Научная статья на тему 'Дидактические основы новой наглядности: использование комиксов на уроках истории в школе'

Дидактические основы новой наглядности: использование комиксов на уроках истории в школе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исторический комикс / занимательная наглядность в урочной деятельности / урок истории в общеобразовательной школе / моделирование заданий на основе изображений комикса / предметные и метапредметные результаты обучения / historical comic book / entertaining visibility in lesson activities / a history lesson at comprehensive school / modeling tasks based on comic book images / subject and meta-subject training results

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анна Владимировна Урядова, Наталья Вячеславовна Страхова

В статье рассматриваются принципы использования комиксов как исторического источника на уроках истории. Анализируются подходы к включению материалов «занимательной наглядности» в конструирование урока, осмысливается опыт, накопленный зарубежными и российскими авторами по вопросам применения комикса в урочной деятельности, дается обзор исторических комиксов, посвященных событиям Первой мировой войны, предлагаются варианты интеграции графических произведений зарубежных и российских авторов в рамках двух тем школьного курса истории «Первая мировая война» и «Россия в Первой мировой войне (1914 -1918)». Определяются цели, задачи и принципы включения графических новелл в урок. В качестве иллюстрации приводятся примеры использования фрагментов комиксов «Белая смерть» Р. Моррисона и Ч. Адларда, «К черту эту войну» Ж. Тарди, «Дело Принципа» Д. Чинова и А. Акишина и «Фронт 14-17» И. Воронина. Особое внимание уделяется моделированию на основе визуального ряда графических новелл заданий по образцу демоверсии КИМ ЕГЭ по истории (задание 8 и задание 15), их использованию в учебной деятельности. Делаются выводы об интегративном характере комикса как исторического источника, его мобилизационном и информационном потенциале, способности усиливать эмоциональный фон урочного занятия. В статье показывается, что результатом эффективного использования фрагментов комиксов может стать не только отработка предметных результатов обучения, но и развитие читательской грамотности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Анна Владимировна Урядова, Наталья Вячеславовна Страхова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic foundations of new visibility: use of comics in history lessons at school

The article examines the principles of using comics as a historical source in history lessons. We analyze approaches to include materials of «entertaining visibility» in the lesson, comprehends the experience gained by foreign and Russian authors on the use of the comic in the classroom, gives an overview of historical comics dedicated to the events of the First World War, offers options for integrating graphic works of foreign and Russian authors within the framework of two topics of the school history course «World War I» and "Russia in World War I (1914-1918). «The goals, objectives and principles of including graphic novels in the lesson are determined. As an illustration, examples on the use of fragments from the comics «White Death» by R. Morrison and C. Adlard, «To hell with this war» by J. Tardy, «The Case of Principle» by D. Chinov and A. Akishin and «Front 14-17» by I. Voronin are given. Particular attention is paid to modeling tasks based on a visual series of graphic novels on the model of the KIM demo version of the Unified State Exam in history (task 8 and task 15), their use in educational activities. Conclusions are drawn about the integrative nature of the comic as a historical source, its mobilizing information potential, the ability to strengthen the emotional background of the lesson. The article shows that the result of the effective use of comic book fragments can develop subject learning results, and also develop reading literacy of students.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы новой наглядности: использование комиксов на уроках истории в школе»

Научная статья УДК 37.018

Б01: 10.20323/1813-145Х-2024-2-137-33 ББ№ ЕБКМЕБ

Дидактические основы новой наглядности: использование комиксов на уроках истории в школе

Анна Владимировна Урядова1, Наталья Вячеславовна Страхова2

1 Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры новейшей отечественной истории, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 150000, Ярославль, ул. Советская, 10

2Кандидат исторических наук, доцент кафедры общего образования, советник при ректорате, Институт развития образования. 150043, Ярославль, ул. Богдановича, 16 1шуааоуааппа@ятаП.сот, https://orcid.org/0000-0003-0091-0293 281гаИоуап@та11.ги, https://orcid.org/0000-0001-5515-2958

Аннотация. В статье рассматриваются принципы использования комиксов как исторического источника на уроках истории. Анализируются подходы к включению материалов «занимательной наглядности» в конструирование урока, осмысливается опыт, накопленный зарубежными и российскими авторами по вопросам применения комикса в урочной деятельности, дается обзор исторических комиксов, посвященных событиям Первой мировой войны, предлагаются варианты интеграции графических произведений зарубежных и российских авторов в рамках двух тем школьного курса истории «Первая мировая война» и «Россия в Первой мировой войне (1914 -1918)». Определяются цели, задачи и принципы включения графических новелл в урок. В качестве иллюстрации приводятся примеры использования фрагментов комиксов «Белая смерть» Р. Моррисона и Ч. Адларда, «К черту эту войну» Ж. Тарди, «Дело Принципа» Д. Чинова и А. Акишина и «Фронт 14-17» И. Воронина. Особое внимание уделяется моделированию на основе визуального ряда графических новелл заданий по образцу демоверсии КИМ ЕГЭ по истории (задание 8 и задание 15), их использованию в учебной деятельности. Делаются выводы об интегративном характере комикса как исторического источника, его мобилизационном и информационном потенциале, способности усиливать эмоциональный фон урочного занятия. В статье показывается, что результатом эффективного использования фрагментов комиксов может стать не только отработка предметных результатов обучения, но и развитие читательской грамотности обучающихся.

Ключевые слова: исторический комикс; занимательная наглядность в урочной деятельности; урок истории в общеобразовательной школе; моделирование заданий на основе изображений комикса; предметные и метапредметные результаты обучения

Для цитирования: Урядова А. В., Страхова Н. В. Дидактические основы новой наглядности: использование комиксов на уроках истории в школе. 2024. № 2 (137). С. 33-44. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-33. https://e1ibraгy.ru/EDKMED

Original article

Didactic foundations of new visibility: use of comics in history lessons at school Anna V. Uriadova1, Natalya V. Strahova2

:Doctor of historical sciences, professor at department of contemporary russian history, Yaroslavl state university named after P. G. Demidov. 150000, Yaroslavl, Sovetskaya st., 10

2Candidate of historical sciences, associate professor at department of general education, advisor to the administration, Institute for education development. 150043, Yaroslavl, Bogdanovich st., 16 1uryadovaanna@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0091-0293 2strahovan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5515-2958

Abstract. The article examines the principles of using comics as a historical source in history lessons. We analyze approaches to include materials of «entertaining visibility» in the lesson, comprehends the experience gained by foreign and Russian authors on the use of the comic in the classroom, gives an overview of historical comics dedicated to the

© Урядова А. В., Страхова Н. В., 2024

events of the First World War, offers options for integrating graphic works of foreign and Russian authors within the framework of two topics of the school history course «World War I» and "Russia in World War I (1914-1918). «The goals, objectives and principles of including graphic novels in the lesson are determined. As an illustration, examples on the use of fragments from the comics «White Death» by R. Morrison and C. Adlard, «To hell with this war» by J. Tardy, «The Case of Principle» by D. Chinov and A. Akishin and «Front 14-17» by I. Voronin are given. Particular attention is paid to modeling tasks based on a visual series of graphic novels on the model of the KIM demo version of the Unified State Exam in history (task 8 and task 15), their use in educational activities. Conclusions are drawn about the integrative nature of the comic as a historical source, its mobilizing information potential, the ability to strengthen the emotional background of the lesson. The article shows that the result of the effective use of comic book fragments can develop subject learning results, and also develop reading literacy of students.

Key words: historical comic book; entertaining visibility in lesson activities; a history lesson at comprehensive school; modeling tasks based on comic book images; subject and meta-subject training results

For citation: Uryadova A. V., Strakhova N. V. Didactic foundations of new visibility: use of comics in history lessons at school. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (2): 33-44. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-2-137-33. https://elibrary.ru/EDKMED

Введение

Преподавание истории в условиях современных трансформаций является чрезвычайно ярким, интересным и непростым. С одной стороны, новейшие информационные технологии, так называемая «цифра», дают возможности превращать уроки чуть ли не в феерические шоу с использованием интерактивных средств (интерактивные карты, видеоряд и т. п.) и приемов, добиваться эмоциональной включенности обучающихся в образовательный процесс, акцентируя внимание на ярких знаковых моментах (опорных сигналах). С другой стороны, визуализация восприятия, акцентирование внимания на броских сюжетах приводят к сложностям понимания обучающимися, текстовой информации и формирования представлений об исторических эпохах [Емшанов, 2009]. Задаваясь вопросом о роли наглядности в процессе изучения истории в школе, невольно обращаешься к трудам советского классика методики преподавания истории А. А. Вагина [Вагин, 1968], который считал, что при помощи наглядности можно создать яркий образ, помогающий глубокому усвоению и раскрытию закономерностей, выявлению существенных характеристик. Современные теоретики методики преподавания истории в школе [Вяземский, 2001] рассматривают использование различных типов визуальных источников для создания зрительного образа на этапе мотивации, для актуализации знаний и формирования эмоциональной составляющей урока. Эти авторы говорят о визуальном источнике как носителе новых исторических знаний, предлагают систему вопросов для выявления его информационного потенциала. Правда, речь в основном идет о ри-

сунках, картинах, фотографиях, плакатах, карикатурах. И Т. В. Коваль [Коваль, 2006], и А. Н. Иоффе [Иоффе, 2012] пишут о данных видах наглядности как способе активизации познавательной деятельности обучающихся, применяемом систематически.

В последнее время прослеживается обращение на уроках к так называемой «занимательной наглядности» (использование в образовательной деятельности дидактических средств и методических приемов, зрительно воздействующих на обучающихся, вызывающих глубокий эмоциональный отклик. К «занимательной наглядности» относят комиксы, карикатуры, коллажи, мемы, логические картинки). Именно об использовании комикса на уроке истории в средней школе и пойдет речь в данной статье. Необходимо отметить, что мы не будем анализировать включение в учебную деятельность так называемых «образовательных комиксов», которые изначально создаются как дидактическое средство для конкретного учебного занятия.

Хотя сами комиксы по истории появились еще в начале ХХ в. (например, канадский карикатурист А. Буржуа, в 1907-1908 гг. в газете «La Presse» опубликовал 25 комиксов для детей по истории Канады XVI-XVII вв. [Godin-Laverdière, 2015]), научный интерес к их изучению и возможностям использования в педагогике датируется только 70-ми годами прошлого века. Первое обобщающее эссе на тему «История и комиксы» - дипломная работа, защищенная в области современной литературы [Haessel, 1979]. В 1979 г. Ж. К. Фор провел симпозиум «История и комиксы», но выступали на нем в основном филологи, и исторический аспект проблемы остался не раскрытым (кстати, использование комикса в педагогике в целом также обсуждалось в

это время [Picquenot, 1975]). В 1970-е французское издательство Larousse начало большой проект - «История Франции в комиксах» (в котором в том числе вышла и история Первой мировой [La Grande Guerre..., 1983]). Ряд авторов подверг эту серию критике, отмечая, что этот и аналогичные проекты других стран (Италии, Швеции, Китая) не удачны, так как богатая и сложная история в них сокращалась, и тем самым примити-визировалась, показывалась в карикатурном виде. Хотя отмечались и положительные примеры исторических комиксов, когда они были посвящены отдельному историческому периоду, поскольку в этом случае ему уделялось больше внимания, а, следовательно, было больше возможностей детализации [Cousin, 1977]. Ответом на это стала публикация И. Леви-Пьяру «Исторический комикс?» [Levy-Piarroux, 1977], в которой говорилось о том, что комикс - не застывшая форма, он развивается вместе с читателем.

Собственно дальнейшее развитие исторического комикса и пошло по этому пути - сужению хронологических рамок. В 1997 г. была защищена первая диссертация по антиковедению, посвященная комиксам [Thiebaut, 1997]. Чуть позже ее автор опубликовал несколько статей, посвященных использованию комиксов в школьном историческом образовании [Thiebaut, 1998; Thiebaut, 1989]. В них он отмечал, что поскольку мы живем в «имиджевой цивилизации/ цивилизации образа» (civilisation de l'image) необходимо учитывать это и в школьной педагогике. Он выделяет в комиксе три грани: комикс как исторический документ; комикс как исторический дискурс; комикс как дискурс, который нужно расшифровать. Использование комиксов и вообще «образа» в широком смысле слова, по его мнению, отнюдь не означает исключение текста. Традиционный дискурс должен оставаться основополагающим, изображение же будет давать дополнительные возможности в понимании и преподавании истории.

В нашей стране, как считают И. А. Нидерман и Г. С. Купалов, «сложилось отношение к комиксам как к некоторому поверхностному чтению, повествующему незамысловатые истории. Многие педагоги считают применение комиксов на уроках в школе неприемлемым, так как комикс не может выступать полноценным источником информации. Преподавательское сообщество опасается, что современные обучающиеся чаще будут использовать комиксы для получения знаний, пренебрегая текстами учебника» [Нидерман, 2021].

А. И. Кунин в статье «Комикс в России» изучил историю классического комикса и его разновидностей, определил истоки зарождения комикса как одного из средств наглядности, используемого на уроках, в том числе и истории [Кунин, 2013]. Здесь на первый план выходит такая особенность «графических новелл» - выражение сюжета и идеи в наглядном зрительном образе, то есть, по словам А. С. Петровой и Т. А. Макаренко, методика работы с комиксами предполагает постепенное перемещение внимания учащихся с одной картинки на другую с проговари-ванием увиденного и установлением причинно-следственных связей с выходом на конечный результат [Петрова, 2017]. Таким образом, комикс из «занимательной наглядности» превращается в наглядное средство обучения, понятное и близкое современным подросткам, позволяющее отрабатывать приемы смыслового чтения, развивать логическое и образное мышление, формировать личностные, метапредметные и предметные знания.

Сторонники использования комиксов на уроках истории идут дальше - создают сайты, работают со студентами над созданием новых комиксов. Примером служит сайт «Исторические комиксы и комиксы в образовании», где представлены как сами комиксы, сгруппированные по проблематике (в том числе - посвященные истории Первой мировой (Сайт «History comics and comics in education»)), так и методические разработки. Кроме того, создатель сайта указывает источники бесплатного использования комиксов. Кроме того, он выпустил пособие для учителей [Smyth, 2022].

В последние десятилетия за рубежом выходит много публикаций, посвященных использованию исторических комиксов в школе [Bande dessinée..., 2012; Boerman-Cornell, 2012; Boerman-Cornell, 2015; Zagkotas, 2019; Krieg in Comic., 2018; Clark, 2013; Cromer, Clark, 2007; Alkana, 2007; Castro, Castro, 2012; Telling History., 2020; Cotton, 2020; Decker, Castro, 2012; Barbre, Carroll, Tolbert, 2022; Mak dit Mack, 2012 и др. ]. В России их гораздо меньше и написаны они в основном либо студентами, либо школьными учителями [Реева, 2020; 2021; Урядова, 2016; Плотникова, 2017; Бобин, 2018; Костылева, 2020; Архипова, 2012; Дягилев, 2018]. Появляются и исследования, посвященные использованию на уроках комиксов именно на военную тематику. В одной из первых статей по этому вопросу («Воспоминания о войне в комик-

сах» Г. Руссо) были проанализированы комиксы о мировых войнах и локальных военных конфликтах [Rousso, 1984]. Чуть позже и в России появилась статья, в которой был дан сопоставительный анализ комиксов по истории первой и второй мировых войн, изданных в странах Европы, США и в России [Грибан, 2021]. В ней авторы выделили 3 категории комиксов: представляющие альтернативную версию истории, направленные на развлечение; комиксы, основанные на документальных произведениях, имеющие своей целью представить простым и доступным языком сложную и болезненную для восприятия тему (применительно к комиксам, основанным на реальных исторических сюжетах и источниках, в последнее время часто применяется термин «графический роман» - смешанный тип, сочетающий документальные и художественные элементы). Авторы исследования пришли к двум основным выводам: во-первых: все рассмотренные комиксы содержат антивоенный посыл; во-вторых: комиксы могут быть не просто средством развлечения, но и оказывать влияние на процесс формирования и трансформации исторической памяти.

Всплеск публикации о Первой мировой приходится на даты ее столетия, комиксы о ней и работы по их использованию не являются исключением [14-18..., 2019]. В 2000-х изучение этой проблематики выходит на качественно новый уровень. В 2008 г. была опубликована монография Б. Денешера и автора комиксов «14-18 в комиксах» Л. Ревийона [Denéchère, Révillon, 2008]. В 2014 г. в Намюре (Франция) состоялся симпозиум, посвященный теме Великой войны в комиксах и юношеской литературе, его результаты затем освещались в прессе трех французских университетов. Отметим, что имеются и статьи, посвященные использованию отдельных комиксов о Первой мировой войне в учебном процессе (например, кейс по комиксу Жака Тарди «Окопная война» [Vincent, 2012]).

Методы исследования

Методологической основой проведенного исследования является системно-деятельностный подход, фундаментально представленный в трудах как классиков педагогической науки (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Ю. Н. Давыдов и др.) так и выдающихся современных ученых [Асмолов, 2010; Хуторской, 2021]

Проблеме восприятия обучающимися визуальных источников посвящено большое количество

исследований, ставших классикой методической науки [Вагин, 1968; Гора, 1971 и др.], и труды современных ученых, на которые мы опираемся в своем исследовании [Вяземский, 1997; Абдулаев, 2018]. Современные российские ученые, занимающиеся вопросами источниковедения, особое внимание обращают на специфику изучения графического текста как особого исторического источника [Хлевов, 2021; Селунская, 2022].

В данной статье мы не ставим целью осветить все комиксы о Первой мировой (их в мире создано более сотни), обратимся лишь к тем, которые доступны российскому читателю он-лайн, переведены или опубликованы на русском языке.

Источники

Большинство британских комиксов о Великой войне упоминают битву на Сомме в 1916 г., однако графический роман «Белая смерть» («White Death», сценарист Р. Моррисон, художник Ч. Эдлард), впервые опубликованный в 1998 г., посвящен итальянскому театру военных действий [Morrison, 2014]. На сюжет автора натолкнул документальный фильм, в котором говорилось, что в годы Первой мировой войны от 60-ти тысяч до 100 тысяч солдат погибли на итальянском фронте от схода лавин, преднамеренно вызванных противником. Действие происходит в 19161917 гг. в высокогорье недалеко от Трентино. Главный герой - итальянский солдат Пьетро Ак-васанта, который должен организовать сход лавины на лагерь противника. Внутреннее противоборство персонажа связано с тем, что до войны он был жителем Австро-Венгрии и в итальянской армии чувствует себя чужим, ему не очень доверяют, в то же время в габсбургской армии есть его довоенные друзья. Сюжет этого произведения представляет педагогу возможность рассказать о разделенных итальянцах, воевавших по разные стороны фронта. Прекрасно передается авторами и атмосфера войны в горах: голод, холод, снег, смертоносные лавины, рукопашные схватки в промёрзлых траншеях. Комикс переведен на русский язык и доступен он-лайн [Белая смерть].

Комикс «В окопах» французского автора Жака Тарди был опубликован в 1993 г. во Франции (в оригинале «C'était la guerre des tranchées» [Tardi, 1993] и почти сразу был издан на английском («It Was the War of the Trenches») и немецком «Grabenkrieg» («Окопная война») языках, в 2022 г. издан на русском языке [Тарди, 2022]). В 2010 г. издательство «Fantagraphics» за его пе-

реиздание получило премию Айснера как за «Лучшую работу, основанную на реальных событиях». Это не просто литературно-графическое произведение, а работа, частично основанная на исторических источниках - воспоминаниях деда автора. Данный комикс иногда называют «лучшим антивоенным комиксом тысячелетия». Большинство французских комиксов о войне используют «знаковые» военные эпизоды (марш-бросок войск из Парижа на Марну с помощью такси и собственно битву на Марне, осаду Вердена, торпедирование и потопление «Лузитании», подписание Компьенского перемирия). В отличие от них «В окопах» - это скорее зарисовки с отсутствием единого сюжета, героев, объединённые лишь общей темой Западного фронта, всё происходящее показано глазами простого французского солдата. Это произведение не о героях и героизме, а о «маленьком человеке» на войне, о быстротечности жизни и будничности смерти, о том, что эпидемии и голод оказываются смертоносней бомб, а плен или отравление газом порой расценивается как «бегство» с бессмысленной для героев комикса войны. В предисловии к сборнику Тарди писал: «Это нехронологическая подборка ситуаций, прожитых людьми, которые крались и ползли по земле, очевидно несчастных оказаться в таком месте, единственным желанием которых было остаться в живых хотя бы ещё один час, одержимых стремлением вернуться домой - попросту говоря, чтобы война окончилась! Здесь нет «героев», здесь нет «главного героя» - в этих ужасных «приключениях», что и есть война. Ничего, кроме огромного, безымянного крика агонии» [Тарди, 2022]. «В окопах» - очень тяжелое произведение с мощным антивоенным посылом, рассчитанное на взрослых и школьников старшего возраста. Как пишет сам Тарди, его комикс - это напоминание современным читателям о том, как легко можно разрушить жизнь и как важно сохранить мир. Поскольку основные действия Западного фронта проходили именно на территории Франции, тема окопов, траншей, которые как шрамы покрыли землю, «боль земли» становится также важной для автора.

Чуть позже, рекламируя книгу, магазины сети Фламмарион обращаются именно к учительской аудитории, указывая на возможности использования комикса на уроках и даже давая постраничную «раскадровку» тем и определенных периодов войны (например, август 1914 г. - мобилизация и реакция, которую она вызывает; вторжение в

Бельгию и Северную Францию; первые бои; беженцы и т. д.). Как вариант, они предлагают изучать и отдельные рассказы из комикса, например о боях 27 ноября 1916 г., потерях, нежелании солдат воевать и показательных расстрелах [Tardi]. Эпизоды комикса могут стать отправной точкой для поиска материалов по аналогичной проблематике (писем, воспоминаний, исторических исследований, романов, фильмов и т. д.).

В 2008 г. Тарди вернулся к теме Первой мировой в графическом романе «К черту войну!» (в оригинале «Putain de guerre! 1914-1915-1916», на английском: «Goddamn This War!», на немецком языке: «Elender Krieg. 1914-1919» («Жалкая война»)). Само название говорит об отношении автора к войне. Комикс написан в соавторстве с историком Ж.-П. Верне (Jean-Pierre Verney). В работе используется множество исторических источников. По концепции это произведение отличается от сборника «Окопная войны», представляя собой по сути летопись войны (ее начало, Верденское сражение, солдатские мятежи 1917 г., тяжелый 1918 г.), хотя как и в предыдущем произведении, рассказ ведётся от лица простого французского солдата. Автор вновь показывает трагедию войны глазами «маленького человека», для которого это война является чужой и бессмысленной. К сожалению, поскольку на русский язык это произведение не переведено, его использование на уроках затруднено. В обоих комиксах много контрастов-противопоставлений -графических, цветовых. Интересно отметить, что их фрагменты как методический материал используются в учебнике по истории ФРГ для иллюстрации фронтового быта. Учащимся предлагается ознакомиться с эпизодами из комиксов и написать эссе на тему «Жизнь солдата на фронте» от первого лица [Geschichte im Comic ., 2016].

Российский многократно переизданный комикс «Дело Принципа» (автор Д. Чинов, художник А. Акиншин [Чинов, 2022]) опирается на историческое исследование Е. Матонина, использовавшего разные, в том числе архивные источники для его написания [Матонин, 2017]. Авторы пытаются разобраться в формальном поводе Великой войны - в убийстве наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда боснийским сербом Гаврилой Принципом. Что это было? Продуманное покушение, трагичная случайность или масонский заговор? В качестве основного метода используется биографический: анализируется биография и поведение Принципа, причины, приведшие его к этому поступку; зада-

ется автор и вопросом - кем был Франц Фердинанд? Но главный вопрос, который автор ставит перед читателями, а учитель может вынести на дискуссию и обсудить с учениками: можно ли было избежать войны? Комикс содержит и умеренное количество художественных допущений. Среди множества версий, касающихся инициаторов покушения, автор выбрал одну. Остальные версии можно обсудить в классе.

Если «Дело Приципа» базируется на исторических фактах и конкретных событиях, которые случились с реальными личностями, то комикс И. Воронина «Фронт 14-17» [Воронин, 2022] -это художественный вымысел в «декорациях» Первой Мировой. Здесь и революционные выступления Ленина с Троицким, разруха и голод, ну и, конечно, война. В центре, как и в ряде других комиксов - человек: герой произведения -молодой прапорщик, ценящий устав, порядок и уважение превыше всего. Книга не претендует на отражение исторической действительности и реалий, поэтому в ней много неточностей, что можно использовать для работы на уроке, предложив школьникам игру «Найди историческую ошибку».

А. Трошин создал комикс «Диптих» о Первой мировой войне с персонажами антропоморфными животными [Трошин, 2022] (чем-то напоминающими знаменитого «Мауса»). Автор показывает две стороны войны (диптих) через двух героев противоборствующих армий. Они во многом схожи - оба ставят долг и честь превыше всего, по-разному трактуя свою мораль, принципы и вытекающие из них деяния. Как и «В окопах» - это книга о человеке на войне, о борьбе со смертью, а не друг с другом, о проявлении человечности на войне. «Диптих» лёг в основу анимационной короткометражки и видеоигровой визуальной новеллы, а попросту - компьютерной игры, которые также могут быть использованы на уроке (особенно для младших школьников или для детей с особыми образовательными потребностями). Портал «Год Литературы» включил этот графический роман в пятёрку рекомендованных к прочтению комиксов. Его интересно не только читать, но и просто рассматривать красивые, профессионально выполненные акварельные рисунки.

Если «Дело Принципа» повествует о начале войны, то «Веймарские сны» Алексея Трошина (сиквел «Диптиха») - о ее последствиях и рефлексии о былых временах. В основе рассказа -переживания героев, их воспоминания о войне,

послевоенное восприятие гражданским населением героев войны, отношение к ним. Автор предлагает рецепты излечения этого посттравматического состояния. Интересны и художественные приемы, которые он использует: «военный» пролог и воспоминания о войне нарисованы в черно-белых тонах, основное послевоенное повествование - цветное.

Несмотря на разные стили и подходы многое объединяет представленные выше работы. Все они содержат антивоенный посыл, авторы говорят о том, что война - это в первую очередь источник человеческих бед и страданий. Большинство из них описывают не героизм и подвиг, а жизнь рядовых, человека на войне. Стилистически многие их комиксов выполнены в монохроме (черно-белой графике), что еще больше подчеркивает трагизм войны. Важно отметить, что многие авторы комиксов и графических романов о войне использовали в работе над ними исторические источники (как письменные, так и графические - фото, зарисовки времен войны) и научные исследования.

Методика

В отечественной педагогике интерес к использованию наглядности на уроке появляется во второй половине XX в. Начиная с середины 1960-х гг., советские историки-методологи признавали, что средства «занимательной наглядности», в частности, «карикатура - это одно из лучших наглядных средств обучения истории, потому что она доступна и художественно выразительна, поэтому карикатура легко воспринимается учениками» [Вагин, 1968]. Данные характеристики, которые можно отнести и к комиксу, определяют характер включения «графической новеллы» в содержание учебного занятия. В первую очередь, речь должна идти о мотивационном этапе урока с целью привлечь внимание обучающихся к проблематике. Например, при изучении в 10 классе темы «Первая мировая война» (всеобщая история), формулируя тематику, целесообразно использовать фрагменты комикса «Белая смерть» Р. Моррисона и Ч. Адларда [Белая смерть]. С использованием фрагмента «Когда началась война, я жил в Истрии...» [Белая смерть] может быть выстроена самостоятельная работа, посвященная странам, участницам Антанты. Данные элементы будут использоваться и при изучении Истории России в 10 классе (тема «Россия в Первой мировой войне (1914-1918)») уже на этапе актуализации знаний. Характеризуя отдельные явления первой мировой войны, на-

пример, «окопная война», «позиционная война», оправданным станет использование визуального ряда Ж. Тарди «К черту эту войну», где со всей откровенностью показаны ужасы военного быта.

Некоторые страницы комиксов уместно применять как базу для организации самостоятельной учебно-исследовательской работы, в частности, «Дело Принципа» Д. Чинова и А. Акишина и «Фронт 14-17» И. Воронина. Выстраивая разговор о причинах и поводе Первой мировой войны, разумно взять за основу рисунок из названного выше романа «Дело Принципа» и предложить обучающимся обозначить событие, послужившие поводом к развязыванию военных действий. Освящение боевых действий на Восточном фронте на разных этапах Первой мировой войны может сопровождаться иллюстрациями И. Воронина, например, «Главное, ушли героями... »

Можно использовать комиксы и при проведении интегрированных уроков, например, истории и литературы, английского языка. Так, «Armistice & legacy» содержат 9 небольших комиксов (3-5 стр.) на разные сюжеты, но объединенные общей темой Великой войны [Armistice and Legacy]. Несложная лексика и художественный ряд позволят учащимся легко их понять.

Еще один вариант для использования материалов комиксов на учебном занятии - моделирование заданий по образцу демоверсии КИМ ЕГЭ по истории: задание 8 и задание 15 («Рассмотрите изображение и выполните задание»). В данном случае мы получаем возможность выстроить анализ визуального источника в соответствии со спецификацией КИМ ЕГЭ по истории -«работа с изображениями». Предлагаем следующие приемы анализа рисунка комикса:

1. Выявление тематики комикса (сфера жизни) и информационной основы (исторический контекст изображения).

2. Анализ текста изображения (характер лексики, использование специфических слов и т. п.).

3. Установление авторской позиции (определение взгляда автора на событие, явление, личность) с учетом информации об авторе (например, год создания работы, язык автора, страна проживания).

4. Анализ графики изображения (цветовая гамма, наличие графических символов, поиск скрытых знаков).

По результатам анализа изображения, с одной стороны, предлагается реконструкция исторического события (например, позиционная война), с другой - даются ответы на заданные вопросы

формата заданий 8 и 15 (о чем писалось выше), которые предполагают определение на основе анализа изображения какого-либо события, исторической личности и т. п., а также обоснование своего ответа. Примером такой работы может быть следующая: обучающимся предложен фрагмент листа комикса «Белая смерть» Р. Моррисона и Ч. Адларда «Когда началась война, я жил в Истрии...» с заданием: «Рассмотрите изображение и выполните задание. Укажите год, в котором произошли проиллюстрированные события. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа». Обучающиеся могут взять информацию из диалога «.Италия тогда еще придерживалась нейтралитета. Затем Италия объявила войну...» Выполнение данного упражнения покажет, как владение читательской грамотностью (нахождение единицы информации в тексте, извлечение единицы информации, интерпретация извлеченной информации и интеграция информации), так и умение систематизировать историческую информацию, осуществлять ее поиск в источниках разных типов, проводить атрибуцию исторического источника.

В настоящее время на базе Государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области средней школы «Провинциальный колледж» ведется апробация использования материалов комиксов при проведении уроков истории в 10-х социально-гуманитарных классах (в этих классах история изучается на углубленном уровне). Основным источником на уроках, посвященных Первой мировой войне, стали названные выше комиксы «Белая смерть» Р. Моррисона и Ч. Адларда, «К черту эту войну» Ж. Тарди и «Дело Принципа» Д. Чинова и А. Акишина. В основном, атрибуция материалов проводилась на уроках по всеобщей истории (тема «Первая мировая война»). В рамках изучения истории России фрагменты графических новелл служили основой для формулирования целей занятия, актуализации знаний обучающихся. В процессе деятельности расширялось использование графического материала - подключались листы комикса «Фронт 1417» И. Воронина. По итогам работы с изображениями комикса нами было отмечено, что десятиклассники освоили навыки атрибуции такого визуального источника (справляемость с заданием формата 8 КИМ ЕГЭ - 92 %), на его основе смогли интегрировать извлекаемую информацию (задания формата 15 и 16 КИМ ЕГЭ).

Заключение

Таким образом, следует говорить об информационном потенциале комикса как источника исторических знаний, его мобилизационных способностях, интегративном ресурсе. Использование графических новелл как наглядного средства обучения позволит усилить эмоциональный фон учебного занятия, актуализировать фактологическое содержание. Комиксы, посвященные событиям Первой мировой войны, помогут обучающимся взглянуть на военные события глазами «маленького человека», страдающего от ужасов большой войны, акцентировать внимание на отдельных событиях, поработать над формированием причинно-следственных связей.

Библиографический список

1. Абдулаев Э. Н. Использование условно-графической наглядности при изучении темы «Правление Павла I» / Э. Н. Абдулаев, А. Ю. Морозов // Преподавание истории в школе. 2018. № 2. С. 62-63.

2. Архипова Л. М. Комиксы как инновационный метод активизации познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения истории // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 106-110.

3. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 11.02.2024).

4. Белая смерть. URL: https://com-x.life/reader/8530/130198 (дата обращения: 11.02.2024).

5. Бобин Д. Н. Художественный комикс на уроке истории в средней школе: возможности применения / Д. Н. Бобин, Д. Т. Яковлев, Е. С. Швецова // МНСК-2018: Педагогика : мат. 56-й Международной науч. студ. конф. 2018. С. 18-19.

6. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. Москва : Просвещение, 1968. 431 с.

7. Воронин И. Фронт 14-17. Москва : Alpaca, 2022. 116 с.

8. Вяземский Е. Историческое образование в современной России / Е .Вяземский, О. Стрелова, М. Короткова, И. Ионов И. Москва : Русское слово, 1997. 224 с.

9. Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителю истории. Практическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. Москва : Вла-дос, 2001. 176 с.

10. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. Москва : Просвещение, 1971. 239 с.

11. Грибан И. В. Репрезентация истории мировых войн в комиксах: от трагичного до комичного /

И. В. Грибан, З. Р. Зиннатуллина // Политическая лингвистика. 2021. № 3 (87). С. 133-144.

12. Дягилев М. В. Образовательный комикс как проектная технология развития творческого мышления младших подростков на уроках истории // Проектная деятельность в общем и профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы : мат. всероссийской научно-практической конф. НТГСПИ / отв. ред. Л. П. Филатова. 2018. С. 27-32.

13. Емшанов А. Л. Процесс формирования исторического прошлого // Вестник ВятГУ 2009. № 3. иКЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/protsess-formirovaniya-istoricheskogo-proshlogo (дата обращения: 25.01.2024).

14. Иоффе А. Н. Визуализация в истории и обще-ствознании - способы и подходы // Преподавание истории в школе. 2012. № 10. С. 3 - 7.

15. Коваль Т. В. Методика организации работы с визуальными источниками // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 10. С. 22-28.

16. Костылева А. С. Возможности составления и применения исторических комиксов на уроках истории в 8-х классах // Дни науки студентов Владимирского гос. ун-та им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых : сб. мат. заочных научно-практических конф.. 2020. С. 2275-2280.

17. Кунин А. И. Комикс в России // Библиография. 2013. № 4. С. 45-55. иИЬ: https://rgub.ru/professiona1/pub1ished/artic1e.php7artic1e ^=286. (дата обращения: 11.02.2024).

18. Матонин Е. В. Гаврило Принцип. Серия «Жизнь замечательных людей». Москва : Молодая гвардия, 2017. 336 с.

19. Нидерман И. А. Комикс как средство наглядности / И. А. Нидерман, Г. С. Купалов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. № 3 (53). иКЬ: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/komiks-kak-sredstvo-naglyadnosti (дата обращения: 25.01.2024).

20. Плотникова И. А. Интерактивный компьютерный комикс-квест как средство развития критического мышления учащихся на уроке истории / И. А. Плотникова, Е. Ю. Маиковская // Проблемы образования и пути их решения. 2017, июнь. С. 17-19.

21. Петрова А. С. Комикс как средство обучения / А. С. Петрова, Т. А. Макаренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 119-121.

22. Реева А. Использование комиксов на уроках истории / А. Реева, Д. В. Буяров // Чтения памяти профессора Е. П. Сычевского. 2020. Вып. 20. С. 364366.

23. Реева А. Особенности комикса как наглядного средства обучения истории // Чтения памяти профессора Е. П. Сычевского. 2021. Вып. 21. С. 401-403.

24. Селунская Н. Б. «Видение» и «ведение» исторического факта в мемориальном дискурсе и в реконструкциях идентичностей // Диалог со временем. 2022. № 80. С. 45-57.

25. Тарди Ж. В окопах. Санкт-Петербург : Питер, 2022. 176 с.

26. Трошин А. Диптих. Москва : Alpaca, 2022. 96 с.

27. Урядова А. В. Комиксы на уроках истории и обществознания // Преподавание истории в школе. 2016. № 9. С. 46-52.

28. Хлевов А. А. Исторический источник и методология «новой исторической науки»: возможности и перспективы // Научный вестник Крыма. 2021. № 4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-istochnik-i-metodologiya-novoy-istoricheskoy-nauki-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 11.02.2024).

29. Чинов Д. Дело Принципа / Д. Чинов, А. Аки-шин. Москва : Alpaca, 2022. 156 с.

30. 14-18-en bande dessMe et en litffirature de jeunesse. Temps etenjeux d'une tMmatique guerrime. Dir. Tilleul J.-L., Vandecasteele L. Namur: Presses Universitaires de Namur, 2019. 254 p.

31. Alkana L. K. Teaching World History with Graphic Novels. // World History Bulletin. 2007. Vol. 23, no. 2. P. 28.

32. Armistice and Legacy (nationalarchives.gov.uk) URL:

https://www.nationalarchives.gov.uk/education/resources/ armistice-and-legacy/ (дата обращения: 11.02.2024).

33. Bande dessinMe et enseignement de l'histoire : quel usage pour quels apprentissages ? // Bande dessinMe et enseignement des humaniffis. / Dir. Rouvime N. Grenoble: UGA Йditions, 2012. P. 199205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Barbre J. O. III; Carroll J., Tolbert J. Comic Literature and Graphic Novel Uses in History, Literature, Math, and Science // SANE journal: Sequential Art Narrative in Education. 2022. Vol. 2: Iss. 7, Article 3. https://digitalcommons.unl.edu/sane/vol2/iss7/3.

35. Boerman-Cornell W. Learning to See History: A Content Analysis of the Affordances of Graphic Novels for High School Teaching. ProQuest Dissertations Publishing, 2012.

36. Boerman-Cornell W. Using Historical Graphic Novels in High School History Classes: Potential for Contextualization, Sourcing, and Corroborating // The History Teacher. 2015. Vol. 48, № 2 . P. 209-224.

37. Castro D., Castro M. Teaching History with Comic Books: A Case Study of Violence, War, and the Graphic Novel // History Teacher. 2012. Vol. 45, no. 2. P. 169-188.

38. Clark J. S. Encounters with Historical Agency: The Value of Nonfiction Graphic Novels in the Classroom // The History Teacher. 2013. Vol. 46, no. 4. Society for History Education. P. 489-508.

39. Cotton A. History Told through Graphic Novels. // Cotton Education Services. 2020. 26 July.

40. Cousin M., Hours M., Margolin J.-L. Vieux vin -nouvelle bouteille. L'histoire de France en bandes dessinMes // Espaces Temps. 1977. № 6. P. 46-62.

41. Cromer M., Clark P. Getting Graphic with the Past: Graphic Novels and the Teaching of History // Theory & Research in Social Education. 2007. Vol. 35, no. 4. P. 574-591.

42. Decker A.C., Castro M. Teaching History with Comic Books: A Case Study of Violence, War, and the Graphic Novel // The History Teacher. 2012. Vol. 45. № 2. P. 169-187.

43. DenMchme B. RMvillon L. 14-18 dans la bande dessinMe. Images de la Grande Guerre de Forton а Tardi. Turquant Cheminement, 2008. 167 p.

44. Geschichte im Comic: Grabenkrieg // Denk|mal. Geschichte 7/8. Baden-WBrttemberg. Braunschweig : Schroedel-Verlag. 2016. S. 258-259.

45. Godin-Laverdime J.-A., Barriault-Fortin M. Parodier et satiriser l'histoire par la bande dessinËe, la caricature et la chronique humoristique. Le cas d'Albmic Bourgeois (1876-1962) // Recherches sociographiques 2015. Volume 56, nummo 1. janvier-avril. P. 53-83.

46. (La) Grande Guerre, l'entre-deux-guerres. Dessins de Dino Battaglia, Sergio Toppi, Guido Buzelli, sränario de Pierre Castex, Jacques Bastian, Robert Bffilot. Collection «Histoire de France en bandes dessinËes». Paris: Larousse, 1983. 73 p.

47. «(La) guerre des tranchées» de Jacques Tardi https://www.youtube.com/watch?v=8P1S09b07mc

48. Haessel J. La Bande DessinËe Historique. Faculffi des Lettres de Strasbourg, novembre 1979 -texte dactylographié

49. «History comics and comics in education» https://www.historycomics.net/wwi-1 Сайт (дата обращения: 11.02.2024).

50. Krieg in Comic, Graphic Novel und Literatur. Herausgegeben von Junk C. Schneider Th. F.Guttingen: V&R unipress GmbH, 2018.

51. Lйvy-Piarroux Yveline. Une bande dessMe historique? // Espaces Temps, 1977. № 6. P. 63-64.

52. Mak dit Mack J. Histoire culturelle et bande dessinËe : pistes méthodologiques et propositions pйdagogiques pour questionner la BD en tant que document historique // Bande dessinËe et enseignement des humaniffis. / Dir. Rouvrnre N. Grenoble: UGA Йditions, 2012. P. 257-280.

53. Morrison R., Adlard Ch. White Death. Berkeley, CA: Image Comics, 2014. 104 p.

54. Picquenot A. Enseignement et bande dessinËe// Pratiques : linguistique, litffirature, didactique, 1975. № 7-8. P. 47-60.

55. Rousso H. RËminiscences de guerre dans la bande dessinËe// Vingtmme Srncle, revue d'histoire. 1984. n°3. La guerre en son srncle. P. 129-132.

56. Smyth T. Teaching with Comics and Graphic Novels. Fun and Engaging Strategies to Improve Close Reading and Critical Thinking in Every Classroom. Eye On Education, 2022. 218 p., 65 Ill.

57. Tardi J. C'itait la guerre des tranchйes. Paris : Casterman, 1993. 128 p.

58. Telling History through Comics and Graphic Novels // Digital History Lab. 2020. 9 April.

59. Thinbaut M. L'Antiquitn vue dans la Bande Dessinne d'expression framaise - 1945-1995. Contribution a une pndagogie de l'Histoire ancienne. (Thnse pour le Doctorat d'Htat, Histoire et Cultures de l'Antiquitn -sous la direction de Monique Clavel-LnvKque - soutenue le 24 novembre 1997 a la Facultó des Lettres, Besamon).

60. Thiebaut M. Culture populaire et culture savante : l'Antiquitn dans la Bande Dessinne. // Dialogues d'histoire ancienne, 1998.vol. 24, n°2. P. 232-243.

61. Thinbaut M. Histoire et bande dessinne // Mnlanges Pierre LnvKque. Tome 3 : Anthropologie et socintn. Besamon : Universitn de Franche-Comtn, 1989. P. 447-464. (Annales littéraires de l'Universitn de Besamon, 404).

62. Vincent M. De case en classe, ntudier une fiction historique en bande dessinne : C'ntait la guerre des tranchües de Jacques Tardi // Bande dessinne et enseignement des humanitns. / Dir. Rouvinre N. Grenoble: UGA Hditions, 2012. P. 225-245.

63. Zagkotas V Are comic books appropriate for teaching History? Three suggestions for Greek Primary Education // Education 3-13: International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education. 2019. Vol. 47, Issue 3, P. 358-365.

Reference list

1. Abdulaev Je. N. Ispol'zovanie uslovno-graficheskoj nagljadnosti pri izuchenii temy «Pravlenie Pavla I» = Use of conditionally graphical clarity in the study of the topic «Reign of Paul I» / Je. N. Abdulaev, A. Ju. Morozov // Prepodavanie istorii v shkole. 2018. № 2. S. 62-63.

2. Arhipova L. M. Komiksy kak innovacionnyj metod aktivizacii poznavatel'noj sfery uchashhihsja s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija v processe obuchenija istorii = Comics as an innovative method to energize the cognitive sphere of students with delayed mental development in the process of learning history // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2012. № 4. Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). S. 106-110.

3. Asmolov A. G Strategija i metodologija sociokul'turnoj modernizacii obrazovanija = Strategy and methodology for socio-cultural modernization of education // Problemy sovremennogo obrazovanija. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya (data obrashhenija: 11.02.2024).

4. Belaja smert' = White death. URL: https://com-x.life/reader/8530/130198 (data obrashhenija: 11.02.2024).

5. Bobin D. N. Hudozhestvennyj komiks na uroke istorii v srednej shkole: vozmozhnosti primenenija = Art Comic in high school history class: applicability / D. N. Bobin, D. T. Jakovlev, E. S. Shvecova E. S. // MNSK-2018: Pedagogika : mat. 56-j Mezhdunarodnoj nauch. stud. konf. 2018. S. 18-19.

6. Vagin A. A. Metodika prepodavanija istorii v srednej shkole = Ways for teaching history in high school. Moskva : Prosveshhenie, 1968. 431 s.

7. Voronin I. Front 14-17 = Front 14-17. Moskva : Alpaca, 2022. 116 s.

8. Vjazemskij E. Istoricheskoe obrazovanie v sovremennoj Rossii = Historical education in modern Russia / E .Vjazemskij, O. Strelova, M. Korotkova, I. Ionov I. Moskva : Russkoe slovo, 1997. 224 s.

9. Vjazemskij E. E. Metodicheskie rekomendacii uchitelju istorii. Prakticheskoe posobie dlja uchitelej = Methodological recommendations to a history teacher. A practical guide for teachers / E. E. Vjazemskij, O. Ju. Strelova. Moskva : Vlados, 2001. 176 s.

10. Gora P. V. Metodicheskie priemy i sredstva nagljadnogo obuchenija istorii v srednej shkole = Methodological techniques and means of visual education of history in high school. Moskva : Prosveshhenie, 1971. 239 s.

11. Griban I. V Reprezentacija istorii mirovyh vojn v komiksah: ot tragichnogo do komichnogo = Representation of World War History in Comics: from tragic to comical / I. V Griban, Z. R. Zinnatullina // Politicheskaja lingvistika. 2021. № 3 (87). S. 133-144.

12. Djagilev M. V Obrazovatel'nyj komiks kak proektnaja tehnologija razvitija tvorcheskogo myshlenija mladshih podrostkov na urokah istorii = Educational comic as a project technology for developing creative thinking of younger adolescents in history lessons // Proektnaja dejatel'nost' v obshhem i professional'nom obrazovanii: opyt, problemy i perspektivy : mat. vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konf. NTGSPI / otv. red. L. P. Filatova. 2018. S. 27-32.

13. Emshanov A. L. Process formirovanija istoricheskogo proshlogo = The process of shaping the historical past // Vestnik VjatGU. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-formirovaniya-istoricheskogo-proshlogo (data obrashhenija: 25.01.2024).

14. Ioffe A. N. Vizualizacija v istorii i obshhestvoznanii - sposoby i podhody = Visualization in history and social studies - ways and approaches // Prepodavanie istorii v shkole. 2012. № 10. S. 3 - 7.

15. Koval' T. V. Metodika organizacii raboty s vizual'nymi istochnikami = Procedure for organizing work with visual sources // Prepodavanie istorii i obshhestvoznanija v shkole. 2006. № 10. S. 22-28.

16. Kostyleva A. S. Vozmozhnosti sostavlenija i primenenija istoricheskih komiksov na urokah istorii v 8-h klassah = Possibilities of compiling and applying historical comics in history lessons in 8-th grade // Dni nauki studentov Vladimirskogo gos. un-ta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaja Grigor'evicha Stoletovyh : sb. mat.v zaochnyh nauchno-prakticheskih konf.. 2020. S. 2275-2280.

17. Kunin A. I. Komiks v Rossii = Comic in Russia // Bibliografija. 2013. № 4. S. 45-55. URL: https://rgub.ru/professional/published/article.php?article_id= 286. (data obrashhenija: 11.02.2024).

18. Matonin E. V Gavrilo Princip. Serija «Zhizn' zamechatel'nyh ljudej» = Gavrilo Printsip. The Life of Wonderful People series. Moskva : Molodaja gvardija, 2017. 336 s.

19. Niderman I. A. Komiks kak sredstvo nagljadnosti = Comic as a means of clarity / I. A. Niderman,

G S. Kupalov // Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt. 2021. № 3 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komiks-kak-sredstvo-naglyadnosti (data obrashhenija: 25.01.2024).

20. Plotnikova I. A. Interaktivnyj kompjuternyj komiks-kvest kak sredstvo razvitija kriticheskogo myshlenija uchashhihsja na uroke istorii = Interactive computer comic quest as a means of developing students' critical thinking in history class / I. A. Plotnikova, E. Ju. Maikovskaja // Problemy obrazovanija i puti ih reshenija. 2017, ijun'. S. 1719.

21. Petrova A. S. Komiks kak sredstvo obuchenija = Comic as a means of learning / A. S. Petrova, T. A. Makarenko // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2017. T. 32. S. 119-121.

22. Reeva A. Ispol'zovanie komiksov na urokah istorii = Using comics in History lessons / A. Reeva, D. V Bujarov // Chtenija pamjati professora E. P. Sychevskogo. 2020. Vyp. 20. S. 364-366.

23. Reeva A. Osobennosti komiksa kak nagljadnogo sredstva obuchenija istorii = Features of the comic as a visual means of teaching history // Chtenija pamjati professora E. P. Sychevskogo. 2021. Vyp. 21. S. 401-403.

24. Selunskaja N. B. «Videnie» i «vedenie» istoricheskogo fakta v memorial'nom diskurse i v rekonstrukcijah identichnostej = «Vision» and «conducting» historical fact in memorial discourse and in reconstructions of identities // Dialog so vremenem. 2022. № 80. S. 45-57.

25. Tardi Zh. V okopah = In the trenches. Sankt-Peterburg : Piter, 2022. 176 s.

26. Troshin A. Diptih = Diptikh. Moskva : Alpaca, 2022. 96 s.

27. Urjadova A. V Komiksy na urokah istorii i obshhestvoznanija = Comics in history and social studies // Prepodavanie istorii v shkole. 2016. № 9. S. 46-52.

28. Hlevov A. A. Istoricheskij istochnik i metodologija «novoj istoricheskoj nauki»: vozmozhnosti i perspektivy = Historical source and methodology of «new historical science»: opportunities and perspectives // Nauchnyj vestnik Kryma. 2021. № 4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-istochnik-i-metodologiya-novoy-istoricheskoy-nauki-vozmozhnosti-i-perspektivy (data obrashhenija: 11.02.2024).

29. Chinov D. Delo Principa = Matter of Printsip / D. Chinov, A. Akishin. Moskva : Alpaca, 2022. 156 s.

30. 14-18-en bande dessinje et en littjrature de jeunesse. Temps etenjeux d'une thjmatique guerriire. Dir. Tilleul J.-L., Vandecasteele L. Namur: Presses Universitaires de Namur, 2019. 254 p.

31. Alkana L. K. Teaching World History with Graphic Novels. // World History Bulletin. 2007. Vol. 23, no. 2. P. 28.

32. Armistice and Legacy (nationalarchives.gov.uk) URL:

https://www.nationalarchives.gov.uk/education/resources/ar mistice-and-legacy/ (data obrashhenija: 11.02.2024).

33. Bande dessinje et enseignement de l'histoire : quel usage pour quels apprentissages ? // Bande dessinje et enseignement des humanitjs. / Dir. Rouviire N. Grenoble: UGA Jditions, 2012. P. 199-205.

34. Barbre J. O. III; Carroll J., Tolbert J. Comic Literature and Graphic Novel Uses in History, Literature, Math, and Science // SANE journal: Sequential Art Narrative in Education. 2022. Vol. 2: Iss. 7, Article 3. https://digitalcommons.unl.edu/sane/vol2/iss7/3.

35. Boerman-Cornell W. Learning to See History: A Content Analysis of the Affordances of Graphic Novels for High School Teaching. ProQuest Dissertations Publishing, 2012.

36. Boerman-Cornell W. Using Historical Graphic Novels in High School History Classes: Potential for Con-textualization, Sourcing, and Corroborating // The History Teacher. 2015. Vol. 48, № 2 . P. 209-224.

37. Castro D., Castro M. Teaching History with Comic Books: A Case Study of Violence, War, and the Graphic Novel // History Teacher. 2012. Vol. 45, no. 2. P. 169-188.

38. Clark J. S. Encounters with Historical Agency: The Value of Nonfiction Graphic Novels in the Classroom // The History Teacher. 2013. Vol. 46, no. 4. Society for History Education. P. 489-508.

39. Cotton A. History Told through Graphic Novels. // Cotton Education Services. 2020. 26 July.

40. Cousin M., Hours M., Margolin J.-L. Vieux vin -nouvelle bouteille. L'histoire de France en bandes dessinjes // Espaces Temps. 1977. № 6. P. 46-62.

41. Cromer M., Clark P. Getting Graphic with the Past: Graphic Novels and the Teaching of History // Theory & Research in Social Education. 2007. Vol. 35, no. 4. P. 574-591.

42. Decker A.C., Castro M. Teaching History with Comic Books: A Case Study of Violence, War, and the Graphic Novel // The History Teacher. 2012. Vol. 45. № 2 . P. 169-187.

43. Denjchire B. Rjvillon L. 14-18 dans la bande dessinje. Images de la Grande Guerre de Forton a Tardi. Turquant Cheminement, 2008. 167 p.

44. Geschichte im Comic: Grabenkrieg // Denk|mal. Geschichte 7/8. Baden-W'rttemberg. Braunschweig : Schroedel-Verlag. 2016. S. 258-259.

45. Godin-Laverdiire J.-A., Barriault-Fortin M. Parodier et satiriser l'histoire par la bande dessinje, la caricature et la chronique humoristique. Le cas d'Albjric Bourgeois (1876-1962) // Recherches sociographiques 2015. Volume 56, numjro 1. janvier-avril. P. 53-83.

46. (La) Grande Guerre, l'entre-deux-guerres. Dessins de Dino Battaglia, Sergio Toppi, Guido Buzelli, scjnario de Pierre Castex, Jacques Bastian, Robert Bijlot. Collection «Histoire de France en bandes dessinjes». Paris: Larousse, 1983. 73 p.

47. «(La) guerre des tranchjes» de Jacques Tardi https://www.youtube.com/watch?v=8P 1 S09b07mc

48. Haessel J. La Bande Dessinje Historique. Facultj des Lettres de Strasbourg, novembre 1979 -texte dactylographij.

49. «History comics and comics in education» https://www.historycomics.net/wwi-1 Sajt (data obrashhenija: 11.02.2024).

50. Krieg in Comic, Graphic Novel und Literatur. Herausgegeben von Junk C. Schneider Th. F. Gcttingen: V&R unipress GmbH, 2018.

51. Ljvy-Piarroux Yveline. Une bande dessinje historique? // Espaces Temps, 1977. № 6. P. 63-64.

52. Mak dit Mack J. Histoire culturelle et bande dessinje : pistes mjthodologiques et propositions pjdagogiques pour questionner la BD en tant que document historique // Bande dessinje et enseignement des humanitjs. / Dir. Rouviire N. Grenoble: UGA Jditions, 2012. P. 257-280.

53. Morrison R., Adlard Ch. White Death. Berkeley, CA: Image Comics, 2014. 104 p.

54. Picquenot A. Enseignement et bande dessinje.// Pratiques : linguistique, littjrature, didactique, 1975. № 7-8. P. 47-60.

55. Rousso H. Rjminiscences de guerre dans la bande dessinje// Vingtiime Siicle, revue d'histoire. 1984. n°3. La guerre en son siicle. P. 129-132.

56. Smyth T. Teaching with Comics and Graphic Novels. Fun and Engaging Strategies to Improve Close Reading and Critical Thinking in Every Classroom. Eye On Education, 2022. 218 p., 65 Ill.

57. Tardi J. Citait la guerre des tranchjes. Paris : Casterman, 1993. 128 p.

58. Telling History through Comics and Graphic Novels // Digital History Lab. 2020. 9 April.

59. Thijbaut M. L'Antiquitj vue dans la Bande Dessinje d'expression franzaise - 1945-1995. Contribution a une pjdagogie de l'Histoire ancienne. (Thise pour le Doctorat d'Jtat, Histoire et Cultures de l'Antiquitj - sous la direction de Monique Clavel-Ljvkque - soutenue le 24 novembre 1997 a la Facultj des Lettres, Besanzon).

60. Thiebaut M. Culture populaire et culture savante : l'Antiquitj dans la Bande Dessinje. // Dialogues d'histoire ancienne, 1998.vol. 24, n°2. P. 232-243.

61. Thijbaut M. Histoire et bande dessinje // Mjlanges Pierre Ljvkque. Tome 3 : Anthropologie et socijtj. Besanzon : Universitj de Franche-Comtj, 1989. P. 447-464. (Annales littjraires de l'Universitj de Besanzon, 404).

62. Vincent M. De case en classe, jtudier une fiction historique en bande dessinje : C'jtait la guerre des tranchjes de Jacques Tardi // Bande dessinje et enseignement des humanitjs. / Dir. Rouviire N. Grenoble: UGA Jditions, 2012. P. 225-245.

63. Zagkotas V Are comic books appropriate for teaching History? Three suggestions for Greek Primary Education // Education 3-13: International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education. 2019. Vol. 47, Issue 3, P. 358-365 .

Статья поступила в редакцию 17.01.2024; одобрена после рецензирования 26.02.2024; принята к публикации 28.03.2024.

The article was submitted 17.01.2024; approved after reviewing 26.02.2024; accepted for publication 28.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.