessed date: 29.09.2019)

3. Bates, T. Comparing xMOOCs and cMOOCs: philosophy and practice. URL: https://www.tonybates.ca/2014/10/13/comparing-xmoocs-and-cmoocs-philosophy-and-practice/ (Accessed date: 29.09.2019)

4. Downes, S (2007, February 6). Msg. 30, Re: What Connectivism Is. Connectivism Conference: University of Manitoba. Message posted to http://ltc.umanitoba.ca/moodle/mod/forum/discuss.php?d=12 (Accessed date: 23.09.2019)

5. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every DayInternational Society for Technology in Education, 2012. URL: http://i-lib.imu.edu.my/NewPortal/images/NewPortal/CompE-Books/Flip-Your-Classroom.pdf (Accessed date: 15.09.2019)

6. Sidir, M. La communication éducative et les TIC : épistémologie et pratiques Coll. Traité des sciences et techniques de l'information, série : environnements et services numériques d'information, Cachan, Hermès Sciences-Lavoisier, 406 p. - 2009.

DIDACTIC JUSTIFICATION FOR IMPLEMENTING MOOCs AND THE "FLIPPED CLASSROOM" TECHNOLOGY IN THE FRAMEWORK OF CONTINUAL TEACHER TRAINING

Julia V. Martynova

PhD in pedagogy, docent, Associate Professor of French at Omsk State Pedagogical University

Larissa V. Meshcheriakova

PhD in pedagogy, docent, Associate Professor of French at Omsk State Pedagogical University

Abstract. The article provides a didactic justification for the implementation of MOOCs and the «flipped classroom» technology in the framework of continual pedagogical education. Higher professional education is currently obliged to follow the trends and challenges that meet the requirements of the emerging information society. An integral part of it is development of distance learning, the use of which can improve the quality of education. The purpose of the article is to describe the implementation of the «flipped classroom» technology using relatively new teaching tools such as Mass Open Online Courses (MOOCs). The theoretical stage of the study involved the analysis of domestic and foreign pedagogical and methodical literature, standards of education and experience in solving the stated research problem. To confirm the effectiveness of the experimental results, empirical research methods (observation and comparison) were applied. In order to confirm the effectiveness, qualitative research methods were used. The authors analyzed existing types of MOOCs (cMOOC, xMOOC). Based on the results of the analysis of the potential of MOOCs in the higher education system and having studied the features of using the technology of the «flipped classroom», a course «Methodology for teaching the French language» was developed. Its aim consists of increasing the efficiency of students training at a pedagogical university for future professional activities. The practical significance of the article

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

lies in referring to the works of domestic and foreign researchers in the field of developing MOOCs and the «flipped classroom» technology, as well as creating CMOOCs for studying the methods of teaching the French language. This article will be useful for professionals involved in educating students the methodology of a foreign language teaching.

Keywords: distance learning, MOOC, cMOOC, xMOOC, the "flipped classroom" technology, connectivity, blended learning.

Сведения об авторах:

Мартынова Юлия Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой французского языка ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, e-mail: iulia79zavgorodneva@gmail.com).

Мещерякова Лариса Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры французского языка ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, е-mail: mescheryakovalarisa@gmail.com).

Статья поступила в редакцию 17.03.2021г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.