Научная статья на тему 'Дидактические принципы обучения кыргызской литературе на основе компетентности'

Дидактические принципы обучения кыргызской литературе на основе компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акматов Болотбек Мекенович

В статье рассматриваются проблемы обучения кыргызской литературе филологического направления высшего профессионального образования в соответствии с современной дидактической системой, отмечается необходимость радикального обновления форм и содержаний всех ее дисциплин, введения в систему литературного образования таких мероприятий как, обучение на основе гуманитаризации, фундаментализации, профессионализации содержания, сохранение методологического плюрализма в принципах литературного анализа, выработка основной и вариативной культуры мышления, о создании возможностей для свободного выражения личных наблюдений обучающегося, а не притеснения их, об овладении искусством логичного использования других учебных форм, не очень развитых в профессиональном образовании, о переходе на систему билингвизма, о задачах обучения трем языкам, знание которых позволит размещать в сайтах технологий обучения и содержания занятий по кыргызской литературе, использовать онлайн системы, а через нее участвовать в обсуждениях на одном из международных языков, быть в курсе всех художественно-эстетических ценностей, изданных на изучаемом им языке, сравнивать их с научно-теоретическими идеями по кыргызской литературе, распространять в мире ее новаторские находки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акматов Болотбек Мекенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические принципы обучения кыргызской литературе на основе компетентности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.882

Акматов Болотбек Мекенович,

Кандидат филологических наук, доцент Бишкекского государственного университета, г. Бишкек, Кыргызстан.

E-mail: abmakmatov@mail.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы обучения кыргызской литературе филологического направления высшего профессионального образования в соответствии с современной дидактической системой, отмечается необходимость радикального обновления форм и содержаний всех ее дисциплин, введения в систему литературного образования таких мероприятий как, обучение на основе гуманитаризации, фундаментализации, профессионализации содержания, сохранение методологического плюрализма в принципах литературного анализа, выработка основной и вариативной культуры мышления, о создании возможностей для свободного выражения личных наблюдений обучающегося, а не притеснения их, об овладении искусством логичного использования других учебных форм, не очень развитых в профессиональном образовании, о переходе на систему билингвизма, о задачах обучения трем языкам, знание которых позволит размещать в сайтах технологий обучения и содержания занятий по кыргызской литературе, использовать онлайн системы, а через нее участвовать в обсуждениях на одном из международных языков, быть в курсе всех художественно-эстетических ценностей, изданных на изучаемом им языке, сравнивать их с научно-теоретическими идеями по кыргызской литературе, распространять в мире ее новаторские находки.

Ключевые слова:

Кыргызская литература, гуманитаризация, профессионализация, фундаментализация, принципы

компетентностного обучения.

Обучение кыргызской литературе по принципам кредитной технологии на основе компетентности, предполагает необходимость правильного распределения дисциплин, их спецификации, т.е. уточнения миссии каждого предмета для полного усвоения студентом многогранной природы творчества, использование различных методов познания в практической деятельности для модернизации умений и навыков. Известно, что преподаваемая кыргызская литература преследует не только одну миссию, а в результате своей многоступенчатой практической деятельности в целях создания модели инициативной, саморазвивающейся личности специалиста-филолога, успешно владеющего своей профессией в реальной жизни, с влиятельным социально-психологическим поведением, нуждается во взаимной интеграции. При обучении кыргызской литературе, определении художественно-эстетических ценностей нельзя ограничиваться только объяснениями студентам о национальных литературно-эстетических достояниях, развитии и ценностях мировой цивилизации, обновлении культурных процессов, об изменениях в литературной сфере, повседневных проявлениях, влияющих на социальное общество, но важно и то, что будущий специалист-филолог должен быть подготовлен к обучению этому последующие поколения, а при необходимости и своих сверстников.

Занятия по кыргызской литературе должны быть так построены, чтобы они являлись для специалиста-филолога творческими - мастерскими, формирующими навыки и умения рассмотрения с эстетическим вкусом национального и мирового художественного творчества как проявления всемирных художественно -эстетических ценностей, дошедших до наших времен, сравнивая и определяя их особенности, а при

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

возникновении социально-психологических споров, отдавая предпочтение общечеловеческим, доказывая свою точку зрения с использованием научно-теоретических знаний, принципа историзма, умения раскрыть достоинства и недостатки различных течений литературы и искусства, нахождения закономерностей и их доступного объяснения при анализе литературного произведения по жанру.

Занятия по кыргызской литературе, практикуемые на данном этапе через лекции и практические занятия, не могут формировать требуемые компетенции студентов, так как данное содержание обучения достигается только через учебную деятельность специалиста-филолога, которая требует последовательного размещения всех комплексных форм обучения, другими словами, наряду с измерением творческих-мастерских кредит часами, во внеадиторную работу студентов должны быть включены: сотрудничество их с творческими организациями и учреждениями, устраивание встреч с писателями и поэтами, создание возможностей для участия в научно-творческих мероприятиях, демонстрация творческих возможностей в различных республиканских и международных литературных конкурсах, фестивалях и других развлекательных мероприятиях, которые могут способствовать выработке умений и навыков, необходимых им в дальнейшей социально-общественной жизни.

Обучение кыргызской литературе на основе гуманитаризации компетентностной основы содержания обусловливает самостоятельные старания студента-филолога. В частности, при формировании компетенций необходима демократизация занятий, где студент воспринимается как субъект обучения, и каким бы особенным не был урок, на нем должна быть представлена свобода для выражения различных точек зрения, сохранение методологического плюрализма в принципах литературного анализа, выработка в учебном процессе основной и вариативной культуры мышления, создание возможностей для выражения личных наблюдений обучающегося, а не притеснения их, овладение искусством логичного использования других учебных форм, не очень развитых в профессиональном образовании. Как определено в мировом профессиональном образовании, это все не является способом или методикой, выработанной творческими преподавателями и используемыми ими на занятиях, а наоборот, отмечены как мероприятия, новые формы обучения, которые должны проводиться на постоянной стабильной основе, так как гуманитаризация образования начинается не только на этапе высшего профессионального образования, но и должна содержаться в основе дидактики средней школы.

А теперь мы остановимся на задачах фундаментализации знаний бакалавра, что является очень важным принципом высшего профессионального образования, через дисциплины кыргызской литературы филологического направления "Кыргызский язык и литература". Нельзя не отметить, что русские ученые всегда акцентировали внимание на принципе фундаментализации. Например, А.В.Хуторской отмечал о невозможности отмены научно-теоретических идей, сформированных человечеством, о необходимости вооружения современного гражданина доказанными теоретическими понятиями, и даже об извлечении полезных сведений из устаревших в наше время точек зрения, концепций, оценки с пониманием процесса обновления в выбранной специалистом профессии, отмечая в этих условиях основной компетенцией и умение отличать нужное от ненужного[3, с. 58-64].

При обучении ставится важнейшая задача - довести кыргызскую литературу до студента как исконно аксиологическое достояние, опираясь на доказанный научный уровень фундаметальной базы, научно-теоретические изыскания, учебники, используемые до сих пор как основные, созданные К.Артыкбаевым, М.Борбугуловым, А.Садыковым и другими, написанные под воздействием тоталитарного правления советской эпохи, но еще раз проанализировав их учения, воссоздав литературно-теоретические, научные художественно-эстетические ценности, отделив их от свойств фактологического содержания, присущих соцреализму. Выражаясь точнее, научно-теоретическая фундаментализация кыргызской литературы - это не предпочтение какой-либо научной концепции, а в профессиональном образовании это означает воспитание на базе учебного обеспечения, основу которой составляет теория литературы, системного мышления специалиста-филолога, который может "доказывать" через литературно-теоретические исследования причины возникновения каждой точки зрения или литературного течения, их положительные и отрицательные стороны, анализировать произведения, наиболее ярко характеризующие их, давать объективную оценку художественному воображению, эстетическим достояниям, конкретному жанру, стилю,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

раскрывающим индивидуальные качества творческого полета на основе научно-теоретических воззрений, известных издревле западной тенденции.

Фундаментализация занятий по кыргызской литературе не означает преподнесение студенту литературно-теоретических "определений" в прежнем его виде, наоборот, обсуждение вместе с ними этих воззрений, для познания их отношения к этой точке зрения, положительных или отрицательных отзывов, предоставление возможности самим студентам найти ошибку в определении, другими словами, наряду с формированием компетенций, ставится высокая задача подготовки специалиста-филолога, имеющего свое мнение на все происходящее, умеющего проводить личные творческие исследования в социально-политических, общественно-экономических рамках, способного найти свой путь в этой нелегкой, полной испытаний реальной жизни. Это все указывает на необходимость обновлений научно-практического содержания дисциплин: "Введение в литературоведение", "Практикум по литературе", "Теория литературы" и "История кыргызской литературной критики" через фундаментализацию обучения по кыргызской литературе, требует резкой реконструкции особенно учебных планов, внесения в них научно-теоретических изменений, создание учебников, учебно-методической базы, которые будут выполнять их.

Профессиональное содержание занятий по кыргызской литературе, другими словами, профессионализация высшего филологического образования по направлению кыргызский язык и литература требует соответствия дисциплин, которые преподаются на данном этапе: «История кыргызского устного народного творчества», «Кыргызская литература с древнейших времен до XIX века», «История творчества акынов», «История кыргызской литературы ХХ века», «Современная кыргызская литература» принципам, определенным в парадигме компетентности. Если первый принцип, как отмечает А.В.Хуторской, должен быть основан на факторах, регулирующих задачи методики, формирующих мировоззренческие компетенции студента, направленные на профессию[4];

то второй принцип - это усвоение специалистом-филологом научно-теоретического содержания кыргызской литературы, художественно-эстетических находок в ней, принципов анализа, выявление закономерностей и тенденций литературного процесса, явлений идейного, поэтического обновления, природы возникновения, формирования и развития ее;

и третий- методический, другими словами, переход студентом от личного анализа к синтезу, дополняется систематическим выполнением проектных или презентационных работ, доказывающих правильность определения, используемого до настоящего времени, проведением мероприятий по моделированию в студенческой аудитории основных понятий для достижения профессиональных компетенций [1, с. 3-11].

При обучении кыргызской литературе для формирования профессиональных компетенций через специальные дисциплины, необходимо определить содержание усвоения художественно-литературных и эстетических достояний каждого часа, применяя технологии научно-практического обучения, поддерживающие рациональные старания студента, привычно овладевшего в своей деятельности методикой и способами использования информационных средств и технологий, которые регулируют различные качества, в том числе познавательные, коммуникативные и аксиологические.

Также профессионализация образования по кыргызской литературе ставит перед собой задачу определения знаний, необходимых в различных ситуациях реальной жизни, и на основании этого, создание возможности для использования специалистом-филологом своего образования как духовного богатства, как "точку опоры" для глобального мышления, энциклопедических знаний, которые он может творчески использовать на всех этапах своей жизни и если надо, развивать их, потому что профессональный уровень молодого филолога будет известен только тогда, когда он по-настоящему достигнет на практике больших высот успеха. Итак, обучение кыргызской литературе не означает только размещение ее в учебных планах, или наличие в ее содержании сведений, относящихся к данному предмету. Образование по ней должно создавать условия для предоставления студенту таких знаний, которые напрямую связаны с практической деятельностью в выбранной профессии, которые могут ему помочь реализоваться в жизни как специалисту-филологу, быть компетентным во всех отношениях, обеспечивающих в том числе и профессиональную культуру, основанную на творческой деятельности, осуществлять свои созидательные возможности,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

участвовать в важных литературно-культурных мероприятиях (например, объявленных конкурсах), концептуальных проектах, даже в международных медиа кастингах. Следовательно, при создании доктрины образования по кыргызской литературе возникает необходимость разработки технологий использования комплексных методов и способов обучения, инновационных учебно-методических форм, наряду с риторико-коммуникативной и лингвопоэтической подготовкой, которая позволит использовать все художественные средства языка. Цель данных технологий- поднятие образования по кыргызской литературе на высокий уровень, для чего на повестку дня выносятся важнейшие задачи:

- сравнительное обучение ее с другими литературами, применяя международную методику внутренней типологии;

- внедрение на базе кыргызской литературы технологий исследования достижений мировой филологической науки;

- переход на систему билингвизма при решении проблем кыргызского литературоведения;

- ориентация на введение в учебный процесс технологии обучения, обусловливающей проведение литературной деятельности за рубежом.

Так как в данное время вступает в силу рассмотрение системы кыргызского образования в контексте мировой образовательной технологии, профессиональное образование по кыргызской литературе не может оставаться в стороне от этого процесса. Если признать, что как и в других дисциплинах, по кыргызской литературе концепция профессионально-ориентированного обучения личности ставится во главу угла, то необходимо учитывать, что компетентностное образование поддерживает интересы временной работы кыргызского филолога за рубежом, проведения творческих мероприятий в тесной связи с зарубежными вузами, особенно его участия в научно-исследовательской, медиа деятельности, в работе средств массовой информации. Это дает импульс гражданину, получившему диплом по направлению "Кыргызский язык и литература", работать в разных сферах деятельности, продолжить обучение, пользуясь системой непрерывного образования в масштабах международных проектов. Это явление, развитое в передовых странах мира, может показаться утопическим при обучении кыргызской литературе, но если учесть задачи парадигмы образования на основе компетентности в контексте технологий обучения дисциплин кыргызской литературы, то выполнение мероприятий в данном направлении, особенно в определении содержания материалов обучения, в организации занятий, формирующих практические навыки, предоставлении курсов на выбор, и даже в перспективе, при аккредитации вуза может сыграть большую роль.

Сейчас образование по кыргызской литературе стоит как бы на островке, другими словами, ничего не получая извне, от системы всемирного международного профессионального образования и не предлагая ничего существенного на международном уровне. Если все будет продолжаться в том же духе, вполне возможно, что кыргызская литература лишится степени высшего профессионального образования, поэтому в своей деятельности она должна использовать наработанный опыт развитых стран мира. Другими словами, если кыргызская литература имеет значение для развития коммуникации высокого уровня на кыргызском языке, который имеет статус государственного, то на базе литературного образования необходимо развивать виды перевода (дословный, перевод по содержанию, синхронный, художественный переводы) с привлечением специалистов-филологов или приверженцев кыргызской литературы, превративших ее в свою профессию, для того, чтобы наладить международную связь и через него решать задачи овладения компетенциями, формирующими знания, с использованием всех средств межкультурной коммуникации. Все это показывает на необходимость интеграции в контекст дисциплин кыргызской литературы изучения одного из иностранных языков для понимания и анализа произведения без перевода, в результате чего эксплицитно поставлена задача не только познания художественно-эстетических ценностей конкретного произведения, мировосприятия, стиля, манеры изображения автора, но и овладение лингвострановедческими компетенциями, а затем и понимания без перевода статей и информации из газет и журналов, радио и телепередач, так насущных для творческой деятельности специалиста-филолога, если надо, написания деловых писем, проведение переговоров, сотрудничество с иностранцами на основе контрактов, если хватит знаний, для чего проводятся инновационные учебно-методические занятия по решению проблем формирования практических умений и навыков. Из-за нерешенности вышестоящих задач и проблем, ни для

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X

кого не секрет, что мечтающих овладеть степенью бакалавра высшего профессионального образования филологического направления по специальности "Кыргызский язык и литература" почти нет, экспериментальный опрос учащихся показал, что они решили поступить сюда из-за нехватки баллов по результатам Общереспубликанского тестирования для поступления в тот вуз, куда они стремились.

Еще в конце XX века развитые страны определили, что XXI столетие станет эрой полиглотов. Кыргызстан тоже осуществляет образование с изучением не менее трех языков, введя это направление в свои стратегические планы. Несмотря на различие результатов на данном этапе, есть надежда на то, что в перспективе будут большие успехи.

Направления высшего профессионального филологического образования (например, английский, китайский, корейский, японский и другие языки) практикуются на специальности "Кыргызский язык и литература", хотя и обучаются трем языкам, но каких-либо видимых результатов это не дало.

Такое состояние дел требует решения насущной задачи интеграции результатов не только дисциплин кыргызской литературы, но и предметов профессиональной подготовки по ней, т.е. интеграции такого образования по кыргызской литературе (это относится и к кыргызскому языку), когда содержание занятий должно соответствовать компетентностным параметрам, отмеченным в государственном стандарте. Данную проблему можно решить через обновление содержания занятий соответственно парадигме компетенций с одной стороны и использование интеллектуальных информационных технологий с другой. Если размещение в сайтах технологий обучения и содержания занятий по кыргызской литературе также важно, как отметила

0.В.Крючкова, как использование онлайн систем, а через нее участие в обсуждениях на одном из международных языков[2], быть в курсе всех художественно-эстетических ценностей, изданных на изучаемом им языке, сравнение их с научно-теоретическими идеями по кыргызской литературе, распространение в мире новаторских находок кыргызской литературы, то задача не будет выполнена без введения вышеназванных мероприятий в систему литературного образования.

Таким образом, чтобы запустить высшее профессиональное образование по кыргызской литературе в соответствии с современной дидактической системой, необходимо радикальное обновление форм и содержаний всех ее дисциплин.

Список использованной литературы:

1. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.

2. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования - Минск: Красико-Принт, 2006-с. 54.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2.

4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. (http://www. eidos. ги/)оита1/2005/1212.Мт)

© Акматов Б.М., 2016

УДК 377

Ардашева Наталья Валерьевна

канд. пед. наук. ст. методист ГПОУ ККСТ»

г. Кемерово, РФ E-mail: poi1968@yandex.ru

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

В данной статье рассматривается организация учебно-исследовательской деятельности в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.