Раздел 1 ПЕДАГОГИКА
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор каф. педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук СевероКавказского федерального университета (г. Ставрополь)
УДК 378. 2
Abdulaeva P.Z., Abdulaeva Kh.S. ADVANTAGES OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS TOOLS FOR LEARNING IN THE POSSIBILITIES OF COMBINING LOGICAL AND IMAGINATIVE WAYS OF STUDYING THE INFORMATION OF FUTURE SPECIALISTS IN PROFESSIONAL EDUCATION. The article is devoted to the generalization of pedagogical experience on the use of information technologies in education. Considered the most optimal forms and methods of application of various means of information technologies in practical activity.
Key words: computer tests, electronic textbooks, multimedia, media education, an interactive Board.
П.З. Абдулаева, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО «Дагестанская гос. медицинская академия» г. Махачкала; Х.С. Абдулаева, аспирант ГОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет» г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Статья посвящена обобщению педагогического опыта по использованию информационных технологий в образовании. Рассмотрены наиболее оптимальные формы и методы применения различных средств информационных технологий в практической деятельности.
Ключевые слова: компьютерные тесты, электронные учебники, мультимедиа, медиаобразования, интерактивная доска.
XXI век - век развивающегося информационного общества, век высоких технологий. Федеральные программы «Развитие единой образовательной информационной среды» «Электронная Россия» создали мощную инфраструктуру информатизации, которая позволила обеспечить практически все учебные заведения современной вычислительной техникой и периферийным оборудованием. Но самое главное, дала возможность использовать материалы глобальной телекоммуникационной сети 1^ете^ Преподаватели, оценившие эту возможность, стали активно внедрять в педагогическую практику информационно-коммуникационные технологии в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего качество и эффективность. Под информационно-коммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
В традиционном процессе обучения выделяют следующие противоречия: активность преподавателя и пассивность обучаемого; учебная программа рассчитана на среднего студента; недостаток индивидуального подхода; информация представлена в абстрактно-логической форме; ограниченность во времени [1].
Компьютерные учебные программы заявили о себе как о средстве обучения ещё в начале 70-х годов прошлого века, но до сих пор не имеют общепризнанного названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как «программный комплекс», «обучающие программы», «программные педагогические средства» и др. Наиболее широким из них является понятие «программное средство учебного назначения» (ПСУН). Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные учеб-
ники, контролирующие учебные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров, программно-методические комплексы, предметно-ориентированные среды. Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые наиболее широко используются в системе образования. Электронные учебники - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Электронный учебник можно использовать как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и бумажный учебник [2]. Тестовая система компьютерного контроля - одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний - вызывает массу дискуссий. Не смотря на определённые недостатки, на практике общепризнанно, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще и снижает фактор субъективности.
Главные требования к такой системе заключаются в том,
что:
• тестовые вопросы и варианты ответов должны быть четкими и понятными по содержанию;
• компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок;
• в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный вопрос;
Таблица 1
Мультимедиа средства (ММС) и способы их восприятия
ММС Формы представления Способы восприятия
Статичные фотография, распечатки Текст, картинка, графика Визуальные. Пользователь сам определяет длительность восприятия
Динамичные телевидение,кассеты, видео, кино СD, DVD. Кино, видео,звукозапись Визуальные, звуковые Длительность восприятия определяет производитель
Интерактивные интерактивное ТВ, компьютер, Интернет Кино, видео, звук, текст, графика, анимация, моделирование Пользователь имеет право и возможность свободного доступа к информации и ее компоновки (распоряжение)
• тестовых вопросов должно быть столько, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
• вопросы должны подаваться в случайном порядке, чтобы исключить возможность их запоминания;
• вопросы не должны начинаться с номера или символа;
• варианты возможных ответов также должны следовать в случайном порядке;
• необходимо вести учёт затраченного на ответы времени и ограничивать его.
Компьютерные тесты и кроссворды вызывают больше положительных эмоций у студентов, чем аналогичные задания на бумаге, а также они позволяют сэкономить время на занятие и индивидуализировать обучение. Уровень развития современных информационных технологий позволяет использовать их как на различных этапах традиционного занятия (лекционного, семинарского, практического), так и на занятиях, построенных по современным педагогическим технологиям.
В зависимости от того, какие средства ИКТ используются, выделяется несколько типов занятий: занятие с компьютерной поддержкой; занятие с выходом в 1^ете^ занятие с мультимедийной поддержкой. Рассмотрим классификацию мультимедиа средств (на основе исследований Л.В. Кочегаровой [3].
Ещё одна возможность, которую успешно используют современные преподаватели - развитие и поощрение творческого потенциала студентов. Публикации в Internet лучших исследовательских работ, гипертекстовых рефератов не только дают возможность студентам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому предмету.
Говоря о занятиях с мультимедийной поддержкой, нельзя не сказать об интерактивной доске. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всей группы. В комплекте с интерактивной доской предоставляется программное обеспечение АСТ^^ю, обеспечивающее широкие возможности при составлении электронного конспекта занятий. Интерфейс АСТ^^ю содержит множество функций, которые позволяют создавать и проводить презентации, добавлять в материалы специальные эффекты, выделять ключевые моменты, добавлять пометки и указатели, включающие дополнительную информацию или комментарии для аудитории, а также многие другие возможности [4]. Преимущества использования интерактивной доски:
• совместимость с программами всех лет обучения;
• возможность работать с веб-сайтами и другими ресурсами;
Библиографический список
• большие возможности для взаимодействия и обсуждения в классе, благодаря чему учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подаче материала;
• возможность сделать занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;
• предоставляет большие возможности для коллективной работы, для развития личных и социальных навыков.
Планируя занятие с применением ИКТ, необходимо задуматься о целесообразности применения того или иного метода и о том, как его можно применить при изучении той или иной темы. При этом преподаватель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми: четко определять педагогическую цель применения ИКТ; согласовывать выбранное средство информационных технологий с другими средствами, применяемыми на занятии; учитывать специфику учебного материала, особенности студентов, характер объяснения нового материала.
Опираясь на исследования Ю.А. Ивановой [5], заметим, что знание должно отвечать определенным условиям: обеспечение с помощью предлагаемого содержания тренинга профессиональных действий будущего специалиста, связанного с выявлением ценностных аспектов материала; социальной значимости затронутых в системе задач вопросов.
Итак, достоинства использования в образовательном процессе современных информационных технологий очевидны. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать процесс обучения; повышают интерес учащихся к предмету; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения в возможности сочетания логического и образного способов освоения информации: активизации образовательного процесса за счёт усиления наглядности. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что студента легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не, только информационное, но и эмоциональное воздействие.
Таким образом, в настоящее время для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, преподаватель должен овладеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески.
1. Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О.А. Минич. - Минск, 2008.
2. Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе. - Витебск, 2010.
3. Кочегарова, Л.В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация // Эйдос: Интернет-журнал. - 2008. - 2 апреля [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2008/0402-3.htm
4. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебно-методич. пособ. - Ростов - на - Дону, 2011.
5. Иванова, Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе. - Волгоград, 2007.
Bibliography
1. Informacionnihe tekhnologii v obrazovanii / avt.-sost. O.A. Minich. - Minsk, 2008.
2. Galuzo, I.V. Muljtimediyjnihe tekhnologii v uchebnom processe. - Vitebsk, 2010.
3. Kochegarova, L.V. Muljtimediyjnihe sredstva v obrazovateljnom processe: terminologiya i klassifikaciya // Ehyjdos: Internet-zhurnal. - 2008. -2 aprelya [Eh/r]. - R/d: http://www.eidos.ru/journal/2008/0402-3.htm
4. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih: uchebno-metodich. posob. - Rostov - na - Donu, 2011.
5. Ivanova, Yu.A. Didakticheskie usloviya ispoljzovaniya pedagogicheskikh zadach pri izuchenii obtheobrazovateljnihkh i specialjnihkh predmetov v pedvuze. - Volgograd, 2007.
Статья поступила в редакцию 14.12.13
УДК 378
Akieva Z.M. HUMANITARIAN CULTURE OF STUDENTS AS HISTORICAL PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The article reveals the essence and content of the notion of human culture, as a historical and philosophical and pedagogical problems.
Key words: humanization, humanitarianism, humanitarian culture, student.
З.М. Акиева, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КАК ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье раскрыты сущность и содержание понятия гуманитарная культура, как историко-философской и педагогической проблемы.
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, гуманитарная культура, студент.
На современном этапе развития российского образования одной из важнейших задач признаются задачи гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса вуза, что приведет к изменению в структуре, содержании и организации профессиональной подготовки будущего учителя математики, призванная обеспечить, как личностное, так и профессиональное развитие будущего специалиста. В этих условиях будущий учитель математики обязан понять и принять необходимость интеграции своего математического образования и гуманитарной подготовки в вузе.
В обществе, вступившем в третье тысячелетие, повышается статус широко образованных и культурных людей, в котором особое внимание уделяется проблемам воспитания гуманитарной культуры личности. Известно, что гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики. Общечеловеческие ценности гуманитарных наук - гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и другие имеют решающее значение в целенаправленной деятельности человека, так как поднимают его «от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни» [1, с. 45].
По мнению В.Л. Кургузова, «само словосочетание гуманитарная культура, хотя и встречается в научных изданиях и публицистике, но фигурирует в довольно расхожем, чаще всего публицистическом смысле, как правило, в трех ипостасях: когда оно охватывает только нравственную, эстетическую и художественную культуру, когда употребляется в качестве некого аналога понятию гуманитарное знание, либо в декларативно-эмоциональном контексте, как общий антипод понятию техническая культура» [2, с. 30].
Гуманитарная культура - широкое понятие, охватывающее смыслы, ориентации, способы, действия и их результаты, это побудительный мотив, реализуемый в деятельности, нацеленный на достижение и приближение к успехам и результатам. Последние представляют ценности из разных сфер и областей жизни, значимые и культивируемые людьми. Это нравственные принципы, правовые нормы (равенство, справедливость, защита прав), гражданское равноправие, выборность и подотчетность всех органов власти, социальная защищенность, национальная представленность, участие в международных акциях, следование гуманистическим идеям, почитание каких-то художественных направлений и школ, посвящение себя какой-то отрасли науки.
М.С. Каган, обращаясь к проблеме понятия «гуманитарная культура», определяет ее как «утверждение» и «развитие» человеческой духовности (1, с. 100). Однако согласно исследованию В.Л. Кургузова, «гуманитарная культура, в отличие от культуры духовной, строится только на ценностях гуманизма, человеколюбия, является аккумулятором непреходящих ценностей гуманизма и гуманности и, вместе с тем, животворным каналом
утверждения парадигм сосуществования, самосохранения человечества, возможностей его выживания» [3, с. 12].
Итак, если культура есть важнейшая (после природы) форма бытия человека и совокупный способ и продукт человеческой деятельности, то гуманитарная культура есть форма гуманистического бытия человека, совокупный способ и продукт гуманистически ориентированной деятельности людей. Концепт гуманитарной культуры выражается в жизненных ориентациях, гуманистических смыслах и целях, в знании правил совместных действий, правил общежития, которые после их освоения составляют автоматизмы социального поведения. Гуманитарная культура сочетается с эмоционально-чувственным миром личности и его взаимоотношениями с другими людьми; это система позитивных культурных смыслов, гуманистических ориентаций, способов, действий и их результатов, связанных с пониманием человека как высшего критерия общественного развития.
Гуманитарная культура и воспитание у личности гуманности, человечности это социальные явления, имеющие исторический характер и существующие во всех обществах: гуманитарные знания, идеи, гуманистическое мировоззрение, гуманные чувства, гуманистические положения и принципы, концепции и теории. Все это в совокупности обеспечивает развитие, формирование и становление гуманитарной культуры личности.
«Гуманитарная культура - основной элемент приобщения человека к условиям и нормам существования в обществе в качестве полноправной, способной к созидательной деятельности личности. Следовательно, это основной элемент социализации. Проблемы формирования гуманитарной культуры в процессе социализации определяются необходимостью непрерывного образования и самообразования личности» Гуманитарная культура понимается как способ мышления, направленный на развитие человеческой духовности. Поскольку гуманитарная культура - ядро общей культуры общества, формирование созидательной личности возможно в процессе деятельности, направленной на усвоение и совершенствование системы современных ценностей» [4, с. 3].
Ближе всего к нашему исследованию проблемы формирования гуманитарной культуры будущего учителя математики стоит дефиниция категории «гуманитарная культура» В.Е. Осипова, где гуманитарная культура - это совокупность духовных ценностей, знаний и норм поведения, выработанных личностью или исторически определенным сообществом на основе познания социальных процессов, выступающих в виде регулятивных форм жизнедеятельности человека. Данная формулировка, на наш взгляд, является наиболее всеобъемлющей и отражает основные мысли ученых относительно поставленной проблемы.
Н.Ю. Куценко выделяет определенные функции гуманитарной культуры: познавательная (проявляется в способности гуманитарной культуры «обеспечивать» личность знаниями о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности);