Пример кейса.
Ученик Д. на практическом занятии по химии получал водород взаимодействием раствора соляной кислоты с цинком. Он собрал установку, состоящую из химической пробирки с реакционной смесью (цинком и соляной кислотой), вставленной в нее пробки с газоотводной трубкой и пробирки для собирания газа. Когда начала протекать химическая реакция, ученик Д. незамедлительно начал собирать водород, подставив газоотводную трубку к отверстию пробирки, перевёрнутой вверх дном. Решив проверить выделившийся газ, ученик поднес наполненную водородом пробирку к пламени спиртовки, при этом раздался резкий хлопок, похожий на «лай собаки». Находясь в замешательстве, ученик решил проверить выделяющийся газ, непосредственно из установки. Для этого он поджег спичку и поднес её к концу газоотводной трубки - установка взорвалась. Вопросы и задания к кейсу:
1. Внимательно прочитайте кейс.
2. В чем главная причина произошедшего?
3. О чем свидетельствует «лающий» звук?
4. Поясните, какие действия нужно было осуществить, услышав «лающий» звук при поджигании газа?
5. Какое химическое явление послужило причиной взрыва установки для получения водорода? 6. Напишите уравнения химических реакций, протекающих в данном опыте.
7. Составьте памятку по теме: «Техника безопасности при получении и работе с водородом». Данный кейс может быть использован при изучении темы «Водород» в курсе химии 8 класса, в частности при рассмотрении вопроса соблюдения техники безопасности при работе с водородом. Он предлагается в качестве домашнего задания перед проведением практической работы, а результаты его выполнения сообщаются обучающимся во время инструктивно-методической беседы. Библиографический список:
1. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е. И. Михайлова // Маркетинг. - 1999.-№ 1. - С. 18-22.
2. Качалова, Е. Б. Использование кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа / Е. Б. Качалова // Инновации в образовании. - 2009. - № 1. - С. 110-117.
3. Каширина, Т. М. О применении метола case-study в процессе обучения / Т. М. каширина // Химия в школе. - 2011. - № 2. -С. 20-21.
4. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под редакцией Ю. П. Сурмина. - Киев : Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
5. Иванова, О. А. Об использовании кейс-метода / О. А. Иванова, И. И. Якунина // Химия в школе. - № 2. - 2013. -С. 17-22.
6. Шабанова, И. А. Учебные кейсы в преподавании дисциплины «Методика обучения химии» / И. А. Шабанова, С. В. Крвалева // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2015. - Вып. 11.(164) - С. 57-61.
УДК 378.02:372.8
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ MOODLE ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ DIDACTIC POTENTIAL OF MOODLE ELECTRONIC SYSTEM FOR ORGANIZING DIALOGUE TRAINING
Алмадакова Г. В., канд. пед. наук, ст. препод. ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск [email protected]
Аннотация. Для формирования сложных физических понятий у студентов применяется комплексная диалоговая технология «задача-диалог-игра». В данной статье пиисан опыт реализации этой комплексной технологии с помощью электронной системы Moodle.
Ключевые слова: комплексная диалоговая технология, сложные физические понятия, диалог, общение, форум.
Abstract. For the formation of complex physical concepts, students use the complex dialogue technology «task-dialogue-game». This article describes the experience of implementing this integrated technology using the Moodle electronic system.
Key words: integrated dialogue technology, complex physical concepts, dialogue, communication, forum.
В настоящее время, как известно, «технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место» [1].
При использовании диалоговых технологий студенты овладевают умением вести диалог на разных уровнях: от информационно-проблемного до исследовательского.
Для формирования в курсе общей физики сложных физических понятий нами используется комплексная диалоговая технология «задача-диалог-игра», в которую входят частные монотехнологии: задачная, диалоговая и игровая. «Взаимодействие этих технологий приводит к новому интегра-тивному качеству, которое позволяет более полно формировать у студентов предметные, философ-ско-методологические и профессиональные знания, умения, компетенции о сложных физических понятиях в процессе диалогового обучения» [2].
Учитывая особенности комплексной диалоговой технологии «задача-диалог-игра», в качестве электронного ресурса была выбрана система Moodle, благодаря которой можно реализовывать диалоговое обучение студентов при формировании и развитии сложных физических понятий. Именно поэтому она широко используется во многих вузах России, в том числе и в Горно-Алтайском государственном университете. Она представила для нас интерес, потому что в ее основе лежит взаимодействие участников учебного процесса.
Электронная программа позволяет учитывать совместную деятельность, сотрудничество и партнерство в процессе использования диалоговых и полилоговых задач при формировании сложных физических понятий. Для преподавателей также имеется целый ряд удобств: можно определять активность и успеваемость студентов посредством анкет и опросов; осуществлять предварительный мониторинг качества усвоения понятий, а также оценивать эффективность используемой методики и технологии.
Для реализации этих дидактических возможностей Moodle имеется целый ряд специальных инструментов программы:
- форумы и блоги, которые позволяют осуществлять обсуждения результатов своей деятельности;
- с помощью программного обеспечения wiki можно организовывать совместную работу с документами и не маловажно, что единицей содержания в ней может выступать отдельное физическое понятие;
- глоссарии дают возможность осуществлять групповую деятельность с комплексом физических понятий, которые автоматически связываются по всему содержанию курса;
- семинары позволяют организовывать оценивание работ студентов по различным критериям.
Таким образом, использование системы Moodle позволяет: представлять информацию в различных вариантах; использовать диалогическую форму обучения, использовать креативность коллективного обсуждения проблем, создавать активную справочную систему по изучаемому курсу физики, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности, позволяет использовать принципы развивающего обучения, определять активность и успеваемость студентов, осуществлять предварительный мониторинг качества усвоения понятий.
Перед использованием системы Moodle оценивается уровень сформированности у студентов сложных физических понятий для последующего контроля и самоконтроля обогащения понятий по мере использования диалоговой технологии, что дает возможность оценить эффективность используемой комплексной диалоговой технологии. На лекциях даются задания на составление словаря терминов и понятий.
При последовательном обучении курса общей физики студенты могут вносить свои дополнения и замечания, которые контролируются преподавателем. Кроме того предлагаются творческие задания различного характера: предметного, философско-методологического и профессионального. Это позволяет накапливать методический материал, который используется студентами в качестве справочного материала. При этом формирование системы сложных физических понятий в процессе диалогового обучения хотя и происходят на индивидуальном уровне, но в процессе межличностного взаимодействия друг с другом. Этапы индивидуальной и коллективной работы происходят циклично. Самостоятельная познавательная деятельность подобного рода приводит студентов к пониманию, что важности связи понятий друг с другом. Это обусловлено тем, что «Сами по себе понятия ничего не могут сказать о содержании предмета обучения, но, будучи связанными определенной системой, они раскрывают структуру предмета, его задачи и пути развития. Отдельные понятия - это только содержательный элемент, а множество понятий в системе связей - самое содержание» [3].
Остановимся специально на таком аспекте формирования сложных физических понятий как креативность учебного общения, которое организуется при использовании форумов и чатов в системе Moodle.
В работе мы использовали основные сценарии форумов:
1. Общий форум. На нем организуется свободное обсуждение учебного материала, которое курирует преподаватель, указывает на ошибки и при необходимости отвечает на вопросы студентов. Создание такого форума было вызвано использованием в процессе формирования сложных физических понятий более сложных методически целесообразных понятийных комплексов, состоящих из изучаемых сложных физических понятий, которые помогают наиболее глубоко раскрывать отдельные понятия в связях с другими понятиями.
2. Дебаты. При использовании такого форума студентам предлагается диалоговая или полило-говая задача, которая должна решаться коллективно. Если это полилоговая задача, то студенты делятся на группы по ролям (например, теоретики, экспериментаторы, философы, методологи, методисты, историки и т.д.) и готовятся по выдвинутой проблеме. Затем организуется диалоговая или полилоговая форма решения задачи. Разработанную и использованную в учебном процессе полилоговую задачу студенты размещают в педагогическую папку, которую могут использовать на педагогической практике.
Чат тоже может быть использован для подобных целей. Например, когда студент выполняет какое-либо задание, а затем организуется собеседование с преподавателем, который оценивает деятельность студента. Здесь же преподаватель может осуществлять контрольные срезы знаний студентов. Эта же электронная система Moodle может использоваться для включения как одного, так и коллектива студентов в работу над фрагментами комплекса понятий. За счет такой коллективной деятельностью формируется единое общее содержание всего понятийного комплекса. Используемые нами различные формы межличностного общения с преподавателем формируют познавательную самостоятельность студентов за счет самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
Таким образом, легко видно, что у рассматриваемой нами электронной системы Moodle имеется достаточно большой дидактический потенциал для формирования сложных физических понятий при использовании диалогового обучения. Применение Moodle в диалоговом обучении при формировании сложных физических понятий позволяет включать студентов в исследовательскую деятельность как высшую форму самостоятельности, организовывать разного уровня учебное общение и, тем самым, пополнять дидактическое обеспечение комплексной методической системы развивающего обучения в сочетании с компетентностным подходом.
Библиографический список:
1. Никулина, Г. С. Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучении / Г. С. Никулина. - URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library2015/02/19/lichnostno-опепйгоуаппуе4елпо1оцп (дата обращения: 25.11.2013). - Текст: электронный.
2. Алмадакова, Г. В. Технология формирования сложных физических понятий с использованием дидактических возможностей принципа межличностного общения / Г. В. Алмадакова, А. В. Петров // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №1 [68]. - С. 169-175.
3. Петров, А. В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике / А. В. Петров. - Челябинск : Факел, 1997. - 261 с.
4. Валицкая, А. П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия диалог / А. П. Валицкая // Диалог в образовании : сборник материалов конференции. Серия «Symposium». - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - Вып. 22. -С. 9-16.
УДК 377.5
ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРОБЛЕМНО-СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ INTERACTIVE PROBLEM-BASED LEARNING ECONOMIC ISSUES
Krasnoperova E. S., student Shukshin Altai State for Humanities Pedagogical University Soloviova I. B, Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer Shukshin Altai State for Humanities Pedagogical University Russian Federation, Biysk [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается интерактивная кейс-технология обучения одному из вопросов финансовой грамотности - лицензированию. Представлены разработанные и апробированные кейс-ситуации.
Ключевые слова: лицензия, кейс-ситуация, интерактивные технологии, проблемная ситуация.
Abstract. The article discusses an interactive educational case-technology for teaching one of the issues of financial literacy - licensing. Developed and tested case situations are presented.
Key words: license, case-situation, interactive technologies, problem situation.
In the modern world, every day we are faced with financial issues face to face, but not every person knows how to competently approach financial decisions.
Therefore, today the training of financial literacy of various segments of the population is relevant. Especially important is the education of the younger generation, youth. But how to achieve high learning outcomes with a minimum amount of time? The transition of Russian education to a competency model and the