Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследование / современные технологии / проблемное обучение / самостоятельность / деятельность / познавательная активность / методы обучения / research / modern technologies / problem-based learning / independence / activity / formation / cognitive activity / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонов Алексей Григорьевич, Бербаш Татьяна Ивановна

В теории и практике художественно-педагогического образования выбор методов обучения на занятиях изобразительным искусством в настоящее время является актуальной проблемой, так как это обусловлено необходимостью подготовки будущих художников-педагогов, способных своевременно решать сложные профессиональные задачи. Предмет исследования – педагогические условия, способствующие развитию у будущих художников-педагогов профессиональных качеств личности, профессионального мастерства, художественно-педагогических способностей. Объект исследования – процесс формирования познавательных интересов и мотивов в учебно-творческой деятельности студентов – будущих художников-педагогов. Исследуя проблему по дидактическим основам выбора методов обучения на занятиях изобразительным искусством, в статье авторы применяли метод теоретического анализа научно-методической литературы, связанной с использованием различных моделей и технологий, разнообразными инновационными подходами в обучении изобразительному искусству. Научная новизна исследования состоит в том, что авторы на основе анализа различных источников опытно-экспериментального характера смогли определить подходы для создания благоприятных условий формирования личности будущих художников-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FOUNDATIONS OF THE CHOICE OF TEACHING METHODS IN THE VISUAL ARTS CLASSES

In the theory and practice of art and pedagogical education, the choice of teaching methods in the visual arts classes is currently very relevant, as it is conditioned by the need to train future artists and teachers capable of solving complex professional tasks in a timely manner. The subject of the study: pedagogical conditions that contribute to the development of professional qualities of personality, professional skills, artistic and pedagogical abilities in future artists-teachers. The object of research: the process of formation of cognitive interests and motives in the educational and creative activities of woulb-be artists-teachers. Investigating the problem according to the didactic foundations and methods of teaching in the visual arts classes, the authors of the article in their work used the method of theoretical analysis of the problem based on the study of scientific and methodological literature related to the use of various models and technologies, with a variety of innovative approaches in teaching fine arts. The scientific novelty of the study consists in the fact that the authors, based on the analysis of various sources, of an experimental nature, were able to find approaches to create favorable conditions for the formation of future artists-teachers.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ»

DOI 10.24412/2541-9056-2023-227-68-74 УДК 372.874

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫБОРА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

А.Г. Парамонов, Т.И. Бербаш

Статья поступила в редакцию 20 января 2023 г.

В теории и практике художественно -педагогического образования выбор методов обучения на занятиях изобразительным искусством в настоящее время является актуальной проблемой, так как это обусловлено необходимостью подготовки будущих художников-педагогов, способных своевременно решать сложные профессиональные задачи. Предмет исследования - педагогические условия, способствующие развитию у будущих художников-педагогов профессиональных качеств личности, профессионального мастерства, художественно-педагогических способностей. Объект исследования - процесс формирования познавательных интересов и мотивов в учебно-творческой деятельности студентов - будущих художников-педагогов. Исследуя проблему по дидактическим основам выбора методов обучения на занятиях изобразительным искусством, в статье авторы применяли метод теоретического анализа научно -методической литературы, связанной с использованием различных моделей и технологий, разнообразными инновационными подходами в обучении изобразительному искусству. Научная новизна исследования состоит в том, что авторы на основе анализа различных источников опытно-экспериментального характера смогли определить подходы для создания благоприятных условий формирования личности будущих художников-педагогов.

Ключевые слова: исследование, современные технологии, проблемное обучение, самостоятельность, деятельность, познавательная активность, методы обучения.

DIDACTIC FOUNDATIONS OF THE CHOICE OF TEACHING METHODS IN THE VISUAL ARTS CLASSES A.G. Paramonov, T.I. Berbash

In the theory and practice of art and pedagogical education, the choice of teaching methods in the visual arts classes is currently very relevant, as it is conditioned by the need to train future artists and teachers capable of solving complex professional tasks in a timely manner. The subject of the study: pedagogical conditions that contribute to the development of professional qualities of personality, professional skills, artistic and pedagogical abilities in future artists-teachers. The object of research: the process of formation of cognitive interests and motives in the educational and creative

activities of woulb-be artists-teachers. Investigating the problem according to the didactic foundations and methods of teaching in the visual arts classes, the authors of the article in their work used the method of theoretical analysis of the problem based on the study of scientific and methodological literature related to the use of various models and technologies, with a variety of innovative approaches in teaching fine arts. The scientific novelty of the study consists in the fact that the authors, based on the analysis of various sources, of an experimental nature, were able to find approaches to create favorable conditions for the formation of future artists-teachers.

Key words: research, modern technologies, problem-based learning, independence, activity, formation, cognitive activity, teaching methods.

n */ */

В настоящее время основной задачей высшей школы является подготовка бакалавров и магистров, способных своевременно решать сложные профессиональные задачи.

При исследовании проблемы выбора методов обучения интерес вызывают публикации, связанные с преемственностью методов обучения [1], теоретико-методологическими основами в профессиональной подготовке будущих педагогов [2], обеспечением качества организованности специалиста [5].

Особый интерес вызывают научные исследования Н.К. Шабанова. Он рекомендует использовать модель совместной продуктивной деятельности педагога со студентами, которая должна базироваться на единстве поставленных целей и задач [10].

Анализируя работы учёных, использующих различные методы обучения для активизации данного процесса и повышения интереса у студентов к изобразительному искусству, видим, что многие применяют в обучении разнообразные инновационные подходы. Профессор И.А. Башкатов связывает современные

особенности обучения изобразительному искусству с глобализацией образования [3, с. 97].

О необходимости использования современных технологий в обучении изобразительному искусству говорится в учебном пособии «Современные образовательные технологии» Н.В. Бордовской [4, с. 7-62].

При реализации одной из важных задач профессионального образования -формирование разносторонней личности будущего учителя изобразительного искусства, развитие у него навыков самостоятельной работы, творческих способностей в учебном процессе настала необходимость обновления дидактических методов художественно-педагогического образования, применения в преподавании изобразительного искусства компьютерных технологий, о чём пишет академик С.П. Ломов в своей монографии по истории и теории методов обучения рисованию в школах России [9, с. 129-150]. И действительно, в современных условиях с высоким темпом развития системы профессионального образования и воспита-

ния необходимо пересмотреть теоретические и практические подходы к подготовке будущих педагогов.

В настоящее время в связи с оптимизацией профессионального образования в учебный процесс активно внедряется дистанционное обучение студентов. Такая организации обучения стала очень удобной и для студентов-заочников. При дистанционном обучении студенты имеют возможность получать необходимый методический материал для выполнения программных практических заданий вне вуза, самостоятельно. В связи с этим возникла необходимость исследовать у студентов уровень развития самостоятельной деятельности, проследить, на каком уровне они смогут выполнять учебные задания - на уровне репродуктивно-продуктивном или творческом. С этой целью мы провели анкетирование обучающихся. Студенты сами обозначили трудности, с которыми они столкнулись при выполнении учебных заданий. По результатам ответов студентов было выявлено, что не все они могут работать самостоятельно на продуктивно-творческом уровне, без «живого» общения с преподавателем. Работая на репродуктивном уровне, многие оставались безучастными к познавательной деятельности, так как привыкли работать только по подсказке преподавателя, следовательно, были неспособны творчески мыслить, анализировать конструкцию изображаемых объектов. Не у всех возникала потребность в учебной деятельности, не проявился не-

обходимый уровень самоорганизации в самостоятельной работе в непривычной для них обстановке. Перед нами встала задача - правильно выбрать индивидуальные методы обучения для применения в учебном процессе в зависимости от готовности студентов самостоятельно решать поставленные задачи по рисунку, живописи, композиции, скульптуре.

Учитывая опыт передовых педагогов в области преподавания изобразительного искусства и рекомендации ученых при выборе методов обучения, в своей деятельности мы стали больше уделять внимание дидактическим средствам, с помощью которых осуществлялся целенаправленный учебно-воспитательный процесс, происходило взаимодействие с обучающимися. В связи с этим для нас большой интерес вызвали научные исследования И.Я. Лернера по дидактическим основам методов обучения. Основываясь на результатах своего многолетнего научного исследования, он выделяет целостную концепцию методов обучения, характеризует систему дидактических методов. Его научные исследования по дидактическим основам методов обучения актуальны и сегодня. И.Я. Лернер подчеркивал, что активизация учебно-творческой деятельности учащихся и усвоение учебного материала будут глубже при условии точного выбора педагогом метода обучения, а сам выбор конкретной методики следует осуществлять в зависимости от дидактической задачи, учитывающей уровень

подготовки обучающихся, и характера учебного материала [8].

По системе методов М.Н. Скаткина придерживались дидактических принципов, в частности, принципа сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли преподавателя [6,7].

В целях активизации учебно-творческой деятельности студентов в своей работе мы применяли метод проблемного изложения. Например, в целях выявления плановой структуры пространства изображения преподаватель говорил студентам, с чего лучше начинать рисунок, -с деталей или с общей массы предметов, вначале прорабатывать детали, находящиеся на переднем, или на дальнем планах. А чтобы студенты научились работать на продуктивном уровне, им предлагалось самим выбирать наиболее выгодную точку зрения на натурную постановку. Преподаватель давал студентам установку на анализ конструкции, формы, объема предметов. Студенты начинали задумываться, как убедительнее можно решить учебные задачи, обращали внимание на грамотность передачи конструкций предметов, их пропорций, объемов, форм, смотрели, как удачнее организовать в рисунке, живописи и композиции плоскость листа или холста. На занятиях преподаватель требовал от студентов поэтапного ведения учебного задания. Заострялось внимание на конструктивном построении предметов постановки. Студентам предоставлялась возможность самим делать

анализ конструктивных особенностей предметов в постановках натюрморта, головы и фигуры человека, выбирать средства при построении рисунка и передаче объемной формы модели.

В исследовании по выбору методов обучения в учебной деятельности студентов первого, третьего и четвертого курсов института культуры и искусства как очной, так и заочной формы обучения было проведено тестирование по самооценке творческого потенциала, способности к саморазвитию и самообразованию, работоспособности. Всего было охвачено 87 студентов: 24 респондента на 1 курсе, 49 респондентов на третьем курсе и 14 респондентов на четвертом курсе заочной формы обучения. Исследование показало, что у студентов первого курса творческий потенциал ниже среднего, третьего курса - чуть выше среднего, на четвертом курсе заочной формы обучения - ниже среднего. Самооценка профессиональных способностей к самообразованию у студентов первого курса - ниже среднего уровня, третьего курса - чуть выше среднего уровня, четвертого заочной формы обучения - выше среднего уровня. Самооценка работоспособности у студентов первого курса - чуть выше среднего уровня, третьего - средний уровень, четвертого курса заочной формы обучения - ниже среднего уровня.

По результатам тестирования был сделан вывод, что выбор тех или иных методов обучения можно осуществлять с

учетом уровня знаний, формирования и развития навыков и умений обучающихся в учебной, самостоятельной деятельности, потребности в профессиональном росте.

В ходе дальнейшего исследования было выявлено, что активность студентов в учебно-творческой деятельности в значительной степени будет зависеть от педагогического руководства, сочетания педагогического управления с развитием у обучающихся уровня самостоятельности. Для каждого проводимого занятия преподаватель выбирал разные методы обучения. Учитывался уровень художественной профессиональной подготовки студентов.

На начальном этапе своей работы по дисциплинам по изобразительному искусству студентам ставились прежде всего задачи образовательного характера, учебного содержания. При постановке задач студентам преподаватель учитывал трудности, с которыми они могли столкнуться при выполнении учебного задания. Активно использовался индивидуальный подход, постоянно велся учет и контроль над учебно-познавательной деятельностью студентов.

В ходе исследовательской работы мы использовали такие методы, как объяснительный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, исследовательский.

Также было замечено, что на занятиях познавательная активность студентов в учебной деятельности зависела от сфор-мированности у них культуры организации учебного труда, умения самим опре-

делять существующие проблемы в рисунке, живописи, композиции, умения самостоятельно выбирать способы их решения. По завершении выполнения учебных заданий им предлагалось подводить итоги своей работы. Преподаватель поддерживал полезные начинания студентов, поощрял их инициативу и творчество.

При возникновении трудностей во время выполнения учебного задания по рисунку, связанных с выбором наиболее выгодной точки зрения на натурную постановку, анализом конструкции, формы, объемов предметов постановки преподаватель своевременно оказывал студентам помощь. Он побуждал студентов задуматься над тем, как убедительнее в своей практической работе решить учебные и творческие задачи, как лучше передать объем, форму, характер предметов, как грамотнее с учетом правил и законов композиции и перспективы организовать предметную плоскость листа, показать плановую структуру пространства изображения и т.д.

п " V

В целях закрепления знаний, умений и навыков по рисунку студентам предоставлялась возможность самим осуществлять планирование своей самостоятельной работы, в которой они отрабатывали свои недостающие умения и навыки по изобразительному искусству. В то же время преподавателем проводилась коррекция их работы. Осуществляя свою познавательную деятельность, студенты с помощью преподавателя выявляли допущенные ошибки. На начальном этапе нашего

исследования была усилена совместная работа преподавателя со студентами.

Таким образом, мы выявили, что правильный выбор методов обучения с учетом уровня развития у студентов познавательной активности, уровня самостоятельности, потребности в учебно-

творческой деятельности способствует созданию благоприятных условий для формирования профессиональных качеств личности будущих художников-педагогов, развитию у них художественно-педагогических способностей, профессионального мастерства.

Список литературы

1. Алексеева С.О. Преемственность методов обучения академическому рисунку в системе: школа-вуз: дисс... канд. пед. наук. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2010. - 344 с.

2. Барбина Е.С. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки будущих учителей: Научно-методическое пособие. - Херсон, 2001. - 70 с.

3. Башкатов И.А. Академические дисциплины в системе художественного образования // XIII Поленовские чтения. Художественная культура и образование в условиях глобализации: Материалы Международной научно-практической конференции-форума. Март 2022 / Институт развития образования в сфере культуры и искусства [и др.] / отв. ред. М.В. Никольский. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. - С. 97-100.

4. Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2011. - 432 с.

5. Порцевская Е.Д. Теоретико-методологический анализ обеспечения качества организованности специалиста: природа, типология проявления [Электронный ресурс] // Человек и образование. - 2011. - №1. - С. 142-146. - URL: http://obrazovanie21.narod.ru/ Files/2011-1_p142-146.pdf (дата обращения: 08.01.2023).

6. Из педагогического наследия М.Н. Скаткина [Электронный ресурс]. - URL: tak-qovoril-skatkin.pdf (дата обращения: 08.01.2023).

7. Педагогические идеи М.Н. Скаткина в развитии отечественного образования [Электронный ресурс]. - URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-idei-m-n-skatkinav-razvitii-otechestvennogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 08.01.2023).

8. Об инновационных идеях в дидактическом наследии И.Я. Лернера (90-летию со дня рождения ученого и его памяти посвящается) [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.adygnet.rU/files/2007.4/569/chinazirova2007_4. pdf (дата обращения: 08.01.2023).

9. Ломов С.П., Ломова Н.Ф. История и теория методов обучения рисованию в школах России: Монография. - М.: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права», 2018. - 170 с.

10. Шабанов Н.К. Художественно-педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства в вузе: монография. - Курск: Курский гос. ун-т, 2008. - 146 с.

References

1. Alekseeva S.O. Preemstvennost' metodov obucheniya akademicheskomu risunku v sisteme: shkola-vuz: diss. kand. ped. nauk. - M.: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvenny'j universitet, 2010. - 344 s.

2. Barbina E.S. Teoretiko-metodologicheskie osnovy' professional'noj podgotovki budushhix uchite-lej: Nauchno-metodicheskoe posobie. - Xerson, 2001. - 70 s.

3. Bashkatov I.A. Akademicheskie discipliny' v sisteme xudozhestvennogo obrazovaniya // XIII Polenovskie chteniya. Xudozhestvennaya kul'tura i obrazovanie v usloviyax globalizacii: Materi-

aly' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii-foruma. Mart 2022 / Institut razvitiya obra-zovaniya v sfere kul'tury' i iskusstva [i dr.] / otv. red. M.V. Nikol'skij. - Tambov: Izdatel'skij dom «Derzhavinskij», 2022. - S. 97-100.

4. Bordovskaya N.V., Brodskaya N.V., Dandarova I.M. Sovremenny'e obrazovatel'ny'e texnologii: ucheb. posobie / Pod red. N.V. Bordovskoj. - 2-e izd., ster. - M.: KnoRus, 2011. - 432 s.

5. Porcevskaya E.D. Teoretiko-metodologicheskij analiz obespecheniya kachestva organizovannosti specialista: priroda, tipologiya proyavleniya [E'lektronny'j resurs] // Nauchnaya stat'ya v zhurnale "Chelovek i obrazovanie". - 2011. - №1. - S. 142-146. - URL: http://obrazovanie21. narod.ru/Files/2011-1_p142-146.pdf (data obrashheniya: 08.01.2023).

6. Iz pedagogicheskogo naslediya M.N. Skatkina [E'lektronny'j resurs]. - URL: tak-qovoril-skatkin.pdf (data obrashheniya: 08.01.2023).

7. Pedagogicheskie idei M.N. Skatkina v razvitii otechestvennogo obrazovaniya [E'lektronny'j resurs]. - URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-idei-m-n-skatkinav-razvitii-otechestvennogo-obrazovaniya/viewer (data obrashheniya: 08.01.2023).

8. Ob innovacionny^x ideyax v didakticheskom nasledii I.Ya. Lernera (90-letiyu so dnya rozhdeniya uchenogo i ego pamyati posvyashhaetsya) [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2007.4 /569/chinazirova2007_4. pdf (data obrashheniya: 08.01.2023).

9. Lomov S.P., Lomova N.F. Istoriya i teoriya metodov obucheniya risovaniyu v shkolax Rossii: Monografiya. - M.: ANO «Nauchno-issledovatel'skij institut istorii, e'konomiki i prava», 2018. - 170 s.

10. Shabanov N.K. Xudozhestvenno-pedagogicheskaya podgotovka uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva v vuze: monografiya. - Kursk: Kurskij gos. un-t, 2008. - 146 s.

Для ссылки: Парамонов А.Г., Бербаш Т.И. Дидактические основы выбора методов обучения на занятиях изобразительным искусством // Гуманитарные исследования Центральной России. -2023. - №2 (27). - С. 68-74.

DOI 10.24412/2541-9056-2023-227-68-74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.