Научная статья на тему 'Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации задач дистанционного обучения'

Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации задач дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ИКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИТ / ОНЛАЙН / ONLINE / IT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина Елена Владимировна, Гавриков Илья Владимирович

В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования информационных технологий для дистанционного обучения, а также описываются практические возможности системы онлайн-обучения, разработанной для использования в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации задач дистанционного обучения»

2. Teaching Maths through English - a CLIL approach. University of Cambridge. ESOL Examinations. UCLES? 2010.

3. Integrated Programme of Development NIS-Subject Programme for Mathematics Secondary, August 2014.

Didactical applications of information and communication technology

for distance education Kapustina E.1, Gavrikov I.2 (Russian Federation) Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в реализации задач дистанционного обучения Капустина Е. В.1, Гавриков И. В.2 (Российская Федерация)

'Капустина Елена Владимировна /Kapustina Elena—учитель, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 24;

2Гавриков Илья Владимирович / Gavrikov Ilya — студент, кафедра бизнес-информатики и математического моделирования, Институт экономики и управления Крымский федеральный университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассматриваются преимущества и недостатки использования информационных технологий для дистанционного обучения, а также описываются практические возможности системы онлайн-обучения, разработанной для использования в учебном процессе. Abstract: the article describes the advantages and disadvantages of the use of information technology for distance education and outlines the practical capabilities and features of an online education system developed for use in the educational process.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, ИТ, ИКТ, онлайн. Keywords: distance education, information technology, IT, online.

В современном образовании большой интерес вызывает возможность использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе для организации дистанционного обучения. Дистанционное обучение является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются как традиционные, так и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Создание и развитие дистанционного образования основывается на социальной значимости, на сформировавшихся в современной образовательной среде потребностях. Система дистанционного образования направлена на расширение образовательного пространства образовательного учреждения, района, города и наиболее полное удовлетворение потребностей в области образования [1].

Обозначим основные образовательные области, в которых дистанционное обучение представлено наиболее широко.

Во-первых, это обучение на дому: в результате использования Web-ресурсов обучающиеся, чьи возможности регулярного посещения учреждения и непосредственных контактов с преподавателями ограничены состоянием здоровья, получают возможность компенсации этих пробелов за счет доступа к образовательной информации через Интернет. Во-вторых, Интернет создаёт прекрасные условия дополнительного образования для всех желающих углубить свои знания по тем или иным предметам.

Педагогическая задача в дистанционном учебном процессе [2] состоит в том, чтобы помочь каждому обучающемуся превратить содержание общеобразовательного предметного курса в его личное, персональное знание. Реализация этой задачи осуществляется внедрением в процесс образования компьютерной учебно -развивающей системы «КУРС». Онлайн-образовательная платформа, разработанная авторами, обеспечивает хранение и воспроизведение систематизированной научной информации, включая тексты и связанные с ними иллюстрации, схемы, графики, таблицы, звук, видео, компьютерные игры. Структурные элементы мультимедийной системы «КУРС» взаимосвязаны и дополняют друг друга, что даёт обучающимся возможность не только самостоятельно изучать учебный материал, но и систематически осуществлять проверку своих знаний в онлайн-режиме.

В рамках дистанционного обучения мультимедиа-ресурс «КУРС» как элемент эволюционного развития средств обучения решает следующие дидактические задачи:

• способствует повышению качества знаний обучающихся-инвалидов и обучающихся с ослабленным здоровьем;

• создает условия для воспитания у обучающихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий;

• предоставляет всем обучающимся возможность учения по индивидуальному плану в рамках четко обозначенной предметной программы;

• создает комфортные, благоприятные эмоциональные условия для обучающихся с ограниченными возможностями.

Дистанционное обучение имеет много положительных сторон. Главным минусом такой формы обучения является удалённость обучающегося от преподавателя и от образовательного учреждения. Качественное очное общение с преподавателем не могут в полной мере заменить самые совершенные интерактивные средства дистанционного обучения. Кроме того, даже оптимальное сочетание текстовой, графической, аудио- и видеоинформации в электронном курсе нельзя рассматривать как хорошую альтернативу очного занятия в смысле усвоения учебного материала [3].

Таким образом, введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий формирует новые направления развития мультимедийной дидактики [4], а именно, продуцирование информационно-образовательной локальной среды с различными социальными, предметными и психолого-дидактическими качествами; оптимальное использование информационных, технологических и мультимедийных компонентов в образовании и воспитании; развитие компонентов ИКТ-компетентности педагога и обучающегося; оптимальное соотношение непосредственного и опосредованного общения педагога и обучающегося в процессе обучения; сохранение целостности личности обучающегося в условиях непрерывного развития среды обучения. Грамотно разработанный с методической и технической точек зрения электронный образовательный ресурс может предоставить обучающимся неоценимые и недоступные ранее возможности получения основного или дополнительного образования.

Литература

1. Прикот Р. Г., Виноградов В. Н. Проектное управление развитием образовательной организации. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. 160 с.

2. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.

3. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко, И. А. Никольской. -М.: Национальный книжный центр, 2013. 336 с.

4. Аствацатуров Г. О. Кочегарова Л. В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. 176 с.

Role of the teacher in the education of students with intellectual disabilities Minav D. (Russian Federation) Роль педагога в воспитании учеников с интеллектуальной недостаточностью Минав Д. М. (Российская Федерация)

Минав Дарья Михайловна /Minav Dana - студент магистратуры, Институт живых систем Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются вопросы воспитания детей-олигифренов, важность педагога в коррекционной школе и организацию воспитательного процесса в специальном учреждении. Abstract: this article examines the education-oligifrenov children, the importance of the teacher in a correctional school and the organization of educational process in an institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.