Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОРСКАЯ НАВИГАЦИЯ»'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОРСКАЯ НАВИГАЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МОРСКАЯ НАВИГАЦИЯ / ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Головко Александр Викторович

Статья посвящена методике работы с задачами морской навигации. Устанавливается связь между умением решать задачи морской навигации и самостоятельностью курсантов военно-морского учебного заведения. Авторами статьи предложены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития самостоятельности в условиях работы с системой задач морской навигации. На основе полученных данных установлено положительное влияние системы задач морской навигации на формирование самостоятельности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Головко Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC BASICS OF SOLVING PROBLEMS IN THE DISCIPLINE "SEA NAVIGATION"

The article is devoted to the methodology of working with the maritime navigation tasks. A connection is established between the ability to solve maritime navigation problems and the cadet independence of a naval educational institution. The authors of the article propose pedagogical conditions that ensure the process effectiveness of developing independence in working with the tasks system of maritime navigation. Based on the data obtained, the system positive influence of maritime navigation tasks on the cadet independence formation was established.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОРСКАЯ НАВИГАЦИЯ»»

9. Мурюкина, Е.В. Преемственность идей медиапедагогики "Перестроечного" периода в современное образовательное пространство / Е.В. Мурюкина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2022. - № 1 (43). - С. 17-23

10. Немирич, А.А. Медиаобразование в России: на пути к медиаменталитету / А.А. Немирич // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2011. - № 2 (8). - С. 21-27

11. Николаева, М.А. Формирование цифровых навыков у будущих педагогов с целью профилактики кибербуллинга / М.А. Николаева, А.Е. Авдюкова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 3 (88). -С. 93-109

12. Симакова, С.И. Роль средств массовой информации в воспитании медиакомпетентной аудитории / С.И. Симакова, И.В. Топчий // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26). - С. 226-233

13. Шеркунов, С.А. Новая парадигма и тренды в развитии среднего профессионального и высшего образования в России и за рубежом / С.А. Шеркунов, В.Б. Рыжов // Образование и право. - 2021. - № 8. - С. 154-158

14. Шеина, И.Б. Актуальность медиаобразования: проблемы и перспективы / И.Б. Шеина // Вестник СПИ. - 2018. -№ 3 (27). - С. 79-83

15. Шитякова, Н.П. Подготовка будущих педагогов к формированию личностного самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых, И.В. Забродина, Ю.В. Гольцева // ПНиО. -2022. - № 3 (57). - С. 160-173

Педагогика

УДК 378:371:656

Доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь) старший преподаватель кафедры кораблевождения Головко Александр Викторович

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова. (г. Севастополь)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МОРСКАЯ НАВИГАЦИЯ»

Аннотация. Статья посвящена методике работы с задачами морской навигации. Устанавливается связь между умением решать задачи морской навигации и самостоятельностью курсантов военно-морского учебного заведения. Авторами статьи предложены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития самостоятельности в условиях работы с системой задач морской навигации. На основе полученных данных установлено положительное влияние системы задач морской навигации на формирование самостоятельности курсантов.

Ключевые слова: самостоятельность, курсанты, военно-морское учебное заведение, морская навигация, задачи.

Annotation. The article is devoted to the methodology of working with the maritime navigation tasks. A connection is established between the ability to solve maritime navigation problems and the cadet independence of a naval educational institution. The authors of the article propose pedagogical conditions that ensure the process effectiveness of developing independence in working with the tasks system of maritime navigation. Based on the data obtained, the system positive influence of maritime navigation tasks on the cadet independence formation was established.

Key words: independence, cadets, naval educational institution, maritime navigation, tasks.

Введение. Глубокий уровень изменений в социально-политической области определят высокий интерес педагогов-исследователей к развитию самостоятельности у будущих офицеров. Развитие самостоятельности требует целенаправленного педагогического воздействия, поскольку особенности организации учебного процесса в военных образовательных организациях предполагают строгое соблюдение правил и предписаний. Задачный подход имеет большой потенциал в аспекте развития самостоятельности курсантов. Эффективная и целенаправленная работа по решению практико-ориентированных задач должна осуществляться на разнообразном содержании дисциплин профессионального блока.

Особенности организации учебного процесса в военно-морских учебных заведениях отражены во многих научных публикациях. Задачный материал по морской навигации представлен в работах Головко А.В. [1], Худякова Г.В. [6], Седова В.А.[5] и др. Заметим, что в основном это учебные пособия, в которых методический аспект вторичен. Наше исследование направлено на изучение принципов обучения решению задач морской навигации курсантов. Решение задач морской навигации имеет большие дидактические возможности с позиции становления курсанта как носителя профессиональных знаний, кроме того, развивающие возможности задачного подхода трудно переоценить.

Современное реформирование Вооруженных сил Российской федерации требует от будущих офицеров готовности к саморазвитию, умения самостоятельно проводить анализ изменений в обществе, наличия опыта деятельности по нахождению нестандартных способов решения задач. Целесообразность изучения темы определяется необходимостью поиска средств развития самостоятельности курсантов военно-морских образовательных организаций.

Цель работы - установить связи между умением решать задачи морской навигации и самостоятельностью курсантов военно-морского учебного заведения, а также предложить педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития самостоятельности в условиях работы с системой задач морской навигации.

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа проходила во время изучения курса «Морская навигация». Выбор дисциплины обосновывается высокой практикоориентированностью данной дисциплины. Дисциплина является ключевой при подготовке морских специалистов. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился с сентября 2021 по май 2022 года. В эксперименте участвовали 62 курсанта второго курса Черноморского высшего военно-морского орденов Нахимова и Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова, обучающиеся на факультете ракетного вооружения надводных кораблей (кафедра кораблевождения).

Дисциплина «Морская навигация» в соответствии с образовательной программой 26.05.05 «Судовождение» и согласно учебному плану изучается на 4-х первых курсах и является базовой для всех штурманских специальностей. Задачный материал, который предлагался в рамках экспериментальной работы касался таких разделов как: понятие о картографии и картографических проекциях, основы морской навигации, графическое счисление пути корабля, способы определения места при плавании вблизи берегов и в открытом море, основы электронной картографии, методы навигации в различных условиях плавании, основные технические средства навигации, гидрометерологическое обеспечение мореплавания, основы маневрирования кораблей для безопасного плавания [6].

В рамках изучения основ морской навигации курсантам предлагаются задачи, требующие расчета географических координат, направления и пройденного расстояния и др. Обязательными к изучению являются задачи, решение которых требует использования средств навигационного оборудования [2]. Особое место занимают задачи, требующие заполнения с навигационного журнала. Задачный материал должен охватывать весь спектр изучаемого материала [1]:

- организацию использования морских навигационных и специальных карт, лоций, описаний средств навигационного оборудования, руководств и пособий для решения задач кораблевождения (судовождения);

- правила ведения навигационного журнала;

- методы счисления пути корабля в различных условиях плавания с учетом маневренных элементов корабля и влияния на него течения, ветра и волнения;

- методы определения места корабля по береговым ориентирам, с помощью навигационной радиолокационной станции, радионавигационных и спутниковых навигационных систем;

- организацию службы погоды на кораблях и судах ВМФ;

- влияние гидрометеорологических условий на безопасность плавания корабля;

- методы определения места корабля по наблюдениям небесных светил;

- методы определения поправки курсоуказания по наблюдениям небесных светил;

- основы маневрирования и меры безопасности при решении навигационных задач кораблевождения (судовождения);

- основные принципы несения штурманской вахты;

- организационные основы и методы обеспечения навигационной безопасности плавания.

Принципы организации задачного материала:

открытость (задачный материал может быть дополнен задачами, которые позволяют реализовывать индивидуальную траекторию развития курсанта как носителя профессиональных знаний);

полнота (задачный материал формирует опыт практической деятельности по всем изученному материалу);

системность (задачный материал должен отвечать требованиям системы).

Система задач морской навигации должна отвечать следующим показателям системы [3]:

- содержит задачи, которые соответствуют иерархии учебных целей (первый уровень усвоения: знакомства и различения; второго уровня - алгоритмического; третьего уровня - творческого);

- учитываются связи внутри теоретического материала;

- задачи системы упорядочены по уровню сложности, определяемому количеством действий для решения, количеством данных привлеченных из ранее изученного материала;

- задачный материал предполагает использование всей типологии универсальных методов познания (анализ, синтез, абстрагирование, индукцию и дедукцию, аналогию, моделирование).

Требования к системе задач:

1. Полнота. Предполагает наличие задачного материала на все разделы курса. Все изучаемые понятия, закономерности явлений должны быть отражены в содержании предлагаемых обучающимся задач.

2. Наличие базовых задач. Базовые задачи содержат алгоритмы и способы решения других, связанных с ними задачами.

3. Связность. Задача должны быть связаны как с содержанием изучаемого раздела, так и по способам решения.

4. Уровневость. Задачный материал разбивается на три уровня сложности. Первый уровень сложности предполагает выполнение 1 действия, прямого применения формулы, расчета конкретного показателя по заранее известному алгоритму.

5. Модульность. Задачный материал группируется сообразно изучаемым разделам. В каждом модуле имеют место базовые задачи и разноуровневые задачи.

6. Профессиональная направленность задачного материала. Задачи обеспечивают перевод из учебно-профессиональной деятельности курсантов в морскую-профессиональную сферу.

В рамках экспериментального обучения применялся личностный подход к обучающимся. Педагог в процессе формирующего эксперимента осуществлял функциональную подготовку обучающихся к выполнению определенных видов деятельности. В процессе экспериментальной работы у обучающихся так же, как в обычной образовательной деятельности, целенаправленно формировались общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. При этом ведущим ориентиром служило формирование личностных качеств: самостоятельности, профессиональной направленности, воли, активности. Педагог, используя в своей деятельности разноуровневую систему задачного материала, создавал условия для максимального проявления положительных способностей обучающихся экспериментальной группы.

К следующему значимому подходу, используемому в аспекте формирующего эксперимента, относится деятельностный подход. Деятельность при решении задач была интенсивной, постоянно усложнялась. Большой пласт задач был ориентирован на самостоятельную работу обучающихся.

Использование технологического подхода позволило отрабатывать схемы и алгоритмы использования морских навигационных карт, правила ведения навигационного журнала.

Вовлечение будущих морских специалистов в самостоятельный познавательный процесс в условиях использования информационной образовательной среды - реализовалось с помощью выполнения обучающимися расчетно-графической работы по самостоятельному решению навигационных задач с использованием специальных тренажерных комплексов «Регель» и «Мостик». Тренажер «Регель» предназначен для отработки практических действий по обеспечению навигационной безопасности плавания. Он представляет собой мощную компьютерную систему, позволяющую одновременно на 16 рабочих местах выполнять обязанности вахтенного штурмана. «Регель» полностью моделирует маршрут корабля на основании данных, введенных руководителем, и решений, предпринимаемых вахтенными штурманами. Тренажер «Мостик» представляет собой компьютерную систему, позволяющую моделировать различные элементы плавания корабля в сложных погодных условиях, проливах, при заходах и выходах из портов базирования с учетом особенностей навигации конкретного порта [6].

Курсантам также было предложено выполнить проектную работу по самостоятельному решению навигационных задач с помощью компьютерных программ GPS навигации для коммуникаторов. В рамках подготовки проекта курсанты получили в свое распоряжение GPS-коммуникатор (приемник) с комплектом морских карт. Курсанты использовали программы Bout Beacon, Novionics, SeaPilit, которые позволили им решать задачи по определению местоположения, прокладывать маршрут.

Используя морские приложения, курсанты научились отслеживать суда с AIS, делиться геопозицией своего корабля, взаимодействовать с другими пользователями соответствующей программы.

Обучение осуществлялось через самостоятельный поиск информации в различных источниках, применении приобретенных знаний в решении задач, коммуникацию с курсантами своей группы.

В рамках формирующего эксперимента самостоятельная работа использовалась в двух аспектах: как вид учебной деятельности без педагога; и как средство формирования организационных навыков и самостоятельности.

Курсанты самостоятельно осуществляли постановку проблемы, выполняли диалектический переход от простых к ложным видам работы, определяли ресурсы, осуществляли руководство собственными действиями и самоконтроль. Целеполагание и планирование деятельности курсантов согласовывалось с деятельностью педагога. Деятельность курсантов сопровождалась консультированием. Результативность оценивалась через призму оценки педагога и самооценки курсанта.

Организация систематической самостоятельной работы, ориентированной на закрепление и углубление полученных знаний, способствующих развитию самостоятельности курсантов - реализовывалось на каждом практическом занятии и во внеаудиторное время. Самостоятельной работе отводится четверть аудиторного учебного времени. Выполнение самостоятельной работы курсантами осуществляется на основе предписаний и алгоритмов. Для проведения внеаудиторной самостоятельной работы использовались специализированные кабинеты, оборудованные техникой, а также помещение библиотеки. Внеаудиторная самостоятельная работы выполняется в рамках часов, отведенных на самостоятельную подготовку. Безусловно, организация самостоятельной работы является ведущим фактором развития самостоятельности личности.

На формирующем этапе курсантам была предложена система задач морской навигации. Задачи делились на репродуктивные, алгоритмические о творческо-поисковые. Репродуктивные задачи предполагали воспроизведение учебных текстов или решались в одно действие. Решение алгоритмических задач осуществляется по известному алгоритму. Первичное закрепление теоретического материала выполнялось через решение задачи репродуктивного вида. Учебные тексты отражали необходимые определения, правила, формулы. При актуализации опорных знаний курсанты решали алгоритмические задачи. Курсанты определяли алгоритм и применяли последовательность его шагов к конкретному тексту задачи.

При формировании опорных знаний и опыта деятельности курсанты решали творческо-поисковые задачи, значение которых велико с позиции развития самостоятельности будущих офицеров. При решении творческо-поисковых задач курсанты применяли формулы и правила в новых условиях, ведущими становятся эвристические мыслительные приемы. Перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

Творческо-поисковые задачи требовали от курсантов больше усилий, так как для их решения необходимо было определить лишние данные, обнаружить противоречивые условия, выявить недостающую информацию.

Обозначим структуру деятельности по решению творческо-поисковых задач, в соответствии с которой осуществлялась работа над задачным материалом (по В.И. Загвязинскому [3]).

Первый этап: Анализ текста задачи (Обозначаются исходные данные. Определяется вопрос задачи, устанавливаются структурные связи).

Второй этап: Актуализация или организация знаний, которые могут потребоваться для решения. (Приспособление извлеченной информации к ранее изученным правилам, законам, закономерностям. Определение ключевых понятий, о которых идет речь в задаче и актуализация связанной с ними учебной информации. Текст задачи формализуется и создается краткая запись текста или схема, рисунок).

Третий этап: Осознание проблемности (Определение противоречивости данных, лишних или недостающих данных).

Четвертый этап: Поиск плана решения (Поиск может осуществляться тремя способами: индуктивно, дедуктивно и с двух сторон. В любом случае при решении творческо-поисковой задачи выдвигается гипотеза, доказательству или опровержению которой посвящается остальная часть решения).

Пятый этап: Осуществление решения (Оформление решения по составленному плану).

Шестой этап: Ретроспективный анализ задачи (Рефлексия. Установление и закрепление в памяти приемов, которые привели к решению. Вывод о типе задачи).

Для того чтобы курсанты приобрели умения, составляющие самостоятельность, педагог предлагал техническое описание их действий:

- прочитайте текст задачи, назовите данные и вопрос задачи;

- обдумайте данные условия задачи, какие показатели можно получить из них, определите явные и неявные данные;

- оцените данные с позиции непротиворечивости, избыточности и недостаточности;

- проверьте полученный ответ на достоверность, наличие противоречивой информации.

Следует отметить, что большая часть задач, которые предлагались курсантам - это графические построения на морских навигационных картах с документированием в навигационном журнале, которые педагог проверяет по кальке, снятой с образца.

Особое внимание в процессе усвоения курса «Морская навигация» уделялось формированию умения расширять диапазон эвристик. Согласно В.И. Загвязинскому, эвристики - «специальные приемы организации мышления, направленные на создание оптимальных условий проявления интуиции» [3]. В качестве эвристик выступали формулы, законы. Курсанты, которые знают формулы, правила, определение понятий, быстро и правильно решают задачи.

Основой высшего образования является самостоятельная работа курсанта. Именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования.

Необходимо отметить, что значительная часть курсантов-второкурсников испытывала сложности при решении навигационных задач. Причиной этому были слабые навыки решения задач, но к третьему курсу ситуация кардинально изменилась к лучшему.

Итоги экспериментальной работы показали, что у обучающихся значительно увеличился уровень профессиональных знаний, что, в принципе, ожидаемо. Так как за учебный год курсанты значительно продвинулись в изучении материала по предмету. Также наметились сдвиги в области показателей самостоятельности.

Для выяснения вопроса статистической однородности выборок с позиции определения степени самостоятельности испытуемых на момент проведения констатирующего и контрольного срезов была сделана проверка по критерию Манна-Уитни. Выборки оказались неоднородными. Альтернативная Гипотеза Н1 о наличии значимых различий в степени самостоятельности испытуемых была принята на уровне значимости р=0,168.

Результаты решения учебных задач по дисциплине «Морская навигация» говорят об однородности распределения. Нулевая гипотеза принимается на уровне значимости р=0,974 (см. рис. 1).

Итоги по проверке гипотезы

Нулевая гипотеза Критерий Ь 3нач0 Решение

Распределение Результаты Критерий U

решения задач морской авиации Манна-Уитни ,974 Нулевая

1 по дисциплине является для гипотеза

одинаковым для категории независимых принимается.

Группы. выйорок

Выводятся асимптотические значимости. Уровень значимости равен ,05

Рисунок 1. Результаты решения задач морской навигации

В заключение отметим, что распределения, полученные на констатирующем и контрольном экспериментах, однородные с позиции умения решать задачи, но неоднородные с позиции сформированности самостоятельности курсантов. Иными словами, обучающиеся на начальном и конечном этапе значимо различаются в развитии самостоятельности. В то время как динамика в сформированности умений решать задачи морской навигации есть, но является статистически не значимой. Думается, что небольшой сдвиг обусловлен тем, что решение задач морской навигации сложный процесс и требует длительного учебного времени. Работа по предлагаемым требованиям будет продолжена в следующем учебном периоде.

Выводы:

1. Задачи морской навигации делятся на репродуктивные, алгоритмические и творческо-поисковые и образуют систему. Девяносто процентов задач морской навигации - это графические построения на морских навигационных картах с документированием в навигационном журнале.

2. Задачные подход в развитии самостоятельности курсантов базируется на личностно-ориентированном, деятельностном и системном подходах.

3. Полнота, системность и открытость - основные принципы конструирования задачного материала по курсу «Морская навигация».

4. Анализ эмпирических данных эксперимента показал, что формирование компонентов самостоятельности с помощью системы практико-ориентированных задач морской навигации происходит быстрее, в то время как умения решать задачи остаются примерно на том же уровне.

Литература:

1. Головко, А.В. Сборник задач по морской навигации / А.В. Головко, Г.В. Худяков. - Севастополь: ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, 2019. - 208 с.

2. Гордиенко, Т.П. Задачный подход в обучении будущих морских специалистов как составляющая профессиональной подготовки / Т.П. Гордиенко, А.В. Головко // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта: РИО ГПА, 2022. - № 73 (2). - С. 67-69

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2006. - 192 ч.

4. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование. Тест на определение степени самостоятельности. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/2261284/page:51/ (дата обращения: 06.12.2022)

5. Седова, Н.А., Седов В.А. Использование технологий дополненной реальности в задачах навигации по северному морскому пути // V международный Балтийский морской форум / Составитель Кострикова Н.А., 2017. - С. 88-92

6. Худяков, Г.В. Кораблевождение: учебник / Г.В. Худяков, А.В. Головко, А.В. Больших. - Севастополь: ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, 2018. - 730 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Горобец Даниил Валентинович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. В данной работе предпринят анализ организационных структур образовательного холдинга, показывающий связь развития системы профессионального образования и организации труда в обществе. Определены преимущества и недостатки холдинга как адекватной современному рынку труда организации профессионального образования. Сформулированы цели создания образовательных холдингов. Показаны различия между образовательным холдингом и университетским комплексом.

Ключевые слова: образовательный холдинг, интеграция образовательных организаций, университетский холдинг. Annotation. In this paper, an analysis of the organizational structures of an educational holding is undertaken, showing the relationship between the development of the vocational education system and the organization of labor in society. The advantages and disadvantages of the holding as an organization of vocational education adequate to the modern labor market are determined. The objectives of creating educational holdings are formulated. The differences between an educational holding and a university complex are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.