Научная статья на тему 'Дидактическое обеспечение дистанционных образовательных технологий в гуманитарном образовании взрослых'

Дидактическое обеспечение дистанционных образовательных технологий в гуманитарном образовании взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Елена Ивановна

Представлен авторский подход к дистанционному гуманитарному образованию взрослых, который включает реализацию четырех видов взаимодействия между участниками образовательного процесса (между обучающимся и учебно-методическим материалом, преподавателем, другими обучающимися и профессиональной средой), описан способ использования подхода в теории обучения взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическое обеспечение дистанционных образовательных технологий в гуманитарном образовании взрослых»

Динамика уровней компетентности старшеклассников в разработке жизненных планов (на этапах процесса), %

Этап Уровень

низкий средний высокий

эксп. контр. эксп. контр. эксп. контр.

Исходный уровень 28 29 67 63 5 8

Первый 16 26 66 62 28 12

Второй 15 26 53 60 32 14

Динамика - 13 - 3 - 6 - 3 + 27 + 6

собственной жизни, наиболее полного представления о пути самореализации и профессионального становления. На этом этапе ученикам предоставлялся максимум свободы, развертывалась ситуация рефлексии и вербализации принципов и норм «собственной системы работы», моделировалось ее применение при решении профессиональных задач. Учебные ситуации этого этапа были ориентированы на индивидуальное творчество старшеклассников. В результате наблюдались рост самостоятельности, активности, волевых качеств, профессионально ориентированное самообучение. К концу второго этапа были заметны положительные изменения во всех компонентах формируемой компетентности: ценностно-смысловом, операционно-логическом, эмоционально -волевом, рефлексивном. Число учащихся на высоком уровне в экспериментальной группе более чем в два раза превышало те же показатели в контрольной. Ясно проявлялось стремление старшеклассников расширить свой кругозор в областях, связанных с избираемой профессией, оценить и реализовать свою готовность к созданию собственной системы учебной деятельности.

Исследование позволяет сделать некоторые выводы. Жизненные планы современных старшеклассников формируются под влиянием множества социокультурных факторов, ведущим из которых при показанных выше условиях может стать профильное обучение.

Литература

1. Болотов, В.А. Компетентностный подход в образовании: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков //

Активная школа: Теория, практика, перспективы. М., 2005. С. 37 - 42.

2. Акулова, О.В. Современная школа: опыт модернизации / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова [и др.]. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. 290 с.

3. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

Е.И. КАРПОВА (Москва)

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ

Представлен авторский подход к дистанционному гуманитарному образованию взрослых, который включает реализацию четырех видов взаимодействия между участниками образовательного процесса (между обучающимся и учебно-методическим материалом, преподавателем, другими обучающимися и профессиональной средой), описан способ использования подхода в теории обучения взрослых.

С появлением информационно-коммуникационных технологий огромную популярность в нашей стране и за рубежом приобрело дистанционное образование, которое открыло новые возможности для развития образования взрослых.

© Карпова Е.И., 2008

Разработка проблем дистанционного образования за рубежом была начата еще в 60 - 70-е годы XX в. европейскими учеными (Ч. Ведемеер, Дж. Даниэль, Д. Киган, Дж. Куми, Г. Рамбл, Д. Раунтри, Б. Хол-мберг) и их американскими коллегами (Г. Кирсли, М. Мур, К. Смит, М. Томпсон и др.). Некоторые авторы посвятили свои исследования актуальной, на наш взгляд, проблеме дистанционного взаимодействия в образовательном процессе (Дж. Даниэль, М. Мур, Б. Холмберг).

Дистанционное образование в России, начавшее свое развитие в начале 90-х годов XX в., развивается по собственным законам, обусловленным социально-экономическими и политическими условиями, сложившимися в стране.

В настоящее время нормативно-правовая база дистанционного образования в Российской Федерации определена. Дистанционное образование существует и развивается не как отдельная форма получения образования, а как особые дистанционные образовательные технологии (ДОТ), используемые в рамках традиционных форм обучения [1].

В то же время основной проблемой российской системы дистанционного образования является отсутствие научно-методической базы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Разработанные в России концепции дистанционного обучения построены в основном на основе принципов-требований к учебно-методическому материалу и ориентированы на самостоятельную познавательную деятельность обучаемого (Ю.В. Аксенов, В.М. Вымятнин, В.П. Дем-кин, Г.В. Можаева, Е.С. Полат, А.Е. Петров, Т.В. Руденко и др.), в то время как одной из особенностей обучения взрослых является приобретение новых знаний в ходе совместного обучения, и согласно теории обучения взрослых обучающийся рассматривается не как объект, а как субъект образования (П. Жарвис, М. Ноулз, А. Роджерс, Р. Смит, Р. Фрай и др.).

Кроме того, до сих пор в системе дистанционного образования в полной мере не решены проблемы мотивации учебной деятельности обучающихся, индивидуализации и дифференциации обучения, разработки учебно-методических материалов,

воспитания обучающихся, взаимодействия субъектов образования, оценки качества дистанционного обучения и др.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена следующими факторами: современными тенденциями в обществе и сфере образовательных услуг, связанными с необходимостью образования на протяжении всей жизни человека и решения конкретных задач гуманитарного образования взрослых; развитием ДОТ и их внедрением в образование взрослых; недостаточной разработанностью концептуальной основы гуманитарного образования взрослых средствами ДОТ.

Под гуманитарным образованием взрослых мы понимаем совокупность знаний из области общественных наук, взаимосвязанные с ними практические умения и навыки, в том числе социального взаимодействия, а также способы овладения этими знаниями и их творческого приложения, направленные на общее развитие личности - умственное, духовно-нравственное и физическое [2].

Модель гуманитарного образования взрослых включает общие принципы (гуманизация образования, связь обучения с воспитанием, активность и самодеятельность обучающегося, сочетание трех видов образовательной деятельности: самостоятельной деятельности обучающегося, деятельности преподавателя и совместной деятельности обучающихся; опора на опыт обучающегося; возрастной подход; положительный эмоциональный фон; определение и реализация призвания и др.), содержание образования (построение с учетом потребностей личности в умственноинтеллектуальной, духовно-нравственной и физической сферах), методы организации учебной (самостоятельного изучения, интерактивные , практико-ориентированные, основанные на опыте обучающихся, творческие) и воспитательной деятельности (воспитания, самовоспитания, взаимовос-питания), современные средства обучения и воспитания (традиционные и инновационные) [3].

В качестве архитектурообразующего каркаса разработанной авторской модели гуманитарного образования взрослых с использованием ДОТ выступает взрослая личность, социально зрелая и активная,

являющаяся, с одной стороны, потребителем образовательных услуг, а с другой -руководителем и строителем собственной личности на основе деятельностного подхода.

Психолого-педагогическими основами дистанционного гуманитарного образования взрослых являются психологофизиологические особенности взрослого человека; андрагогические и акмеологи-ческие подходы к развитию взрослого; потребности взрослых в развитии личностных качеств в различных сферах личности; особенности телекоммуникационной среды и дистанционных обучающих технологий.

Концепция гуманитарного образования взрослых с использованием ДОТ включает общие дидактические принципы, указанные нами выше, и специфические принципы дистанционного обучения.

Специфические принципы концепции обеспечивают взаимодействие субъектов и объектов дистанционного образования. Это принципы интерактивности, единого темпа обучения, своевременной обратной связи. Кроме того, в концепцию включены принципы базовых знаний, гибкости, модульности, применения традиционных и дистанционных обучающих технологий и др. Остановимся отдельно на первых трех принципах, которые являются основополагающими.

Принцип интерактивности обусловлен тем, что образовательные задачи в гуманитарном образовании взрослых средствами ДОТ реализуются в совместной деятельности всех участников образовательного процесса, а также в интерактивной форме представления учебно-методического материала. При этом построение содержания, применение форм и методов организации образовательной деятельности осуществляются на основе четырех видов взаимодействия: между обучающимся и учебно-методическим материалом, между обучающимся и преподавателем, между обучающимся и другими обучающимися, между обучающимся и специалистами в изучаемой области / профессиональной средой [4].

Концепция гуманитарного образования взрослых средствами ДОТ реализуется за счет высокой интерактивности образова-

тельного процесса, выражающейся в постоянном взаимодействии субъектов образования друг с другом.

Принцип единого темпа обучения позволяет организовать эффективное взаимодействие обучающихся друг с другом в ходе образовательного процесса. Согласованность между индивидуальными учебными траекториями отдельных обучающихся и учебными траекториями класса или дискуссионной группы дает возможность обучающимся одновременно участвовать в виртуальных дискуссиях, выполнять совместные проекты и осуществлять другие виды учебной деятельности.

Принцип своевременной обратной связи способствует усилению мотивации учебной деятельности обучающегося. В системе образования помощь обучающемуся со стороны преподавателя всегда запаздывает. Образовательный процесс средствами ДОТ должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить своевременную обратную связь между преподавателем (методистом) и обучающимся, т. е. своевременную психолого-педагоги-ческую и техническую поддержку последнего. Кроме того, своевременная обратная связь предотвращает отсев обучающихся на начальном этапе обучения, еще до того, как между членами дистанционной группы установились доверительные взаимоотношения [5].

Содержание дистанционного гуманитарного образования взрослых и его структура обусловлены следующими факторами: психофизиологическими особенностями обучающихся, спецификой телекоммуникационной среды, различных групп обучающихся, направленностью личности и базовым уровнем знаний обучающегося, социальным заказом, государственными образовательными стандартами.

Субъектами дистанционного гуманитарного образования взрослых являются взрослые обучающиеся, преподаватели и профессионалы-консультанты.

Методы образовательной деятельности в гуманитарном образовании взрослых с использованием ДОТ мы классифицируем на основе четырех видов взаимодействия: между обучающимся и учебно-методическим материалом (изучение электронных источников, поиск информации

в Интернете, публикация на доске объявлений, ведение web-тетради, анализ конкретной ситуации (case study), самоконтроль и самооценка и др.); между преподавателем и обучающимся (беседа, инструктаж, консультация on-line/off-line, коррекция и оценка письменных заданий и др.); между участниками образовательного процесса (дискуссия on-line/off-line; учебный проект, ролевая игра (role-play), взаимоконтроль и взаимооценка и др.); между обучающимся и учебно-профессиональной средой (мониторинг, консультация специалиста, профессиональный проект и др.) [3].

Для реализации дистанционного обучения необходим минимальный набор компьютерных средств обучения: большой жесткий диск, достаточный объем памяти, разрешение экрана, сервисные программы, выход в Интернет.

В дистанционном гуманитарном образовании взрослых используются традиционные и информационно-коммуникационные средства обучения: печатные и электронные учебники, аудио- и видеоносители, проекторы, электронные библиотеки, компьютерные обучающие системы и др.

Средствами дистанционной коммуникации являются телефон, электронная почта, чат, форум, блог, Интернет-конференция, программы пейджинговой связи ICQ и QIP, программы аудио- и видеообщения Skype, Messenger, Netmeeting и др.

Использование ДОТ в гуманитарном образовании взрослых способствует не только технологизации учебного процесса, формализации гуманитарных знаний, но и формированию субъект-субъектных, диалоговых отношений между преподавателем и обучающимся, изменению характера обучения с авторитарного на личностно ориентированный. Кроме того, применение ДОТ в гуманитарном образовании взрослых развивает вербальную и невербальную коммуникацию у обучающихся, позволяет им приобрести навыки работы с новыми носителями информации, способствует освоению обучающимися учебных программ и отдельных дисциплин в удобном месте и в удобное время [6].

Проведенное исследование подтвердило эффективность предложенного подхода к гуманитарному образованию взрослых средствами ДОТ, включающего:

1) опору на общие принципы образования взрослых (активность, опыт обучающегося, связь обучения с воспитанием и др.) и частные принципы дистанционного образования взрослых (интерактивность, своевременная обратная связь, единый темп обучения, базовые знания, гибкость, модульность и др.);

2) содержание дистанционного образования взрослых, обусловленное решением комплекса задач, направленных на развитие интеллектуальной, духовно-нравственной и профессионально-трудовой сфер личности человека на протяжении всей его жизни;

3) различные формы организации образовательной деятельности, позволяющие реализовать творческий потенциал отдельной личности на основе интегрированного подхода как системообразующего элемента во взаимосвязи образовательной деятельности и различных сфер жизни и деятельности человека: личной, профессиональной, культурной, социальной;

4) комплекс специальных методов и приемов образовательной деятельности, реализующих различные виды взаимодействия в информационно-телекоммуникационной среде, а именно - между обучающимся и учебно-методическим материалом; обучающимся и преподавателем; между обучающимися; между обучающимся и учебно-профессиональной деятельностью.

Подтверждены выдвинутые нами пси-холого-педагогические условия, определяющие эффективность применения ДОТ в гуманитарном образовании взрослых: пси-холого-физиологические особенности взрослых обучающихся, специфика обучения взрослых, особенности информационно-телекоммуникационной образовательной среды и современных дистанционных обучающих технологий, применение обучающимися полученных знаний, умений, навыков, творческих сил в ходе собственной жизнедеятельности, новая роль преподавателя как соученика и соработника взрослого, развитие самодеятельности взрослого, взаимное обучение взрослых и др.

По результатам опытно-экспериментальной работы доказано, что применение ДОТ в гуманитарном образовании взрослых эффективно при следующих условиях: обеспечение регулярного взаимодей-

ствия между обучающимся и учебно-методическим материалом, обучающимся и преподавателем, обучающимся и другими обучающимися, обучающимся и практи-ко-профессиональной деятельностью в рамках комплекса организационных форм и методов образовательной деятельности, психолого-педагогической и технической поддержки обучающихся.

Литература

1. Об использовании дистанционных образовательных технологий: Приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 // Сервер Минобрнауки России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //www. edu.ru/db- mon/ mo/Data/d_05/ m137.html.

2. Карпова, Е.И. Гуманитарное образование взрослых средствами дистанционных обучающих технологий: перспективы развития / Е.И. Карпова // Постдипломное образование: вызовы времени: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 10 - 11 апр. 2007 г. (в печати).

3. Карпова, Е.И. Модель гуманитарного образования взрослых с использованием дистанционных обучающих технологий / Е.И. Карпова // Новые информационные технологии в образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 26 - 28 февр. 2007 г.: в 2 ч. // Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. Ч. 1. С. 53 - 55.

4. Карпова, Е.И. Взаимодействие в гуманитарном образовании взрослых средствами дистанционных образовательных технологий / Е.И. Карпова // Новые образовательные технологии в вузе: сб. тез. докл. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2007. С. 192 - 194.

5. Карпова, Е.И. Дополнительная мотивация учебной деятельности взрослых при обучении средствами дистанционных образовательных технологий / Е.И. Карпова // Информационные технологии в образовании: сб. тр. участников конф. М.: БИТ-про, 2006. Ч. IV. С. 45 - 46.

6. Карпова, Е.И. Проблема использования дистанционных образовательных технологий в гуманитарном образовании взрослых / Е.И. Карпова // Информационные и коммуникационные технологии как инструмент повышения качества профессионального образования: материалы III Междунар. Интернет-конф., 15 - 31 дек. 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ikt.rsvpu.ru/statyi/ shablon_uch.php?id = 32.

Б.А. КОМАРОВ ( Санкт-Петербург)

РАЗВИТИЕ ИДЕИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновывается необходимость введения интегративного компонента в состав каждого предмета как на операциональном уровне, так и на содержательном. Такими компонентами на операциональном уровне являются обобщенные приемы умственной деятельности и методы научного познания, а на содержательном -

универсальный словарь науки и ключевые, символические, знаковые категории культуры.

Даже отдельные результаты развития современного образования позволяют выявить наметившееся и все более углубляющееся противоречие между его требованиями, предполагающими все возрастающий объем информации по изучаемым дисциплинам, и психофизическими возможностями субъектов образовательного процесса.

В современных условиях возникает объективная необходимость взаимодопол-нительности специальных знаний в рамках единой картины мира. Реализация этой концепции применительно к образовательному процессу порождает необходимость выхода на метауровень образовательных систем и адекватных им технологий, обеспечивающих интеграцию учебных дисциплин на процессуальной основе, а также перенос умений когнитивного характера из одной сферы в другую.

Не противопоставляя содержание методу, следует подчеркнуть необходимость смещения акцентов в образовательном процессе на процессуальную область, ибо традиционные попытки реализации межпредметных связей на содержательном уровне в силу их многомерности и многоаспект-ности данную проблему разрешают весьма условно. Реализация межпредметных связей на методологическом уровне на процессуальной основе создает условия для целенаправленной подготовки учащихся к восприятию различных учебных дисциплин как единого целого, которое познается на основе единого механизма познавательного процесса. Тем самым подчеркивается объективная необходимость всех

© Комаров Б.А., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.