ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ НА ОСНОВЕ
ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ
В.Г. Климов, к.п.н., преп., Тел.: 8 (3422) 94-15-21, 48-24-55; факс: 8 (3422) 48-24-55, E-mail: [email protected] Пермский государственный университет http://www.perm.pnk.ru
In clause the aspects didactice of conditions of introduction of information techolo-gies are reflected on the basis of the electronic editions. The author's electronic manuals promoting an effective utilization of open education with wide application of computer means of training are submitted. The problems of development of the electronic editions are considered.
WMiimpb
В настоящее время разработка и издание печатной образовательной продукции все больше интегрируются в единое
Ё пространство медиа - индустрии. Составной частью этого процесса является интеграция печатных и электронных изданий. Причин такой интеграции несколько. Прежде всего, практически все информационные технологии в образовании перешли на цифровую форму, оснастились компьютерными средствами обучения, программным обеспечением профессионального уровня, техническими средствами записи и обработки изображений. С другой стороны, тот же процесс происходит и с распространением любых видов информационной продукции: появились компакт- и БУБ-диски с электронными учебниками, справочным материалом, методическими пособиями.
По сравнению с печатной продукцией электронные издания значительно дешевле, и их разработка и тиражирование не связаны с расходом трудновозобновляемых ресурсов бумаги и загрязнением окружающей среды. Во многих случаях образовательные электронные издания оказываются даже более функциональными, чем печатные в традиционном варианте. Так, электронный учебник или справочник, учебно-методическое пособие или тестирующая система позволяют более динамично построить процесс изучения материала по специальности и уси-
лить его мотивацию, что важно в условиях широкого внедрения открытых информационных технологий в образовании. Отрадно, что в России постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения и до высшего открытого образования.
С дидактической точки зрения важнейшим преимуществом электронных образовательных изданий по сравнению с печатными является возможность их интерактивного оформления. Такое электронное издание может быть не только учебным, но и научно-популярным, историческим, художественным произведением, в котором потребителю отводится не пассивная роль читателя, а активная роль участника в познавательной деятельности [1]. Еще одним проявлением интерактивности является возможность моделирования и визуализации достаточно сложных физических явлений, таких, например, как деформация конструкционных материалов под воздействием нагрузок, квантовое состояние атомов, прохождение световых лучей в различных средах. Работая с соответствующими фрагментами образовательного электронного издания и самостоятельно определяя, например, входные параметры в процессе математического моделирования технических задач, субъект образования чувствует себя полноправным участником компьютерного исследования.
В последние годы в России непрерывно возрастает дидактическая роль электронных изданий учебного и словарно-справочного характера вследствие возможности их быстрой модификации в соответствии с изменением существующего уровня знаний, тем
самым достигается высокий уровень оперативности электронного образовательного издания, что важно в процессе организации учебной деятельности на основе современных информационных технологий обучения. Особенно это заметно для электронных изданий, распространяемых по сетям. Если прибавить к сказанному возможность дистанционного общения преподавателя с одним или несколькими обучаемыми, дистанционного тестирования и оценки уровня знаний, то можно придти к выводу, что электронное учебное издание преобразуется в постоянно развивающуюся обучающую, справочную, методическую, исследовательскую и контролирующую уровень знаний открытую образовательную информационную среду.
Опыт педагогической, научно-исследовательской и методической работы, доклады и публикации в области информатизации обучения позволили автору разработать схему дидактического воздействия электронных изданий (рис. 1 - см. цв. вставку) в процесс внедрения информационных технологий в открытое образование и электронные издания (рис. 2, а, б, в, г, д, е, ж -см. цв. вставку). В современных условиях информатизации российского общества процесс открытого образования представляется, прежде всего, как особый, закрепленный в культуре способ оперирования информацией. Суть обучения в содержательно-дидактическом плане состоит в специально организованном процессе отбора, трансляции, получения, переработки, закрепления в сознании студента и последующего использования им информации социокультурного содержания. По результатам исследования научно-педагогической литературы в области информационных технологий [2] можно сделать вывод об основных признаках открытого образования на основе электронных учебных изданий:
• любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке России и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем связи любую образовательную информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
• функционирует и доступна любому субъекту образования, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость целей и
задач конкретной личности российского общества;
• имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных образовательных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технического и социально-экономического прогресса;
• происходит процесс нарастающей автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
• происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы открытого информационного образования.
Информационные технологии в образовании определяются как совокупность внедряемых в системы организационного управления процессом обучения принципиально инновационных систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучаемые электронные системы. Они отображают информационный образовательный продукт с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются и совершенствуются. В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий обучения на основе электронных образовательных изданий (рис. 2, а, б, в, г, д, е, ж - см. цв. вставку):
• универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные и тестирующие программы;
• компьютерные средства локальной и глобальной сети Интернет;
• компьютерные интерактивные обучающие программы и электронные учебники;
• мультимедийные программные образовательные продукты.
Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерное обучение - такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер. Однако в настоящее время трактовка ТСО значительно шире. Так, современные разнообразные средства обучения все больше развиваются на основе достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать более общий термин - электронное обучение, следовательно, необходимо иметь в учебных заведениях электронные образо-
вательные издания. Не может быть качества внедрения информационных технологий в учебный процесс без наличия указанных учебно-методических комплексов (электронные учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, тестирующие системы).
Различают с точки зрения дидактики два основных вида электронного обучения: 1) рецептивное; 2) интерактивное. Рецептивное - восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных ТСО). Интерактивное - обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, а также в системах гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта, в экспертных обучающих системах и др. Особое распространение сегодня получают электронные образовательные программы.
По нашему мнению, среди их разнообразного массива (комплекса) выделяются несколько типов (рис. 3). Практика показывает, что наиболее разработаны интегрированные обучающие системы, при которых учебный процесс организован таким образом, чтобы его обучающие модели принимали во внимание, что усвоил студент, каковы слабые места в его знаниях и каким образом максимизировать эффективность усвоения учебного материала. Общее прикладное программное обеспечение включает в себя: текстовые процессоры, системы управления базами данных, различные электронные библиотеки, энциклопедии, электронные таблицы, словари, атласы, наглядно-справочный материал. Пакеты обучающих программ для использования в аудиториях применяются для тренировки определенных навыков, моделирования информационной среды определенного класса. Программы дистанционного обучения представляют собой слияние трех типов информационных технологий: компьютерной, телекоммуникационной и телевизионной. Педагогическая практика свидетельствует, что наиболее перспективным и интересным направлением в создании электронных образовательных изданий может стать широкое внедрение в информационные технологии систем мультимедиа, интегрирующих текст, звук и изображение. Подобные электронные системы позволяют обучающим изучать изобрази-
тельное искусство, литературу, музыкальные произведения.
Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемым все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом, разработчиком авторских электронных образовательных систем. С точки зрения дидактических требований информационные технологии на основе электронных изданий (рис 2, а, б, в, г, д, е, ж - см. цв. вставку) способствуют:
• индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических способностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых;
• изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону большей самостоятельности и поискового характера;
• стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
• усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
• повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению и совершенствованию;
• изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности субъектов образования и их досуга.
Электронное
--^
_
/ ч
Интегрированные обучающие — системы
\_/
/-\
Программы для
дистанционного обучения
\_/
Рис. 3. Электронные образовательные программы
Пакеты обучающих программ для использования в аудиториях
Для достижения вышеуказанных результатов в процессе информационного образования следует эффективно использовать интеллектуальный потенциал России. Известно, что он в российском обществе огромен. Достаточно сказать, что только в системе высшей школы нашей страны сегодня насчитывается около 34 тыс. докторов и более 137 тыс. кандидатов наук [3]. Это колоссальный интеллектуальный потенциал, который сегодня практически не используется и поэтому в ближайшие годы может быть утрачен [4]. Если использовать лишь несколько процентов (2-8%) от указанного интеллектуального потенциала в направлении разработки электронных образовательных систем, то эффективность внедрения информационных технологий в образование повысилась бы на несколько порядков (рис. 4). Достаточно создать творческую группу в составе 700-1200 ученых, которые могли бы целенаправленно разрабатывать и внедрять электронные издания.
Рис. 4. Интеллектуальный потенциал в разработке образовательных электронных изданий
Выводы
Практический опыт внедрения информационных технологий в образовательный процесс свидетельствует, что основными дидактическими условиями являются электронные образовательные издания (электронные учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, базы данных, библиотек, атласов, наглядно-справочных материалов, тестирующих систем), которые позволяют качественно подготовить конкурентоспособных специалистов на рынке труда, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях
информатизации российского общества и развития новых наукоемких технологий.
Кроме того, имеется возможность организовать учебный процесс с учетом современных достижений науки, обновлять все аспекты открытого образования, отражающие изменения в сфере культуры, науки, экономики, техники и технологий, а также воспитания патриотов России, граждан правого, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Использование инновационных технологий информационного образования на основе электронных учебных изданий позволяет решить весьма острую для России проблему тиражирования и доставки в учебные заведения различного рода учебников, пособий и других материалов образовательного и познавательного назначения. Эта задача решается по двум основным направлениям: путем использования возможностей сети Интернет, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизион-но-компьютерной сети «ТВ-информ», в рамках которой создана и функционирует специальная сеть «ТВ-информобразование», основанная на передаче компьютерной образовательной информации в составе телевизионного сигнала общероссийского телевидения.
Кроме того, в настоящее время созданы образовательные порталы России, которые являются логичным этапом организации виртуального образовательного пространства. Литература, посвященная опыту построения образовательных порталов, постоянно растет. При этом в мировой практике сосуществуют три типа образовательных порталов: организационно-ориентирующие порталы, посвященные помощи в выборе очного учебного заведения; порталы дистанционного образования, предлагающие платную альтернативу очного образования; вспомогательные порталы, не отменяющие, а дополняющие имеющиеся базы данных очных учебных заведений.
Литература
1. Вуль В.В. Электронные издания. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 560 с.
2. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.
3. Стриханов М.Н. Интеграция науки и образования в вузах Российской Федерации: Доклад на Общем собраний Международной академии наук высшей школы (Москва, 03.03.2004 г.).
4. Колин К.К. Инновационный прорыв России и проблема обеспечения ее интеллектуальной безопасности // Открытое образование. - 2004. - № 6. - С. 62-69.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕПЦИИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (ВВМУЗ), СФОРМИРОВАННОГО НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
А.Б. Кондратенко, канд. воен. наук, доц., зам. директора по учебной работе Тел.: (0112) 43-06-88, E-mail: [email protected]; [email protected] Калининградский филиал МЭСИ http://kgmesi.ru
Efficiency of learning process concept in navy educational institutions has been estimated with application of new informational technologies as to criteria and indicators of
learning process efficiency.
Концепция оптимизации учебного процесса в ввмуз, организуемого с использованием новых информационных технологий, состоит из трех фаз:
фаза проектирования, результатом которой ЯВЛЯется построение модели учебного процесса;
технологическая фаза, результатом которой является построение методики учебного процесса;
рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализуемого учебного процесса, т.е. оценка эффективности.
Поскольку эффективность концепции оптимизации учебного процесса является оценочным актом, то ее всестороннее рассмотрение и оценка должны осуществляться с помощью критериев.
Критерий - это признак, на основании которого производятся оценка, определение или классификация чего-либо [1]. Критерий является своего рода мерилом эффективности, но еще не ее оценкой. Он может служить основанием, позволяющим судить об успешности учебного процесса, конкретной реализации результатов этого процесса и практической деятельности офицеров.
Принято различать абсолютный и относительный критерии. Величина абсолютного (размерного) критерия выражается в тех же единицах, в которых проводится измерение, относительного (безразмерного) - отношением между определенными параметрами [2].
Критерий эффективности обучения принадлежит к числу безразмерных, относительных критериев, он характеризует отношение между параметрами качества обучения (результативностью) и временем обучения, необходимым для достижения заданного уровня обученности [3].
Критерии следует отличать от показателей эффективности учебного процесса: если критерий рассматривается как основание для оценки эффективности, то показатель относится к измерительной процедуре и свидетельствует о степени и характере проявления эффективности в соответствии с данным критерием. Одному критерию могут соответствовать несколько разных показателей [2].
Исходя из вышеизложенного оценка эффективности концепции учебного процесса в ввмуз, организуемого с использованием новых информационных технологий, определяется критериями и показателями эффективности учебного процесса (рис.1).
К критериям эффективности учебного процесса относятся [3]:
• уровень знаний;