Научная статья на тему 'Дидактические возможности структурно-логических схем в изучении литературы'

Дидактические возможности структурно-логических схем в изучении литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1144
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА (СЛС) / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА / ЛОГИКА / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОДНОРОДНАЯ И МОНОСТИЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / АЛГОРИТМ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / СРАВНЕНИЕ / СУЖДЕНИЕ / УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Марина Михайловна

В данной статье представлены дидактические возможности использования структурно-логических схем (СЛС) на уроках литературы. Обосновывая необходимость формирования логического мышления у ученика в момент информатизации общества, когда в школу приходит уже не первое поколение детей с клиповым мышлением, автор пытается доказать, что этот прием служит развитию у ребенка способности наблюдать причинно-следственные связи, выдвигать суждения и устанавливать между ними взаимосвязь в виде умозаключений. Работа содержит практические рекомендации в составлении структурно-логических схем, приведены авторские схемы (СЛС) разных видов с комментариями к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности структурно-логических схем в изучении литературы»

Теория инновационной деятельности

УДК 368. 168

J

л

М. М. Белякова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ

_________________________________________Г

Аннотация. В данной статье представлены дидактические возможности использования структурно-логических схем (СЛС) на уроках литературы. Обосновывая необходимость формирования логического мышления у ученика в момент информатизации общества, когда в школу приходит уже не первое поколение детей с клиповым мышлением, автор пытается доказать, что этот прием служит развитию у ребенка способности наблюдать причинно-следственные связи, выдвигать суждения и устанавливать между ними взаимосвязь в виде умозаключений. Работа содержит практические рекомендации в составлении структурно-логических схем, приведены авторские схемы (СЛС) разных видов с комментариями к ним.

Ключевые слова: структурно-логическая схема (СЛС), дидактическое обеспечение урока, логика, клиповое мышление, наглядно-образная информация, однородная и моностильная информация, алгоритм, анализ, синтез, сравнение, суждение, умозаключение.

Abstract. This article presents the didactic possibilities of using structural logic (SLS) in literature classes. Justifying the need for the formation of logical thinking in students, at the time of information society, when comes to school is not the first generation of children with a video clip of thinking, the author tries to show that this technique is used with the child’s ability to observe cause and effect, to put forward opinions and establish between them relationship in the form of deductions. The paper contains practical advice in drafting structural logic, are copyright scheme (SLS) of different species with their comments.

Keywords: structural logical scheme (SLS), a didactic lesson software, logic, video clip thinking, visual-shape data, a homogeneous and monostilnaya information, algorithm, analysis, synthesis, comparison, judgment, reasoning.

Cogito ergo sum. (лат.) Я мыслю, следовательно, существую.

Рене Декарт.

Недавно я услышала фразу, которая звучала с экрана как абсолютная истина: «Логика - это смирительная рубашка фантазии». И мне стало страшно за наше подрастающее поколение, ибо испокон веков логика и способность к образному мышлению не исключали друг друга, а скорее, наоборот, мирно взаимодействовали, особенно в постижении литературы и искусства.

Умение логически мыслить всегда являлось элементом духовной культуры человека, общечеловеческой ценностью, несоизмеримой с материальными благами, но в изобилии их приносящей и создающей, если человек действует, исходя из требований разума. Логика - раздел философии, наука о мышлении, решающая задачу, как получить истинное знание о предмете путём рассуждений, как правильно из одних утверж-

дений выводить другие, чтобы при условии истинности исходных данных получить и истинный результат. Основные законы логики - это определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Сам термин «логика» происходит от древнегреческого logos, означающего ««слово, мысль, понятие, рассуждение, закон». Логика имеет множество правил, нарушение которых приводит к ложным выводам. Вспомним древний софизм (умозаключение, вводящее в заблуждение): «Вы имеете то, что не потеряли. Рога вы не потеряли. Значит, вы имеете рога». Здесь умышленно допущена логическая ошибка. Согласно правилам логики объём малого тезиса («Рога вы не потеряли») должен полностью входить в объём большого тезиса («Вы имеете то, что не потеряли») -в данном случае это правило нарушено, поскольку потерять можно только то, что уже имеешь, и рога в этот перечень явно не входят Но в реальной жизни далеко не всё и не всегда так наглядно, как в этом примере. Неслучайно в сочинениях на ЕГЭ по русскому языку,

16

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

Теория инновационной деятельности

литературе, в эссе по истории и обществознанию так часто встречаются логические ошибки или же наблюдается полное отсутствие логики в изложении собственных мыслей. К сожалению, ситуация «рогатого силлогизма» часто встречается и в нашей обыденной жизни: нам пытаются доказать вопреки всем законам логики, что мы кому-то что-то должны, что нам чего-то не хватает, что вокруг происходит совсем не то, что кажется очевидным. «Рогатый силлогизм» - всего лишь шутка, некий обман с долей юмора, а неразвитая способность к логическому мышлению плодит ошибки не только личностного, но и глобального масштаба на уровне государственной важности. Бесспорно, что логика - непобедимое оружие личности, как в создании собственной судьбы, так и в служении своему Отечеству, способность предвидеть возможные последствия своих мыслей и действий, умение ориентироваться в реалиях жизни.

Очевидно, что воспитание и обучение творческой, активно мыслящей личности - главная цель деятельности каждого учителя на любом уроке и в процессе внеклассной деятельности, ведь цель урока - это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат. Но только глубоко продуманное дидактическое обеспечение учебного процесса позволяет педагогу добиться успеха, а также сделать успешными своих учеников. И все же, прежде чем начать свою педагогическую деятельность, каждый учитель должен ответить на два основополагающих вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?» Найденный ответ как нить Ариадны указывает путь в лабиринте мыслей об уроке, ученике, школе и результатах своей деятельности. Так рождается учительский почерк, педагогическая идея, философия личности учителя, а приемы и технологии, которые должны решить поставленные задачи, учитель замечает в процессе творчества и сотворчества с учащимися, в процессе наблюдения за историческими, социальными и политическими реалиями. Рождение цели обучения и дидактическое обеспечение урока напрямую сопряжены с духом времени. Ведь мы, учителя, должны не просто передавать знания и абстрактно любить своих воспитанников, а ясно видеть в каждом уроке компоненты, из которых, как мозаичное полотно, выстраивается личность ученика. В этом, как мне кажется, и заключается истинное призвание быть учителем.

На помощь грамотному учителю всегда приходит дидактика, рассматривающая обучение в его единстве с воспитанием. Воспитательная функция обучения состоит в том, что при обучении ученик не только усваивает знания, но происходит становление его личности в целом, формирование нравственности, духовности, черт характера, то есть образа человека.

Воспитательный аспект обучения отражается в содержании образования, как зеркало. Поэтому хороший урок - дело непростое даже для опытного учителя. Рождение любого урока начинается с осознания его целей. В противном случае урок будет случайным и непродуктивным. Учение или учебная деятельность учащихся - это целенаправленно организованная учи-

телем с помощью дидактических и (или) технических средств прямого или косвенного управления деятельность ученика по решению определенного класса задач, в результате которой ученик овладевает знаниями, умениями, развивает свои личностные качества. Безусловно, процесс обучения - это, прежде всего система, поэтому он напрямую зависим от точно выверенных и логически продуманных компонентов деятельности учителя и ученика.

Рассуждая о дидактических возможностях урока, ни в коем случае нельзя забывать о том, что мы должны обеспечить подрастающее поколение самым главным оружием - знанием законов логики, на которых базируются фактически все учебные дисциплины, не исключая гуманитарные, в том числе и литература. Это тем более важно на современном этапе, ведь в школу приходит уже не первое поколение детей с клиповым мышлением. Особыми дидактическими возможностями в достижении поставленной выше цели обладают структурно-логические схемы, спасительный методический прием, который стал моей авторской технологией на уроках литературы. Я использую его уже более 15 лет

Возникновение гипотезы о применении данной технологии напрямую связано с моей убежденностью в том, что творчество невозможно без непреодолимого желания получить истинное знание о предмете путём рассуждений. И именно учитель словесности должен найти продуктивный способ в обучении и воспитании личности учащегося, когда ребенок будет готов к критическому восприятию, во-первых, текстов, но и, главное, будет уметь ориентироваться в реалиях жизни, что предполагает наличие у ученика умений и навыков применения определенных мыслительных операций, в основе которых лежит понимание причинно-следственных связей, то есть: анализ, синтез, сравнение, суждение.

Мышление - это психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, благодаря которому человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи. Мышление изучается рядом наук, в числе которых философия, логика, психология, педагогика, физиология, социология. В психолого-педагогической науке проблема логического мышления не является новой, ей посвящены исследования отечественных ученых (Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.) и зарубежных (Дж. Гилфорда, Р Кеттела, Ж. Пиаже, Л. Л. Терстоуна) [2,3,4,6,9]

Природа мышления в отечественной науке представлена школами С. Л. Рубинштейна (принцип детерминизма, внешние причины через внутренние условия, психическое формируется и проявляется в деятельности) и Л. С. Выготского (культурно-историческая концепция). В основе концепции Выготского лежит идея социального, культурного, исторического происхождения высших психических функций, под которыми понимаются специфические человеческие функции: сознание, понятийное мышление, воля. Выготский

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

17

Теория инновационной деятельности

считает, что ребенок находит готовыми материальные условия человеческого существования, точно так же -знания, представления, обобщенные в языке, науке, в системе словесных значений. Но овладевает этими словесными значениями не в готовом виде, а благодаря величайшему напряжению всей активности его собственной мысли [2]. Присвоение общечеловеческого опыта в процессе обучения, согласно концепции Л. С. Выготского, важная и специфическая для человека форма психического развития. Развитие умственных способностей человека осуществляется прежде всего за счет усвоения им содержания знаний, системы научных понятий.

В своих исследованиях А. Н. Леонтьев [6] приходит к выводам, что мышление, как и любая деятельность, отвечает тем или иным потребностям или побуждениям человека, состоит из действий, подчиненных сознательным целям, осуществляется операциями. Мышление не может быть сведено к образующим его состав операциям, т.к. оно - и это главное - выступает как одна из форм присвоения человеком действительности и ее изменения. По утверждению психологов, мышление шире, чем те способы, которыми оно оперирует. Мыслит не само по себе мышление, а школьник с его мотивами, аффективно-волевой сферой.

Интересным кажется освещение данной проблемы в работах Б. Б. Айсмонтаса [1], профессора кафедры педагогической психологии МГППУ В одной из своих книг «Педагогическая психология. Схемы и тесты», вышедшей в 2006 году, ученый предлагает использование структурно-логических схем для более продуктивного обучения различным предметам, в том числе педагогической психологии, в системе высшего образования.

Активизация логического мышления в обучении -незаменимое дидактическое средство в организации учебной деятельности школьника, когда происходит овладение системными знаниями и интеллектуальным опытом, развиваются продуктивные качества мышления учащегося, познавательные и творческие способности ребенка. Таким образом, активизируя логическое мышление учащегося, учитель помогает ему овладевать не просто информацией, но вооружает его инструментом под названием «логика», при помощи которого можно обрести истинное знание и профессионализм в различных областях деятельности.

Информатизация общества катастрофически накатывает, как цунами, и накрывает нас с головой, а в этом потоке воды, под гигантской мощью волны, беспомощно и одиноко мечется человеческая душа, пытаясь выжить. Но как выжить? Захлебываясь, чтобы всплыть, ребенок включает мозаичное, или клиповое мышление. И, как следствие, диагноз адаптировавшихся к переизбытку информации, особенно молодежи,- неспособность системно мыслить, анализировать, заниматься настоящей творческой деятельностью, а не ее имитацией. Дополню, что в этом потоке информации истинно полезной не так уж и много - духовные суррогаты занимают большую часть информационного пространства.

Слово «dip» в переводе с английского обозначает «стрижка; нарезка». Клиповое, или мозаичное мышление - привычка к быстрой смене картинок, мельтешению, восприятию фрагмента, а не целостного объекта, что приводит в итоге к отторжению истинных духовных ценностей, духовного наследия в области культуры и искусства - всего того, что требует сосредоточенности и умения обнаруживать причинно-следственные связи. Наша молодежь предпочитает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации, потому что она не знает, как иначе противостоять информационным цунами. Отсюда - поверхностность и абсолютное непонимание, что такое глубокое и полноценное знание. Неудивительно, что для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19-20 веков - уже сверхзадача. Безусловно, среди наших учеников есть исключения, то есть те, кто все же противостоит мозаично-клиповой эпидемии. Но заслуга в этом, конечно, семьи, а не школы. Однако таких детей мало, фактически единицы в общей массе обучающихся. Печальные последствия уже давно отмечают педагоги, особенно учителя русской словесности. Обладатели клипового мышления не способны вдумчиво, глубоко анализировать учебный материал, понимать авторский замысел художественного произведения, поскольку образы не «задерживаются» в их головах надолго. Они стремительно забывают то, чему их обучали, потому что им необходимо постоянное изменение «картинок», а иначе им просто становится скучно и неинтересно. Познавательную активность наших сегодняшних учеников условно можно назвать «латентной». Но ведь такое сознание детей - защитная реакция организма на информационную перегрузку.

Суть клипового мышления заключается в том, что оно умеет - и любит (!) - быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Но есть и достоинство «клипового восприятия» - большая скорость обработки информации. Другая его особенность - предпочтение нетекстовой, наглядно-образной информации. Обратной стороной клипового мышления, требующего своеобразной виртуозности и реактивности, является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности - однородной и моностильной информации, в том числе книжного текста.

Сегодня на наших глазах начинает исполняться пророчество канадского философа Маршалла Маклюэна (1911-1980) о том, что развитие электронных средств коммуникации вернет человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестанет быть базой нашей культуры [8].

Каждый учитель-практик прекрасно знает, что современные школьники - по преимуществу визу-альщики и кинестетики (прим.: Визуально-моторный - термин, обозначающий двигательные реакции, которые координируются зрительной стимуляцией. Кинестетика - приобретение знаний о своем восприя-

18

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

Теория инновационной деятельности

тии, о своих ощущениях). Им необходимо посмотреть и потрогать, раскрасить и подрисовать, чтобы через собственные ощущения приобрести знания о мире. Как ни парадоксально, но такой внешне несерьезный прием как раскрашивание маркерами текста очень продуктивен для весьма серьезной деятельности -анализа поэтического произведения.

Клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело» - формула, вполне универсальная для современного человека. И это, как ни прискорбно осознавать нам, взрослым, пугающая реальность. Наше подрастающее поколение, в большинстве своем «зараженное» клиповым мышлением, таким образом убегает от собственной души, ведь «душа обязана трудиться», мыслить, чувствовать, а на это требуется время и сосредоточенность. «Опомнитесь! Душа убывает»,-еще в середине 19 века предупреждал нас А. И. Герцен. Но человечество до сих пор почему-то игнорирует наблюдения русского писателя, а результат налицо. Информационное поле расширяется в геометрической прогрессии - душа же потерялась, потому что мы о ней легкомысленно забываем, путешествуя в лабиринтах иллюзии современного познания.

Отметим, что при постоянном использовании вторичной информации у учеников снижается способность к творчеству. А ведь творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Ребенок перестаёт стремиться к созида-тельности творчества, лишь перерабатывая то, что уже существует, и по-разному комбинируя фрагменты готовой информации.

Ах, как невыносимо грустно, что наши дети утрачивают ни с чем не сравнимую радость погружения в книгу. И потому главная задача учителя словесности - подарить ребенку наслаждение сотворчества с писателем, сопереживания и сопричастности мысли, отраженной в книге. Являясь свидетелями утраты человеком его истинного предназначения - мыслить и чувствовать, мы должны найти способ остановить данный разлагающий душу процесс.

Познание - это движение индивидуума к осознанию мира и себя в мире. И в данном случае литература как предмет, непосредственно связанный с душой человека, способна и должна стать противоядием клиповому мышлению.

Испокон веков русская литература определяла лицо нации в разные времена. Широко известны слова А. И. Герцена: «Литература - трибуна, с которой говорит совесть нации». Именно словесность может осуществить этот трудный прорыв современного ребенка к собственной душе, как к главной реальности, и помочь восстановлению здорового мышления как процесса познавательной деятельности индивида, характеризующейся обобщенным, опосредствованным отражением действительности. Литература погружает ученика в решение вечных проблем, предупреждает об опасности заблуждений человеческого духа, отраженных в исторических реалиях, судьбах

героев и судьбах писателей. Ведь главное лицо словесности - человек, его душа. Нельзя не согласиться с античным философом Платоном: «Душа - это то, что мыслит, познает, чувствует». Значит, вне души познание бессмысленно и бесполезно.

Если под обычным мышлением понимается способность обобщать, рассуждать, делать выводы на основе каких-то фактов (что стало уже стандартом мышления человека), то клиповое мышление - отсутствие таких возможностей. Восстановлению способности наблюдать причинно-следственные связи, выдвигать суждения и устанавливать между ними взаимосвязь в виде умозаключений служит ««логика знания», т.е. необходимая связь понятий, посредством которой познаётся «сущность и истина» (Платон).

В моей педагогической практике сложился спасительный методический прием, помогающий мне не терять в информационном потоке талантливых учеников и обращать к книге многих, кто предпочитал ей общение «онлайн». Этот прием, как мне кажется, и есть одно из противоядий клиповому мышлению, так как призван восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов. Речь идет об анализе художественного текста при помощи структурно-логической схемы (СЛС).

Дидактические возможности данной технологии неисчерпаемы и позволяют успешно решать задачу обращения ребенка к логике, получать истинное знание о предмете, проблеме путём рассуждений, видеть, как правильно из одних утверждений выводить другие, выявлять причины и следствия, события, суждения, то есть ясно мыслить. Ясность и точность вывода не позволяет человеку отвертеться от ответа разглагольствованием вокруг да около вопроса.

Каждый человек должен обладать определенной логической культурой, уровень которой характеризуется совокупностью логических приемов и способов рассуждения, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности. Структурно-логические схемы помогают учащимся приобрести логическую культуру. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также предотвращает типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.

Замечу, логика знания сама по себе целительна для человеческой души, так как заставляет ученика приобщиться к процессу установления причинно-следственных связей сначала в изучаемом материале, а затем и в собственной жизни, что для него, безусловно, на начальном этапе куда привлекательней. Учащийся, усвоивший алгоритм решения духовной проблемы в художественном произведении, соотносит его со своими мыслями, извлекая их из глубин собственного сознания, и это помогает учителю удержать интерес к предмету даже у ребенка с кли-

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

19

Теория инновационной деятельности

повым мышлением, постепенно увеличивая лекарственные дозы до полного выздоровления, которое, вероятно, будет довольно длительным. Вот и получается, что в процессе работы над художественным произведением мы словно возвращаемся к просвещению духа ученика, сворачивая с тропинки просто «сообщения знаний». Тут уже включается воспитание ума и сердца ребенка. Логика знания сразу все ставит на свои места, затрагивая при этом и душу ребенка, а, как известно, «кто ясно мыслит, тот ясно излагает» (А. Шопенгауэр).

Использование на уроках литературы структурно-логических схем (СЛС) - один из эффективных приемов познавательного вдумчивого чтения. Он помогает учителю сделать процесс постижения художественного текста на уроке упорядоченным, организованным, целенаправленным и, одновременно, более творческим, оригинальным. Этот прием может одинаково успешно использоваться как при осмыслении содержания художественного произведения, так и в процессе анализа особенностей художественной формы. Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны,- в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям.

По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно - это 90%. И лишь 10% - когда слышит. Восприятие - это отображение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном влиянии на органы ощущений. Итак, если перед глазами ребенка находится сообщение, факт, вывод, они даже и без сознательного внимания откладываются в памяти, чтобы потом, в нужное время, воссоздаться.

Структурно-логические схемы используют предпочтение учащихся с клиповым мышлением к нетекстовой, наглядно-образной информации, но при этом упорядочивают ее. В схемах при помощи стрелок показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение. Анализ, синтез и сравнение как основа здорового мышления опосредованно становятся противоядием клиповому мышлению. Здесь вполне уместно вспомнить слова французского философа Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую».

Структурно-логическая схема (СЛС) демонстрирует ассоциативные, логические связи понятий, суждений, умозаключений, оперируя которыми можно

• сформулировать проблематику изучаемого произведения,

• выявить авторскую позицию,

• дать оценку героям,

• объяснить смысловую структуру текста художественного произведения, и в итоге раскрыть алгоритм авторского замысла.

Структурно-логические схемы адресованы не только учителям литературы, но и преподавателям естественных, точных и гуманитарных учебных дисциплин/

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ

1. Анализ как прием мышления есть мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить совокупность того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез.

2. Синтез - мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.

3. Важнейший прием мышления - сравнение, т.е. установление сходства или различия предметов.

4. Суждение - форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

5. Умозаключение - процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.

Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:

1. СЛС «Следование» - алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.

2. СЛС «Циклическая» - алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.

3. СЛС «Образно-наглядная» - алгоритм, который строится на основе образа (например, часы, древесный срез (=полукружия) в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.

При использовании на уроке литературы структурно-логических схем работают все основные дидактические принципы: сознательность и познавательная активность; наглядность; системность и последовательность; научность и доступность; связь теории с практикой, а в итоге - прочность полученных учеником знаний.

Понимание материала в системе требует логики, его прочное усвоение - чувств и эмоций. Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побеждают к действию. Применение наглядных средств воспитывает внимание, наблюдательность, развивает культуру мышления.

Далее для ознакомления представлены некоторые из авторских структурно-логических схем (СЛС) разных видов с комментариями к ним, которые поясняют работу учителя с материалом художественных текстов.

20

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

Теория инновационной деятельности

Комментарии

к структурно-логическим схемам Комментарий к СЛС № 1

Явление Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»

Структурно-логическая схема представлена в образе древесного среза, состоящего из 6 полукружий. Главы соединяются как последовательно (1-12), так и в полукружиях (1-12; 2-11; 3-10;, 4-9;. 5-8; 6-7).

Соединения в полукружиях глав - видимый срез дерева вдоль. В поэме таких полукружий - 6, причем главы 6-7 составляют, таким образом, смысловую «сердцевину» древесного среза. Главы, соединенные стрелками в полукружиях, символически рисуют причинно-следственную связь в духовном аспекте. Главы, соединенные стрелками последовательно (1-12 главы), показывают нам этапы деградации человеческого духа во внешних событиях. Загадкой поэмы становится Явление Христа в финале произведения. Чтобы раскрыть авторский замысел, обратимся к логическим связям, обозначенным в СЛС стрелками.

Главы, соединенные стрелками последовательно (с 1 по 12), демонстрируют разные стадии духовного оскудения, приводящие в итоге к выстрелу в Иисуса Христа. Но Господь «поругаем не бывает».

Явление Христа:

В поэме Александра Блока «Двенадцать» - господство хаоса. По мнению поэта, художник должен хаос воплощать в космос. Именно в этом - основная задача искусства. духовной жизни человека и мира в целом. Разрешение философского (=духовного) конфликта «Двенадцати» - в явлении Христа как воплощения гармонии (=космоса) и любви. «Бог есть любовь»,-гласит Евангелие. Иисус - идеал, совершенство, Образ и Подобие которого - человек. Однако человек впитал в себя хаос, то есть антикосмос, а значит, и антилюбовь.

Выстрелы, прозвучавшие в поэме,-это выстрелы в Любовь, космос (гармонию) и в воплощенного Бога -в Иисуса. Пытаясь убить Бога, человек, таким образом, уже уничтожил себя. Изображенный в «Двенадцати» мир утопает в безверии, одержим темными силами. В борьбе с хаосом ему надо разрешиться или в катастрофу беспросветного мрака, или во что-то иное высшего порядка. Этим чем-то и становится явление Христа в поэме Блока. Он несет флаг. Он над красноармейцами, Он - всевидящий, а они в хаосе и мгле - слепы («не видать... друг друга за четыре за шага»). И Его (Иисуса) они не могут узреть, так как Бога в себе (Образ и Подобие) убили посредством преступления заповеди: «Не убий» (6,7 главы) Убита Катька - убита любовь - убит Господь. И в заключение - реальный выстрел в Него. И стреляют-то вслепую, так и не уразумев - кто: враг ли!

Христос явился в мир или он над миром, над людьми? Что явлением в поэме Иисуса хотел сказать Александр Блок? Абсолютно точно Христос не впереди 12 красноармейцев в буквальном смысле слова - Он НАД ними, то есть в небе, в невидимом пространстве («невидим»), за домами, во вьюге.

Христос - имя, связанное с названием трилогии Блока -«Трилогия вочеловечения». Вочеловечение следует понимать по христианским канонам следующим образом: Бог вочеловечен в Сыне, Христос - воплощение Бога в человеке, то есть явление Бога во плоти. Христос -Богочеловек. (Не человекобог!!!) В трилогии поэт изображает сложный духовный путь лирического героя к Идеалу, то есть в вочеловечение. Получается, что человек в процессе духовного становления должен приблизиться к Образу и Подобию, обрести себя, обрести любовь и Бога.

Целостное восприятие творчества Блока предполагает прочтение первой поэмы о революции именно в этой системе координат. Не Христос ли показан в поэме тем самым гармонизирующим началом, тем символом, который и должен в хаосе указать путь даже убийцам? Даже тем, кто посягнул стрелять

Соединения в полукружиях глав:

Полукружие среза /= главы Смысловое толкование

1 и 12 главы Из хаоса только один путь - к Богу

2 и 11 главы Герои, «апостолы новой веры», приведут мир к беснованию (сравнить: Ф. М. Достоевский роман «Бесы»)

3 и 10 главы Цель нового пути приводит к духовной слепоте («Не видать уже друг друга за четыре за шага»), а слепые, зовущие мир к новой вере, неизбежно приводят его к пропасти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 и 9 главы Зарождение конфликта: ждет разрешения противоречие в отношениях героев: Катька-Ванька-Петруха, так же своего часа ждет и старый мир, стоящий на перекрестке. Один «безмолвный вопрос» объединяет обе главы ожиданием выбора героев на разных уровнях. Своеволие или воля? Своеволие - это бунт богоборчества или, что страшнее, богоотречения. Воля - выбор возможных решений.

5 и 8 главы Поругание любви происходит уже в сознании героини Катьки («с юнкерьем гулять ходила - с солдатьем теперь пошла»), и это провокация к агрессии и предпосылка к случайному убийству. Духовный раскол Катьки приносит ей, как искупление, нелепую смерть, дабы блуд не прогрессировал, дабы душа не разложилась окончательно до полного омертвения. И имя ей Блок дает символично: имя Екатерина (разг. Катерина) происходит от греческого слова «катариос» - чистый, непорочный. Того же корня слово «катарсис» - очищение.

6 и 7 главы СЕРДЦЕВИНА поэмы, в которой случайно, но вполне закономерно происходит убийство человека (Катьки), открывающее путь или к ПРОЗРЕНИЮ и покаянию, или к еще более тяжким преступлениям. Решает все духовный выбор человека.

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

21

Теория инновационной деятельности

в самого Бога? Бог не отвернулся от России, не отвернулся от убийц, блудниц. Он всегда доказывает Свою милость миру, как и в данном случае, когда не поражает гневом тех 12, кто в него стреляет.

Блок не видит, а провидит, понимая, что Господь не отворачивается от ступившей на сатанинский путь России. Почему вьюга? Почему снег, метель? Хаос усугубляется еще и холодом и слепотой, ведь снег застилает глаза - мешает ясно видеть окружающее пространство. Но главное, незрячий не видит света, а «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Холод пронизывает - холод сковал сердца людей, причем остывает человеческий организм в буквальном смысле при умирании. Усугубление на протяжении всей поэмы мотивов смерти, разбушевавшейся стихии, олицетворяющей противоборство Бога и Дьявола, тьмы и света, любви и ненависти обретают метафорический, а иногда и буквальный смысл. Мотив смерти восходит к сердцевине поэмы - физическому небытию (убийству) Катьки. Сама смерть олицетвори-лась: из тайного, невидимого в человеке - в явное.

Идея поэмы как раз и заключается в том, что новый путь - только с Богом, и из любого убийственно ошибочного пути выведет только Бог, который простит блудных сыновей и дочерей, убийц и блудниц. Без Бога, без любви - одно безлюбовное пространство, покатая плоскость, с которой человек катится вниз, на самое дно, в бездну, в ад. Потеряется ли человек, заплутает ли в хаосе, зависит от его выбора. Путь красноармей-цев-убийц в поэме «Двенадцать» не заканчивается, потому что они «идут вдаль» Они идут, не разглядев Христа, поправ святыни, но и при этом все равно с ними Бог - Тот, в которого они стреляли. Но Бог «невредим».

Однако в поэме какой-то странный Бог -«Исус», а не Иисус. Почему? Вопрос загадочности образа Иисуса заключается в духовных метаниях самого поэта. Образ Бога невозможно воплотить без поста, молитвы, исповеди и послушания. Впасть в прелесть в момент духовного раскола - более логичный итог, что, кстати, мы и видим в случае поэта Александра Блока, размышляя о его преждевременной трагической кончине. Жаждущий Бога и пребывающий в духовной брани с самим собой и миром, не мог поэт Александр Блок ясно и отчетливо, без двусмысленности преподнести образ Иисуса. Потому финал поэмы до сих пор и плодит разночтения. Но не Антихрист предстает красноармейцам, а Иисус Христос, путь к которому запечатлело творчество Александра Блока, его «Трилогия вочеловечения» и таинственная поэма «Двенадцать».

В воспоминаниях К. Зелинского отчетливо прослеживается недоумение поэта, которому приписываются различные версии прочтения его таинственной поэмы. Может, именно это предостережет нас от необдуманных шагов в интерпретации текста:

«Ранней осенью 1918 года я встретил на Невском проспекте Александра Блока. Поэт стоял перед витриной продовольственного магазина, за стёклами которой висели две бумажные полосы. На них были ярко оттиснуты слова: на одной - «Мы на

горе всем буржуям мировой пожар раздуем», а на другой - «Революцьонный держите шаг! неугомонный не дремлет враг!» Под каждой из этих строк стояла подпись: «Александр Блок». Поэт смотрел на эти слова, словно не узнавая их...

- Признаюсь, для нас радость и неожиданность, что и вы вошли в нашу борьбу, - по-мальчишески самоуверенно продолжал я, показывая на плакаты за витриной.

- Да,-смутился Блок,-но в поэме эти слова произносят или думают красногвардейцы. Эти призывы не прямо же от моего имени написаны,-и поэт будто с укоризной посмотрел на меня». (К. Зелинский)

Символика поэмы

1. ЧИСЛО 12

Движение во времени угадывается уже в самом названии поэмы - «Двенадцать», связанном с переломными моментами в отсчёте времени: год, меняющийся через 12 месяцев, наступление нового дня в полночь и т.д.).

12 красноармейцев: а) реальный патруль, осуществлявший порядок в Петрограде, состоял из 12 человек; б) соответствует двенадцати ученикам Христа (имя одного из апостолов дано Петрухе (Пётр), другое - Ваньке (Иоанн), третье - Андрюхе (Андрей). Апостол Петр трижды отрёкся от Христа за одну ночь. Но у Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он -убийца своей бывшей возлюбленной. Убийца получает имя того единственного апостола, который «обнажил меч» («Замотал платок на шее - / Не оправиться никак») Платок как петля на шее, и Петр превращается в Иуду.

2. ГОЛОДНЫЙ ПЕС,

подобно гётевскому пуделю из «Фауста», который трансформируется в Мефистофеля, на глазах теряет реальные очертания и становится фигурой символической. В «псе безродном», оказывается, как и в пуделе Фауста, скрывался Сатана. И когда после такого сатанинского превращения пса в старый мир появляются образы хохочущей вьюги, а затем и Христа, это воспринимается как художественная закономерность. Позади революционного дозора плетётся пёс, ассоциирующийся с Сатаной, а впереди - Иисус Христос, имя которого рифмой соединено с его вечным антагонистом: «Позади - голодный пёс...» - «Впереди - Иисус Христос». Здесь рифма ещё подчёркнута синтаксическим параллелизмом, выявляющим антитезу Сатаны и Бога. Их извечное противостояние - и в душах бойцов за новый мир.

3. СИМВОЛ КРОВИ

Кровь - душа («Мировой пожар в крови!» означает пожар в душе). Мотив крови связан с любовью-ненавистью, радостью-страданием как смыслом и путём познания жизни. Кровь -знак трагизма истории, знак восстания, знак исторического возмездия («буржуй. выпью кровушку за зазнобушку.»). Ведущие значения мотива крови входят в символ «кровавого флага»: это

22

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

Теория инновационной деятельности

новый крест Христа, символ его теперешних распятий и искупления грехов людских. Христос, Богочеловек, не сторонится грешников, а наоборот, пришёл к страдающим спасти жертв страшного мирового зла. Путь «вочеловечения» оказывается тождествен пути на Голгофу.

4. БЕЛАЯ РОЗА («в белом венчике из роз»)

Блок уточнил определение цвета роз, исходя из каноничных церковных представлений о венке как символе триумфа и белом цвете как символе чистоты. Белый - это цвет добра в Апокалипсисе, он символизирует холодную чистоту божественного в критический час очищения, когда грешники должны стать «белыми, как снег». По исследованиям Д. С. Лихачёва, цветами в венке Спасителя могут быть и те белые бумажные розы, которыми украшали чело «Христа в темнице» в народных церквях и часовнях (ведь солдаты из «Двенадцати» - бывшие крестьяне).

Комментарий к СЛС № 2.

Смысловая структура рассказа «Старуха Изергиль»

1. «Сильные и гордые» персонажи - это старуха Изергиль, Ларра и Данко. Образы Ларры и Данко резко контрастны, хотя оба они - смелые, сильные и гордые люди. Здесь отражены популярные в конце XIX в. идеи немецкого философа Ницше. В книге «Так говорил Заратустра» Ницше доказывал, что люди делятся на сильных (орлов) и слабых (ягнят), которым суждено быть рабами. Старуха Изергиль говорит: «За все, что человек берет, он платит собой, своим умом и силой, иногда - жизнью».

2. Сравниваем понятия:

а) Гордость - 1) чувство собственного достоинства, самоуважения. 2) высокое мнение о себе. б) Гордыня -непомерная гордость.

3. Романтические атрибуты рассказа:

• исключительные характеры,

• сильные страсти,

• резкие контрасты,

• разгул стихии,

• душевные исступления,

• экзотика

4. Сопоставляем героев с библейскими персонажами:

А) Ларра - сопоставление с легендой об Агасфере

Когда Иисуса Христа вели к месту казни, он хотел

на минуту прислониться к стене одного из домов, чтобы передохнуть. Но хозяин дома не позволил ему этого. Иисус сказал: «Ты будешь скитаться вечно, и никогда не будет тебе ни покоя, ни смерти... Хозяина дома звали Агасфером.

Б) Данко - сопоставление с Моисеем (Библия, книга Исход)

Моисей по воле Бога водил евреев по пустыне 40 лет. Маршрут этого путешествия оказывается замкнутой кривой, что символично. Сорок-это символическое число, означающее завершенность, полноценность некоего жизненного этапа; оно часто встречается в Библии и вряд ли соответствует точному календарному сроку. Жизнь Моисея также символи-

чески разбита на три периода: 40 лет жил в Египте до бегства, еще 40 лет жил в изгнании до получения Откровения и 40 лет водил евреев по пустыне. Что касается людей, вышедших из Египта, то они роптали на Бога и упрекали Моисея: «Зачем ты вывел нас из Египта?» Вопрос к схеме: Почему «сильные и гордые» герои рассказа пришли к жизненному краху и как это соотносится с авторским замыслом произведения?

Комментарий к СЛС № 3

Конфликт поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Исповедь - таинство общения человека с Богом, покаяние, то есть перемена ума в отношении своих грехов, которые человек хочет побороть в себе, в светском понимании -рассказ о себе с целью облегчить душу, сообщение своих взглядов, мыслей. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» представляет собой исповедь юного послушника. Эта исповедь странна: перед лицом близкой смерти он полон гордыни, а вовсе не смирения, превозносит как истинное душевное сокровище свою страсть, не желая примирения с Богом даже на смертном одре. Для Мцыри исповедь не таинство общения с Богом, а провозглашение своего мироощущения («словами облегчить мне грудь»). Идеал Мцыри бездуховен, безблагодатен, так как его душа в кабале у страстей. Пленение любой страстью ведет душу к гибели. Исповедь Мцыри обнаруживает, что пылкий юноша не способен осознать своей греховности, озлоблен на обстоятельства своей судьбы. Для него исповедь не таинство, несмотря на то, что последние часы он общается с монахом и умирает в стенах монастыря. Душа героя - на пороге гибели, но он сам пребывает в наивном неведении о том, что ее ждет за пределами бренного тела («пускай в раю, в святом, заоблачном краю мой дух найдет себе приют»).

Комментарий к СЛС № 4 Образ Времени

в Поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

«Реквием» - это не документ о жизни поэта в годину горя, а разговор о прошлом, настоящем и будущем. Горе героини осмыслено как вневременное, поэтому так важна евангельская глава, дающая ответ на вопрос: «Как человек должен принимать страдание, обусловленное характером эпохи?» Условно композицию поэмы можно представить в виде замкнутого круга, напоминающего циферблат (часы). Часы - символ конкретного времени, повторяющегося циклически: от 1 до 12. Цикл (1-12) - отрезок времени, который назовем условно «Эпоха». Изображенный в поэме отрезок времени также будет условно именоваться ЭПОХА. По окончании каждого цикла (путь от 1 до 12) возникает перспектива БУДУЩЕГО, которое в поэме отсутствует. В поэме Ахматова употребляет глаголы преимущественно в форме прошедшего и настоящего времен («Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление» - прош.вр., 1 глава - прош. и наствр., 2 глава - наст., 3 глава - наст., 4 глава - наст и прош., 5 глава - наст. вр, 6 глава -наст., 7 глава -наст. и прош., 8 глава - наст., 9 глава - прош. и наст., 10 глава - ВЕЧНОСТЬ /евангельские события/, эпилог -настоящее, будущее). Синими

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

23

Теория инновационной деятельности

СЛС № 1. «Образно-наглядная»

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ БЛОКА

«ДВЕНАДЦАТЬ»

Принцип построения поэмы образно напоминает древесный срез, составленный из 6 полукружий - ))))))

1 глава - хаос, ветер

/ «на ногах не стоит человек»/. Определение времени и места событий поэмы.

I

2 глава — появление героев поэмы - двенадцати красноармейцев. /12 апостолов новой эры/

, а

3 глава - определение цели

пути. / «мировой пожар в крови» -новое кровообращение без Бога, где страсть правит бал = пожар = разрушение от мира и в мире/ '

4 ГЛЗВЭ — «любовный треугольник» (зарождение конфликта поэмы) Катька-Петру^-Ванька

/ эволюция поврежденности духа человека в любви /

5 глава — знакомство с ге:

рои ней. Катька . /Нужна ли ей революция?- «с юнкерьем гулять ходила - с солдатьем теперь пошла». Поруганная красота в безлюбовном пространстве= символика имени , (Екатерина- чистая, непорочная )

6 глава -Убийство катьки

\

12 глава - явление Христа

красноармейцам, /«с кровавым флагом» «в белом венчике из роз - впереди ИСУС ХРИСТОС»/ - ВЫСТРЕЛ В БОГА

■ t

11 глава — поиск врага

/ «идут без имени святого»/. Пробуждение агрессии -беснование.

10 глава ^_вьюга. / «не видать уже друг друга за четыре за шага».Смятение на новом пути.-«Али руки не в крови?»

9 глава — распутье, бого-

оставленность. /Старый мир ждет своего часа на перекрестке (крест)

«стоит безмолвный, как вопрос» Стилистика романса.

8 глава — месть, злоба -

агрессия ищет выхода. «Выпью кровушку за зазнобушку». Бессилие в одолении себя. Духовный раскол.

7 глава - ОТРЕЧЕНИЕ ОТ БОГА.

/от любви

ВЫБОР ПУТИ

СММС.НШОЙ «\JC.I» МО)МЫ

«Бог есть .чобооь» ( Еванге:ше1

24

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

Теория инновационной деятельности

СЛС №2 «Циклическая»

СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА ((СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

СЛС №3. «Следование»

КОНФЛИКТ ПОЭМЫ М.ЮЛЕРМ0НТ0ВА ((МЦЫРИ))

Мцыри полон гордыни, превозносит как душевное сокровище страсть, не желая примирения с Богом даже на смертном одре, пребывает в неведении:

«пускай в раю... мой дух найдет себе i-

2. Ауховный конфликт героя \

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

25

Теория инновационной деятельности

стрелками изображен переход в новый цикл ^будущее), который определяется осмыслением опыта прошлого и настоящего. Ахматова приводит читателя к мысли о том, что будущее зависит нашего ответа прошлому, которое сопряжено с покаянием.

Результаты применения технологии

Дидактические возможности структурно-логических схем видны в результативности использования данной технологии. Данная технология активизирует познавательную активность учащихся, что приводит к хорошим результатам в олимпиадном движении, позволяет нестандартно анализировать произведения классики, создавать творческий продукт деятельности в виде интересных исследований, понимать логику художественных образов. Хочется отметить, что многие мои выпускники, ставшие филологами, по их собственным признаниям, используют данный прием при чтении художественных текстов. Главным результатом применения структурно-логических схем я считаю то, что мои выпускники успешны, что они научились применять логику в решении не только профессиональных, но и жизненных задач. Многие из моих выпускников занимаются научно-исследовательской и творческой деятельностью, преподают в вузах Санкт-Петербурга.

Литература

1. Айсмонтас Б. Б. О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины (на примере «Педагогической психологии») // Психология и педагогика. Вып.5. Международный сборник научных трудов.- М., МОСУ,- 2002.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч.: Т 2.- М., 1982.

3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

4. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.- 210 с.

5. Кудаев М. Р, Богус М. Б., Кятова М. К. Развитие вербаль-

но-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста (на материале гуманитарных дисциплин): Монография. [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/resource/500/69500

(Дата обращения: 1.08.2013).

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.- 304 с.

7. Логвинов И. И. Природа дидактического знания // Педагогика.- 2000.- № 6.- С.13-18.

8. Маклюэн Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека» // Understanding Media: The Extensions of Man.- М.: Кучково поле, 2007.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. М., 1994.- 326 с.

26

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.