Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ ИКТ И ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ ИКТ И ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1110
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / информационно-коммуникационные технологии / дидактика / мотивационный компонент / содержательный компонент / учебно-методический аспект / организационный аспект / контрольно-оценочный аспект / ICT / information and communication technologies / didactics / motivational component / content component / educational and methodological aspect / organizational aspect / control and evaluation aspect

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э М. Ахмедова, С А. Пашина

В данной статье рассматривается понятие информационно-коммуникационных технологий, процесс возникновения дистанционного образования. Определяются аспекты применения различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: мотивационный, содержательный, учебно-методический, организационный, контрольно-оценочный. Выделяются дидактические требования, предъявляемые к современным ИКТ. Также в статье рассматривается ИКТ-оборудование в образовании и то, как его можно применить на занятиях. Отмечается важность того, что преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий. Также в статье подчеркивается, что коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовать методы, которые активизируют творческую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э М. Ахмедова, С А. Пашина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTICAL REQUIREMENTS FOR MODERN ICT AND THEIR ROLE IN THE EDUCATION SYSTEM

The article discusses the concept of information and communication technologies, the process of emergence of distance education. The aspects of the use of various educational means of ICT in the educational process are determined: motivational, meaningful, educational, methodological, organizational, control and evaluation. The didactic requirements for modern ICT are highlighted. The article also discusses ICT equipment in education and how it can be applied in the classroom. The importance of the fact that the teacher can use a variety of electronic and information resources when designing educational and extracurricular activities is noted. The article also notes that communication technologies allow to implement in a new way methods that activate creative activity.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ ИКТ И ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Akhmedova E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Clinical Psycholog, Moscow International Academy

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Pashina S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Educational Technologies, North Caucasus Federal University

(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

DIDACTICAL REQUIREMENTS FOR MODERN ICT AND THEIR ROLE IN THE EDUCATION SYSTEM. The article discusses the concept of information and communication technologies, the process of emergence of distance education. The aspects of the use of various educational means of ICT in the educational process are determined: motivational, meaningful, educational, methodological, organizational, control and evaluation. The didactic requirements for modern ICT are highlighted. The article also discusses ICT equipment in education and how it can be applied in the classroom. The importance of the fact that the teacher can use a variety of electronic and information resources when designing educational and extracurricular activities is noted. The article also notes that communication technologies allow to implement in a new way methods that activate creative activity.

Key words: ICT, information and communication technologies, didactics, motivational component, content component, educational and methodological aspect, organizational aspect, control and evaluation aspect.

Э.М. Ахмедова, канд. пед. наук, доц., Московская международная академия, г. Москва, Е-mail: [email protected]

С.А. Пашина, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ ИКТ И ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается понятие информационно-коммуникационных технологий, процесс возникновения дистанционного образования. Определяются аспекты применения различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: мотивационный, содержательный, учебно-методический, организационный, контрольно-оценочный. Выделяются дидактические требования, предъявляемые к современным ИКТ. Также в статье рассматривается ИКТ-оборудование в образовании и то, как его можно применить на занятиях. Отмечается важность того, что преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий. Также в статье подчеркивается, что коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовать методы, которые активизируют творческую деятельность.

Ключевые слова: ИКТ, информационно-коммуникационные технологии, дидактика, мотивационный компонент, содержательный компонент, учебно-методический аспект, организационный аспект, контрольно-оценочный аспект.

На сегодняшний день информатизация рассматривается как основной из способов модернизации системы образования. Это процесс, который обеспечивает систему образования теорией и практикой разработки и использования новых технологий. Прежде всего, это связано с изменениями, вызванными развитием информационного общества. Информация и способность работать с ней становятся главными ценностями [1 - 7].

Определим само понятие «информационно-коммуникационные технологии». ИКТ - это технологии, которые используют вычислительную технику и телекоммуникационные средства для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Их цель - обеспечить оперативную и эффективную работу с информацией.

Одной из главных задач нынешней системы образования является разработка программ и проектов, которые способствуют формированию инфо-комму-никационных компетенций современного человека [1, с. 71].

Развитие телекоммуникаций и информационных технологий позволяет создать базу для образовательных и научных программ на качественно новом уровне.

В этой связи стоит отметить важность развития дистанционного образования и проанализировать сам процесс его возникновения.

Первой страной, которая использовала технологии обучения на расстоянии, была Германия.

Около 135 лет назад преподаватель Берлинского университета Туссен и член Берлинского общества современных языков Лангеншейдт использовали почтовую связь для рассылки учащимся контрольных работ и учебных материалов.

Это было первое использование технологии дистанционного образования.

Новые технологии способствуют внедрению распределительных образовательных моделей. Это становится просто - с распространением Интернета у многих появляется доступ к удалённым информационным ресурсам.

Несмотря на то, что телекоммуникационных ресурсов не хватает, эти технологии на данный момент прочно вошли в практику образовательных учреждений.

Двадцать лет назад у единиц был доступ даже к электронной почте - сейчас её сменили новые технологии. Уникальные лабораторные экспериментальные и вычислительные системы стали доступны благодаря средствам автоматизации и компьютерным технологиям дистанционного управления.

Также привлекаются специалисты, которые могут организовывать он-лайн-доступ к общим ресурсам и проводить совместные вычислительные и лабораторные эксперименты. Они помогают осуществлять совместные исследовательские проекты и образовательные программы [5, с. 104].

Современные информационные технологии позволяют педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Целью этих технологий является:

- усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе;

- гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения;

- повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Компьютеризация является неотъемлемой частью информационного процесса. В образования это одна из самых крупномасштабных инноваций в российской школе в последние десятилетия [4].

Стоит выделить аспекты применения различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе.

Такими аспектами выступают мотивационный, содержательный, учебно-методический, организационный, контрольно-оценочный.

Отметим особенности мотивационного аспекта. При грамотном использовании ИКТ в образовательном процессе возрастает интерес учащихся и положительная мотивация к учебе. Выражается это в наличии разнообразных форм проведения занятий с помощью ИКТ; раскрытии творческих способностей учащихся; умении освоить обучающимися инновационные образовательные технологии.

Следующий аспект - содержательный. Здесь ИКТ используются для создания тем к учебным дисциплинам, разнообразного стимульного материала, построения цифровых обучающих ресурсов; оформления и создания уроков; организации самостоятельной работы обучающихся. Например, при использовании тренажера в процессе подготовки домашнего задания.

Выделим особенности следующего аспекта - учебно-методического.

Все ресурсы ИКТ, используемые в образовательном процессе, могут быть использованы для организации учебно-методической работы.

Например, учитель может готовиться к занятию с помощью средств ИКТ, организовать работу в классе, используя их образовательные возможности, и контролировать выполнение самостоятельной работы. Или осуществлять контроль за знаниями учащихся с помощью электронного тестирования.

Допустим, на уроке математики дети проходят тему «Деление». В качестве контроля учитель может запустить на компьютерах онлайн-тестирование и тут же проверить, насколько учащиеся усвоили новую тему.

Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий [3].

Например, устроить классу виртуальную экскурсию в какой-нибудь музей-усадьбу известного писателя в рамках изучения по школьной программе его произведения.

Следующим выступает организационный аспект.

При организации обучения ИКТ могут быть использованы в процессе обучения каждого учащегося по индивидуальной образовательной траектории, а также когда все учащиеся выполняют на уроке одинаковую работу или работают в подгруппах.

Например, если ребенок болеет, учитель может проводить с ним онлайн-за-нятия, а с помощью онлайн-тренажеров осуществлять контроль его знаний.

Выделим особенности контрольно-оценочного аспекта. Стоит отметить, что важным в организации образовательного процесса является использование различных форм контроля знаний учащихся. И тут в качестве средств ИКТ выступают тестовые задания, которые можно проводить с помощью электронных ресурсов, например, организация тестирования в онлайн-режиме, когда система автоматически выставляет учащемуся итоговый балл.

Автоматическую форму проверки знаний будет уместным использовать на таких предметах, как алгебра, геометрия, физика. А по гуманитарным предметам, таким как литература, русский язык, использовать традиционные письменные работы, где учащийся может выйти за рамки автоматизированного теста.

Стоит отметить, что внедряя в педагогический процесс те или иные образовательные технологии, сначала стоит учесть их эффективность для обучения.

Прежде чем рассматривать основные дидактические требования к ин-фо-коммуникационным технологиям, перечислим, какое существует ИКТ-обору-дование в образовании, как его можно применить на занятиях.

Интерактивные доски и проекторы. С помощью такой доски учитель может преподнести материал на уроке гораздо интереснее и красочнее. В отличие от проектора, такая доска может быть обратной проекции. Это означает, что проектор располагается позади сенсорного экрана, и докладчик, подходя к нему, не перекрывает световой поток проектора, что очень удобно в работе. Но зато с помощью проектора благодаря его техническим возможностям гораздо удобнее смотреть обучающие фильмы.

Компьютеры и ноутбуки. Без их помощи, кажется, уже не обходится ни один образовательный процесс. Мало того, что урок информатики не может проходить без компьютеров, так теперь они активно используются на уроках любого другого предмета. Сразу после объяснения примера учителя хотят посмотреть, как ученики отработают его на компьютере. Кроме того, на компьютерах удобнее проводить автоматизированные тестирования.

Цифровые образовательные ресурсы. К ним относятся всевозможные электронные учебники, онлайн-пособия, онлайн-тестирование и прочее. Все это крайне облегчает жизнь учителя, давая ему возможность не тратить время на техническую работу, а более творчески подойти к оформлению материала урока. К тому же благодаря электронным учебникам детям не приходится ходить в школу с тяжелыми портфелями - это сохраняет их здоровье.

Большую популярность приобрели сейчас технологии виртуальной реальности, которые делают образовательный процесс более полным и интересным. Например, шлем или очки VR могут переместить учеников в крупные научно-исследовательские лаборатории, где они могут участвовать в экспериментах. А также прогуляться по мировым музеям.

Основные дидактические требования к ИКТ в образовании:

1. Правильно поставьте цель, которую хотите достигнуть во время урока.

2. Четко определите роль, место и время использования электронных образовательных ресурсов и средств компьютерного обучения.

3. Помните о том, что ваша роль как учителя - ведущая.

Здесь важен учет специфики предмета и уместности ИКТ в нем. Учитель должен гибко подстроиться к условиям современных реалий и внести должные корректировки в проведении своих занятий.

Библиографический список

4. Правильно подбирайте технологии для урока: в первую очередь они должны гарантировать качество обучения.

Помните, что внедрение электронных образовательных ресурсов и компьютерных программ обучения в набор образовательных инструментов требует пересмотра всех компонентов системы и изменений в общей методике обучения.

5. Еще одним важным дидактическим требованием является обеспечение высокой степени индивидуализации обучения.

6. Важно обеспечивать устойчивую обратную связь в обучении. Учитель должен очень чутко реагировать на потребности своих обучающихся и уметь подстраиваться под них [2, с. 29].

ИКТ расширяют возможности образовательной среды, так, например, с помощью разнообразных программных средств можно развить творческие способности учащихся. К таким программным средствам относятся программы моделирования; поисковые системы; интеллектуальные обучающие программы; экспертные системы; программы для проведения деловых игр.

По факту все современные электронные учебники ориентированы на развитие творческого мышления. С этой целью они предлагают задачи эвристического, творческого характера, поднимают вопросы, на которые нельзя однозначно ответить и др.

Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовать методы, которые активизируют творческую деятельность.

Учащиеся могут участвовать в дискуссиях, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, допустим, на сайтах периодических изданий и учебных центров (например, Академия Яндекса, Яндекс. Учебник).

Учащиеся разных учебных заведений могут участвовать в совместных творческих проектах.

Использование лабораторного оборудования способствует организации в режиме реального времени проведение демонстрационного эксперимента, которое улучшает понимание материала и его усвоение.

Применение ИКТ в системе образования активизирует коммуникативную составляющую обучающихся. Например, если учащийся стесняется высказать свое мнение вживую, он может это сделать посредством онлайн-чата.

Внедрение компьютерных телекоммуникаций в образовательном процессе положило начало разработки новых образовательных технологий, тогда как техническая составляющая образовательного процесса приводит к значительным изменениям в образовании [1, с. 81].

Развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что, в свою очередь, способствовало трансформации системы образования в целом.

Компьютерные телекоммуникации развиваются по направлениям: либо они частично используются в учебном процессе, либо обучение продвигается дистанционно.

Таким образом, границы образовательной сферы были значительно расширены за счет внедрения телекоммуникационных технологий в образовательный процесс. Тому пример - массовое внедрение дистанционного образования не только в вузовской системе, но и в школьной.

1. Асаул А.Н. Внутренний кризис университетского менеджмента образования. Экономическое возрождение России. 2009; № 2 (20): 70 - 81.

2. Ахмедова Э.М., Пашина С.А. Современные образовательные технологии преподавания в вузе. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 66 (2): 27 - 30.

3. Позднякова И.Р Интеграция традиций и инноваций как фактор обеспечения качества высшего образования. Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст: сборник материалов II Международной интернет-конференции. Ставрополь: Издательство СКФУ 2020: 76 - 78.

4. Рахматов Д.Н., Акбарова Л.У Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования. Экономика и социум. 2018; № 11 (54): 1371 - 1375.

5. Ярковой В.А Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования. Экономическое возрождение России. 2010; № 4 (26): 103 - 106.

6. Ахмедова Э.М. Актуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (mind-map) в педагогическом процессе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 310 - 312.

7. Ахмедова Э.М., Недоповз И.И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 312 - 314.

References

1. Asaul A.N. Vnutrennij krizis universitetskogo menedzhmenta obrazovaniya. 'Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2009; № 2 (20): 70 - 81.

2. Ahmedova 'E.M., Pashina S.A. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii prepodavaniya v vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 66 (2): 27 - 30.

3. Pozdnyakova I.R. Integraciya tradicij i innovacij kak faktor obespecheniya kachestva vysshego obrazovaniya. Obrazovanie i global'nye vyzovy sovremennosti: nauchno-pedagogicheskijkontekst: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj internet-konferencii. Stavropol': Izdatel'stvo SKFU, 2020: 76 - 78.

4. Rahmatov D.N., Akbarova L.U. Sovremennye informacionno-kommunikacionnye tehnologii i ih rol' v sisteme obrazovaniya. 'Ekonomika i socium. 2018; № 11 (54): 1371 - 1375.

5. Yarkovoj V. A Sovremennye informacionno-kommunikacionnye tehnologii i ih rol' v sisteme obrazovaniya. 'Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2010; № 4 (26): 103 - 106.

6. Ahmedova 'E.M. Aktual'nye aspekty ispol'zovaniya tehnologii intellekt-kart (mind-map) v pedagogicheskom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 310 - 312.

7. Ahmedova 'E.M., Nedopovz I.I. Ispol'zovanie tehnologii kejs-stadi v obrazovatel'nom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 312 - 314.

Статья поступила в редакцию 09.02.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.