Научная статья на тему 'Дидактические основы развития технической изобретательской деятельности студентов'

Дидактические основы развития технической изобретательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО / ТВОРЧЕСТВО / FORMATION / INDEPENDENCE / THINKING / INVENTION / CREATIVITY / ТАШАККУЛ / МУСТАқИЛ / ТАФАККУР / ИХТИРОЪКОРӣ / ЭҷОДИѐТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобилов А.В., Кузиев М.А.

Статья посвящена рассмотрению важной проблемы педагогической науки педагогических основ технической и изобретательской деятельности студентов. Автор статьи акцентирует внимание на том, что преподавателям необходимо применять действенные способы и приемы для стимулирования технического и творческого развития студентов и усовершенствование их навыков и умений считать одним из приоритетных направлений процесса обучения.Авторы статьи на основе результатов эксперимента, проведенного ими среди учащихся высших школ, сформулировали важные задачи организационные, обучающие (развивающие) и воспитательные, решение которых способствует развитию технической и изобретательской деятельности студентов. С целью обоснования каждой из перечисленных задач авторы приводят конкретные примеры из жизни студентов и приходят к выводу, что для развития технической и изобретательской деятельности студентов необходимы также их собственные усилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобилов А.В., Кузиев М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic Grounds Aimed at the Development of Technical Inventive activity of Students

The article dwells on the consideration dealing with the important problem of pedagogical science thatone of pedagogical grounds aimed at the technical and inventive activity of students. The authors of the article lay an emphasis upon the idea that teachers ought to use effective methods and techniques for stimulating the technical and creative development of students and for improving their skills and abilities as one of the priority directions towards the process of tuition.Proceeding from the results of the experiment conducted among higher school students, the authors of the article formulates the most important goals here refers: organizational, teaching (developing) and educational, solution of which contributes into the development of technical and inventive activity of students. In order to substantiate each of these tasks, the authors adduce concrete examples out of the life of students and come to the conclusion that for developing the technical and inventive activity of students, their own efforts are also necessary.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы развития технической изобретательской деятельности студентов»

13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИ 13.00.00.ПЕДАГ0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 371.01 ББК 74,212

А. КОБИЛОВ М.А. КУЗИЕВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Рассматривая учебную работу со студентами университета, следует исходить, прежде всего, из того, что процесс постижения ими учебного материала и сущности явлений, в отличие от школьников, происходит в условиях более сложного характера отражения действительности. Это связано, в первую очередь, с иным социальным положением: они не только изучают, наряду с общеинженерными, и специальные предметы, но и непосредственно участвуют в общественном производстве. Поэтому процесс отражения действительности в данной учебной среде более многогранен, а в мышлении самих студентов более заметно происходит борьба между двумя противоположными тенденциями - сохранением и фиксацией приобретенных знаний, с одной стороны, и одновременной их модификацией, т.е. перестройкой, - с другой.

Поэтому педагог, активизируя умственную деятельность студентов, призван искать пути формирования ее мобильности, т.е. обучая студентов мыслить в соответствии с предлагаемыми приемами, учить их при необходимости уметь быстро отойти от этих правил, беря на вооружение новые ориентиры умственной деятельности. Пока еще нередко умственная активность обучаемых формируется преимущественно в узких рамках процесса решения уже составленных, готовых учебных задач, и именно по этой причине впоследствии страдает поисковая активность студентов. Конечно, умственная культура не является производной только одной лишь постановкой задачи. Усмотрение и выявление актуальной задачи перерастает в многостадийный процесс ее решения. Эта третья стадия при достаточных условиях, направленных на сравнение и сопоставление ожидаемого результата с реально полученным итогом решения, может пробудить новые замыслы и, таким образом, быть основой для существенно или даже принципиально новой постановки задачи.

Отметим, что именно этот трехстадийный цикл, включающий в себя процесс выявления задачи, ее решение и, наконец, воплощение найденного решения в реально достигнутый результат, является тем чрезвычайно важным условием, которое обеспечивает наиболее продуктивную производственную деятельность выпускника университета. Исключение какой-либо одной из этих трех стадий умственной деятельности неизбежно ведет к ее общему объединению, лишению тех потенциальных возможностей, которые несут в себе элементы творческого мышления. В то же время, если будущее знание в своих истоках самостоятельно подмечается студентами в процессе осуществляемого им выявления задачи, в процессе полезного применения ранее решенной задачи, то такое знание, являясь не просто усвоенным, а самостоятельно добытым, оказывает особенно большое влияние на сложную систему ранее приобретенных знаний и тем самым глубоко перестраивает всю динамику психического проявления студента в целом. Умственная деятельность, опирающаяся на сочетание таких самостоятельно добытых знаний, чрезвычайно чувствительна и глубоко изобретательна по отношению к вновь получаемым знаниям. В этом случае уже не может быть и речи о пассивности познавательной деятельности студентов.

Иллюстрацией высказанного положения может служить эксперимент, проведенный в Худжандском университете со студентами младших курсов физико-технического факультета. В ходе него анализировался процесс решения предложенной экспериментальной задачи на извлечение втулки (2), впрессованной в глухое отверстие (рис 1).

Рисунок 1.Схема экспериментальной задачи на извлечение втулки, впрессованной в глухое отверстие.

Студенты одной группы испытуемых не имели опыта слесарных и токарных работ. Студенты второй группы, участвуя в кружках технического творчества, проходя производственную практику, ранее получили некоторый самостоятельный опыт работы на токарных, сверлильных станках, со слесарным инструментом. Задача предлогалась после изучения курса физики. Усвоение теоретического материала подтверждалось высокими оценками успеваемости.

Первая группа испытуемых с большим трудом, со множеством подсказок и наводящих вопросов приходила к идее выдавливать втулку с помощью залитой внутрь корпуса (1) жидкости, вколачивая в отверстие стержень соответствующего диаметра. Вторая же группа не только значительно легче и быстрее приходила к этой идее решения, но и, в отличие от первой, совершенно самостоятельно выходила на поиски принципиально новых решений. Так, испытуемые этой группы предлагали распрессовать втулку с помощью подогрева корпуса, извлечь ее взрывом, рассверлить, чтобы затем заменить аналогичной втулкой и т.д.

Многообразие вариаций подхода студентов к поиску решения данной задачи убедительно указывает на то, что знания, сформированные на базе личного многогранного опыта, оказываются гораздо более действенными и многоплановыми, стимулируют творческое решение задач.

В учебном процессе преодоление стереотипного мышления обучаемых достигается многими средствами учебно-воспитательного воздействия, в первую очередь - ориентацией на выбор методов обучения, активизирующих самостоятельный поиск знаний.

В этом плане представляется существенной и перспективной разработка общих принципов построения учебных задач на базе общеинженерных и специальных знаний, а также творческих (исследовательских и конструкторских) задач, способствующих развитию навыков изобретательства. Необходима, на наш взгляд, и разработка определенного типа межпредметных учебных задач, нацеленных на раскрытие каждого из приемов продуктивной умственной деятельности студентов.

В связи с этим, следует остановиться на проблеме формирования у студентов устойчивых умений и навыков решения учебных задач. Как показал анкетный опрос студентов и преподавателей университета, руководителей факультативных и кружковых занятий, в настоящее время общим приемам и методам решения задач уделяется явно недостаточное внимание. Педагоги не вооружены ни дидактически обоснованной системой классификации задач, ни рекомендациями по методике обучения их решению. В используемых в учебном процессе сборниках задач, как правило, нет системы в подборе задач на закрепление материала, на применение полученных знаний в конкретных производственных процессах, не выделены задачи, которые бы решались в аудитории или самостоятельно. Часто эти упражнения преследуют одну цель - дать как можно больше знаний в какой-либо конкретной области, не считаясь с тем, что такой лавинообразный груз знаний, в конечном итоге, несовместим не только с рациональными методами мыслительной работы обучаемых, но и с нормами гигиены их умственной деятельности, что, в конечном итоге, приводит не к самостоятельности, инициативе и динамической активности ума, а к хаотической торопливости при встрече с трудностями и жесткой стереотипности в процессе применения ранее накопленных знаний.

Развитие технической изобретательской деятельности протекает успешно при условиях, если: а) разработаны и реализуются специальные дидактические средства и приемы влияния на мотивационно-эмоциональную, интеллектуальную, волевую и собственно профессиональную направленность познавательно-трудовых потребностей студентов во взаимосвязи с их творческими умениями: в учебной и внеучебной работе; причем преподаватели заботятся о создании ситуации успеха в процессе усвоения технических знаний, формирования умений творческой деятельности; б) создана и внедрена в практику модель организации обучения техническому изобретательству студентов, включающая: цели, задачи обучения, выделение производственно-технических задач в предметах естественно-математического цикла и в содержании производственной и технологической практики, дидактические условия технической деятельности студентов, педагогические условия творческой технической деятельности преподавателей; в) разработана и внедрена в практику система творческих учебно-познавательных и производственных задач по техническому изобретательству для студентов младших курсов; г) определена и обоснована система педагогических условий, активизирующих деятельность студента по техническому изобретательству, данная система опирается на проблемное и развивающее обучение, алгоритмизацию, дифференциацию и индивидуализацию творческой технической деятельности студентов; д) разработаны и внедрены учебные программы и методические рекомендации, направленные на совершенствование работы по техническому изобретательству (и для педагогов по основам технического изобретательства); а также структура и содержание организационно-контролирующей деятельности педагогических коллективов по развитию технической изобретательской деятельности студентов.

Становится все более очевидным, что психологические и методические проблемы научно-технического творчества больше не могут и не должны оставаться вне серьезного внимания психологов и педагогов. Имеется в виду не поспешная попытка сделать из выпускников учебных заведений изобретателей, а систематическое обучение их психологическим, педагогическим и методическим основам научно-технического творчества, направленного на формирование новаторского подход к решению актуальных задач производства. Польза от изучения изобретательской и новаторской деятельности скрывается и в ее сугубо психологическом значении для обучающейся молодежи того огромного стимула к творчеству, который она обретает, постигая «секреты» рационализаторского труда и проявляя при этом элементы собственно творчества.

Именно этой стратегией и тактикой максимально активного, находчивого, изобретательного ума будущие квалифицированные инженерные кадры должны овладеть в период обучения в учебном заведении.

Развитие способностей к техническому изобретательству, к поиску оригинальных решений при разработке и конструировании сложных технических систем должно осуществляться в виде организованного и методически обеспеченного учебного процесса, направленного на овладение операционным содержанием творческого поиска и доведение его реализации до автоматизма, на выработку умения или своего рода привычки «подчиняться» внешней и внутренней мотивации творческого труда. Такая направленность в подготовке творчески мыслящего студента должна обеспечиваться выполнением дидактикой преподавания основ технического изобретательства следующих функций:

а) организационной, реализуемой как конструирование той формы учебных занятий, на которых студенту приходилось бы самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в неизвестные подчас неожиданные познавательные ситуации, выявлять принципиально новый функциональный смысл используемых в трудовой деятельности инструментов, приспособлений и материалов, выявлять «узкие» места на производстве и оценивать свою готовность к их ликвидации.

Средствами выполнения организационной функции должны выступать дидактические приемы и методы, специализирующиеся по четырем предметно-самостоятельным направлениям: методы освоения творческих задач, разработки и оформления материалов учебных задач, приемы создания непроизвольно мотивирующих творческую деятельность ситуаций и способы учета в процессе занятий особенностей интеллектуальной, общеобразовательной и специальной подготовки студентов. Организационная функция с начала и до конца реализуется преподавателем;

б) обучающей, или развивающей, результатами выполнения которой выступают умения использовать творческую и логическую структуру мышления, приемы преодоления психологического барьера и разрешения

всех видов противоречий, способы подбора, систематизации и хранения информации, методы развития фантазии (творческого воображения);

в) воспитательной, обеспечивающей зарождение у студента стремлений к самоутверждению в процессе творческого поиска, т.е. к признанию себя изобретателем, к осознанию наличия у себя способности искать новые решения.

Обучающая и воспитательная функции реализуются через организационную, в связи с чем, последнюю можно считать основополагающей и, Следовательно, требующей более детальной интерпретации в рамках анализа обеспечивающих ее выполнение средств -предметно-специализированных дидактических приемов и методов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Киреенков, В.П. Психология способностей к изобретательской деятельности /В.П. Киреенков. -М.: АПН РСФСР, 1959. - 80 с

2. Кудрин, В.Г. Развитие технического мышления и творческих способностей учащихся в связи с изучением машины/ В.Г. Кудрин //Доклады АПН РСФСР. -М., 1958. -№° 1.-С. 20-25.

3. Как рождаются изобретения/ В. Мухачев. -М.,1961.-160,С.

4. Лутфуллоев, М. Современная дидактика, (на тадж яз.)/ М. Лутфуллоев- Душанбе, 2001. - 318с.

5. Тихомиров,О.К. Структура мыслительной деятельности человека/ O.K. Тихомиров. -М.: Изд-во МГУ, 1969. - 110 с.

6. Товмасян ,С.С. Философские проблемы труда и техники. / С.С. Товмасян - Мысль, 1972.-278 с.

7. Сейтешев, А.П. Научные основы технического изобретательства/ А.П. Сейтешев. -М.: Мысль, 1989.-201 с.

8. Якобсон, П.М. Процесс творческой работы изобретателя./ П.М. Якобсон. - М.-Л.1934.-91с.

REFERENCES:

1. Kireenkov, V.P. Psychology of Abilities for Inventive Activity / V.P. Kireenkov. - M.: Pedagogical Sciences of Academy of RSFSR, 1959. - 80 p.

2. Kudrin, V.G. Development of Technical Thinking and Creative Abilities of Pupils in Reference to the Study of Machines / V.G. Kudrin // Reports of RSFSR PSA. -M., 1958. -№ 1. - P. 20 - 25.

3. How Inventions Are Born/ V. Mukhachev. -M., 1961. -160 p.

4. Lutfulloyev, M. Modern Didactics (in Tajik) / M. Lutfulloev. - Dushanbe, 2001. - 318 p.

5. Tikhomirov, O.K. The Structure of Man's Thinking Activity / O.K. Tikhomirov. - M.: MSU publishing-house, 1969. - 110 p.

6. Tovmasyan, S.S. Philosophical Problems of Labor and Technology. / S.S. Tovmasyan - Thought, 1972. -278 p.

7. Seiteshev, A.P. Scientific Foundations of Technical Invention / A.P. Seiteshev. - M.: Thought, 1989. - 201 p.

8. Jacobson, P.M. The Process of Creative Work of an Inventor. / P^. Jacobson. - M.-L., 1934. -91 p.

Асосхои дидактикии рушди фаъолияти техникиву ихтироъкории донишцуён

Вожахои калиди: ташаккул,мустацилй, тафаккур, ихтироъкори, эцодиёт

Мацола ба баррасии масъалаи мууими илми педагогика - асосхои педагогии фаъолияти техникиву ихтироъкории донишцуён тахассус ёфтааст.Таъкид шудааст, ки барои пешрафти техникиву эцодкории донишцуён бояд омузгорон аз роцу василщои муассир кор гиранд ва тавсеаи малакаву майораты ощоро яке аз самтуои мууими кори таълим донанд.

Муаллифон дар асоси тацрибаи дар байни мууассилини макотиби оли гузаронидаи хеш вазифщои мууимиеро дар инкишофи фаъолиятуои техникиву ихтироъкории донишцуён ба миён гузоштаанд, ки ищо ташкили, омузишй(инкишофдщанда) ва тарбияви мебошанд. Барои щр яке аз ин вазифщо муаллифон мисощои мушаххасеро аз уаёти донишцуён оварда, натицагири мекунанд, ки барои нумуву сабзиши фаъолияти техникиву ихтироъкории донишцуён цидду цауди худи от;о низ ногузир аст.

Дидактические основы развития технической изобретательской деятельности студентов

Ключевые слова: формирование, самостоятельность, мышление, изобретательство, творчество

Статья посвящена рассмотрению важной проблемы педагогической науки - педагогических основ технической и изобретательской деятельности студентов. Автор статьи акцентирует внимание на том, что преподавателям необходимо применять действенные способы и приемы для стимулирования технического и творческого развития студентов и усовершенствование их навыков и умений считать одним из приоритетных направлений процесса обучения.

Авторы статьи на основе результатов эксперимента, проведенного ими среди учащихся высших школ, сформулировали важные задачи - организационные, обучающие (развивающие) и воспитательные, решение которых способствует развитию технической и изобретательской деятельности студентов. С целью обоснования каждой из перечисленных задач авторы приводят конкретные примеры из жизни студентов и приходят к выводу, что для развития технической и изобретательской деятельности студентов необходимы также их собственные усилия.

Didactic Grounds Aimed at the Development of Technical Inventive activity of Students

Keywords: formation, independence, thinking, invention, creativity

The article dwells on the consideration dealing with the important problem of pedagogical science - that one ofpedagogical grounds aimed at the technical and inventive activity of students. The authors of the article lay an emphasis upon the idea that teachers ought to use effective methods and techniques for stimulating the technical and creative development of students and for improving their skills and abilities as one of the priority directions towards the process of tuition.

Proceeding from the results of the experiment conducted among higher school students, the authors of the article formulates the most important goals here refers: organizational, teaching (developing) and educational, solution of which contributes into the development of technical and inventive activity of students. In order to substantiate each of these tasks, the authors adduce concrete examples out of the life of students and come to the conclusion that for developing the technical and inventive activity of students, their own efforts are also necessary.

Маълумот дар бораи муаллифон:

Кузиев Мурод Азизович, номзади илщои педагоги, дотсенти кафедраи технология ва методикаи таълими они Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Чумхурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E- mail: murod@mail.tj

Кобилов Вали Абдурахимович, номзади илщои педагоги, дотсенти кафедраи тацхизот ва технологияи мошинсозии Донишкадаи кухию металлургии Тоцикистон (Цущурии Тоцикистон, ш.Бустон), E-mail: murod@mail.tj Сведения об авторах:

Кузиев Мурод Азизович, кадидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики ее преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E- mail: murod@mail.tj

Кобилов Вали Абдурахимович кадидат педагогических наук, доцент кафедры машиностроительные технологии и оборудования Таджикского горно - металлургического университета(Республика Таджикистан, г.Бустон) , E- mail: murod@mail.tj Information about authors:

Kuziyev Murod Azizovich, Associate Professor of the department of technology and methods of its teaching under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), Email: murod@mail. tj

Kobilov Vali Abdurahimovich. Associate Professor of the department machine-building technologies and the equipment of the Tajik mountain - metallurgical university (Tajikistan, Buston), E- mail: murod@mail. tj

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.