Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ СИСТЕМНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЕДИНСТВА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ И ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ СИСТЕМНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЕДИНСТВА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ И ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЫШЛЕНИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / ПОНЯТИЕ / МОДЕЛЬ / ИДЕАЛИЗАЦИЯ / АЛГОРИТМ / ВЫВОДНОЕ ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поляруш А. А.

Обосновывается идея о том, что системное моделирование представляет собой колоссальный дидактический потенциал, обеспечивающий формирование выводных знаний, поскольку основан на органическом единстве диалектики как высшей формы познания и формальной логики. Исследование представляет собой отражение практического педагогического опыта автора. Работа имеет междисциплинарный характер, выполнена на стыке философии, педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC METHOD OF SYSTEM MODELING BASED ON THE UNITY OF DIALECTICAL AND FORMAL LOGIC

The idea is substantiated that system modeling represents a colossal didactic potential that ensures the formation of deductive knowledge, since it is based on the organic unity of dialectics as the highest form of cognition and formal logic. The study is a reflection of the practical pedagogical experience of the author. The work has an interdisciplinary character, performed at the intersection of philosophy, pedagogy, and psychology.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ СИСТЕМНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЕДИНСТВА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ И ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ СИСТЕМНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЕДИНСТВА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ И ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-8-3-89-91

Аннотация. Обосновывается идея о том, что системное моделирование представляет собой колоссальный дидактический потенциал, обеспечивающий формирование выводных знаний, поскольку основан на органическом единстве диалектики как высшей формы познания и формальной логики. Исследование представляет собой отражение практического педагогического опыта автора. Работа имеет междисциплинарный характер, выполнена на стыке философии, педагогики и психологии.

Ключевые слова: учебный процесс, мышление, противоречие, понятие, модель, идеализация, алгоритм, выводное знание.

Федеральные государственные стандарты всех уровней образования предъявляют такое требование к выпускникам, как умение критически мыслить. Однако никакие до сих пор предложенные образовательные технологии не решают этой проблемы, ибо понятие критического мышления и его критериев теоретически недостаточно определены и, следовательно, проблема практически не решаема.

Окружающий мир обладает строгой структурированностью, следовательно, научное мышление, отражающее объективный мир в нашем сознании в процессе идеализации, также обладает этим признаком.

В научном мышлении органически соединяются формальная и диалектическая логика. Поскольку центральным понятием диалектики является противоречие. Педагогическая практика показала, что эффективной формой воплощения диалектики противоречия как всеобщего принципа отражения в мыслях сущности вещей выступает приём моделирования систем, которое в образовательном процессе выполняет несколько важнейших функций:

1) формирование выводных знаний как основы расширенного воспроизводства знаний;

2) формирование рационального мышления;

3) развитие системного принципа мышления;

4) формирование культуры полноценного общения;

5) реализация междисциплинарных связей как генерации опыта.

Дидактическими основаниями моделирования на основе диалектической и формальной логики выступают определённые теоретические положения.

1. Базовое концептуальное положение диалектики придаёт категории противоречия статус всеобщего принципа. Поэтому, следуя в фарватере диалектической логики в образовательном процессе, принцип противоречия в качестве такого должен быть осмыслен и в системе образования в целом, и в дидактике, в частности. Природа любой вещи есть единство противоположностей, заложенных в самом начале вещи в составе своих предпосылок, следовательно, начало вещи заключает в себе соответствующее диалектическое противоречие. И сущность развития, по Г. Гегелю, заключается в том, что вещь самим фактом своего появления движет себя к своему концу. Это происходит именно потому, что заложенные в вещи противоположности и проявляющие себя в качестве тождества в начале существования, переходят в состояние противоречия в процессе существования и развития вещи.

2. При изменении условий качества вещи меняются на противоположные. В этой закономерности - попутно заметим - кроется коварство навыков, о формировании

которых заботятся ФГОС. Человек в своей практической деятельности, как правило, не учитывает этой простой диалектической закономерности: в изменившихся условиях он продолжает действовать по схеме, которая в его сознании доведена до автоматизма в применении к стандартной ситуации. Собственно, все техногенные катастрофы этим обстоятельством и вызваны.

3. Возникшие в ходе моделирования противоречия разрешаются через актуализацию противоположного качества. Этот теоретический посыл вытекает из третьего закона диалектики: отрицание отрицания, или закона снятия. То, что отрицалось на предыдущем этапе развития, становится востребованным при решении актуального противоречия, однако на качественно новом уровне.

4. Для разрешения противоречия необходимо выявить понятие, противоположное тому, в котором заключено противоречие. Здесь-то и приходится обращаться к формальной логике. Учитывая ту ситуацию, что далеко не все образовательные программы включают логику, предлагаемый приём требует познание логики хотя бы в тех пределах, которые позволят разрешать противоречия. К этим элементарным познаниям относятся понятие как форма мысли и отношения между понятиями. Наша мысль должна удерживать противоположные понятия, которые находятся в отношении соподчинения по отношению к родовому. Другими словами, разрешая противоречие, сознание не расплывается по безбрежному полю разрозненных фактов («иди туда - не знаю, куда, принеси то - не знаю, что»), а приобретает целенаправленный поиск. Это и есть главный признак рационального мышления.

5. В процессе разрешения противоречий необходимо всегда учитывать диалектическую закономерность: совершенство таит в себе опаснейшее противоречие. По закону единства противоречий (диалектической взаимооборачиваемости), как только вещь достигает совершенства, она оказывается в исходной позиции. Известно изречение римского поэта Публия Сира:

«Стремиться к излишеству - значит гоняться за лишениями».

6. Все перечисленные компоненты системного моделирования не будут реализованы и востребованы, если не будет выявлено исходного противоречия, т.е. начало вещи (его природа). Иначе говоря, до противоречия как действительного начала теоретического мышления ещё надо дойти, чтобы от него восходить к конкретному понятию предмета [1].

7. Соблюдение закона сохранения исходной основы при разрешении противоречия. Гегель: «То, с помощью чего понятие ведёт само себя дальше, это - отрицательное, которое оно имеет в самом себе; это составляет подлинно диалектическое... Оно новое понятие, более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью... Таким путём должна вообще образоваться система понятий.» [2].

В исполнительском плане моделирование (выведение понятия) представляет определённый алгоритм.

1. Выявление исходного понятия - того понятия, в котором заключено определённое противоречие. «Идти надо именно к нему. С тем, чтобы из этого начала. из этого исходного противоречия строго - в рамках необходимости и всеобщности -вывести все определения постигаемого предмета в их внутренней связанности» [1]. Здесь в совместном труде преподавателя (управленческая функция труда) и студентов (логическая и исполнительская функция труда) формируется целепо-лагание. Необходимо отметить, что этот этап моделирования является безусловно необходимым элементом и выступает также как естественная мотивационная составляющая.

2. Выявление и чёткая фиксация противоречий в исходном объекте с концентрацией внимания на их отрицательных свойствах.

3. Выдвижение гипотез разрешения противоречий. На этом этапе моделирования совершается простой логический ход. По первому закону диалектики, необходи-

мо найти родовое понятие для исходного (видового) понятия.

4. Выбор оптимального варианта разрешения противоречия. Из всех видовых понятий, подчиняющихся одному роду, необходимо выбрать одно, оптимальное для данных условий. Всегда необходимо осознавать, что разрешённое противоречие сразу порождает следующее. Поэтому необходимо подвергнуть строгому логическому анализу все предложенные варианты разрешения противоречия, т. е. разрешить противоречие «малой кровью». Этот анализ строится на всеобщих законах, например, второй закон термодинамики, а также на частнонаучных, например, экологический закон Либиха или закон изменения социальной структуры Арона.

5. Разрешение противоречия, заключающееся в выявлении оптимального варианта из всех предложенных гипотез.

6. Проверка готовой модели. Именно сейчас, на этом этапе моделирования об-

ращаемся к готовой информации учебника, таблиц, сайтов. Необходимо подчеркнуть, что приём моделирования кардинальным образом меняет место и значение дидактического принципа наглядности, лишив его статуса источника учебной информации [3].

7. Наименование выведенного понятия. Преподавателю остаётся лишь назвать выведенное в процессе моделирования новое понятие.

Дидактический приём моделирования систем универсален, т.е. он эффективно работает при изучении любых учебных дисциплин: естественнонаучных, математических, гуманитарных, технических - в силу того обстоятельства, что всякая наука системно структурирована [4]. По объективным обстоятельствам, представленный дидактический приём обуславливает действительное - не мнимое - формирование междисциплинарных связей, что, по сути, являет собой опыт.

Библиографический список

1. Лобастов Г.В. Методическое пособие для аспирантов «История и философия науки». - М.: Московский гос. ин-т электронной техники, 2009.

2. Гегель Г. В.Ф. Наука логики. - М., 1999.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

4. Поляруш А.А. Диалектика учебного процесса. - Красноярск: СибГТУ, 2004.

DIDACTIC METHOD OF SYSTEM MODELING BASED ON THE UNITY OF DIALECTICAL AND FORMAL LOGIC

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The idea is substantiated that system modeling represents a colossal didactic potential that ensures the formation of deductive knowledge, since it is based on the organic unity of dialectics as the highest form of cognition and formal logic. The study is a reflection of the practical pedagogical experience of the author. The work has an interdisciplinary character, performed at the intersection of philosophy, pedagogy, and psychology.

Keywords: educational process, thinking, contradiction, concept, model, idealization, algorithm, inference knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.