Научная статья на тему 'Дидактические основы применения мультимедийных презентаций в обучащей деятельности преподавателя высшей школы'

Дидактические основы применения мультимедийных презентаций в обучащей деятельности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинкевич Е. Р., Кульбах О. С.

Статья посвящена описанию дидактических основ эффективного применения мультимедийных презентаций в учебном процессе. В ней описаны различные виды мультимедийных презентаций, дана их классификация по содержанию и характеру представления информации, приведены способы презентаций. В статье предложен алгоритм подготовки презентации, содержащий три этапа: этап проектирования, этап конструирования и этап моделирования. Статья обобщает опыт преподавателей высшей профессиональной школы, которые долгое время применяли в своей обучающей деятельности презентационные формы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы применения мультимедийных презентаций в обучащей деятельности преподавателя высшей школы»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ОБУЧАЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© Зинкевич Е.Р.*, Кульбах О.С.4

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, г. Санкт-Петербург

Статья посвящена описанию дидактических основ эффективного применения муньтимедийных презентаций в учебном процессе. В ней описаны различные виды муньтимедийных презентаций, дана их классификация по содержанию и характеру представления информации, приведены способы презентаций.

В статье предложен алгоритм подготовки презентации, содержащий три этапа: этап проектирования, этап конструирования и этап моделирования. Статья обобщает опыт преподавателей высшей профессиональной школы, которые долгое время применяли в своей обучающей деятельности презентационные формы работы.

Современный образовательный процесс характеризуется использованием дополнительных средств, обеспечивающих лучшее понимание и усвоение информации. Одним из таких средств являются компьютерные технологии. Они позволяют максимально удобно и эффективно представить нужную информацию, чтобы привлечь внимание аудитории, заинтересовать ее. Такими возможностями обладают мультимедийные презентации.

Под презентацией подразумевается представление аудитории новой для нее информации в демонстрационной форме с использованием компьютерной технологии. В общепринятом понимании, презентация - это демонстрационные материалы, представленные в компьютерных слайдах для публичного выступления.

Проблема подготовки презентаций является весьма актуальной, так как она решает задачи обучения и воспитания учащихся, студентов и слушателей. К сожалению, возможности этого средства обучения используются не в полной мере и не всегда дидактически целесообразно, что и послужило основанием для этой публикации.

Преимуществами слайдовой презентации являются: - наглядность излагаемого материала, обеспечение доступности для визуального восприятия всей аудиторией;

* Доцент кафедры Общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.

* Профессор кафедры Общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин, доктор медицинских наук, профессор.

- привлечение внимания слушателей к содержанию излагаемого материала за счет использования элементов анимации, аудио- и видеофрагментов;

- возможность создания опорного конспекта выступления и акцентирование его наиболее важных моментов;

- сохранение логической последовательности изложения;

- эстетичность и выразительность представляемой информации;

- простота подготовки слайдов, компактность и транспортабельность информации.

Основными инструментами для подготовки и показа презентаций являются программы PowerPoint компании Microsoft, Corel Presentations фирмы Corel и пакет StarOfllaj компании SterDivision GMBH.

Презентация представляет собой серию независимых страниц - слайдов. Распределение информации по страницам презентации производит пользователь, при этом в его распоряжении имеется обширный набор готовых шаблонов. Программы обеспечивают высокую степень автоматизации тех операций, которые пользователь выполняет наиболее часто.

Мультимедийные презентации обеспечивают реализацию наглядных методов обучения. Чтобы образовательный процесс был результативным, необходимо учитывать дидактические принципы обучения, среди них:

- Принцип научности: информация, представленная на слайдах, должна отвечать современным требованиям науки, быть объективной и достоверной.

- Принцип доступности и посильной трудности: содержание слайдов должно соответствовать возможностям усвоения знаний студентами и включать элемент проблемности.

- Принцип наглядности: оформление слайдов должно учитывать психологические возможности восприятия, быть эстетически выразитель ным и завершенным.

- Принцип систематичности и последовательности: слайдовая презентация должна предлагаться в системе работы по изучению учебного материала согласно программе дисциплины, быть логически структурированной и целостной.

- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей: презентационные материалы должны отвечать требованиям возрастной физиологии и психологии, по возможности, принимать во внимание индивидуально-типологические особенности субъектов образовательного процесса.

- Принцип связи с жизнью: наглядные иллюстрации, используемые в презентации, должны быть современны и актуальны.

- Принцип воспитывающего обучения: содержание презентации должно решать задачи не только обучения, но и воспитания.

Цель презентации - визуальное представление авторского замысла, максимально комфортное для восприятия конкретной аудиторией, побуждающее ее к взаимодействию с объектами и/или автором презентации.

Презентации дают возможность представить в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию различного содержания, которая может быть использована в разнообразных целях. Целевое назначение презентации определяет ее вид.

Виды презентаций

1. Обучающие и тестовые презентации. Эти презентации позволяют не только ознакомить с содержанием учебного материала, но и проконтролировать качество его усвоения. Обучающие презентации используются на лекциях, семинарах, практических занятиях и иных формах организации учебно-познавательной деятельности, а также во время выступлений по результатам научных исследований.

2. Презентации нормативно-технической документации и методической литературы. Такие презентации могут содержать чертежи, технические паспорта, руководства по эксплуатации и т.п.

3. Презентации электронных каталогов. Они дают возможность распространять большие объемы информации быстро, качественно и эффективно.

4. Электронные презентации и рекламные ролики. В этом случае презентация создается с целью рекламы для создания имиджа и распространения информации об образовательном учреждении (факультете, кафедре). Ролик отличается от презентации линейным представлением информации, то есть в нем не предусмотрено взаимодействие с пользователем, который в этой ситуации является только зрителем.

5. Презентация - визитная карточка. Электронная визитная карточка с мультимедиа презентацией необходима для людей, ведущих публичный образ жизни.

6. Бытовая презентация. Она позволяет хранить фотографии и видеоизображения в электронном виде.

Мультимедийные презентации могут быть представлены различными способами, среди них:

Использование мультимедийного проектора:

- Смена слайдов выполняется докладчиком или его ассистентом.

- Качество воспроизведения презентации зависит от ряда факторов, среди них: качество оборудования, состояние освещения аудитории, наличие экрана, расстояние от проектора до экрана. Следует учитывать, что «тонкая» графика может не воспроизводиться проектором и возможно искажение цветовой палитры изображений.

Размещение информации на компакт-диске для самостоятельного использования:

- Смена слайдов выполняется пользователем.

- Качество воспроизведения презентации зависит от согласования программного обеспечения компьютерного оборудования.

Размещение информации на бумажном носителе для распространения среди слушателей:

- Слушатели имеют возможность предварительного просмотра презентации, не дожидаясь пояснений докладчика.

- Слайды распечатанной презентации должны быть пронумерованы.

- Докладчик должен указывать на номер представляемого слайда.

- Следует учитывать, что распечатанные слайды могут остаться у слушателей.

- Информация с бумажного носителя воспринимается легче, чем с экрана проектора, поэтому такая презентация может быть более насыщенной.

Приступая к созданию презентации, следует определиться с ее классификационными характеристиками.

Классификация презентаций по содержанию

1. Презентация сопровождения образовательного процесса. Она часто является частью учебного комплекса, являясь источником информации и средством привлечения внимания слушателей. Обучающие презентации должны быть доступны и эффективны в использовании. Внесение изменений, тиражирование и создание на основе базовой презентации новой должно осуществляться максимально просто. Такая презентация должна быть универсальна с точки зрения используемых способов представления (использование мультимедиа-проектора, компакт-диска, бумажного носителя).

2. Презентация учебного или научно-исследовательского проекта. Проект рассматривается как модель учебной или научной деятельности, которая может быть перспективной для реализации в будущем. Целью такой презентации является привлечение внимания слушателей к основной идее и концепции развития проекта с точки зрения возможной эффективности и результативности применения. Эта презентация носит рекламный характер, она должна быть по возможности предельно конкретной и краткой.

3. Презентация информационной поддержки образовательного процесса. Такая презентация используется для создания постоянно обновляющегося банка литературы, контрольных и тестовых заданий, вопросов к итоговой и промежуточной аттестации.

4. Рекламно-информационная презентация факультета или кафедры. Презентация должна содержать несколько информационных слоев, рассчитанных на пользователей с разной степенью проявления интереса к факультету или кафедре. Презентация может быть пред-

ставлена на разных носителях и должна содержать необходимую для пользователей максимально точную контактную информацию.

5. Презентация-отчет. Обычно такая презентация состоит из нескольких фрагментов, логически связанных между собой (в зависимости от структуры отчета), например, «цель - задачи - действия - результаты - перспективы». Докладчик должен учитывать особенности аудитории и быть готовым к возможным вопросам, иметь дополнительные слайды для иллюстрации ответов на них.

6. Презентация педагогического и студенческого коллективов. Такая презентация имеет целью познакомить аудиторию с представителями (представителем) коллективов, подчеркивая их профессиональную компетентность или учебные компетенции, а также положительные индивидуально-личностные качества. Эта презентация косвенно поддерживает учебный процесс, так как позволяет аудитории понять, кто его организует.

Классификация презентаций по характеру представления информации

Презентация, содержащая практически всю значимую информацию, предназначенную для слушателей, и сопровождаемая докладчиком.

Для такой презентации характерны следующие черты:

- Презентация полностью или частично может демонстрироваться без сопровождения докладчиком.

- Содержание и форма презентации должны привлекать внимание аудитории. Докладчик может сопровождать презентацию лишь небольшими комментариями.

- Продолжительность презентации обычно регламентирована.

Презентация, сопровождающая выступление докладчика.

Она характеризуется следующими особенностями:

- Основную информацию до аудитории доносит докладчик. Презентация служит для уточнения отдельных положений доклада.

- Внимание аудитории должно быть сосредоточено на докладчике.

- Продолжительность презентации обычно регламентирована.

Презентация, предназначенная для самостоятельного просмотра

пользователем.

Для этой презентации характерно:

- Информация может размещаться на презентационном компакт-диске.

- Внимание пользователя сосредоточено только на презентации.

- Презентация полностью управляется пользователем.

- Пользователь изначально мотивирован на изучение содержания презентации.

- Продолжительность просмотра презентации чаще всего не ограничено, так как она предназначена для самостоятельной работы.

Содержание и способ представления презентации аудитории определяют ее задачи:

1. Формирование познавательного интереса, развитие учебной и профессиональной мотивации.

2. Расширение кругозора, удовлетворение образовательных потребностей.

3. Создание условий для привлечения внимания и облегчения восприятия учебной и иной информации.

4. Формирование специальных компетенций, обеспечивающих возможность работать с информационными технологиями.

5. Воспитание культуры педагогического и учебного труда.

В процессе создания презентации выделяют три этапа: этап проектирования, этап конструирования и этап моделирования. Этап проектирования предполагает следующие шаги:

- Определение целей использования презентации.

- Сбор необходимого материала (тексты, рисунки, схемы и др.).

- Формирование структуры и логики подачи материала.

- Создание папки, в которую помещается собранный материал. Этап конструирования - это разработка презентации с учетом содержания и соотношения текстовой и графической информации. Этот этап включает в себя:

- Выбор программы MS PowerPoint в меню компьютера.

- Определение дизайна слайдов с использованием шаблонов оформления.

- Наполнение слайдов собранной текстовой и наглядной информацией.

- Включение эффектов анимации и музыкального сопровождения (при необходимости).

- Установка режима показа слайдов.

Этап моделирования - это репетиция презентации, которая осуществляет проверку, коррекцию подготовленного материала и определение продолжительности демонстрации.

Статья является обобщением опыта преподавателей высшей профессиональной школы, которые длительное время применяют в своей обучающей деятельности презентационные формы работы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ СТУДЕНТАМ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Зубакова О.Н.*

Гусиноозерский энергетический техникум, г. Гусиноозерск

В статье рассмотрены преимущества формы обучения с использова-нием дистанционного курса. Описан опыт создания и внедрения дис-

* Заведующий методическим кабинетом, преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.