Научная статья на тему 'Дидактические возможности игры в правовом обучении учащихся'

Дидактические возможности игры в правовом обучении учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева П.Д.

В данной статье дан теоретический анализ проблемы формирования информационной культуры у будущих педагогов; в ней рассмотрены современные тенденции формирования информационной культуры в условиях информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности игры в правовом обучении учащихся»

жизни художника М.Врубеля, оставаясь в мыслях творца до самой кончины. Демон оказался слишком мощным и роковым для художника образом: он встал перед ним в начале творческого пути, преследовал всю остальную жизнь и омрачил её трагический закат. Музыкант А.Г.Рубинштейн не меньше художника Врубеля был увлечён мятежным образом Демона. В опере он предстаёт как сильная, глубоко противоречивая натура. Воплощая сложный, многогранный образ, композитор подчеркнул его трагическую обречённость и одиночество. Образ Демона - сложный, многосоставный, противоречивый. И любая творческая натура ( поэт, художник, музыкант ) мощно и реалистично может выразить свои идеи, мысли, чувства посредством него. Яркий ,красочный пример синтеза искусства. «Что же такое душа в музыке ?» спрашивал Ф.А. Кони, и отвечал: «это способность придавать бесчувственному инструменту жизнь и извлекать из него звуки, которые не только нежат слух, но западают в сердце; это дар управлять по произволу толпою слушателей, вызывать на глаза их слезу тихой грусти или возбуждать в сердцах их безотчётную радость ...». Великая задача педагога- музыканта состоит в том, чтобы пробудить в душе каждого подростка отклик на красоту в искусстве, прочувствовать каждый звук музыки, увидеть игру красок на холсте художника и сопереживать литературным героям. Постараться пробудить их лучшие качества: доброту, отзывчивость , патриотизм и благородство, чтобы в дальнейшем они выросли культурными и достойными людьми на благо своей великой Родины.

Список использованной литературы:

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. М., 2002.

2. Безбородов Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., АКАДЕМА, 2002.

3. Борисевич Т.К. Воспитание эмоционально выразительности у будущих педагогов-музыкантов при обучении исполнительской деятельности // Инновационная наука. Международный научный журнал. Сборник статей. Уфа, 2015. № 6. С. 194-197.

4. Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. М., В.И. «Советский композитор»., 1973, С. 285.

5. Ермолаев Ю.В. Социальные и педагогические инновации в высшей школе. // Современные наукоёмкие технологии. - 2010, № 9.

6. Маргерит Лонг За роялем с Дебюсси. М. В.И. «Советский композитор», 1985, С. 156.

7. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства. // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог») - 2001, № 6, С. 12-20.

8. Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального образования. Учебное пособие под редакцией И.Н. Немыкиной- 3-е издание, М. Директ-Медиа, 2014. - 207 с.

9. Чертовской А.Н. Пути и средства музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки начальных классов школы. [ Электронный ресурс ] / А.Н. Чертовской // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2 ( 10 ).

© Борисевич Т.К., Зарембо А.С., 2017

УДК 37.01

Гаджиева П.Д.

канд.пед.наук., доцент ДГПУ, г. Махачкала, РД E-mail: krik020304@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРЫ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В данной статье дан теоретический анализ проблемы формирования информационной культуры у будущих педагогов; в ней рассмотрены современные тенденции формирования информационной культуры

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-2/2017 ISSN 2410-6070_

в условиях информатизации образования.

Ключевые слова

Игра, игровые технологии, информационная культура, информационно - коммуникационные технологии.

В условиях существенных социально-экономических преобразований и изменений российского политико-правового пространства сформировались и новые требования к системе образования в области правового обучения и воспитания школьников. Социальный заказ на подготовку учащихся в области права подразумевает овладение школьниками основами правовых норм, регулирующих общественные отношения; формирование политико-правовой культуры, соответствующей ценностям демократического общества; создание предпосылок для высокой адаптивности российской молодежи в социальной жизни. Однако, теоретические знания не всегда сочетаются с умением применять эти знания в реальной жизненной практике. Разрыв между знаниями и их реализацией постепенно сокращается по мере накопления социального опыта, который каждому человеку предстоит освоить с малых лет, в доступном его возрасту масштабе. Только после усвоения опыта применения знаний на практике можно говорить о навыке или умении личности. Эта задача может быть успешно решена в рамках игровых технологий, воспроизводящих реальные жизненные ситуации и позволяющих «проигрывать» учеником социальные роли, которые ему еще только предстоит исполнить [2, c.12].

Высокий потенциал игровых технологий в правовом образовании обусловлен теми функциями, которые выполняет в образовательном процессе игра: развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Дидактическая ролевая или имитационная игра является одним из основных методов активного правового обучения. Она представляет собой упрощенную модель действительности и основывается на ситуациях, взятых из реальной жизни и художественной литературы.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.

Как показывает практика, понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.

Игра должна носить добровольный, творческий характер и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию. В игре школьники принимают самостоятельное правовое решение, развиваются их творческие способности, а, главное, закрепляются навыки

Наблюдение за деятельностью учителей в школах г.Махачкалы показало, что чаще всего игры применяются при проведении уроков по праву. На уроках права был представлен практически весь спектр учебных игр. При проведении внеклассных мероприятий по правовому воспитанию школьников учителя правоведы также применяют игровые технологии обучения [1, c.34].

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего,

тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игры значительно экономят время обучения. При условии правильного проведения и при достижении результатов игра обладает большой эффективностью по сравнению с традиционным уроком.

Список использованной литературы:

1.Гаджиева П.Д. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -Махачкала, «ДГПУ» 2015 г.

2.Бабанский Ю.Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 2001.

3.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.,2005.

© Гаджиева П.Д., 2017

УДК 372.881.111.1

Ю.И. Зарубина

5 курс

ФФиМК, Бирский филиал БашГУ г.Бирск, Российская Федерация А.Р. Бодулева к.филол.наук ФФиМК, Бирский филиал БашГУ г.Бирск, Российская Федерация

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье рассматриваются методы формирования лексических навыков в процессе обучения иностранному языку. Авторы описывают три основных этапа работы над лексикой и комплекс упражнения для автоматизации лексических навыков.

Ключевые слова

Лексическая компетенция, лексический минимум, формирование и автоматизация лексических навыков

Лексическая компетенция является основой при обучении иностранному языку. Более того, лексическая компетенция - это составная часть коммуникативной компетенции в целом, поэтому развитие лексических навыков играет важнейшую роль в изучении иностранного языка. Человек с недостаточным словарным запасом не сможет ни понять собеседника, ни выразить свои мысли, поэтому следует обратить особое внимание на развитие этих навыков [1].

Развитие лексических навыков отвечает требованиям к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Важнейшим средством обучения лексике является использование различных упражнений, а они в свою очередь являются основной формой организации деятельности. При обучении следует помнить, что успех во многом зависит от соотнесения качеств упражнения с содержанием, намеченной целью и условиями ее достижения. Проблемой обучения лексической стороне речи занимались такие методисты как Е.Н. Соловова, Е.И. Пассов, А.А. Миролюбов, С.Ф. Шатилов, И.В. Рахманов, Л.В. Щерба и другие.

Процесс формирования лексических навыков школьников является длительным и трудоемким. В методической литературе принято выделять 3 основных этапа работы над лексикой. Первый этап - этап введения, семантизации нового слова и первичного его воспроизведения. Второй этап -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.