Научная статья на тему 'Дидактический потенциал технологий электронного обучения'

Дидактический потенциал технологий электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
993
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Елена Зотиковна

Требования, предъявляемые к образованию современного человека, существенно изменились. Кроме базовых знаний и постоянного овладения новыми он должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы и технологии с целью умения не только учиться на протяжении всей жизни, но и активно управлять этим процессом, принимая оперативные решения по выбору траекторий обучения, адаптированных к конкретным его целям. Интеграция информационных технологий в образование способствует формированию новой роли обучаемого и преподавателя. В высокотехнологичной среде преподаватель является не только источником информации и академических фактов он помогает обучаемым понять сам процесс обучения, раскрыть механизмы добывания нового знания. Для решения этих вопросов в распоряжении преподавателей имеются принципиально новые формы, методы и средства обучения, в основе которых информационные и коммуникационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактический потенциал технологий электронного обучения»

Е. З. Власова,

заведующая кафедрой информационных и коммуникационных технологий ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Требования, предъявляемые к образованию современного человека, существенно изменились. Кроме базовых знаний и постоянного овладения новыми он должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы и технологии с целью умения не только учиться на протяжении всей жизни, но и активно управлять этим процессом, принимая оперативные решения по выбору траекторий обучения, адаптированных к конкретным его целям. Интеграция информационных технологий в образование способствует формированию новой роли обучаемого и преподавателя. В высокотехнологичной среде преподаватель является не только источником информации и академических фактов — он помогает обучаемым понять сам процесс обучения, раскрыть механизмы добывания нового знания. Для решения этих вопросов в распоряжении преподавателей имеются принципиально новые формы, методы и средства обучения, в основе которых информационные и коммуникационные технологии. В совокупности они являются технической и дидактической базой электронного обучения (ЭО, е-Ьеаг-п1пд), которое рассматривается как структурированное, целенаправленное использование информационных и коммуникационных технологий для организации и проведения процесса обучения.

В настоящее время электронное обучение все более широко применяется в образовательном процессе школы, вуза, образовательных учреждений системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Это подтверждают, например, следующие данные: 81% всех высших заведений США предлагает как минимум один курс дистанционного обучения; 67% учебных заведений США считает дис-

танционное обучение стратегически важным направлением своего развития; в Турецком дистанционном университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны; на сегодня мы имеем более 100 млн слушателей

е-Ьеагп1пд программ в мире, более 60% приходится на Европу.

В то же время в России только 27% вузов использует Интернет в учебном процессе. Анализ специалистов показывает, что по уровню распространения электронного обучения Россия отстает от ведущих в этом отношении стран примерно на 7-8 лет. Учитывая это обстоятельство, а также востребованность электронного обучения для современной системы образования на всех ее уровнях (от школы до системы повышения квалификации и переподготовки кадров) в РГПУ им. А. И. Герцена в 2006 г. были открыты две магистерские программы по направлению «Физико-

математическое

образование»: «Технологии и менеджмент электронного обучения» и «Информационные технологии электронного обучения» (научный руководитель — профессор Е. З. Власова ). Они ориентированы на подготовку специалистов, умеющих организовывать и осуществлять образовательный процесс на основе технологий электронного обучения. При подготовке магистров существенное внимание уделяется изучению современных информационных и коммуникационных технологий, педагогических технологий, менеджмента образования. Освоение всех этих вопросов ориентировано на подготовку специалистов именно по электронному обучению. Оно рассматривается в трех его видах: синхронное обуче-

ние, асинхронное обучение, смешанное обучение.

Синхронное электронное обучение предполагает, что преподаватель и обучаемый (обучаемые) одновременно присутствуют в системе обучения. Их взаимодействие осуществляется в режиме реального времени. Функциональные возможности электронной системы обучения со встроенной в нее системой управления обучением дает возможность смоделировать взаимодействие, основанное на принципах традиционного обучения. Преподаватель может оперативно реагировать, оценивать и адаптивно управлять реакцией обучаемых, возможными вариантами продолжения процесса обучения, включая оперативные ответы на вопросы; подбирать темп обучения, удобный для обучаемого или группы в целом; следить за активностью обучаемого и т. д. Синхронное обучение может быть организовано с использованием следующих технологий: технологий дистанционного обучения при активном использовании систем дистанционного обучения; технологий видео-конференсвязи, которые позволяют транслировать видеоизображения на любые расстояния (это может быть трансляция реально проводимых занятий, консультаций, конференции в отдаленной учебной аудитории); технологий проведения занятий через виртуальный класс (virtual class) (преподаватель предоставляет обучаемым учебный материал, дидактические материалы, задания, отвечает на вопросы аудитории, оценивает качество усвоения знаний и т. д. через виртуальное общение). Это одна из наиболее распространенных технологий совместного (коллаборативного) обучения. Для ее реализации используются следующие средства.

1. Whiteboard (белая доска). Это электронный аналог школьной доски, который используют для совместной работы. Она позволяет преподавателям и обучающимся коллективно использовать область экрана, где можно статично размещать и дина-

мично изменять учебные материалы в разных форматах представления. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из субъектов образовательного процесса .

Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске параллельно с другими, а именно: добавлять свои комментарии к информации на доске, добавлять и корректировать схемы и рисунки и т. д., наглядно представлять удаленным коллегам свою точку зрения. Технология whiteboarding — дидактически обоснованное средство для организации различных видов групповой работы. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видеоконференций.

2. Breakout rooms (комнаты прорыва) — виртуальные комнаты. Используются для организации работы в малых группах с материалами, представленными в текстовом и видеоформатах. Достаточно часто они включают в себя другие технологии совместной работы — типа whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и т. д. Breakout room является и элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать комнаты для работы в малых группах. Каждую малую группу он помещает в отдельную Вreakout room для выполнения индивидуального задания с использованием конкретной индивидуальной технологии. Преподаватель может наблюдать и моделировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться для проведения общей сессии, представить и обсудить результаты своей групповой работы.

3. Совместная работа с приложениями — инструмент для организации интерактивного обучения. Это средство позволяет преподавателю или другому пользователю виртуального класса с соответствующими правами начать демонстрацию содержания (полностью или частично) экрана

Дидактический потенциал технологий электронного обучения

своего компьютера всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием.

4. Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения.

5. Вебтуры (webtours) — совместный веб-серфинг. Технология позволяет совместно «путешествовать» по веб-сайтам.

6. Совместная работа с power point — единовременная совместная работа над презентациями в power point сразу нескольких членов команды или рабочей группы.

7. Мессенджеры (ICQ, SKYPE, чаты). Обычно преподаватели используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с обучаемыми и оперативного реагирования на их вопросы. Чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т. п.

Асинхронное электронное обучение основано на том, что преподаватель и обучаемый присутствуют в системе не одновременно. Либо связь с преподавателем разорвана во времени, либо обучение полностью автоматизировано и не требует участия преподавателя. Вместе с тем система накапливает статистику обучения и поэтому преподаватель имеет возможность принимать участие в управлении процессом обучения. Этот вид обучения дает обучаемому возможность изучать материал в удобное для него время и в удобном для него темпе. Для организации асинхронного обучения используется следующий комплекс информационных и коммуникационных технологий: технологии использования электронных учебных курсов ( независимо от способа их доставки); технологии подкастинга, которые позволяют

организовать обучение с использованием аудио- и видеоконтента через Интернет (существенный дидактический потенциал этой технологии в том, что если обучаемые сами создают подкасты, то они становятся активными участниками процесса добывания знаний и учатся излагать свои мысли, используя разный формат представления информации); технология электронной почты; технология проведения форумов.

Отдельные технологии можно использоваться как для синхронного, так и для асинхронного электронного обучения. К ним относятся технология вебинаров и технологии социальных сетей. О технологии вебинаров: если вы участвуете в online вебинаре, т. е. слушаете спикера в режиме реального времени и можете задать ему вопрос через чат, то речь идет о синхронном обучении. Если вы скачали запись уже прошедшего вебинара, то это асинхронный тип электронного обучения . Вебинары именно этим и удобны, так как после их живого проведения имеется копия, которую можно и далее применять в учебном процессе. Вебинары удобны для проведения консультаций. Технологии социальных сетей позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе on-line.

Смешанное обучение основано на использовании различных комбинаций синхронных и асинхронных технологий обучения. Комбинация может быть построена как на использовании различных форм электронного обучения, так и на совместном использовании электронных и традиционных форм обучения. Специалисты в области образования считают, что наиболее эффективное обучение — это обучение смешанное.

Сейчас достаточно широко используется смешанное электронное обучение (blended е-Learning), организация которого строится как из элементов синхронного электронного обучения, так и из элементов асин-

хронного электронного обучения. Это предполагает использование различных форм и технологий проведения учебного процесса, что делает его разнообразным и обеспечивает активное участие самого обучаемого в процессе добывания знаний. Очевидным достоинством применяемых в смешанном электронном обучении технологий является то, что они учат всех субъектов образовательного процесса работать совместно. Следует особо отметить, что совместная работа как под-ход к обучению (collaborative approach) — это «ключевая позиция» современной индустрии обучения и профессионального

развития.

Указанные технологии электронного обучения — этот лишь малая часть технологий из их существующего многообразия. Их число будет постоянно расти по мере развития и совершенствования их основы — информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим существует острая необходимость подготовки педагогических кадров, знающих эти технологии, умеющих эффективно их использовать для работы с разновозрастными категориями обучаемых, а также способных адаптировать постоянно появляющиеся новшества информационной индустрии для решения образовательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.