которые их дисциплинируют, позволяют выработать у большинства студентов уже на первом курсе более или менее удовлетворительные навыки самостоятельной работы, способствуют успешному усвоению ими учебного материала.
Поскольку преподаватель — главная фигура в организации проведения и контроля за самостоятельной работой студентов, то перед ним стоят следующие задачи:
— оказывать помощь студентам в организации самостоятельной работы;
— осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к ее организации;
— стимулировать интерес студентов к углубленному изучению дисциплины;
— определять объем заданий для самостоятельной работы студентов в соответствии с программой;
— создавать методическое обеспечение своей дисциплины, используя для этого возможности информационных технологий;
— реализовывать сочетание разнообразных типов самостоятельной работы и осуществлять контроль за ее выполнением по своей дисциплине, но контроль не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего мотивирующим фактором образовательной деятельности студента.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является внутренним мощным стержнем учебного процесса, придавая личностный смысл образованию в контексте реализации компетентностного подхода. Она становится определяющим фактором профессионального образования на уровнях тео-
ретического представления, технологии деятельности и структуры личности. Требования к ее содержанию, организации и методике в современных условиях резко возросли; эффективность руководства ею предполагает совершенствование всей системы работы образовательного учреждения со студентами, повышение методического уровня каждого занятия. Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы студентов, которая стимулировала бы их творческие силы, актуализировала познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. — 2007. — № 10. — С. 81 - 84.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — С. 45.
3. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетент-ностном подходе // Высшее образование в России. — 2006. — № 11. — С. 39 - 46.
4. Журавлева М. В. Региональная модель непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. — 2009. — № 8. — С. 117 - 120.
5. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 108 с.
6. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. — 2005. — № 6. — С. 120 - 124.
7. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. — 2006. — № 7. — С. 103 - 114.
8. Федорова М., Якушкина Л. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы // Высшее образование в России. — 2007. — № 10. — С. 88 - 90.
УДК/UDC 378 Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, Р. Г. Гайнутдинов
G. Ibragimov, Е. Ibragimova, R. Gainutdinov
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКЦИИ В РАМКАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ DIDACTIC CONDITIONS FOR THE IMPROVEMENT OF LECTURING UNDER INFORMATIZATION OF EDUCATION
Широкое внедрение информационных студентов к познанию. В статье раскрывает-
технологий в учебный процесс приводит к из- ся содержание понятия «дидактическое ус-
менению роли и места лекции как формы ор- ловие» и рассматривается его взаимосвязь
ганизации обучения в высшей школе, на пе- с дидактическим средством; обосновываются
редний план выступает функция побуждения три дидактических условия совершенство-
вания лекции в контексте информатизации образования; оптимизация сочетания слова преподавателя и презентаций; усиление побуждающего потенциала сочетания слова преподавателя и презентаций в структуре лекции за счет взаимодействия преподавателя и студентов на лекции, учитывающего структуру мотивации к учебной деятельности студентов; акцентируется внимание на интеграцию лекции с самостоятельной работой и другими формами организации обучения в рамках концентрированного обучения.
The article delivers the idea that the widespread implementation of information technologies into the educational process changes the role of a lecture as an organizational form of learning at higher institutes, when the function of students’ motivation is getting brought to the forefront; the content of the definition of “a didactic condition’’, as well as its connection with didactic means are revealed; three didactic conditions for improvement of lecturing under informatization of education are substantiated, which are: the optimization of a lecturer’s speech and presentation tools, intensification of a motivating potential of a lecturer’s speech and presentation tools combination through the interaction between a lecturer and students based on motivation grounds of students’ learning activities; integration of lectures, individual work and other organizational forms within concentrated learning.
Ключевые слова: лекция, форма организации обучения, информатизация образования, дидактические условия, сочетание слова преподавателя и презентаций.
Keywords: lecture, organizational forms of learning, informatization of education, didactic conditions, combination of a lecturer’s speech and presentation tools.
Современный этап развития общества характеризуется информатизацией всех сфер жизни, сменой технологий, а также эволюционированием информационных ресурсов. В настоящее время в России, как и других развитых странах, активно внедряются в систему высшего образования компьютерные формы обучения, такие как дистанционное, виртуальное обучение, основанные на сетевых технологиях. Учебный процесс сопровождается интеграцией информационных технологий, обеспечивающих равноправное приобретение и передачу знаний, свободный и практически неограни-
ченный доступ к образовательным ресурсам и оказывающих значительное влияние на методику преподавания, содержание, методы и средства обучения [5; 6].
Происходят существенные изменения в формах организации обучения, появляются новые формы (вебинары, интернет-конференции, форумы и др.), но вместе с тем модернизируются традиционные, в том числе и лекция, которая по-прежнему остается одной из ведущих форм организации обучения в вузе: в соответствии с требованием ФГОС на лекционную форму организации обучения отводится не более 40 % из общего количества учебных часов на предмет. Приведем в этой связи размышления известного специалиста по лекциям А. С. Роботовой, которая отмечает, что «современный студент все больше и больше работает с «молчаливыми» источниками информации. Очевидно, скоро люди будут испытывать дефицит реального собеседника, и в этих условиях вслух думающий, инициирующий размышление слушателя над информацией преподаватель будет восприниматься как благо. Именно поэтому лекция останется важным явлением и событием университетского образования» [7, с. 24]. Мы также считаем, что информатизация образования не означает отказа от лекции как формы организации обучения в высшей школе. Речь должна идти о том, что необходимо искать пути обновления этой классической формы организации обучения, учитывающие новые реалии и позволяющие оптимизировать ее сочетание с другими формами.
Понятие «дидактическое условие» упоминается практически в каждом диссертационном исследовании, посвященном проблемам дидактики. Однако определение ему дают немногие. Мы рассматриваем понятие «дидактическое условие» как целенаправленно конструируемые и применяемые обстоятельства процесса обучения, способствующие повышению эффективности используемых дидактических средств для достижения определенных дидактических целей. Такая трактовка вытекает из философского понимания условия, в соответствии с которым условие — это то, что может усиливать (или, наоборот, ослаблять) действие того или иного средства. В триаде «цель — средство — результат» условие находится между средством и результатом: любое средство действует в тех или иных условиях. В зависимости от того, что является средством достижения цели, могут быть выделены различные условия.
Отметим, что когда речь идет о дидактическом условии, то имеются в виду не любые обстоятельства процесса обучения, а только те, которые могут усиливать (или, наоборот, ослаблять) влияние основных дидактических средств. В соответствии с сущностью процесса обучения, основными его элементами, влияющими на достижение целей обучения являются содержание обучения, деятельность педагога и деятельность обучающегося (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. В. Краевский и др.). Взаимная деятельность педагога и обучающихся предполагает использование определенных форм, методов и средств обучения. Эти основные элементы учебного процесса в реальности начинают взаимодействовать в конкретных условиях, связанных, в том числе, и с каждым из основных элементов процесса обучения. В зависимости от конкретных условий один и тот же учебный процесс протекает по-разному и может приводить к разным результатам. Поэтому очень важно уже на этапе проектирования предусмотреть такие дидактические условия, которые могли бы усилить воздействие основных дидактических средств (содержание, методы, формы и средства обучения и др.).
Как показало изучение опыта развития лекции в условиях информатизации, чаще всего на современной лекции имеет место сочетание слова преподавателя и слайдов-презентаций. Одни используют слайды в ходе всей лекции, на которых отражается весь основной материал. Другие применяют слайды лишь на отдельных этапах лекции — в начале, основной части или заключении. Что касается целей использования слайдов на лекции, то они также различны. В одних случаях таковой является интерес к лекции, повышение мотивации. В других случаях показ слайдов связан с тем, чтобы проиллюстрировать то или иное теоретическое положение. В третьем случае решается задача фиксирования внимания студентов. Некоторые преподаватели применяют слайды для облегчения своей работы, и вместо того, чтобы научно и обоснованно раскрыть содержание темы лекции, они сводят ее к тому, что студенты конспектируют то, что представлено на слайдах. Можно и дальше перечислять варианты использования слайдов на лекции. Но нет обоснованных ответов на вопросы: при каких дидактических условиях слайды на лекции дают более высокий результат, каковы оптимальные варианты применения слайдов в сочетании со словом преподавателя на современной лекции?
Отсюда вытекает первое дидактическое условие совершенствования лекции при информатизации образования — оптимальное сочетание слова преподавателя и презентаций в структуре лекции. Выбор оптимального варианта требует проведения специального опытно-экспериментального исследования, в котором необходимо проверить следующие варианты данного сочетания. Первый вариант — проблемная лекция, в структуре которой применяются компьютерные слайды на этапе актуализации. Этап сообщения новых знаний — без применения слайдов (слайд + слово). Второй вариант — проблемная лекция, в структуре которой применяются слайды только на этапе сообщения новых знаний. Актуализация и обобщение знаний — слово преподавателя (слово + слайд). Третий вариант — проблемная лекция, в структуре которой применяются слайды на всех трех этапах — актуализации, сообщения новых знаний, обобщения и подведения итогов (слайд + слайд). Подчеркнем, что для получения объективных данных целесообразно провести опытно-экспериментальную проверку этих вариантов на одном и том же содержании изучаемого материала, но в трех разных вариантах сочетания слова преподавателя и презентации.
В условиях информатизации образования лекция призвана не только раскрыть на научной основе содержание того или иного вопроса, но и пробудить у студентов интерес к познанию, вызвать у них мотивацию к саморазвитию и самостоятельной работе [2; 7]. Поэтому реализация побуждающей функции обучения на лекции сегодня выдвигается на первый план.
В качестве второго дидактического условия совершенствования лекции рассматривается усиление побуждающего потенциала сочетания слова преподавателя и презентаций в структуре лекции. Соблюдение данного условия требует обращения к механизмам реализации принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Недостатком традиционного подхода к учебному процессу на лекции является установка на то, что деятельность преподавателя неизбежно должна вызывать соответствующую деятельность студента. Часто можно слышать на лекциях выражение преподавателя: «Когда я говорю, вы должны слушать!». Но студенты редко следуют этому требованию. Почему это происходит?
Исследователи связывают это с тем, что традиционный процесс обучения построен
по принципу «от действий преподавателя к действиям студентов». Традиционная структура лекции предусматривает действия преподавателя (спросить, объяснить, закрепить) и соответствующую им деятельность студентов (отвечать, слушать, исполнять). В этих действиях нет того, что называется учебной деятельностью, включение в которую является необходимым условием общего развития личности. При таком подходе, когда опираются на деятельность преподавателя, не учитываются закономерности учебной деятельности, а значит, не создаются необходимые условия для развития студентов. «Сотвори самого себя — вот что должно просвечиваться в каждой ситуации процесса обучения, в каждом акте учебной деятельности... Взаимодействие педагога и учащихся в значительной мере обусловливается характером учебной деятельности учащегося, а не учителя», — отмечают О. С. Гребенюк и Т. Б. Гребенюк [1, с. 406]. Поэтому, рассматривая взаимодействие преподавателя и студентов на лекции, следует идти не от предписаний педагогических действий, а строить эти действия согласно закономерностям структурирования учебной деятельности. Задача заключается в том, чтобы выявить мотивационную основу деятельности студентов, так как она цементирует в целое учебную деятельность. Мотивационная основа учебной деятельности представляет собой определенную последовательность мотивационных состояний, постоянно побуждающих деятельность в целом, поддерживающих ее непрерывность и стабильность.
В исследованиях [1] показано, что структура мотивационной основы учебной деятельности включает взаимосвязанную последовательность следующих элементов: сосредоточение внимания студентов на учебной ситуации — осознание смысла предстоящей деятельности — осознанный выбор мотива — целеполагание — стремление к цели (осуществление учебных действий) — стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) — самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Обеспечение мотивационной основы обучения возможно при использовании специальных приемов побуждения. Чтобы они служили эффективным педагогическим средством, их необходимо определенным образом систематизировать. Известные в литературе классификации приемов побуждения чаще всего связаны с содержанием учебного материала,
с различными системами методов, наглядных и технических средств обучения и т. д. В основе нашей систематизации приемов побуждения лежит взаимная деятельность преподавателя и студентов, развертываемая в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности. Здесь большое значение имеет основополагающее утверждение психологии о том, что мотивация как свойство личности формируется в деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.).
Такая систематизация обеспечивает мотивацию на протяжении всей лекции. Содержательно мотивационное обеспечение может быть дополнено или частично изменено в зависимости от особенностей предмета, получаемой профессии, возможностей применяемых педагогических средств и т. д. Но при этом всегда последовательность приемов побуждения должна отвечать структуре мотивационной основы деятельности студента. В зависимости от применяемого на лекции метода обучения последовательность приемов побуждения, оставаясь соответствующей структуре мотивационной основы деятельности студентов, будет иметь качественное своеобразие.
Новые требования к лекции объективно побуждают к тому, чтобы пересмотреть сложившиеся взгляды на нее как форму организации обучения. В условиях информатизации образования развитие лекции требует поиска вариантов ее сочетания с другими формами организации обучения — семинарами, самостоятельной работой, зачетами и экзаменами. Одной из эффективных форм такого сочетания является, как показывают наши исследования [3; 4] и инновационный опыт учебных заведений высшего образования, концентрированное обучение. Как известно, сущностными признаками концентрированного обучения являются: 1) преодоление многопредметности учебного дня, недели, семестра; 2) единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины; 3) непрерывность процесса познания и его целостность (от первичного восприятия до формирования учений); 4) укрупнение содержания и организационных форм процесса обучения; 5) рассредоточение зачетов и экзаменов; 6) интенсификация учебного процесса по каждому предмету. Отсюда третье дидактическое условие совершенствования лекции — интеграция лекции с самостоятельной работой и другими формами организации обучения в рамках концентрированного обучения.
Лекция в рамках концентрированного занятия требует иного структурирования содержания, а также поиска оптимальных вариантов ее интеграции с другими формами организации обучения (самостоятельной работой, практической работой, зачетом). Новые возможности появляются и в связи с использованием ИКТ. Например, в структуру лекции можно включить короткие самостоятельные работы студентов (индивидуальные или групповые) по поиску дополнительной информации по теме с использованием интернет-технологий и т. п. В нашем исследовании осуществлялась опытно-экспериментальная проверка одного из вариантов структуры лекции с использованием интернет-ресурсов: ориентировочный этап, на котором студенты делятся на несколько групп, получают задания для каждой группы; исполнительский этап, где осуществляется самостоятельная работа студентов в сети Интернет, результатом которого является подготовка каждой группой выступления по заданной теме; контрольно-систематизирующий этап, на котором имеет место представление и обоснование в ходе дискуссии результатов каждой группы, осуществляются анализ и оценка результатов выполнения заданий.
Выделенные дидактические условия совершенствования лекции в контексте информатизации образования (оптимальное сочетание слова преподавателя и слайд-презентаций в структуре лекции; усиление побуждающего
потенциала сочетания слова преподавателя и презентаций в структуре лекции за счет того, что взаимодействие преподавателя и студентов на лекции осуществляется с учетом структуры мотивационной основы учебной деятельности студентов; интеграция лекции с самостоятельной работой и другими формами организации обучения в рамках концентрированного обучения) требуют опытно-экспериментального обоснования, что является задачей наших дальнейших исследований.
1. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. — 572 с.
2. Загвязинский В. И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса // Образование и наука. — 2014. — № 2 (111). — С. 34 - 46
3. Ибрагимов Г. И. Концентрированное обучение : мо-ногр. — Казань : Центр инновационных технологий, 2010.
4. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Развитие дидактики высшей школы в условиях информатизации образования // Современные концепции и технологии гарантированного качества высшего образования : сб. ст. участников Международ. науч.-практ. конф. (26 - 28 июня 2014 г.) / под науч. ред. В. И. Андреева. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2014. — С. 88 - 93.
5. Кирилова Г. И. Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 8. — С. 46 - 54.
6. Роберт И. В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Педагогика. — 2012. — № 9. — С. 25 - 37.
7. Роботова А. Современная лекция: гуманистический подход // Высшее образование в России. — 2007. — № 4. — С. 20 - 24.
УДК/UDC 378.4 О. В. Жиронкина
O. Zhironkina
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ INNOVATIVE TEACHING METHODS AS A BASIS OF COMPETENCE FORMING IN TERMS OF GLOBALIZATION
В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных и общекультурных компетенций студентов в условиях глобализации. Особая роль при этом отводится инновационным методам обучения, направленным на повышение эффективности данного процесса. Описывается опыт их использования в рамках
преподавания дисциплин на иностранном языке в экономическом вузе.
The article highlights the problems devoted to the students’ competence (professional and social-cultural skills) forming in the period of globalization. Special attention is given to the innovative teaching methods which increase