Научная статья на тему 'Дидактические ресурсы для организации проектной деятельности учащихся 7 класса'

Дидактические ресурсы для организации проектной деятельности учащихся 7 класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
908
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / 7 КЛАСС / УЧЕБНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / OPTIONAL PROJECT ACTIVITIES / 7TH GRADE / EDUCATIONAL PHYSICS EXPERIMENT / DIDACTIC RESOURCE / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вараксина Екатерина Ивановна

Обосновывается идея повышения качества физического образования в школе за счет систематического использования на уроках доказательного учебного эксперимента, реализация которого в современных условиях станет возможной, если внеурочную проектную деятельность обучающихся связать с разработкой и выполнением демонстрационных опытов для школьных уроков. Показывается необходимость разработки специальных дидактических ресурсов, задающих проблемы и содержание проектов. Рассматривается часть авторской системы таких ресурсов: приводится структура дидактических ресурсов и конкретный пример ресурса, посвященного изготовлению простой модели упругого тела и демонстрации опытов, обеспечивающих введение понятий веса, невесомости и перегрузки. Делается вывод о том, что предлагаемые ресурсы позволяют учителю организовать проектную деятельность без значительных материальных и временных затрат, а результаты проектов обеспечивают активную познавательную деятельность класса на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC RESOURCES FOR ORGANIZING STUDENTS’ PROJECT ACTIVITIES IN THE 7TH GRADE

Improving the quality of school physics education is possible only if interesting demonstration experiments are systematically used at physics lessons. When a physics laboratory is poorly provided with equipment and scientific and instructional literature about educational experiments, this goal can be achieved if students’ out-of-class project activities are related to the development and implementation of demonstration experiments for school lessons. To organize such work, special didactic resources are needed, which set the problems and the content of the projects. We have developed a system of 48 resources for all sections of the physics course of the 7th grade. Some elements of the system are considered in this article, including 16 projects devoted to the study of interaction between physical bodies. The structure of the didactic resources is presented and a concrete example is shown. In the example, it is proposed to make a simple model of an elastic body and prepare a demonstration experiment for introducing the concepts of weight and weightlessness. The pedagogical experiment shows that the resources offered allow the teacher to organize project work without significant material and time costs, and the results of the projects contribute to the enhancement of cognitive activity of the class during lessons. This research was realized as part of the research project № 16-16-18008 supported by the Russian Foundation for Basic Research and the Udmurt Republic.

Текст научной работы на тему «Дидактические ресурсы для организации проектной деятельности учащихся 7 класса»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 4 (48), с. 169-174 169

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.853

ДИДАКТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

© 2017 г. Е.И. Вараксина

Вараксина Екатерина Ивановна, к.пед.н., доц.; доцент кафедры физики и дидактики физики Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко

varaksina_ei@list.ru

Статля поступила в редакцию 06.09.2017 Статля принята к публикации 31.10.2017

Обосновывается идея повышения качества физического образования в школе за счет систематического использования на уроках доказательного учебного эксперимента, реализация которого в современных условиях станет возможной, если внеурочную проектную деятельность обучающихся связать с разработкой и выполнением демонстрационных опытов для школьных уроков. Доказывается необходимость разработки специальных дидактических ресурсов, задающих проблемы и содержание проектов. Рассматривается часть авторской системы таких ресурсов: приводятся структура дидактических ресурсов и конкретный пример ресурса, посвященного изготовлению простой модели упругого тела и демонстрации опытов, обеспечивающих введение понятий веса, невесомости и перегрузки. Делается вывод о том, что предлагаемые ресурсы позволяют учителю организовать проектную деятельность без значительных материальных и временных затрат, а результаты проектов обеспечивают активную познавательную деятельность класса на уроках.

Ключевые слова: внеурочная проектная деятельность, 7 класс, учебный физический эксперимент, дидактические ресурсы, педагогический эксперимент.

1. Введение

Познавательный интерес к физическим явлениям и к физической науке является необходимым условием формирования естественнонаучной грамотности при обучении в школе [1, с. 86-99]. Устойчивый интерес к физике может возникнуть и развиваться, если на всех уроках физики в обязательном порядке будет использоваться учебный физический эксперимент [2]. Однако в современной массовой школе физические опыты демонстрируются редко. Это объясняется несколькими обстоятельствами, среди которых отметим сокращение учебного времени, выделяемого на изучение физики, нацеленность учебного процесса на сдачу единого государственного экзамена, неудовлетворительное материальное обеспечение кабинетов физики массовой школы, невысокий уровень методических пособий, недостаточную экспериментальную подготовленность учителей. В этом перечне особо выделим методические пособия для учителя по учебному эксперименту, так как использование хорошего пособия на практике позволяет решить многие из обозначенных проблем.

Около полувека назад были изданы фундаментальные пособия [3-5], обеспечивавшие возможность системного применения учебного

физического эксперимента на уроках, однако в настоящее время они в значительной мере устарели. Современные пособия [6; 7] содержат описание большого количества опытов, оборудование для выполнения которых далеко не всегда доступно учителям массовой школы. Выход из этой ситуации состоит в реализации требований ФГОС относительно создания в школе «условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов» [8].

Таким образом, актуальным представляется исследование содержания и методики организации внеурочной проектной деятельности учащихся, результаты которой найдут практическое применение на школьных уроках физики с целью повышения качества естественнонаучного образования.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: если учитель физики будет располагать дидактическими ресурсами, содержащими описания доступных для изготовления учащимися физических приборов, то на внеурочных занятиях он сможет организовать продуктивную учебно-исследовательскую деятельность школьников по выполнению проектов,

направленных на совершенствование и разработку простых физических экспериментов для использования на уроках.

2. Основные методы исследования

Для обоснования сделанного предположения применялся поисковый педагогический эксперимент, в процессе которого на протяжении нескольких лет студентами и учителями физики была организована проектная деятельность учащихся с использованием научных и научно-методических статей и учебных пособий по учебному физическому эксперименту. Изучался передовой педагогический опыт организации проектной деятельности, анализировались публикации по школьному эксперименту; осуществлялись отбор, исследование и совершенствование доступных для воспроизведения учащимися учебных приборов; моделировалась совместная проектная деятельность учителя и его учеников. Использование этих методов исследования позволило выявить особенности дидактических ресурсов проектной деятельности, связанной с подготовкой демонстрационных и лабораторных опытов для уроков физики и предложить систему таких ресурсов для 7 класса. Возможность и целесообразность использования разработанных ресурсов проектной деятельности в обучении физике обоснованы формирующим педагогическим экспериментом.

3. Дидактические ресурсы проектной деятельности

Педагогический эксперимент, проведенный нами совместно с учителями физики г. Глазова и Удмуртской Республики (некоторые результаты представлены в статьях [9-11]), показал, что на начальном этапе освоения учителем метода проектов необходимы специальные дидактические ресурсы. Эти ресурсы должны определять содержание, объем и примерную последовательность работы школьника по выполнению учебного проекта, связанного с подготовкой демонстрационного опыта по физике.

Структура такого ресурса зависит от возраста и мотивации школьников, опыта работы учителя, целей проектной деятельности [12]. Одним из результатов нашего исследования стала система дидактических ресурсов, обеспечивающая экспериментальное изучение физики в 7 классе. Эта система опирается на простые опыты, так как выполнение проектов, связанных с совершенствованием демонстрационных и лабораторных опытов, разумно начать с тех экспериментов, постановка которых посильна учителю и его ученикам, начинающим осваивать метод проектов.

Система включает 48 дидактических ресурсов учебных проектов по всем темам, традиционно изучаемым в 7 классе средней школы: первоначальные сведения о строении вещества -3 проекта; взаимодействие тел - 16 проектов; давление твердых тел, жидкостей и газов - 22 проекта; работа, мощность, энергия - 7 проектов.

В табл. 1 представлены сведения об учебных проектах по теме «Взаимодействие тел». Таблица содержит номер проекта, его название, краткую формулировку проблемы проекта, суть продуктивной деятельности учащихся и указание на возможное применение результатов проекта в соответствии с содержанием школьного учебника [13].

4. Структура и особенности дидактического ресурса

Дидактические ресурсы оформлены в виде пособия [14]. Описание одного проекта занимает ровно 2, 3 или 4 страницы книжного формата и начинается с новой страницы. Это удобно для копирования ресурсов с целью передачи копий учащимся. Каждый дидактический ресурс содержит следующие разделы: информация, проблема, идея и вариант решения. Такая структура ресурса позволяет реализовать все этапы проектной деятельности, составляющие проектировочную, технологическую и рефлексивную фазы проекта [15, с. 258]. В табл. 1 даны краткие комментарии по каждой из фаз серии учебных проектов по теме «Взаимодействие тел» школьного курса физики 7 класса. Информация, транслируемая посредством ресурса, позволяет обозначить прототип и обеспечивает осознание цели проекта. Формулировка проблемы позволяет конкретизировать нуждающиеся в решении задачи. В работе [16] показано, что для успешного выполнения учебного исследования учащимся необходимо предоставить информацию об аналогичном или прототипном исследовании. Такая информация дается в разделах дидактических ресурсов, в которых рассматриваются идея и вариант решения проблемы. Последний раздел содержит достоверные сведения, используя которые учитель и школьник обязательно получат требуемый результат. Для этой цели все ресурсы проиллюстрированы фотографиями, которые позволяют пользователю точно представить, какими могут быть рекомендуемые физический прибор, экспериментальная установка и результаты экспериментов. При разработке дидактических ресурсов использованы научные и научно-методические публикации из журналов, методические пособия для учителей, опыт работы автора в области учебного физического эксперимента.

Дидактические ресурсы для организации проектной деятеллности учащихся 7 класса_171

Таблица 1

Учебные проекты при изучении взаимодействия тел_

Название проекта Содержание проектной деятельности

Проектировочная фаза: проблема проекта Технологическая фаза: суть продуктивной деятельности Рефлексивная фаза: применение результата

Взаимодействие тел

1. Равномерное и неравномерное движение Как использовать капельницу в доступной и убедительной демонстрации прямолинейного равномерного и неравномерного движения? Изготовление и градуировка простой капельницы, подготовка матового экрана для получения траекторий тела с временными метками, выполнение серии демонстрационных экспериментов Опирающееся на эксперимент формирование основных понятий (§ 15. Равномерное и неравномерное движение. § 16. Скорость. Единицы скорости. § 17. Расчет пути и времени движения)

2. Закон инерции Галилея Как построить модель желоба Галилея, позволяющую воспроизвести натурные опыты ученого и понять суть его мысленных экспериментов? Изготовление модели желоба Галилея из дюралевых уголков и исследование оптимальных условий постановки демонстрационных опытов, подготовка выступления учащихся на школьном уроке Реализация принципов историзма и гуманитаризации в преподавании физики. Осмысленное обсуждение вклада великого ученого Галилея в формирование современной научной картины мира (§ 18. Инерция)

3. Взаимодействие тел Как повысить доступность демонстрационного опыта по взаимодействию тележек посредством пружины? Изготовление или подбор одинаковых тележек и кольцевой пружины, обеспечение горизонтальности демонстрационного стола, выполнение серии опытов Формирование понятия массы с опорой на доказательный эксперимент (§ 19. Взаимодействие тел. § 20. Масса тела. Единицы массы)

4. Сегнерово колесо Как из подручных средств собрать простой аналог выпускавшейся ранее учебной модели водяного сегнерова колеса? Изготовление и наладка сегне-рова колеса на основе пластиковой бутылки, наполненной водой и висящей на подшипнике из шарика, анализ опытов Демонстрация взаимодействия твердого и жидкого тел на уроке физики, сравнение с взаимодействием твердых тел (§ 19. Взаимодействие тел)

5. Взаимодействие твердого и газообразного тел Как воздушное сегнерово колесо использовать для экспериментального изучения взаимодействия твердого тела и струи газа? Изготовление воздушного сег-нерова колеса с экранами, позволяющего продемонстрировать реакцию вытекающей и втекающей струй Обоснование общности понятия взаимодействия для твердых тел, жидкостей и газов посредством демонстрационных опытов (§ 19. Взаимодействие тел)

6. Движение по инерции Каким может быть простой опыт, позволяющий изучить практически значимое явление инерции? Изготовление легкоподвижных тележек разных размеров и сборка экспериментальных установок на основе простого оборудования школьного кабинета физики Обоснование фундаментального положения механики: для изменения скорости тела необходимо взаимодействие с другими телами (§ 19. Взаимодействие тел)

7. Инерция и инертность Как из подручных материалов подготовить простой и эффектный опыт для экспериментального обоснования понятий инерции и инертности? Сборка простого прибора из стеклянной банки и пластмассовой линейки для выполнения опыта, аналогичного известному фокусу по сдергиванию скатерти с накрытого стола Развитие средствами эффектного эксперимента наблюдательности, интереса к физическим явлениям и потребности в их объяснении (§ 20. Масса тела. Единицы массы)

8. Инерция и время Что нужно сделать, чтобы повысить безопасность известного опыта по обрыву нитей, привязанных к массивному грузу? Разработка и сборка экспериментальной установки, в которой груз снабжается страховочным шнуром и натяжение нитей обеспечивается с помощью стального стержня, а не руки Развитие представлений о правилах техники безопасности в опытах по механике, интересная проблемная ситуация на уроке (§ 20. Масса тела. Единицы массы)

9. Время и инерция Какими средствами можно повысить надежность и доступность известного опыта по излому палки, удерживаемой бумажными кольцами? Подбор подходящих подручных материалов, подготовка экспериментальной установки с использованием простейшего оборудования школьного кабинета Создание вызывающей интерес проблемной ситуации на уроке физики при формировании понятий массы и инертности тела (§ 20. Масса тела. Единицы массы)

10. Сила тяжести и сила упругости Как введение понятий сил тяжести и упругости можно обеспечить экспериментом, дающим наглядные зрительные образы деформации всех взаимодействующих тел? Сборка экспериментальных установок, в которых используются штативы, пружины, наполненные водой воздушные шарики и упругие пластиковые линейки Экспериментальное обоснование фундаментальных понятий на уроках физики (§ 25. Явление тяготения. Сила тяжести. § 26. Сила упругости. Закон Гука)

Окончание таблицы 1

11. Сила тяжести и сила трения Какой доступный и наглядный эксперимент обеспечит введение и усвоение понятий силы упругости, силы тяжести и силы трения? Подбор подручных материалов для изготовления простой пружинной стрелялки, сборка экспериментальных установок с использованием штатива и три-бометра, подготовка демонстрационных опытов Экспериментальное обоснование понятий на уроках физики (§ 25. Явление тяготения. Сила тяжести. § 26. Сила упругости. Закон Гука. § 32. Сила трения. § 33. Трение покоя. § 34. Трение в природе и технике)

12. Стрелялки для опытов по механике Как на основе подручных приборов и материалов создать простые, доступные и безопасные стрелялки типа баллистического пистолета? Изготовление пружин из проволоки, сборка различных конструкций стрелялок на основе пластиковых шприцев и канцелярских зажимов, их испытание и исследование Наглядные демонстрации практического применения силы упругости на уроке (§ 26. Сила упругости. Закон Гука)

13. Вес, невесомость и перегрузка Какой опыт при введении понятий веса, невесомости и перегрузки обеспечит формирование наглядных зрительных образов деформации тел при их взаимодействии в поле тяжести Земли? Сборка простых экспериментальных установок на основе пружин и наполненных водой воздушных шариков. Фотографирование водяного шарика при его покое и движении с различными скоростями и ускорениями Введение и формирование понятий веса, невесомости и перегрузки на основе серии простых, наглядных и доказательных демонстрационных экспериментов, обеспечивающих визуальное наблюдение деформации взаимодействующих тел (§ 27. Вес тела)

14. Пружина в невесомости Как повысить наглядность и создать проблемную ситуацию при изучении веса и невесомости в опытах с падающими пружинами? Разработка и изготовление прибора на основе кольцевой пружины, деформированной грузом в поле тяжести Развитие наблюдательности и внимания при наблюдении быстропротекающих явлений на школьном уроке (§ 27. Вес тела)

15. Взаимодействие магнитов и невесомость Как с помощью постоянных магнитов построить модель упругого тела для экспериментального изучения веса и невесомости? Изготовление прибора на основе шариковой ручки и керамических магнитов, позволяющего исследовать невесомость и перегрузку Углубление понятий скорости, ускорения, веса, невесомости и перегрузки на уроке физики (§ 27. Вес тела)

16. Контактный датчик невесомости Каким должен быть прибор, обозначающий переход в состояние невесомости свечением лампочки? Разработка надежной конструкции и изготовление прибора, в котором упругий контакт замыкает электрическую цепь при переходе в невесомость Развитие активности и интереса к физическим явлениям средствами эффектного динамичного опыта на уроке (§ 27. Вес тела)

Например, на рис. 1 показан дидактический ресурс к учебному проекту «15. Взаимодействие магнитов и невесомость», в основу которого положен простой опыт, описанный в работе [17].

5. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент по обоснованию сформулированной выше гипотезы непрерывно ведется в течение двух последних лет. К настоящему времени он реализован в средней школе № 4 г. Глазова, где на основе дидактических ресурсов организована внеурочная проектная деятельность учащихся 7 и 8 классов [9] и результаты выполненных проектов систематически используются на уроках физики. Эффективность разработанной нами системы дидактических ресурсов проектной деятельности подтверждена педагогическим экспериментом в классах гуманитарного профиля [10] (гимназия № 14 г. Глазова), в условиях сельской школы [11] и при углубленном изучении физики (Фи-

зико-математический лицей г. Глазова). В организации и проведении педагогического эксперимента приняли участие опытные учителя с большим педагогическим стажем, начинающие педагоги, а также студенты пединститута в процессе прохождения педагогической практики. В табл. 2 представлены некоторые результаты педагогического эксперимента по проверке возможности и целесообразности применения представленных в пособии [14] дидактических ресурсов проектной деятельности для 7 класса. Помимо этих ресурсов мы разработали содержание большой серии проектов по материалу школьного курса физики для 8-11 классов. Эти ресурсы частично также проверены в реальных условиях изучения физики в массовой школе.

6. Заключение

Выполненное исследование подтверждает целесообразность, доступность и эффективность применения в школьной практике разра-

Дидактические ресурсы для организации проектной деятельности учащихся 7 класса

173

Глава 3. Взаимодействие г<

3.15. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАГНИТОВ И НЕВЕСОМОСТЬ

Информация

Твердое тело можно смоделировать свободно надетыми на гладкий стержень или трубку кольцевыми керамическими магнитами так, чтобы их одноименные полюсы были обращены навстречу друг другу.

Тогда при горизонтальном расположении стержня магниты, взаимно отталкиваясь, окажутся на равных расстояниях друг от друга. Если стержень повернуть вертикально, то устройство будет моделировать деформированное в поле тяжести твердое тело, лежащее на опоре: расстояния между соседними магнитами будут монотонно увеличиваться снизу вверх. При ускоренном движении стержня с магнитами, если ускорение направлено вверх, расстояния между магнитами уменьшаются, если вниз — увеличиваются.

Проблема , .

Как используя кольцевые кера- ) мические магниты и другое оборудование, которое всегда есть под руками, изготовить простой прибор для демонстрации веса, невесомости и перегрузки?

Идея

Нужно на нить подвесить стержень, на нижнем конце которого неподвижно закреплен один магнит, а второй свободно движется по стержню, отталкиваясь от первого.

(

Вариант решения

Для сборки прибора достаточно подготовить простую шариковую ручку, три кольцевых керамических магнита, которые свободно надеваются на корпус ручки, прочную нить и кусочек медной проволоки. Магниты внешним диаметром 24 и толщиной 5 мм можно взять из школьного магнитов.

мм,внутренним 9 мм набора керамических

3.15. Взаимодействие

Последовательность сборки прибора показана на рис.48. К концу нити прочным узлом привяжите проволоку и загните ее в колечко. Из шариковой ручки удалите стержень с пастой и через освободившееся отверстие корпуса ручки протяните нить так, чтобы проволока дошла до конца корпуса и прочно зафиксировала нить. На колпачок ручки наденьте два магнита так, чтобы они удерживались трением. Третий магнит наденьте на корпус ручки так, чтобы он отталкивался от первых двух, и соберите ручку. Возьмите прибор за конец нити длиной около 0,5 м: все сделано правильно, если два нижних магнита прочно удерживаются на ручке, а верхний свободно висит над ними на расстоянии примерно 15 мм.

п I +

и! 1 ж ■

При демонстрации, держась за нить, приведите прибор в ускоренное движение в вертикальном направлении. Ваши товарищи будут наблюдать, как изменяется расстояние между магнитами в зависимости от направления ускорения. Отпустите точку подвеса так, чтобы прибор свободно падал. При этом верхний магнит удаляется от нижнего и зачастую оказывается на нитке.

Возможен и такой вариант опыта, в котором магнитная модель упругого тела свободно падает в сосуд с речным песком. Внимательно рассмотрите рис.49 и определите, на каких фотографиях прибор находился в состояниях весомости, невесомости и перегрузки.

Рис.1

Рис. 1. Пример дидактического ресурса ученического проекта

Таблица 2

Результаты использования дидактических ресурсов проектной деятельности из пособия [14]

Участники Исполнители Результат

Общеобразовательная городская школа, 7 класс 14 учащихся выполнили 8 проектов Систематическая организация внеурочной проектной деятельности учащихся по подготовке демонстрационных опытов для уроков возможна и посильна для учителя физики. Выполнение проекта включает совместную работу учащихся и учителя в школьном кабинете физики (примерно 4 часа) и внешкольную домашнюю работу. Демонстрация опытов на уроке не требует большого времени и позволяет естественным образом организовать активную познавательную деятельность всего класса. Проведено анкетирование исполнителей проекта и всего класса. Результаты говорят о положительных эмоциях, осознании приобретения умений, желании продолжить проектную деятельность и длительном сохранении в памяти школьников показанных одноклассниками опытов

Школа с углубленным изучением иностранного языка, 9 класс 6 учащихся выполнили 3 проекта Выводы формулируются на основе качественного анализа результатов наблюдения опытного учителя: в классах, где были продемонстрированы выполненные школьниками опыты, учащиеся не только лучше усвоили материал, но и проявили большую активность при обсуждении физических понятий и особенностей экспериментальных установок, что свидетельствует о появлении интереса к физическим явлениям

Сельская общеобразовательная школа, 7 класс 5 учащихся выполнили 6 проектов Продолжительность подготовки под руководством учителя в кабинете физики опытов, относящихся к одному проекту, не превысила 2 часов. Демонстрация опыта на уроке заняла примерно 10 минут. Уроки, которые начинались с демонстрации, объяснения и обсуждения экспериментов, разработанных при выполнении учебных проектов, отличались от традиционных. Выступления учащихся способствовали эмоциональному подъему, который обеспечивал более активную работу на протяжении всего урока. Школьники задавали вопросы и отвечали на них, участвовали в обсуждениях и дискуссиях

Физико-математический лицей, 7 класс 2 учащихся выполнили 2 проекта При наличии разработанного ресурса студент педагогического вуза в состоянии организовать результативную внеурочную проектную деятельность обучающихся по освоению ими демонстрационных опытов, подготовке выступлений, выполнению и объяснению экспериментов на школьных уроках

ботанных нами дидактических ресурсов проектной деятельности. Это определяется тем, что предлагаемые в ресурсах ученические проекты тесно связаны с профессиональной деятельно-

стью учителя по подготовке демонстрационных опытов для школьных уроков. Учащиеся в совместной внеурочной деятельности с учителем выполняют учебно-исследовательские проекты

направленные на совершенствование известных и создание новых экспериментов для демонстрации на уроках физики. Презентации результатов выполненных проектов непосредственно на уроках повышают активность познавательной деятельности всего класса, обеспечивают изучение физических явлений и теорий с опорой на интересный и доказательный эксперимент, следовательно, способствуют повышению качества школьного физического образования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Удмуртской Республики в рамках научного проекта № 16-16-18008.

Список литературы

1. Разумовский В.Г. Проблемы теории и практики школьного физического образования: Избранные научные статьи / Сост. Ю.А. Сауров. М.: Изд-во РАО, 2016. 196 с.

2. Майер В.В., Мамаева Е.С. Как школьную физику из мелодраматической сделать экспериментальной // Учебная физика. 2001. № 4. С. 49-57.

3. Буров В.А., Дубов А.Г., Зворыкин Б.С., Покровский А.А., Румянцев И.М. Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы / Под ред. А.А. Покровского. М.: Просвещение, 1974. 272 с.

4. Буров В.А., Зворыкин Б.С., Кузьмин А.П., Покровский А.А., Румянцев И.М. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т. 1. Механика, теплота: Пособие для учителей / Под ред. А.А. Покровского. М.: Просвещение, 1971. 368 с.

5. Буров В.А., Зворыкин Б.С., Кузьмин А.П., Покровский А.А., Румянцев И.М. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т. 2. Электричество. Оптика. Физика атома: Пособие для учителей / Под ред. А.А. Покровского. М.: Просвещение, 1972. 448 с.

6. Шахмаев Н.М., Павлов Н.И. Физический эксперимент в средней школе. В 2 ч. Ч. 1: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010. 224 с.

7. Шахмаев Н.М., Павлов Н.И. Физический эксперимент в средней школе. В 2 ч. Ч. 2: Пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010. 192 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/докумен ты/2365 (дата обращения: 07.04.2016).

9. Вараксина Е.И., Салтыков И.В. Применение результатов проектной деятельности на уроках физики в основной школе // Учебная физика. 2016. № 2. С. 3-9.

10. Вараксина Е.И., Гильманова Е.Н. Проектная деятельность учащихся по физике в гуманитарном классе // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Вып. 27. М.: ИСРО РАО, 2017. С. 15-17.

11. Вараксина Е.И., Афонина А.Ф. Проектная деятельность учащихся 7 класса в условиях малокомплектной сельской школы // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы VIII регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений». Глазов: ГГПИ им. В.Г. Короленко, 2017. С. 105-109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Вараксина Е.И., Майер В.В. Внеурочная проектная деятельность школьников и проблемное обучение на уроках физики // Физика в школе. 2017. № 1. С. 23-29.

13. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для об-щеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2013. 221 с.

14. Вараксина Е.И., Майер В.В. Учебные проекты по школьному физическому эксперименту. 7 класс. Дидактические ресурсы проектной деятельности. М.: Флинта, 2017. 172 с.

15. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

16. Майер В.В. Оптимизация информации для учебного исследования // Учебная физика. 2003. № 6. С. 66-74.

17. Майер В.В. Простой прибор для демонстрации перегрузок и невесомости // Учебная физика. 1998. № 5. С. 3-4.

DIDACTIC RESOURCES FOR ORGANIZING STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES IN THE 7TH GRADE

E.I. Varaksina

Glazov State Pedagogical Institute named after V.G.Korolenko

Improving the quality of school physics education is possible only if interesting demonstration experiments are systematically used at physics lessons. When a physics laboratory is poorly provided with equipment and scientific and instructional literature about educational experiments, this goal can be achieved if students' out-of-class project activities are related to the development and implementation of demonstration experiments for school lessons. To organize such work, special didactic resources are needed, which set the problems and the content of the projects. We have developed a system of 48 resources for all sections of the physics course of the 7th grade. Some elements of the system are considered in this article, including 16 projects devoted to the study of interaction between physical bodies. The structure of the didactic resources is presented and a concrete example is shown. In the example, it is proposed to make a simple model of an elastic body and prepare a demonstration experiment for introducing the concepts of weight and weightlessness. The pedagogical experiment shows that the resources offered allow the teacher to organize project work without significant material and time costs, and the results of the projects contribute to the enhancement of cognitive activity of the class during lessons. This research was realized as part of the research project № 16-16-18008 supported by the Russian Foundation for Basic Research and the Udmurt Republic.

Keywords: optional project activities, 7th grade, educational physics experiment, didactic resource, pedagogical experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.