Научная статья на тему 'Дидактические основы применения в образовательном процессе вузов новых информационных технологий'

Дидактические основы применения в образовательном процессе вузов новых информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
973
46
Поделиться

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Трофимов А.Б.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы применения в образовательном процессе вузов новых информационных технологий»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ НОВЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А. Б. Трофимов, докторант Санкт-Петербургского

университета МВД России

В настоящее время во всех развитых НИТ и ДО. При этом проблема эффектив-

странах идут интенсивные процессы информатизации образования, разрабатыва-

ного усвоения и активного овладения знаниями может быть решена только на пути

ются пути повышения эффективности обеспечения индивидуализации образова-

образовательных систем, осуществляет- ния, развития творческого потенциала

ся поиск оптимальных методов внедрения новых информационных технологий

личности и кардинального изменения парадигмы образования, гуманистический

(НИТ) и дистанционного обучения (ДО) характер которой определен как один из

в образовательный процесс.

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального обще-

важнеиших принципов государственной политики России в данной области.

Новая парадигма образования основана прежде всего на гуманистическом подходе, главной отличительной чертой которого является особое внимание к под-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ства необходимо, чтобы не менее 30 % готовке образованного, интеллектуально-

взрослого населения имели высшее образование. Однако существующая в России

го, творческого человека, умеющего адаптироваться в быстро меняющейся соци-система профессионального образования ально-экономической среде, имеющего

даже теоретически не способна удовлет- свою позицию, рационально организую-

ворять образовательные потребности в щего самостоятельную познавательную

таких объемах (см.: Федеральная программа развития образования. М.. 2000).

деятельность и идущего к целям личного развития собственным путем. Исходя из

Принимая во внимание, что количество этого современная образовательная сис-

обучаемых в вузах нашей страны состав- тема должна обеспечить доступность по-

ляет приблизительно 2,0 % населения лучения универсальных знаний и инфор-

против 3,0 — 3,5 в большинстве цивили- мации для каждого члена общества, раз-

зованных стран и 5,5 % в США (см.: Дистанционное образование в России: про-

витие интеллектуальных и творческих способностей личности, повышение ква-

блемы и перспективы: Материалы Меж- лификации и оперативное изменение сфе-

дунар. конф. по дистанц. образованию, ры деятельности каждого человека в те-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чение активного периода жизни, а также необходимые условия для реализации опережающего образования и повышения эффективности ДО (см.: Национальная

М.. 1998), необходимо в кратчайшие сроки создать современную высокоэффективную и доступную каждому жителю страны систему образования. Поэтому актив-

ное внедрение НИТ и ДО в образователь- доктрина образования в РФ. М., 2000).

ныи процесс, переход к открытой образовательной системе вполне актуальны и закономерны.

Кроме того, ДО как гуманистическая форма обучения должно сочетать в себе лучшие черты традиционных форм обучения

Информатизация образования предо- (очного, заочного, экстерната) и оптимально использовать в образовательном процессе современные информационно-

ставляет уникальныи шанс для преодоления кризиса образования путем каче-

ств(.нного изменения образовательного педагогические технологии.

процесса за счет научно обоснованного

К числу основных проблем, которые

внедрения в образовательный процесс придется решать на пути информатиза-

© А.Б. Трофимов, 2002

ции образования, относятся: обеспечение непрерывного образования в области информатики; обеспечение доступа к информационным ресурсам разных уровней на базе системы общественных коммуникаций с использованием сетей телефонной связи, передачи данных, региональных, государственных и глобальных информационных сетей; создание методологии информатизации образования, что связано с решением проблемы средств информатизации на стратегическом и тактическом уровнях, а также проблемы подготовки кадров для информационного общества (педагогов, исследователей, методистов, тьюторов, разработчиков НИТ в сфере образования, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и т. д.).

Для достижения целей информатизации образования необходимы координация интеллектуальных усилий по следующим направлениям деятельности: всесторонняя подготовка к информатизации образования, разработка информационных технологий в различных областях знаний для целей формирования эффективной системы информационно-технического обслуживания и сопровождения образования; создание всех видов обеспечения информатизации образования, включая правовое, научно-методическое, техническое, психологическое и программное; создание условий для развития фундаментальных и прикладных исследований в области НИТ обучения, производства специальной компьютерной и коммуникационной техники, адаптированной к различным образовательным системам, производства и тиражирования программных средств, компьютерных обучающих программ и авторских учебных курсов ДО, сопровождения баз знаний со средствами интеллектуального управления процессом обучения и самообучения.

Кроме того, важнейшим условием разработки и реализации научно обоснованной государственной политики информатизации образования является научно-методологическое сопровождение данного процесса, а также планов, проектов и программ информатизации на всех уровнях и стадиях их осуществления (см.: Юсупов P.M., Заболотский В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методологические основы информатизации. СПб., 2000). Это сопровождение начинается с разработки и научного обоснования политики и стратегии информатизации образования, а завершается анализом результатов информатизации с выработкой рекомендаций по устранению недостатков и дальнейшему повышению эффективности использования НИТ в образовательном процессе. Концептуальные основы информатизации образования должны отражать как научную основу формирования государственной политики и стратегии информатизации образования, так и на-учно-методологическую основу формирования и осуществления планов, проектов и программ, реализующих эту политику и стратегию.

Так как любая образовательная система строится на конкретной дидактической концепции, определяющей содержание, методы, организационные формы и средства обучения, структура научно-методологического сопровождения информатизации образования должна иметь соответствующую концептуальную основу и включать в себя следующие компоненты: требования социального заказа к подготовке специалистов для информационного общества; социально-экономические условия развития общества; научные основы перехода к информатизации образования; стратегические направления государственной политики в области информатизации образования; сущность, содержание, цели, проблемы и принципы информатизации образования; информационные средства и технологии обучения; дидактическую систему принципов обучения; дидактические модели обучения на основе НИТ и ДО; этапы информатизации образования; всестороннее обеспечение информатизации образования (правовое, научно-методическое, психологическое, техническое, программное); показатели и критерии информатизации образования; оценку состояния, хода, результатов и эффективности информатизации образования; рекомендации по повышению дидактической эффективности НИТ и ДО.

Концептуальные основы обучения, представления о сущности, целях,

R8888888888888& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

структуре, движущих силах и закономерностях обучения должны найти применение в практической педагогической деятельности, послужить основой для проектирования образовательного процесса и его реализации. Мостом, соединяющим теоретические представления с практикой, служит система принципов обучения (см.: Загвя-зинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие

для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2001). Представленная ниже

дидактическая система принципов обучения на основе НИТ и ДО отражает их общую гуманистическую направленность, ориентацию на развивающие и воспитывающие цели, регулирует систему конструирования и осуществления педагогического процесса, средства и способы педагогического руководства и учебного познания.

¿Л

ИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ

1. Системообразующие принципы:

развивающего и воспитывающего обучения

фундаментальности и профессиональной направленности обучения социокультурного соответствия

2. Принципы, раскрывающие цели, сущность и содержание обучения:

научности и связи теории с практикой систематичности и последовательности

3. Принципы, характеризующие внутренние условия овладения знаниями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сознательности, активности и самостоятельности обучаемых доступности и прочности овладения знаниями, умениями и навыками

рационального сочетания коллективной познавательной деятельности с индивидуальным подходом в обучении

сочетания абстрактности мышления с наглядностью положительной мотивации обучения

4. Принципы, присущие НИТ и ДО:

гуманистичности

приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса педагогической целесообразности применения НИТ и ДО выбора содержания образования обеспечения безопасности информации стартового уровня образования

соответствия технологий обучения современным образовательным моделям мобильности обучения

нсантагоннстнчности НИТ существующим образовательным технологиям

Как и любая система, система принципов обучения должна обладать интегративными чертами, которыми не обладают ес элементы в отдельности. В контексте рассматриваемой проблемы представляется, что таковыми являются гармоничность, целесообразность и эффективность, открытость для нового содержания и новых технологий. Целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь стратегических целей, составляющих ядро современной концепции образования. Не претендуя на полноту предлагаемой системы принципов, необходимо отметить, что ее можно использовать для разработки методов преподавания с применением различных

средств и определения на этой основе требований к информационно-педагогическим технологиям, организации и обеспечению высокой эффективности дидактической системы обучения.

Современный уровень информатизации образовательных систем и применение НИТ открыли широкие возможности для развития системы ДО. Однако для эффективного внедрения ДО в образовательный процесс необходимо решение основных педагогических проблем, которые состоят в разработке способов реализации педагогического процесса с помощью уже созданных программных структур и в разработке специфических программных структур, учитывающих

педагогические особенности ДО. Дан-

компьютерных и коммуникационных ные направления неразрывны по суше*

н:

ству как единый метод применения НИТ в педагогике и в перспективе для повышения дидактической эффективности образовательных систем должны интегрироваться в единое целое (см.: Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. М., 1998).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организация ДО в различных системах образования должна предусматривать разработку тщательно продуманных педагогических аспектов проблемы. Так как дистанционное обучение является новой формой обучения с использованием НИТ, необходимо определить концептуальные педагогические положения, раскрывающие целесообразность построения современной системы ДО, а также этапы ее внедрения в образовательный процесс, среди которых можно выделить:

1) анализ отечественного и зарубежного опыта использования ДО в различных образовательных системах, результатов НИР в области психолого-педаго-гического обеспечения новой формы образования;

2) определение образовательных потребностей и потенциальных возможностей субъектов образовательного процесса;

3) построение или выбор существующей модели ДО с учетом выявленных особенностей и ее обоснование;

4) выбор оптимального комплекса средств ДО и их технической поддержки;

5) разработку частных методик обучения и методических рекомендаций по работе с новым учебно-методическим и техническим обеспечением;

6) разработку нормативно-правовых и методических документов, определяющих и регулирующих все особенности новой формы образования;

7) подготовку педагогов-координато-ров ДО и их закрепление за конкретными дистанционными курсами (ДК) на базе соответствующих центров и структур;

8) экспериментальную апробацию ДК по каждой учебной дисциплине и внесение необходимых изменений;

9) осуществление опытной эксплуатации, сертификации и внедрения авторских курсов ДО в образовательный процесс;

10) педагогическое сопровождение и оптимизацию всех видов обеспечения образовательного процесса: технического. методического, программного и др.

Первые пять этапов представляют большой интерес в методическом плане, поскольку содержат элементы творчества и носят отпечаток личностного подхода преподавателя к адаптации НИТ обучения в системе ДО.

Ни для кого не секрет, что некоторые разработчики ДК обычно предлагают для обучения свои «бумажные» учебники, переведенные в электронную форму без принципиальных структурных, содержательных и целевых изменений, а вся технология обучения состоит в том, что обучаемые должны самостоятельно изучить предложенный материал, воспользовавшись телекоммуникационными сетями. В результате формируется репродуктивная методика ДО, имеющая те же негативные последствия, что и соответствующая методика традиционных технологий обучения (см.: Хуторской A.B. Сколько в дистанционном обучении педагогики? // EIDOS-LIST. 1998. Вып. 1. http://www.ei.dos.ru/list/serv.htm).

Вместе с тем формирование дидактических основ ДО и электронных ДК требует серьезных теоретических проработок, тщательных экспериментальных проверок и научных исследований. При разработке ДК и методики их использования в различных образовательных системах объективно возникает необходимость предусмотреть инвариантные компоненты: общие сведения о курсе (назначение, цели, задачи, структура), условия приема в группы обучения, итоговые документы; справочные материалы (базы данных) по предметной области курса; анкетные данные обучаемых; ДК обучения, структурированный по автономным модулям (гипертекстовые материалы, программы моделирования различных процессов и т.д.); творческие задания, направленные на усвоение материала и проверку его понимания и осмысления, самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; индивидуальные и групповые проекты сотрудничества; практические работы; контроль результатов самостоятельной работы обучаемых.

Эффективная модель современного образования предполагает, что высокий уровень профессиональной подготовки в значительной степени зависит от того, насколько мотивационная сфера обуча-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

емых подкрепляет образовательный процесс. Установлено, что в постиндустриальном обществе наряду с постоянно увеличивающимся спросом на специалистов высшей квалификации растет и интерес со стороны молодежи к получению качественного фундаментального высшего профессионального образования, позволяющего реализовать потенциальные индивидуальные возможности. Данную тенденцию подкрепляют следующие данные: с 33,7 до 38,3 % возросла доля тех, кто считает, что знание является главным достоянием человека (см.: Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс.

1998. № 3).

С точки зрения мотивации студентов к познавательной деятельности с активным использованием в образовательном процессе НИТ и ДО заслуживают внимания экспериментальные данные, полученные в Санкт-Петербургском университете МВД России: отдают предпочтение НИТ и ДО 75,4 % обучаемых, а традиционным технологиям общения — всего 24,6 %. При этом распределение ответов на вопрос о привлекательности использования в образовательном процессе НИТ и дистанционных форм обучения представлено в нижеприведенной таблице.

Анализ результатов проведенного опроса обучаемых подкрепляется материалами ЮНЕСКО и мнениями извест-

Распределение ответов обучаемых на вопрос «Чем привлекает Вас использование в образовательном процессе НИТ и ДО?»

Причины предпочтения обучаемыми НИТ и дистанционных форм обучения

Ответы,%

Высокая мотивация познавательной деятельности Повышение качества и объема знаний Выбор индивидуального темпа и уровня обучения Моделирование персональной траектории обучения Оперативный контроль знаний

Индивидуальная консультация у преподавателя (тьютора) Максимальная творческая самореализация Пространственно-временная независимость обучения Комфортные условия обучения

Приобретение и развитие коммуникационных навыков Сокращение непроизводительного учебного времени Использование дополнительных средств обучения

72,1 65,8

50,7 48,5

32,7 35,9

46,7 85,4

82,5 84,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58,3 76,8

25,4 28,2

41,5 60,8

52,3 79,5

23,2 50,4

10,3 22,8

45,9 38,6

ных ученых, полагающих, что в недалеком будущем на долю дистанционных форм обучения человек будет отводить до 40 % своего общего учебного времени, сочетая их с традиционными формами очных занятий (40) и самообразованием (20 %) (см.: Хуторской A.B. Особенности развития дистанционного обучения в российских школах. М., 1998). Данное соотношение указывает на необходимость сосредоточения внимания на научно-методических разработках в области развития и эффективного использования НИТ и ДО, что обусловлено также расширяющимся опытом деятельности отечественных образовательных учреждений по созданию современной информационно-образовательной среды.

Одним из основных положений концепции реформирования образования в России является ее переориентация на соблюдение общенациональных интере-

сов страны и повышение конкурентоспособности на мировом рынке труда. В этой связи актуальной представляется проблема интеграции системы высшего образования, направленной на профессиональную подготовку специалистов, в глобальное образовательное пространство, использования современных технологий поиска и переработки информации, необходимой для удовлетворения субъективных социальных образовательных потребностей человека и наиболее полной самореализации личности.

В заключение следует отметить, что эффективное решение задач информатизации образования существенным образом зависит от качества и действенности научно-методологического сопровождения, состояния фундаментальных исследований и разработок в области современных информационно-педагогических технологий и дистанционных форм обучения.