Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ'

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактические технологии / инновации / психолингвистический потенциал / эффективность / личностные особенности / didactic technologies / innovation / psycholinguistic potential / efficiency / personality traits

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.О. Заболотская, О.Н. Коваленко

Рассматриваются основные, существенно-значимые аспекты проектирования любой инновационной дидактической технологии для обеспечения эффективной учебной деятельности. Приводятся кривые результативности их применения в зависимости от длительности использования дидактических технологий и степенью реализации потенциальных возможностей студентов в процессе осуществления учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.О. Заболотская, О.Н. Коваленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC ASPECT OF EVALUATING THE EFFICIENCY OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE UNIVERSITY

The basic, essential aspects of the design of any innovative didactic technology to ensure effective learning activities are considered. The curves of the effectiveness of their application are carried out depending on the duration of the use of didactic technologies and the degree of realization of students' potential opportunities in the process of educational activities.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ»

УДК 378.17

ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

А. О. Заболотская Научный руководитель - О. Н. Коваленко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kovalenko_olga56@mail.ru

Рассматриваются основные, существенно-значимые аспекты проектирования любой инновационной дидактической технологии для обеспечения эффективной учебной деятельности. Приводятся кривые результативности их применения в зависимости от длительности использования дидактических технологий и степенью реализации потенциальных возможностей студентов в процессе осуществления учебной деятельности.

Ключевые слова: дидактические технологии; инновации; психолингвистический потенциал; эффективность; личностные особенности.

DIDACTIC ASPECT OF EVALUATING THE EFFICIENCY OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE UNIVERSITY

A. O. Zabolotskaya Scientific supervisor - O. N. Kovalenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kovalenko_olga56@mail.ru

The basic, essential aspects of the design of any innovative didactic technology to ensure effective learning activities are considered. The curves of the effectiveness of their application are carried out depending on the duration of the use of didactic technologies and the degree of realization of students' potential opportunities in the process of educational activities.

Keywords: didactic technologies; innovation; psycholinguistic potential; efficiency; personality traits.

Потребности техносферы в квалифицированных специалистах, отвечающих реальным запросам производства, в полной мере далеко не удовлетворены. Огромную роль в организации продуктивной учебной деятельности в вузе имеет выбор инновационных дидактических технологий или их гармоничного сочетания.

При проектировании инновационной дидактической технологии следует исходить из положения о том, что ни одна методика обучения не позволяет достичь максимально возможного результата, если она применяется изолированно, отдельно от других, ранее существовавших технологий [1]. Таким образом, мы должны сочетать любой вновь проектируемый инновационный дидактический комплекс с теми наработками, которые уже зарекомендовали себя в практике вузов.

Поэтому для анализа эффективности применения инновационной дидактической технологии, направленной на совершенствование компетентности студентов, предлагается

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

делать некоторое допущение и исследовать, скорее, результаты реализации комплексного дидактического подхода, в состав которого, кроме основного объекта метапедагогического исследования, входят некоторые элементы традиционных дидактических технологий. [2].

Представлены кривые результативности использования инновационных и классических технологий обучения в системе координат: показатель реализации возможностей обучающихся (К %) и длительность педагогического воздействия в рамках используемых технологий рис. 1.

Принципиально важной характеристикой применения любых дидактических приемов является то, что показатель К % всегда меньше 100 %. Этот феномен обусловлен тем, что весь потенциал обучаемого к интериоризации содержания их подготовки не может быть в полной мере раскрыт в силу различных личностных и психологических качеств обучающихся.

К %

ЧВ г2 гз

Комплексная дидактическая технология

Традиционная дидактическая технология

Инновационная дидактическая технология

Кривые сравнительной результативности применения технологий обучения

Как показано на рисунке после определенной длительности применения каждой дидактической технологии, сочетающейся с комплектом средств обучения, заметно снижаются темпы реализации психолингвистического потенциала личности (результативности обучения). Это значение величины времени было названо «моментом кризиса эффективности дидактического комплекса ». Для инновационной, традиционной и комплексной технологий это момент обозначен соответственно^, г3и г4 (X)

В качестве одной из целей процесса обучения исследовалась возможность в короткие сроки и максимально успешно реализовать потенциальные возможности студентов. В этой связи, значение г2 должно быть ниже г3, а каждое из них - выше значения г4 (X).

Заметим, что на некотором временном интервале (от 0 до^) эффективность традиционной дидактического технологии может быть несколько выше эффективности вновь созданной. Однако дальнейшее применение инновационной технологии демонстрирует ее преимущества [3].

Особенно важно понимать, что величина дидактического преимущества инновационной технологии (дидактическое преимущество первого порядка, Д1) и комплексного применения

г

традиционной и инновационной технологии (дидактическое преимущество второго порядка, Дц-величина, производная от Ai) перед традиционной технологией не может быть определена однозначно и точно. Утверждая это, мы исходим из того, что эффективность применения отдельных технологий в значительной мере зависит от ряда случайных факторов, составляющих сложную систему, в структуре которой они реализуются. Обучение предмету, как и любой другой феномен, лежащий в гуманитарной области, представляет собой стохастический марковский процесс.

В результате исследования установлено, что сочетание (суперпозиция) нескольких дидактических технологий обучения позволяют сделать вывод о том, что наиболее короткое время адаптации достигается именно при сочетании инновационных технологий.

Однако ранее указанные личностные характеристики обучаемых требуют также индивидуализации педагогического воздействия [4].

По итогам проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что любые расчеты значений эффективности отельных дидактических технологий или их сравнительный анализ могут быть признаны правомерными только в том случае,если обозначены специальные лимитирующие условия их реализации.

Исследования показали, что необходимо при реализации учебного процесса в рамках одной дисциплины, использовать сочетание нескольких (двух, трех) дидактических технологий, которое усилит результативность педагогического воздействия и повысит эффективность учебной деятельности обучающихся. (В нашем случае эффективность увеличилась на 16,5 %).

Библиографические ссылки

1. Силайчев П.А. Детерминанты технологической системы специальной подготовки (на примере инженерно-педагогического образования).-М.:Педагогика-Пресс,2002-344 с.

2. Кузнецов А.Н. Совершенствование содержания профессионально ориентированной

иноязычной подготовки студентов агроинженерных вузов: Дисс.....канд.пед.наук.-

М.:ПроСофт-М, Открытая русская электронная библиотека «OREL» ,2003.-250 с. (http ://orel.rsl.ru/rl.html)

3. Интерактивные технологии в дистанционном обучении: Учебно-методическое пособие /A.B. Сарафанов; А .Г. Суковатый; И.Е. Суковатая; И.Н. Сушкин и др.-Красноярск:ИПЦ КГТУ, 2006.-152с.

4. Лукичева C.B., Коваленко О.Н., Бабий Т.Я., Черноусова Н.Г. Особенности применения case-технологии для обеспечения продуктивной деятельности студентов технического вуза в рамках дисциплины «математика» // Вестник КрасГАУ, г.Красноярск. 2013. Вып. 10.С. 328332.

© Заболотская А. О., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.